Соотечественники за рубежом как субъекты миграционных отношений: теоретико-правовой аспект

(Галиахметова К. Д.) ("Миграционное право", 2006, N 4) Текст документа

СООТЕЧЕСТВЕННИКИ ЗА РУБЕЖОМ КАК СУБЪЕКТЫ МИГРАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

К. Д. ГАЛИАХМЕТОВА

Галиахметова К. Д., аспирантка НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

Анализ основных направлений развития правового обеспечения миграционных процессов в Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что иммиграционная политика Российской Федерации находится на стадии становления. В настоящее время органами государственной власти предпринимаются определенные меры по разработке и реализации стратегической составляющей иммиграционной политики России. В частности, в своем Послании Федеральному Собранию в мае 2006 г. В. В. Путин акцентировал внимание на необходимость решения проблем экономического и социального развития страны, в том числе посредством проведения эффективной иммиграционной политики, где приоритетом является привлечение в нашу страну наших соотечественников из-за рубежа. Основные принципы и цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации по реализации данной политики определяются Федеральным законом от 24 мая 1999 г. "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" <1>. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 22. Ст. 2670.

В области основных прав и свобод человека и гражданина Российская Федерация обеспечивает поддержку соотечественникам в обеспечении основных свобод и гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и иных прав, защиту против различных форм дискриминации, поддержку в обеспечении права на равенство перед законом. Следует заметить, что Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" раскрывает понятие двух определений: "соотечественники" и "соотечественники за рубежом". В соответствии с п. 1 ст. 1 данного Закона соотечественниками признаются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Данное определение неоднозначно оценивается исследователями в области миграционных отношений. В частности, Л. Андриченко, В. Елеонский указывают, что определение "соотечественник" является весьма расплывчатым по отношению к Российской Федерации как к многонациональному государству, где превалируют языковое разнообразие, множество культур, традиций, обычаев и т. д. Поэтому в данном случае не совсем ясен критерий определения общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев непосредственно для соотечественников за рубежом <2>. -------------------------------- <2> Андриченко Л., Елеонский В. Законодательное регулирование прав добровольных переселенцев из стран СНГ и Балтии // Федерализм. 2004. N 1. С. 131.

Не случайно отметил Председатель Совета Федерации Российской Федерации С. Миронов, что "сам термин "соотечественник" не имеет однозначного толкования и пока остается открытым вопрос, кто подпадает под это определение и каков статус этих лиц" <3>. -------------------------------- <3> Сергеев Г. Соотечественники ждут реальных действий // Парламентская газета. 2005. N 35 (1652). С. 2.

Термин "соотечественник" с латинского означает "человек, имеющий общее с кем-либо Отечество" <4>. Как следует из анализа Закона, определение "соотечественник" не содержит логической привязки к термину "отечество", что в целом затрудняет понимание определения "соотечественник" в условиях многонациональности российского государства. -------------------------------- <4> Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. СПб.: НОРИНТ, 1998. С. 1236.

Следует заметить, что в преамбуле Конституции Российской Федерации употреблен термин "отечество" <5>. В то же время данный термин не получил своего дальнейшего законодательного развития. В российском законодательстве этот термин нигде не употребляется. На наш взгляд, включение термина "отечество" в понятие "соотечественник" как раз будет являться дальнейшим развитием в понимании сущности данного термина и определения понятия "соотечественник". -------------------------------- <5> Отечество - страна, где родился человек и гражданином которой является: См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1989. С. 468.

Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" к "соотечественникам за рубежом" относит: - граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации; - лиц, состоявших в гражданстве СССР, проживающих в государствах, входивших в состав СССР, получивших гражданство этих государств или ставших лицами без гражданства; - выходцев (эмигрантов) из Российского государства, Российской Республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевших соответствующую гражданскую принадлежность и ставших гражданами иностранного государства либо имеющих вид на жительство или ставших лицами без гражданства; - потомков лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств (п. 2 ст. 1). Таким образом, Закон признает соотечественниками за рубежом практически каждого, кто проживает в странах СНГ и Балтии, независимо от того, является ли он гражданином соответствующих государств, что с точки зрения политкорректности является неверным. Кроме того, в число соотечественников за рубежом Закон включает граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за ее пределами. В данном случае возникает вопрос о целесообразности признания соотечественниками за рубежом граждан, имеющих российское гражданство, которые согласно законодательству пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, проживающими на территории России. Кроме того, Конституция Российской Федерации устанавливает защиту и покровительство гражданам России, находящимся за ее пределами. На наш взгляд, признание российских граждан соотечественниками за рубежом в Федеральном законе "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" с юридической точки зрения является неверным и требует корректировки. Очевидно, конституционная гарантия защиты и покровительства российских граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, должна получить свое развитие посредством принятия Федерального закона "О гарантиях защиты граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом". Соответственно положение о признании соотечественниками граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, целесообразно исключить. Таким образом, с точки зрения теоретической проработанности и правового содержания определение "соотечественник за рубежом" требует уточнения. В ходе настоящего исследования проводилось анкетирование, по результатам которого большинство респондентов указали на недостаточную защищенность прав российских граждан за рубежом и целесообразность принятия Федерального закона "О гарантиях защиты граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом". В докладе Уполномоченного по правам человека за 2004 - 2005 гг. в подразделе "Права российских граждан за границей" представлен полный спектр проблем российских граждан, оказавшихся за пределами России. Учитывая существующее положение в данной сфере, принятие Федерального закона "О гарантиях защиты граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом" также предопределяет свою значимость. Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" определяет теоретическое значение понятия "соотечественник", а также ограничивается перечислением правовых оснований для признания лица соотечественником, находящимся за рубежом. В то же время в определениях "соотечественник" и "соотечественник за рубежом" упускается самое главное - желание перечисленных в Законе лиц идентифицировать себя по отношению к России как к своему Отечеству на основе общности языка, культуры, религии, традиций и обычаев. Этот подход позволил бы более гибко определить правовое содержание данных определений. Учитывая, что Российская Федерация является многонациональным государством, соотечественниками за рубежом могут признаваться и русские, и представители других национальностей, постоянно проживающие за рубежом, а также их потомки по прямой нисходящей линии, для которых русская культура, русский язык, традиции и обычаи являются родными в духовно-нравственном плане, для которых Российская Федерация является исторической родиной, и они идентифицируют себя по отношению к России как к своему Отечеству. Кроме того, является целесообразным ограничиться в Законе лишь определением понятия "соотечественник за рубежом" и дать ему четкую юридическую трактовку. В этой связи представляется возможным внести изменение в ст. 1 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", изложив в следующей редакции: "Соотечественники за рубежом - лица, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации и идентифицирующие себя по отношению к Российской Федерации как к своему Отечеству на основе общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев: - лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; - выходцы из Российского государства, Российской Республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства; - потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств". Теоретическое определение и законодательное закрепление понятия "соотечественники за рубежом" позволит четко определить статус этих лиц как субъектов миграционных отношений.

Название документа