Экологическое измерение инвестиционной политики Европейского банка реконструкции и развития
(Елизаров В. Н.) ("Банковское право", 2006, N 6) Текст документаЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ
В. Н. ЕЛИЗАРОВ
Елизаров В. Н., юрист Международной юридической фирмы "Noerr Stiefenhofer Lutz".
Экономическая деятельность человека тесно связана с его воздействием на окружающую среду. По мере усложнения мировых хозяйственных связей это влияние становится более интенсивным, вызывая истощение природных ресурсов, загрязнение природной среды, приводя к деградации экосистем. Все это в конечном итоге может поставить под вопрос выживание человечества. Осознание необходимости учитывать в своей деятельности природоохранный фактор сформировалось не сразу. Отдельные примеры международного сотрудничества в области защиты окружающей среды можно встретить начиная с конца XIX в., когда индустриальная революция стала приносить первые плоды, связанные с разрушительным влиянием на природу. Однако необходимость комплексного подхода и многостороннего сотрудничества по вопросу охраны окружающей среды на международном уровне была признана лишь в середине XX в. под влиянием деятельности ряда органов и специализированных учреждений Организации Объединенных Наций, таких как ЭКОСОС, ЕЭК, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ и ряд других <1>. -------------------------------- <1> Международное право / Под ред. Ю. М. Колосова, Э. С. Кривчиковой. М.: Международные отношения, 2000.
Являясь участником международных экономических отношений, Европейский банк реконструкции и развития создает потенциал для регионального развития, способствует развитию мирового экономического хозяйства в целом и развитию экономик стран - членов Банка. Банк был создан в 1991 г., когда в условиях глобальной ломки политико-экономической системы государства Центральной и Восточной Европы и республики бывшего Советского Союза испытывали острый дефицит финансирования при создании частного сектора, переходе от плановой к рыночной экономике. В настоящий момент инвестиционные инструменты ЕБРР используются в целях становления рыночной экономики и демократии в 27 странах - от Центральной Европы до Центральной Азии. ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе. Его владельцами-участниками являются 60 стран. Хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами. Природоохранный мандат ЕБРР основан в первую очередь на положениях его учредительного документа - Соглашения. Одной из основных функций, осуществляемой Банком в процессе оказания им содействия в осуществлении структурных и отраслевых реформ, является "содействие во всей своей деятельности экологически здоровому и устойчивому развитию" <2>. Этим Банк определил приверженность в своей деятельности концепции устойчивого развития, которая сформировалась в 80-е годы XX в. - время, сопровождавшееся многочисленными экологическими и связанными с ними социальными (гуманитарными) катастрофами. Именно тогда стало складываться понимание, что окружающая среда и развитие взаимозависимы. Само понятие устойчивого развития было дано в 1986 г. в заключительном докладе под названием "Наше общее будущее", опубликованном Комиссией по окружающей среде и развитию. Согласно докладу под устойчивым развитием понимается "развитие, направленное на удовлетворение потребностей нынешнего поколения, которое не лишает будущие поколения возможности удовлетворять свои собственные потребности" <3>. Концепция является продуктом развития природоохранной мысли, получившей активное развитие начиная с середины XX в. В 1968 г. ЮНЕСКО организовала Международную конференцию неправительственных экспертов по проблемам биосферы. На Конференции были обсуждены вопросы взаимодействия между человеком и природой и приняты рекомендации, адресованные ООН и государствам-членам. Экологический кризис и ухудшавшееся качество окружающей среды вынудили международное сообщество вплотную заняться проблемой ее охраны. В 1972 г. состоялась Стокгольмская конференция ООН по окружающей человека среде, на которой были приняты Декларация принципов, план мероприятий, организационно-финансовые решения и рекомендация о создании Программы ООН по окружающей среде. -------------------------------- <2> Подпункт vii п. 1 ст. 2 Соглашения. <3> http://www. unep. org/geo/geo3/russian/050.php.
В свою очередь, концепция устойчивого развития легла в основу последующих дальнейших усилий мирового сообщества по решению экологических проблем. Качественно новым этапом в развитии международно-правовой охраны окружающей среды стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в 1992 г., на которой была принята Декларация по окружающей среде и развитию (далее - Декларация принципов). Красной нитью через весь текст этой Декларации проходит идея устойчивого развития. Принцип 3 Декларации, раскрывающий содержание концепции, почти дословно повторяет ранее данное определение устойчивого развития и гласит: "Право на развитие должно осуществляться таким образом, чтобы адекватно удовлетворять потребностям нынешнего и будущего поколений в областях развития и окружающей среды". Спустя 10 лет, в 2002 г., в Йоханнесбурге состоялась Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию, на которой были приняты Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию и План выполнения решений. Ключевым документом, наполняющим природоохранный мандат ЕБРР практическим содержанием, является принятый ЕБРР на самом первом заседании Совета директоров директивный документ под названием "Политика ЕБРР в отношении охраны окружающей среды" <4>. В настоящий момент действует вторая редакция документа от 29 апреля 2003 г. Указанным нормативным документом определяются методы и инструменты, используемые Банком для достижения поставленной природоохранной цели. Многие из положений, содержащихся в "Политике ЕБРР в отношении охраны окружающей среды", перенесены из указанных выше ключевых конвенций по вопросам охраны окружающей среды. В частности, это касается общих принципов деятельности при реализации проектов, которые тесно переплетаются или прямо повторяют принципы, закрепленные в Стокгольмской (1972) и Рио-де-Жанейрской (1992) декларациях принципов. -------------------------------- <4> В настоящий момент действует вторая редакция документа. Утверждена Советом директоров ЕБРР 29 апреля 2003 г.
При проведении своей экологической политики ЕБРР придерживается следующих общих принципов. 1. Принцип экологической обоснованности. При проведении экологической аттестации финансируемых проектов ЕБРР стремится обеспечить экологическую обоснованность этих проектов, учет при их осуществлении действующих нормативных требований и наблюдение за их природоохранными показателями. 2. Принцип минимизации негативных экологических последствий, максимизации дополнительного природоохранного эффекта. ЕБРР уделяет особое внимание обеспечению принятия надлежащих и эффективных мер смягчения экологических последствий и решению экологических проблем, которые могут иметь юридические, финансовые и экологические последствия, а также последствия для деловой репутации ЕБРР. При финансировании своих проектов он будет стремиться получить дополнительный природоохранный эффект, особенно в тех случаях, когда эти проекты также дают и экономический эффект. 3. Принцип соответствия инвестиционных проектов экологическим требованиям. Согласно этому принципу предложенный проект может быть отклонен по экологическим соображениям в случае возникновения серьезных экологических проблем или в случае, если проект не позволяет удовлетворительным образом решить экологические проблемы. 4. Принцип эффективного использования имеющихся ресурсов. При реализации проектов особая роль отводится повышению энерго - и ресурсоэффективности, уменьшению отходов, реконструкции уже действующих объектов, освоению возобновляемых ресурсов, утилизации использованных ресурсов, а также применению экологически более чистых производственных технологий. 5. Принцип рационального и устойчивого использования биоресурсов. 6. Принцип активного влияния на процесс создания механизмов улучшения окружающей среды. 7. Принцип реализации ЕБРР норм и принципов международного права посредством реализации проектов. 8. Принцип координации с субъектами международного права по вопросам природоохранной деятельности. ЕБРР сотрудничает с международными финансовыми учреждениями, Европейским союзом, двусторонними донорами, учреждениями системы ООН и другими организациями в области координации подходов к проведению эффективных природоохранных мероприятий в регионе, включая решение серьезных экологических проблем. 9. Принцип многостороннего диалога и всестороннего учета интересов в вопросах охраны окружающей среды. ЕБРР выступает за ведение диалога с заинтересованными сторонами, включая спонсоров проектов и других заинтересованных в проектах лиц, правительства и деловых партнеров, другие международные учреждения и гражданское общество в целом. Исходя из своего директивного документа "Принципы информирования общественности", ЕБРР применяет четыре основных принципа информирования общественности и проведения консультаций: i) открытость, ii) соблюдение устава и подотчетность акционерам, iii) готовность прислушиваться к мнению других и учитывать их замечания, iv) отстаивание коммерческого подхода к выполнению уставных задач ЕБРР. 10. Принцип личного соблюдения ЕБРР мировых природоохранных стандартов. В своей внутренней деятельности ЕБРР придерживается самой передовой практики организации и ведения природоохранной деятельности, в том числе в области энерго - и ресурсоэффективности, уменьшения и утилизации отходов. ЕБРР стремится работать с поставщиками и субподрядчиками, которые придерживаются таких же строгих природоохранных норм. Реализуя свой экологический мандат, ЕБРР придерживается четырех стратегических направлений. I) Включение природоохранных требований в проектный цикл включает в себя несколько составляющих: процесс экологической аттестации проекта; внедрение и распространение передовых природоохранных норм; обнародование информации и консультации с общественностью; мониторинг и оценка реализации проекта; оперативные изменения в проекте; публичное предоставление Банком информации и отчетности о своей природоохранной деятельности. Экологическая аттестация проекта является ключевой составляющей, изначально определяющей возможность участия ЕБРР в реализации (финансировании) проекта. В ходе аттестации проводится предварительная проверка, в ходе которой: выявляются потенциальные экологические проблемы, связанные с предлагаемым проектом; конкретизируются виды экологической информации, необходимой для оценки экологических рисков, обязательств, соблюдения экологических требований, всех неблагоприятных экологических последствий и проблем; выявляются перспективы получения нового или усиления уже имеющегося положительного экологического эффекта. По итогам предварительной проверки проект в зависимости от случая относится по потенциальному экологическому воздействию к категории "A", "B" или "C". К категории "A" ЕБРР относит проекты, если они могут иметь в будущем потенциально значительные и неблагоприятные последствия, которые трудно выявить или оценить в момент проведения предварительной проверки. В отношении таких проектов ЕБРР требует проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). К проектам категории "B" ЕБРР относит проекты, которые могут иметь в будущем менее негативные по сравнению с проектами категории "A" экологические последствия. В отношении таких проектов ЕБРР также требует от инициаторов проекта проведения экологического анализа для оценки потенциального экологического воздействия, однако такой анализ, как правило, меньше масштабов ОВОС. Наконец, к категории "C" относятся проекты, которые, по мнению ЕБРР, будут иметь минимум либо никаких неблагоприятных экологических последствий. В отношении проектов этой категории ЕБРР не требует проведения ни ОВОС, ни экологического анализа. В "Политике ЕБРР в отношении окружающей среды" установлено, что ЕБРР способствует утверждению принципов проведения консультаций с общественностью в регионе операций ЕБРР. На практике до недавнего времени данный принцип оставался декларативным, однако в 2006 г. в России впервые в практике ЕБРР был создан прецедент - в рамках механизма Независимого органа по рассмотрению жалоб (НОРЖ) ЕБРР впервые зарегистрировал и рассмотрел по существу обращение группы местных жителей, социальные и экологические права которых нарушаются финансируемым ЕБРР проектом. НОРЖ принял к рассмотрению жалобу на действия компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд.", проект которой - "Сахалин-2" - рассматривался в качестве инвестиционного проекта с планируемым привлечением средств ЕБРР. Жалоба была направлена в ЕБРР рыбаками Южного Сахалина, деловые интересы которых оказались под угрозой вследствие строительства в рамках проекта нефтеналивного терминала в устье реки Мерея (Анивский залив) <5>. -------------------------------- <5> http://www. sakhalin. environment. ru/search. html? x=7802.
НОРЖ пришел к выводу, что жалоба рыбодобывающих предприятий, а также жителей города Корсаков (Сахалинская область) к оператору проекта "Сахалин-2" - компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд." должна быть признана приемлемой для дальнейшего рассмотрения в соответствии с мероприятиями по решению проблем. В результате принятия такого решения выделение средств ЕБРР было отложено до проведения всех мероприятий, предложенных ЕБРР оператору проекта. II) Поддержка экологически ориентированных инвестиционных проектов. Закрепив за собой роль мобилизующего института в инвестиционной деятельности, ЕБРР считает важной составляющей такой роли улучшение состояния окружающей среды. В каждом из своих инвестиционных проектов Банк старается выявить и максимально использовать его экологическую составляющую - потенциал. ЕБРР стремится играть активную роль, не только финансируя предоставленные ему проекты, но и самостоятельно разрабатывая эффективные инфраструктурные проекты с упором на решение природоохранных задач. В качестве одного из важнейших вопросов ЕБРР рассматривает вопрос энергоэффективности регионов инвестирования. Нормативными документами ЕБРР декларируется готовность напрямую финансировать крупные предприятия с целью проведения ими политики снижения энергоемкости, повышения энергоэффективности. III) Выдвижение природоохранных аспектов на передний план в своих отраслевых и страновых стратегиях и деятельности по линии технического сотрудничества. Для каждой из стран, в которых работает ЕБРР, им разрабатывается национальная стратегия, согласно которой он осуществляет свою деятельность. В отношении России актуальная редакция стратегии принята 16 ноября 2004 г. Стратегии являются руководящими документами Банка по работе с тем или иным государством/регионом. Структурно стратегия состоит из разделов, содержащих информацию о текущей деятельности ЕБРР в регионе, связанной с реализацией предыдущих стратегий, об условиях, в которых Банк осуществляет свою деятельность, стратегические направления, выбранные Банком на период действия принимаемой стратегии. Также в стратегии раскрываются всеобъемлющие данные по операциям ЕБРР в регионе. В стратегиях находит свое отражение и экологический мандат ЕБРР. Стратегия описывает положение вещей в природоохранной области и необходимые меры в области защиты окружающей среды. Таким образом, экологический мандат ЕБРР находит свое реальное воплощение в отдельных документах, носящих прикладной по отношению к региону осуществления операций Банка характер. ЕБРР приняты отраслевые стратегии деятельности применительно к транспорту, аграрной сфере, энергетике, муниципальной и природоохранной инфраструктуре, полезным ископаемым, недвижимости. IV) Формирование партнерских <6> отношений для решения региональных и глобальных природоохранных проблем. -------------------------------- <6> Текст официального перевода "Политики ЕБРР в отношении охраны окружающей среды".
Принимая во внимание тот факт, что современные международные экономические отношения уже давно по своей сути стали глобальными, вызовы, с которыми приходится сталкиваться по мере развития этих отношений, в том числе и в природоохранной сфере, требуют адекватного скоординированного ответа. ЕБРР, оставаясь финансовым институтом, развивает партнерские отношения с различными субъектами международного права для совместной реализации глобальных природоохранных проектов. Главной особенностью работы ЕБРР по укреплению партнерских отношений остается сотрудничество с правительствами стран-доноров, входящих в Комитет по подготовке проектов (КПП). Другой формой партнерства, которую ЕБРР планирует развивать в предстоящие годы, является Специальный фонд природоохранного партнерства Северного измерения (ППСИ). Его цель - финансировать новые разнообразные проекты, направленные на улучшение охраны окружающей среды и повышение энергоэффективности на северо-западе России, а также в бассейнах Балтийского и Баренцева морей. ППСИ предоставляет на основе грантов часть финансирования, необходимого для реализации проектов. Россия участвует в деятельности этого фонда начиная с 2003 г. <7> Распоряжением предусмотрено участие России в размере 1000000 евро за счет средств федерального бюджета. Среди проектов, реализуемых в рамках ППСИ, такие необходимые с точки зрения охраны окружающей среды, как строительство Юго-Западных очистных сооружений в Санкт-Петербурге, Комплекс защиты Санкт-Петербурга от наводнений, Муниципальная природоохранная инвестиционная программа для Ленинградской области, Проект модернизации жилищно-коммунального хозяйства Коми, реконструкция Калининградской системы централизованного теплоснабжения, Межмуниципальный проект реконструкции жилищно-коммунального хозяйства Новгорода, Проект удаления твердых отходов в Калининграде, Проект модернизации жилищно-коммунального хозяйства Архангельска, Проект централизованного теплоснабжения Мурманска, Природоохранная программа для Ладоги <8>. -------------------------------- <7> Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2002 г. N 1339-р // СЗ РФ. 30.09.2007. N 39. <8> Новости ППСИ. Вып. 3. С. 4.
Для эффективного выполнения указанных выше стратегических задач ЕБРР выделяет соответствующие ресурсы на обеспечение эффективной реализации "Политики ЕБРР в отношении охраны окружающей среды". Важное значение придается ЕБРР кадровому обеспечению его природоохранной деятельности. "Политикой" декларируется создание достаточного кадрового ресурса для контроля за процессами экологической аттестации и мониторинга. В ЕБРР имеется отдел оценки проектов (ООП), отдельный от банковского департамента и экологического отдела, для оценки показателей завершенных и - в некоторых случаях - текущих проектов и программ. ЕБРР, подтверждая свою активную роль в области охраны окружающей среды при реализации проектов с его участием, самостоятельно разрабатывает и осуществляет экологические процедуры и соответствующие установочные положения и инструментарий осуществления "Политики ЕБРР в отношении охраны окружающей среды". Экологический консультативный совет ЕБРР дает Банку консультации по вопросам экологии при выработке ЕБРР отраслевых стратегий и политики в различных областях. В состав ЭКС входит ряд независимых экспертов из неправительственных организаций, частного сектора, научных кругов и учреждений по анализу экологического измерения инвестиционной политики.
Название документа Вопрос: Просим дать оценку отражения в бухгалтерском учете операций, совершаемых ООО при оказании физ. лицам (в т. ч. иностранцам) услуг через интернет-магазин. Оплата производится посредством банковских карточек. Прием платежей осуществляет ЗАО, перечисляя деньги на счет ООО. Можем ли мы выставлять счета-фактуры на иностранных лиц? Каким образом выставлять эти счета-фактуры? Правомерно ли так оказывать услуги иностранцам? ("Налоги" (газета), 2006, N 47) Текст документа
Вопрос: ООО "А" оказывает услуги через интернет-магазин. Физические лица платят за данные услуги посредством банковских карточек. Услуга считается оказанной, когда банковская карточка авторизована. Для приема таких платежей ООО "А" заключило договор с ЗАО "Б" об обслуживании держателей банковских карт в сети Интернет. Провайдер ежедневно присылает отчет в адрес ЗАО "Б" об авторизированных картах по каждому физ. лицу (в том числе иностранцам), и ЗАО "Б" осуществляет перечисление денежных средств на счет ООО "А" за вычетом комиссии банка. В бухгалтерском учете ООО "А" делаются следующие проводки: в момент получения отчета: Д62.1, К90.1.1 (услуги по кредитным картам); Д90.3 (НДС), К68.2 - счет-фактура, выданный в одном экземпляре; Д76.5, К62.1; при поступлении денежных средств на расчетный счет: Д51, К76.5; Д91.2 (комиссия), К76.5. Вопрос в том, можем ли мы выставлять счета-фактуры на иностранных лиц, и соответственно чтобы они попадали в книгу продаж?! 1. Просим дать оценку отражения данных операций в бухгалтерском учете. 2. Просим объяснить, каким образом выставлять счета-фактуры на физических лиц - иностранцев (на них в принципе нет паспортных данных) и правомерно ли вообще таким образом оказывать услуги иностранным физическим лицам?
Ответ: 1. При отражении данных операций правильнее будет использовать счет 57 "Переводы в пути". Данный счет предназначен для обобщения информации о движении денежных средств (преимущественно выручка от продажи товаров организаций, осуществляющих торговую деятельность), внесенных в кассы кредитных организаций, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный или иной счет организации, но еще не зачисленных по назначению. Как было выяснено в ходе телефонного разговора, под ЗАО "Б" в данном случае выступает кредитная организация. Таким образом, на наш взгляд, рассматриваемые операции следует отражать такими записями: 1. В момент получения отчета: дебет 57, кредит 62; дебет 62, кредит 90; дебет 90, кредит 68. 2. При поступлении денежных средств на расчетный счет: дебет 51, кредит 57 - на сумму выручки за минусом комиссии банка; дебет 76, кредит 57 - на сумму комиссии банка; дебет 91, кредит 76 - отражен расход по оплате комиссии банка.
2. Оказание услуг на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения по НДС в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. При этом особенности определения места реализации работ (услуг) регулируются ст. 148 НК РФ. Из описания ситуации неясно, какие именно услуги вы оказываете через интернет-магазин. Если эти услуги подпадают под услуги, описанные в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (в частности, консультационные, рекламные, инжиниринговые, маркетинговые), то место реализации услуг определяется по месту жительства иностранного физического лица (покупателя услуг). Иначе говоря, в такой ситуации объекта налогообложения по НДС не возникает. Соответственно, у организации, оказывающей данные услуги, не возникает обязанности по исчислению налога и оформлению счета-фактуры. Правда, в этом случае во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов желательно получить от иностранного лица документ, подтверждающий его место жительства (копию этого документа). Если же речь идет об иных услугах (не относящихся в том числе к тем, что перечислены в подп. 1 - 3 п. 1 ст. 148 НК РФ), то место реализации услуг определяется по деятельности организации, оказывающей услуги, соответственно, объект налогообложения по НДС возникает. В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога. При этом сумма предъявленного НДС указывается в счете-фактуре, выставляемом покупателю. В вашей ситуации выставить счет-фактуру покупателю (в том числе иностранному физическому лицу) не представляется возможным, так как услуги оказываются через интернет-магазин. В связи с этим можно выписать счет-фактуру в одном экземпляре, который следует зарегистрировать в книге продаж. При этом паспортные данные указывать в счете-фактуре не обязательно, поскольку такой реквизит в счете-фактуре не предусмотрен и не указан в перечне обязательных реквизитов, перечисленных в п. 5 ст. 169 НК РФ. Однако реквизиты "Адрес" и "ИНН покупателя" являются обязательными, и отсутствие их в счете-фактуре имело бы негативные последствия для покупателя, который не смог бы принять к вычету предъявленный поставщиком НДС (п. 2 ст. 169 НК РФ). Вместе с тем покупателями услуг в данной ситуации являются физические лица, которые не признаются плательщиками НДС и не принимают "входной" налог к вычету. Для поставщика оформление счетов-фактур с нарушениями в соответствии с налоговым законодательством не должно иметь негативные последствия. Ответственность налогоплательщика обычно возникает либо в случае неуплаты налога (ст. 122 НК РФ), либо в случае грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ). Под грубым нарушением в соответствии с п. 3 ст. 120 НК РФ понимается, в частности, отсутствие счетов-фактур, но никак не оформление их с нарушениями (отсутствием обязательных реквизитов). Тем не менее нельзя исключить налоговые риски, связанные с начислением налоговыми органами санкций по ст. 120 НК РФ в случае указания в счетах-фактурах не всех обязательных реквизитов. В этом случае, мы считаем, у вас есть шансы доказать неправомерность начисленных санкций. Основным аргументом будет служить то обстоятельство, что счета-фактуры имеются в наличии, а значит, штрафовать организацию за отсутствие этих документов неправомерно. На вопрос о том, можете ли вы выставлять счета-фактуры на иностранных лиц, сообщаем следующее. Для вас счет-фактура является документом, на основании которого исчисленную со стоимости услуг сумму НДС вы отразите в книге продаж. Данный вывод следует из Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914). Согласно п. 16 данного документа в книге продаж регистрируются выписанные и (или) выставленные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость.
3. Согласно п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Таким образом, иностранные лица и лица без гражданства в отношении прав и обязанностей приравниваются к российским гражданам. Отношения сторон по оказанию услуг регулируются нормами гражданского законодательства. Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) конкретизирует положения ст. 62 Конституции РФ. В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно п. 1, 2 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Статья 421 ГК РФ также предусматривает свободу граждан и юридических лиц в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Таким образом, правила, определяющие правовое положение участников гражданского оборота, регулирующие договорные и иные обязательства, имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, определяются для иностранных граждан в соответствии с нормами гражданского законодательства, которые регулируют соответствующие права граждан России.
Название документа