Некоторые вопросы развития туризма на железнодорожном транспорте
(Иванова М.)
("Туризм: право и экономика", 2006, N 5)
Текст документа
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
М. ИВАНОВА
Железнодорожный транспорт - это идеальный вид туристического транспорта, скорость и комфорт которого позволяют удовлетворить самые разнообразные и самые взыскательные вкусы любителей путешествий. Как отмечают эксперты туристического рынка, поток иностранных туристов, желающих путешествовать по России поездом, ежегодно растет. В настоящее время российские железные дороги осуществляют перевозку пассажиров в 15 стран Европы и Азии по 45 маршрутам. Наблюдается тенденция к увеличению пассажиропотока в международном сообщении.
Так, например, немецкой фирмой "Лернидее-Райзен", начавшей сотрудничество с МПС РФ в 1995 г. с договора аренды одного поезда для туристических целей на территории Российской Федерации, на 2005 г. было заказано уже 12 поездов, что немало для небольшой Германии.
"Наступает эра не только транспортных коридоров международного грузового движения, но и международных туристических коридоров, - считают топ-менеджеры ОАО "РЖД". - Поэтому брендом ОАО "РЖД" должны стать не только качество и динамизм грузовых и контейнерных перевозок, но и международный железнодорожный туризм по самым протяженным железным дорогам мира".
Все большей популярностью пользуются и поезда, специально сформированные под потребности отдельного клиента, например, крупных компаний. Количество заявок на такие маршруты в прошлом году увеличилось на 36% по сравнению с предыдущим годом, а общая протяженность составила 120 тыс. км. "Турпоезд рентабелен, если в его составе хотя бы шесть вагонов, а обычно их 12", - подсчитал топ-менеджер РЖД. Рентабельность же вагонов класса люкс и вовсе составляет около 200%.
В связи с этим представляется актуальным создание единого органа управления туристическими перевозками, в ведении которого должны быть все вопросы их организации. Это позволит качественно изменить уровень железнодорожных туристических перевозок с целью удовлетворения запросов самых взыскательных клиентов. В оперативное подчинение этому Центру должны быть переданы отделы, занимающиеся туристическими перевозками в Дирекциях (уже существующие, а также вновь создаваемые там, где в этом имеется потребность), в дальнейшем - Региональные центры коммерческих перевозок, как это предусмотрено концепцией реформ пассажирского хозяйства.
В будущем планируется создание такого центра коммерческих перевозок и туризма на железной дороге, который будет оказывать полный комплекс услуг, требуемых для организации железнодорожных путешествий на специализированном подвижном составе. Это избавит клиента от необходимости заключения договоров с несколькими организациями по вопросам, касающимся аренды вагонов, разработки маршрута следования, предоставления питания и прочих услуг. Решением всех этих вопросов по поручению заказчика будут заниматься сотрудники Центра.
Центр также будет выполнять планирование и аналитические функции в сфере туристических перевозок. За счет выделения в отдельный вид бизнеса и существенного повышения уровня менеджмента и маркетинга, а также реализации соответствующей инвестиционной программы можно достичь от 30 до 50% ежегодного роста показателей экономической эффективности его деятельности.
Реализация железнодорожных туристических путешествий связана также со строительством пунктов длительного отстоя поездов и их снабжения средствами жизнеобеспечения. Организация стоянок экскурсионных поездов - рентабельное вложение инвестиций: как показывает опыт, затраты на капитальные работы окупаются в крупных туристических центрах за один-два года. Туристический поезд даже из шести вагонов уже рентабелен.
Также представляется актуальным создание специального туристического поезда экстра-класса - "отеля на колесах", состоящего из вагонов повышенной комфортности, салонов, вагонов-ресторанов, вагона-бара, вагона-прачечной и т. д.
ОАО "РЖД" активно участвует в международных "Туристических ярмарках", где демонстрирует возможности организации перевозки туристов железнодорожным транспортом.
Несколько лет на Западе существует "Клуб любителей паровозной тяги". МПС РФ, а вслед за ним и ОАО "РЖД" неоднократно предоставляли этому клубу возможность путешествия по российским железным дорогам с использованием на некоторых участках пути паровозной тяги.
В настоящее время железные дороги осуществляют продажу проездных документов предприятиям, организациям и учреждениям по их заявкам для перевозки отдельных групп пассажиров.
Письменные заявки на места в поездах для обеспечения выезда отдельных групп пассажиров (10 человек и более) принимаются железными дорогами от учреждений, предприятий, туристских и других организаций не менее чем за 18 дней до отправления поезда. Заявка должна быть подписана руководителем предприятия (организации) и главным бухгалтером и заверена печатью.
Не позднее чем за 12 дней до отправления поезда организация должна приобрести заказанные проездные документы, оплатив стоимость проезда наличными деньгами, чеками из лимитированных книжек или платежными поручениями с акцептом Банка России.
Если за 12 дней до отъезда проездные документы не были получены, заявку аннулируют и места передают в общую продажу.
При наличии групповой заявки на железнодорожные проездные документы для проезда "туда" и "обратно" обратные проездные документы выделяются после оплаты стоимости железнодорожных проездных документов на проезд "туда".
При возврате приобретенных по заявкам организаций проездных документов (билетов) менее чем за семь суток до отправления поезда и не позднее чем за трое суток до отправления поезда удерживается 50% стоимости плацкарты, а при возврате таких проездных документов (билетов) позднее чем за трое суток до отправления поезда удерживается полная стоимость плацкарты. Вопрос о возврате организациям платежей за неиспользованные проездные документы рассматривается в претензионном порядке.
При возврате в железнодорожную билетную кассу неиспользованного проездного документа (билета) на поезд дальнего следования одиночный пассажир имеет право:
а) не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно средства в размере стоимости проезда, состоящей из стоимости билета и стоимости плацкарты;
б) менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправления поезда получить обратно средства в размере стоимости билета и 50 процентов стоимости плацкарты;
в) менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно средства в размере стоимости билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что не всегда выгодно отправляться в путешествие организованной группой. В частности, это проявляется в случае сдачи билетов в железнодорожные кассы при невозможности их использования.
Как уже отмечалось выше, максимум, что может позволить себе гражданин, передумавший ехать, - это вернуть билет в железнодорожную кассу за два часа до отправления поезда, получив при этом затраченную на билет сумму за вычетом стоимости плацкарты. Если же передумала отправляться в путешествие организованная группа пассажиров, то ее участники остаются в менее выгодном положении: их максимум - это возврат билета в кассу за трое суток до отправления поезда. При этом стоимость плацкарты им не возмещается.
Актуальным на сегодняшний день остается вопрос о льготах, предоставляемых гражданам при пользовании услугами железнодорожного транспорта, в том числе и в туристических целях. Ни для кого не секрет, что Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122 внес много изменений в нормативные акты, регулирующие права льготников.
Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденные Постановлением Правительства РФ, сохраняют право бесплатного проезда один раз в год в поездах и вагонах всех категорий:
- Героям Советского Союза;
- Героям социалистического труда;
- лицам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней;
- лицам, награжденным орденом "За службу Родине в Вооруженных силах СССР" трех степеней.
Эти же Правила не ограничивают в количествах поездок членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Приблизительно та же картина просматривается в международных перевозках.
Таким образом, наш законодатель практически приравнял по своим правам депутатов, полностью состоящих на государственном обеспечении, к Героям!
В завершение хотелось бы отметить положительные стремления ОАО "РЖД" в регулировании туризма на железных дорогах, но, к сожалению, нельзя не заметить, что проблема льготников и в этой сфере остается актуальной.
Литература
1. Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте.
2. Материалы информационного агентства VINT. INFO.
3. Материалы сайта www. megatis. ru.
Название документа