Формирование институционального механизма международно-правового регулирования экологически ориентированной (альтернативной) энергетики

(Белоцкий С. Д.) ("Российский юридический журнал", 2013, N 4) Текст документа

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ (АЛЬТЕРНАТИВНОЙ) ЭНЕРГЕТИКИ

С. Д. БЕЛОЦКИЙ

Белоцкий Сергей Дмитриевич, кандидат юридических наук, ассистент кафедры международного права Института международных отношений Киевского национального университета им. Тараса Шевченко (Киев, Украина).

Статья посвящена анализу международно-правовых основ институционального механизма регулирования экологически ориентированной энергетики. Предложены классификации международных организаций, регулирующих международные отношения в сфере экологически ориентированной энергетики. Исследуется деятельность ООН и организаций ее системы, IRENA, Европейского союза.

Ключевые слова: энергетика, международное право, международно-правовое регулирование экологически ориентированной энергетики, право международных организаций, ООН, IRENA.

Forming of the institutional mechanism of international legal regulation of environmentally oriented (alternative) energy S. D. Belotskiy

The article analyzes the international legal foundations of the institutional mechanism of regulation of environmentally oriented energy. Classifications of international organizations that regulate international relations in the field of environmentally oriented energy are proposed. The activity of UN and its organizations, IRENA, the European Union in this sphere is examined.

Key words: energy, international law, international legal regulation of environmentally oriented energy, law of international organizations, UN, IRENA.

Повышение значения международных организаций в регулировании международных отношений - это объективная тенденция в международном праве. Как указывал И. И. Лукашук, "без международных организаций было бы невозможно функционирование универсальной системы регулирования международных отношений, а также обеспечение жизненно важных интересов всех стран и народов, связанных прежде всего с поддержанием мира и развитием международного сотрудничества" <1>. -------------------------------- <1> Лукашук И. И. Механизм международно-правового регулирования. , 1980. С. 122.

Проблемы функционирования международных организаций давно исследуются в международном праве. Достаточно упомянуть таких ученых, как В. Моравецкий, Т. Н. Нешатаева, В. М. Шумилов, А. Я. Капустин и др. Предметом их работ становились общие вопросы функционирования международных организаций, наднациональность и др. В то же время институциональное регулирование экологически ориентированной (альтернативной) энергетики практически не изучалось в международно-правовой науке. В отечественной науке можно назвать лишь труд А. Солнцева, посвященный деятельности Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (англ. International Renewable Energy Agency; IRENA; ИРЕНА) <1>. Поэтому необходимо комплексное исследование организаций, функционирующих в сфере альтернативной энергетики, что и станет предметом нашей статьи. -------------------------------- <1> Симонян А. С., Солнцев А. М. Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (ИРЕНА) // Междунар. право. 2010. N 3. С. 67 - 70.

Альтернативная энергетика непосредственно упоминается в числе задач лишь незначительного количества межправительственных организаций (например, ИРЕНА, Европейский союз). Вопросы, связанные с альтернативной энергетикой, регулируются в рамках таких межправительственных организаций, как ООН и ее органы, Международное энергетическое агентство (МЭА), НАТО и т. п. Каждая из этих организаций устанавливает преимущественно региональное регулирование альтернативной энергетики или ее составляющих, например, возобновляемых источников энергии (ВИЭ), энергоэффективности, "чистого" использования традиционных углеводородов и т. п. При этом их деятельность по поводу, в частности, ВИЭ нельзя считать деятельностью ultra vires, поскольку регулирование соответствующих узкоспециализированных отношений напрямую связано с их основной деятельностью или они действуют по прямому решению своих членов <1>. -------------------------------- <1> Дело о некоторых расходах ООН 1962 г. (I. C. J. Reports. 1962. P. 168); Комментарий к Проекту статей об ответственности международных организаций (Доклад Комиссии международного права. Пятьдесят шестая сессия (3 мая - 4 июня и 5 июля - 6 августа 2004 года) (A/59/10) Нью-Йорк, 2004. С. 115 - 122) // URL: http://daccess-dds-ny. un. org/doc/UNDOC/GEN/N04/512/82/PDF/N0451282.pdf? OpenElement).

В качестве классических классификаций международных организаций, действующих в сфере альтернативной энергетики, можно назвать следующие: по сфере действия: универсальные (ООН, ИРЕНА), региональные (ЕС, СНГ) и локальные (REN-21); по компетенции: специализированные (ИРЕНА, ИТЭР) и неспециализированные (общие) (ФАО, ЮНИДО, ВТО, МЭА); по процедуре присоединения: открытые и закрытые; по возможности рассматривать споры: имеющие адьюдикативные средства (ВТО, ЕС, ООН, ДЭХ) и без них (ИРЕНА, ИТЭР); по конкретным объектам регулирования: регулирующие вопросы ветровой (ВМО, Европейская ассоциация ветровой энергетики), солнечной (ЮНЕСКО), водородной (ЮНИДО, Международная ассоциация водородной энергетики, Международное партнерство водородной экономики), термоядерной (ИТЭР), геотермальной (Европейский совет геотермальной энергии, Международная геотермальная ассоциация), биотопливной (ФАО, Международный форум биотоплива) энергетики; по субъектам: межправительственные (МЭА, ИТЭР, ИРЕНА, ФАО) и неправительственные (Европейская ассоциация ветровой энергетики) и т. п. Также в сфере экологически ориентированной энергетики (ЭОЭ) можно выделить организации, занимающиеся вопросами развивающихся и развитых стран. К первой группе относятся ООН и организации ее системы, региональные организации Африки, Азии и Латинской Америки. Ко второй - организации системы ОЭСР (в частности, МЭА и созданные им научно-исследовательские структуры в отдельных сферах ЭОЭ, так называемые имплементационные соглашения и платформы), ЕС, Совет Европы, ИТЭР и т. д. Такое деление обосновано кардинально разными целями, стоящими перед этими странами в сфере ЭОЭ. Развитые страны главным образом хотят заменить ископаемые виды топлива на альтернативные источники энергии и реализовать программы повышения энергоэффективности, а для развивающихся стран вопрос доступа к энергии является действительно критическим: почти 50% их населения зависит от применения традиционной биомассы, а 25% живут вовсе без электричества. В связи с этим большинство таких стран полагают гарантированный доступ к энергетике для широких слоев населения основным стимулом развития, в частности, ВИЭ <1>. -------------------------------- <1> United Kingdom, Department of Energy and Climate Change, Fuel Poverty Methodology Handbook. L., 2010.

ООН стала уделять внимание ЭОЭ достаточно давно. Можно выделить несколько этапов. На первом этапе (1956 - 1961 гг.) органы ООН (чаще всего ЭКОСОС) собирали информацию о существующих видах новой и возобновляемой энергетики. Второй этап (1961 - 1977 гг.) ознаменовался проведением первой конференции по возобновляемой энергетике, призывами к созданию научной базы для исследования различных источников возобновляемой энергетики. На третьем этапе (1977 - 1992 гг.) к поддержке ВИЭ подключился главный орган ООН - Генеральная Ассамблея, стали проводиться регулярные конференции по возобновляемой энергетике, что дало толчок распространению ЭОЭ в развитых странах. Четвертый этап (1992 - 2010 гг.) характеризуется активным участием органов ООН в развитии различных видов ЭОЭ, в том числе ВИЭ, обращается внимание на решение проблем "энергетической бедности" благодаря использованию ВИЭ в развивающихся странах. Пятый этап (с 2010 г.) начался с создания специализированной межправительственной организации ИРЕНА, которая должна постепенно перенять большинство координационных функций по развитию ЭОЭ в рамках ООН, приобщившись к ее системе; принято решение о постепенном сокращении энергоемкости производства на 40% к 2030 г. <1>. -------------------------------- <1> Альтернативна енергетика i енегетична безпека в мiжнародному i нацiональному правi. , 2012. С. 40 - 41.

Впервые в рамках ООН проблемами ЭОЭ занялся ЭКОСОС. Первая Резолюция по этому вопросу - о новых источниках энергии, кроме атомной, - была принята еще в далеком 1956 г. <1>. Резолюция призывала государства и ООН к усилению заинтересованности в теоретическом изучении и практическом применении "новых источников энергии". На практике тогда только начинался сбор имеющейся внутри государств информации о разработках в области возобновляемых источников энергии, Генеральный секретарь ООН должен был сделать на ЭКОСОС доклад об их состоянии и перспективах в свете новейших достижений науки. Эта резолюция хоть и была обычным актом "мягкого права", но содержала в себе несколько важных моментов: -------------------------------- <1> E/RES/598(XXI). Изучение новых источников энергии, за исключением атома, как фактора экономического развития от 4 мая 1956 г. // URL: http://daccess-dds-ny. un. org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/228/50/IMG/NR022850.pdf? OpenElement.

1) впервые было указано на необходимость исследования на межгосударственном уровне части ЭОЭ - ВИЭ; 2) было указано, что относится (по крайней мере на первом этапе) к ВИЭ: энергия солнца, ветра, прилива океана, геотермальная, тепла моря; 3) было подтверждено, что развитие ЭОЭ напрямую связано с развитием научных исследований и техническими достижениями; 4) был определен орган, который должен в рамках ООН заниматься вопросом ЭОЭ - ЭКОСОС. Именно ЭКОСОС ввел ставший позднее регулярным механизм межгосударственной координации в сфере ВИЭ - конференции ООН, первая из которых прошла в 1961 г. в Риме. В дальнейшем к деятельности подключилась и Генеральная Ассамблея, она как главный орган взяла на себя функцию созыва конференций и принятия ежегодных (с 1977 г.) резолюций по ВИЭ. ЮНЕСКО выступала органом, ответственным за реализацию "Всемирной программы по солнечной энергии" (1996 - 2005 гг.) <1>. Программа предусматривала активизацию содействия развитию солнечной энергетики в развивающихся странах, в первую очередь в Африке. На практике в рамках программы была создана Глобальная программа ЮНЕСКО по обучению и профессиональной подготовке по вопросам использования ВИЭ, цель которой заключалась в расширении использования ЭОЭ на основе более эффективного управления и реализации проектов, а также передачи технологических ноу-хау в рамках учебных мероприятий непрерывного и дистанционного образования и профессиональной подготовки, предназначенных для сотрудников директивных органов, занимающихся разработкой политики в области энергетики, исследователей, инженеров, преподавателей университетов и технического персонала. Но из-за недофинансирования цели программы не были достигнуты. -------------------------------- <1> A/53/395. Всемирная программа по солнечной энергии на 1996 - 2005 годы. Приложение, раздел II // URL: http://daccess-dds-ny. un. org/doc/UNDOC/GEN/N98/275/61/IMG/N9827561.pdf? OpenElement.

Остальные организации и программы системы ООН, действуя в рамках своих уставов, оказывают поддержку развитию отдельных видов ЭОЭ, соответствующих их основному профилю деятельности. Так, ФАО занимается главным образом проблемами развития биотоплива. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), оказывая секретарскую поддержку межучережденческому механизму "ООН - энергетика", созданному в 2004 г. в системе ООН для координации по вопросам энергетики, содействует использованию различных видов ВИЭ, повышению энергоэффективности в промышленности, передаче технологий и созданию энергетических запасов. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) рассматривает экологические последствия производства и использования энергии, в частности глобальные изменения климата и загрязнение воздуха в разных районах. Существенное значение для регулирования международного сотрудничества в сфере ЭОЭ имеют регулярные международные конференции. Как известно, международные организации развились из международных конференций, а международные конференции - из международных переговоров <1>. В доктрине выделяют ряд общих черт современных конференций: 1) увеличение количества конференций; 2) принятие решений различными видами большинства (в последнее время чаще консенсусом); 3) созыв, как правило, под эгидой международной организации, прежде всего ООН и ее системы, и относительно редко - отдельными государствами; 4) расширение повестки дня, преимущество актуальных вопросов политического, экономического, социального и культурного характера <2>. Международные конференции не являются субъектами международного права. На них рассматриваются в основном вопросы непосредственных межгосударственных отношений стран-участниц. -------------------------------- <1> Ашавский В. М. Межправительственные конференции: международно-правовые вопросы. М., 1980. С. 12; Моравецкий В. Функции международной организации. М., 1976. С. 45 - 46. <2> Кучер Б. И. Международный экономический правопорядок (вопросы правового регулирования международных экономических отношений). Киев, 1988. С. 92.

В частности, саммиты "Большой восьмерки" принимали ряд решений по всемерной поддержке альтернативной энергетики. Британия, председательствовавшая в 1998 г., продвигала идею сотрудничества по вопросам энергетики в "восьмерке" с целью обеспечения надежных, экономически выгодных, безопасных и экологически приемлемых поставок энергии, чтобы удовлетворить предполагаемый рост потребления. Глениглский план действий по изменению климата, экологически чистой энергетике и устойчивому развитию (2005 г.) был направлен на смягчение последствий выработки энергии для изменения климата. В Санкт-Петербурге в 2006 г. лидеры приняли всесторонний План действий по глобальной энергетической безопасности. В 2008 г. "Группа восьми" подтвердила принятое обязательство по Санкт-Петербургским принципам глобальной энергетической безопасности и исполнению Плана действий и обязалась развивать чистые энергетические технологии, учитывая их значимость в борьбе с изменением климата. В документах саммита в Аквиле подтверждено обязательство по исполнению Санкт-Петербургских принципов глобальной энергетической безопасности и т. п. <1>. -------------------------------- <1> Ларионова М. В., Рахмангулов М. Р. Роль "Группы восьми" и "Группы двадцати" в развитии форм глобального и регионального коллективного регулирования // Вестн. междунар. организаций. 2012. N 2. С. 30 - 63, 52 - 53.

Кроме того, именно конференции под эгидой ООН были долгое время едва ли не единственным механизмом, который координировал деятельность государств по сотрудничеству в сфере ЭОЭ. Сейчас такие конференции уже не являются основным механизмом, однако играют существенную вспомогательную роль. Так, под эгидой Генеральной Ассамблеи ООН каждые два года проводятся специальные конференции по ВИЭ. На одной из таких конференций было принято решение о создании специализированной межгосударственной организации в сфере альтернативной энергетики - Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (ИРЕНА). Устав ИРЕНА <1> был в 2009 г. подписан 148 государствами, вступил в силу в 2010 г. Сейчас членами организации являются 91 государство и ЕС, еще 66 государств пока только подписали Устав <2>. К сожалению, среди них нет таких государств, как Россия, Канада, Китай, Бразилия, Саудовская Аравия, Венесуэла, Украина. -------------------------------- <1> Устав Международного агентства по возобновляемым источникам энергии // URL: http://www. irena. org/documents/uploadDocuments/Statute/Statute_RU. pdf. <2> IRENA: List of Members, signatories and applicants for membership (as of 25.03.2012) // URL: http://www. irena. org/DocumentDownloads/Signatory/IRENA_List_of_Members. pdf.

В соответствии со ст. ст. II и III Устава целью ИРЕНА является содействие распространению, активному внедрению и постоянному использованию всех видов возобновляемой энергии, полученных на устойчивой основе. Механизмы достижения цели можно объединить в несколько групп: содействие информационному обмену, научно-технологическое сотрудничество, финансовая поддержка возобновляемых технологий, координация сотрудничества государств-членов с другими организациями по возобновляемой энергетике. Агентство обладает международной правосубъектностью, а в государствах-членах признается юридическим лицом ("обладает такой правоспособностью, которая необходима для выполнения своих функций") (ст. 13). Членом ИРЕНА может быть как государство (только член ООН), так и региональная межправительственная организация экономической интеграции, хотя бы один член которой является членом Агентства и которой передана компетенция хотя бы по одному из вопросов компетенции ИРЕНА (ситуация подобна участию в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Таким членом сейчас является ЕС, а потенциально также Африканский союз, Андское сообщество, Евразийский экономический союз и т. п. Однако одновременная реализация прав организации и ее государств-членов в рамках ИРЕНА (например, при голосовании) невозможна (ст. 6). Наблюдателями в ИРЕНА могут быть государства, а также межправительственные и неправительственные организации. Согласно Уставу ИРЕНА ее работа осуществляется на основе ежегодных рабочих программ (сейчас действует третья). ИРЕНА наделена правом осуществлять проекты, которые инициируют и финансируют государства-члены, при этом Агентство не должно оказывать им материальной поддержки (ст. 5). Структура ИРЕНА является стандартной для международных организаций и включает Ассамблею, Совет и Секретариат. Первые два органа могут создавать вспомогательные органы. В качестве таких органов, созданных Ассамблеей и Советом ИРЕНА, можно упомянуть Фонд по содействию участию развивающихся стран (его цель - решение финансовых проблем участия наименее развитых стран в деятельности ИРЕНА), финансовый комитет, правовой комитет и политический стратегический комитет. Сотрудники ИРЕНА считаются международными служащими и не должны получать инструкции от правительства и "других внешних для Агентства источников". Бюджет ИРЕНА состоит из обязательных взносов членов, добровольных взносов и других дополнительных источников, решение по которым будет принято Ассамблеей. Контроль за эффективностью использования средств осуществляет специально назначенный внешний аудитор. Отдельным соглашением между членами должны регулироваться вопросы привилегий и иммунитетов ИРЕНА. Агентство создавалось с целью получения статуса специализированного учреждения ООН ("имеет право заключать от имени Агентства соглашения об установлении соответствующих связей с ООН" - ст. 14), кроме того, присутствуют также периодические отсылки к стандартам ООН в Правилах персонала ИРЕНА. Но до сих пор соответствующее соглашение с ООН не заключено, а значит, и специализированным учреждением ООН организация не стала, имея с 2012 г. только статус наблюдателя в ГА ООН. При этом ИРЕНА фактически дополняет деятельность таких организаций и программ ООН, как ЮНЕП, ПРООН, ЮНИДО, Всемирная метеорологическая организация и Всемирный банк. Выход государств-членов из ИРЕНА ограничен: 1) возможен лишь через пять лет после вступления в силу Устава (т. е. с 2015 г.); 2) вступает в силу через год после подачи заявления депозитарию, что связано с выполнением финансовых обязательств. В Уставе ИРЕНА запрещены оговорки. Депозитарием является Германия. Решение о штаб-квартире ИРЕНА согласно ст. 18 ее Устава было принято в 2011 г., она расположена в Абу-Даби (ОАЭ). Сейчас активно ведутся переговоры о заключении соглашений о привилегиях и иммунитетах ИРЕНА, о центральной штаб-квартире с ОАЭ и о принимающей стороне с Германией и Австрией (где расположены центры ИРЕНА по новым технологиям). В рамках принятых рабочих программ ИРЕНА осуществляет практическую деятельность по возобновляемой энергетике по следующим направлениям: 1) управление знаниями и техническим сотрудничеством. Цель ИРЕНА - создание базы знаний, поощрение регионального сотрудничества, создание платформы для заинтересованных сторон, а также поощрение глобального сотрудничества в области технологий; 2) предоставление консультаций и наращивание потенциала. Здесь целью выступает укрепление способности стран к разработке и осуществлению надлежащей политики по ВИЭ и получение поддержки от финансовых структур, а также создание институционального потенциала, необходимого для быстрого развертывания возобновляемых источников энергии; 3) инновации и технологии. В этом направлении Агентство действует во исполнение ст. 2 Устава, работая над созданием основы для разработки и внедрения технологий поддержки и конкурентоспособности ВИЭ на рынке. Серьезная работа в сфере ЭОЭ осуществляется в рамках ЕС. Европейский союз - одно из немногих объединений государств, в рамках которых разработаны гармонизационные акты для государств-членов в сфере ЭОЭ. В частности, принят ряд директив по ВИЭ: Директива 2001/77/EC от 27 сентября 2001 г. "Стимулирование поступлений электроэнергии, произведенной из возобновляемых источников энергии, на внутренний рынок электроснабжения" <1>, Директива 2003/30/EC от 8 мая 2003 г. "Стимулирование использования биотоплива или других возобновляемых видов топлива на транспорте" <2>, а также заменившая их Директива 2009/28/EC "Про поощрение использования энергии из возобновляемых источников и внесение изменений и позднейшую замену Директив 2001/77/EC и 2003/30/EC (Директива RED)" <3>. Эти документы обязательны для исполнения государствами-членами и направлены на приведение их национального законодательства к единым количественным показателям (к 2020 г. 20% потребляемой энергии должно производиться из возобновляемых источников), а также на введение общепризнанных "зеленых сертификатов", выдаваемых в государствах-членах, для энергии, производимой из ВИЭ. -------------------------------- <1> Directive 2001/77/EC of the European Parliament and of the Council of 27 September 2001 on the promotion of electricity from renewable energy sources in the internal electricity market // Official Journal. 2001. L 283. P. 33 - 40. <2> Directive 2003/30/EC of the European Parliament and of the Council of 8 May 2003 on the promotion of the use of biofuels or other renewable fuels for transport // Official Journal. 2003. L 123. P. 42 - 46. <3> Directive 2009/28/EC of the European Parliament and of the Council of 23 April 2009 on the promotion of the use of energy from renewable sources and amending and subsequently repealing Directives 2001/77/EC and 2003/30/EC (Text with EEA relevance) // Official Journal. 2009. L 140. P. 16 - 62.

Кроме того, нормы, содержащиеся в упомянутых директивах, влияют и на третьи государства. В праве ЕС это именуется транспозицией "acquis" в третьи страны <1>. Такая транспозиция проходит по нескольким направлениям. Во-первых, через Соглашение о Европейском экономическом пространстве 1994 г., благодаря которому ряд западноевропейских стран (Исландия, Норвегия, Лихтенштейн) получили возможность принять участие в принятии директив ЕС по регулированию ЭОЭ. Во-вторых, через множество Соглашений об ассоциации, которые предусматривают сближение законодательства ассоциированных государств (Чили, Израиль, Марокко и т. д.) с правом ЕС, в том числе в энергетической сфере. В-третьих, через специальные соглашения и программы ЕС с третьими странами, например Союз для Средиземноморья и созданный в его рамках Солнечный средиземноморский план со странами Северной Африки, а также Договор об Энергетическом сообществе с балканскими и восточноевропейскими государствами (Сербия, Косово, Босния, Албания, Молдова, Украина и т. д.), в рамках которых третьи государства должны приводить свое законодательство в соответствие с требованиями директив ЕС. -------------------------------- <1> Петров Р. А. Транспозиция "acquis" Европейского союза в правовые системы третьих стран. Киев, 2011.

В результате мы можем констатировать существование разветвленного институционального механизма в сфере альтернативной энергетики. Его составляют международные организации, которые исполняют главным образом координационную функцию для государств-членов. Особое значение имеет ЕС, который не только гармонизирует законодательство государств-членов путем принятия директив в соответствующей сфере, но и приближает к таким же требованиям через заключенные соглашения и право третьих стран. В то же время следует констатировать отсутствие единой организации по ЭОЭ, регулирующей деятельность по всем направлениям экологически ориентированной энергетики. Существует лишь специализирующееся на вопросах ВИЭ Агентство (ИРЕНА), но оно, к сожалению, не охватывает всего спектра ЭОЭ. Международное энергетическое агентство составляет ежегодные отчеты по использованию ЭОЭ в мире, но при этом не наделено правом принимать какие-либо решения по этим вопросам и объединяет ограниченное количество государств.

Bibliography

Al'ternativna energetika i enegetichna bezpeka v mizhnarodnomu i nacional'nomu pravi. Kiyiv, 2012. Ashavskij V. M. Mezhpravitel'stvennye konferencii: Mezhdunarodno-pravovye voprosy. M., 1980. Kucher B. I. Mezhdunarodnyj ehkonomicheskij pravoporyadok (voprosy pravovogo regulirovaniya mezhdunarodnyx ehkonomicheskix otnoshenij). Kiev, 1988. Larionova M. V., Raxmangulov M. R. Rol' "Gruppy vos'mi" i "Gruppy dvadcati" v razvitii form global'nogo i regional'nogo kollektivnogo regulirovaniya // Vestn. mezhdunar. organizacij. 2012. N 2. Lukashuk I. I. Mexanizm mezhdunarodno-pravovogo regulirovaniya. Kiyiv, 1980. Moraveckij V. Funkcii mezhdunarodnoj organizacii. M., 1976. Petrov R. A. Transpoziciya "acquis" Evropejskogo Soyuza v pravovye sistemy tret'ix stran. Kiev, 2011. Simonyan A. S., Solncev A. M. Mezhdunarodnoe agentstvo po vozobnovlyaemym istochnikam ehnergii (IRENA) // Mezhdunar. pravo. 2010. N 3. United Kingdom, Department of Energy and Climate Change, Fuel Poverty Methodology Handbook. L., 2010.

Название документа