К вопросу о применении норм международного права при разрешении споров с участием некоммерческих организаций

(Лихотникова Е. П.) ("Юрист", 2006, N 12) Текст документа

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ С УЧАСТИЕМ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Е. П. ЛИХОТНИКОВА

Лихотникова Е. П., кандидат юридических наук, Общероссийская общественная организация "Союз театральных деятелей Российской Федерации", начальник юридического отдела центрального аппарата.

К актуальным проблемам правовых реалий современности следует отнести вопрос применения российскими судами норм международного права и Конституции Российской Федерации как закона прямого действия в спорах с участием некоммерческих юридических лиц. Особенно интересен данный вопрос относительно участия общественных объединений инвалидов как некоммерческих юридических лиц, с учетом их особого правового статуса, в спорах с госорганами. Как равноправным субъектам предпринимательской деятельности общественным организациям инвалидов государством гарантируется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ). Учитывая обозначенную проблематику, необходимо кратко обозначить правовой статус данного вида юридического лица. Общественные организации инвалидов в соответствии с отечественным законодательством - это некоммерческие юридические лица, имеющие целевую правосубъектность, правовое регулирование деятельности которых осуществляется нормами Гражданского кодекса РФ и рядом федеральных законов. Так, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединения, а также созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений. Специальные нормы, регулирующие основные вопросы социальной политики государства в области защиты инвалидов, содержатся в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <1>. В соответствии со ст. 2 названного Федерального закона социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. -------------------------------- <1> Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.

Поскольку у инвалидов как лиц с ограниченными возможностями зачастую отсутствует возможность индивидуально защищать свои интересы, именно общественные организации инвалидов обеспечивают защиту конкретных физических лиц - инвалидов, в том числе путем предоставления им возможностей общения в занимаемых организацией помещениях, содержание которых требует определенных затрат, включая оплату коммунальных услуг, услуг по поставке тепловой и электрической энергии и прочие. Государство, учитывая экономические интересы общественных организаций инвалидов и с учетом ст. 31 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <2>, определяет виды экономической поддержки государства некоммерческим организациям, среди которых присутствуют льготный режим налогообложения, льготные тарифы, частичное или полное освобождение от пользования государственным и муниципальным имуществом. Вопреки указанной норме на практике указанные виды государственной поддержки общественным организациям инвалидов не только не предоставляются, но и ущемляются государственными органами путем нарушения экономических прав в виде завышения тарифов на определенные услуги, нарушая тем самым ст. 34 Конституции, определяющую заинтересованность государства в соблюдении экономических прав как граждан, так и субъектов предпринимательской деятельности. -------------------------------- <2> Собрание законодательств РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Учитывая, что защита прав и свобод граждан государством делегирована суду, общественные организации инвалидов вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав, реализуя тем самым право на судебную защиту в рамках ст. 13 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод <3> (заключена в Риме 4 ноября 1950 г.): "Каждый, чьи права и свободы нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве". Примером может служить одно из дел Арбитражного суда Красноярского края <4>, в процессе которого суд применил наряду с нормами отечественного законодательства и нормы международного права. -------------------------------- <3> Бюллетень международных договоров. 2001. N 3. <4> Дело N А33-9189/03-С6. Архив Арбитражного суда Красноярского края.

Суть спора состояла в признании незаконным бездействия Региональной энергетической комиссии Красноярского края, выразившегося в невыделении в приложениях N 1 и 2 к Постановлению Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 20 декабря 2002 г. N 27 группы потребителей "общественные организации инвалидов", печальное следствие которого - отнесение социально незащищенной группы лиц "по умолчанию" к группе "непромышленных потребителей", для которых были установлены самые высокие тарифы на "уровне казино, ресторанов и бутиков" <5>. -------------------------------- <5> См.: Споры с участием государственных органов / Составитель Н. М. Демидова. М.: Викор-Медиа, 2006. С. 12.

В ходе судебного разбирательства факт нарушения законных прав и интересов заявителя (общественной организации инвалидов) подтвердился, требования судом удовлетворены путем понуждения РЭК Красноярского края выделить в приложениях N 1 и 2 к Постановлению Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 20 декабря 2002 г. N 27 группу потребителей "общественные организации инвалидов" с установлением для нее тарифов на электрическую и тепловую энергию, пониженных по отношению к другим группам потребителей организаций. Принимая данное решение, обжалуемое РЭК Красноярского края во многочисленных судебных инстанциях, помимо специальных норм Российской Федерации, регулирующих отношения в области энергопотребления, суд применил нормы международного права с учетом требований Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения основных прав, предоставленных конституцией или законом <6>. Исходя из указанной нормы, как отмечено судом, особое значение имеет государственная помощь группам, которые вообще не способны трудиться либо в силу своих физиологических особенностей способны лишь заниматься некоторыми видами деятельности. Исходя из этого и в соответствии с п. 7, 8, 10 Декларации Организации Объединенных Наций о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г. <7>, инвалиды имеют права на экономическое и социальное обеспечение, на удовлетворительный уровень жизни, на то, чтоб их особое положение принималось во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования. Судом также приняты во внимание Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций от 20 декабря 1993 г. <8>, устанавливающие обязанность государства экономическими и другими способами поощрять и поддерживать создание и укрепление организаций инвалидов, членов их семей и/или лиц, защищающих их интересы. Так, конкретный пример из судебной практики с применением судами наряду с отечественным законодательством норм международного права как закона прямого действия показывает эффективность защиты прав физических и юридических лиц в соответствии с международными актами, исходя из их непосредственного действия либо трансформации их отдельных положений в российское законодательство. -------------------------------- <6> Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 460, 464. <7> Принята 9 декабря 1975 г. Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // СПС "КонсультантПлюс". <8> Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов были приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. (Резолюция 48/96).

Название документа