История участия субъектов государственных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

(Погорелец О. О.) ("История государства и права", 2007, N 20) Текст документа

ИСТОРИЯ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ГРАЖДАНСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

О. О. ПОГОРЕЛЕЦ

Погорелец О. О., аспирантка кафедры гражданского права Тверского государственного университета, главный юрисконсульт юридического управления федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий".

Государство и государственные образования являлись и остаются одними из важных участников гражданских правоотношений в силу того, что обладают значительными материальными ресурсами на праве собственности. Еще с древности государственно-правовые образования участвовали в гражданских правоотношениях. Уже в Киевской Руси (X - XI вв.) государство участвовало в имущественных отношениях. По форме правления Киевская Русь считалась монархией. Однако в результате распада Древнерусского государства возникли новые государственные образования, которые и явились самостоятельными участниками гражданских правоотношений. Наиболее известные из них Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества, Новгородская и Псковская феодальные республики. Когда Древнерусское государство распалось, то отдельные княжества стали устанавливать таможни. Это было средством защиты финансовых интересов "суверенных" княжеств. Древнерусские княжества как самостоятельные субъекты гражданского права обладали имуществом, находящимся в их собственности. Например, Владимиро-Суздальское княжество обладало большими размерами земельных владений. Князь, принимая на службу к себе людей, в качестве платы раздавал им землю. Таким образом, уже в средние века Владимиро-Суздальское княжество участвовало в гражданских правоотношениях. Новгородская земля входила в состав Древнерусского государства до начала XII в. Новгород был крупным экономическим и политическим центром Восточной Европы. В 1136 г. новгородцы изгнали киевского наместника и стали самостоятельно осуществлять власть, создав республику. Высшим органом государственной власти в Новгородской и Псковской республиках были народные веча. Древние связи с Западом, торговля с Данцигом, Любеком, Ригой, Готландом, Скандинавией, германскими городами сделали то, что Новгород с XII в. выступал как равноправное государство, участник гражданско-правовых отношений. Так, например, Новгород вел активную торговлю с иноземными купцами. Договор Новгорода с Готским берегом и немецкими городами 1189 - 1199 гг. является древнейшей из числа дошедших до нас договорных грамот между русскими городами и немцами <1>. Договор говорит о взаимном праве свободной торговли, провозглашая самостоятельность Новгорода по участию в отношениях купли-продажи. О том, что Новгород самостоятельно участвовал в отношениях с иными княжествами, свидетельствуют и Договорные грамоты Великого князя Ярослава Ярославовича с Великим Новгородом <2>. -------------------------------- <1> См.: Памятники права феодально-раздробленной Руси. Выпуск 2 (XII - XV вв.) / Сост. А. А. Зимин. М.: Гос. издательство юридической литературы, 1953. С. 124. <2> См.: Памятники права феодально-раздробленной Руси. Выпуск 2 (XII - XV вв.) / Сост. А. А. Зимин. М.: Гос. издательство юридической литературы, 1953. С. 125 - 157.

Ни Галицко-Волынское княжество, ни Новгородская и Псковская феодальные республики не смогли сохранить свою самостоятельность, однако само их существование, участие в гражданских правоотношениях свидетельствуют о том, что уже в XII в. отдельные княжества являлись самостоятельными участниками гражданско-правовых отношений. С XV в. произошло образование централизованного государства. С возникновением Московского государства идея индивидуализма отпала. Вместе с укреплением самодержавной власти и расширением территории Российского государства возникла необходимость более четкого деления страны. 18 декабря 1708 г. Петр I подписывает Указ об учреждении губерний и о расписании городов к ним <3>. Во введении Указа пишется: "Великий государь указал, по именному своему великому государя Указу, в своем великого государя великом Российском государстве для всенародной пользы учинить 8 губерний и к ним росписать города" <4>. -------------------------------- <3> Цит. по: Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф., Яров Ю. Ф. Федерализм в истории России. В 3 кн. Кн. 1. М.: Республика, 1992. С. 85. <4> Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф., Яров Ю. Ф. Федерализм в истории России. В 3 кн. Кн. 1. М.: Республика, 1992. С. 85.

С точки зрения самостоятельности губерний как субъектов Российской империи примечателен тот факт, что хотя губернии не являлись полноправными участниками гражданского оборота, однако в Жалованной грамоте от 21 апреля 1785 г. губерниям была дарована собственная символика. Так, в ст. 28 указанного документа говорится: "Городу иметь герб, утвержденный рукою императорского величества, и оный герб употреблять во всех городовых делах" <5>. Практически все губернские города имели свои гербы. -------------------------------- <5> Хрестоматия по истории отечественного государства и права СССР. Дооктябрьский период / Под ред. Ю. П. Титова, О. И. Чистякова. М., 1990. С. 89.

Однако на территории государства Российского существовали образования, имеющие особый статус, который по своему правовому положению близок к статусу субъекта Российской Федерации. К данным образованиям относится Великое княжество Финляндское. Вся территории Финляндии отошла к России в 1809 г. по Фридрихсгамскому миру. Присоединенные земли получили статус Великого княжества Финляндского. Основы автономии Великого княжества Финляндского были заложены решениями Боргоского сейма, когда император обязался "нерушимо хранить и оберегать финляндские законы". Так, ст. 1 Основных законов Российской империи гласила: "Великое княжество Финляндское, составляя неразделимую часть государства Российского, во внутренних своих делах управляется особыми установлениями на основании особого законодательства" <6>. -------------------------------- <6> Свод основных государственных законов // Свод законов Российской империи. СПб., 1906. Ч. 1. Ст. 1, 2.

Таким образом, эта статья признавала за Финляндией широкую автономию, сущность которой заключалась в том, что действие общероссийских законов не распространялось на ее территорию. Здесь действовали особые местные законы. Так, Великий князь Финляндский обладал правом издавать законы, представление интересов страны во внешней политике и вопросы обороны являлось исключительно его компетенцией. Финляндия обладала собственным гражданством, не совпадающим с российским подданством. Финляндским подданным был открыт широкий и свободный доступ к службе на самых ответственных государственных и военных постах империи, в то время как русские подданные не получили в Финляндии одинаковых с местными жителями прав. Православный не мог преподавать историю, приобретение в княжестве русскими недвижимого имущества имело серьезные ограничения <7>. -------------------------------- <7> Бородкин М. М. Краткая история Финляндии. СПб., 1911. С. 161.

Автономный статус Финляндии проявился также в собственной системе управления с исключительно финляндским чиновным аппаратом. Российское армейское устройство не распространялось на княжество, которое было освобождено от поставки рекрутов на воинскую службу и могло с 1878 г. иметь собственную, численно небольшую армию. Эта армия стала символом особого статуса Финляндии в составе империи. Прибалтика, вошедшая в состав России в XVIII в., также занимала особое положение. В конце XVIII в. губернии Лифляндская, Эстляндская, Курляндская были объединены в Остзейский край. Его правовое положение имело некоторые особенности. В интересах немецких баронов и бюргерства сохранялось местное самоуправление, а законы и иные правовые нормы писались специально для Остзейского края. В советский период возможности для участия субъектов Федерации как самостоятельных участников гражданских правоотношений продолжали развиваться. Формирование Российской Федерации началось в 1918 г. Формы тех или иных республик принимались на основе свободного волеизъявления населения конкретных национальных районов. 12 января 1918 г. была принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, согласно положениям ее гл. 1 устанавливалось, что "Россия является республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам. Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик" <8>. -------------------------------- <8> Декреты Советской власти. Т. 1. С. 341 - 342.

Согласно Резолюции от 15 января 1918 г. "О федеральных учреждениях Российской Республики" <9> Российская Социалистическая Советская Республика учреждается на основе добровольного союза народов России как федерация советских республик этих народов. Все местные дела решаются местными Советами. За высшими Советами признается право регулирования отношений между низшими Советами и решения возникающих между ними разногласий. Центральная советская власть обязана следить за соблюдением основ Федерации и представляет Российскую Федерацию Советов в ее целом <10>. Данные положения были также закреплены в Конституции 1918 г. <11>, которая признавала Россию федеративным государством. -------------------------------- <9> См.: Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 - 1991 гг. / Под ред. О. И. Чистякова. М., 1997. С. 15 - 16. <10> См.: Резолюция от 15 января 1918 г. "О федеральных учреждениях Российской Республики" // Хрестоматия по истории отечественного государства и права (послеоктябрьский период) / Под ред. О. И. Чистякова. М., 1994. С. 16. <11> См.: Хрестоматия по истории отечественного государства и права (послеоктябрьский период) / Под ред. О. И. Чистякова. М., 1994. С. 17 - 34.

Первоначально в момент возникновения РСФСР внутри ее сложилась форма - автономии - автономная республика, во 2-й половине 1918 г. возникла новая форма - автономная трудовая коммуна; а в 1920 г. - автономная область, которые имели все права наиболее крупной в годы Гражданской войны административной единицы - губернии (областные единицы, объединявшие по нескольку губерний, в годы централизации государственного управления были ликвидированы в начале осени 1918 г.). Но в отличие от губернии национальные трудовые коммуны и автономные области были национально-государственными образованиями. Наиболее высокая форма автономии - автономная республика (АССР) - представляет собой государство. Специфическим для ее государственного механизма является наличие органов власти и управления, по названиям и функциям сходных со всероссийскими. Она имеет свою правовую систему, конституцию. Правовой статус АССР за годы Гражданской войны изменялся. В 1918 г. некоторые автономные республики имели вооруженные силы, участвовали во внешних сношениях - дипломатических и внешнеторговых, управляли транспортом, осуществляли денежную эмиссию. Территории автономных республик не могли изменяться без их согласия. Автономная республика имела свое гражданство, которое определяло принадлежность гражданина как к РСФСР и СССР, так и к автономной республике <12>. Эти права являются важнейшими признаками АССР как самостоятельного субъекта гражданского права. -------------------------------- <12> См.: Железнов Б. Л. АССР - высшая форма советской автономии. Казань: Издательство Казанского университета, 1984. С. 82.

Дальнейшая самостоятельность правового положения союзных республик нашла свое отражение в Конституции 1936 г. <13>, в соответствии с которой определяется система высших органов государственной власти автономных республик. Основными чертами правового статуса автономной республики являются: наличие своей конституции; высших органов государственной власти в лице Верховного совета АССР; высших органов государственного управления - Совета министров, министерств; верховных судов. Законодательные акты АССР не подлежат никакому дополнительному утверждению. Автономная республика обладает правом территориального верховенства и имеет свое гражданство. Ей принадлежит право проведения референдума. -------------------------------- <13> Юрид. издательство НКЮ СССР. М., 1937.

Весь этот широкий объем государственных прав и возможностей свидетельствует о том, что АССР, обладая всеми политическими атрибутами государства, является государством. Статья 1 Конституции каждой АССР прямо говорит, что данная автономная республика есть государство рабочих и крестьян <14>. -------------------------------- <14> Коркмасова К. Д. О советской автономии // Правоведение. 1968. N 4. С. 31.

Таким образом, уже в указанные периоды времени, начиная с средних веков, субъекты государственных образований в определенной мере признавались самостоятельными субъектами гражданского права. Еще до принятия Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 8 декабря 1961 г. <15>, в литературе была высказана мысль о необходимости признания автономных республик, как и республик союзных, самостоятельными носителями гражданских прав. Я. Ф. Миколенко отмечал, что "у нас существуют по крайней мере 17 государств (СССР и 16 республик), не говоря уже об автономных республиках, которые также представляют собой государственные образования. Каждое из этих государств, бесспорно, является "лицом" и, следовательно, субъектом права" <16>. Под государством следует подразумевать как Союз ССР, так и отдельные союзные республики, что прямо предусмотрено в ст. 11 Основ гражданского законодательства СССР и вытекает из федеративного устройства нашего государства. -------------------------------- <15> Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. N 50. Ст. 525. <16> Миколенко Я. Ф. Государственные юридические лица в советском гражданском праве // Советское государство и право. 1951. N 7. С. 49.

Однако ни Конституция СССР 1977 г., ни конституции союзных республик, ни ранее принятые нормы прямо не закрепляли гражданской правосубъектности автономных республик, автономных областей, а также административно-территориальных единиц.

Название документа