Исполнительное уклонение
(Ковтун А.)
("ЭЖ-Юрист", 2013, N 32)
Текст документа
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ УКЛОНЕНИЕ
А. КОВТУН
Анатолий Ковтун, юрист, г. Харьков.
Всеобщая декларация прав человека ООН от 10.12.1948 гарантирует каждому человеку право свободного передвижения, а также право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. Но в определенных случаях и при определенных условиях внутреннее законодательство Украины ограничивает право граждан на выезд из страны.
Исполнительное принуждение
Наиболее распространенным основанием для отказа в праве на выезд из Украины является наличие у гражданина неурегулированных алиментных, договорных или других невыполненных обязательств. К иным основаниям отказа в праве на выезд также следует отнести неисполнение или уклонение от исполнения должником требований государственного исполнителя.
В данном вопросе следует различать понятия "неисполненные обязательства" и "уклонение", связанные с действием или бездействием должника. Должник, имея неисполненные обязательства, тем не менее не может считаться виновным в уклонении, пока не будет доказано обратное.
В связи с этим под уклонением согласно ст. 6 Закона N 3857-XII "О Порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины" и ст. 11 Закона N 606-XIV "Об исполнительном производстве" понимается умышленное неисполнение (действие или бездействие) возложенных судом на должника обязанностей. Определение уклонения должника возложено на государственного исполнителя (аналог судебного пристава в России).
Поскольку в данном случае законом не установлены специальные правила, умысел должника в уклонении в форме действия или бездействия определяется по норме ст. 614 ГК Украины. Ответственность должника за уклонение от законных требований государственного исполнителя наступает в установленном законом порядке согласно ст. 90 Закона N 606-XIV.
В случае наличия признаков уголовного правонарушения в действиях должника, который препятствует исполнению решения или другим способом нарушает закон об исполнительном производстве, государственный исполнитель имеет право согласно ч. 2 ст. 90 Закона N 606-XIV обратиться в правоохранительные органы с представлением (уведомлением) о привлечении должника к уголовной ответственности.
Таким образом, представление государственного исполнителя может быть удовлетворено при наличии доказанного факта уклонения должника от исполнения возложенного на него обязательства.
Фактическое уклонение
Следует обратить внимание, что в качестве основания для временного ограничения права выезда граждан Украины за границу согласно п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона N 3857-XII предусмотрено уклонение от исполнения обязательств, а не наличие неисполненного обязательства. То есть ответственность должника предусмотрена за фактическое действие или бездействие по уклонению независимо от объема (полного или частичного) исполненного обязательства. Поэтому уклонение должника от исполнения обязательств даже в незначительной части имеющегося у него долга может рассматриваться в качестве правонарушения, совершенного в полном объеме. Также законом не установлены основания, смягчающие вину должника или освобождающие его от ответственности.
Исполнительное уклонение - длящееся правонарушение.
Так, государственный исполнитель в соответствии с ч. 2 ст. 25 Закона N 606-XIV после получения исполнительного документа в течение 3 дней выносит постановление об открытии исполнительного производства. В данном документе должнику указывается на необходимость исполнить решение в добровольном порядке в срок до 7 дней с момента вынесения постановления.
При этом государственный исполнитель делает отметку в данном постановлении о том, что в случае непредставления должником документального подтверждения исполнения решения будет начато принудительное исполнение этого решения с взысканием с должника исполнительного сбора и расходов, связанных с организацией и проведением исполнительных действий.
Получается, что возможный момент фактического уклонения должника наступает на 8-й день с момента вынесения государственным исполнителем постановления об открытии исполнительного производства. Но, как правило, исходя из правоприменительной практики по делам, связанным с ограничением прав граждан на выезд из страны, срок уклонения значительно превышает отмеченный временной момент.
В случае открытия исполнительного производства согласно ч. 4 ст. 25 Закона N 606-XIV по исполнительному документу о конфискации имущества, взыскании периодических платежей, обеспечении исковых требований или если решение подлежит немедленному исполнению, срок, установленный ч. 2 ст. 25 указанного Закона в 7 дней для самостоятельного исполнения решения суда, должнику не предоставляется.
Объективные причины
К объективным причинам исполнительного уклонения должником от исполнения своих обязанностей следует отнести: тяжелую болезнь, продолжительную командировку в другую местность, отсутствие постоянных источников средств существования, отсутствие работы, отсутствие движимого и недвижимого имущества и т. д. Исследование причин уклонения от исполнения согласно представлению государственного исполнителя относится к компетенции суда.
Суд с учетом исследования причин должен установить факт уклонения должника от исполнения возложенных на него законным решением обязанностей.
На момент рассмотрения дела в суде факт сознательного уклонения от исполнения законного решения в течение конкретного срока должен быть установлен и обоснован государственным исполнителем, собранными им доказательствами по делу.
Государственный исполнитель должен представить суду информацию о том, что должник в течение 3 дней с момента возникновения у него указанных выше причин письменно уведомил о них исполнителя с требованием установления отсрочки или рассрочки, смены порядка и способа исполнения законного решения, а должник - физическое лицо - о смене места работы.
Подтверждением прямого умысла и одновременно одним из видов уклонения должника от исполнения является его отказ от совершения действий, которые затрудняют или делают невозможным исполнение законного решения в срок, установленный государственным исполнителем.
Согласно закону должник обязан воздерживаться от совершения действий, которые делают невозможным или усложняют исполнение решения. То есть он обязан представлять в срок, установленный государственным исполнителем, достоверные сведения о своих доходах и об имуществе, в том числе об имуществе, которым он владеет совместно с другими лицами, о счетах в банках или других финансовых учреждениях; своевременно являться по вызову государственного исполнителя; письменно сообщать государственному исполнителю об имуществе, которое находится в залоге или у других лиц, а также о средствах и об имуществе, принадлежащих должнику, полученных от других лиц.
Если же поведение должника прямо противоположно вышеописанному, это подтверждает прямой умысел должника в уклонении от исполнения.
Техника исполнения
Решение вопроса о временном ограничении права на выезд за пределы Украины должника решается судом по месту нахождения органа исполнительной службы по представлению государственного исполнителя, согласованному с начальником отдела государственной исполнительной службы в соответствии со ст. 377-1 ГПК Украины.
Суд рассматривает представление исполнителя немедленно, без вызова или уведомления сторон и других заинтересованных лиц при участии государственного исполнителя. При этом суд в обязательном порядке исследует доказательства, подтверждающие уведомление должника об открытии исполнительного производства и факты уклонения его от исполнения обязательств.
Если закон дает четкое определение территориальной подсудности данной категории дел, возбужденных согласно представлению государственного исполнителя, то при фактическом исполнении данных судебных решений имеются определенные пробелы.
Так, в ст. ст. 2, 20 Закона N 606-XIV не урегулирован вопрос об органе, исполняющем запрет на выезд должника, вынесенный судом по представлению государственного исполнителя.
Не решен и денежный вопрос. Закон об исполнительном производстве предусматривает выплату государственному исполнителю в случае своевременного выполнения исполнительного документа вознаграждения в размере 5% от суммы долга. А вот при совершении действий (обращении в суд с представлением) по ограничению выезда должника за границу Украины государственный исполнитель этого вознаграждения лишен.
Согласно законодательству Украины осуществление действий на границе по принудительному ограничению выезда должника за пределы Украины не входит в компетенцию государственного исполнителя и он не может согласно ст. 11 Закона N 606-XIV непосредственно обращаться в Пограничную службу Украины (ПСУ).
Таким образом, только суд имеет право на обращение в ПСУ с требованием внести информацию в базу данных ПСУ "ГАРТ-1/П" в соответствии с Приказом ПСУ от 25.06.2007 N 472 "О принудительном исполнении запрета на выезд с Украины".
Администрация ПСУ согласно судебным решениям обязана поставить на контроль должников, которым временно ограничено право выезда из Украины, когда в резолютивной части судебного определения указано: временно ограничить лицо в праве выезда за пределы Украины до выполнения обязательства. В то же время ПСУ не является органом принудительного исполнения судебных решений, но согласно ст. 3 Закона N 606-XIV имеет право на выполнение данного решения суда, хотя оно и не связано с взысканием денежных средств.
Необходимо отметить, что в силу п. 3 ч. 4 ст. 2 Закона Украины от 05.11.2009 N 1710 "О пограничном контроле" ПСУ наделена правом выполнять поручения правоохранительных органов Украины.
Безусловно, ПСУ обязана выполнять поручения судов.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 19 Закона Украины от 03.04.2003 N 661 "О государственной пограничной службе" ПСУ не должна допускать пересечение границы лицами, которым временно ограничено право на выезд из Украины.
Решение суда об ограничении права на выезд из Украины правомочно не только в отношении граждан Украины, но и в отношении граждан других государств и апатридов.
Название документа