Конституционное развитие Республики Корея

(Максимов В. А.) ("Российский судья", 2006, N 11) Текст документа

КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ

В. А. МАКСИМОВ

Конституционное развитие Республики Корея начинает свой отсчет с 12 июля 1948 г., когда Конституционная ассамблея приняла первую конституцию страны. Этот Основной закон разрабатывался после освобождения Корейского полуострова от японской оккупации. На территории его южной части действовала американская военная администрация, что, безусловно, оказало сильное влияние на проект Конституции. Этим, видимо, и обусловливаются оценки Конституции 1948 г. как "прозападной по своему стилю и чуждой большинству корейского народа" <1>. Эта Конституция установила президентскую форму правления и называлась Конституцией Первой республики. В 1958 и 1954 гг. в нее были внесены поправки, коснувшиеся вопросов избрания президента и сроков его полномочий. Третья поправка была внесена в 1960 г. после падения правительства Ли Сын Мана. Этой поправкой была введена двухпалатная структура законодательного органа, и президентская система правления заменена парламентской. В этом же 1960 г. была принята поправка, коснувшаяся отмены принципа отсутствия обратной силы закона для лиц, допустивших нарушение законодательства на последних выборах. Отредактированный таким образом Основной закон стал именоваться в корейских источниках Конституцией Второй республики. -------------------------------- <1> Общую характеристику правовой системы Республики Корея см.: Правовые системы стран мира: Справочник. М.: НОРМА, 2001. С. 344 - 345.

В 1961 г. в результате военного переворота к власти пришел Совет национальной реконструкции во главе с генералом Пак Чжон Хи. И в 1962 г. была принята поправка, восстановившая президентскую форму правления, а в 1969 г. - еще одна, снявшая ограничение в два срока пребывания на посту президента, что позволило Пак Чжон Хи стать президентом в третий раз. Этот документ получил название Конституции Третьей республики. Гибель президента Пак Чжон Хи привела к распаду системы Юсин, и в 1980 г. правительство Республики Корея создало специализированный комитет по пересмотру Конституции. Проект, подготовленный этим комитетом, был принят на референдуме подавляющим большинством голосов. Эта Конституция стала основой Пятой республики и послужила моделью для нынешней Конституции 1988 г., называемой Конституцией Шестой республики. Конституция состоит из преамбулы, 130 статей, 6 переходных положений. Она делится на 10 глав: Общие положения, права и обязанности граждан, Национальное собрание, исполнительные органы, судебная система, Конституционный суд, избирательные комиссии, местное самоуправление, экономика, изменение Конституции. В ст. 1 Конституции государственный строй Республики Корея определяется как демократический, а ее народ объявляется носителем суверенитета <2>. -------------------------------- <2> Здесь и далее текст статей Конституции в переводе автора приводится по: Korea Annual. Seoul: Renhap News Agency. 1994. P. 339 - 352.

Статья 3 устанавливает, что территория Республики Корея состоит из Корейского полуострова и ближайших островов <3>. -------------------------------- <3> В КНДР придерживаются иного мнения. Статья 1 Социалистической Конституции КНДР гласит, что "Корейская Народно-Демократическая Республика есть суверенное социалистическое государство, представляющее интересы всего корейского народа". (Цит. по: Конституции социалистических государств. Т. 1. М.: Юридическая литература, 1987. С. 313.)

Состояние раскола заставило законодателя включить в Конституцию (ст. 4) положения о стремлении Республики Корея к мирному объединению, основанному на принципах свободы и демократии <4>. -------------------------------- <4> Социалистическая конституция КНДР в ст. 5 несколько иным образом формулирует аналогичные положения: КНДР борется за полную победу социализма в северной части страны, за то, чтобы, отклонив внешние силы, добиться мирного объединения Родины на демократических началах и полной национальной независимости в масштабе всей страны. (Цит. по: Конституции социалистических государств. Т. 1. М.: Юридическая литература, 1987. С. 313.)

В ст. 5 провозглашаются миролюбивые принципы внешней политики. Статья 8 гарантирует многопартийную систему. Центральным звеном системы государственных органов Республики Корея является Президент республики, который является главой государства и гарантом целостности страны и возглавляет исполнительную власть. Он избирается на прямых всеобщих выборах сроком на пяти лет и не может быть переизбран повторно. Полномочия президента значительны. Конституцией он наделен нормотворческими полномочиями, среди которых можно назвать: а) право законодательной инициативы; б) право отлагательного вето; в) право издавать указы, "касающиеся вопросов, отнесенных законодательством к его ведению в специально определенной сфере" в соответствии со ст. 75. Эти указы исполняются в письменной форме и контрассигнуются премьер-министром или соответствующим министром. Такое положение придает определенное своеобразие правовому положению президента, поскольку это фактически определяет его политическую неответственность, возлагая ее на лицо, контрассигновавшее указ. Однако это не означает ослабление полномочий главы государства, поскольку он формирует и возглавляет правительство. Президент в соответствии с Конституцией и законом назначает должностных лиц (ст. 78 Конституции). Прежде всего это премьер-министр, однако для его назначения президент должен получить согласие парламента. По рекомендации премьер-министра президент назначает членов Государственного совета, и согласия парламента для этого не требуется. Также глава государства назначает главу Ревизионно-инспекционного управления и его членов. С согласия Национального собрания президент назначает председателя Верховного суда и его членов, а также председателя и членов Конституционного суда. Особенностью южнокорейской Конституции является подробная регламентация полномочий президента по обеспечению национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях. В случае возникновения беспорядков, внешней угрозы, стихийного бедствия и во время "тяжелого финансового положения или экономического кризиса" (п. 1 ст. 76) он может предпринять минимум необходимых финансовых или экономических мер, а также издавать указы, имеющие силу закона в том случае, "если необходимо предпринять экстренные меры по обеспечению национальной безопасности или общественного спокойствия" и если нет возможности для созыва парламента. Однако необходимо отметить, что в отличие от Конституции Юсин президент должен теперь уведомить Национальное собрание и получить его одобрение, и если таковое не получено, то эти действия и указы теряют силу. Президент также может ввести военное положение и объявить мобилизацию Вооруженных сил. Причем военное положение может быть двух видов: - чрезвычайное военное положение; - предупредительное военное положение. При введении чрезвычайного военного положения могут быть ограничены свобода слова, печати, союзов и собраний, а также пересмотрены полномочия правительства и судов. В современной истории Кореи чрезвычайное положение вводилось в октябре 1972 г. и в конце 1979 г. Причем в условиях чрезвычайного положения вступали в действие две редакции Основного закона страны. Президент Республики Корея как глава государства наделен внешнеполитическими полномочиями: он представляет страну в отношениях с иностранными государствами (ст. 66), заключает и ратифицирует, с согласия парламента (п. 1 ст. 60), международные договоры, а также объявляет войну и заключает мир (ст. 73). Эти положения характерны для правового положения президентов большинства президентских республик. Президент может вынести на общенациональный референдум вопросы, касающиеся дипломатии, национальной обороны, объединения, и другие (ст. 72). Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами. Президент осуществляет свои исполнительные функции через Государственный совет (правительство), состоящий из 15 - 30 членов, и является его главой. В состав Государственного совета входят: - президент (председатель); - премьер-министр (заместитель председателя); - заместитель премьер-министра; - 19 министров, возглавляющих соответствующие отраслевые министерства; - два государственных министра. Государственный совет рассматривает и обсуждает главные направления политики и выдает соответствующие рекомендации президенту (ст. 89) по следующим вопросам: - разработка основных направлений государственной политики и деятельности исполнительной власти; - объявление войны, заключение мирных договоров и другие важные аспекты внешней политики; - подготовка проектов поправок к Конституции, предложений по проведению общенародных референдумов, рассмотрению договоров, законопроектов и президентских указов; - предложения по бюджету, основные планы в области распоряжения государственным имуществом, заключение контрактов, связанных с крупными финансовыми обязательствами со стороны государства, и другие важные финансовые вопросы; - чрезвычайные указы президента, чрезвычайные меры или указы финансового и экономического характера, объявление или отмена военного положения; - вопросы военного строительства; - требования о созыве чрезвычайных сессий Национального собрания; - оценка и анализ результатов управления делами государства; - определение важнейших направлений деятельности каждого министерства и координация их работы; - действия, направленные на роспуск какой-либо политической партии; - рассмотрение обращений, касающихся деятельности исполнительных органов; - назначение генерального прокурора, ректоров государственных университетов, послов, командующих всеми родами войск и других должностных лиц и руководителей крупных промышленных предприятий в соответствии с законом; - рассмотрение иных вопросов, выносимых на обсуждение президентом, премьер-министром или кем-либо из членов Государственного совета. Премьер-министр участвует в принятии основных решений в области государственной политики. Он также имеет право действовать от лица президента по вопросам, которые ему могут быть делегированы главой государства, а также издавать распоряжения от своего имени. Премьер-министр имеет право давать рекомендации президенту в отношении назначения или отставки членов Государственного совета. Члены Государственного совета несут коллективную и индивидуальную ответственность только перед президентом за свою работу. Государственный совет по Конституции является консультативным органом, поскольку окончательное решение принимает глава государства, что характерно для президентских республик. Национальное собрание - однопалатный высший законодательный орган, состоящий из 299 членов, избираемых на четыре года, 2/3 из которых избираются на всеобщих выборах, а остальные места распределяются пропорционально между партиями, получившими пять и более мест на прямых выборах (Закон "О выборах в Национальное собрание" 1987 г.). Депутаты являются представителями всего народа (Чонгукку Ый-вон) и имеют представительский мандат. Национальное собрание включает 17 постоянных комитетов, важнейшими из которых являются комитеты по законодательству и юстиции; по внешней политике; по внутренним делам; по финансам; по экономическим вопросам; по вопросам национальной обороны и безопасности, в компетенции которого находятся вопросы, находящиеся в ведении Министерства обороны и Разведывательной службы (ст. 37 Акта "О Национальном собрании"). Кроме того, в случае необходимости могут создаваться специальные комитеты. Судебная система представлена Верховным судом, апелляционными судами, окружными судами и судом по семейным делам. Статья 103 Конституции провозглашает независимость судей и определяет гарантии независимости. Необходимо отметить, что срок полномочий членов Верховного суда ограничен шестью годами. Вопрос о конституционности нормативных актов решается Конституционным судом, состоящим из девяти судей, назначаемых Президентом, причем три кандидатуры предлагает парламент, а еще три - председатель Верховного суда, остальных определяет сам Президент. В ст. 119 Конституция закрепляет, что экономический строй Республики Корея основывается на уважении к свободе и сознательной инициативе предприятий и частных лиц в сфере экономики. Но государство оставляет за собой право "регулировать и координировать экономические вопросы с целью повышения сбалансированности роста и стабильности национальной экономики, обеспечения правильного распределения доходов для недопущения доминирования рынка и злоупотребления экономической мощью и в целях демократизации экономики посредством гармонизации отношений между субъектами". По способу изменения Конституция Республики Корея 1988 г. относится к числу жестких. Предусмотрен следующий порядок ее модификации: предложения о внесении поправок могут быть предложены либо Президентом, либо большинством членов Национального собрания. Для одобрения внесенных на обсуждение поправок требуется квалифицированное большинство в 2/3 голосов в течение 60 дней со дня внесения на обсуждение. После одобрения в парламенте (не позднее чем через 30 дней) поправки выносятся на общенациональный референдум и должны быть одобрены большинством голосов граждан (больше чем половиной), при условии участия более 50% граждан, имеющих право голоса.

Название документа