Компетенция ЕС по открытию энергетических рынков
(Клотц Р.)
("Энергетическое право", 2006, N 2)
Текст документа
КОМПЕТЕНЦИЯ ЕС ПО ОТКРЫТИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЫНКОВ
Р. КЛОТЦ
Роберт Клотц (Robert Klotz), член Комиссии ЕС - Генеральной дирекции по конкуренции.
Цели открытия рынков
Политические приоритеты Комиссии: создание внутреннего энергетического рынка, ориентированного на конкуренцию:
- усиление экономики ЕС по сравнению с общемировой: надежное (и экологически совместимое) снабжение по общедоступным ценам;
- достижение выгоды для потребителей: важный фактор для привлекательности размещения индустрии, сильная покупательная способность.
Компетенции согласно Договору ЕС
Рамочное законодательство с обязательной силой для всех 25 стран-членов.
Наблюдение за введением в национальное право и практики регулирования за конкуренцией (картели, злоупотребление рыночной властью, слияния).
Рамочное законодательство
Директивы Совета/Европарламента (EP) (2003) с Vorgaben указанием о полном завершении создания общего рынка электричества и газа:
- полноценное открытие рынков до 2004/2007;
- юридическая и организационная декартелизация;
- регулируемый доступ к сети (RTPA);
- регулирование платы за доступ к сети Ex ante-Entgeltregulierung;
- создание регулирующего ведомства;
- введение в национальное право до июля 2004 года.
Постановления ЕС, принимаемые Советом Европарламента/EP с заданным общим принципом регулирования:
- трансграничная торговля электричеством: с 1 июля 2004 г.;
- условия доступа к сетям газопроводов: с 1 июля 2006 г.
Специальное секторальное регулирование должно обеспечить доступ третьих лиц (TPA) к рынку и тем самым сделать возможной конкуренцию между участниками рынка.
Исключения возможны для важных инфраструктурных проектов (по заявлению).
Ввод в национальное право и регулирование в странах-членах
По времени: законотворческий процесс завершен в срок? Регулирование действует?
По содержанию: соблюдение заданных параметров национальными законами и деятельностью национальных регуляторов.
При дефицитах: процесс: Комиссия ЕС против стран-членов о нарушении Договора.
Применим ли надзор за конкуренцией?
Производство/реализация: производители конкурируют за потребителей: нет регулирования.
Транспорт: владельцы сетей сделают возможной конкуренцию через доступ к их сетям: регулирование предпочтительно, конкуренция (WA) дополнительно.
Распределение: потребители получают возможность выбора между поставщиками: нет регулирования.
Существенные препятствия: секторальное исследование (2/2006).
Высокая концентрация рынка немногими продавцами (энергии)
Отсутствие свободы выбора у потребителей по причине вертикальной интеграции продавцов.
Слабая трансграничная конкуренция: отсутствие доступа третьих лиц к инфраструктуре и объемам, недостаточная прозрачность.
Ценообразование является недостаточно конкурентным (например, связывание цены на газ и нефть).
Практические примеры: договоренности согласно ст. 81 Договора ЕС
Горизонтально: общий сбыт газовой продукции.
Вертикально: ограничения в договорах о реализации газа и его транспортировке по территориям сбыта и областям применения (например, Газ де Франс/ЭНИ/ЭНЕЛ (GdF/ENI/ENEL).
Вертикально: длительные сроки действия и высокая степень удовлетворения объема спроса.
Отказ в доступе к сети может представлять собой злоупотребления рыночной властью
Процесс марафона: Соглашения с Туссенгаз (Thyssengas), Газуни (Gasunie), БЕБ (BEB), Рургаз (Ruhrgas) и Газ де Франс (GdF) после согласия на взятие далеко идущих обязанностей.
Последствие для регулирования доступа к сети в газовой сфере (Модель-вход-выход Entry-Exit-Modell).
Контроль за слияниями
Сохранение рыночных структур, открытых для конкуренции:
- согласие с регулятивными последствиями: выделение части предприятия, снятие ограничений по объему;
- отказ от 9 декабря 2004 г. в слиянии известных производителей электричества и газа (EDP/ENI/GDP) в Португалии как важный прецедент;
- защита "национальных чемпионов".
Заключение
Право ЕС играет центральную роль в открытии рынков, Комиссия ЕС является основным побуждающим и исполнительным органом.
Зеленая книга от 8 марта 2006 г. о новых началах для европейской энергетической политики.
До конца 2006 г.: предложения о дополнении правовых норм и о конкуренции.
Перевод канд. юрид. наук
Х. Р. Шамсиева
Название документа