Сущность гражданско-правового регулирования отношений в области таможенного дела

Согласно ст. 1 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Специфика государственного таможенного регулирования в России заключается в том, что оно осуществляется в соответствии с таможенным законодательством и законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности - эти две области права имеют различные задачи, используют различные методы и средства правового воздействия.

В соответствии с Конституцией России (п. "ж" ст. 71) таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Территория России составляет единую таможенную территорию, включая находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российской Федерации осуществляет юрисдикцию. Таможенной границей являются пределы таможенной территории России, а также пределы внешних территорий исключительной экономической зоны и особых экономических зон внутри Российской Федерации. Таможенная граница совпадает с государственной границей Российской Федерации, за исключением оговоренных случаев.

При перемещении через таможенную границу товары и транспортные средства выступают в виде объектов правового регулирования. Под товаром понимается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства (пп. 1 п. 1 ст. 11 ТК РФ). К товарам не относятся транспортные средства, использующиеся для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами (пп. 5 п. 1 ст. 11 ТК РФ).

Узким представляется определение, согласно которому таможенное дело является совокупностью методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Такое определение касается лишь таможенных органов, тогда как таможенной деятельностью в принципе могут заниматься и иные субъекты. Под делом вообще понимается деятельность в какой-либо сфере: горное дело, военное дело и т.п. Соответственно, под таможенным делом понимается деятельность в таможенной сфере, т.е. все, связанное с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу*(1).

Цели таможенного регулирования не обозначены в законодательных актах даже в общем виде. Очевидно, что главной целью является обеспечение экономической безопасности страны в широком смысле. Именно на это направлена таможенная политика государства. Законодательство не содержит определения политики, хотя в отдельных нормативных актах этот термин употребляется. В области таможенного регулирования проблема законодательного определения и закрепления государственной политики была рассмотрена С.Н. Овчинниковым*(2).

В научной литературе встречаются различные определения таможенной политики. Одним из первых ее развернутую характеристику дал А.Д. Ершов*(3). Б.Н. Габричидзе полагает, что таможенная политика - это система политико-правовых, экономических, организационных и иных широкомасштабных мероприятий в сфере таможенного дела, направленных на реализацию и защиту экономических интересов*(4). При этом, однако, он не совсем четко разграничивает и даже смешивает понятия таможенной политики и таможенного дела. Иногда таможенную политику определяют как "целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) путем установления соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу"*(5). Таможенную политику Российской Федерации можно определить, кроме того, и как направление деятельности государства в таможенной области, в области перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу*(6).

Таможенное право характеризуется многими специалистами как комплексная отрасль права*(7). Однако единого мнения о месте, которое оно занимает в правовой системе России, не существует. Б.Н. Габричидзе и А.Ф. Ноздрачев считают его самостоятельной отраслью*(8), К.К. Сандровский*(9) и Л.Н. Марков полагают, что оно является подотраслью административного права, Д.Н. Бахрах*(10) считает его институтом административного права. Не вызывает сомнений, что попытка дефинировать таможенное право как "правовое образование" не вызовет возражений участников этой дискуссии*(11).

Итак, комплексный характер этого правового образования подтверждается включением в него норм самых различных отраслей права - конституционного, административного, уголовного, финансового, международного, гражданского и т.д.

Представляется целесообразным проанализировать вопросы гражданско-правового (частноправового) регулирования отношений в области таможенного дела, а также проблемы воздействия гражданско-правовых норм и методов правового регулирования на таможенное регулирование в целом.

Таможенное право, безусловно, можно отнести к публичному праву. Действительно, основная часть составляющих его элементов относится к классическим публичным отраслям. Однако и частное право, и гражданско-правовые средства (гражданско-правовые нормы, методы, принципы регулирования) оказывают значительное влияние на механизм правового регулирования таможенного права. В российской цивилистике эти вопросы не получили достаточного освещения.

В теории права механизмом правового регулирования называют систему юридических средств, при помощи которых оно осуществляется. Другими словами, это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Понятие механизма правового регулирования позволяет систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, определить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

К его элементам, составным частям относятся юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание. К факультативным элементам можно отнести охранительные правоприменительные акты.

В юридической науке разработаны различные понятия правовых средств. Одни, например, считают, что это - институционные явления правовой действительности, воплощающие регулятивную силу права, его энергию, которым принадлежит роль ее активных центров*(12). Согласно другому мнению, правовые средства - правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей*(13).

По степени сложности правовые средства подразделяют на первичные (элементарные) и комплексные (составные). К первым относятся простейшие и неделимые предписания - субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т.д., ко вторым - комбинированные, состоящие в свою очередь из простейших - договор, норма, институт, правовой режим и пр. Классификация по выполняемой роли делит правовые средства на регулятивные (дозволения) и охранительные (меры защиты), по предмету правового регулирования - на конституционные, административные, гражданские, уголовные и др., по характеру - на материально-правовые (рекомендации) и процессуальные (иск), по значимости последствий - на обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь), по времени действия - на постоянные (гражданство) и временные (премия), по виду правового регулирования - на нормативные (установленные в нормах права запреты) и индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей), по информационно-психологической направленности - на стимулирующие (льготы) и ограничивающие (приостановления)*(14).

Осуществляя публично-правовое регулирование предпринимательской деятельности с иностранным элементом, государство преследует цель охраны публичных интересов. С одной стороны, оно пытается поддержать субъектов национальной экономики и обеспечить необходимую стабильность своих внутренних рынков, например, путем ограничения ввоза одних товаров на свою территорию и одновременного предоставления льгот на ввоз других. С другой стороны, в рамках того же регулирования принимаются меры по защите своего суверенитета, в частности, в отношении национальной валюты. Кроме того, существует также цель получения публичных доходов, например, в виде таможенных пошлин*(15).

Таможенному регулированию отводится одно из центральных мест в общей системе средств публично-правового регулирования предпринимательской деятельности. С юридической точки зрения оно представляет собой процесс упорядочения соответствующих общественных отношений при помощи относительно самостоятельной системы публично-правовых средств. Речь идет об общественных отношениях с участием предпринимателей, осуществляющих внешнеторговую деятельность - международную куплю-продажу товаров. При этом, вступая во внешнеторговые отношения, субъекты предпринимательской деятельности взаимодействуют не только со своими контрагентами, но и со специальными таможенными органами, действующими от лица государства.

Отношения в области таможенного дела представляют собой комплексную систему общественных отношений межотраслевого (частно-публичного) характера. Специфика системы определяет и особенности правового регулирования. В нее включаются различные виды отношений, прежде всего административные, налоговые (фискальные) и гражданские. Последние занимают в ней относительно самостоятельное место и носят субсидиарный характер, что проявляется в цели их установления - обеспечение имущественных потребностей субъектов отношений в области таможенного дела.

В ограниченных пределах таможенное законодательство опирается на положения гражданского права, что выражается, например, в использовании таких гражданско-правовых институтов как залог, банковская гарантия, различные договоры, в том числе посреднического характера.

При осуществлении правового регулирования деятельности в области таможенного дела, законодатель использует совокупность гражданско-правовых средств: - в ограниченном количестве и далеко не во всех правоотношениях, но применяется гражданско-правовой (диспозитивный) метод правового регулирования; - нормы о субъектах отношений являются отсылочными к гражданскому законодательству (основы правового статуса различных лиц заложены в ГК РФ); - общие правила правового режима объектов определены в гражданском праве; - общие принципы заключения и исполнения гражданско-правовых договоров, применяемых в области таможенного дела, урегулированы в гражданском законодательстве; - в регулировании предпринимательской деятельности большую роль играют межотраслевые связи гражданского права и иных правовых образований.

Гражданское право тесно взаимодействует с другими правовыми отраслями, регулирующими отношения в области таможенного дела.

Регламентирование отношений в области таможенного дела на основе принципа сочетания публично-правового и частноправового регулирования предполагает существование двух видов межотраслевых связей гражданского права с отраслями публичного права: - связи функционального проявления, основанные на том, что публичные отношения в области таможенного дела являются следствием частноправовой активности субъектов (выражаются в структуре механизма публично-правового регулирования отношений в области таможенного дела, включающего гражданско-правовые средства); - связи восполнительного характера, существующие вне публично-правового регулирования отношений в области таможенного дела.

С позиции частных лиц, гражданско-правовые средства, выступая инструментом удовлетворения одновременно и публичных, и частных интересов, представляют собой правовой способ снижения тяжести установленных в области таможенного дела публично-правовых обременении (преимущественно в форме использования эквивалентно-возмездных договорных механизмов гражданского права).

Взаимодействие с отраслями публичного права основывается на взаимосвязи частного и публичного права. Их связь обусловлена нахождением частного и публичного права в единой системе отечественного права.

Таким образом, посредством частного и публичного права осуществляется "разностороннее воздействие"*(16) на общественные процессы в целях их упорядочения.

Межотраслевые связи гражданского права с материальными публичными отраслями, основаны, прежде всего, на взаимосвязях предметов их правового регулирования. В таможенном праве понятие объекта фактически взято из гражданского права - нет смысла придумывать новые категории и дефиниции при наличии развернутой теории объекта права в гражданском праве.

Целесообразно рассмотреть правовые нормы в связи с методом правового регулирования. Хотя он не зависит напрямую от применяемых законодателем норм права, его связь с ними очевидна. Например, в литературе отмечалось, что семейному праву всегда была присуща диспозитивность, однако, до принятия нового Семейного кодекса РФ она находилась "за пределами права"*(17). В настоящее время в семейном праве число диспозитивных норм существенно увеличилось, что позволяет говорить, что императивный метод уступил место диспозитивному*(18).

В российской юридической науке императивный и диспозитивный методы правового регулирования впервые были подробно исследованы еще в начале XX в. И.А. Покровским. Он отмечал, что императивное регулирование осуществляется "исключительно велениями, исходящими от одного-единственного центра, каковым является государственная власть. Эта последняя указывает своими нормами каждому отдельному человеку его юридическое место, его права и обязанности по отношению к целому государственному организму и к отдельным лицам. Только от нее, от государственной власти, могут исходить распоряжения, определяющие положение каждого отдельного человека в данной сфере отношений, и это положение не может быть изменено никакой частной волей, никакими частными соглашениями. Регулируя все эти отношения по своему почину и исключительно своей волей, государственная власть принципиально не допускает в этих

областях рядом с собой никакой другой воли, никакой другой инициативы. Поэтому исходящие от государственной власти нормы имеют здесь безусловный, принудительный характер"*(19).

В.Ф. Яковлев, исследуя гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений, указывал на характерные черты гражданско-правового метода: правонаделение*(20), правовую инициативу*(21), юридическое равенство субъектов*(22). Это, по существу, черты диспозитивных норм, поскольку императивные нормы имеют иные черты. Например, правонаделение характерно и для императивных норм. Однако объем прав, предоставляемых субъекту, несколько уже. Он достаточен только для точной реализации, исполнения императивной нормы, но не для организации собственных действий субъекта права в соответствии со своей волей и в своем интересе. Объем предоставляемых прав соответствует характеру самой нормы. Именно поэтому правовая инициатива субъекта для императивных норм не характерна. Субъект следует определенному предписанию, любое отклонение от которого не допустимо.

Юридическое равенство сторон правоотношения - неотъемлемое свойство диспозитивного метода. Императивные нормы используются как в частном, так и в публичном праве. В последнем они отличаются отсутствием равенства сторон в регулируемом правоотношении. Частное право, напротив, предполагает юридическое равенство субъектов, которые подчинены только закону. Сама императивная норма четко описывает круг прав и обязанностей сторон, поэтому в ряде правоотношений возможна определенная деформация этого принципа, Так, защищая интересы слабой стороны в договоре, императивная норма может специально оговорить определенные преимущества для одной стороны правоотношения (ст. 426 ГК РФ).

Одним из признаков отраслевого метода правового регулирования является особенность разрешения юридических конфликтов, причем для гражданского права характерен в основном судебный порядок*(23). В праве публичном, напротив, широко применяется административный порядок разрешения юридических конфликтов. Однако судебно-арбитражная практика свидетельствует, что и в сфере публичного права наиболее эффективным является судебный порядок урегулирования конфликтов, связанных с нарушением прав частных субъектов. С другой стороны, защита прав налогоплательщиков во внесудебном порядке свидетельствует об обратной тенденции. Можно заключить, что наиболее эффективна защита частных прав в суде, а не в административном порядке.

Гражданско-правовой метод регулирования в таможенном деле наиболее ярко проявляется при регламентации договоров. Конечно, не всякий договор можно считать гражданско-правовым, однако в таможенном деле присутствуют и классические гражданские договоры. Так, статья 226 ТК РФ устанавливает, что отношения владельца таможенного склада с лицами, помещающими товары на хранение на таможенный склад, строятся на договорной основе. Отказ владельца склада открытого типа от заключения договора при наличии возможности осуществить хранение товаров не допускается, т.е. вводится правило об обязательном заключении договора.

В статье 233 ТК РФ установлено, что при хранении товаров на таможенных складах взаимоотношения таможенных органов с лицами, помещающими товары на таможенные склады, осуществляются в соответствии с ТК РФ и ГК РФ. На договор, заключаемый таможенным органом с лицом, помещающим товары на таможенный склад, распространяются требования гражданского законодательства, установленные для публичного договора. Отказ таможенного органа от заключения договора при наличии возможности осуществить хранение товаров не допускается.

Права, обязанности и ответственность таможенных органов в связи с хранением товаров на таможенных складах вытекают из существа обязательств в соответствии с общими положениями о хранении, предусмотренными гражданским законодательством, с учетом положений, установленных ТК РФ. Таможенный орган несет ответственность за уплату таможенных пошлин и налогов в случае утраты товаров, хранившихся на таможенном складе, за исключением случая, если они уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения.

В таможенном законодательстве объекты правового регулирования раскрываются путем использования категорий гражданского права. Для определения термина "товар" в ст. 11 ТК РФ используется понятие "движимое имущество". Понятие, принципиально важное для уяснения круга регулируемых отношений, не раскрывается в законодательстве о таможенном деле. ТК РФ фактически отсылает к ст. 130 ГК РФ, согласно которой вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. К недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Использование терминов из ГК РФ специально оговорено в ст. 11 ТК РФ - установлено, что "все иные понятия употребляются в настоящем Кодексе в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и иным законодательством Российской Федерации".

При установлении правового режима объектов не менее часто используются отсылки к гражданскому законодательству.

Подобные отсылочные нормы присутствуют в гл. 31 ТК РФ "Обеспечение уплаты таможенных платежей". Статья 341 ТК РФ устанавливает, что предметом залога могут быть товары, ввозимые на таможенную территорию, а также иное имущество, которое может быть предметом залога в соответствии с гражданским законодательством. Если предметом залога являются товары, находящиеся под таможенным контролем и переданные таможенным органам, удовлетворение требования таможенных органов за счет этих товаров осуществляется без обращения в суд в порядке, предусмотренном гл. 41 ТК РФ. Взыскание на иное заложенное имущество обращается в порядке, установленном ГК РФ.

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством путем заключения договора между таможенным органом и поручителем (ст. 346 ТК РФ).

В статье 347 ТК РФ определено, что в качестве обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных платежей может применяться договор страхования, заключенный в соответствии с гражданским законодательством России.

Согласно ст. 395 ТК РФ объект интеллектуальной собственности включается в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности способами, предусмотренными гражданским законодательством.

В примечании к ст. 80 ТК РФ оговорено, что для целей применения соответствующей главы под экспедитором понимается лицо, действующее по договору транспортной экспедиции в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Таможенный кодекс использует отсылки к гражданскому законодательству и при установлении норм об ответственности различных лиц.

В статье 397 ТК РФ говорится о возможной гражданско-правовой ответственности правообладателя в результате приостановления выпуска товаров. В статье 413 сказано о возмещении таможенными органами вреда, причиненного лицам и их имуществу неправомерными решениями, действиями (бездействием) должностных лиц и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей.

Наконец, ст. 432 ТК РФ, регулирующая распоряжение суммами, вырученными от реализации товаров и транспортных средств, отсылает к гражданскому законодательству при определении порядка установления лиц, которые вправе претендовать на возмещение своих расходов.

Характерным примером использования гражданско-правовых средств в таможенном законодательстве является использование норм ГК РФ при определении сроков. Статья 9 ТК РФ устанавливает принципы исчисления сроков. Если ТК РФ не установлен специальный порядок исчисления сроков, то для определения дня начала и дня окончания сроков применяются правила, установленные в гл. 11 ГК РФ "Исчисление сроков"*(24).

Нормы гражданского права необходимо применять и при исследовании субъектного состава отношений в сфере таможенного дела. Так, статья 11 ТК РФ под лицами понимает юридические и физические лица. К российским лицам относятся юридические лица с местонахождением в Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, в том числе зарегистрированные на территории Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей. При этом категории "физическое лицо", "юридическое лицо", "индивидуальный предприниматель" определяются в гражданском законодательстве.

Само по себе таможенное регулирование представляет собой систему средств, обременяющих предпринимательскую деятельность. Фактически, речь идет о преимущественно публично-правовых средствах, ограничивающих частноправовую по сути предпринимательскую деятельность частных лиц. Уже этим обусловлена связь частного права и таможенного регулирования. Кроме того, в самой системе таможенного регулирования могут быть выделены частноправовые средства.

Эти частноправовые нормы в принципе могут быть отнесены к законодательству о предпринимательской деятельности. Однако таможенное перемещение возможно и вне предпринимательской деятельности. Под внешнеторговой деятельностью в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью, при этом необходимость совершения только предпринимательских сделок не оговорена.

Тем не менее, вопрос о месте предпринимательского права в правовой системе России важен. Термин "предпринимательство" имеет, по существу, два практически равнозначных и взаимосвязанных значения - юридическое и экономическое*(25). На подобный дуализм предпринимательства и предпринимательской деятельности указывалось в юридической литературе*(26).

Существует несколько позиций, по-разному определяющих место предпринимательского права в системе российского права. Некоторые ученые понимают его как комплексную отрасль права*(27), которая "гармонично сочетает публично-правовые и частноправовые начала"*(28). Другие полагают, что его нужно считать самостоятельной отраслью права, которая имеет свой специфический предмет, метод и принципы*(29). Они доказывают, что предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ним связанные иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества*(30). Наконец, существует мнение, принципиально отрицающее самостоятельность предпринимательского права как отдельной отрасли права*(31).

Наиболее адекватной представляется первая из перечисленных позиций. Она позволяет четко проследить объединение в рамках предпринимательского права двух важнейших компонентов - частноправового и публично-правового, и тем самым еще раз подчеркнуть комплексную природу этого правового образования.

Признано, что публично-правовые обременения в частном праве имеют общую цель защиты публичных интересов*(32). Под публичным интересом (от лат. "publicus" - общественный, гласный, открытый) понимается признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией ее существования и развития*(33). Публичные интересы могут выражаться как в отраслях публичного, так и частного права. От реализации публичных интересов в известной мере зависит удовлетворение частных интересов.

В гражданском законодательстве можно найти отражение некоторых публичных интересов. Вслед за Конституцией РФ, в нем заложена возможность ограничения гражданских прав в известных публичных целях. Категория "публичного интереса" используется и в законодательстве, в частности, в абз. 2 п. 2 ст. 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также в актах КС РФ.

В общеэкономическом плане к публичным интересам можно отнести интересы производителей и потребителей-граждан, а также интересы государства, как организации суверенной публичной власти, в том числе фискальные интересы. Защита публичных интересов - общая цель таможенного регулирования как системы ограничений частноправовой предпринимательской деятельности.

Введение в таможенное регулирование частноправовых средств также призвано содействовать выполнению этой общей цели средствами частного права. Ряд публичных интересов защищается именно такими средствами. Гражданское право России призвано обеспечить выполнение следующих общественных интересов: незыблемость основных начал гражданского законодательства; эффективную организацию общественной жизни Российской Федерации институтами гражданского общества; неприкосновенность всех форм собственности; обеспечение эффективной защиты (в том числе и судебной) гражданских прав; установление пределов осуществления гражданских прав; предотвращение злоупотребления правом. Публичные интересы в данном случае соответствуют частным интересам отдельных лиц.

Гражданско-правовое регулирование в области таможенного дела выступает как относительно самостоятельный, субсидиарный, но необходимый инструмент воздействия государства на эту область общественных отношений (одно из средств организации желаемого законодателем правопорядка в таможенной сфере). Самостоятельность и субсидиарность основываются на публично-частной модели правового регулирования области таможенного дела и проявляются в основном на уровне системообразующих признаков правовых отраслей.

Они отражаются в цели регулирования - организация удовлетворения частных интересов в области таможенного дела; в его предмете - совокупность гражданских отношений, возникающих в таможенной сфере; в его методе - используются гражданско-правовые приемы, способы и средства; в источниках соответствующего правового регулирования - наряду с актами таможенного законодательства используются общие источники гражданского законодательства.

Анализ особенностей применения гражданско-правовых средств в механизме таможенного регулирования приводит к выводу, что они могут применяться как в усеченном (ограниченном) виде, так и без каких-либо правовых ограничений. Базовым квалифицирующим признаком, свидетельствующим о необходимости усеченного применения, выступает категория публичного интереса.

Г.А. Кормаков,

судья Федерального арбитражного суда Поволжского округа

"Правосудие в Поволжье", N 1, январь-февраль 2007 г.