Роль судопроизводства в формировании права МЕРКОСУР

(Рыжов В. Б.) ("Международное публичное и частное право", 2006, N 5) Текст документа

РОЛЬ СУДОПРОИЗВОДСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВА МЕРКОСУР

В. Б. РЫЖОВ

Рыжов В. Б., юрисконсульт ООО "Дельта-Сочи", стажер Института государства и права РАН, член Российской Ассоциации международного права, помощник депутата Государственной Думы ФС РФ.

Создатели МЕРКОСУР сознательно стремились с самого начала создания данного регионального интеграционного объединения в 1991 г. <1> не допустить возникновения независимого от государств судебного органа с тем, чтобы избежать отделения органов, принимающих решения, от государственных учреждений, ответственных за их исполнение <2>. Поэтому в системе МЕРКОСУР были предусмотрены только арбитражные органы ad hoc, т. е. для определенного случая. -------------------------------- <1> Члены: Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай (1991 г.), Венесуэла (2005 г.). Ассоциированные члены: Боливия, Чили (1996 г.), Перу (2003 г.), Колумбия, Эквадор (2004 г.). <2> См.: Bouzas R., Soltz H. Institutions and Regional Integration: the Case of MERCOSUR // Regional Integration in Latin America and the Caribbean: the Political Economy of Open Regionalism (Bulmer-Thomas V. ed.). L., 2001. P. 103.

Созданная Протоколом Оливос система арбитражей не может рассматриваться как постоянный суд, предназначенный развивать право МЕРКОСУР, но действующие в соответствии с этим Протоколом коллегии имеют все же определенные возможности принимать во внимание свои более ранние решения. Кроме того, государства могут теперь прибегать к более юридическим процедурам, чем чисто политический процесс в рамках Группы Общего рынка, хотя нельзя не отметить, что за период до 2000 г. Комиссия по торговле МЕРКОСУР рассмотрела около 400 жалоб. Важным событием в развитии судебной системы МЕРКОСУР многие исследователи считают создание Постоянного ревизионного суда <3>. Этот суд не имеет преюдициальных полномочий и потому не может, как Суд Европейского сообщества, влиять на развитие национального права государств-членов в том же направлении, как "коммунитарное" право", но Постоянный ревизионный суд МЕРКОСУР наделен функцией вести мониторинг единообразного развития права МЕРКОСУР, поскольку, согласно Протоколу Оливос, обладает полномочиями "подтверждать, изменять или отменять" решения арбитражей ad hoc на том основании, что в том или ином решении право МЕРКОСУР применено "не постоянным и систематическим образом". Нельзя недооценивать также предоставленное Постоянному ревизионному суду право выносить консультативные заключения, которые неизбежно станут способом толкования права МЕРКОСУР. -------------------------------- <3> O'Keefe T. A. A Resurgent MERCOSUR: Confronting Economic Crises and Negotiating Trade Agreements // A North-South Agenda Paper (University of Miami). January 2003. P. 11.

В рамках арбитражной системы МЕРКОСУР уже рассмотрено около 10 дел. Анализируя их, крупный специалист по праву МЕРКОСУР Т. А. О'Кифи <4> назвал систему разрешения споров МЕРКОСУР "клеем, который в последние годы держит весь процесс интеграции, в то время как политические лидеры раздираемы обрушившимся на регион экономическим кризисом" <5>. Он считает, что в решениях по рассмотренным делам получили ясное определение обязательства сторон в отношении свободного обращения товаров, включая ясные формулировки "недопустимых нетарифных ограничений". Несмотря на то что решения не имеют прецедентного значения, они все же составляют целый массив права, который в последующих решениях цитируется в аргументирующей части. -------------------------------- <4> Т. А. О'Кифи возглавляет Консультативную группу МЕРКОСУР. <5> O'Keefe T. A. Op. cit. P. 12.

Поскольку деятельность арбитражной и судебной системы МЕРКОСУР в российской литературе совсем не освещалась, остановимся на решениях несколько подробнее. Первое дело <6> касалось жалобы Аргентины на то, что введенные Бразилией требования к импортируемым молочным продуктам составляли недопустимые нетарифные ограничения свободной торговли. В решении арбитража Бразилия обязывалась в течение семи месяцев снять эти ограничения. -------------------------------- <6> Laudo del Tribunal arbitral ad hoc del MERCOSUR constituido para la controversia sobre Comunicados No 37 del 17 de diciembre de 1997 y No 7 del 20 de febrero de 1998 del departemento de operaciones de comercio exterior de la secretaria decomercio exterior: aplicacion de medidas restrictivas al comercio reciproco (de Argentina a Brasil). 28/04/1999.

Следующим было дело <7>, возбужденное опять Аргентиной против Бразилии, на этот раз по поводу субсидирования Бразилией производства свинины. Интересно, что в решении по данному делу арбитраж в первый раз применил право ВТО и нашел, что субсидирование производства кормов не составляет его нарушения. -------------------------------- <7> Laudo del Tribunal arbitral ad hoc del MERCOSUR constituido entender en reclamacion de la Republica Argentina a la Republica Federativa del Brasil sobre subsidios a la produccion y exportacion de carne de cerdo. 27/04/1999.

Арбитраж также разбирал жалобу Бразилии на квотирование Аргентиной импорта текстиля из Бразилии <8> и дал Аргентине 15 дней на отмену квот. -------------------------------- <8> Laudo del Tribunal arbitral ad hoc del MERCOSUR constituido para decider sobre aplicacion de medidas de salvaguardia productos textiles (de Brasil a Argentina). 10/03/2000.

Следующее дело <9> было также возбуждено Бразилией против Аргентины, но касалось злоупотребления антидемпинговыми мерами против импорта куриных тушек из Бразилии. Арбитраж не обнаружил злоупотребления. -------------------------------- <9> Laudo del Tribunal arbitral ad hoc del MERCOSUR constituido para decider sobre controversia entre la Republica Federativa de Brasil y la Republica Argentina sobre aplicacion de medidas antidumping contra la exportacion de pollos interos. 21/05/2001.

Вскоре после этого в арбитраж обратился Уругвай <10> с жалобой на то, что Аргентина ограничила доступ на ее рынок велосипедов из Уругвая под предлогом замены страны происхождения товара. -------------------------------- <10> Laudo del Tribunal arbitral ad hoc del MERCOSUR constituido para entender de la controversia presentada por la Republica Oriental del Uruguay a la Republica Argentina sobre restricciones de acceso al Mercado argentine de bicicletasde origin uruguayo. 29/09/2001.

В следующем <11> деле речь шла о лицензировании импорта восстановленных шин. Это дело примечательно тем, что арбитраж обязал Бразилию внести соответствующие изменения в свое национальное законодательство. -------------------------------- <11> Laudo del Tribunal arbitral ad hoc del MERCOSUR constituido para entender de la controversia presentada por la Republica Oriental del Uruguay a la Republica Federativa del Brasil sobre Prohibicion de importacion de neumaticos remoldeados procedentes de Uruguay. 09/01/2002.

После этого арбитраж принял жалобу Аргентины против Бразилии на нарушение норм МЕРКОСУР <12>, а именно на то, что Бразилия не имплементировала в свое национальное законодательство резолюции Группы Общего рынка N 48/96, 87/96, 149/97 и 71/98. Данное решение составлено в самых жестких выражениях и будет, видимо, иметь далеко идущие последствия. Арбитраж признал, что указанные резолюции не содержат указания на предельный срок их имплементации, однако сослался на общепризнанные принципы международного права об имплементации нормы "в разумный период". Данное решение примечательно также тем, что арбитраж сослался на свое более раннее решение (об импорте куриных тушек), где арбитраж сформулировал концепцию о том, что нормы МЕРКОСУР вступают в силу только одновременно для всех стран-членов, после того как все они выполнят обязательство по ст. 40 Протокола Оуру Прету. Арбитраж заявил, что шестилетнее затягивание Бразилией имплементации резолюций создавало помехи для исполнения международных обязательств другими странами-участницами. -------------------------------- <12> Laudo del Tribunal arbitral ad hoc del MERCOSUR constituido para entender de la controversia presentada por la Republica Argentina a la Republica Federativa del Brasil sobre obstaculos al ingreso de productos fitpsaniterios argentinos en el Mercado brasileno. 21/05/2002.

В следующем деле <13> в качестве истца выступил Парагвай, обвинявший Уругвай в применении дискриминационных налогов на импорт сигарет. -------------------------------- <13> Laudo del Tribunal arbitral ad hoc del MERCOSUR constituido para decider en la controversia entre la Republica del Paraguay a la Republica Oriental del Uruguay sobre la aplicacion del "imesi". 21/05/2002.

В решении по следующему спору <14> между Аргентиной и Уругваем арбитраж занимался вопросами применимости норм МЕРКОСУР к тем сферам, о которых не сказано прямо. -------------------------------- <14> Laudo del Tribunal arbitral ad hoc del MERCOSUR constituido para decider en la controversia entre la Republica de Argentina y la Republica Oriental del Uruguay sobre incompatibilidad del regimen deestimulo a la industrialisacion de lana otogrado. 04/04/2003.

Десятое дело <15> напоминало многие предыдущие, поскольку в нем шла речь о дискриминационных и ограничительных мерах в импорте табака. -------------------------------- <15> Laudo del Tribunal arbitral ad hoc del MERCOSUR constituido para entender de la controversia presentada por la Republica Oriental del Uruguay a la Republica Federativa del Brasil sobre controversia sobre medidas discriminatorias y restrictivas al comercio de tabaco y productos derivados del tabaco. 05/08/2005.

Таким образом, можно констатировать, что судебная система МЕРКОСУР развивается и в некоторой степени начинает играть роль в складывании права этого объединения.

Название документа