Одиннадцатый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и проблемы координации международного сотрудничества по борьбе с преступностью

(Нигматуллин Р. В.) ("Международное публичное и частное право", 2006, N 5) Текст документа

ОДИННАДЦАТЫЙ КОНГРЕСС ООН ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ И ОБРАЩЕНИЮ С ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ И ПРОБЛЕМЫ КООРДИНАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Р. В. НИГМАТУЛЛИН

Нигматуллин Р. В., кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника Уфимского юридического института МВД России по научной работе, полковник милиции.

Всемирно признанными координаторами международного сотрудничества по борьбе с преступностью стали Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, которые созываются раз в пять лет, начиная с 1955 г. СССР, а в последующем и Российская Федерация участвует в их работе со II Конгресса. За последние годы состоялось одиннадцать Конгрессов: в 1955 г. - в Женеве, в 1960 г. - в Лондоне, в 1965 г. - в Стокгольме, в 1970 г. - в Киото, в 1975 г. - в Женеве, в 1980 г. - в Каракасе, в 1985 г. - в Милане, в 1990 г. - в Гаване, в 1995 г. - в Каире, в 2000 г. - в Вене, в 2005 г. - в Бангкоке. По оценке В. В. Лунеева, именно VI - IX Конгрессы были особенно продуктивны <1>. Основанием для такого вывода послужило то, что на конгрессах было принято большое количество резолюций и решений, касающихся широкого спектра проблем борьбы с преступностью. -------------------------------- <1> Лунеев В. В. Десятый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, его место в истории конгрессов // Государство и право. 2000. N 9. С. 95.

X Конгресс ООН также оставил значительный след в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью. Многие его документы заложили фундаментальные основы взаимодействия государств в этой сфере. На X Конгрессе рассматривались следующие проблемы: укрепление законности и упрочение системы уголовного правосудия; международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью: новые вызовы в XXI в.; эффективное предупреждение преступности: в ногу с новейшими достижениями; правонарушители и жертвы: ответственность и справедливость в процессе отправления правосудия <2>. -------------------------------- <2> Док. ООН A/CONF.187/1. С. 1.

Центральной стала тема "Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью: новые вызовы в XXI веке". Особое место в работе Конгресса заняло совещание высокого уровня. В отличие от предыдущих форумов ООН на X Конгрессе не было рассмотрено ни одной резолюции <3>. Была обсуждена и принята только одна очень важная декларация - "Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века". Она содержала призыв о скорейшем завершении Конвенции против транснациональной организованной преступности; о разработке международно-правового акта по борьбе с коррупцией; об активизации борьбы против отмывания денег, полученных преступным путем. -------------------------------- <3> Лунеев В. В. Указ. соч. С. 97.

Впервые в ходе Конгресса были проведены четыре семинара-практикума по темам: борьба с коррупцией; преступления, связанные с использованием компьютерных сетей; участие общин в предупреждении преступности; женщины в системе уголовного правосудия. В качестве первоочередной задачи рассматривалось завершение переговоров по Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и подготовка протоколов к ней с учетом интересов всех государств <4>. Она была выполнена, и в декабре 2000 г. в Палермо на политической конференции высокого уровня представители 130 государств подписали вышеназванную Конвенцию и два протокола к ней: Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее и Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху. В мае 2001 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила своей Резолюцией 55/225 Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. -------------------------------- <4> Док. ООН A/CONF.187/4/ Rev. 3. С. 2.

С 18 по 25 апреля 2005 г. в Бангкоке состоялся XI Конгресс ООН. Он обсудил широкий круг вопросов, связанных с борьбой с преступностью. В ходе подготовки к конгрессу были проведены региональные подготовительные совещания в Аддис-Абебе, Бангкоке, Сан-Хосе и Бейруте. Был также проведен ряд подготовительных мероприятий в связи с организацией семинаров-практикумов. Главная тема Конгресса была определена следующим образом: "Взаимодействие и ответные меры: стратегические союзы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия". В ходе работы Конгресса были рассмотрены эффективные меры по борьбе с транснациональной организованной преступностью; международное сотрудничество в борьбе с терроризмом и связи между терроризмом и другой преступной деятельностью в контексте работы Управления ООН по наркотикам и преступности; коррупция, ее угрозы и тенденции в XXI веке; экономические и финансовые преступления: вызовы устойчивому развитию; пятидесятилетняя деятельность ООН по установлению стандартов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. На Конгрессе прозвучала идея успешного завершения переговоров о разработке всеобъемлющей конвенции против международного терроризма. Участники Конгресса с обеспокоенностью отметили тесную связь, существующую между терроризмом и другими формами преступных деяний, такими как незаконный оборот наркотиков и оружия, а также отмывание денег <5>. Впервые на эту связь обратил внимание Совет Безопасности ООН в своей Резолюции 1377(2001) <6>. -------------------------------- <5> Док. ООН. A/CONF. 203/L.2 / AXX.2. С. 4. <6> Док. ООН. S/RES/1377.

Форумом было общепризнано, что террористические группы используют организованную преступность для облегчения и финансирования своей противоправной деятельности. По данным Интерпола, нарушения прав интеллектуальной собственности стали излюбленным методом извлечения прибыли для некоторых террористических групп. Контрабанда различных товаров через национальные границы ранее являлась прерогативой организованной преступности. Однако появились данные о том, что это преступление стали использовать и террористические организации для получения финансовых средств. Так, среди контрабандных товаров наиболее выгодными являются сигареты. В последние годы Бюро по контролю за продажей алкогольных напитков, табачных изделий, оружия и взрывчатых веществ при Министерстве юстиции США расследовало более 300 случаев незаконной торговли сигаретами, часть случаев имела отношение к деятельности террористических организаций <7>. -------------------------------- <7> Док. ООН. A/CONF. 203/5. С. 13.

Другим источником финансирования террористической деятельности стало похищение людей. Так, на Конгрессе в качестве примера были названы террористическая группа "Абу-Сайяф", действующая в Юго-Восточной Азии; повстанческая группа "Революционные вооруженные силы Колумбии", Салафистская группа проповедования и борьбы, действующая в Алжире, которые в качестве выкупа за возвращение похищенных людей получили десятки миллионов долларов США <8>. В ходе работы Конгресса была высказана серьезная обеспокоенность в связи с проблемой торговли людьми, отмечалась также проблема торговли органами человека. -------------------------------- <8> Там же. С. 11.

Участники Конгресса с глубокой тревогой отметили признаки формирования практической взаимосвязи между организованной преступностью и терроризмом. Так, группа преступников, совершившая теракты в марте 2004 г. в Мадриде, представляла собой странное сочетание "закоренелых экстремистов и радикально настроенных гангстеров": использованная в терактах взрывчатка была приобретена за деньги и в обмен на гашиш. Наркоторговцы предоставили деньги, оружие, телефоны, машины, убежища и другую инфраструктуру <9>. По оценке экспертов ООН, в предстоящие годы сотрудничество между преступными и террористическими структурами станет еще более тесным. -------------------------------- <9> Док. ООН. A/CONF. 203/5. С. 17.

Учитывая, что важнейшим средством борьбы с преступностью является перекрытие каналов финансирования, была одобрена работа межправительственной группы экспертов по подготовке проекта типового двустороннего соглашения о распоряжении конфискованными доходами от преступлений, охватываемых Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. и Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных веществ 1988 г. <10> -------------------------------- <10> Док. ООН. A/ 203/L.2 / AXX.1. С. 4.

Прозвучала идея необходимости разработки всеобщей конвенции о выдаче и взаимной правовой помощи <11>. -------------------------------- <11> Док. ООН. A/CONF. 203/L.2. AXX.1. С. 4.

Необходимость принятия этих конвенций назрела давно. Дело в том, что в эпоху глобализации транснациональная организованная преступность, пользуясь прозрачностью государственных границ и имея доступ к новейшим достижениям науки и техники, создала реальную угрозу политическим, экономическим и социальным основам современного государства. В этих условиях взаимная правовая помощь, в т. ч. экстрадиция, становится важнейшим элементом международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Выдача лиц, совершивших преступления международного характера, во многом обеспечивает неотвратимость ответственности и наказания. В настоящее время выдача осуществляется на основе международных договоров, заключенных между суверенными государствами. Причем договор не обязывает государство выдавать запрашиваемое лицо, а закрепляет его право на экстрадицию, зависящую от множества факторов, большинство которых определяются национальным законодательством и могут привести к отказу <12>. -------------------------------- <12> Сафаров Н. А. Экстрадиция в международном уголовном праве: проблемы теории и практики. М., 2005. С. 39 - 47.

Пытаясь расширить правовую базу выдачи, международное сообщество использует соответствующий юридический прием, смысл которого заключается в том, что основания для выдачи предусматриваются и в международных конвенциях по борьбе с отдельными видами преступлений. Однако в этом случае выдача еще больше зависит от доброй воли запрашиваемого государства. Таким образом, принятие всеобщей конвенции о выдаче, подробно регламентирующей основания и условия экстрадиции, явится серьезным шагом к обузданию международной преступности. Конгресс поддержал инициативу Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, обозначившего стратегию борьбы с терроризмом, состоящую из пяти компонентов: разубеждения, сдерживания, отказа, развития и защиты прав человека <13>. -------------------------------- <13> Док. ООН. A/CONF. 203/L.2. AXX.1. С. 7.

В развернутом виде эти компоненты выглядят следующим образом: - во-первых, разубедить недовольные группы использовать терроризм в качестве тактического средства для достижения своих целей; - во-вторых, лишить террористов средств для совершения нападений; - в-третьих, удержать государства от оказания поддержки террористам; - в-четвертых, создать государственный потенциал для предотвращения терроризма; - в-пятых, защищать права человека в борьбе с терроризмом. В продолжение практики предшествующего Конгресса ООН в Бангкоке были проведены шесть семинаров-практикумов по следующим актуальным темам: укрепление международного сотрудничества в правоохранительной сфере, включая меры по выдаче; укрепление реформы уголовного правосудия, включая реституционное правосудие; стратегии и наилучшие методы предупреждения преступности, в частности, применительно к преступности в городах и к молодежи, относящейся к группам риска; меры по борьбе против терроризма согласно соответствующим международным конвенциям и протоколам; меры по борьбе против экономических преступлений, включая отмывание денег; меры по борьбе против преступлений, связанных с использованием компьютеров. В ходе Конгресса 23 - 25 апреля 2005 г. был проведен этап заседаний высокого уровня. С заявлениями выступили 35 должностных лиц высокого уровня, от РФ выступил заместитель министра внутренних дел А. Новиков. По итогам работы Конгресса была принята Бангкокская декларация "Взаимодействие и ответные меры: стратегические союзы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия". Она в концентрированном виде зафиксировала готовность государств мира к улучшению международного сотрудничества в борьбе против преступности и терроризма на многостороннем региональном и двустороннем уровнях, в т. ч. в таких областях, как выдача и взаимная правовая помощь (п. 3) <14>. -------------------------------- <14> Док. ООН. A/CONF. 203/L.5. С. 4.

Наряду с этим в Декларации приветствуется вступление в силу Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и двух протоколов к ней (п. 4), а также содержится призыв к развитым государствам и финансовым учреждениям продолжить поддержку развивающихся государств и стран с переходной экономикой в целях создания в них потенциала по предупреждению и пресечению преступности во всех ее формах и, в частности, для содействия их присоединению к международно-правовым документам в этой области, включая вышеназванную Конвенцию, а также Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию ООН по международному контролю над наркотиками (п. 5). Важным, как нам кажется, явилось положение Декларации о поощрительных мерах по укреплению роли гражданского общества, неправительственных и иных организаций в содействии предупреждению преступности и терроризма и борьбе с ними (п. 9). В качестве направлений сотрудничества, требующих особого внимания, Декларация выделяет незаконный оборот культурных ценностей и охраняемых видов дикой флоры и фауны (п. 12); похищение и торговлю людьми (п. 13); незаконное изъятие и оборот органов человека (п. 14); киберпреступность (п. 16); незаконный оборот наркотиков (п. 19); коррупцию (п. 23 - 25); легализацию преступных доходов (п. 26). В Декларации выражена надежда на скорейшее завершение работы по подготовке всеобъемлющей конвенции о международном терроризме. В качестве ключевой проблемы этой работы названо согласование возможного определения терроризма (п. 22). Таким образом, XI Конгресс по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями стал этапным событием в консолидации усилий государств мира в борьбе с международной преступностью. Реализация задач, намеченных в Бангкокской декларации, должна стать долгосрочной целью деятельности государств - членов ООН в рассматриваемой области. Это потребует совершенствования национального законодательства, оптимизации всей правоохранительной системы.

Название документа