О результатах Второй министерской конференции "О путях доставки наркотиков из Афганистана" ("Париж 2 - Москва 1")

(Жукова Т. В., Ниязматова М. А.)

("Российский следователь", 2006, N 10)

Текст документа

О РЕЗУЛЬТАТАХ ВТОРОЙ МИНИСТЕРСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

"О ПУТЯХ ДОСТАВКИ НАРКОТИКОВ ИЗ АФГАНИСТАНА"

("ПАРИЖ 2 - МОСКВА 1")

Т. В. ЖУКОВА, М. А. НИЯЗМАТОВА

Жукова Т. В., доцент кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России, кандидат юридических наук.

В преддверии встречи в Санкт-Петербурге руководителей стран "Большой восьмерки" в Москве состоялась Вторая министерская конференция "О путях доставки наркотиков из Афганистана" ("Париж 2 - Москва 1"). Конференция, проходившая в течение трех дней с 26 по 28 июня 2006 г. в Конгресс-центре Московского центра международной торговли, была организована Правительством Российской Федерации. В работе принимали участие делегации 55 стран - участниц Парижского процесса во главе с министрами иностранных дел и эксперты этих стран. Также были представлены 23 международные организации, среди которых Управление по наркотикам и преступности Организации Объединенных Наций, Международный комитет по контролю над наркотиками, Европейский союз, Интерпол, Европол, Всемирная таможенная организация, Организация договора о коллективной безопасности, Всемирный банк и др. Российская делегация помимо представителей Министерства иностранных дел включала представителей Администрации Президента Российской Федерации, Государственного таможенного комитета России, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России и Министерства внутренних дел России.

Свое название Конференция в Москве получила в продолжение работы "Парижского процесса". В мае 2003 г. по инициативе Франции в Париже состоялась конференция, в которой приняли участие министры иностранных дел 55 стран, серьезно затронутых проблемой распространения на своих территориях опиума и героина афганского производства через Центральную и Юго-Западную Азию. В ходе работы была принята Декларация, именуемая "Парижский пакт", в которой министры заявили о своей решимости в объединении всех усилий для укрепления потенциальных возможностей каждой страны для развития партнерских взаимоотношений в каждом регионе для решения проблемы наркоугрозы во всех ее аспектах. В Париже впервые прозвучало заявление стран-участниц о стремлении к совместной работе по искоренению плантаций опиумного мака в Афганистане и ликвидации наркотических средств на выявляемых путях их транзита из Центральной и Юго-Западной Азии в Европу.

За три года существования странами - участницами Парижского пакта была проделана большая работа по совместному противодействию афганскому наркотрафику.

Было проведено девять заседаний "круглого стола" в государствах, расположенных вдоль маршрута незаконной транспортировки наркотиков из Афганистана (Иран, Пакистан, Узбекистан, Таджикистан, Россия, Катар), по координации антинаркотических действий. На проведенных трех встречах руководителей высокого уровня (Рим, 2003 г., Вена, 2004, 2005 гг.) достигнуты международные соглашения по стратегическим приоритетам в борьбе с незаконными афганскими опиатами. Страны - участницы Парижского процесса разработали проекты по усилению пограничного контроля вдоль границ Афганистана с Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном. Принято решение о создании Центрально-Азиатского регионального информационного координационного центра для обмена информацией (ЦАРИКЦ). Для уменьшения объемов транспортировки афганских опиатов была оказана адресная помощь ключевым морским портам и приняты меры по усилению контроля в аэропортах. В ходе реализации решений Парижского процесса была организована подготовка сотрудников правоохранительных органов. Немаловажным достижением Парижского процесса следует считать создание высокотехнологичной надежной системы "АДАМ" (Автоматический механизм информирования стран-доноров). "АДАМ" содержит краткую информацию по всем проектам, реализуемым в Пакистане, Исламской Республике Иран, Центральной Азии, странах Юго-Восточной Европы по контролю над наркотиками. Это позволяет свести "к нулю" вероятность дублирования различных проектов, начиная с ранних стадий их подготовки.

Учитывая глобальный характер угрозы распространения наркотиков из Афганистана, в 2006 г. Российская Федерация на правах председателя "Большой восьмерки" выступила с инициативой провести в Москве Вторую министерскую конференцию "О путях доставки наркотиков из Афганистана".

Основная цель этого международного форума - укрепление регионального и международного сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, поступающих их Афганистана, и повышение эффективности такого сотрудничества.

Участие в работе Конференции руководителей внешнеполитических ведомств, безусловно, способствовало решению вопросов по созданию наиболее благоприятных политических рамок и условий сотрудничества компетентных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а также по устранению международных препятствий во взаимодействии государств в международном антинаркотическом сотрудничестве.

Участников конференции приветствовал Президент России В. В. Путин. Со вступительным словом к участвующим в заседании обратились: специальный представитель Президента РФ по вопросам международного сотрудничества по борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью А. Е. Сафонов; председатель межведомственной комиссии Франции по борьбе с наркоманией и токсикоманией Д. Желя; директор ФСКН России В. В. Черкесов, председатель Комиссии Общественной палаты РФ, президент общероссийской общественной организации "Лига здоровья нации" академик Л. А. Бокерия.

Проблема нелегального производства опиатов в Афганистане, к сожалению, еще далека от успешного разрешения. Как подчеркнул Д. Желя, это проблема не столько финансовая, сколько политическая. Производство опийного мака является средством выживания для афганских крестьян. "Мы все обязаны помочь Афганистану", - заявил Д. Желя.

Незаконный оборот афганского героина в Российской Федерации представляет серьезную угрозу внутренней безопасности. Хотя, как отметил в своем выступлении В. В. Черкесов, процесс распространения наркомании в России в настоящее время несколько замедлился. За 2005 г. изъято из нелегального оборота 4,8 тонны наркотиков. И некоторые регионы России испытывают "героиновый" голод.

Как отметил Л. А. Бокерия, потребители опиатов - это в основном молодые люди. Процесс заболевания наркоманией похож на цепную реакцию. Каждый наркоман в среднем за свою жизнь привлекает к потреблению наркотиков 15 - 17 человек.

Предотвращению распространения наркотиков из Афганистана должны содействовать и сотрудники правоохранительных органов этой страны. "К сожалению, - отметил в своем выступлении от имени Европейского союза заместитель начальника Управления по борьбе с терроризмом и наркотиками Министерства иностранных дел Австрии В. Шпадингер, - правоохранительные органы Афганистана слабы и не могут противостоять потоку наркотиков и прекурсоров". Необходимо предпринять усилия стран-доноров в подготовке и обучении квалифицированных полицейских и судебных кадров Исламской Республики Афганистан. На это, в частности, обратил внимание во вступительном слове начальник Департамента партнерства и развития Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) Б. Фрахи.

Работа Конференции в первый день продолжилась в рабочей группе 1 "Пограничный контроль. Незаконный оборот наркотиков и прекурсоров".

Для достижения успешного взаимодействия стран Центральной Азии (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) и России и более эффективного международного сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и связанной с этим оборотом преступной деятельностью создается Центрально-Азиатский региональный информационный координационный центр (ЦАРИКЦ). Проект по созданию ЦАРИКЦ был начат в январе 2005 г. Местом расположения выбран город Алматы (Казахстан). Начало работы центра, по оценкам экспертов, возможно уже к концу 2006 г. Основным направлением деятельности ЦАРИКЦ станет сбор, обработка и обмен информацией между странами-участницами о лицах, подозреваемых в причастности к незаконному обороту наркотиков, а также товарах и транспортных средствах, используемых для этого. Не менее важным в деятельности ЦАРИКЦ станет анализ криминогенных ситуаций в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также координация проводимых правоохранительных операции, региональных пограничных инициатив и содействия в проведении такого оперативно-розыскного мероприятия, как "контролируемая поставка".

Второй день Конференции начался параллельным заседанием двух рабочих групп. Рабочая группа 2 "Региональное и международное сотрудничество" рассмотрела сложившуюся наркоситуацию в Афганистане и меры по противодействию наркотикам, предпринимаемые международным сообществом в ИРА. Большое внимание участниками конференции было также уделено выполнению и перспективам региональных инициатив по противодействию афганским наркотикам, включая правоохранительные операции "Канал", "Тамерлан", "Заслон", "Пилотный проект Россия - НАТО" и ряд других. На заседании рабочей группы 2 Второй министерской конференции было заявлено, что в борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Афганистане мировое сообщество должно проявить комплексный подход. Необходимо оказывать помощь ИРА в развитии и обеспечении альтернативных источников жизнеобеспечения с тем, чтобы прекратить существование незаконной наркоэкономики в Афганистане. Одновременно с этим следует усилить государственное управление в этой стране, государственные учреждения, а также национальные силы и средства, противодействующие наркотикам. Параллельно должны укрепляться правопорядок и законность. При этом обучение афганских сотрудников правоохранительных органов могло бы проходить в Международном центре подготовки антинаркотических кадров МВД РФ в г. Домодедово (Россия), в Академии ТАДОК (Турция) и в Полицейской академии в Кабуле (Афганистан).

Участники Конференции рекомендовали афганским властям передавать детальные отчеты об изъятии наркотиков и прекурсоров в адрес УНП ООН и штаб-квартиры Интерпола через Национальное центральное бюро в Кабуле.

Рабочая группа 3 "Здравоохранение и социальные вопросы" работала по нескольким направлениям. Первое - "Наркомания: Профилактика. Лечение. Реабилитация". Второе - "Обзор и тенденции развития ситуации с ВИЧ/СПИД в государствах, расположенных на путях транзита афганских наркотиков". В ходе дискуссии экспертами были представлены убедительные данные о тяжелых социально-экономических последствиях незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими: о росте преступности (особенно молодежной), о высокой смертности и росте инвалидности среди наиболее репродуктивных возрастных групп населения, о распространении теневой экономики и ослаблении государственных институтов по причине коррупции на разных уровнях.

Третий день Конференции включал министерский сегмент. Со вступительным словом к участникам обратился министр иностранных дел РФ С. В. Лавров, который заявил, что Афганистан, несмотря на международные усилия, по-прежнему находится на грани превращения в "наркогосударство". Наркомаршруты из Афганистана проходят по многим странам Центральной и Южной Азии, Балкан, Аравийского полуострова, по России и европейским странам. Везде, где они появляются, наркотики оставляют инфекционные болезни, нравственную деградацию общества, невосполнимое разрушение генофонда наций. Одновременно с наркотрафиком усиливаются коррупция, "теневая" экономика, экстремизм, возрастает террористическая угроза. Министр иностранных дел РФ высказал убеждение в том, что главным координатором многостороннего антинаркотического сотрудничества должна оставаться Организация Объединенных Наций. Россия заинтересована, действуя вместе с мировым сообществом и афганскими властями, в создании прочных "поясов безопасности" вокруг Афганистана. В конце своего выступления С. В. Лавров подчеркнул, что современное понятие безопасности не умещается в границах прежних шаблонов и схем. "Парижско-московский" процесс призван помочь дать современный ответ на те вызовы и угрозы, с которыми сталкивается мировая цивилизация в начале XXI в.

Работа Конференции продолжилась выступлениями министров иностранных дел и глав делегаций из 39 стран - участниц Парижского процесса. Прозвучали доклады Специального представителя действующего Председателя ОБСЕ П. Шевалье, члена Международного комитета по контролю над наркотиками Т. Дмитриевой, исполнительного директора Управления ООН по наркотикам и преступности А. М. Косты.

В заключение участники подвели итог первых двух дней работы Конференции и одобрили рекомендации и итоговый документ - Московскую декларацию. Принятием Декларации участники подтвердили сохраняющуюся актуальность основных положений Парижского пакта и свою готовность наращивать усилия, направленные на мобилизацию потенциала заинтересованных государств для поиска решений глобальной проблемы уменьшения наркоугрозы в интересах обеспечения международного мира и безопасности.

Государства-"доноры" высказали свою готовность к оказанию дальнейшей финансовой поддержки Правительству Афганистана и пополнению Трастового фонда по борьбе с наркотиками.

В странах, через которые проходят наркомаршруты из Афганистана, противодействие незаконному обороту наркотиков следует вести по трем основным направлениям: уголовное преследование наркоторговцев, профилактика и лечение наркомании.

Необходимо сокращать объемы незаконного культивирования и оборота опия в Афганистане. Международное сообщество должно помочь ИРА сделать выращивание опия экономически невыгодным, что позволит к тому же оздоровить афганскую экономику.

Основное внимание правоохранительных органов стран Парижского процесса должно быть уделено выявлению и привлечению к уголовной ответственности организаторов транснациональных групп, занимающихся незаконным оборотом афганских опиатов. Этому должно способствовать улучшение информационного и оперативного взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб заинтересованных стран. В случае необходимости государствам надо внести изменения в действующее национальное законодательство, приводя его в соответствие с требованиями международных конвенций.

Необходимо усилить государственный контроль над оборотом прекурсоров. Прекурсоры - это вещества, используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств (ст. 1 Федерального закона РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах"). Афганистан не имеет собственных прекурсоров для производства героина, все они поступают в эту страну нелегально из-за рубежа.

Странам - участницам Парижского процесса следует установить жесткое наблюдение за оборотом прекурсоров, ввести их маркировку, осуществлять обмен информацией об их утечке. Национальные законодательства должны быть дополнены соответствующими положениями, устанавливающими уголовную ответственность за незаконный оборот прекурсоров. Это позволит снизить их нелегальный оборот, что, в свою очередь, сможет реально ослабить технологическую базу наркопроизводства в Афганистане.

Государства - участники Конференции высказали готовность развивать правоприменительную практику в борьбе с наркопреступлениями, включая процессы экстрадиции организаторов преступных групп, ужесточение антикоррупционных мер, пресечение легализации наркодоходов за пределами Афганистана.

В заключение в Московской декларации участники Конференции подтвердили сохраняющуюся актуальность основных положений Парижского пакта, выразили готовность наращивать усилия, направленные на поиск решений глобальной проблемы наркотиков в интересах обеспечения международного мира и безопасности. Было высказано пожелание в пользу дальнейшего проведения подобных встреч на уровне министров на постоянной основе.

Название документа