Миграционные процессы и демография: некоторые аспекты взаимосвязи

(Лебедев А. А.) ("Миграционное право", 2006, N 3) Текст документа

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ДЕМОГРАФИЯ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ

А. А. ЛЕБЕДЕВ

Познание... может понять сущность государства, лишь осознав эту социальную структуру как некий порядок человеческого поведения.

(Ганс Кельзен)

Лебедев А. А., заместитель начальника отдела организационно-методического и научного обеспечения оперативно-служебной деятельности Департамента экономической безопасности МВД России, кандидат социологических наук.

Единство людей, образующих население одного государства, проявляется в том, что их поведение подчинено общему, "относительно централизованному принудительному порядку" <1>. -------------------------------- <1> См.: Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Сб. переводов / Академия наук СССР, Институт научной информации по общественным наукам / Отв. ред.: В. Н. Кудрявцев, Н. Н. Разумович. Вып. 2. М., 1988. С. 113.

Сегодня волна миграционных процессов буквально захлестнула весь мир. Рассматривать проблемы отдельно взятого государства в сферах безопасности, экологии, энергетики, политики, экономики стало невозможным без учета процессов, возникающих в результате перемещения человеческих масс. 10 мая 2006 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации самой острой проблемой современной России назвал проблему демографии. Было заявлено, что ежегодно население Российской Федерации уменьшается на 700 тысяч человек. Глава государства определил три основных направления выхода из демографического кризиса - это снижение смертности, эффективная миграционная политика и повышение рождаемости <2>. -------------------------------- <2> См.: Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. // http://www. kremlin. ru.

В данной статье предлагается взглянуть на некоторые стороны взаимосвязи демографии и миграционных процессов. Причем рассмотрим их во взаимодействии с процессами, происходящими на всей территории нашей планеты. В последнее время эксперты в области миграции и демографии активно обсуждают работу С. П. Капицы "Демографическая революция, глобальная безопасность и будущее человечества", где развитие населения, в том числе вопросы миграции, рассматриваются в масштабе всего мира. Главной идеей этой работы является новый взгляд на проблему развития населения нашей планеты (равно как и отдельных стран) как на эволюцию самоорганизующейся системы, исходя из принципов синергетики. Ключевым здесь становится признание всего человечества как системы и исследование тех взаимодействий, которые управляют его ростом с самого начала (с момента его возникновения). Именно взаимосвязанность и взаимозависимость современного мира, обусловленная транспортными и торговыми связями, миграционными и информационными потоками, объединяют всех в целое и дают неоспоримые возможности рассматривать сегодня мир как глобальную систему <3>. Поэтому мы и попробуем подойти к проблеме, выносимой на обсуждение, с позиций системного подхода. -------------------------------- <3> См.: Капица С. П. Демографическая революция, глобальная безопасность и будущее человечества. Будущее России в зеркале синергетики / Под ред. Г. Г. Малинецкого. М.: КомКнига, 2006. С. 238 - 263.

По данным ООН, численность населения Земли стремительно растет. Только за последние 40 лет количество землян удвоилось. Если говорить о более раннем периоде, то в середине XVI в. на Земле проживало 500 млн. человек, в 1804 г. - 1 млрд. человек, в 1927 г. - 2 млрд. человек, а в 1999 г. - уже 6 млрд. человек <4>. -------------------------------- <4> См.: О некоторых аспектах взаимосвязи демографии и миграции населения (справочная информация) // Российская газета. 2006. 22 февраля.

Население России же за последние 10 лет сократилось со 149 до 142,9 млн. человек (на 1 января 2006 г.), т. е. на 6 млн. человек, притом что к нам прибыло на постоянное жительство 8 млн. человек, а эмигрировало 4 млн. По оценкам Федеральной службы государственной статистики, численность постоянного населения России в ближайшие годы будет сокращаться и к 2020 г. при самых оптимистических прогнозах в России будет проживать около 137,3 млн. человек. С. П. Капица в упомянутой выше работе отмечает, что уже сегодня человечество по своей численности превышает сравнимые с нами по размерам и питанию виды животных на пять порядков - сто тысяч раз. Предполагается, что через 10 лет на Земле будут жить 6,9 млрд. человек, через 25 лет - 8 млрд. человек, а в 2050 г. - 9,4 млрд. человек, что резко увеличит нагрузку на земную экосистему, приведет к ее дополнительному разрушению и истощению. Вследствие этого большие массы населения будут вынуждены мигрировать в относительно благополучные в экологическом и экономическом отношении регионы земного шара. Другие расчеты ООН и Международного института прикладного системного анализа (IIASA) основываются на обобщении ряда сценариев для рождаемости и смертности по девяти регионам мира. По оптимальному варианту развития население Земли к 2150 г. выйдет на постоянный предел - 11,6 млрд. человек. По среднему сценарию, предложенному Популяционным отделом ООН, к 2300 г. на планете будет жить 9 млрд. человек. Эксперты Всемирного банка говорят, что если численность населения Земли превысит 12 - 13 млрд. человек, а это вполне может произойти уже немногим более чем через 100 лет, то планете грозит глобальная катастрофа, связанная главным образом с огромным дисбалансом между потребностями землян и возможностями планеты по их удовлетворению. В настоящее время основное количество населения планеты - около 3,5 млрд. человек - проживает в Азии, примерно 780 млн. человек - на Африканском континенте, 274 млн. человек - в Северной Америке и 500 млн. человек в Латинской Америке. На Европу приходится 730 млн. человек. Главное ее отличие от остальных континентов состоит в том, что численность европейского населения приобрела достаточно устойчивую тенденцию к сокращению и его восполнению за счет приема иммигрантов, в то время как в Африке в ближайшие десятилетия ожидается активный естественный прирост населения. В 2050 г., по оценке экспертов, там будут проживать около 2 млрд. человек, а в следующем веке - 2,5 млрд. человек. В среднем численность населения Земли увеличивается на 80 млн. человек в год. Самыми быстрыми темпами увеличивается прослойка населения в возрасте от 15 до 24 лет и свыше 65 лет. Высокий прирост населения в настоящее время отмечается в 85 государствах мира, почти половина из них - африканские. 75 стран - страны с относительно стабильной численностью населения. В них проживают 2,6 млрд. человек. Всего в мире насчитывается 10 государств с населением более 100 млн. человек. В 1950 г. их было 4 (Китай, Индия, США, СССР). Предполагается, что в 2025 г. количество таких стран может составить 18. Россия занимает 8-е место по численности населения, но к 2010 г. мы можем оказаться на 14 - 15-м месте. Демографическая ситуация в государстве, по мнению специалистов Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), считается благополучной, если численность населения соответствует потребностям рынка труда или даже незначительно превышает эти потребности, так как для стабильного социально-экономического развития государства немаловажным является поддержание соотношения между экономически активным населением и нетрудоспособными, поскольку изменение численности в пользу последних влечет за собой негативные последствия в социальной сфере, и в первую очередь понижение уровня жизни граждан этой страны. В последнее время в России наблюдается некоторый устойчивый рост рождаемости, однако показатель смертности (в основном среди детей и людей пожилого возраста, особенно мужчин) растет гораздо быстрее, поэтому естественная убыль с каждым годом возрастает. Кроме этого, для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы коэффициент рождаемости был около 2,1, а у нас 1,3. В стране насчитывается 42 млн. семей, треть из них - однодетные, многодетные семьи составляют менее 4%. То есть даже если завтра с учетом настоящей государственной политики по повышению рождаемости мы выбираем заданный курс, то 30 - 35 лет у нас уйдет лишь на то, чтобы вести процесс депопуляции в режиме "затухания". Только к 2050 г. необходимый коэффициент приблизится к 2,1 и лишь к 2080 г., по прогнозам экспертов, мы возвращаемся к 143 млн. человек. Данный прогноз говорит о необходимости системного решения складывающейся демографической ситуации, в том числе с учетом взвешенной миграционной политики. В то же время С. П. Капица утверждает, что рост населения зависит не от рождаемости, а только от разницы между рождаемостью и смертностью. Именно взаимозависимость, нелинейность сильно связанных механизмов заставляет искать системные - интегративные принципы поведения сложной системы в течение длительных промежутков времени и на всем пространстве земного шара. Такой подход возможен потому, что эффективное взаимодействие (в т. ч. миграционные процессы), определяющее рост, реализуется на всем населении Земли. Поэтому суммарный нелинейный закон роста необратим, и его нельзя применять к отдельной стране или региону, а только ко всему взаимосвязанному населению нашей планеты. Но глобальный закон роста населения влияет на демографические процессы в каждой стране. По прогнозам Правительства РФ, в 2006 - 2010 гг. должен наблюдаться стабильный экономический рост (5 - 6% в год). Сможем ли мы этого добиться, учитывая резкое сокращение трудоспособного населения? Реальным источником восполнения людских потерь могут стать миграционные процессы, которые, естественно, нельзя рассматривать вне экономической, политической и демографической ситуации. В каждой отдельно взятой стране миграционные процессы полностью зависят от демографической ситуации в стране. Эмиграция населения может быть вызвана многими причинами: экономическими, социальными, политическими (преследования и др.), в том числе демографическими (перенаселенность). В частности, миграция граждан Китая (численность китайского населения уже превысила 1,2 млрд. человек, а к 2025 г. по оценке перейдет рубеж в 1,5 млрд. человек) распространяется на Австралию, Австрию, Бельгию, Канаду, Данию, Францию, Германию, Венгрию, Нидерланды, Новую Зеландию, Швейцарию, Королевство Великобритания, США. В настоящий момент на российской территории находится значительное число выходцев из стран как дальнего зарубежья (Афганистан, Шри-Ланка, Бангладеш, Эфиопия, Ангола, Вьетнам и др.), так и ближнего (главным образом таджики, украинцы, молдаване, грузины, армяне, азербайджанцы). Причина практически одна и та же - дисбаланс между численностью населения в странах исхода и потребностями национальных рынков труда, что вынуждает "лишних" людей искать источники существования за рубежом. Реэмиграционные потоки (возвращение граждан в страну исхода) в значительной степени также определяются изменением демографической и социально-экономической ситуации в странах. Например, в Греции многочисленная эмиграция граждан привела к образованию вакуума на рынке труда, статистическому старению коренного населения. Поэтому сегодня политика любого государства направлена на прием и обустройство в первую очередь своих соотечественников. Прибывают в места своего прежнего проживания афганцы, бежавшие в Иран и Пакистан от гражданской войны, руандийцы, спасавшиеся от геноцида в Руанде, ранее депортированные народы бывшего СССР - калмыки, ингуши, крымские татары, корейцы и т. д. Именно такой акцент делает и руководитель нашего государства Президент Российской Федерации В. В. Путин в обозначенном выше Послании, указывая на основные приоритеты миграционной политики - привлечение из-за рубежа наших соотечественников, стимулирование притока в страну людей образованных и законопослушных. Иммиграционный приток приходится в основном на страны, испытывающие дефицит рабочей силы, либо в те государства, где недостаточно эффективный контроль за иностранцами позволяет добывать средства к существованию нелегально. Нехватка рабочей силы вызвана главным образом превышением уровня смертности над уровнем рождаемости в этих странах, постепенным старением нации, что приводит к повышению доли лиц пенсионного возраста и нетрудоспособных от общего числа граждан, а также к уменьшению числа работающих и снижению в целом численности населения. По оценке ООН, превышение уровня смертности над уровнем рождаемости приведет к тому, что многие страны, если они не будут принимать иммигрантов, к 2050 г. потеряют значительную часть своих жителей. В Италии, например, численность населения уменьшится на 28%, в Румынии - на 26%, Испании, Чехии - на 24%, Греции - на 23%, Украине - на 22%, Японии, России - на 17%, Австрии - на 14%, Германии - на 11%. Исключение составят лишь США, где численность населения за счет значительного приема иммигрантов постоянно растет и к 2050 г. увеличится примерно на 80 млн. человек. До промышленной революции доля лиц в возрасте старше 65 лет на Земле не превышала 2 - 3%. В 1998 г. в мире насчитывалось 66 млн. человек старше 80 лет и 135 тыс. - в возрасте 100 и более лет. Сегодня этот показатель составляет 14% от общей численности населения земного шара, а к 2030 г. возрастет до 25 - 30%, что ляжет тяжелым бременем на экономику многих развитых стран мира. По прогнозам экспертов ООН, рост количества лиц старше 65 лет в процентном отношении к общей численности населения с 1999 по 2050 г. соответственно выглядит следующим образом: например, Австрия, Швейцария - с 15 до 30%, Бельгия - с 17 до 28%, Китай - с 11 до 33%, Германия - с 16 до 28%, Греция - с 18 до 34%, Португалия - с 16 до 31%, Испания - с 17 до 37%, Великобритания - с 16 до 25%, Россия - с 13 до 25%, Украина - с 14 до 27%, Беларусь - с 14 до 25%. По данным переписи 1989 г., численность титульной нации на постсоветском пространстве составляла порядка 28,5 млн. человек, а по сегодняшним оценкам она едва достигает 22 - 23 млн. человек. Например, в Японии с населением в 126 млн. человек каждый шестой житель старше 65 лет. Практически за четверть века показатель соотношения численности пожилых людей ко всему населению в этой стране удвоился, а к 2050 г. старше 65 лет будет каждый третий японский житель. Если сейчас на каждого пенсионера приходится 4 - 5 работающих, то в 2020 г. это соотношение составит 1 к 2. Только за последние пять лет количество трудоспособных снизилось на 1 млн. человек (с 87 млн. до 86 млн.). В 2050 г. их будет всего 57 млн. человек. Аналогичная ситуация во многих европейских странах. Ожидается, например, что к 2030 г. в европейских странах на одного пенсионера будет приходиться 1,5 работника, а в таких странах, как Германия и Италия, соотношение работающих и неработающих будет примерно равным. Вне всякого сомнения, такое положение крайне негативно скажется на качестве жизни людей и вызовет эмиграцию жителей за рубеж. В России сегодня также отмечается сокращение населения трудоспособного возраста, что ведет к увеличению числа пенсионеров и росту социальной нагрузки на молодое поколение. По оценкам экспертов, уже к 2016 г. численность лиц пенсионного возраста почти в два раза превысит численность лиц до 16 лет. Если в настоящее время на каждого пожилого человека в мире приходится 9 трудоспособных, то уже в 2030 г. их будет всего 2. Старению населения во многом способствует повышение продолжительности жизни во многих развитых странах. В Италии, например, за последние три года средняя продолжительность жизни итальянцев выросла на три года и составляет в настоящее время почти 75 лет у мужчин и более 81 года у женщин. Подобный демографический прогноз вынуждает такие страны, как США, Израиль, Германия, Италия, Греция, Португалия, Испания, Австралия и некоторые другие, уже сейчас повышать квоты на прием иммигрантов, главным образом трудоспособного возраста. Прием таких лиц позволяет не только заполнять образовавшийся вакуум на рынках труда, но и омолаживать нацию, поддерживать на должном уровне соотношение трудоспособных и нетрудоспособных лиц. Германия испытывает острую нехватку специалистов в области компьютерной техники и информатики. Дефицит высококвалифицированных специалистов в этой стране в 2003 г. составил 300 тыс. человек. В этой связи немецкое правительство разрешило выдачу вида на работу и жительство сроком на пять лет иностранным специалистам соответствующей квалификации. Страна уже приняла свыше 7 млн. иммигрантов из самых разных стран мира. Правительство Ирландии, имеющей стабильную эффективную экономику, рассматривает предложение пригласить в страну в течение семи лет 200 тыс. иностранных специалистов. Уже сейчас на территории этой небольшой страны пребывают представители почти 20 зарубежных государств. Испанские власти намерены открыть доступ в страну неквалифицированным иммигрантам, с тем чтобы использовать их на тех участках, где не хотят трудиться испанцы. В 1999 г. в стране вступил в силу Закон об иностранцах, дающий им практически равные с испанскими гражданами права. Итальянские власти, имеющие крупные проблемы с незаконной миграцией из Балкан, не могут отказаться от относительно недорогой иностранной рабочей силы, без которой возникнет угроза остановки целых отраслей экономики. Бельгия провела легализацию на льготных условиях пребывающих на ее территории незаконных иммигрантов с одновременным ужесточением паспортно-визового режима. В Швеции только в 1999 г. вид на жительство получили 2800 иностранцев. Правительство всерьез озабочено проблемой старения нации и намерено расширить возможности въезда в страну иностранных специалистов. Многие западноевропейские государства широко используют граждан других стран на сезонных работах, на строительстве, в торговле, в качестве прислуги в частных домах. Однако японские специалисты, например, предлагают оградить чистоту японской расы (максимально ограничить въезд в страну иностранцев) за счет повышения пенсионного порога на 5 - 10 лет, более активного вовлечения в трудовую деятельность женщин, хотя уже сейчас доля занятых в производстве японок составляет около 40%. Внутренние миграционные потоки определяются перемещением населения из слабо освоенных районов и районов, теряющих свою былую экономическую значимость, в промышленные центры и крупные города, где есть возможность трудоустроиться. Предпосылкой этого является уменьшение спроса на рабочую силу в экономически слабых районах по сравнению с предложением, в результате чего возникает дисбаланс между демографическим и социально-экономическими потенциалами. В значительной степени это характерно для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока России, а также для большинства государств с избыточной рабочей силой в сельскохозяйственных и удаленных районах. Имеют место внутренние миграционные процессы другого рода. Например, организованное перемещение людей в слабо освоенные районы с целью их закрепления, освоения и развития, как это было в период освоения Дальнего Востока, Крайнего Севера, строительства крупных промышленных и других объектов, таких, как Байкало-Амурская магистраль и др., разработки целинных и залежных земель в Казахстане и т. п. В России сегодня в другие регионы переезжает порядка 2 млн. человек в год. В начале реформ, в 90-е гг., эта цифра была стабильной и равнялась 8 млн. ежегодно. Затем в связи с резким изменением экономических условий, в частности постоянным ростом тарифов на транспорт, внутренние передвижения сократились в четыре раза за 12 лет! Для привлечения в страну мигрантов прежде всего необходима соответствующая демографическая политика, создание для них благоприятных условий. Тем более что их не так уж много: если из ближнего зарубежья приедут русские и русскоязычные граждане, их будет не более 4 млн. человек. На сегодня самая большая русская и русскоговорящая диаспора (около 10 млн. человек) проживает на Украине и в Белоруссии. В Казахстане наших соотечественников осталось не более 4 млн. В Египте (страна занимает 17-е место в мире по демографическому приросту) проблема занятости населения решается в настоящее время путем организации крупномасштабных строительных работ (строительство мостов, дорог, возведение новых городов и т. п.), что влечет за собой массовые перемещения населения. Миграция такого рода также имеет не только политические и экономические корни, но и демографические, позволяющие маневрировать избыточным населением, проживающим в развитых в промышленном отношении районах. Россия, в частности, проблему обустройства переселенцев пытается решить путем направления их в сельские и удаленные районы, где есть возможность удовлетворять потребности в продовольствии за счет подсобного хозяйства и где более доступно жилье. Организованное перемещение людей может происходить не только в соответствии с их желанием, но и насильно, например, в качестве наказания - репрессированные народы, заключенные, а также вынужденно - внутренние вооруженные конфликты (Афганистан, Сумгаит, Нагорный Карабах, Баку, Таджикистан и т. д.), техногенные (Чернобыль) и природные катастрофы (землетрясения, извержения вулканов, пожары, наводнения и т. п.), голод, например, 1921 г. (Поволжье, Северный Кавказ), засуха 1932 - 1933 и 1946 - 1947 гг. (в России в эти годы эмигрировали миллионы людей, умерли от голода свыше 8 млн. человек). Данные процессы также имеют к демографии определенное, хотя и не прямое отношение, поскольку расселение таких мигрантов происходит, как правило, в районах с невысокой плотностью населения. Репрессированные народы, например, вывозились в основном в Казахстан, среднеазиатские республики, Сибирь. В эти же регионы в период войны эвакуировались жители западных районов СССР. Голодающие же выезжали в регионы с развитым сельским хозяйством. По оценке экспертов ООН, миграция сельских жителей в развитые промышленные центры имеет место во многих государствах мира. Число сельчан сокращается, и на их долю в настоящее время приходится менее половины населения Земли. Зато стремительно растут города. Население Токио, например, подходит к отметке в 30 млн. человек, Бомбея, Шанхая, Сан-Пауло - к 20 млн. человек, Нью-Йорка, Мехико - к 16 млн. человек, Пекина, Джакарты - к 14 млн. человек. Эти города-мегаполисы уверенно догоняет Москва. Причина та же - спрос на рабочую силу на селе явно не снимает напряженности на сельских рынках труда, избыточное население уходит в города. Это в совокупности с внешней миграцией приводит к уменьшению доли коренных жителей в общей численности жителей промышленных центров. Если Китай с населением свыше 1,2 млрд. человек достиг определенных успехов в области контроля за рождаемостью, то Индию, подходящую к миллиардному рубежу, по прогнозам индийских демографов, в самой ближайшей перспективе ожидают крупные проблемы. Только в штате Уттар-Прадеш проживают более 100 млн. жителей. Страна осталась почти без лесов и резерва площадей, пригодных для выращивания сельскохозяйственной продукции. В стране растет безработица, почти половина всех неграмотных в мире живет в Индии. Правительство принимает меры по снижению уровня рождаемости в стране, однако ощутимых результатов до настоящего времени не достигнуто, и вынужденный исход ее жителей за рубеж продолжается. Согласно экспертной оценке, в 2025 г. в Индии будут проживать свыше 1,4 млрд. жителей, а в 2040 г. страна займет первое место в мире по численности ее жителей. В развивающихся государствах ежегодно от причин, связанных с беременностью и рождением детей, умирают около 600 тыс. женщин. Кроме того, каждый год в мире в возрасте до пяти лет умирают около 10 млн. детей. Дело идет к тому, что в обозримой перспективе большинство семей, проживающих в этих странах, будут однодетными. Обеспокоенные постоянным снижением уровня рождаемости правительства европейских стран принимают меры по материальной поддержке семей, стимулируя тем самым и увеличение количества детей. Например, такие страны, как Швеция, Дания, Финляндия, расходуют на семейную политику более 4% валового внутреннего продукта (ВВП). Страны Южной Европы выделяют на эти цели от 0,4 до 1,1% ВВП, Германия - 2,1%, Франция - 2,6%. Пакет детской помощи состоит из денежных выплат, налоговых льгот, различных услуг и существует во всех странах Европейского Союза. Размер пакета различается как между странами, так и внутри одной страны в зависимости от типа семьи, числа и возраста детей. В целом демография и миграционные процессы - это взаимосвязанные явления. Избыток рабочих рук вынуждает людей уезжать из страны, их нехватка - принимать и обустраивать иммигрантов. Сокращение количества работающих, увеличение численности нетрудоспособных лиц, превышение уровня смертности над уровнем рождаемости неизбежно влекут за собой импорт "свежей рабочей силы" из-за рубежа. Внутренние перемещения населения также зачастую имеют "демографические корни" - потребности в рабочей силе удовлетворяются за счет регионов, имеющих ее резерв. Катаклизмы различного рода также серьезно влияют на количественный и качественный состав местного населения, порождают его отток в благополучные регионы. Миграционные процессы, в свою очередь, существенно меняют "демографический портрет" страны: обогащаются национальный состав государств, культура, искусство, национальные традиции и обычаи, появляются новые религиозные направления, не характерные для них этнические диаспоры, например в России - афганские, вьетнамские, нигерийские, ангольские, эфиопские и др. Отметим, какие миграционные процессы, на наш взгляд, следует стимулировать, чтобы получить положительный демографический эффект. Во-первых, необходимо поощрять приток русскоязычной молодежи и трудоспособного населения из сопредельных государств и поддерживать наших соотечественников за рубежом. Во-вторых, должен осуществляться контроль за иммиграцией. Причем речь идет не о запретительных мерах, таких, как депортация (хотя, конечно, злостных нелегалов нужно выселять из страны), а об интеграции переселенцев в современную общественно-политическую и экономическую жизнь России. В-третьих, необходимо наладить управление трудовой миграцией. Следует не только выявлять иностранных граждан, нелегально работающих у нас, но и добиваться того, чтобы россиян принимали на работу за рубежом. Разумно заключать с европейскими странами договоры, в соответствии с которыми российские граждане совершенно официально имели бы право выезжать на работу за границу на определенный срок, по истечении которого могли бы вернуться. С одной стороны, они, таким образом, увеличивали бы собственное благосостояние и внутренний доход страны, а с другой - это единственный способ приостановить эмиграцию и утечку умов. В заключение отметим, что миграционные процессы и демография и тесно связаны между собой, и непосредственно влияют друг на друга. По нашему мнению, при выходе из демографического кризиса, постигшего нашу страну, целесообразно было бы учесть научно обоснованные выводы С. П. Капицы, высказанные им в приведенной работе. Очевидно, что прямыми мерами воздействия на миграционные потоки, смертность и рождаемость сегодня демографическую ситуацию в стране не исправить, необходимо учитывать их взаимосвязанность и взаимовлияние. На наш взгляд, при расчетах крайне важно принимать во внимание описанные автором периоды демографической революции, прогнозы будущего, закономерности и рекомендации, основные глубинные процессы нынешнего этапа развития человечества на Земле.

Литература

1. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Сб. переводов / Академия наук СССР, Институт научной информации по общественным наукам / Отв. ред.: В. Н. Кудрявцев, Н. Н. Разумович. Вып. 2. М., 1988. С. 113. 2. О необходимости учета региональной специфики России см.: Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Журнал российского права. 2002. N 6. С. 8. 3. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. // http://www. kremlin. ru. 4. Демография требует уважения. Население России продолжает уменьшаться // Российская газета. 2005. 22 ноября. 5. Тюркин М. Л. Сущность, структура и перспективы совершенствования миграционного процесса Российской Федерации // Государство и право. 2004. N 9. С. 97 - 101. 6. Россия: проблемы миграции // В мире науки. 2004. N 7.

Название документа