Рассмотрение споров юрисдикционными органами Федерации плавания США

(Юрлов С. А.) ("Международное публичное и частное право", 2013, N 4) Текст документа

РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ ЮРИСДИКЦИОННЫМИ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЦИИ ПЛАВАНИЯ США <*>

С. А. ЮРЛОВ

Юрлов Сергей Алексеевич, юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, мастер спорта России по подводному спорту, кандидат в мастера спорта по плаванию, спортивный судья.

Статья посвящена рассмотрению споров юрисдикционными органами Федерации плавания США. Автором освещены основные положения, касающиеся рассмотрения споров: система юрисдикционных органов; как подается заявление в такие органы; как заявление движется по стадиям; каков порядок обжалования.

Ключевые слова: спортивное право, юрисдикция, рассмотрение споров.

Article is devoted to consideration of disputes by jurisdictional bodies of federation of swimming USA. The author demonstrates the basic positions concerning consideration of disputes: system of jurisdictional bodies; how to apply to such bodies; how does statement move in stages; what the method of appeal is.

Key words: sports law, jurisdiction, consideration of disputes.

Правильное и своевременное рассмотрение споров в сфере спорта имеет огромное значение. Для того чтобы быстро и эффективно рассматривать спортивные споры в федерации по виду спорта, должна быть развитая система юрисдикционных органов. Такие органы, как правило, создаются в федерациях плавания различных государств, например США. Данные органы не входят в судебную систему США, а также не являются третейскими судами как таковыми. Они действуют как структурные подразделения Федерации плавания. Одной из особенностей Правил по плаванию Федерации плавания США <1> (далее - Правила) является подробное регулирование вопросов рассмотрения споров и обжалования решений, чему посвящена часть четвертая. В общих положениях этой части (ст. 401.1) закрепляется, что в силу того, что эта организация основана на добровольном членстве, где членство - это не право, а привилегия, Федерация плавания США и локальные федерации плавания могут осуждать, предписывать, отстранять и дисквалифицировать на определенный или неопределенный срок с какими-либо условиями или без таковых, исключать из своих членов. -------------------------------- <1> См. подробнее текст Правил на сайте Федерации плавания США. URL: http://www. usaswimming. org/_Rainbow/Documents/546e6a12-3db0-4d2d-997c1eb802817e37/2013%20Rule%20Book. pdf.

Согласно Правилам в Федерации плавания США и в локальных федерациях плавания существует три главных юрисдикционных органа: 1. Комиссия по рассмотрению споров в локальной федерации плавания (далее - комиссия LSC). 2. Национальная комиссия по рассмотрению споров в Федерации плавания США (далее - NATIONAL BOARD). 3. Совет директоров Федерации плавания США.

NATIONAL BOARD OF REVIEW (NATIONAL BOARD)

BOARD OF LSC BOARD OF В обычном порядке дела DIRECTORS REVIEW искл. компетенции, \ (СОВЕТ (Комиссия LSC) пересмотр решений FULL / ДИРЕКТОРОВ) LSC Апелляция - /\ итоговое / \ решение \ / \ /

Коллегия \ ПОЛНЫЙ СОСТАВ 3 - 5 членов / в обычном (FULL LSC) порядке более 7 членов Комиссии LSC

В обычном порядке и пересмотр решений коллегии

Итак, начнем с комиссии LSC. Порядок выборов и состав такой комиссии определяются регламентными нормами и локальными нормативными актами локальных федераций плавания. В компетенцию данной комиссии входит разрешение споров, вовлекающих членов и нечленов LSC; споров, вытекающих из проведения зональных и локальных соревнований, нарушений кодекса поведения спортсмена; споров, вовлекающих нескольких членов. Еще одним условием рассмотрения спора в комиссии LSC является то, что Федерация плавания США не подала заявление по этому спору. Окончание рассмотрения каждого заявления в комиссии LSC определяется резолюцией председателя такой комиссии, которая обязательна для сторон и не подлежит обжалованию. Согласно ст. 404.1 Правил после слушаний конкретного дела комиссия LSC может посчитать необходимым применить следующие меры: - отклонить заявление с разрешением на повторную его подачу или без такового; - осудить или наложить штраф на сторону; - установить период испытания с условиями или без таковых; - наложить запрет на последующие действия; - определить результаты, потребовать повторного проведения любого голосования локальной федерации плавания; - наложить запрет на определенный срок или без такого срока на участие в соревнованиях, проводимых Федерацией плавания США, и др. <2>. -------------------------------- <2> Полный список таких мер можно посмотреть в ст. 404.1. Стоит отметить, что данный перечень не следует признавать исчерпывающим, так как в начале статьи говорится о том, что комиссия LSC может среди других применить нижеперечисленные.

Кроме структуры и мер, которые может принять данная комиссия, Правила подробно регулируют процесс движения заявления лица по стадиям. Согласно Правилам заявление подается лицом председателю комиссии LSC в письменной форме с описанием действий или бездействия либо поведения, которое, по мнению заявителя, было неправомерным, указывается наименование сторон. К заявлению должен прилагаться документ, подтверждающий уплату взноса. Получив данное заявление, председатель вправе рассмотреть, отклонить либо предложить заявителю внести в него изменения для того, чтобы оно соответствовало требованиям. В случае отклонения заявления председателем заявитель имеет право требовать его рассмотрения полным составом комиссии LSC. В соответствии со ст. 406.2 заявление рассматривается председателем или назначенным им председательствующим арбитром. Кроме того, председатель по своему усмотрению до рассмотрения полным составом комиссии LSC может передать на рассмотрение заявление коллегиям арбитров, в состав которых должен входить обязательно один спортсмен, а число должно быть не менее трех арбитров и не более пяти. Кворумом для рассмотрения жалобы является присутствие трех арбитров. Разбирательство может проводиться путем оглашения процессуальных и письменных документов, объяснений, а также в устном порядке, когда стороны могут явиться и дать показания либо по телефону сообщить необходимые сведения. В большинстве случаев данные способы используются в совокупности и применяются по усмотрению председателя комиссии LSC. В Правилах четко подчеркивается, что заявитель и ответчик имеют право иметь представителя, который избирается ими по своему усмотрению. По общему правилу разбирательство носит открытый характер, но председатель может сделать его закрытым в интересах правосудия, плавания как вида спорта и сторон. Статья 406.3 предоставляет возможность пересмотра принятого решения по запросу заявителя, ответчика или иного заинтересованного лица. Если решение было принято коллегией арбитров, состоящей менее чем из семи членов, то решение должно пересматриваться полным составом комиссии LSC. Причем при пересмотре в состав могут входить арбитры, которые выносили первоначальное решение. Также закрепляется, что решение может быть пересмотрено, если оно было вынесено коллегией из шести арбитров и не было единогласным. Срок для подачи заявления о пересмотре составляет 14 дней со дня получения решения в первоначальном виде. После подачи такого заявления выпускается уведомление о слушании. Такое уведомление вручается ответчику. Оно должно содержать: - подробное изложение требований против каждого из ответчиков, обстоятельства дела, объяснения. Должна быть приложена копия заявления; - условие о том, что ответчики имеют право на использование услуг представителя по их выбору; - описание слушания, которое будет проходить; - дату, время и место, в котором будет проходить слушание. Дата слушания должна быть определена не менее чем за 30 дней и не более 60 дней со дня отсылки уведомления; - требование о том, что каждый ответчик письменно отвечает на все изложенные требования, содержащиеся в уведомлении о слушании. Такой отзыв должен быть направлен председателю комиссии LSC и заявителю или его представителю не позднее 14 дней до начала слушания; - указание на возможность обжалования в случае, если решение будет принято не в интересах ответчика. После направления ответчиком своего отзыва заявитель может представить контрдоказательство, однако это не является его обязанностью. Неявка стороны по общему правилу не препятствует слушанию дела. Слушание начинается с проверки явки сторон, свидетелей и других участников. Далее заявитель представляет краткий обзор своего видения спора, представляет доказательства. Далее то же самое делает ответчик. Свидетели приводятся к присяге, допрашиваются в вопросно-ответной форме. Правила закрепляют следующую формулу клятвы: "Я клянусь (подтверждаю), что доказательства, которые я привожу, являются только правдой, только правдой, ничего кроме правды". Нарушение данной клятвы рассматривается как нарушение положений кодекса поведения, а именно нечестность в отношениях с лицами Федерации плавания США. Председатель и арбитры комиссии LSC могут на протяжении всего слушания задавать вопросы. Правила регулируют основания для отвода членов (арбитров) комиссий LSC, NATIONAL BOARD и совета директоров. Правила подразделяют отводы на три вида: 1) самоотводы, когда арбитр должен самостоятельно отказаться от участия в деле. Это бывает в случае, если: - его беспристрастность ставится под сомнение; - он имеет собственный интерес; - он или члены его семьи являются стороной или свидетелем; - он или члены его семьи имеют существенный интерес, что может привести к иному исходу рассмотрения заявления; - он или члены его семьи являются правовыми представителями сторон или работают юристами; 2) отвод другим арбитром (членом) юрисдикционного органа. Такая ситуация возникает, когда другой арбитр узнает о каких-либо обстоятельствах и он должен о них сообщить; 3) отвод стороной спора. Сторона должна написать письменную записку председателю органа, которая должна быть подана ему не позднее 14 дней до слушания. Далее принимается решение в отношении этого арбитра. Во всех случаях отведения отведенный заменяется на нового арбитра. Решение может быть принято непосредственно во время слушания либо, как только это возможно, но не позднее 14 дней после окончания слушаний. Решение должно содержать: факты, показания, средства защиты, установленные санкции, право сторон на обжалование. Решение направляется всем сторонам. Рассмотрим порядок работы NATIONAL BOARD. Председатель NATIONAL BOARD назначается президентом Федерации плавания США с утверждением Исполнительным комитетом. Срок полномочий председателя составляет два года, без ограничения по количеству таких сроков. Любое заявление, которое поступает в NATIONAL BOARD, должно быть подписано председателем и направлено коллегии, состоящей из не менее трех и не более пяти арбитров, включая одного спортсмена. Данная коллегия призвана рассмотреть конкретное заявление и принять решение. Назначение арбитров в коллегию осуществляется с утверждением председателя и главного советника. Согласно ст. 403.2 выделяется исключительная и дискреционная компетенция NATIONAL BOARD. В исключительную компетенцию входит рассмотрение: - любого требования, затрагивающего права спортсмена или иных членов Федерации плавания США более чем из одной локальной федерации плавания либо участников соревнований разных локальных федераций; - любого требования, затрагивающего права спортсменов, других членов, участников и неучастников, вытекающего из проведения национальных или международных соревнований; - любого требования, вытекающего из кодекса поведения против спортсмена; - любого требования, инициированного Федерацией плавания США. К дискреционной компетенции относится: - если большинством голосов совета директоров или исполнительного комитета Федерации плавания США спор, на любой стадии его рассмотрения, был передан NATIONAL BOARD, если это было необходимо исключительно в интересах Федерации плавания США; - установление взносов и стоимостей для каждой из сторон дела. В ст. 404.2 установлены следующие меры NATIONAL BOARD: 1) установление и обеспечение исполнения наказаний за нарушение административных и технических правил; 2) определение правомерности и права на участие в соревнованиях спортсмена; 3) толкование положений настоящих Правил, за исключением технических правил, которые установлены в части первой; 4) и др. <3>. -------------------------------- <3> Полный список таких полномочий можно посмотреть в ст. 404.2 Правил.

Правила также достаточно подробно регулируют процесс рассмотрения в NATIONAL BOARD. Правила закрепляют, что требования, которые входят в исключительную компетенцию NATIONAL BOARD, должны быть поданы исполнительному директору Федерации плавания США, а последний в кратчайший срок должен инициировать рассмотрение по этому требованию. По общему правилу все рассмотрение ведет исполнительный директор или назначенное им лицо, а в конце должен быть сделан отчет. Имеются также особые правила, например, в случае нарушения тренером кодекса поведения коллегия из трех тренеров, назначенная президентом Федерации плавания США, проводит расследование и делает отчет. Так же как в комиссии LSC, после подачи заявления председатель NATIONAL BOARD выпускает уведомление о слушании. Его содержание схоже с уведомлением, которое используется в комиссии LSC, но есть некоторые дополнительные сведения, например наименование арбитров коллегии NATIONAL BOARD. Такое уведомление направляется ответчику вместе с копией заявления заявителя. Ответчик должен иметь 30 дней для написания отзыва на заявление с момента издания этого уведомления. Отзыв должен быть направлен председателю, исполнительному директору федерации плавания США и заявителю либо его представителю. Заявителю предоставляется право написать ответ на отзыв ответчика в течение 10 дней с момента получения последнего. Согласно ст. 405.3 после завершения первоначального расследования исполнительный директор может принять решение о передаче заявления председателю NATIONAL BOARD и вносит предложение о проведении слушания по этому заявлению. Любое решение исполнительного директора о ненаправлении заявления в NATIONAL BOARD должно проверяться президентом Федерации плавания США, который принимает окончательное решение. Исполнительный директор также может требовать проведения неотложного слушания. Слушание по общему правилу может проходить в отсутствие сторон, которые в установленное время не смогли прибыть на слушание. Однако NATIONAL BOARD может определить, что слушание в отсутствие сторон невозможно, и тогда оно откладывается. Слушание должно быть открыто в назначенном месте и в назначенное время и начинается с проверки присутствия членов коллегии, свидетелей и других лиц. Далее заявитель представляет краткий обзор своего видения спора, представляет доказательства. Далее то же самое делает ответчик. Коллегия NATIONAL BOARD может в любое время задавать вопросы участникам слушания. Решение может быть принято коллегией NATIONAL BOARD во время самого слушания, а также в течение пяти дней после окончания слушания. В последнем случае решение в письменной форме должно быть направлено сторонам в течение семи дней. Отдельно Правила регулируют процедуру подачи апелляции в NATIONAL BOARD на решения комиссии LSC. В ст. 408.1 устанавливается несколько принципиальных положений. Во-первых, лицо не может подать апелляцию на решение комиссии LSC, принятое коллегией в составе менее семи арбитров, без требования о его рассмотрении полным составом комиссии LSC. Во-вторых, любая апелляция должна быть инициирована заявлением, которое подается исполнительному директору. В-третьих, должна быть уплачена безвозвратная пошлина за подачу апелляции в размере 250 долларов США. В-четвертых, апелляция может быть подана в течение 30 дней с момента получения письменного решения, вынесенного комиссией LSC. После получения заявления исполнительный директор незамедлительно направляет его копию председателю NATIONAL BOARD. Ответчики по апелляции имеют возможность написать отзыв в течение 30 дней с момента подачи. Далее заявитель может написать ответ. Окончательное и обязательное для сторон решение должно быть принято не позднее 21 дня со дня последнего слушания большинством коллегии и должно основываться на представленных доказательствах. Подача апелляции должна основываться на установленных фактах, однако NATIONAL BOARD может инициировать производство denovo, т. е. с самого начала. Высшей инстанцией в системе юрисдикционных органов Федерации плавания США является Совет директоров Федерации плавания США. Согласно ст. 409.1 Правил любое заинтересованное лицо, включая должностных лиц Федерации плавания США или исполнительного директора, могут обжаловать решение NATIONAL BOARD в следующих случаях: 1) если заявление рассматривалось NATIONAL BOARD в порядке общей компетенции с самого начала либо в порядке дискреционной компетенции. Такое решение может быть обжаловано в течение 30 дней с даты опубликования его в письменной форме; 2) если заявления рассматривались в NATIOAL BOARD в апелляционном порядке на решения комиссии LSC. Заявление о пересмотре подается исполнительному директору вместе с документом, подтверждающим уплату пошлины в размере 250 долларов США. В заявлении должны указываться основания апелляции, фактические и правовые обстоятельства, подтверждающие неправильные решения первоначальных инстанций. Решение совета директоров является окончательным и обязательным для сторон. В заключительных положениях части четвертой Правил приводятся правила конфиденциальности, согласно которым слушания в NATIONAL BOARD и совете директоров в соответствии с кодексом поведения должны быть закрытыми для публики. Имеется несколько исключений, например: когда информация должна быть раскрыта в целях расследования для свидетелей и иных заинтересованных лиц; информация должна быть раскрыта в порядке и для реализации судебного поручения или запроса; информация раскрывается в интересах спорящих сторон или жертв, а также информация раскрывается Федерацией плавания США по запросу испрашивающих ее сторон спора. В заключение необходимо сделать несколько выводов, подвести итоги. В Федерации плавания США на сегодняшний день сложилась структурированная и эффективная система юрисдикционных органов, которая призвана рассматривать и разрешать спортивные споры в плавании. Явными преимуществами такой системы является профессионализм арбитров, рассматривающих споры (так как в большинстве случаев они формируются из тренеров, также входят спортсмены), малозатратность, как денег, так и времени. Все процедуры четко продуманы, нормы Правил предельно ясно сформулированы и доступны всем лицам для понимания.

Название документа