Европейское пенитенциарное сотрудничество

(Хуторская Н. Б.) ("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2006, N 4) Текст документа

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Н. Б. ХУТОРСКАЯ

Хуторская Н. Б., кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника НИЛ-1 НИИ ФСИН России.

1. В 2006 г. исполняется 10 лет со дня вступления Российской Федерации в Совет Европы. Созданная в 1949 г., эта международная организация призвана защищать права человека и содействовать их развитию. В правовой области Совет Европы способствует гармонизации и обновлению правовых систем европейских государств на основе общих стандартов, выработанных организацией. Особое место в этих процессах отводится Совету по пенологическому сотрудничеству, или Пенологическому совету, цель деятельности которого - гуманизация и повышение эффективности исполнения наказаний в государствах - членах Совета Европы. Созданный в 1978 г. как Комитет экспертов, он впоследствии был преобразован в Комитет по сотрудничеству в тюремных делах, а в настоящее время Совет - один из структурных элементов европейского Комитета по проблемам преступности. 2. На 11 членов Пенологического совета, одним из которых впервые избран представитель от России, возлагается обязанность по сбору и обобщению информации о состоянии дел в пенитенциарных ведомствах Европы, оказанию им консультативной помощи, вынесению на рассмотрение ежегодных пленарных заседаний Комитета по проблемам преступности проектов документов, подлежащих утверждению Комитетом министров Совета Европы. Среди резолюций и рекомендаций, разработанных с участием членов Совета, документы, касающиеся труда в тюрьмах; обращения с заключенными, отбывающими длительные и пожизненные сроки лишения свободы; персонала пенитенциарных учреждений; образования заключенных; условно-досрочного освобождения; применения наказаний, альтернативных лишению свободы. 3. Следует отметить особенно важную роль Европейских тюремных правил 1973, 1987 и 2006 гг., подготовленных при активном участии Пенологического совета. Трудно переоценить значение этих актов, принятых на различных этапах становления и развития как самого Совета Европы, так и пенитенциарной политики на континенте. После принятия Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, которые стали ориентиром в пенитенциарной сфере для всех государств мира, в Совете Европы, состоявшем тогда лишь из 15 государств, было принято решение разработать аналогичный региональный документ, который бы не только учитывал специфику сложившихся пенитенциарных систем, но и намечал некие перспективы их развития. В 1972 г. были приняты Европейские стандартные правила обращения с заключенными, на смену которым в 1987 г. вступили в силу Европейские тюремные правила, содержавшие принципы и рекомендации, адресованные уже 21 государству - члену Совета Европы. В своей Резолюции N R (87) 3 Комитет министров отмечал, что важные социальные изменения в сфере обращения с правонарушителями и управления тюрьмами обусловливают необходимость корректировки Европейских правил 1972 г. с тем, чтобы способствовать дальнейшему совершенствованию пенитенциарной сферы и наметить ориентиры ее развития в будущем. 4. За 20 лет, прошедших с момента принятия Европейских тюремных правил 1987 г., количество государств-членов увеличилось до 46 в 2006 г. По выражению эксперта Комитета по проблемам преступности Эндрю Койла, "границы Совета Европы расширились до пределов, о которых и не могли мечтать основатели организации, - от Атлантического до Тихого океана, от Арктики до Кавказа" <*>. Государства, входящие в Совет Европы в настоящее время, отличаются разнообразием и в политической, и в социально-экономической областях, в т. ч. и в пенитенциарной сфере. Причем в странах, вступивших в организацию в 80 - 90-е годы XX столетия, по мнению специалистов, сложилась достаточно проблемная ситуация: в странах Центральной и Восточной Европы лишение свободы назначалось судами в пять-шесть раз больше, чем в государствах - членах Совета Европы с момента его создания; неоправданно широко применялось содержание под стражей в качестве меры пресечения, а условия содержания в СИЗО были негуманными; в большинстве этих государств применялась высшая мера наказания. -------------------------------- <*> Coyle A. Revision of the European Prison Rules. A Contextual Report. Strasbourg, CDPC, 2005. P. 1.

5. За последние годы с учетом рекомендаций Тюремных правил произошли существенные изменения в пенитенциарных системах как новых членов Совета Европы, так и "ветеранов" этой организации. Прежде всего это коснулось уровня применения лишения свободы. В частности, несмотря на то что этот показатель в расчете на 100 тыс. населения, например, в России, по-прежнему очень высок - 550, наша страна занимает первое место в Европе по темпам сокращения лишения свободы: 1995 г. - 662, 2005 г. - 550 <*>. -------------------------------- <*> Op. cit. P. 3 - 4.

Кроме того, вновь принятые в организацию государства отменили высшую меру наказания или ввели мораторий на ее применение. Несколько улучшились условия содержания под стражей. 6. Тем не менее в пенитенциарных ведомствах Европы остается много нерешенных проблем. Как отмечалось на 12-й Конференции глав европейских тюремных ведомств (ноябрь 2002 г.), они связаны не только с социально-экономическими условиями, но также и с все возрастающим уровнем преступности в ряде европейских государств, а также в немалой степени зависят от политических решений, принимаемых руководством страны. Таким образом, возникла необходимость выработать современные, отвечающие новым реалиям рекомендации. Их принятию Комитетом Министерств в феврале 2006 г. предшествовала большая работа экспертов Пенологического совета по сбору информации о состоянии дел в пенитенциарных ведомствах Европы, выработке предложений в проект новых Пенитенциарных правил. 7. Результатом этих усилий стало принятие документа, который, по мнению Комитета министров Совета Европы, отражает изменения в уголовной политике, судебной практике и управлении тюрьмами в Европе. Вместе с тем Комитет по проблемам преступности, высоко оценив значение Правил, допускает возможность их постоянной корректировки с учетом изменяющихся социально-экономических условий на Европейском континенте. На 55-м пленарном заседании Комитета по проблемам преступности было принято решение проводить эту работу регулярно - раз в пять лет. На Пенологический совет в первую очередь будет возложена обязанность по сбору и анализу предложений государств - членов организации и отдельных экспертов. 8. В ближайших планах работы Пенологического совета - обсуждение проекта Европейских рекомендаций по содержанию под стражей, первого в истории подобного рода документа, который должен дополнить и расширить один из разделов Европейских тюремных правил. Кроме того, ведется обработка материалов анкетирования, которые лягут в основу проекта Европейских правил, касающихся несовершеннолетних, отбывающих лишение свободы или приговоренных к альтернативным наказаниям. 9. Свой вклад в решение пенологических проблем вносит и Европейский союз, который, как и Совет Европы, имеет свои особенности и отличительные черты, а работа одной организации дополняет деятельность другой. Это находит свое отражение в тесных и частых контактах, особенно в области правосудия и правоохранительной деятельности. Примером такого взаимодействия может служить предлагаемый Европейской комиссией проект введения электронного мониторинга в России, являющейся членом Совета Европы, но пока не входящей в Европейский союз. От совместных усилий обеих сторон во многом будут зависеть результаты работы, которая, без сомнения, должна способствовать повышению эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы России.

Название документа