Соглашение по созданию Консультативного центра по праву ВТО

(Ухтуев Г. А.) ("Внешнеторговое право", 2006, N 2) Текст документа

СОГЛАШЕНИЕ ПО СОЗДАНИЮ КОНСУЛЬТАТИВНОГО ЦЕНТРА ПО ПРАВУ ВТО

Г. А. УХТУЕВ

Ухтуев Г. А., кандидат юридических наук.

Данное Соглашение было подписано в октябре 2001 г. Генеральный директор ВТО по случаю открытия Консультативного центра по праву ВТО заявил, что "первый раз в международной правовой системе создан действительный центр по оказанию правовой помощи, с тем чтобы бороться против неравных возможностей доступа к международной справедливости между государствами" <*>. Имелись в виду неравные возможности между развивающимися и промышленно развитыми странами; последние имеют более подготовленную правовую базу, не говоря уже о материально-техническом оснащении. -------------------------------- <*> http://www. wto. ru/en/news. asp? msg_id=146. 10 апреля 2006 г.

Соглашение о создании Консультативного центра по праву ВТО состоит из преамбулы, 17 статей и 4 приложений. Статьи именуются: "Создание Консультативного центра по праву ВТО" (ст. 1); "Цели и функции Центра" (ст. 2); "Структура Центра" (ст. 3); "Принятие решений" (ст. 4); "Финансовая структура Центра" (ст. 5); "Права и обязанности членов" (ст. 6); "Права наименее развитых стран" (ст. 7); "Приоритеты поддержи при разбирательстве по урегулированию споров в ВТО" (ст. 8); "Сотрудничество с другими международными организациями" (ст. 9); "Правовой статус Центра" (ст. 10); "Дополнение, выход из Соглашения" (ст. 11); "Переходные положения" (ст. 12); "Принятие и вступление в силу" (ст. 13); "Резервирование" (ст. 14); "Приложение" (ст. 15); "Присоединение" (ст. 16); "Место депозита и регистрация" (ст. 17). Соглашение содержит четыре приложения: 1) приложение I "Минимальные вклады развитых стран-членов"; 2) приложение II "Минимальные вклады развивающихся стран-членов и членов с переходной экономикой"; 3) приложение III "Наименее развитые страны, имеющие право на услуги Консультативного центра"; 4) приложение IV "Таблица сборов за услуги, предоставленные Центром". Институциональная структура. Консультативный центр по праву ВТО (КЦПВ) представляет собой уникальную межправительственную организацию, независимую от ВТО. Она основана на сотрудничестве между развитыми и развивающимися странами, которые совладеют или соуправляют им. Соглашение о создании КЦПВ устанавливает, что целью Центра являются правовое обучение, поддержка и консультации по праву ВТО и процедурам урегулирования споров для развивающихся стран, в особенности для наименее развитых из них, для таможенных территорий и для стран с переходной экономикой. Центр предоставляет следующие услуги: - правовые консультации по праву ВТО; - поддержка сторон и третьих лиц в разбирательстве по урегулированию споров в ВТО; - обучение правительственных служащих праву ВТО с помощью семинаров и других подходящих средств (ст. 2). Эти правовые услуги предназначены только для развивающихся стран, таможенных территорий, стран с переходной экономикой и наименее развитых стран. Институционный замысел позволяет организации, чтобы ею совладели и соуправляли члены КЦПВ, которые представляют развивающиеся страны, таможенные территории или страны с переходной экономикой, наименее развитые страны и развитые страны - доноры КЦПВ. В то же время его административная и финансовая роли отделены от тех правовых услуг, которые он представляет. Это обеспечивает независимость предоставляемых правовых услуг и консультаций от политического влияния. В институциональную структуру КЦПВ входят Генеральная Ассамблея, Совет управления и Исполнительный директор (ст. 3). В Генеральную Ассамблею входят члены Центра, которые являются развивающимися странами, таможенными территориями, странами с переходной экономикой и развитыми странами. Генеральная Ассамблея осуществляет финансовое управление КЦПВ, принимает ежегодный бюджет и осуществляет контроль за функционированием КЦПВ. Она собирается по крайней мере дважды в год <*>. -------------------------------- <*> ACWR/GA/2001/1 17 July 2001. Rules of procedure of the Advisory center on WTO law.

Совет управления состоит из шести лиц, которые действуют в рамках своей правоспособности: три члена выдвигаются развивающимися странами и странами с переходной экономикой - членами КЦПВ, двое - развитыми странами - членами КЦПВ и один - наименее развитыми странами <*>. -------------------------------- <*> ACWR/GA/2001/2. Rules of procedure of the Management Board.

Исполнительный директор представляет собой члена, действующего ex officio. Совет управления принимает решения, необходимые для производительного и эффективного функционирования КЦПВ, и докладывает Генеральной Ассамблее. Исполнительный директор представляет Центр во внешних делах, назначает штат и выполняет повседневные операции и представляет независимый аудит бюджета в Совет управления и Генеральную Ассамблею. Финансовые аспекты. Финансовая цель КЦПВ состоит в создании самоустойчивой в финансовом отношении организации. Это обеспечивает независимость КЦПВ, и в то же время его устойчивость связана с качеством услуг, которые он предоставляет. Финансовым стержнем КЦПВ является дарственный фонд. Члены, которые являются развивающимися странами, таможенными территориями или странами с переходной экономикой, вносят один раз финансовое пожертвование в финансовый дарственный фонд. В соответствии с приложением II Соглашения о создании Центра <*> вклады варьируются в зависимости от доли мировой торговли и дохода: "разброс" цен - от 81000 швейцарских франков (50000 долл. США) для членов категорий "С" до 162000 швейцарских франков (100000 долл. США) для членов категории "В" и 486000 швейцарских франков (300000 долл. США) для членов категории "А". Наименее развитым странам не требуется вносить вклады в дарственный фонд, и, более того, они имеют приоритет в предоставлении услуг КЦПВ. -------------------------------- <*> Annex II of the Agreement establishing the Center.

Каждая из развитых стран - членов Центра (Канада, Дания, Финляндия, Ирландия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Швейцария и Соединенное Королевство Великобритании) внесла по 1 млн. долл. США или более в дарственный фонд и/или по крайней мере внесла 1250000 долл. США пожертвований для финансирования расходов в первые пять лет операций. Таблица пожертвований развитых стран-членов установлена в приложении I Соглашения <*>. -------------------------------- <*> Annex I of the Agreement establishing the Center.

Развитые страны не имеют доступа к правовым услугам, предоставляемым Центром. Гонорары для членов КЦПВ за правовые услуги при разбирательстве по спорам ВТО составляют 162 швейцарских франка (100 долл. США) за один час для членов категории "С", 243 швейцарских франка (150 долл. США) за один час для членов категории "В" и 324 швейцарских франка (200 долл. США) для членов категории "А". Наименее развитые страны платят 40 швейцарских франков (25 долл. США) за час. Часовые пошлины, взимаемые КЦПВ за поддержку в разбирательстве по разрешению споров, базируются на временном бюджете, принятом на Совете управления. В соответствии с таблицей гонораров, установленных в приложении III Соглашения о создании Центра, членам, которые являются развивающимися странами, таможенными территориями или странами с переходной экономикой, предоставляются правовые консультации по праву ВТО бесплатно до максимума часов, определяемого Советом управления. Для развивающихся стран ставка варьируется между 56 швейцарскими франками (45 долл. США) и 405 швейцарскими франками (250 долл. США) в зависимости от их доли в мировой торговле и дохода на душу населения. КЦПВ может также принимать в соответствии со строгими условиями пожертвования от других правительственных и неправительственных источников, которые не связаны со случаями урегулирования споров, такие как программы обучения, семинары и т. д. КЦПВ получал фонды от Всемирного банка финансировать шестимесячную программу обучения в КЦПВ по процедуре разрешения споров в ВТО. В 2002 г. аудитором КЦПВ являлся Суд аудиторов Великобритании. 5 октября 2005 г. Совет правления КЦПВ ВТО выпустил "Доклад о прогрессе". В нем представлена краткая справка КЦПВ в цифрах (см. таблицу).

Членство

развитые страны 10

развивающиеся страны 28

наименее развитые, имеющие право на услуги КЦПВ 42+

Администрация и штат

бюджет на год 2,4 млн. швейц. франков

юристы 8

из развивающихся стран и наименее развитых стран на сентябрь 2005 г. 3

административный штат 2

Операции

выпущенные правовые мнения (июль 2001 - июнь 2005) 120

страны ВТО, которые запросили правовые мнения 28

страны ВТО, которым КЦПВ оказал поддержку 20

страны, поддержанные в разбирательстве по урегулированию спора 15

ежегодные шестимесячные курсы по обучению, организованные КЦПВ 3

участники курсов, которые получили сертификат КЦПВ 7

России при эвентуальном вступлении в ВТО следует войти в КЦПВ. Пример Латвии в этом плане показателен. Она сначала присоединилась к Консультативному центру, а затем, в связи со вступлением в Европейский Союз, вышла из него, поскольку необходимость в помощи Центра отпала.

Название документа