Вещно-правовое регулирование в области таможенного дела
В таможенном законодательстве объекты правового регулирования раскрываются путем использования категорий гражданского права, например для раскрытия ключевого термина "товар" используется понятие "движимое имущество".
Согласно ст. 11 Таможенного кодекса РФ под термином "товары" понимается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также транспортные средства, отнесенные к недвижимым вещам. Закон специально оговаривает, что иные транспортные средства*(1) к товарам не относятся.
Анализ норм ст. 130 ГК РФ позволяет установить, что к движимому имуществу нужно относить вещи, не относящиеся к недвижимости*(2), включая деньги и ценные бумаги.
Активно употребляемое в таможенном деле понятие "товар" тем не менее не является классическим устоявшимся термином в отечественной цивилистике. Гражданский кодекс РФ чаще использует общее понятие "объект гражданских прав". В соответствии со ст. 128 ГК РФ оно обозначает вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информацию; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальную собственность); нематериальные блага. Термин "товар" ГК РФ тоже использует - например, в ст. 1, 2, 316, 338, 341, 357, 401, 424, 426 и 438 - но его легального определения Кодекс не содержит. В самом общем виде под товаром можно понимать объект торговых операций (тем более что большая часть этих статей относится к обязательственному праву).
Не менее активно понятие "товар" используется в трудах по коммерческому праву. Так, например, отмечено, что объекты торгового права обозначаются единым понятием - товар*(3). Традиционно товар обозначают как продукт трудовой деятельности, предназначенный для продажи. Если для гражданского права термин "товар" несвойствен, то в праве коммерческом является одним из определяющих*(4).
Термин "товар" широко применяется в законодательстве стран с дуализмом частного права (Франция, Германия, Япония и др.). В них торговое право представляет собой самостоятельную часть частного права, специально регулирующую отношения торгового оборота, а использование понятия "товар" позволяет локализовать объекты торгового оборота и решить вопрос о применимом к отношению праве.
В русской цивилистике XIX - начала ХХ в. также применялось понятие "товар". Так, П.П. Цитович отмечал, что объекты торгового права - те же, что и в гражданском праве, кроме недвижимостей, с которыми торговое право прямо не имеет дела. Эти объекты - (движимые) вещи, и в частности, монеты и деньги, права воспрещения, права участия (акции, паи), права долговые (торговые бумаги). Вещи в торговом праве чаще всего появляются в виде товаров; они составляют предмет важнейшего из родов торговли - товарной и ее основной сделки - покупки*(5).
Некоторые международные акты опираются на традиционный для стран с дуализмом частного права подход к понятию "товар". В частности, заключенная в Вене 11.04.80 Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (в силу п. 1 ст. 7 ГК РФ она является составной частью правовой системы Российской Федерации) оговаривает (ст. 2) случаи ее неприменения (т.е. случаи, когда объект не признается товаром). Конвенция не применяется к продаже: - товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего использования, за исключением случаев, когда продавец в любое время до или в момент заключения договора не знал и не должен был знать, что товары приобретаются для такого использования; - с аукциона; - в порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона; - фондовых бумаг, акций, обеспечительных бумаг, оборотных документов и денег; - судов водного и воздушного транспорта, а также судов на воздушной подушке; - электроэнергии.
Несмотря на отсутствие дуализма частного права в советской правовой системе, в СССР часто проводилось разграничение понятий "товар" (того, что предназначалось для продажи населению) и "продукция" (того, что подлежало дальнейшей переработке, обработке либо использованию в хозяйственной деятельности). В настоящее время последствия такого подхода можно обнаружить, например в том, что Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" использует термин "товар".
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" содержит иное определение товара по сравнению с Таможенным кодексом РФ. Товар в нем определяется как являющееся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, а также отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река - море) плавания, космические объекты, а также электрическая и другие виды энергии. Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара.
В соответствии со ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав (следовательно, и товары) могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Это положение, применяемое для отношений, складывающихся и исполняемых на территории Российской Федерации, корректируется для случаев перемещения товара через таможенную границу. Однако возможно перемещение не только товаров. Статья 128 ГК РФ выделяет следующие объекты: - вещи и иное имущество, имущественные права; - работы и услуги; - информация; - результаты интеллектуальной деятельности, в том числе интеллектуальная собственность; - нематериальные блага.
Не вызывает сомнений, что переместить через таможенную границу можно любой из этих объектов, в том числе и нематериальные блага.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ под внешнеторговой деятельностью понимает (ст. 2) деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью, т.е. содержит четыре составляющих объекта регулирования. В нем, в отличие от перечня, приведенного в ст. 128 ГК РФ, не указаны работы, нематериальные блага (в силу характера объекта, делающего невозможными сделки в области внешней торговли), а также вместо более широкого понятия "результаты интеллектуальной деятельности" используется термин "интеллектуальная собственность".
Под внешней торговлей товарами понимают импорт и (или) экспорт товаров. Внешняя торговля интеллектуальной собственностью определяется как передача исключительных прав на объекты такой собственности или предоставление права на их использование российским лицом иностранному лицу либо наоборот. Внешняя торговля услугами представляет собой оказание услуг (выполнение работ), включая их производство, распределение, маркетинг, доставку.
Внешняя торговля информацией является внешней торговлей товарами (если информация является их составной частью) либо интеллектуальной собственностью (если передача информации осуществляется как передача прав на объекты такой собственности), либо услугами (в других случаях).
Необходимо отметить следующую особенность вещно-правового регулирования отношений в области таможенного дела. Подотрасль вещных прав не делает различий в правовом положении предпринимателей (в том числе и перемещающих товары через таможенную границу) и всех иных субъектов гражданских прав*(6). В этом проявляется абсолютный характер правоотношений собственности. В юридической литературе отмечено, что в праве собственности, опосредующем отношения собственности в их статике, с наибольшей силой проявляется дозволительная сущность гражданско-правового метода*(7). Нормы этой подотрасли наделяют субъектов наиболее содержательными субъективными гражданскими правами - правом собственности (ст. 209 ГК РФ), хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) и оперативного управления (ст. 296 ГК РФ). Субъектам предоставляются широкие права, они пользуются значительной правовой свободой, вытекающей из абсолютного характера права собственности. Поэтому диспозитивность органически присуща данной подотрасли, "она выражается в возможности субъекта осуществлять... правомочия по своему усмотрению, а также... распоряжаться ... правом собственности"*(8).
Рассмотрим некоторые особенности оборота объектов таможенных правоотношений.
В отношении товаров основными публично-правовыми обременениями частноправового оборота выступают меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
Под первым понимается метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, именуется таможенным тарифом. Ставки таможенных пошлин являются по общему правилу едиными и не подлежат изменению в зависимости от перемещающих товары через границу лиц, видов сделок и других факторов. Они определяются Правительством РФ*(9). По существу и установление в качестве способа регулирования, и само применение таможенного тарифа являются в чистом виде публично-правовыми средствами в механизме правового регулирования отношений в области таможенного дела.
Нетарифное регулирование также является методом государственного регулирования внешней торговли товарами, но осуществляется путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера. С цивилистической точки зрения нетарифное регулирование можно рассматривать как ограничение оборотоспособности объектов гражданских прав.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ импорт и экспорт товаров осуществляются без количественных ограничений за исключением особо оговоренных в этом же законе случаев.
Составная часть гражданско-правового (диспозитивного) метода правового регулирования - метод равенства субъектов - проявляется в установленном тем же Законом принципе недискриминационного применения количественных ограничений. Метод равенства сторон действует, конечно, в отношении субъектов - различных лиц. Однако его косвенным проявлением является установление равенства правового режима объектов и условий их оборота. Статья 29 Закона впервые в истории России вводит национальный режим в отношении товаров, происходящих из иностранных государств. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов (за исключением ввозных таможенных пошлин) в зависимости от страны происхождения товаров. Иностранным товарам предоставляется режим не менее благоприятный, чем аналогичным или непосредственно конкурирующим товарам российского происхождения. Это правило применяется в отношении продажи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или использования на внутреннем рынке.
Статьей 31 установлена свобода международного транзита.
Тем не менее в отношении товаров, пересекающих таможенную границу, могут быть применены различные меры государственного регулирования. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ предусматривает использование лицензирования в сфере внешней торговли товарами (ст. 24) с возможностью отказа в выдаче лицензии, а также - наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров (ст. 25), которое устанавливается как временная мера в целях мониторинга динамики экспорта и импорта отдельных товаров (разрешения выдаются любым участникам внешнеторговой деятельности на основании их заявлений).
Общие частные права на занятие предпринимательской деятельностью и перемещение товаров через таможенную границу могут ограничиваться в публичных интересах. Право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 26).
В случаях осуществления импорта товара в количестве или на условиях, угрожающих отрасли национальной экономики России, после проведения специального расследования могут быть введены специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. Порядок их введения регулируется Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".
Внешняя торговля услугами, о которой идет речь в гл. 6 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ, является сравнительно новой сферой правового регулирования. Вообще само понятие "внешняя торговля услугами" не является традиционным для российской правовой науки, в которой объектом товарного оборота традиционно полагался товар. Однако в последнее время происходят процессы коммерциализации объектов гражданских прав - многие объекты приобретают товарную форму. Это проявляется в приобретении объектами свойств и характеристик товара: - отчуждаемости, способности переходить от одного субъекта к другому; - способности приносить прибыль и быть таким образом предметом предпринимательской деятельности; - возможности взаимной оценки субъектами правоотношения*(10).
Различные ученые на различных этапах развития частного права отмечали аналогичные процессы коммерциализации. Так, отказ от дуализма частного права был вызван, в том числе, и коммерциализацией отношений, регулируемых частным правом. В литературе "...отмечается общая тенденция к "коммерсализации" гражданского права, т.е. к его развитию под влиянием более гибких норм о торговом обороте и тем самым - к его максимальному приспособлению к потребностям предпринимательской деятельности"*(11). В условиях становления рыночной экономики происходит коммерциализация отношений, ранее входивших в публично-правовую сферу. После отказа от исключительной собственности государства на землю и разрешения совершения многих сделок с некоторыми земельными участками (купля-продажа, аренда, залог, передача по наследству и т.п.) соответствующие отношения стали предметом гражданского права (т.е. частноправового регулирования) и вышли из предмета земельного права, которое сосредоточено теперь не на регламентации чужеродного для этой отрасли оборота земли, а на определении публично-правового режима различных видов земельных участков, включая их целевое назначение, требования природоохранного характера, количественные ограничения и т.п. Земельное право обнаруживает свою публично-правовую природу*(12).
Указание в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ на торговлю услугами, информацией и интеллектуальной собственностью представляет собой новый законодательный подход к торговле вообще. Столь широкое понимание торговли берет начало, очевидно, в странах с дуализмом частного права.
Между тем торговля подобными объектами принципиально отличается по характеру правового регулирования от торговли товарами. Используются иные меры контроля, иная система запретов и ограничений. Внешняя торговля услугами может быть ограничена путем введения запретов и ограничений в отношении способов оказания услуг. Так, например, в настоящее время существенно ограничены права иностранных банков и страховых компаний на ведение бизнеса в Российской Федерации.
Внешняя торговля услугами осуществляется следующими способами: - с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства; - с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации; - на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг; - на территории иностранного государства российскому заказчику услуг; - российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства; - иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Российской Федерации, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации; - российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства; - иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Российской Федерации.
В подобных случаях универсальный метод государственного контроля только один - введение запретов или ограничений на право оказания услуг в отношениях, осложненных иностранным элементом.
Статьей 36 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ предусмотрено, что в соответствии с международными договорами и федеральными законами могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю интеллектуальной собственностью - при необходимости соблюдения общественной морали или правопорядка, охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, выполнения международных обязательств России.
С точки зрения таможенного контроля правовое регулирование отношений, связанных с перемещением через таможенную границу интеллектуальной деятельности, - вопрос проблемный. При определении таможенной стоимости высокотехнологичных товаров в их цену не включаются результаты научных разработок, которые имеют определенные стоимостные выражения. Однако при заключении внешнеторговых контрактов объекты интеллектуальной собственности являются отдельным предметом купли-продажи, за них производится оплата и они не включаются в стоимость товара, произведенного в результате каких-либо разработок.
Результатом подобных сделок становится занижение таможенной стоимости товара, а, следовательно, занижение таможенных платежей. С точки зрения таможенного контроля это недопустимо, так как предполагает возможность ухода от контроля со стороны таможенных и налоговых органов. Таможенный кодекс РФ не содержит понятия "перемещение через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности", следовательно, существует проблема декларирования таких объектов.
Декларирование товаров (ст. 124 Таможенного кодекса РФ) проводится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и т.д. При декларировании товары подлежат классификации, иными словами, необходимо определить их классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Для объектов интеллектуальной собственности подобной номенклатуры нет.
Напрашивается вывод - таможенное законодательство устанавливает порядок декларирования только в отношении товаров. Объекты интеллектуальной собственности не являются товаром, не имеют классификационного кода, следовательно, декларированию не подлежат.
В тоже время, согласно ст. 19 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе" при определении таможенной стоимости законодателем обозначены (кроме других компонентов, включающихся в цену сделки) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров.
По мнению таможенных органов*(13), подобные платежи должны включаться в стоимость даже в том случае, если они не были ранее включены в цену сделки и покупатель оплачивал их отдельно (например в случае перевода денежных средств в соответствии с лицензионным соглашением). Такие платежи относятся к тому товару, условием приобретения которого является их уплата. Например, если речь идет об авторских правах на научные, исследовательские работы, которые представлены в виде документации, брошюры, книги, то в качестве товара рассматривается, соответственно, документация, брошюра, книга с отнесением на их стоимость платежей за право на их использование (ноу-хау, патенты и т.д.). Далее Государственный таможенный комитет (ГТК) РФ указывает, что для целей таможенного оформления и контроля в части правильности заявления декларантом стоимости товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, таможенным органам следует требовать от декларанта представления расчета величины таможенной стоимости с указанием всех входящих в нее компонентов.
Однако ГТК РФ не дает ответа на основной вопрос: как декларировать связанные с интеллектуальной собственностью товары. По Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности объекты интеллектуальной собственности не классифицированы и, следовательно, их нельзя продекларировать отдельно.
Кроме того, как осуществлять контроль при перемещении результатов интеллектуальной собственности, которые являются самостоятельным объектом сделок по купле-продаже и не являются приложением к товару? Каким образом оформлять их перемещение через таможенную границу посредством электронных коммуникаций (например, через Интернет)*(14)?
Включение в стоимость товара платежей за использование (при производстве этого товара) объектов интеллектуальной собственности предопределяет увеличение стоимости любого товара, причем крайне трудно определить границы такого увеличения хотя бы потому, что в любом товаре имеются результаты многих объектов интеллектуальной собственности.
Решение проблемы нужно искать на законодательном уровне. Необходимо определить механизм таможенного контроля за перемещением через таможенную границу результатов интеллектуальной деятельности и внести изменения в Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности. Возможно, после этого само название документа изменится.
Таможенное законодательство еще не приспособилось к тенденциям, проявляющимся в естественном и объективном процессе коммерциализации. Таможенный кодекс РФ и нормативные акты, регламентирующие таможенно-тарифное регулирование, по-прежнему объектом своего регулирования считают только товар. Однако в законодательстве о внешнеторговой деятельности уже сказано о перемещении через границу не только товаров, но и услуг, информации, объектов интеллектуальной собственности. Фактически речь идет о международном обороте объектов гражданских прав, что в принципе возможно. Очевидно, что таможенному законодательству необходимо расширить круг объектов в соответствии с ГК РФ.
Г.А. Кормаков,
судья Федерального арбитражного суда Поволжского округа
"Правосудие в Поволжье", N 6, ноябрь-декабрь 2007 г.