Международная политическая преступность как вид государственного криминального политического экстремизма: понятие, сущность, виды

(Кабанов П. А.) ("Безопасность бизнеса", 2006, N 3) Текст документа

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОГО КРИМИНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ

П. А. КАБАНОВ

П. А. Кабанов, профессор кафедры уголовного права и процесса Нижнекамского филиала МГЭИ, кандидат юридических наук, доцент.

При рассмотрении проблемы политической преступности как криминологического явления в рамках частного научного направления общей теории криминологии (или отрасли российской криминологии) - политической криминологии отечественные криминологи условно разделяют ее на две подгруппы: внутренние и международные <*>. Учитывая то обстоятельство, что внутренние политические преступления не входят в предмет нашего исследования, мы обратимся непосредственно к криминологическому и правовому анализу международных преступлений. О том, что международные преступления имеют политический оттенок, указывается учеными в области уголовного права, криминологии, социологии и политологии уже достаточно длительное время, а некоторые из них прямо говорят о том, что эти преступления являются именно политическими <**>. Вместе с тем до настоящего времени отечественными криминологами специальных комплексных криминологических исследований, посвященных анализу международных преступлений, совершаемых для достижения политических целей, не проводилось. Имеется лишь одна крупная монография украинского ученого-правоведа Н. А. Зелинской "Политические преступления в системе международной преступности", которая посвящена исключительно международно-правовым, а не криминологическим проблемам противодействия политическим преступлениям <***>. -------------------------------- <*> Шестаков Д. А. Отрасли российской криминологии: Политическая криминология // Криминология: Учебник для юридических вузов / Под ред. проф. В. Н. Бурлакова, акад. В. П. Сальникова, акад. С. В. Степашина. СПб., 1999. С. 61; Его же. Школа преступных подсистем (парадигма, отрасли, влияние вовне) // Российский криминологический взгляд. 2005. N 1. С. 47. <**> См.: Карпец И. И. Международная преступность. М., 1988. С. 97; Агафонов А. Л. Преступления против мира и безопасности человечества: Лекция. Н. Новгород, 1997. С. 8; Коновалов В. В. Рецензия на книгу: Серебряков В. В. Социология войны. М., 1997. 398 с. // Социологические исследования. 1998. N 12. С. 134; Альберто Гваделупе Фернандеш де Кастро. Международная уголовная ответственность физических лиц за преступления геноцида, преступления против человечности и военные преступления // Московский журнал международного права. 1999. N 4. С. 116 - 117; Канто А. С., Серебряков В. В. К вопросу о ликвидации причин войн и вооруженных конфликтов // Социально-гуманитарные знания. 2001. N 2. С. 249; и др. <***> Зелинская Н. А. Политические преступления в системе международной преступности. Одесса, 2003.

На наш взгляд, рассмотрение международной преступности как одного из видов насильственной политической преступности необходимо начать с самых общественно опасных (вредоносных) форм проявления государственного криминального политического экстремизма - преступлений против мира и безопасности человечества. Это обусловлено тем, что большинство противоправных деяний из этой группы насильственных преступлений направлены на достижение в первую очередь именно политических целей. Однако при рассмотрении международной политической преступности следует определиться с политическими целями международных преступлений. На наш взгляд, политическими целями международных преступлений являются: 1) насильственный захват власти в другом государстве, направленный на лишение политической независимости всего оккупированного государства или определенной его части; 2) расширение территории государства-агрессора; 3) вытеснение определенной группы населения с территории собственного государства на территорию другого государства или других государств, совершаемое по этническим, национальным, расовым и религиозным признакам. Ни у кого не вызывает сомнения то, что больше всего в истории человечества физического, материального и морального вреда, жертв, разрушений, боли и страданий обществу принесли войны. И поэтому не случайно наиболее тяжкий их вид - агрессия - запрещен международным сообществом и признается особо тяжким международным преступлением <*>. За планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны предусмотрена уголовная ответственность и в действующем российском законодательстве (ст. 353 УК РФ). Также порицаемы с позиции отечественного уголовного законодательства и публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК РФ) <**>. -------------------------------- <*> Резолюция ООН от 14 декабря 1974 г. // Международное право в документах. М., 1982. С. 674 - 675. <**> Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2005. С. 128.

В качестве примеров актов агрессии современные отечественные исследователи обычно приводят случаи как из отечественной истории - агрессию Советского Союза против своего северного соседа - Финляндии в 1939 г. <*>, так и из недалекого прошлого иностранных государств - агрессию Ирака 2 августа 1990 г. против соседнего независимого государства - Кувейт <**>. -------------------------------- <*> Куманев Г. Бесславная война с далеко идущими последствиями // Отечественная история. 1992. N 4. С. 13 - 17. <**> Первышин В. Цена имперских амбиций // Отечественная история. 1992. N 4. С. 28 - 32.

О том, что войны - зло, человечеству известно давно. Однако точных статистических данных о причиняемых ими обществу вредных последствиях пока не существует, хотя и имеются некоторые общие экспертные оценки о числе погибших в вооруженных конфликтах участников и мирных жителей (жертв вооруженных конфликтов). Так, по данным профессора С. В. Бородина, на нашей планете за пять с половиной тысячелетий было 14513 больших и малых войн, во время которых убито более 3 миллиардов 640 миллионов человек <*>. Даже после самой кровопролитной Второй мировой войны мировое сообщество не сделало из этого надлежащих выводов, и в современном мире человеческая кровь проливается по-прежнему. Так, по данным авторов коллективного труда "Юридическая конфликтология", только в период с 1945 по 1989 г. (за 44 послевоенных года) в мире произошло 22 межгосударственных вооруженных конфликта <**>, или в среднем один межгосударственный вооруженный конфликт в два года. -------------------------------- <*> Бородин С. В. Ответственность за убийство: квалификация и наказание по российскому праву. М., 1994. С. 3. <**> Юридическая конфликтология / Отв. ред. акад. В. Н. Кудрявцев. М., 1995. С. 177.

По данным другого российского исследователя И. А. Ледях, лишь в период с 1990 по 1996 г. в мире произошло 98 активных вооруженных конфликтов, из них 7 между государствами <*>. То есть можно говорить о том, что в 90-е гг. прошлого века межгосударственные вооруженные конфликты происходят практически ежегодно. На основании этого можно сделать вывод о том, что в 90-е гг. ХХ столетия по сравнению с предыдущими послевоенными 44 годами количество межгосударственных вооруженных конфликтов увеличилось (удвоилось), а в современном мире наметились устойчивые тенденции роста международных политических преступлений. С учетом появления новых видов вооружений массового поражения, безусловно, увеличиваются их вредоносность и количество жертв международных политических преступлений. -------------------------------- <*> Цит. по: Кроткова Н. В. "Круглый стол" "Права человека и стратегия устойчивого развития" // Государство и право. 1998. N 11. С. 117.

По данным И. А. Ледях, в результате боевых действий в период с 1990 по 1996 г. в мире погибло 5,5 млн. человек, из них 3/4 убитых приходится на мирное население, не принимающее активного участия в военных действиях <*>. -------------------------------- <*> Там же. С. 117.

По данным российского исследователя-международника В. Ю. Бельского, только на Африканском континенте за постколониальный период было зарегистрировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло более 10 миллионов человек, из них 92% - это гражданское население <*>, т. е. лица, не принимавшие активного участия в военных действиях. -------------------------------- <*> Бельский В. Ю. Африка. Континент конфликтов // Международная жизнь. 1997. N 8. С. 69.

К сожалению, очень тяжело определить причиненный агрессивными войнами человечеству физический и материальный вред. Практически не поддается подсчету размер причиненного войнами морального вреда и нравственных страданий участвующим в ней народам. Вместе с тем ни огромные человеческие потери, ни с чем не сравнимый материальный вред не останавливают эту печальную статистику войн. По-прежнему в обществе слышны призывы к ведению агрессивных войн, в том числе и в современной демократической России. Согласно статистическим данным в период с 1994 по 2004 г. на территории Российской Федерации было зарегистрировано 3 преступления, связанных с призывами к ведению агрессивной войны, по которым в конце ХХ в. правоохранительными органами возбуждены уголовные дела по ст. 354 УК РФ. Однако реально ни один виновный в совершении этих преступлений не был привлечен к уголовной ответственности и не понес заслуженного и справедливого наказания. С начала текущего века таких преступлений в Российской Федерации не регистрируется. Общеизвестно, что агрессивные войны помимо прямого вреда приносят обществу и государству еще и значительный косвенный вред. Этот вред, по мнению Президента Международного комитета Красного Креста Кернелио Соммаруга, заключается в безумной жестокости и ненависти к другим людям, приобретенной военнослужащими в результате участия в боевых действиях. Впоследствии ненависть и жестокость распространяются в мирной жизни этими лицами уже после окончания боевых действий <*>. Действительно, после окончания боевых действий уволенные в запас военнослужащие в условиях недостаточной занятости в общественной жизни совершают наиболее тяжкие насильственные преступления, в том числе и убийства других лиц. Подтверждением тому служит публикация российского журналиста М. Лобанова об уволенном в запас военнослужащем, который после участия в так называемой первой чеченской войне (1995 - 1996 гг.), проявив особую жестокость, убил другого человека, объясняя свое поведение тем, что у него остался "чеченский синдром", т. е. сохранилась потребность поступать со своими противниками в мирной жизни так же, как с военными противниками в условиях вооруженного конфликта <**>. Вывод о прямой связи между агрессией и участием общества в войнах сделали американские ученые на основе анализа 186 обществ и культур. Они же установили, что, для того чтобы уровень насилия в обществе после войны начал снижаться, необходим длительный промежуток времени - до 10 лет <***>. Следовательно, негативные социальные последствия агрессивных войн еще более вредоносны, чем принято считать при оценке их цены для государства и общества. -------------------------------- <*> Цит. по: Арцыбасов И. Н., Казанчев Ю. Д. Международный симпозиум, посвященный "праву войны" // Государство и право. 1994. N 4. С. 146. <**> Лобанов М. Нашел героя приговор // Российская газета. 1996. 21 сент. <***> Цит. по: Хохряков Г. Ф. Криминология: Учебник / Отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М., 1999. С. 69.

На наш взгляд, другими формами проявления международной политической преступности являются и такие преступления, как апартеид и геноцид - грубейшие нарушения общепризнанных принципов и норм международного права, прав и свобод человека, порицаемые с позиции не только национального (ст. 357 УК РФ и др.), но и международного уголовного права <*>. Вместе с тем следует отметить то обстоятельство, что российский законодатель федеральными законами от 25 октября 1999 г. "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола к ней и Второго дополнительного протокола к ней" и "О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней" не признал преступления против человечества политическими преступлениями для целей выдачи, ссылаясь на то, что "законодательство Российской Федерации не содержит понятие "политические преступления" <**>. -------------------------------- <*> См.: Конвенция о геноциде и наказании за него от 9 декабря 1948 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1954. N 12. Ст. 224; Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 1998. С. 149 - 154. <**> См.: Российская газета. 1999. 28 окт.

Нам представляется, что преступления геноцида и апартеида носят в большинстве своем именно политический характер, так как направлены на ущемление (или подавление) основных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в том числе и прав политических. Поскольку именно в результате совершения геноцида и апартеида организаторами этих преступлений достигается политическая цель - вытеснение определенной однородной категории лиц с одной территории на другую как в границах единого государства, так и за пределы этого государства. При совершении актов геноцида политическими преступниками и преступными группами, в том числе и организованными <*>, в первую очередь организаторами и высокопоставленными исполнителями, как правило, используются действующие государственные институты органов власти и управления. Кроме того, ими также используются для совершения этих политических преступлений материальные, финансовые, информационные и иные ресурсы государства, его органов или органов местного самоуправления либо создаются для этой цели общественные организации и используются их средства и ресурсы для достижения не только политических, но и иных целей. Не случайно профессор Д. А. Шестаков эту группу преступлений называет "государственными преступлениями", то есть совершенными от имени государства <**>. -------------------------------- <*> Бреннингмайер О. Предотвращение этнического конфликта (опыт работы Верховного комиссара ОБСЭ по делам национальных меньшинств) // Мировая экономика и международные отношения. 2000. N 3. С. 40. <**> Бурлаков В. Н., Гилинский Я. И., Шестаков Д. А. Российская криминология в конце ХХ столетия: семинар Криминологического центра Санкт-Петербурга // Правоведение. 1999. N 3. С. 262.

Профессором Г. Й. Шнайдером геноцид выделяется как самостоятельный, наиболее опасный и вредоносный для современного мирового сообщества и человечества вид политической преступности. При этом он дает ему следующее криминологическое определение: "Геноцид - это противоправный процесс символической интеракции, заключающийся в лишении какого-либо народа его человеческих достоинств и в саморазложении какого-то общества". Геноцид предполагает превосходство какой-то агрессивной, мощной и наделенной формальной властью группы большинства, а также наличие подчиненной, бессильной и тяготеющей к виктимизации группы меньшинства <*>. По его мнению, факты геноцида имели место еще в древности. Они не прекращались в эпоху Средневековья и эпоху колониализма. Имеются они и в современное время. В ХХ в. актами геноцида являлись истребление турками около 800000 армян во время Первой мировой войны и во время Второй мировой войны нацистами 11 млн. человек из различных этнических групп, из которых 5,5 - 6 млн. приходится на евреев <**>. После Второй мировой войны, в 70-е гг., массовые убийства совершались в Уганде, главой государства Иди Амином и "красными кхмерами" в Кампучии <***>. -------------------------------- <*> Шнайдер Г. Й. Криминология / Пер. с нем. М., 1994. С. 446. <**> В Книге рекордов Гиннесса указана более точная цифра жертв геноцида фашистской Германии - 5,8 млн. человек еврейской национальности, см.: Из Книги рекордов Гиннесса: Преступления // Основы государства и права. 1999. N 1. С. 57 - 58. <***> Шнайдер Г. Й. Указ. раб. С. 447.

В конце ХХ в. факты геноцида были зарегистрированы на территории Югославии в административном территориальном образовании Косово (Республика Сербская), где этническое большинство - этнические албанцы - уничтожали и практически полностью вытеснили под угрозой уничтожения с этой территории лиц иных национальностей и этнических групп, ранее проживавших на ее территории (сербов, черногорцев, цыган, хорватов и представителей других народов). По данным российского журналиста К. Чугунова, только за период с 12 июня 1999 г. по 1 февраля 2000 г. по этническим признакам на территории Косова было убито 793 человека, из которых 705 были сербами и черногорцами. За указанный период на территории Косова были похищены 688 человек, сербов и черногорцев среди них было 630. Всего за рассматриваемый период Косово покинули 350 тысяч человек различных национальностей, в том числе 250 тысяч сербов. Кроме того, практически полностью "очищены" от сербов города Джаковица, Призрен, Печ, Србица, Подуево, Вучитрн, а также многие мелкие населенные пункты <*>. -------------------------------- <*> Чугунов К. Косово: статистика умалчивания // Российская газета. 2000. 1 февр.

К сожалению, эта беда не обошла и современную реформируемую Россию. По данным Главного управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Северному Кавказу, на территории одного из субъектов России - Чеченской Республики органами государственной власти и местного самоуправления проводилась политика геноцида в отношении русскоязычного населения этой Республики. В результате такой политики на территории Чечни было убито около одной тысячи человек и около 400 тысяч человек жителей этой республики в целях сохранения жизни, здоровья и свободы вынуждены были покинуть ее территорию <*>. Здесь следует отметить, что и сами этнические чеченцы были жертвами таких же репрессий со стороны республиканских официальных властей и криминальных структур. Их значительная часть и по сей день в целях обеспечения собственной безопасности вынуждена скрываться за пределами этой республики, как на территории России, так и за границей. -------------------------------- <*> Козлова Н. Прокуратура ставит диагноз: геноцид русскоязычных в Чечне носил массовый характер, расстреливали группами и в одиночку // Российская газета. 2000. 6 янв.

На наш взгляд, рассматриваемые нами социально-политические и криминологические феномены (агрессия, геноцид, апартеид, а также призывы к ним) являются формами наиболее общего явления насильственной международной политической преступности, которые характеризуются следующими общими для них криминологически значимыми признаками: - применением вооруженного насилия на межгосударственном или внутригосударственном уровне или между национальными общинами; - вовлечением большого количества как участников преступной деятельности, так и защитников (сторонников) прежнего миропорядка; - большими размерами причиненного материального, физического и морального ущерба личности, обществу и государству; - большим количеством жертв от совершенного преступления или преступной деятельности; - ограниченными возможностями воздействия на участников преступления или преступной деятельности со стороны международных организаций и мирового сообщества; - использование в целях совершения преступлений уже сложившихся государственных, муниципальных или общественных структур, их материальных, финансовых и иных средств и ресурсов; - субъектами уголовной и политической ответственности за эти преступления являются высшие должностные лица государства или группы государств, руководители органов местной власти и самоуправления, лидеры общественных организаций (партий, союзов, блоков, движений и т. д.), т. е. определенный специально организованный для этих целей круг субъектов политики. При совершении международных преступлений политической направленности происходит распределение ролей между участниками организованной преступной деятельности. В таком случае логично говорить о том, что подобные преступления планируются, подготавливаются и совершаются исключительно политическими организованными преступными группами, сообществами или организациями, в том числе и состоящими из компетентных должностных лиц органов государственной власти и управления (членов правительства, силовых министров, руководителей их штабов и т. д.). При этом не исключается, что отдельные преступления могут совершаться и отдельными лицами, внепреступных организаций, например призывы к развязыванию агрессивной войны, но они не могут привести к тем последствиям, к которым приводят организованные формы международной политической преступности как вида криминального политического экстремизма. Нам представляется, что совокупность выделенных криминологически значимых признаков позволяет нам дать определение данному виду политической преступности как политико-криминологическому явлению. Международная политическая преступность - это политическая организованная преступная деятельность высших должностных лиц государства или группы государств, лидеров общественных или религиозных организаций, направленная на умышленное совершение преступлений против мира и безопасности человечества, для достижения политических целей, с использованием государственных или общественных структур, их материальных, финансовых и иных средств и ресурсов. Предложенное нами определение международной политической преступности как одной из форм проявления государственного криминального политического экстремизма в современном мире может показаться спорным или дискуссионным. И это закономерно, ведь нами предлагается не универсальное (междисциплинарное) определение этого явления, а лишь криминологическое. Однако в условиях становления российской политической криминологии дискуссии, посвященные актуальным проблемам политической преступности или отдельным ее видам, будут стимулировать ее дальнейшее развитие. На что, собственно, мы и рассчитываем.

Название документа