Компетенция хозяйственного суда в новом ХПК

(Каменков В. С.) ("Арбитражный и гражданский процесс", 2006, N 7) Текст документа

КОМПЕТЕНЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА В НОВОМ ХПК

В. С. КАМЕНКОВ

Каменков В. С., председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь.

Каждый государственный и иной орган, осуществляя возложенные на него задачи, должен действовать строго в пределах его компетенции, предоставленных ему актами законодательства полномочий. Компетенция системы хозяйственных судов и каждого хозяйственного суда также определена законом. В новом ХПК компетенции хозяйственного суда посвящена гл. V.

Подведомственность дел хозяйственному суду

Подведомственность дел хозяйственному суду определяется ст. ст. 39 и 235 ХПК. Под подведомственностью или предметной компетенцией понимают круг дел, отнесенных законом к рассмотрению и разрешению системы хозяйственных судов Республики Беларусь. При этом нормы о подведомственности предусмотрены как собственно хозяйственным процессуальным законодательством, так и правовыми актами материально-правового характера (ГК, Закон "О банках и банковской деятельности", законодательство о приватизации, о банкротстве и т. д.). С возникновением самостоятельной ветви судебной власти - хозяйственных судов - остро встал вопрос о разграничении подведомственности между ними и общими судами. Важность этого вопроса велика, ибо правильное определение, какой из судов вправе и должен рассматривать конкретный спор, необходимо на самом первом этапе как лицу, которое обращается в суд за правовой защитой своих прав и законных интересов, так и судье, рассматривающему вопрос о принятии искового заявления. Точное правовое регулирование правил определения подведомственности дел является одной из гарантий защиты интересов юридических лиц и граждан в хозяйственном процессе. Недостаточная разработанность данного института, а также несогласованность действующих норм о подведомственности порождают принятие дел к производству неполномочными судами или же, наоборот, компетентный суд отказывается рассматривать дело, что приводит к нарушению конституционного права на судебную защиту. Для реального представления о разграничении подведомственности между общими и хозяйственными судами нужны объективные критерии, которые, в свою очередь, требуют четких формулировок. Большинство процессуалистов, как и судебная практика, признают в качестве таких критериев следующие два: 1) субъектный состав участников спора; 2) характер спорного правоотношения. При этом для точного определения подведомственности дел хозяйственным судам оба приведенных критерия в спорном правоотношении должны быть в наличии. Именно совокупность обоих критериев наиболее точно помогает определить подведомственность спора. Например, учредителями юридических лиц могут быть как физические, так и юридические лица. Спор между юридическим и физическим лицом должен рассматриваться общим судом. Но если этот спор носит экономический характер и связан, например, с учредительством, то спор между учредителем - физическим лицом и учредителем - юридическим лицом должен рассматриваться хозяйственным судом. В ст. ст. 39 и 235 нового ХПК значительно шире представлен субъектный состав участников спора, подведомственного хозяйственному суду. Теперь это: юридические лица и индивидуальные предприниматели, а в случаях, предусмотренных ХПК и иными законодательными актами, также организации, не являющиеся юридическими лицами, должностные лица и граждане; Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, государственные органы, органы местного управления и самоуправления, иные органы; иностранные и международные организации, организации с иностранными инвестициями; иностранные граждане, лица без гражданства и беженцы, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Появилась и такая новелла, вносящая ясность в определение подведомственности дел: заявление, принятое хозяйственным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, в том числе и в случае, если к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, был привлечен гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем (ч. 3 ст. 39 ХПК). Характер спорных правоотношений выражен в ХПК через следующую формулу. Во-первых, хозяйственному суду подведомственны хозяйственные (экономические) споры, возникающие из гражданских и иных правоотношений. В ХПК приведен неисчерпывающий перечень экономических споров, подведомственных хозяйственному суду. Наличие указанного перечня компенсирует недостатки в установлении подведомственности дел. В частности, в этот перечень включены (ст. 41 ХПК) хозяйственные (экономические) споры о: разногласиях, возникших при заключении договора, обязанность заключения которого предусмотрена законодательством, и разногласиях, возникших при заключении договора, передача которых на рассмотрение хозяйственного суда согласована сторонами договора. Здесь речь идет о так называемых преддоговорных спорах. Разногласия по договору могут выноситься на рассмотрение хозяйственного суда лишь: в случае, когда заключение такого договора предусмотрено законодательством и одна или обе стороны обязаны заключить этот договор. Классическим примером такого договора можно назвать договор поставки товаров для государственных нужд. ГК предусматривает, например, что, если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки товаров для государственных нужд, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора; в случае, когда стороны (контрагенты) договора при заключении договора достигли соглашения о передаче преддоговорного спора на рассмотрение хозяйственного суда. Это соглашение может быть достигнуто следующим образом: одна сторона выражает свое предложение в проекте договора, в протоколе разногласий, в письме, телеграмме, факсе и т. п., другая сторона дает свое согласие или не высказывает возражений на предложение в своих ответах; изменении или расторжении договора. При рассмотрении данной категории дел необходимо руководствоваться и материальным законодательством. В частности, ГК содержит определенные условия, случаи и правила расторжения договоров: существенность нарушений условий договора, по соглашению сторон, по инициативе одной из сторон, в судебном или другом порядке и т. д.; невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств - взыскание долга, штрафов, пени, процентов и иных экономических санкций, о принуждении исполнить обязательство в натуре и другие; признании права, в том числе права собственности; истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения; нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения; возмещении убытков. Во-вторых, хозяйственному суду подведомственны хозяйственные (экономические) споры и иные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. В частности, ст. 42 ХПК определяет, что хозяйственный суд в порядке административного судопроизводства разрешает споры о: признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, которым затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; обжаловании действий (бездействия) государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, которыми затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; административных правонарушениях, если законодательными актами их рассмотрение отнесено к компетенции хозяйственного суда; взыскании с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) деятельность, налогов, обязательных платежей, санкций, если иной порядок их взыскания не установлен законодательными актами; признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке; возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном порядке в виде экономических санкций либо по другим основаниям с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; отказе в выдаче (продлении) лицензии. Под делами, возникающими из иных публичных правоотношений, здесь имеются в виду дела, возникающие из бюджетных, налоговых, финансовых правоотношений. В-третьих, хозяйственный суд рассматривает также дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов) для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности (ст. 43 ХПК). Это дела об установлении фактов: владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем определенным недвижимым имуществом; государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; принадлежности правоустанавливающих документов и т. д. (ст. 231 ХПК). В-четвертых, хозяйственному суду подведомственны дела по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении (ст. ст. 44 и 266 ХПК). В-пятых, к подведомственности хозяйственного суда относятся дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (ст. 45 и гл. 28 ХПК). Здесь следует различать: решения иностранных судов - это решения органов судебной власти иностранных государств, в том числе государств СНГ (арбитражные, торговые, хозяйственные, экономические); арбитражные решения - это акты арбитражных органов иностранных государств (третейских судов, палат и т. п.), не относящихся к органам судебной власти. В-шестых, впервые в ХПК выделена подведомственность хозяйственных судов по делам об обжаловании решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории Беларуси, и о выдаче исполнительного документа (ст. 46 и гл. 29 ХПК). В-седьмых, новеллистической является и норма о специальной подведомственности (ст. 47 ХПК). Хозяйственный суд рассматривает дела: об экономической несостоятельности (банкротстве); по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей; по спорам об отказе в государственной регистрации, об уклонении от государственной регистрации юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, и индивидуальных предпринимателей; по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных обществ и товариществ, возникающим при осуществлении деятельности этими обществами и товариществами; о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в случаях, предусмотренных законодательными актами. Указанные дела рассматриваются хозяйственным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, индивидуальные предприниматели или граждане. В-восьмых, законодательными актами могут быть отнесены к подведомственности хозяйственного суда и другие дела. Оба приведенных критерия неразрывно связаны между собой, они должны учитываться в совокупности. Следует, однако, отметить, что на практике доминирующую роль играет первый критерий - субъектный состав. Объясняется это тем, что в ряде случаев использование для разграничения подведомственности второго критерия затруднительно. Конечно, если речь идет о жилищных или трудовых правоотношениях, сомнений нет - споры, возникающие из указанных правоотношений, рассматриваются общими судами. Однако гражданско-правовые споры, дела, возникающие из административно-правовых отношений, могут рассматриваться и разрешаться как общими судами, так и хозяйственными судами - и в этих случаях без обращения к субъектному составу участников спора правильно определить подведомственность практически невозможно. Следует отметить, что приведенные положения являются общим правилом, не отражающим в полной мере многообразия состава участников хозяйственного процесса. Согласно ст. 6 ХПК, в случаях, предусмотренных законодательными актами, в хозяйственный суд могут обращаться организации, не являющиеся юридическими лицами, и граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. В соответствии со ст. 47 ХПК хозяйственному суду подведомственны дела об отказе в государственной регистрации либо уклонении от государственной регистрации юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, и индивидуальных предпринимателей. Истцом по такому делу будет выступать еще не зарегистрированная, т. е. не являющаяся юридическим лицом, организация либо гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем. Возможность участия граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в хозяйственном процессе вытекает также из Закона о банкротстве - гражданин может являться кредитором юридического лица, например, владея выпущенной последним облигацией, и как кредитор может обращаться в хозяйственный суд с заявлением о признании юридического лица несостоятельным <*>. -------------------------------- <*> Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. N 423-3 "Об экономической несостоятельности (банкротстве)". Мн.: Амалфея, 2001. С. 208.

Особым субъектом рассматриваемых в хозяйственном суде споров могут быть государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы. Под "иными органами" в первую очередь понимаются органы управления общественных организаций, органы акционерных обществ. Указанные органы могут выступать ответчиками по делам о признании недействительными изданных ими ненормативных актов, не соответствующих законодательству и нарушающих права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами и граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями; могут выступать "процессуальными истцами" в порядке, предусмотренном ст. 67 ХПК, обращаясь в хозяйственный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов, например, по делам о взыскании с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей различного рода штрафов (за нарушение антимонопольного законодательства, законодательства об охране окружающей среды и т. д.). Одной из важнейших категорий подведомственных хозяйственному суду экономических споров, возникающих из административных правоотношений, являются споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству Республики Беларусь и нарушающих права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При рассмотрении этой категории споров необходимо отметить следующее: во-первых, оспариваемый акт должен иметь ненормативный характер (т. е. быть адресованным конкретному лицу или группе лиц); во-вторых, обжалуемый акт должен порождать юридические последствия (письма, справки, информационные сообщения не могут быть предметом обжалования); в-третьих, круг органов, чьи ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными, хозяйственным процессуальным законодательством не ограничивается. Из числа других подведомственных хозяйственному суду экономических споров, возникающих из административных правоотношений, интерес представляют споры о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований законодательства. Необходимо отметить, что полномочие на списание средств в бесспорном порядке должно быть предоставлено соответствующему органу законодательством. Если имело место бесспорное списание средств, не основанное на законодательстве, т. е. контролирующий орган в данном конкретном случае не имел подобных полномочий, иск о возврате из бюджета денежных средств будет удовлетворен хозяйственным судом по этому основанию. К подведомственности хозяйственного суда ХПК отнес и дела по спорам, связанным с защитой деловой репутации. Деловая репутация рассматривается ГК в качестве нематериальных благ и защищается им (ст. ст. 151, 153). В частности, ст. 153 ГК предусматривает право гражданина требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Таким правом обладает любой гражданин, в том числе и имеющий статус индивидуального предпринимателя, который вправе обращаться в хозяйственный суд с требованиями о защите его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности. Кроме того, ГК предусматривает, что правила ст. 153 ГК о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица (п. 7 ст. 153 ГК). Например, юридическое лицо, как и индивидуальный предприниматель, вправе обратиться в хозяйственный суд с требованием об опровержении порочащих его деловую репутацию сведений или о признании этих сведений не соответствующими действительности, о возмещении убытков, причиненных распространением таких сведений. В качестве порочащих могут рассматриваться такие сведения, которые носят дискредитирующий характер, например умаляющие авторитет и доброе имя гражданина как предпринимателя или подрывающие деловую репутацию юридического лица. Для решения вопроса о принятии такого дела к производству хозяйственного суда важно, чтобы речь шла о защите деловой репутации лица именно в сфере предпринимательской деятельности. ХПК к ведению хозяйственного суда отнесено рассмотрение и разрешение "иных", помимо экономических, дел. К ним, в частности, относятся дела: - об установлении фактов, имеющих юридическое значение в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; - об экономической несостоятельности (банкротстве). Рассматривая вопрос о разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами, необходимо упомянуть о правиле "приоритета общесудебной подведомственности". Это правило, закрепленное в ст. 38 ГПК, устанавливает, что при объединении нескольких связанных между собой требований, одни из которых подведомственны общему суду а другие - хозяйственному суду, все требования подлежат рассмотрению в общем суде.

Подсудность дел хозяйственному суду

Подсудность дел - относимость подведомственного хозяйственному суду дела к ведению конкретного суда одной системы в зависимости от уровня суда или территории. Институт подсудности также имеет непосредственное отношение к правовым гарантиям в хозяйственном процессе. Смысл этого конституционного положения состоит в том, что подсудность должна быть строго определена законом, и суды не вправе произвольно ее менять. ХПК различает родовую (предметную) и территориальную подсудность дел. Родовая подсудность дел помогает определить, суд какого уровня системы хозяйственных судов должен принять конкретное дело к своему производству в качестве суда первой инстанции в зависимости от рода (предмета) спора. В ХПК присутствует общее правило родовой подсудности дел: все дела, подведомственные хозяйственным судам, подсудны соответствующим судам регионов, за исключением дел, подсудных Высшему Хозяйственному Суду. Это правило отличается от правила, изложенного в ГПК, где наличествует стремление определить подсудность каждого звена системы общих судов. В соответствии со ст. 48 ХПК Высший Хозяйственный Суд рассматривает в качестве суда первой инстанции: дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и иных республиканских органов, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь; дела, связанные с государственными секретами; иные дела, отнесенные законодательными актами к подсудности Высшего Хозяйственного Суда. Высший Хозяйственный Суд в пределах подведомственности дел хозяйственным судам имеет право дополнительно определять подсудность дел (на практике оно реализуется посредством принятия постановления Пленума), принимать к своему производству и рассматривать любое дело. Территориальная подсудность дел хозяйственным судам подразделяется на общую, альтернативную (по выбору истца), договорную, исключительную и подсудность по связи дел. ХПК определяет общие правила подсудности следующим образом: иск предъявляется в суд по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 49). Уже в качестве общего правила в указанной правовой норме закреплено, что иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, может быть предъявлен по месту нахождения этого обособленного подразделения. Это новое правило имеет большое практическое значение. Ранее, когда ХПК, например, не содержал такой нормы, все иски необходимо было предъявлять по месту нахождения юридического лица, поскольку представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Многие концерны и другие объединения, банки и т. п., имеющие статус юридического лица, находятся в городе Минске, а их обособленные подразделения - в различных городах Беларуси. Следовательно, иски нужно было предъявлять в хозяйственный суд города Минска, хотя истец и, скажем, филиал банка находились в одном населенном пункте, расположенном за сотни километров от столицы Беларуси. Теперь это новое правило позволит соблюдать не только принцип процессуальной экономии, но и экономить денежные средства в прямом смысле. Впервые к общим правилам подсудности отнесено рассмотрение встречного иска хозяйственным судом, рассматривающим первоначальный иск, независимо от подсудности встречного иска. Подсудность по выбору истца или альтернативная. Статья 50 ХПК закрепляет право истца выбрать хозяйственный суд по месту нахождения одного из ответчиков или другой хозяйственный суд. Так, иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен не в любой хозяйственный суд, а в хозяйственный суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в Республике Беларусь. В этом случае истец будет обязан представить доказательства о месте нахождения имущества ответчика или его самого. Иск к ответчику о возмещении вреда, причиненного имуществу юридического лица или индивидуальному предпринимателю, может быть предъявлен также по месту причинения вреда. Иск к ответчику, который является индивидуальным предпринимателем Республики Беларусь и находится на территории другого государства, может быть предъявлен в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства истца в Республике Беларусь либо по месту нахождения имущества ответчика в Республике Беларусь. Иск к ответчику, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, может быть предъявлен также по месту исполнения договора. Однако при необходимости стороны в соответствии с правилами договорной подсудности, предусмотренной в ХПК (ст. 52), могут изменить правила общей и альтернативной подсудности, т. е. договориться, в каком хозяйственном суде будет рассматриваться их спор. Нельзя изменить правила других видов территориальной подсудности. Выбор сторонами, находящимися на территории разных областей Республики Беларусь или областей (области) и города Минска, хозяйственного суда, в котором предполагается рассмотрение спора между ними, ограничивается выбором между хозяйственным судом по месту нахождения ответчика (его филиала) и хозяйственным судом по месту нахождения истца (его филиала). Исключительная подсудность означает, что споры, перечисленные в ст. 51 ХПК, могут рассматриваться только указанными в этой норме хозяйственными судами. Иски о признании права собственности на недвижимое имущество, споры о недвижимом имуществе, в том числе об истребовании имущества из чужого незаконного владения либо об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением права владения, и иные иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения недвижимого имущества. Иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания предъявляются в хозяйственный суд по месту их государственной регистрации. Иски к перевозчику, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения перевозчика. Иски (заявления) к государственным органам, органам местного управления и самоуправления, вытекающие из административных правоотношений, предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения истца (заявителя), если иное не предусмотрено ХПК. Заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов), подаются в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя, за исключением заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения права на недвижимое имущество, которые подаются в хозяйственный суд по месту нахождения недвижимого имущества. Заявления о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) подаются в хозяйственный суд по месту нахождения должника. Заявления о признании недействительным постановления о признании незаконными действий (бездействия, отказа в совершении действия) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного хозяйственным судом, подаются в хозяйственный суд, при котором состоит этот судебный исполнитель. Ходатайства об отмене решения международного арбитражного (третейского) суда, находящегося на территории Республики Беларусь, и заявления о выдаче судебного приказа на принудительное исполнение решения этого суда заявляются (подаются) в хозяйственный суд по месту нахождения международного арбитражного (третейского) суда, вынесшего решение. Заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения подаются стороной, в пользу которой состоялось решение, в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства должника, а если место нахождения или место жительства должника неизвестны, - в хозяйственный суд по месту нахождения его имущества. Жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении подаются в хозяйственный суд по месту нахождения нотариальной конторы, частного нотариуса или должностного лица, которому законодательством предоставлено право совершать нотариальные действия. Заявления по спорам между юридическими лицами Республики Беларусь, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства, подаются в хозяйственный суд по месту государственной регистрации на территории Республики Беларусь юридического лица, являющегося ответчиком. Правила подсудности дел с участием иностранных лиц определены в ст. 236 ХПК. Передача дела из одного хозяйственного суда в другой хозяйственный суд. ХПК регулирует также вопросы, связанные с передачей дел из одного хозяйственного суда в другой хозяйственный суд (ст. 53). Дело, принятое хозяйственным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому хозяйственному суду. Хозяйственный суд передает дело на рассмотрение другого хозяйственного суда, если: при рассмотрении дела в этом хозяйственном суде установлено, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности; после отвода одного или нескольких судей хозяйственного суда их замена в этом хозяйственном суде становится невозможной; ответчик, место нахождения или место жительства которого были неизвестны ранее, заявил ходатайство о передаче дела в хозяйственный суд по его месту нахождения или месту жительства; обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела хозяйственным судом по месту нахождения большинства доказательств; одной из сторон в споре является этот же хозяйственный суд; рассмотрение дела в этом хозяйственном суде невозможно по иным объективным причинам. О передаче дела на рассмотрение другого хозяйственного суда выносится определение, которое может быть обжаловано в порядке, установленном ХПК. Разногласия между хозяйственными судами по подсудности споров разрешаются Высшим Хозяйственным Судом.

Название документа