Институт страхования в международном экономическом праве

(Мамедов А. А.) ("Международное публичное и частное право", 2013, N 4) Текст документа

ИНСТИТУТ СТРАХОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРАВЕ <*>

А. А. МАМЕДОВ

Мамедов Андрей Алиевич, доктор юридических наук, профессор Российского университета дружбы народов.

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования страхования в современный период, требующие учета мировых интеграционных процессов вследствие глобализации экономики. В условиях глобализации экономики чрезвычайно важно учитывать международные тенденции в правовом регулировании отношений в сфере страхования как составной части глобализационной экономики с самого начала процесса формирования института страхования международного экономического права, поскольку в современных условиях трудно развивать закрытую, полностью зависящую только от внутренних факторов национальную сферу страхования, так как она уже интегрирована в мировую экономическую систему вследствие глобализации.

Ключевые слова: страхование, экономика, глобализация, международное право, функция государства, интеграция.

The article examines the legal regulation of insurance in the modern period that should be known world integration processes as a result of the globalization of the economy. In a globalized economy, it is extremely important to take into account international trends in the legal regulation of relations in the field of insurance as part of the globalization of the economy since the beginning of the formation of the Insurance institute of international economic law, as under current conditions it is difficult to develop a closed, fully depends only on the internal factors of the scope of national security, because it is already integrated into the world economic system as a result of globalization.

Key words: insurance, economy, globalization, international law, the function of the state, integration.

Эволюция функций государства развивается не только под влиянием внутренних изменений, происходящих в государстве. Современная эпоха - это эпоха глобализации <1>, включающая в себя высокодинамичное развитие интеграционных процессов в сфере экономики. -------------------------------- <1> Категорию "глобализация" (от англ. global - мировой, всемирный) впервые употребил в описании мировой экономики американский экономист Т. Левитт в статье, опубликованной в газете "Гарвард бизнес ревью" в 1983 г. Под этим термином он понимал процесс слияния рынков отдельных благ, выпускаемых крупными транснациональными и многонациональными корпорациями. Наиболее широкое значение этому понятию дал японский экономист К. Омэ, консультант Гарвардской школы бизнеса, в своей книге "Мир без границ" (1990), в которой он выделил пять основных направлений глобализации: финансовую глобализацию, становление глобальных многонациональных корпораций, регионализацию экономики, интенсификацию мировой торговли, тенденцию к конвергенции.

Одним из важнейших моментов постепенного стирания как законодательных, так и экономических барьеров является формирование глобального экономического пространства. Поэтому, рассматривая правовое регулирование экономических отношений в современный период, нельзя не учитывать мировые интеграционные процессы в сфере экономики. Рассматривая правовое регулирование страхования в современный период, нельзя не учитывать мировые интеграционные процессы, влияющие на развитие этого экономического направления деятельности государства. Существуют два подхода к правовому регулированию отношений в сфере страхования в условиях глобализации. Основу первого подхода составляют международная унификация законодательства в сфере страхования, международная стандартизация нормативных требований к деятельности страховых компаний, а именно: условия учреждения страховой компании; порядок формирования страховых резервных фондов; условия инвестирования денежных средств этих фондов; порядок ведения бухгалтерского учета и требования к отчетности; регулирование маржи платежеспособности и финансовой устойчивости страховых компаний и др. Под стандартами международно-правового регулирования в сфере страхования понимают единые требования к деятельности страховых компаний по поводу обеспечения их платежеспособности и финансовой устойчивости, направленные на защиту интересов страхователей. IAIS (Международная ассоциация органов страхового надзора) выработала стандарты, устанавливающие основные количественные и качественные параметры требований страхового надзора к деятельности страховых организаций. Стандартом "Методология основных принципов страхования" <2> регулируются: организация страхового надзора и критерии его осуществления; условия лицензирования страховых компаний и их корпоративное управление; адекватность капитала и активов страховых компаний их обязательствам, включая деривативы и векселя; условия и принципы перестрахования и проведения трансграничных операций; финансовая отчетность и аудит, в том числе и внутренний; финансовый мониторинг; критерии конфиденциальной информации. "Стандарт по надзору за управлением имущества страховыми компаниями" <3> регулирует инвестиционную деятельность страховых компаний, включая: инвестиционную политику и стратегию страховых компаний; управление инвестиционными рисками; имущественную ответственность страховых компаний; финансовый мониторинг и аудит инвестиционной деятельности, в том числе и внутренний контроль. -------------------------------- <2> IAIS - Task Force on Core Principles Methodology Approved in Cape Town on 10th October 2000. <3> IAIS - Investments Subcommittee, Approved in San Francisco on 8th December 1999.

Стандарты международно-правового регулирования IAIS в сфере страхования имплементируются в едином интеграционном законодательстве в сфере страхования как институте международного экономического права. Такой подход, к примеру, заложен в основу создания единого европейского законодательства в сфере страхования. Координирующие директивы Европейского союза по правовому регулированию отношений в области страхования определяют действия национальных правовых систем при регулировании сферы страхования. Наряду с нормами директив общественные отношения, имеющие место в сфере страхования, регулируются и нормами, содержащимися в решениях и регламентах Европейского союза. В директивах определяются цель и результаты, которые должны быть достигнуты. Государства - члены ЕС сами определяют методы их достижения. Решения - нормативные правовые акты индивидуального действия - обязательны для тех лиц, кому акты предназначены. Регламент - нормативный правовой акт прямого действия общего характера обязателен для всех государств - членов ЕС. Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых компаний является приоритетным направлением в регулирующей, в соответствии с директивами Европейского союза, деятельности соответствующих органов страхового надзора европейских стран. Уровень платежеспособности страховых организаций определяется как превышение его активов над обязательствами по заключенным договорам. В целях обеспечения надежности в финансовой деятельности страховых организаций используются резерв платежеспособности и страховые резервные фонды. Перечень возможных направлений инвестиций очень широк и отвечает потребностям не только страховых компаний государств - членов ЕС, но и страховых компаний государств, не входящих в ЕС. Директивами <4> регулируются: а) размещение средств страховых резервных фондов страховых компаний на принципах сохранности, доходности и ликвидности; б) возможные направления вложений; в) пределы вложений в различные виды активов на условиях диверсификации. Активы, покрывающие страховые резервные фонды, могут быть расположены в любой стране ЕС. Исполнительные органы государств, на территории которых осуществляется деятельность страховых компаний, не вправе устанавливать дополнительные виды активов для инвестирования страховых средств (например, государственные облигации), возможно лишь уточнение критериев "покрывающих" активов путем введения процентных ограничений на их использование без изменения перечня "покрывающих" активов. Следствием процессов глобализации явилось формирование страховых групп в рамках ЕС. В соответствии с Директивой от 27 октября 1998 г. N 98/78/EC <5>, регулируются дополнительные требования к финансовой устойчивости страховых компаний, вошедших в страховую группу. Органы страхового надзора государств - членов ЕС обеспечивают контроль за ведением бухгалтерского и финансового учета, представление страховой организацией ежегодного отчета о своей деятельности, содержащего бухгалтерскую отчетность, сведения о финансовом состоянии и платежеспособности, информацию об источниках обеспечения их обязательств <6>. -------------------------------- <4> Статья 20 Директивы от 18 июня 1992 г. N 92/49/EEC и ст. 21 Директивы от 10 ноября 1992 г. N 92/96/EEC. <5> Directive 98/78/EC of the European Parliament and of the Council of 27 October 1998 г. on the supplementary supervision of insurance undertakings in an insurance group // Official Journal of the European Communities. L 330/1. 05.12.1998. В соответствии с Директивой, если страховая компания является частью страховой группы, то определение показателей платежеспособности и финансовой устойчивости такой страховой организации будет дополнительно основываться на данных показателях других страховых компаний, которые входят в страховую группу. <6> Статья 16 Директивы от 18 июня 1992 г. N 92/49/EEC и ст. 15 Директивы от 10 ноября 1992 г. N 92/96/EEC.

При невыполнении международно-правовых норм к показателям платежеспособности и финансовой устойчивости органы страхового надзора государств - членов ЕС в целях защиты прав и интересов страхователей: - устанавливают дополнительные повышенные требования к этим показателям, которые страховая компания обязана соблюдать под угрозой отзыва лицензии; - обязывают разработать и ввести в действие план финансового оздоровления страховой компании; - ограничивают сферу деятельности страховой компании <7>. -------------------------------- <7> Так, например, страховая организация не имеет права открывать новые филиалы. См.: International Insurance Regulation. London: Clifford Chance publication, 2002. P. 95.

Второй подход в регулировании отношений в страховом сегменте единого экономического пространства в условиях глобализации не затрагивает основ национальных правовых режимов в сфере страхования. Основу второго подхода составляет установление правовых режимов: "национального режима" или "режима наибольшего благоприятствования" для иностранных страховых компаний на территориях национальных юрисдикций. Именно второй подход характерен для норм, регулирующих отношения в сфере страхования, содержащихся в Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС) Всемирной торговой организации (ВТО). ГАТС содержит отправные принципы, которые составляют базис многосторонней правовой системы, регулирующей торговлю услугами, в том числе и в сфере страхования. Участие в многостороннем соглашении налагает определенные обязательства на национальную правовую политику стран-участниц. ГАТС <8> состоит из следующих частей: первая - "Сфера действия и применения"; вторая - "Общие обязательства и дисциплина"; третья - "Конкретные обязательства"; четвертая - "Дальнейшая либерализация"; пятая - "Институционные положения"; шестая - "Заключительные положения"; составная часть ГАТС - приложения, касающиеся торговли отдельными видами услуг. Каждая договаривающаяся сторона принимает на себя полную ответственность за соблюдение всех положений ГАТС и должна предпринять разумные действия, чтобы обеспечить соблюдение положений ГАТС региональными и местными органами власти. ГАТС впервые дает четкие многосторонне согласованные определения многих положений и понятий, без которых невозможно создание международной системы правил, регулирующих различные сферы деятельности, в том числе и в страховании. -------------------------------- <8> Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация. М.: ТПП, 1987. С. 161 - 181.

Так, часть II ГАТС, содержащая общие обязательства и вопросы поддержания дисциплины, предусматривает, что "каждый член ВТО должен предоставить немедленно и безусловно для услуг и для поставщиков услуг (в том числе и в сфере страхования) любого другого члена ВТО режим не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для тех же услуг или поставщиков услуг любой другой страны" <9>. Однако Соглашение признает, что предоставление режима наибольшего благоприятствования может быть невозможным в отношении всех видов деятельности в сфере услуг, и поэтому допускается, что участники могут указать конкретные изъятия из этого режима. Условия для таких изъятий указаны в приложении. Предусматривается их пересмотр через пять лет, а общий срок действия определен, как правило, в десять лет. Приложение по финансовым услугам, преимущественно банковским и страховым, устанавливает право участников, независимо от других положений, принимать разумные меры для защиты интересов инвесторов, держателей вкладов и страховых полисов, целостности и стабильности национальной финансовой системы, применяя различные способы защиты национальных интересов. -------------------------------- <9> Там же. Статья II "Режим наибольшего благоприятствования" Генерального соглашения по торговле услугами.

Необходимо учитывать, что правила ВТО разрешают применять по отношению к иностранным страховым компаниям и иностранным капиталам практически любые ограничения. Так, в ряде стран Европейского союза введены: - отдельные законодательные ограничения по выполнению обязательств в сфере страхования в соответствии с подписанным документом "Понимание обязательств в финансовой сфере", положения которого являются приматом по отношению к положениям части 3 Приложения по финансовым услугам <10> к ГАТС; -------------------------------- <10> Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 2002. С. 311 - 314.

- национальные барьеры на уровне подзаконных актов, регламентирующих различные для национальных и иностранных страховых компаний системы налогообложения. Члены ВТО регулируют и другие законодательные ограничения для доступа в национальные сегменты страхования: - ограничения в участии иностранного персонала в работе страховых структур ввели Австралия, Египет, Греция, Италия, Канада, США, Финляндия и др.; - запрет на осуществление иностранными страховыми компаниями отдельных видов обязательного страхования существует в Болгарии, Словакии и Чехии, Австралии, Канаде и Финляндии; - запрет иностранным страховым компаниям осуществлять страхование жизни применяется в Болгарии, Корее и некоторых других странах. Самые жесткие ограничения в отношении иностранных страховых компаний применяют наиболее развитые страны - США, Канада и страны ЕС, в которых широко используется асимметричный режим налогообложения национальных и иностранных страховых компаний, фактически сводящийся к весьма эффективной дискриминации последних. Такая простая и действенная мера, как ограничение общей квоты иностранного участия в капитале страховой компании, применяется не только в развивающихся странах: Египте, Малайзии, Таиланде, но и в Канаде. А в Египте, Корее, Словении и некоторых других странах иностранной страховой компании выдают (или не выдают) лицензию по итогам проверки степени экономической необходимости его присутствия на национальном рынке. И наконец, ряд крупных и достаточно мощных в экономическом отношении стран - таких, как Бразилия, Индия, Индонезия и даже вроде бы глубоко либерализовавшая свою экономику Чили, будучи членами ВТО, вообще отказались от принятия на себя каких бы то ни было обязательств в сфере страхования. Тем самым они сохранили право вводить любые ограничения на деятельность иностранных страховых компаний на национальном страховом рынке. При этом даже законодательное введение членом ВТО формально свободного режима доступа на национальный страховой рынок может не означать ровным счетом ничего. В качестве примера можно привести такую конкурентоспособную именно в сфере страхования страну, как Германия, в которой при совершенно либеральном законодательстве доступ иностранных страховых компаний на страховой рынок практически закрыт подзаконными актами. Рассматривая вопрос о характере взаимодействия международного права и национального права России в сфере страхования, необходимо, на наш взгляд, исходить из оценки двух взаимосвязанных между собой факторов: - все более глубокой и разносторонней включенности правовой системы Российского государства в международные, интеграционные соглашения, в том числе и в сфере страхования; - равноправные и равноценные в формально-юридическом отношении воли государств, лежащие в основе международных соглашений, в том числе и в сфере страхования, - это лишь своего рода международно-правовой идеал. В условиях транзитивной экономики России примат международного права при регулировании отношений интеграционных процессов в сфере страхования представляет собой неизбежное, подспудное финансово-экономическое давление ведущих мировых держав на Российское государство. Поэтому, по нашему мнению, во всех вопросах, связанных с характером взаимодействия национального и международного права, во избежание нарушения интересов России в сфере страхования необходимо предусматривать не прямое действие положений международных, интеграционных соглашений на регулирование экономических отношений в сфере страхования, а их "опосредование волей государства, которое одновременно является и участником международно-правового отношения, и территориальным сувереном" <11>. -------------------------------- <11> Усенко Е. Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и российская Конституция // Московский журнал международного права. 1995. N 2. С. 16.

Название документа