К вопросу об уголовно-правовом обеспечении международных стандартов в области прав и свобод человека

(Цепелев В. Ф., Амрахов Н. И.) ("Международное публичное и частное право", 2006, N 4) Текст документа

К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНО-ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

В. Ф. ЦЕПЕЛЕВ, Н. И. АМРАХОВ

Цепелев В. Ф., доктор юридических наук, профессор.

Амрахов Н. И., аспирант, Московский государственный университет приборостроения и информатизации.

Международные стандарты в области прав и свобод человека по своей юридической природе являются тем нормативным минимумом, который определяет должный и необходимый уровень государственной регламентации прав и свобод человека. Это проявляется в следующем. Во-первых, они устанавливают перечень основных прав и свобод, являющихся обязательными для всех государств-участников. Во-вторых, они определяют содержание каждого права и каждой свободы, которые в дальнейшем на основе этого конкретизируются в других международных или внутригосударственных (национальных) нормативных актах. В-третьих, стандарты закрепляют круг обязательств государств по признанию, обеспечению и защите соответствующих прав и свобод человека. В-четвертых, стандарты называют условия и в конечном счете формируют механизм пользования правами и свободами. В контексте настоящей статьи представляет интерес деление международных стандартов прав человека в сфере уголовного судопроизводства на материальные и процессуальные <*>. При этом к материальным относятся: -------------------------------- <*> Егоров С. Е. Общепризнанные принципы и нормы о правах человека в уголовном процессе России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук // Академия управления МВД России. М., 2003. С. 8 - 9.

а) право на жизнь; б) право не содержаться в рабстве и подневольном состоянии; в) право не подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания; г) право на равенство всех лиц перед законом и право без всякого различия на равную защиту закона; д) право на назначение наказания исключительно на основании закона; е) право на собственность; ж) право не быть лишенным свободы за невыполнение какого-либо договорного обязательства; з) право на эффективное восстановление в правах и свободах компетентными национальными судами в соответствии с внутригосударственным законодательством. Процессуальными стандартами прав человека признаются: а) право на свободу и личную неприкосновенность; б) право на справедливое судебное разбирательство; в) право на уважение личной и семейной жизни. Думается, что приведенная классификация весьма условна и недостаточно аргументирована, поскольку отсутствуют сколько-нибудь четкие критерии отнесения конкретных прав к той или иной группе. В самом деле, трудно понять, почему право на эффективное восстановление в правах и свободах отнесено к материальным стандартам, а право на свободу и личную неприкосновенность или право на уважение личной и семейной жизни - к процессуальным. Безусловно, такая классификация - право автора, но в рамках нашей концепции она не может быть принята за основу. С позиций, которых мы придерживаемся, наряду с выявлением юридической природы прав человека важно иметь обоснованное представление об их классификации. Это связано с тем, что международно-правовые документы и конституции государств провозглашают разнообразные права и свободы человека и гражданина. Однако в настоящее время в литературе и законодательстве отсутствует единая классификация подобных прав и свобод. Так, М. В. Баглай и Б. Н. Габричидзе делят права и свободы на три группы: а) личные (гражданские); б) политические; в) экономические, социальные и культурные <*>. Данная классификация весьма условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной степени может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. -------------------------------- <*> Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. С. 155, 162.

А. А. Мишин, воспользовавшись зарубежным опытом, отмечает: "Некоторые американские авторы предлагают деление прав и свобод на первостепенные (существенные) и второстепенные (менее существенные). В первую группу включаются право на свободу, равенство, передвижения, выражение мнений, совести, гражданство, право голоса и право на справедливое уголовное правосудие. Все остальные права и свободы относятся, следовательно, к категории "менее существенных". В свою очередь, он подразделял основные права и свободы на три группы: а) социально-экономические; б) политические; в) личные <*>. Хотя это деление и нельзя назвать единственно возможным и исчерпывающим, оно позволяет судить о приоритетах и содержании конкретных прав и свобод человека. -------------------------------- <*> Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2002. С. 54 - 55.

Весьма интересной и полезной, на наш взгляд, представляется классификация, данная авторами в "Большом юридическом словаре". Они предлагают разделить права человека на абсолютные и относительные. К абсолютным правам, ограничение которых недопустимо ни при каких условиях, относятся такие фундаментальные права, как: право на жизнь; право не подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; право на неприкосновенность частной жизни, личную или семейную тайну; право на защиту своей чести и достоинства; право на свободу совести, свободу вероисповедания, а также право на судебную защиту, правосудие и связанные с ними важнейшие процессуальные права. Все остальные права человека являются относительными и могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения <*>. -------------------------------- <*> Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. С. 738.

Таким образом, в сфере международного права действуют универсальные международные стандарты прав и свобод человека и гражданина. Именно они являются основой для закрепления национальным законодательством соответствующих прав и свобод, для определения форм и направлений деятельности государства по их признанию, обеспечению и защите. Говоря о внутригосударственной деятельности в области реализации прав и свобод человека, следует иметь в виду не только признание и осуществление этих прав и свобод самим государством, но и международное сотрудничество в данной сфере, включая сотрудничество в борьбе с наиболее опасными для человечества преступлениями. Поскольку правила, выраженные в виде общепризнанных принципов и норм международного права в сфере прав человека, можно рассматривать в качестве определенных международно-правовых стандартов, постольку они юридически обязывают государства предоставить лицам, находящимся под их юрисдикцией, ряд основополагающих прав и свобод. Государства не могут посягать на эти права и свободы. Они обязаны создавать такой правовой, политический и социальный режим, который бы гарантировал предоставленные человеку права и свободы. Вместе с тем государства обязаны сотрудничать друг с другом в целях обеспечения взятых обязательств на международном уровне. Международно-правовой механизм защиты прав и свобод человека включает следующие элементы: международные процедуры в сфере обеспечения прав человека; международный контроль; международные программы содействия обеспечению прав отдельных категорий физических лиц; деятельность международных органов, должностных лиц и международных организаций в сфере защиты прав человека; средства разрешения споров о толковании, применении или выполнении обязательств по правам человека; международную уголовную ответственность физических лиц за грубые нарушения норм о правах человека. Говоря об эффективности международно-правовой защиты прав и свобод человека на уровне мирового сообщества в целом, следует обратить внимание на то, что в наименьшей степени реализуются нормы универсальных международных договоров, таких, как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Международные пакты 1966 г. Гораздо лучше и полнее реализуются положения региональных и специальных (отраслевых) международных договоров (например, Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод). Это обусловлено, по нашему мнению, действенностью создаваемых в рамках этих конвенций органов, ответственных за их выполнение, и системой санкций, позволяющих им эффективно воздействовать на государства-нарушители (например, через Европейский Суд по правам человека). Так, в отношении жалоб граждан Российской Федерации о нарушении их прав в Европейский Суд по правам человека за 7-летний период рассмотрено около 150 дел. Вместе с тем не все обращения граждан в Европейский Суд по правам человека рассматриваются. Так, с 1998 г. по 2005 г. в этом Суде находятся свыше 12 тысяч обращений российских граждан. Из них 126 - коммуницированы, 12 - не удовлетворяли условиям приемлемости, около 600 - находятся на разных стадиях рассмотрения. К тому же решения Европейского Суда по правам человека не затрагивают юридическую сторону, т. е. не отменяют решений национальных судов, а предусматривают лишь материальную (денежную) компенсацию за причиненный моральный вред. В связи с этим вопросы деятельности Европейского Суда по правам человека нами подробно не рассматриваются. Рассматривая вопрос о реализации международных стандартов, важно отметить наличие международной практики уголовной ответственности военных преступников и иных лиц, совершивших преступления против человечества. Подобная практика предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности физических лиц, в том числе посредством международных трибуналов, создаваемых по принципу "ad hoc", т. е. по специальному полномочию. Речь в данном случае идет не только о Нюрнбергском и Токийском международных военных трибуналах, но и о созданных в современный период по решению Совета Безопасности ООН Международных трибуналах по бывшей Югославии (1993) и Руанде (1994) для уголовного преследования лиц, совершивших преступления против мира и человечности. Теоретико-правовой основой для создания и деятельности этих трибуналов помимо известных международно-правовых документов стал проект Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества (ПМБЧ), на протяжении ряда лет разрабатываемый Комиссией международного права ООН <*>. -------------------------------- <*> Первый доклад о проекте Кодекса ПМБЧ Комиссия подготовила и направила в Секретариат Генеральной Ассамблеи ООН еще в 1991 г. Данный проект Кодекса в 1996 г. принят Комиссией во втором чтении и направлен для обсуждения в Генеральную Ассамблею ООН. В связи с принятием в 1998 г. Статута Международного уголовного суда, который уже начинает свою деятельность после ратификации Статута большинством государств-участников, проект Кодекса ПМБЧ в значительной степени утратил свою актуальность.

В настоящее время начинает свою деятельность Международный уголовный суд, созданный на Римской дипломатической конференции государств-участников в 1998 г. Этот Суд будет действовать на постоянной основе и предназначен для рассмотрения дел и привлечения к уголовной ответственности физических лиц, причем как частных, так и официальных, совершивших наиболее опасные преступления против прав человека, мира и безопасности человечества. Согласно ст. 5 Статута Международного уголовного суда под непосредственную юрисдикцию этого Суда подпадают: а) преступление геноцида; b) преступления против человечности, в круг которых согласно ст. 7 Статута входят наиболее опасные преступления против прав и свобод человека (убийство, истребление, порабощение, депортация, пытки и др.); c) военные преступления, которые согласно ст. 8 Статута включают разнообразные насильственные посягательства против мирного населения в период международных и немеждународных (внутренних) вооруженных конфликтов. Хотя Международный уголовный суд дополняет юрисдикцию национальных судов, согласно ч. 2 ст. 4 Статута Суд может осуществлять свои юрисдикционные полномочия на территории любого государства-участника и, по специальному соглашению, на территории любого другого государства <*>. Это обстоятельство, на наш взгляд, способствует усилению гарантий уголовно-правовой охраны прав и свобод человека путем реализации универсального принципа действия уголовного закона международной уголовной юстиции на основе общепризнанного принципа "aut dedere, aut judicare" (или выдай, или суди). -------------------------------- <*> Статут Международного уголовного суда. Принят 15 - 17 июля 1998 г. М., 2000. 100 с.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целях наиболее полного и эффективного соблюдения прав и свобод человека в мировом сообществе создана и действует система реализации международных стандартов в сфере прав человека, включающая в себя подсистему международных правовых актов по защите прав и свобод человека и подсистему международных органов, непосредственно занимающихся защитой человека и его прав и свобод, в том числе с участием органов международной уголовной юстиции.

Название документа