Защита права на воссоединение семей, разлученных в ходе вооруженного конфликта, на примере деятельности по возвращению в семьи детей международной службы розыска после Второй мировой войны

(Аронов Д. В., Власов А. В.) ("Международное публичное и частное право", 2013, N 4) Текст документа

ЗАЩИТА ПРАВА НА ВОССОЕДИНЕНИЕ СЕМЕЙ, РАЗЛУЧЕННЫХ В ХОДЕ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА, НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОЗВРАЩЕНИЮ В СЕМЬИ ДЕТЕЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ СЛУЖБЫ РОЗЫСКА ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ <*>

Д. В. АРОНОВ, А. В. ВЛАСОВ

Аронов Дмитрий Владимирович, заведующий кафедрой философии и истории ФГБОУ ВПО "Госуниверситет - УНПК".

Власов Александр Вячеславович, ФГБОУ ВПО "Госуниверситет - УНПК".

Статья посвящена проблеме защиты права на воссоединение семей в международном гуманитарном праве. Проблема рассматривается на примере деятельности Международной службы розыска после окончания Второй мировой войны.

Ключевые слова: международное гуманитарное право, воссоединение семей, Международная служба розыска, дети без сопровождения родителей.

The article is dedicated to the problem of protection of the right to family reunion, in international humanitarian law. The problem is seen on the example of the international tracing service since the end of World War II.

Key words: international humanitarian law, reunification of families, the international tracing service, children without their parents.

Вооруженные конфликты, несмотря на все усилия мирового сообщества, продолжают оставаться неотъемлемой частью международных отношений. Их негативные последствия крайне разнообразны и касаются едва ли не всех сфер политической, экономической и социальной сфер существования человечества. Борьбе со многими из них посвящен комплекс таких принципиально важных документов, как Женевские конвенции. Однако вплоть до настоящего времени, как нам представляется, далеко не все защищаемые в них права индивидов получили необходимую правовую защиту. Одним из них является разлучение членов семей, неизвестность о судьбе своих близких. Упоминание о важности единства семьи содержится во многих международных актах. К ним прежде всего относятся Всеобщая декларация прав человека <1>, Американская конвенция о правах человека <2>, Конвенция о правах ребенка <3> и др. Аналогичные нормы существуют и в национальном законодательстве <4>. В статьях Женевских конвенций 1949 г. среди иных прав можно найти право человека на воссоединение со своими родственниками в случае разлучения. Важность семьи была также неоднократно подчеркнута в резолюциях МККК <5>. -------------------------------- <1> Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1998. 10 декабря. <2> Американская конвенция о правах человека (22 ноября 1969 г.) // Информационно-справочная система "Гарант-Максимум". <3> Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) / Организация Объединенных Наций (Нью-Йорк, 1992). <4> Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Российская газета. 1996. N 17. 27 января. <5> 25th International Conference of the Red Cross, Geneva, 23 to 31 October 1986; Resolution 9 Protection of children in armed conflicts. 31.12.1986 // International Review of the Red Cross no 256. P. 340 - 388; 25th International Conference of the Red Cross, Geneva, 23 to 31 October 1986, Resolution 15. Cooperation between National Red Cross and Red Crescent Societies and governments in the reuniting of dispersed families. 31.12.1986; International Review of the Red Cross no 256. P. 340 - 388; и др.

Закрепление такого права в международных и иных актах вызвано не только необходимостью охраны семьи в период вооруженных конфликтов различного характера, но также пролонгированными в будущее негативными последствиями ее нарушения. Во время войны и "в постконфликтном периоде нищета и неуверенность создают идеальные условия для организованной и уличной преступности. Ребенок, разлученный со своей семьей, легко может оказаться изгоем - нежелательным элементом внутри социальной системы" <6>, который впоследствии может быть использован криминальными элементами в нелегальной деятельности. Также оказавшийся без родительской опеки и заботы ребенок может просто погибнуть или стать инвалидом. -------------------------------- <6> Children in war information kit. Geneva. ICRC. 2002. URL: http://www. icrc. org/Web/ Eng/siteeng0.nsf/ iwpList74/ 27B4CE4BEC9CB532C1256C5D00466196.

"Когда мы изучаем характер психологической травмы, полученной ребенком, ставшим жертвой войны, мы обнаруживаем, что эмоционально на него не очень воздействуют такие проявления войны, как бомбежки и военные операции... - отмечает Мари-Тереза Бросс в своей работе "Жертвы войны", - ...влияние внешних событий на эмоциональные семейные связи и отрыв от обычного образа жизни - вот что воздействует на ребенка, а больше всего - разлука с матерью" <7>. -------------------------------- <7> Therese Bross. L'Enfance, Victime de la Guerre: Une etude de la situation europeenne, UNESCO, Paris, 1949. P. 11 - 12. Цит. по: Платтнер Д. Защита детей в международном гуманитарном праве // Дети и война: Сб. статей. М.: МККК, 1995. С. 9 - 10.

Право семей знать о судьбе своих родственников упоминается также в ст. 32 Дополнительного протокола I к Женевской конвенции. Такое право по своей сути неотделимо от права на воссоединение. Согласно ст. 74 Дополнительного протокола I "Высокие Договаривающиеся Стороны и стороны, находящиеся в конфликте, любыми возможными путями способствуют воссоединению семей, разъединенных в результате вооруженных конфликтов..." <8>. Такая обязанность возникает у государств только в отношении лиц, разлученных именно по причинам вооруженного конфликта. Необходимо подчеркнуть, что данная норма должна соблюдаться не только странами - участницами вооруженного конфликта, но также и всеми странам - участницами Дополнительного протокола I. Более того, государства должны поощрять работу гуманитарных организаций, выполняющих задачу восстановления семейных связей. -------------------------------- <8> Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), от 8 июня 1977 г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. М., 2001.

В связи с этим следует упомянуть международную организацию, которая по своей природе была ориентирована при своем создании в числе прочих и на решение вопросов о воссоединении семей. Речь идет о Международной службе розыска, расположенной в г. Бад-Арользен (ФРГ) и сравнительно недавно открывшей свои архивы не только для государственных органов, но и для исследователей и частных лиц. История организации началась с того, что в 1943 г. по инициативе Штаба союзных войск Управление международных дел Британского Красного Креста было преобразовано в Бюро по розыску и регистрации лиц, пропавших без вести. 15 февраля 1944 г. союзниками было создано Центральное бюро по розыску, которое последовательно переехало из Лондона в Версаль, а потом во Франкфурт-на-Майне. Администрация по организации помощи и восстановлению при Организации Объединенных Наций (UNRAA) выполняла основную задачу по оказанию помощи и репатриации миллионов беженцев ненемецкого происхождения с конца войны до 30 июня 1947 г. В январе 1946 г. гуманитарная организация была переведена в Бад-Арользен, город, находившийся практически в центре территории, на которой располагались четыре зоны оккупации. 1 июля 1947 г. Международная организация по делам беженцев (IRO) взяла на себя управление Центральным бюро по розыску, 1 января 1948 г. оно было переименовано в Международную службу розыска (The International Tracing Service) <9>. Под этим названием она действует и в настоящее время. -------------------------------- <9> Международная служба розыска. Официальный сайт. URL: http://www. its-arolsen. org/ ru/o-msr/ istorija/ index. html (дата обращения: 10.06.2013).

В апреле 1951 г. Международная служба розыска была передана под управление Верховной союзнической комиссии по Германии, а в 1954 - 1955 гг. по инициативе канцлера ФРГ К. Аденауэра Служба перешла под оперативное управление Международного комитета Красного Креста, который представители Союзных держав сочли социальным институтом, имеющим наиболее нейтральный и беспартийный характер. В соответствии с Боннскими договорами 1955 г. Служба получила мандат по сбору, упорядочению, хранению и обработке документов, касающихся гражданских лиц, которые подвергались преследованиям или попали в число перемещенных лиц во время Третьего рейха. 16 мая 2006 г. на заседании Международной комиссии 11 государств-участников приняли резолюцию об открытии архивов Службы для проведения исторических исследований. Новый этап в деятельности Международной службы розыска начался в ноябре 2007 г. На основании нового соглашения между государствами - участниками Международной комиссии <10> архив был открыт для исследований. -------------------------------- <10> В состав Комиссии входят представители 11 государств-участников: Бельгия, Великобритания, Греция, Израиль, Италия, Люксембург, Нидерланды, Польша, Соединенные Штаты Америки, ФРГ, Франция.

9 декабря 2011 г. государства - участники Международной комиссии подписали в г. Берлин два новых договора, Международный комитет Красного Креста заявил об отказе от руководства Международной службы розыска к декабрю 2012 г. Решением общего собрания Комиссии в 2012 г. председательство в Международной комиссии перешло к Германии. С января 2013 г. новым институциональным партнером Международной службы розыска стал Федеральный архив ФРГ. В деятельности Международной службы розыска, в рамках заявленной нами темы, нас прежде всего интересует та часть, которая была связана с деятельностью по воссоединению семей в таком наиболее опасном для разделенных семей аспекте, как возвращение в семьи насильственно изъятых из них детей. Документы архива Международной службы розыска показывают работу созданного под эгидой Администрации Объединенных Наций по вопросам помощи и реабилитации Центрального бюро по розыску пропавших без вести, где существовал отдел по охране детства, специального подразделения по розыску пропавших детей <11>. -------------------------------- <11> Doc. N 82485880#1 (6.1.2/0001/0014) in conformity with the ITS Archives.

В архивных документах Международной службы розыска применительно к марту 1946 г. речь идет о выстраивании системы органов, занимающихся розыском детей, разлученных в ходе войны и находящихся в сфере деятельности подразделения в специальных лагерях, распределения полномочий <12>. Анализ находящихся в нашем распоряжении документов показывает, что изначально ей были характерны дублирование функций, отсутствие центра принятия оперативных решений. Детям, которые в оригинальных документах называются "детьми без сопровождения", предоставлялся особый статус, а также первоочередность в выполнении запросов, направленных в Центральное бюро по розыску пропавших без вести. Однако послевоенная (1946 г.) ситуация в Европе, судя по переписке <13>, вела к затруднениям в работе, и, судя по письму от 27 февраля 1946 г., запросы не выполнялись на протяжении четырех месяцев. -------------------------------- <12> Doc. N 82485878#1 (6.1.2/0001/0012) in conformity with the ITS Archives. <13> Doc. N 82485879#1 (6.1.2/0001/0013) in conformity with the ITS Archives.

Копии запросов направлялись подразделением по розыску пропавших детей в Англию (Британский Красный Крест), в Канаду (Канадский Красный Крест), в Палестину (организация евреев Палестины (Еврейское агентство для Израиля "Сохнут", а также еврейская организация в Женеве)) <14>, в США - центральный Location Index и в другие страны, такие, как Австралия, Аргентина, Южная Африка и др. Однако с целью повышения эффективности розыска родственников детей, оказавшихся без сопровождения, сотрудники служб устанавливали контакты с представителями прессы, информационных служб, в частности ВВС <15>. Этой деятельности оказывал активную поддержку Британский комитет Красного Креста, поддерживавший эти обращения и сам направлявший в отдел запросы по поиску пропавших детей <16>. Алфавитные списки детей, находившиеся в местах размещения, под контролем службы распространялись в других лагерях, составлялись списки по странам и иные меры по выстраиванию в послевоенной Европе системы поиска детей и воссоединения семей. -------------------------------- <14> Doc. N 82485881#1 (6.1.2/0001/0015) in conformity with the ITS Archives. <15> Doc. N 82485880#1 (6.1.2/0001/0014) in conformity with the ITS Archives. <16> Doc. N 82485882#1 (6.1.2/0001/0016) in conformity with the ITS Archives.

Как показала дальнейшая деятельность Международной службы розыска, нормативно-правовое регулирование вопроса о воссоединении семей оставляет в целом желать лучшего. Опыт Второй мировой войны, трудности, которые на примере архивных материалов службы розыска мы постарались показать выше, не дали импульса к разработке соответствующего международного и национального законодательства. В настоящее время Женевская конвенция IV обязывает страны, находящиеся в конфликте, "принимать необходимые меры, чтобы личность всех детей до 12 лет могла быть установлена путем ношения опознавательного медальона или любым другим способом" <17>. Такое положение способствует поиску пропавших детей и их скорейшему возвращению в семью. -------------------------------- <17> Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (Женева, 12 августа 1949 г.) // Информационно-справочная система "Гарант-Максимум".

Процедура эвакуации детей предусмотрена ст. 78 Дополнительного протокола I. Такая эвакуация должна носить временный характер и быть вызвана неотложными причинами, "в этом случае требуется согласие их родителей или опекунов. Любая такая эвакуация проводится под наблюдением державы-покровительницы по согласованию с заинтересованными лицами" <18>. Для облегчения возвращения в семьи на каждого ребенка заполняется карточка с фотографиями, которая впоследствии передается в Центральное справочное агентство. Согласно ст. 140 IV Женевской конвенции, "если он сочтет это необходимым, Международный комитет Красного Креста предложит заинтересованным державам организовать это агентство" <19>. "Означает ли это... что заинтересованные державы могут ответить отказом на такое предложение? Международное право предусматривает подобный вариант поведения. Однако в таком случае государства должны будут договориться об учреждении Центрального справочного агентства в нейтральной стране, так как его учреждение является обязательным" <20>. Вместе с тем нельзя не обратить внимание, что данная норма принимается без учета существования Международной службы розыска, где уже имелись подразделения, имеющие опыт соответствующей работы. Хотя теоретически идея о создании профильного агентства в нейтральной стране в целом выглядит достаточно обоснованно. -------------------------------- <18> Калугин В. Ю., Павлова Л. В., Фисенко И. В. Международное гуманитарное право: Учеб. пособие / Под общ. ред. В. Ю. Калугина. Мн.: Тесей, 1999. С. 166. <19> Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (Женева, 12 августа 1949 г.) // Информационно-справочная система "Гарант-Максимум". <20> Перевод из Commentary to the Geneva Conventions of august 12, 1949. URL: http://www. icrc. org/ ihl. nsf/CONVPRES? OpenView.

Важной задачей для разлученных родственников является поиск пропавших. В соответствии со ст. 26 Женевской конвенции IV: "Каждая из находящихся в конфликте сторон будет облегчать розыск, производящийся членами разрозненных войной семей с целью установления связи друг с другом, и, если это возможно, способствовать их соединению" <21>. Согласно ст. 136 Женевской конвенции IV после начала конфликта и во всех случаях оккупации каждая из стран-участниц обязана учредить официальное Справочное бюро, которое собирает и передает сведения о покровительствуемых лицах. -------------------------------- <21> Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (Женева, 12 августа 1949 г.) // Информационно-справочная система "Гарант-Максимум".

МККК пытается улучшить ситуацию с пропавшими без вести лицами, поэтому в Резолюции 14 "призывает страны - участницы Конвенции принять необходимые меры для учреждения в мирное время их национальных бюро с целью выполнения поставленных перед ним задач как можно скорее после начала вооруженного конфликта" <22>. Задачей бюро были сбор и передача полученной информации заинтересованной стороне посредством державы-покровительницы или Центрального справочного агентства. Как видно из данной формулировки, отсутствует обязанность по передаче информации напрямую заинтересованной стороне. Может возникнуть вопрос: обязано ли лицо предоставлять бюро и иным организациям сведения о себе? Определенно нет. Если лицо считает, что такая информация может навредить ему или его близким, оно может отказаться сообщать ее. -------------------------------- <22> National Information Bureau (NIB) (Resolution 14) // International Review of Red Cross. N 256. 31.12.1986.

Другой задачей Бюро был ответ на запросы. Это помогает найти информацию относительно разыскиваемого лица, а также уточняет уже имеющуюся информацию. Согласно ст. 137 IV Женевской конвенции Бюро обязано отвечать на все поступившие запросы, за исключением случаев, когда передача сведений может повредить заинтересованному лицу или его семье. Международный законодатель предполагал создание Центрального справочного агентства, задачами которого являлись концентрация и передача заинтересованным лицам сведений о покровительствуемых лицах. По сути, оно было призвано продублировать деятельность Международной службы розыска, которая на данный момент не находилась в сфере ведения Красного Креста. Страны обязаны предоставлять помощь ЦСА, а согласно ст. 140 Женевской конвенции IV "Высокие Договаривающиеся Стороны и, в частности, те из них, граждане которых пользуются услугами Центрального агентства, приглашаются оказывать последнему финансовую помощь, в которой оно будет нуждаться" <23>. -------------------------------- <23> Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (Женева, 12 августа 1949 г.) // Информационно-справочная система "Гарант-Максимум".

В заключение представляется целесообразным отметить, что положения о защите единства семьи являются некодифицированными и далеко не всегда достаточно полными. Также важно подчеркнуть, что на данный момент не существует конкретной нормы, обязывающей государства воссоединять разлученные войной семьи. Представляется, что принятие кодифицированного акта, регламентирующего само фундаментальное право на воссоединение семей, должно сопровождаться закреплением обязанности государства обеспечивать единство семьи, а также детально регламентирующего данную процедуру, позволило бы более эффективно решать вопросы сохранения семейных связей во время вооруженных конфликтов, защищая тем самым одно из базовых прав человека. В качестве единого центра сбора и анализа соответствующей информации Национальных бюро по розыску представляется целесообразным использовать материальную и организационную базу Международной службы розыска, являющейся на сегодня естественным центром, обладающим необходимым кадровым и ресурсным обеспечением.

Название документа