Некоторые проблемы определения понятия "коренной народ"

(Ананидзе Ф. Р.) ("Юрист-международник", 2006, N 2) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ "КОРЕННОЙ НАРОД"

Ф. Р. АНАНИДЗЕ

Ананидзе Ф. Р., доцент кафедры международного права Российского университета дружбы народов, кандидат юрид. наук.

Коренные народы (в полярных районах Скандинавии и в экваториальных лесах Бразилии, в пустынях Австралии и в горах Индии) объединяют общие потребности и проблемы. Их численность составляет примерно 200 млн. человек, живущих на всех континентах: в богатых и бедных странах <*>. -------------------------------- <*> См.: Сохранит ли человечество человечность? // Доклад Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. М. 1988. С. 146.

Несмотря на то что коренные народы в качестве определенных этносов со своей территорией (землей), культурой, традициями, обычаями, языками и другими особенностями существуют с незапамятных времен, институт коренных народов как институт международного права, возник сравнительно недавно. Необходимо особо подчеркнуть, что лишь в XX веке мировое сообщество надлежащим образом обратило внимание на бедственное, дискриминационное положение этой уязвимой группы людей и предприняло определенные меры по улучшению их участи. Возникает вполне объективный вопрос: кто они такие, кого можно относить к коренным народам и по каким критериям следует определить понятие "коренной народ", "коренное население"? Однако какое-либо общепринятое определение коренного народа в литературе международно-правового характера отсутствует. Следует также заметить, что в международных документах применяются различные названия и термины для обозначения коренных народов, в том числе: "коренные народы", "коренное население", "автохтоны", "этнические или национальные меньшинства", "аборигены", "население, ведущее племенной или полуплеменной образ жизни", "первоначальные", "четвертый мир", "титульные нации", "исконные народы" и т. п. Наиболее бесспорным является критерий, который определяет коренных народов потомками тех, кто населял ту или иную территорию во времена, когда туда из других регионов пришли люди с другой культурой или другого этнического происхождения и, захватив эту территорию или поселившись на ней, вынудили их жить в условиях подчинения или колониального господства <*>. Таким образом, аборигены Австралии, маори Новой Зеландии и индейцы Америки являются коренными народами. Даже метисы Канады и народ чиканос, проживающий на западе США, считают себя таковыми, несмотря постоянную полемику по поводу их статуса <**>. -------------------------------- <*> См.: Там же. <**> См.: Коренное население: глобальное стремление к справедливости // Доклад Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. М., 1988. С. 7 - 8.

В том случае, когда исторически имело место крупномасштабное переселение европейцев, выявить коренных народов сравнительно просто. Это, главным образом, американский континент, Австралия, Новая Зеландия, Север Европы, Сибирь и российский Дальний Восток. Другое дело, когда речь идет об Азии или Африке. В Азии, например, термин "коренной народ" применяется к родовым и полуродовым общинам, которым в настоящее время угрожает явление, называемое иногда "внутренняя колонизация" <*>. А в Африке определение коренных народов имеет свою специфику, находящуюся в тесной взаимосвязи с доколониальной историей названного континента и процессами его колонизации и деколонизации. Известно, что границы, намеченные колониальными державами, стали государственными границами между африканскими государствами, после обретения ими независимости. Этот фактор разделения народов, в свою очередь, породил известные и весьма непростые последствия (разрыв традиционных экономических, этнических, языковых, религиозных, культурных и других связей). Изложенное по-прежнему является одним из главных источников социальных и политических неурядиц на континенте, приводящих к перемещению населения и появлению беженцев. В принципе, и в Азии, и в Африке термин "коренной народ" применим к тем народам, которые не являются доминирующими. К ним относятся, например, народы сан (бушмены) в пустыне Калахари и мбати (пигмеи) во влажных тропических лесах Центральной Африки, а также кочевники-скотоводы масай, традиционный образ жизни которых все больше подвергается негативным воздействиям цивилизации. -------------------------------- <*> См.: Там же. С. 8.

Отсутствие в международно-правовой литературе общепринятого определения коренных народов обусловлено наличием различных причин объективного и субъективного характера. Объективность выражается в том, что: - это представители разных рас, культур, языковых групп, религий и живут фактически на всех обитаемых континентах; - они находятся на разных этапах социального, экономического и культурного развития. Есть даже отдельные племена, которые живут еще в каменном веке (маргинальные группы, живущие в джунглях Амазонки) или занимаются каннибализмом, например племена асматов в Новой Гвинее; - отсюда у них разные потребности, интересы, стремления и требования. Словом, нелегко найти какое-нибудь одно объективное определение, которое являлось бы нарицательным для всех из них. К изложенному ранее добавляются также субъективные подходы и суждения национальных государств, на территории которых проживают коренные народы, что конкретно было выражено в дебатах во время рассмотрения проекта Конвенции N 169 в рамках Международной организации труда (МОТ). Специальный комитет, который рассматривал проект Конвенции N 169 при обсуждении последней редакции статьи 1, в которой речь идет как раз о понятии "коренные народы", располагал 19 поправками, поступившими от различных правительств и организаций. В указанных поправках предлагались различные варианты понятия "коренные народы". А это означает, что в различных государствах коренное население по-разному именуется, определяется и, главное, имеет разный правовой статус. Несмотря на такое положение дела, приемлемой отправной точкой, как представляется, может послужить рабочее определение понятия "коренной народ" ООН, сформулированное Специальным докладчиком по проблеме дискриминации коренного населения для Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств Хосе Мартинесом Кобо, поскольку в настоящее время на него чаще всего ссылаются. Вот что говорится в этом определении: "Коренной народ состоит из нынешних потомков народов, которые проживали на нынешней территории всей или части какой-либо страны в момент, когда на нее прибыли из других частей мира лица другой культуры и этнического происхождения, которые покорили их и поставили в зависимое и колониальное положение путем завоевания, колонизации и других средств; в настоящее время эти народы живут более в соответствии с их особыми обычаями и социальными, экономическими и культурными традициями, чем с институтами страны, частью которой они являются, при государственной структуре, которая основывается главным образом на национальных, социальных и культурных особенностях других господствующих слоев населения" <*>. -------------------------------- <*> См.: Документы ООН: E/CN.4/Sub.2/1972/566/L.

Специальный докладчик в определение понятия "коренной народ" включил также живущее изолированно и маргинальное население: "Хотя изолированные маргинальные группы, существующие в стране, не были покорены или колонизированы, на них также следует распространить понятие "коренной народ" <*>. Более того, он в качестве аргументации данного утверждения назвал следующие факторы: -------------------------------- <*> См.: Документы ООН: E/CN.4/Sub.2/1972/566/L.

- они являются потомками групп, которые находились на территории страны в тот момент, когда на нее прибыли группы другой культуры или этнического происхождения; - именно благодаря своей изоляции от других частей населения страны им удалось сохранить практически нетронутыми обычаи и традиции своих предков, которые сходны с обычаями и традициями, характерными для коренного населения; - они пусть даже и формально, но подчинены государственной структуре, которая основывается на чуждых им национальных, социальных и культурных особенностях <*>. -------------------------------- <*> См.: Документы ООН: E/CN.4/Sub.2/1983/21/add.8, пункт 379.

Говоря о первобытности и практически нетронутости обычаев и традиции предков отдельных маргинальных групп, следует отметить весьма любопытный факт: такие традиции и обычаи иной раз до такой степени "нетронуты", что позволяют указанным народам заниматься каннибализмом (людоедством), несмотря на строгий запрет на это официальными властями государств, на территории которых они проживают. Таким образом, некий молодой миллионер Рокфеллер из США был съеден племенем асматов Малазийской Новой Гвинеи в 1961 г. Они и в настоящий момент не прочь попробовать мясо человека, но путешественников и туристов строго охраняют полицейские. Исключительно благодаря такой охране пятерым русским любителям приключений удалось целыми и невредимыми вернуться из путешествий по Новой Гвинее в 1995 г. <*>. -------------------------------- <*> См.: Быкова Н. Что в меню у людоеда? // Московский комсомолец. 1995. 8 апр.

В своем окончательном докладе в 1982 г. упомянутый ранее Специальный докладчик предложил альтернативную формулировку собственного первоначального рабочего определения: "Коренной народ - это коренные общины, народности и нации, сохраняющие историческую преемственность с обществами, которые существовали до вторжения завоевателей и введения колониальной системы и развивались на собственных территориях, считающие себя отличающимися от других слоев общества, преобладающих в настоящее время на этих территориях или на части этих территорий. Они составляют слои общества, не являющиеся доминирующими, и хотят сохранить, развивать и передать будущим поколениям территорию своих предков и свою этническую самобытность в качестве основы для продолжения своего существования как народа в соответствии с собственными культурными особенностями, социальными институтами и правовыми системами" <*>. -------------------------------- <*> См.: Документы ООН: E/CN.4/Sub.2/1986/7/add.4, пункт 379.

Примечательно, что, согласно добавлению Специального докладчика, право определять, что и кто является "коренным", принадлежит самому коренному народу. Следует подчеркнуть, что данное право коренного народа нашло свое отражение в документах неправительственных международных организаций (НПО). В частности, принцип N 5 Декларации принципов коренных народов, которая была разработана и принята на Всемирной конференции по коренным народам в Панаме в сентябре 1984 г. <*>, гласит: "Все коренные народности имеют право определять, какие лица или группы лиц включаются в их состав". -------------------------------- <*> See: Crawford J. The Rights of Peoples. Clarendon Press. Oxford. 1988. Р. 205.

Рабочая группа ООН по коренным народам обсуждала вопрос об определении, и, исходя из всех соображений практического и теоретического характера, она отложила на время рассмотрение данного вопроса. До настоящего момента указанная группа использует определение и критерий, сформулированные Специальным докладчиком. Если рассмотреть проблему определения "коренной народ" в историческом плане, то необходимо подчеркнуть, что термин "коренной народ" в литературе международно-правового характера впервые появился в 1936 г. с принятием в рамках МОТ Конвенции N 50 "Вербовка трудящихся из коренного населения". Далее под эгидой МОТ были разработаны и приняты другие Конвенции (в частности, Конвенция N 64 "Трудовые договоры трудящихся коренного населения" 1939 г., Конвенция N 65 "Уголовные санкции для трудящихся коренного населения" 1939 г., Конвенция N 86 "Трудовые договоры трудящихся коренного населения" 1947 г., Конвенция N 104 "Отмена уголовных санкций для коренного населения" 1955 г.), которые имели своей целью регулирование, главным образом, трудовых отношений между коренными народами и представителями метрополий. Но ни в одной из названных Конвенций нет четкого определения термина "коренной народ", хотя сам термин как таковой в них присутствует. Однако четкий анализ положений этих Конвенций дает возможность утверждать, что в них под понятием "коренной народ" - "коренное население" подразумевается в основном местное население, аборигены колониальных владений "цивилизированных государств". Таким образом, до принятия в 1957 г. Конвенции МОТ N 107 "О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни в независимых государствах" (далее - Конвенция N 107) термин "коренные народы" в международно-правовых документах присутствовал, но отсутствовало само определение данного понятия, которое трактовалось по-разному и зачастую по-разному интерпретировалось. Согласно статье 1 Конвенции МОТ N 107 рассматриваемое понятие применяется: "1. а) к лицам, входящим в состав населения, ведущего племенной или полуплеменной образ жизни в независимых странах, и находящимся на менее высокой социально-экономической стадии развития, чем остальная часть населения государства, и правовое положение которых регулируется частично или полностью их собственными обычаями, традициями или же особым законодательством; б) к лицам, входящим в состав населения, ведущего племенной или полуплеменной образ жизни в независимых странах, и рассматриваемым как коренное население ввиду того, что они являются потомками жителей, населявших страну или географическую область, частью которой является эта страна, во времена ее завоевания или колонизации, независимо от своего правового положения, ведущие образ жизни, более соответствующий социально-экономическому и культурному строю тех времен, чем строю страны, в состав которой они входят. 2. В целях настоящей Конвенции выражение "полуплеменной" охватывает группы или лица, которые, хотя они близки к утрате своих племенных особенностей, еще не интегрированы в общегосударственный коллектив" <*>. -------------------------------- <*> См.: Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. С. 278 - 279.

Но в последующем Конвенция N 107 подверглась частичному пересмотру и на ее основе в 1989 г. в рамках МОТ была принята Конвенция N 169 "О коренных и племенных народах в независимых странах" (далее - Конвенция N 169). Возникает вопрос: почему все-таки появилась необходимость частичного пересмотра Конвенции N 107 и принятия Конвенции N 169? Какова разница между ними и в чем она выражается? Известно, что Конвенция N 107 в полной мере была направлена на "интеграцию" коренного населения в жизнь доминирующего общества (в принципе, термин "интеграция" присутствует в названии Конвенции N 107). А такая направленность Конвенции N 107 была обусловлена политикой ООН относительно решения данной проблемы и имеет предысторию. Дело в том, что "интеграционная политика" ООН впервые была отражена в Андской программе по индейскому вопросу, принятой организациями системы ООН в 1953 г. Данную программу осуществляла МОТ в тесном сотрудничестве с ФАО, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ВОЗ. Программа была нацелена на облегчение процессов интеграции и развития коренных народов и ее осуществление началось в Боливии, Венесуэле и Эквадоре. Впоследствии она охватила Аргентину, Колумбию и Чили. В том же 1953 г. МОТ публикует свое первое всеобъемлющее исследование об условиях труда и жизни коренных народов. Но действительность не стоит на месте, и в период с 1957 по 1989 гг. в мире многое изменилось. В частности, относительно коренных народов следует подчеркнуть следующее: - в тот период уже преобладала политика признания государствами культурных особенностей коренных народов, которой содействовало принятие таких универсальных международно-правовых документов, как Международные пакты о правах человека 1966 г., Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., и других, разработанных и принятых в то время. Упомянутые ранее международно-правовые документы нашли свое отражение в национальном законодательстве ряда государств (Дании - Закон о внутреннем самоуправлении Гренландии 1978 г. <1>, Швеции - Закон о форме правления 1974 г. <2>, Норвегии - Закон об оленеводстве 1978 г. <3> и Закон о саами 1987 г. <4> и другие); -------------------------------- <1> См.: Статус малочисленных народов России: правовые акты и документы. М., 1994. С. 413. <2> См.: Там же. С. 473. <3> См.: Там же. С. 446. <4> См.: Сандвик Г. Правовой статус саами // Государство и право. 1992. N 9. С. 113.

- в указанный период уже отсутствовало стремление коренных народов к интеграции в жизнь доминирующего общества. Интеграция в то время уже была правомерна лишь при наличии четко выраженной воли коренных народов, что было зафиксировано в ряде международно-правовых документов. Так, например, на основании п. 1 ст. 5 Декларации о расе и расовых предрассудках ЮНЕСКО 1978 г. "каждый народ сам свободно решает вопрос о сохранении и, в случае необходимости, об адаптации или обогащении ценностей, которые он считает основополагающими для ее самобытности" <*>. А пункт 10 Проекта декларации принципов, предложенного Рабочей группе ООН по коренным народам в 1985 г. Центром правовой помощи защиты индейцев и ряда других неправительственных организаций, гласит: "Ни одно государство не должно отказывать коренной нации, общине или народности, проживающей в пределах его границ, в праве на участие в жизни государства в любой форме и в той степени, в которой они сочтут это необходимым..." <**>. Кроме того, интеграция перестала быть приемлемой в доктрине международного права; -------------------------------- <*> См.: Международные нормативные акты ЮНЕСКО. Сб. документов. М., 1993. С. 226. <**> См.: Документы ООН: E/CN.4/Sub.2/AC.4/1985/WP.5.

- коренные народы в тот период уже обладали своим голосом при некоторых международных организациях. Межамериканский индейский институт, созданный в рамках ОАГ, с 1985 г. допускает официальных представителей индейцев на свои заседания. Также консультативный статус при ЭКОСОС к тому моменту получили десять неправительственных организаций коренных народов <*>. Известно, что государства Скандинавии в 1951 г. организовали межпарламентскую организацию Скандинавский совет, который включает в себя членов 5 скандинавских стран (Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании и Исландии), по 20 представителей от каждого парламента. Среди прочих депутатов в Скандинавском совете имеются представители гренландских эскимосов и народа саами <**>, коренных народов региона. Все это является еще одним доказательством того, что коренные народы к тому моменту уже сами принимали активное участие в решении своих проблем как на национальном, так и на международном уровнях; -------------------------------- <*> См.: Коренное население - глобальное стремление к справедливости. С. 173. <**> См.: Сандвик Г. Указ. соч. С. 113.

- ООН в указанный период тоже активизировала свою деятельность, направленную на защиту прав коренных народов. Это выразилось, в частности, в предпринимаемых в 1986 г. Организацией действиях по созданию добровольного фонда для коренных народов и в учете проблем коренных народов в своих резолюциях, касающихся Десятилетия действий ООН по борьбе против расизма. Кроме того, в 1972 г. ЭКОСОС уполномочил Комиссию по правам человека поручить Подкомиссии провести широкое исследование по проблемам дискриминации коренных народов. Наконец, в 1982 г. ЭКОСОС учредил Рабочую группу по вопросам коренных народов и уполномочил ее "следить за изменениями в области поощрения и защиты прав человека и основных свобод коренного населения" и "уделять особое внимание разработке норм, касающихся прав коренного населения" <*>. -------------------------------- <*> См.: Документы ООН: E/CN.4/Sub.2/1986/7/Add.4, пункт 625.

Таким образом, исходя из приведенных фактов и факторов, Комитет старался в пересмотренной Конвенции N 169 охватить все эти и аналогичные вопросы для того, чтобы сделать данный международно-правовой документ всеобъемлющим по охвату и содержанию. Согласно положениям ст. 1 Конвенции N 169, данная Конвенция применяется: "1. а) к народам, ведущим племенной образ жизни в независимых странах, социальные, экономические и культурные условия которых отличают их от остальной части населения страны и правовое положение которых регулируется частично или полностью их собственными обычаями, традициями или же особым законодательством; в) к народам в независимых странах, которые рассматриваются как коренные народы в силу того, что они являются потомками жителей, населявших страну или географическую область, частью которой является эта страна, во времена ее завоевания или колонизации или установления нынешних границ государств, и которые независимо от своего правового положения сохраняют частично или полностью их собственные социальные, экономические, культурные и политические институты. 2. Самоотождествление, когда коренной или племенной народ признается основным критерием для определения группы, на которую распространяются положения настоящей Конвенции..." <*>. -------------------------------- <*> См.: Права и свободы народов в современных источниках международного права. Сб. документов. Казань, 1995. С. 74 - 75.

Следовательно, исходя из всех приведенных ранее конвенционных определений, можно выделить следующие основные признаки и элементы понятия "коренной народ": - эти народы являются потомками людей, населявших какую-либо область до прибытия туда другого населения; - недоминирующее их положение; - культурные и другие отличия от остальной части населения; - их сознание принадлежности к коренному народу. Вопрос об определении рассматриваемого понятия приобретает особое значение в том случае, когда дело доходит до выяснения, кого следует отнести к коренному народу и сколько представителей коренного народа проживает в данной стране или регионе. При любой попытке принять правовое определение, которое могло бы получить всеобщее признание, несомненно, следует в полной мере учитывать точку зрения и позицию самого коренного народа, а не только мнение правительств (должны учитываться мнения как одной, так и другой стороны в целях избежания злоупотреблений своими правами или полномочиями с обеих сторон). В процессе исследования комплекса проблем определения "коренной народ" необходимо также отметить немаловажную проблему маргинализации многих коренных народов, что объясняется той традиционной экономической деятельностью, которой они занимаются, а также их физической изоляцией от остальной части общества и государства. Это, как правило, кочевые или полукочевые народы, а также земледельцы, подобно народам, живущим в лесах Центральной Америки и Юго-Восточной Азии. Они могут быть пастухами, аналогично скотоводам зоны Сахеля в Африке, или заниматься охотой и собирательством, как бушмены Южной Африки или индейцы Бразильской Амазонии. Многие из них живут в отдаленных районах: в лесах, пустынях, горах или тундре <*>. В названных районах они приспособились к окружающей их среде и находятся в большой зависимости от нее. -------------------------------- <*> See: UN Documents E/CN.4/Sub.2/1985/22; Barsh R. L. Indigenous peoples, an Emerging Object of International Law. L. 1986. P. 367 - 385.

При определении понятия "коренной народ" также следует обратить внимание на то, что коренные народы в подавляющем своем большинстве избегают создания чрезмерно централизованных политических институтов и осуществляют организацию своей жизни и быта, главным образом, на уровне общины. Решения принимаются исключительно после того, как в рамках общины достигнуто единое мнение. В данном отношении общины коренных народов в значительной степени отличаются от большинства современных государств. Для стороннего наблюдателя зачастую несложно отличить коренных жителей по их одежде, языку, обычаям и другим внешним культурным особенностям. Однако принадлежность к коренному народу не сводится только к наличию каких-либо внешних признаков. Она выражается в чувстве духовной близости, сознании принадлежности к самобытной культуре, обладающей характерными особенностями. Коренной народ считает, что он отличается от основных слоев общества в современном обществе. Сознание принадлежности к коренному населению объединяет народы абсолютно разных культур - от индейцев майя в Гватемале или саамов в Скандинавии до аборигенов Австралии или коренных жителей Гавайских островов, что является одним из основных признаков или отличительной чертой коренных народов от других слоев общества. Для иллюстрации данного тезиса следует привести широко известный прецедент из практики Комитета по правам человека - дело о Лавлейсе <*>. Суть дела состояла в следующем: канадская индианка по имени Лавлейс, зарегистрированная как малийстская индианка, вышла замуж не за индейца. В случае, когда индианка выходит замуж не за индейца, она, согласно Закону об индейцах 1970 г., теряет статус индеанки. Согласно названному Закону, если индеец женат не на индеанке, то он не теряет статус индейца. Следовательно, Лавлейс после замужества потеряла статус индеанки. Когда она разошлась с мужем и вернулась в резервацию, то она не имела на это права, ибо упомянутый Закон запрещал не индианкам жить в резервации. Были предприняты попытки запретить ей проживать в ее бывшей резервации с соплеменниками. В своем обращении Лавлейс доказывала Комитету по правам человека, что канадский Закон об индейцах 1970 г. нарушает ее права, содержащиеся в ст. ст. 2 и 3 (дискриминация по признаку пола), а также отказывает ей в "праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой...". На основании ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Канада является участницей данного Пакта и признает компетенцию Комитета по правам человека. Комитет удовлетворил просьбу Лавлейс и решил, что она имеет право вернуться в резервацию и проживать совместно с другими членами ее племени. Данный прецедент, с нашей точки зрения, наглядно доказывает, что сознание представителей коренных народов о принадлежности самого себя к таковым является важнейшим и одним из решающих факторов при определении понятия "коренной народ". -------------------------------- <*> See: Views of the Human Rights Committee under Art. 5(4) of the Optional Protocol concerning Communication. N-R 6/24. 30 July 1981. Report of the Human Rights Committee, GAOR 36th Session. Supp. 40 (A/36/40). Ann. XVIII, 166.

Развивая данный аспект, необходимо особо подчеркнуть, что почти у всех коренных народов встречается сильная привязанность к земле. Так, аборигены Австралии считают, что земля вокруг них населена духами их предков, поэтому всякая деятельность, связанная с добычей полезных ископаемых, может причинить им боль. Словом, окружающий мир, земля для коренных народов - это священное, живое существо. И наоборот, владение землей или отношение к ней как к товару, который может быть использован, а затем брошен, считается у них страшнейшим преступлением, заслуживающим проклятия <*>. -------------------------------- <*> См.: Коренное население: глобальное стремление к справедливости. С. 13.

Взаимоотношения коренных народов с родной землей условно можно назвать "территориальной основой" их существования. Данное понятие, как представляется, включает два аспекта: географический и духовный. "Все коренные сообщества имеют и сохраняют полный свод правил различного рода, принятых в отношении владения и сохранения земли в качестве важного фактора производственного процесса, организации семейной жизни и территориальной основы существования такого народа как такового. Весь спектр эмоциональных, культурных, духовных и религиозных факторов показывает, насколько затрагивается взаимосвязь с землей... Земля составляет часть существования" <*>. А реальность и серьезность данного утверждения можно подтвердить словами Представителя Всемирного совета коренных народов, который однажды заметил: "Помимо расстрела коренных народов, вернейший способ убить нас - отделить нас от части земли" <**>. -------------------------------- <*> See: UN Documents E/CN.4/Sub.2/1983/Add.4. P. 28. <**> See: "Rights of the Indigenous Peoples to the Earth" - paper submitted to the UN Working Group of Indigenous Populations // UN Documents E/CN.4/Sub.2/AC4/1985/WP4. P. 5.

Исходя из этого, вся деятельность, осуществляемая во имя национального развития и выражающаяся в разработке полезных ископаемых, сооружении плотин, строительстве дорог, вырубке лесов лесозаготовительными и скотоводческими хозяйствами, на землях коренных народов пагубно и отрицательно сказывается на них. Более того, нередко перед тем, как такая деятельность развернется, коренные народы оттуда выселяются, депортируются. Известно, что депортация любого народа с родной земли современным международным правом признается преступлением. Но если учесть глубинную взаимосвязь коренных народов со своими исконными землями, то их депортация является двойным преступлением, поскольку на новых землях они не приживаются и погибают. Так, 25% индейцев шингу в Бразилии умерли из-за болезней и тоски по дому после их выселения <*>. -------------------------------- <*> См.: Коренное население: глобальное стремление к справедливости. С. 115.

Думается, что такие деяния официальных властей государств составляют состав преступления геноцида и полностью подпадают под пункт "С" ст. II Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него 1948 г., который гласит: "...предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее" <*>. А такие условия создаются для коренных народов вследствие их насильственного переселения. -------------------------------- <*> См.: Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. С. 99.

Следовательно, проводимая политика правительств Бразилии <1>, Перу <2>, Парагвая <3>, Индонезии <4>, Австралии <5> и других государств по переселению коренных народов с родных земель на другие земли является по меньшей мере преднамеренной ассимиляцией коренных народов, а на основании положений названной Конвенции - это геноцид. Обобщая изложенное ранее, следует подчеркнуть, что истинная взаимозависимость и взаимосвязанность коренных народов с родными землями является определенной аксиомой, что, в свою очередь, служит, с нашей точки зрения, главной отличительной чертой коренных народов от других слоев общества, в том числе и меньшинств. Словом, коренной народ без родной земли - это уже не коренной народ. -------------------------------- <1> See: World Bank "Brazil: Integrated development of the northeast frontier". Washington. D. C., 1981. <2> See: World Bank "Brazil: Integrated development of the northeast frontier". Washington. D. C., 1981. <3> See: Arens R. The Forest Indians in Stroessner's Paraguay: Survival or Extinction. Survival International Document IV. 1978. P. 3; Munzel M. The Ache Indians: Genocide in Paraguay. IWGIA Document 11. 1973. P. 7, 24. <4> See: Colchester M. Unity and Diversity: Indonesian Policy towards Tribal Peoples // The Ecologist. Vol. 16. 1986. N 2/3. Р. 89 - 98; Osborne R. Indonesia's Secret War: The Guerilla struggle in Irian Jaya. Sydney. 1985. Chapter 2. <5> See: Daily Mirror. London. 5 October 1981.

На основе проведенного анализа можно сделать общие выводы и выделить следующие основные критерии и компоненты определения понятия "коренной народ": - коренные народы являются потомками тех людей, народов в целом, которые населяли какую-либо область, территорию, страну, континент до прихода туда населения с другой культурой, другого этнического или расового происхождения, другими обычаями, другим языком или религией; - на общегосударственном уровне коренные народы занимают недоминирующее, в подавляющем большинстве - зависимое, а порой и дискриминационное положение; - коренные народы характеризуются языковыми, традиционными, часто расовыми отличительными чертами от остальной части населения данного конкретного региона, области, государства, а иногда даже и целого континента (Австралия); - коренные народы сознательно считают себя таковыми (коренными), и такое самосознание является частью их культуры, религии, бытия и существования вообще; - главной отличительной чертой коренных народов от других слоев общества является их привязанность к отцовским, традиционным землям, природе, окружающей среде вообще, что выражается в особой любви, уважении к ней, во взаимосвязанности и взаимозависимости этих двух понятий, поскольку все это является неотъемлемой частью культуры, быта, религии, жизни и главной опорой выживания, существования и развития коренных народов <*>. -------------------------------- <*> См.: Гибнущие леса: последствия обезлесения для человека // Доклад Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. Авторы предисловий: Ага Хан С., Колбасов О. Н. М., 1987. С. 39.

Название документа