Будущее России глазами западных центров и ведущих экспертов: эволюция последних лет
(Сундатова О. Ю.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2006, N 6) Текст документаБУДУЩЕЕ РОССИИ ГЛАЗАМИ ЗАПАДНЫХ ЦЕНТРОВ И ВЕДУЩИХ ЭКСПЕРТОВ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ
О. Ю. СУНДАТОВА
Сундатова О. Ю., эксперт в области структурного и системного анализа.
Рассматривая сценарии будущего развития мира, западные экспертные центры не могут не учитывать ту роль, которую играет и будет играть Россия. При всем разнообразии взглядов и позиций западных исследовательских центров относительно будущего России в них просматриваются весьма определенные сдвиги за последние годы. Это мнение еще более сфокусируется, если по возможности отбросить те суждения, которые, очевидно, обусловлены экономическими и политическими интересами, а также идеологическими и культурными симпатиями. Конъюнктурные и эпатирующие суждения отдельных экспертов тоже можно отнести на периферию возможного учтенного диапазона сценариев развития.
Национальный разведывательный совет США
Национальный разведывательный совет США (National Intelligence Council, NIC) опубликовал уже три доклада, посвященных тенденциям развития современного мира: 1997 г. - "Global Trends 2010" (GT-2010) <*>, 2000 г. - "Global Trends 2015" (GT-2015) <**>, 2003 г. - "Global Trends 2020" (GT-2020) <***>. -------------------------------- <*> Global Trends 2010, November 1997, http://www. cia. gov/nic/special_globaltrends201O. html. <**> Global Trends 2015: A Dialogue About the Future With Nongovernment Experts, N IC 2000-02, December 2000, http://www. cia. gov/cia/reports/globaltrends2015/index. html. <***> "Россия и мир в 2020 году". Доклад Национального разведывательного совета США "Контуры мирного будущего" // Европа. 2005.
По мнению экспертов Национального разведывательного совета, Россия все еще находится на переходном этапе развития и поэтому остается "непредсказуемым игроком на внутренней и международной арене". Но если в GT-2010 отмечалась возможность построения демократических институтов, то в последних GT-2015 и GT-2020 указывается, что "демократический процесс дает задний ход" и Россия "возвращается к авторитаризму". Во всех докладах Россия признается экономически слабой страной, но в GT-2020 отмечается, что "энергетические ресурсы страны поддержат ее экономический рост", и, как страна богатая природными ресурсами, Россия имеет наилучшие перспективы для более глубокой интеграции в мировую экономику. К факторам, негативно влияющим на развитие экономики, относится тяжелая демографическая ситуация: низкий уровень рождаемости, плохое медицинское обслуживание, потенциально опасная ситуация со СПИДом. В GT-2020 отмечается также неравномерное распределение населения на территории России: в Сибири и на Дальнем Востоке проживает только 20% населения, и необходимость миграции населения станет самой важной особенностью мира в 2020 г. "Страны, принимающие мигрантов, столкнутся с проблемой интеграции новых мигрантов, которую необходимо решить, чтобы свести к минимуму потенциальный социальный конфликт". Серьезными проблемами для России будут ее южные границы, нестабильные регионы Кавказа и Средней Азии, влияние которых (исламский экстремизм, терроризм и непрекращающиеся конфликты), вероятно, будет и в дальнейшем распространяться на Россию (GT-2020). Во внешней политике Россия будет стремиться восстановить свое влияние на соседних территориях (GT-2010). Но, учитывая "особые отношения" с Европой, Москва, скорее всего, более терпимо отнесется к сближению бывших советских республик с Европой (GT-2020). Возрастет значение Каспийского моря как региона, богатого природными ресурсами. В 2015 г. запасы нефти и газа Каспийского моря будут использоваться максимально, к этому времени будут открыты новые транспортные пути, но проходящие не через Россию (GT-2015). Россия будет утверждаться на политической арене, и поэтому будет принимать решения, отличные от США (GT-2010). К 2020 г. ее ключевыми внешнеполитическими партнерами будут оставаться США и ЕС, а также Китай и Индия (GT-2020). Отношения России с ЕС определяются потребностями стран Европы в природном газе. Это поможет ЕС укрепить связи с Россией, потребует более высокого уровня политического сотрудничества с обеих сторон для решения вопросов проектирования и создания необходимой инфраструктуры. В 1997 г. (GT-2010) эксперты предупреждали, что "если наступит разочарование в политических лидерах, а экономические трудности будут значительными, то руководство страны обратится к националистическим чувствам". В 2003 г. (GT-2020) они утверждали, что "Путин все чаще апеллирует к русскому национализму, а порой и к ксенофобским настроениям для определения российской идентичности". И если в 1997 г. (GP-2010) эксперты NIC говорили о возможности перехода к авторитарному управлению, то в 2000 г. (GT-2015) уже утверждали, что Россия сделала "дрейф в сторону авторитаризма", Путин построил вертикаль власти, и "при такой централизации власти эффективное управление невозможно". Стимулировать демократический процесс, с их точки зрения, могло бы развитие многоотраслевой экономики, играющее решающую роль в укреплении среднего класса. С точки зрения экспертов Национального разведывательного совета, Россия, оставаясь экономически слабой страной, не способна поддерживать вооруженные силы на современном уровне и разрабатывать новые виды вооружения, а следовательно, Россия будет поддерживать статус силовой державы, опираясь на развитие ядерных программ. Но как крупнейший экспортер нефти и газа Россия обладает потенциалом для увеличения своей международной роли. Эволюция взглядов экспертов за семь лет, с 1997 по 2003 г., очевидна: если в более ранних докладах акцент делался на растущих российских проблемах, то в последующих нарастающее внимание сосредоточивалось на констатации возможностей их решения или сглаживании их остроты, при общем признании слабости России. В качестве сопутствующих факторов российскому укреплению называются три - идеологический, политический и экономический: растущий национализм и авторитаризм власти, а также энергетический потенциал. Первые два рассматриваются экспертами негативно, третий - относительно нейтрально, констатирующе. Связь между укреплением и этими факторами эксперты оставляют за скобками.
"Стратфор"
Если в прогнозах аналитического центра "Стратфор" в 2003 г. Россия еще признается страной, "ослабленной экономически, политически и на международной арене, и в худшем случае страну, возможно, ждут экономический коллапс и внутренняя нестабильность..." <*>, то в дальнейших прогнозах оценки становятся более осторожными и даются уже не общие катастрофические оценки, а уделяется внимание отдельным сторонам российского развития, например, что "Россия не в состоянии восстановить Вооруженные Силы" <**> (2005 г.). -------------------------------- <*> Контуры глобальной катастрофы // Советская Россия. 2003. 22 марта. <**> Debating Russia's Fate // "Stratfor". Май 2005 ("Будущее России - Американо-израильский стратегический прогноз: России больше не будет", www. regnum. ru/news/452480.php).
В прогнозе на 2006 г. внимание экспертов уже привлечено к особому положению России как поставщика природного газа в страны Западной и Центральной Европы. Меняется и представление о положении российской армии: "Доходы, полученные от экспорта энергоносителей на протяжении нескольких лет подряд, и разумные финансовые решения позволят уже в 2006 году России закупить новые системы оружия" <*>. -------------------------------- <*> Из России - с реализмом // "Stratfor". 2006, www. inosmi. ru.
С точки зрения экспертов "Стратфор", между Россией и США разгорается новая холодная война за влияние на постсоветском пространстве. "В отношении России цель США проста и однозначна: добиться ее распада. Отсюда и серия тяжелых поражений, которые за короткое время понесла Москва. Но теперь у США "заняты руки", и это давление вдруг резко ослабло" <*>. -------------------------------- <*> Настал час России // "Stratfor". Декабрь 2005, www. inosmi. ru.
Для противостояния США Россия будет ориентироваться на Восток: развивать отношения с Китаем и Индией, активно сотрудничать с ШОС, АТЭС. При этом и Россия, и Китай будут всячески подчеркивать, что их усилия никоим образом не направлены против Вашингтона <*>. Но "Стратфор" предупреждает, что главная угроза существования Российского государства заключена в росте мусульманского населения страны, а также в быстро развивающемся Китае. "Если многие в России только и мечтают о союзе с Китаем против Запада, то Пекин умело использует это заблуждение, и готовится к построению миропорядка, в котором Россия не будет играть заметной роли" <**>. -------------------------------- <*> Америку ждет кризис. Последствия испытает весь мир // Октябрь 2005, www. inosmi. ru. <**> Россия: знаковые перемены // "Stratfor". Ноябрь 2005, www. inosmi. ru.
Отношения с Индией останутся традиционно сильными в области военных и военно-технических связей, активно будет продвигаться и экономическое сотрудничество. "При этом основной интерес Индии будет сосредоточен на усилении позиций своего топливно-энергетического комплекса на территории России и стран бывшего Советского Союза на основе многомиллиардных индийских инвестиций в проекты разработки ресурсов острова Сахалин" <*>. -------------------------------- <*> Америку ждет кризис. Последствия испытает весь мир // "Stratfor". Октябрь 2005, www. inosmi. ru.
В целом можно констатировать, что если даже в первые годы XXI в. Россия в представлении экспертов "Стратфор" являлась борцом с последствиями неких негативных тенденций внутри себя, с неясной природой этих негативных явлений, то в конце 2005 г. прогнозируется, что "Россия будет стремиться к восстановлению своего влияния на постсоветском пространстве, используя энергетический потенциал. Но если в случае с Польшей и прибалтийскими государствами это приведет к усилению враждебности, то, например, на Украине может привести к попыткам достижения "компромисса", результатом которого станет восстановление российского влияния" <*>. -------------------------------- <*> Настал час России // "Stratfor". Декабрь 2005, www. inosmi. ru.
Геополитический, волевой и ресурсно-экономический факторы также рассматриваются в виде ключевых, изменивших положение России: США завязли в борьбе с арабским миром, природными катастрофами, и у России появился шанс. "Сотрудничество России с Европой будет успешным, так как у Европы есть коренные причины работать совместно с Россией, а именно поставки энергоносителей особенно газа" <*>. -------------------------------- <*> Америку ждет кризис. Последствия испытает весь мир // "Stratfor". Октябрь 2005, www. inosmi. ru.
Збигнев Бжезинский
Позиция З. Бжезинского в отношении России достаточно популярна для переводов и отечественных изданий, преимущественно в виде антипособий с целью воспитания патриотического мышления. В 1997 г. в книге "Великая шахматная доска" З. Бжезинский писал, что "Россия остается крупным геостратегически действующим лицом, несмотря на ослабленную государственность и, возможно, затяжное нездоровье". С распадом Советского Союза Россия потеряла статус великой державы, изменились границы России на Черном море, в зоне Каспийского бассейна и Средней Азии. И хотя на Дальнем Востоке не произошли ни территориальные, ни политические изменения, регион оказался в "угрожающей геополитической ситуации". "Экономическая мощь Китая в совокупности с динамической энергией его 1,2-миллиардного населения существенно меняют историческое уравнение между двумя странами с учетом незаселенных территорий Сибири, почти призывающих китайское освоение". З. Бжезинский приходит к выводу, что "для России единственный геостратегический выбор, в результате которого она смогла бы играть реальную роль на международной арене и получить максимальную возможность трансформироваться и модернизировать свое общество, - это Европа". Идеал России видится в ослабленной государственности: децентрализованной России, устроенной по принципу свободной конфедерации, в которую вошли бы европейская часть России, Сибирская республика и Дальневосточная республика, было бы легче развивать более тесные экономические связи с Европой, с новыми государствами Центральной Азии и с Востоком, что тем самым ускорило бы развитие самой России <*>. -------------------------------- <*> Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Междунар. отношения, 1998.
Спустя семь лет З. Бжезинский продолжает считать, что будущее России зависит от ее отношений с Европой. "Чтобы выжить как страна, Россия должна стать частью Европы". И если Запад зависит от российского газа, то и Россия очень сильно зависит от западных инвестиций и технологий <*>. России нужно обратить внимание, как Китай и Индия наращивают свою экономическую и военную мощь. -------------------------------- <*> Бжезинский З. Европа от Карбо да Рока до Камчатки // Зеркало недели (Украина). 2005. 5 дек.
Бжезинский на протяжении многих лет неизменен в своем видении будущего России как преодоления негативного настоящего. Это позитивное будущее видится в виде ослабленного государства, идущего в русле американского и европейского политического курса. Однако изменяется видение современных негативных качеств России и характеристик ее ближайшего будущего. Так, ныне он полагает, что в политическом аспекте в ближайшем будущем "Россия будет стремиться к более авторитарному и более шовинистическому стилю политического самоопределения, опасаясь, что политический плюрализм неизбежно приведет к распаду самой России. Еще будут весьма сильны ностальгические желания, наполненные советским представлением о том, что такое "великое государство" и "великая Россия". Позитивное же отдаленное будущее в его представлениях связывается с тем, что "постепенно в правящую элиту проникнет новое поколение россиян, молодое, лучше образованное и более открытое. Оно понимает, что децентрализация огромной страны, способная высвободить социальную инициативу, - это ключ к модернизации" <*>. И уже в 2015 или 2020 г. Президентом России может стать выпускник Гарвардской школы бизнеса или Лондонской школы экономики <**>. -------------------------------- <*> Бжезинский З. Московский Муссолини // The Wall Street Journal. США. Сентябрь 2004, www. inosmi. ru. <**> Бжезинский З. Европа от Карбо да Рока до Камчатки // Зеркало недели (Украина). 2005. 5 дек.
"Европа 2020"
Эксперты web-сайта "Европа 2020" будущее России рассматривают с точки зрения ее отношений с ЕС <*>. После расширения Евросоюза Россия стала ближайшим соседом, и характер отношений ЕС - Россия будет влиять на стабильность в регионе по всей границе (от Беларуси до Кавказа). Россия рассматривается как глобальный партнер, обладающий военной мощью и с развивающейся экономикой, как общество переходного периода, крупный импортер товаров и экспортер энергии. -------------------------------- <*> www. europe2020.org/en/anticipation/global/GlobalEurope3_draft. htm.
В ближайшие десятилетия Россия не станет членом ЕС, но останется его важнейшим партнером, Россия обеспечивает до 30% энергетических потребностей Европы, причем это более надежный источник энергии в сравнении с ближневосточным. Россия является непредсказуемым партнером, так как находится на стадии преобразований в политической, экономической, демографической, социальной и геополитической сферах. Эксперты отмечают, что нестабильное состояние России будет сохраняться на протяжении 20 лет. Россия будет пытаться сохранить свое влияние в странах бывшего Советского Союза, препятствуя их сближению с ЕС. По мнению экспертов "Европы 2020", Россия не является демократической страной и еще долго будет отходить от принципов демократии. Россия идет "своим курсом", происходит сдвиг к централизованной и "деспотичной" системе, не соблюдающей верховенство закона. Ряд трудностей, с которыми России предстоит столкнуться, она не сможет решить самостоятельно. Без иностранных инвестиций невозможно добиться роста производительности, а государственная собственность и жесткий контроль тормозят развитие экономики. Ориентация во внешнеэкономических связях на торговлю, а не на инвестиции затрудняет интеграцию в глобальную экономику. Сложная демографическая ситуация (к 2050 г. население страны будет менее 100 млн.), особенно на Дальнем Востоке и в Сибири, которые столкнутся с "азиатским демографическим давлением". По мнению экспертов, Россия является экономически более слабой страной по отношению к ЕС и поэтому более заинтересована в развитии сотрудничества в области инвестиций, технологий, финансов, чем ЕС в сырье и энергии. Учитывая, что отношения ЕС - Россия определяют стабильность в Европе, ЕС будет выстраивать отношения в трех направлениях. ЕС будет продвигать идеи демократии, соблюдения прав человека в странах, лежащих между ЕС и Россией; развивать торговое, экономическое и технологическое сотрудничество, сдерживая вмешательство России во внутренние дела стран - членов ЕС; развивать отношения в гуманитарной сфере, обучении, обмене студентами, сотрудничество с неправительственными организациями.
Оценки экономического развития России
Немалая часть экспертов полагает, что Россия благодаря своему статусу основного экспортера нефти и газа сохранит потенциал усиления своей международной роли. Рост мировой экономики приведет к увеличению спроса на многие виды сырья, такие как нефть, газ. Общее количество потребляемой энергии, возможно, вырастет примерно на 50% в ближайшие два десятилетия по сравнению с ростом на 34% за период 1980 - 2000 гг., при увеличении доли нефти <*>, а следовательно, жизненно важным становится поиск надежного доступа к запасам сырья. -------------------------------- <*> "Россия и мир в 2020 году". Доклад Национального разведывательного совета США "Контуры мирного будущего" // Европа. 2005.
В настоящее время Каспийское море рассматривается как перспективный источник добычи нефти <*>. -------------------------------- <*> Там же.
Однако существует мнение, что энергетическое значение Каспийского региона сильно преувеличено, и основным в интересе США к этому региону является его военно-политическое значение, несущее в том числе и экономические выгоды. Согласно данным Правительства США потенциальные запасы Каспия составляют примерно 186 млрд. баррелей нефти, при максимуме 32 млрд. баррелей подтвержденных запасов. Тогда как только подтвержденные запасы нефти в Персидском заливе составляют 674 млрд. баррелей. Одна Саудовская Аравия имеет 264,2 млрд. баррелей подтвержденных и 1 трлн. потенциальных запасов нефти. Что же касается каспийского газа, то Казахстан, Россия, Азербайджан, Иран, Туркмения и Узбекистан все вместе имеют суммарный запас 15,848 трлн. кубических метров, тогда как подтвержденные запасы Персидского залива - 54,420 трлн. куб. м <*>. -------------------------------- <*> "ГУУАМ - не конечный путь" // НАМАКОН, сентябрь 2004.
По оценкам Международного энергетического агентства, у России есть возможность развития всей экономики, а не только добывающих отраслей, для большей интеграции в мировую экономику. "Для этого России понадобится произвести структурные реформы и установить правовое государство, что, в свою очередь, стимулирует прямые зарубежные инвестиции в иные секторы, помимо энергетического. России предстоит решить две серьезнейшие задачи. Во-первых, долгосрочные перспективы развития страны зависят от конкурентоспособности национальной обрабатывающей промышленности, от металлургии до авиастроения. Во-вторых, чтобы поддерживать приток нефтяных и газовых ресурсов, до 2030 г. в эти отрасли необходимо вложить до 900 млрд. дол." <*>. -------------------------------- <*> http://www. namakon. ru/pic/monitoringl29.doc.
Пессимистические оценки развития энергетического сектора также встречаются. Так, эксперты Национального разведывательного совета полагают: "Если России не удастся всесторонне развить свою экономику, она сполна испытает на собственной шкуре, что такое нефтяное государство с его несбалансированным экономическим развитием, гигантским неравенством доходов, оттоком капитала и нарастающими социальными проблемами" <*>. -------------------------------- <*> "Россия и мир в 2020 году". Доклад Национального разведывательного совета США "Контуры мирного будущего" // Европа. 2005.
Еще один пессимистический прогноз развития России дает Норвежский институт стратегических исследований: "Вследствие непоследовательных и плохо управляемых реформ, которые создали некую гибридную, безжизненную систему, Россия лишится единой экономики... Нефтяная и газовая промышленность, контролируемая несколькими гигантскими компаниями, продолжает инвестировать в свои собственные экспортные мощности, в то время как многие элементы базовой инфраструктуры, такие как электросети, разрушаются до такой степени, что уже не поддаются ремонту. Транспортные системы, включая железные дороги, больше не могут сохранять эффективное взаимодействие. С точки зрения расстояний Россия не становится больше, но она становится как бы непроницаемой", отдельные ее территории все более оторваны друг от друга. "Районом, который фактически отсоединяется от всей остальной страны и одновременно разрушается, является Дальний Восток" <*>. -------------------------------- <*> Уготованная нам участь. Иностранные стратеги планируют пышные похороны нашей страны // Русский предприниматель. 2004. N 7-8(20), http://www. ruspred. ru/arh/19/3.php.
Оценки демографической ситуации в России
Если положение энергетического сектора рассматривается преимущественно как позитивный ресурс России, то демографическая ситуация, наоборот, как негативный фактор, более того, как фактор, способный изменить вектор развития России. Одной из серьезных проблем, с которой Россия столкнется уже в ближайшем будущем, является демографический кризис, вызванный низким уровнем рождаемости, плохим медицинским обслуживанием, потенциально взрывоопасной ситуацией со СПИДом, а также проблемой старения населения. Эксперты ЦРУ считают, что в России проживает от 1 до 2 млн. человек, пораженных вирусом иммунодефицита, то есть 1 - 2% населения (по официальной статистике, 200 тыс. инфицированных). К 2010 г. число россиян, инфицированных ВИЧ/СПИД, достигнет 8 - 10 млн. человек. Эксперты отмечают, что "СПИД - растущая проблема для российских Вооруженных Сил. Примерно треть призывников имела опыт употребления наркотиков и заражена гепатитом или ВИЧ/СПИДом. Больше всего инфицированных солдат служит в Сухопутных войсках. Среди военнослужащих стратегических войск России и Воздушно-десантных войск наименьший процент инфицированных" <*>. -------------------------------- <*> ЦРУ прогнозирует эпидемию СПИДа в России // Washington Profile. Июль 2002, http://www. washprofile. org.
Согласно прогнозам американского бюро переписи (Census Bureau) к 2020 г. численность работоспособного населения может катастрофически снизиться. Решить проблему нехватки рабочей силы может миграция. Миграция населения станет самой важной особенностью мира в 2020 г. Страны, принимающие мигрантов, столкнутся с проблемой интеграции новых иммигрантов, которую необходимо решить, чтобы свести к минимуму потенциальную возможность возникновения социальных конфликтов <*>. -------------------------------- <*> Данные приводятся по: "Россия и мир в 2020 году". Доклад Национального разведывательного совета США "Контуры мирного будущего" // Европа. 2005.
В ежегодном докладе программы развития ООН (ПРООН) "Россия в 2015 году: цели и приоритеты развития" отмечается, что "все более настоятельной является потребность проведения отвечающей национальным интересам иммиграционной политики, которая позволила бы пополнить население России молодыми, образованными и дееспособными жителями. Через 10 лет для поддержания необходимых темпов экономического роста России нужно будет ежегодно принимать до двух миллионов таких иммигрантов. Основным источником пополнения трудовых ресурсов России может стать наличие избыточной рабочей силы в некоторых государствах СНГ" <*>. -------------------------------- <*> "Россия в 2015 году: цели и приоритеты развития". Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2005 г. // ПРООН. 2005, www. undp. ru.
Выводы
Можно считать, что основные тенденции западных оценок перспектив развития России продолжают сохранять некоторый диапазон и неопределенность, как и раньше. В отношении России разброс мнений и прогнозов довольно широк. Часть экспертов считает, что Россия смирится с потерей статуса "великой державы" и останется узкорегиональным игроком. Другие отмечают, что Россия выберет "свой путь" на ближайшие десятки лет, и должно смениться поколение политической элиты, чтобы она, возможно, выбрала прозападный путь развития. Третьи продолжают считать, что будущее России неразрывно связано с интеграцией в Европейское Сообщество. Если в середине 90-х гг. основными темами обсуждения тенденций развития России в среде западных аналитиков были альтернативы российского развития, среди них важное место занимало обсуждение вариантов распада, кроме того, обсуждались многочисленные проблемы и трудности, то сегодня сдвиг наметился в отношении более внимательного анализа отдельных факторов, и в частности энергетического потенциала. Определенный подъем России отмечается многими, если не прямо, то в виде изменения содержания обсуждаемых российских проблем, параллельно основные претензии к России предъявляются по линии "роста авторитаризма". Причины же отмечаемого подъема России с авторитаризмом прямо не связываются. Вопрос о том, был бы ли российский рост без усиления государственности, оставляется западными экспертами без ответа.
Название документа