Взаимодействие государства и гражданского общества в условиях интеграции в международную правовую систему: некоторые вопросы истории и теории

(Биктасов О. К., Щербаковский Г. З.) ("История государства и права", 2006, N 6) Текст документа

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНУЮ ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ

О. К. БИКТАСОВ, Г. З. ЩЕРБАКОВСКИЙ

Биктасов О. К., кандидат юридических наук, доцент.

Щербаковский Г. З., доктор экономических наук.

Приступая к анализу формально-юридических и духовно-нравственных основ взаимодействия государства и гражданского общества в условиях международной экономической интеграции, следует обратиться к точке зрения весьма авторитетного в данном вопросе американского исследователя Дж. Френкела. Ученый совершенно справедливо, на наш взгляд, указывал на то, что развитие у людей потребностей (в том числе и хозяйственного плана), которые они не могут удовлетворять в одиночку, побуждает необходимость объединения в социальные группы. В зависимости от обстоятельств эти группы различаются по своим размерам и характеру, однако все они сталкиваются с одинаковыми проблемами, связанными со структурой, иерархией и организацией, а также ее отношениями с другими группами, которые являются прообразом современных международных отношений <*>. Взаимодействия между такими социальными группами осуществлялись и на догосударственном этапе развития человечества. Субъекты этих отношений взаимодействовали между собой прежде всего в целях решения таких жизненно важных вопросов, как организация быта, добыча продуктов питания, противостояние общему врагу и т. д. Но в целом по своей сути, взаимодействия складывающиеся между родами, племенами, конгломератами племен, носили хозяйственный характер, их основу составляли примитивные отношения производства, присвоения материальных благ и товарообмена. С течением времени происходило накопление производственного опыта. Типовой характер хозяйственных связей в конечном счете обусловил выработку унифицированных норм, получивших свое оформление в мифах и обычаях. Таким образом, внешняя хозяйственная деятельность коллективных субъектов стала подвергаться социальному регулированию по крайней мере в той степени и настолько, насколько соответствующие социальные нормы воспринимались как обязательные взаимодействующими субъектами. Там же, где эти правила поведения существенным образом разнились, начала складываться такая форма социального регулирования, как межплеменной договор, представляющий собой соглашение между племенам по каким-либо жизненно важным вопросам. -------------------------------- <*> Frankel J. International Relations in the Changing Word. Oxford; N. Y., 1978. P. 10.

В качественно новую фазу своего развития международные экономические отношения вступили с переходом человеческих общностей к оседлости, дальнейшим разделением труда, обособлением управленческих функций, сосредоточением их в руках особого социального слоя и установлением публичной политической власти в конкретно определенных территориальных пределах. Указанные факторы в своей совокупности обусловили возникновение первых государственных образований, которые заняли главенствующее место в международной экономической системе. Экономическая деятельность государства как основного субъекта международных отношений эволюционировала соответственно развитию этих отношений. В этой связи, исходя из традиционной для историко-правовой науки периодизации, следует выделить четыре основных периода (этапа) развития международных экономических отношений, основным субъектом которых выступает государство. Первый этап соответствует периоду античности. На этом историческом этапе внешнеэкономическая деятельность государства прежде всего была подчинена процессам колониальной экспансии. Экономический аспект межгосударственных отношений определялся постоянной необходимостью пополнения материальных ресурсов, которые восполнялись и приумножались путем захвата соседних территорий, составляющих материально-экономическую основу любого государства. При этом развитие производственных сил, приведшее к отделению ремесла от земледелия, способствовало росту торговли и соответственно также стимулировало развитие внешнеэкономических связей. Второй этап соответствует периоду средневековья. Этот этап развития внешнеэкономических связей характеризуется взаимоотношениями обособленных политических образований, возникших в процессе феодального дробления Европы. В связи с возникновением крупных феодально-абсолютистских монархий внешняя экономическая политика средних веков становится орудием их объединительных устремлений. Роль государства в регулировании экономических отношений существенным образом возросла. Хозяйственное законодательство королей, герцогов и князей начинало играть важную роль в феодальной экономике. Предпринимались экономические реформы, которые были направлены на снятие противоречий феодального строя. Издавалось множество ордонансов, регулирующих развитие внешней торговли, ввоз и вывоз товаров, деятельность иностранных купцов и т. д. Третий этап соответствует периоду нового времени. Его начало связывается с географическими открытиями и первыми колониальными захватами XV - XVI вв. Мировые торговые связи на этом этапе существенно расширились. Пути и центры торговли переместились от Средиземного и Балтийского морей к берегам Атлантического океана. С той поры в международных отношениях Европы главную роль начали играть государства, расположенные в непосредственной близости к этим центрам. Четвертый этап соответствует периоду новейшего времени. Развитие международно-экономических связей способствует становлению международного права и окончательному признанию государства в качестве основного субъекта международных экономических отношений. Международным правом устанавливается круг экономических прав и обязанностей, распространяющихся на государство. На данном этапе особенно отчетливо прослеживается тенденция интеграции государств в единую мировую экономическую систему <*>. -------------------------------- <*> Михайлик А. Г. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности государства (историко-теоретический и сравнительно-правовой анализ): Автореф. дис. ... доктора юрид. наук. СПб., 2004. С. 42.

Наряду с государством важнейшим субъектом экономической системы выступает гражданское общество, а точнее - определенные институты гражданского общества: общественные организации и движения, политические партии, ассоциации избирателей и политические клубы, лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при законодательных и исполнительных органах власти, органы местного самоуправления и самоуправления на производстве, союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, творческие, научные и культурные общественные организации, негосударственные средства массовой информации и другие добровольные объединения граждан и создаваемые ими негосударственные организации и т. д. Даже в условиях тоталитарных политических режимов существует некая сфера государственного невмешательства, область функционирования негосударственных субъектов, так или иначе оказывающих влияние на жизнедеятельность экономической системы. В условиях же плюралистической демократии государство целенаправленно уступает часть своих полномочий в хозяйственной сфере самоорганизующимся и самоуправляющимся структурам, в совокупности образующим гражданское общество. При этом, выступая неотъемлемой частью экономической системы, гражданское общество характеризуется не совпадающими с государственными (но и не противоречащими им) интересами, а также наличием механизмов, позволяющих обеспечить реализацию этих интересов исключительно за счет внутренних ресурсов самого гражданского общества. Индивид будет являться членом гражданского общества только в том случае, если он является обладателем "атрибута гражданской самостоятельности - быть обязанным своим существованием и содержанием не произволу кого-то другого в составе народа, а своим собственным правам и силам" <*>. Политическая свобода как таковая вытекает из экономической свободы, обе они предполагают взаимосвязь прав и обязанностей всех членов общества. В сущности сам факт утверждения гражданского начала тесно связан с утверждением и упрочением соответствующих экономических возможностей. Гражданин, будучи субъектом политической свободы, должен осознавать не только свои индивидуальные, частные интересы и цели, но также общие интересы и цели, скрепляющие всех членов общества в единое целое. Но вместе с тем "гражданское общество предполагает не только наличие нравственно самостоятельных, либерально настроенных и автономных граждан. Оно также строится на основе признания принципа как собственной автономии, так и автономности государства, экономики, образования как независимых секторов общественной жизни, внутри которых и во взаимодействии между которыми осуществляется верховенство закона и права" <**>. Исследование комплекса вопросов, связанных с соотношением гражданского общества и государства, позволяет прийти к выводу, что автономия и обособленность гражданского общества (по существу - его свобода) от публично-правовых институтов государства основываются прежде всего на его экономической самостоятельности. Вместе с тем говорить о полном отграничении гражданского общества от государства нельзя. Гражданское общество функционирует на территории государства и представлено его гражданами; в своей деятельности наряду с нормами частного права оно руководствуется нормативно-правовыми предписаниями публичного характера. Таким образом, идеальной является такая система взаимодействия гражданского общества и государства, в рамках которой государственный механизм обеспечивает гражданскому обществу незыблемость определенных прав и свобод (в первую очередь, права на частную собственность), последнее же проникает в сферу деятельности государства, участвуя в формировании государственных институтов и контроле за их деятельностью. Суть складывающихся отношений заключается в том, что государство выстраивает предполагаемую правовую модель гражданского общества, которая затем наполняется конкретным содержанием, причем само гражданское общество представляет собой комплексное явление, регламентированное не только нормами субъективного права, но и моральными, религиозными, корпоративными установками, содержание которых определяется историческим опытом, национальными традициями, уровнем развития демократии и культуры. -------------------------------- <*> Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. М., 1968. С. 25. <**> Сморгунова В. Ю. Гражданское общество и формирование гражданских добродетелей: теоретико-правовые проблемы: Монография. СПб., 2004. С. 374.

Являясь субъектом экономической системы, гражданское общество оказывает влияние на процессы государственного управления в экономической сфере. В этой связи отмечается, что общество, а точнее - структурирующие его субъекты (нации, народы, религиозные группы, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т. п.), оказывает как непосредственное, так и опосредованное воздействие на проводимую государством экономическую политику. Причем проводниками различных корпоративных (а иногда и частных) интересов выступают не только такие известные институты демократии, как выборы, референдум, участие представителей в правотворческой и контрольно-надзорной деятельности и т. д. Влияние на принятие важнейших экономических решений зачастую осуществляется через институт лоббирования. Социально-политическое лобби образуют общественные организации, деятельность которых связана с оказанием "давления" на официальную государственную власть с целью обеспечения приоритета узкокорпоративных интересов данной организации. Причем эти интересы нередко идут вразрез с интересами публичного (общегосударственного) характера. К лобби можно отнести такие институты политико-правовой системы, как политические партии (парламентского и непарламентского типа), негосударственные средства массовой информации, бизнес-корпорации, профсоюзы и т. п. Лоббирование как способ социально-политического воздействия может осуществляться как в противоправных, так и в правовых формах. К противоправным формам, как правило, относится подкуп государственных чиновников, от которых зависит принятие политического решения. Но лоббирование осуществляется и в правовых формах, не связанных с нарушением действующего законодательства: аргументация, убеждение, использование приемов подготовки и принятие соответствующих нормативных актов, формирование общественного мнения и т. д. В этой связи следует констатировать, что лоббирование - это сложный процесс воздействия общественных институтов на государство, включающий несколько этапов: 1) волеизъявление конкретного субъекта политико-правовой системы, выражающееся в определении конкретной проблемы или политической линии (курса); 2) организационная работа экспертов, консультантов, юристов, политических деятелей и т. д. по оформлению соответствующего политического волеизъявления в конкретные формы (нормативно-правовой акт, обращение, поправки к документам, соглашение с представителями иных субъектов политической системы и т. д.); 3) вынесение предложения или принятие решения на государственном уровне конкретным политическим деятелем, должностным лицом или группой лиц (фракцией, кабинетом и т. д.). Гражданское общество - это феномен, который не определяется границами конкретного государства, национальными особенностями и культурой отдельных народов. Гражданское общество в определенном смысле - категория глобальная, отражающая общецивилизационные процессы. Тенденции функционирования и развития гражданского общества носят наднациональный, надгосударственный характер, они отвечают требованиям объективных законов экономического развития и универсальным, общечеловеческим духовно-нравственным началам. Поэтому процесс развития гражданского общества неразрывно связан с интеграцией политико-правовой системы, с общемировой тенденцией универсализации нормативно-правовой основы и нивелирования государственных границ, препятствующих экономическому развитию. Формирование глобального гражданского общества прослеживается на протяжении всего социально-политического развития человечества. Мировая история демонстрирует устойчивую тенденцию взаимопроникновения, взаимовлияния политико-правовых культур, т. е. их интеграцию. В современной науке под интеграцией понимается сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Процессы интеграции могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы - в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности, так и при возникновении новой системы из ранее не связанных элементов. Отдельные части интегрированного целого могут обладать различной степенью автономии. В ходе процессов интеграции в системе увеличиваются объем и интенсивность взаимосвязей и взаимодействий между элементами, в частности надстраиваются новые уровни управления. Эта общая модель интеграционного процесса, безусловно, может быть перенесена и в сферу социальных отношений. При этом в самом общем виде социальная интеграция может быть интерпретирована как наличие упорядоченных отношений между индивидами, группами, организациями, государствами и т. д. Разновидностью социальной интеграции является интеграция политическая, т. е. сплочение, слияние общественных, государственных структур в рамках государства или в более широкую межгосударственную общность. При этом межгосударственная политическая интеграция происходит путем создания новых институтов власти, с передачей им части суверенных прав национальных политических органов. Передача этих суверенных прав прежде всего связывается с формированием механизма наднационального правового регулирования, с выработкой универсальных (т. е. носящих ненациональный характер и приемлемых для всех участников интеграционного процесса) правовых принципов и форм управления интегрированной политической системой <*>. -------------------------------- <*> Сальников М. В. Генезис и эволюция российской политико-правовой традиции (историко-теоретический и сравнительно-правовой анализ): Автореф. дис. ... доктора юрид. наук. СПб., 2005. С. 42.

Анализируя формально-юридический аспект интеграции экономической системы, следует акцентировать внимание на том, что интеграционные процессы в экономической сфере в значительной степени активнее и глубже, чем, например, в сфере искусства, художественной литературы, быта и т. д. Это определяется более универсальными свойствами экономики, которые по своим формальным критериям в большей степени наднациональны, и лишь их содержательная сторона может иметь некую национальную специфику. Достигнутая на настоящий момент степень универсальности формальной стороны разных экономических систем способствует их социальной диффузии. Это позволяет констатировать, что на современном этапе ведущая роль принадлежит интеграционной функции экономической системы. Особенно отчетливо такая социальная диффузия прослеживается в области правового регулирования экономики, что подтверждается процессами взаимной интеграции, казалось бы, совершенно различных правовых семей в контексте формирования единой глобальной экономической системы. Так, в странах англосаксонской правовой традиции принимается все больше законодательных актов, которые имеют приоритетную силу над прецедентами. С другой стороны, несмотря на несвойственность для отечественной правовой традиции прецедента как источника права, на практике судьи благожелательнее к той стороне, в отношении которой уже есть положительное решение другого суда по аналогичному делу <*>. -------------------------------- <*> Кривошеева Т. А. Интеграция российского права в обеспечении мирового правопорядка на примере обеспечительных мер в частном праве. Практический взгляд // Интеграция и опыт правовых преобразований в условиях вызова мировому правопорядку: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (Москва, 17 - 18 октября 2003 г.)/ Под ред. Г. П. Давыдова. М., 2003. С. 207.

Параллельно с интеграцией национальных правовых традиций происходит унификация системы международного права, которая, вбирая все лучшее, эффективное, начинает принимать универсальный характер, интегрируя элементы национальных правовых систем. Такая система способна оказывать гораздо большее влияние на внутригосударственные системы права, чем все они друг на друга, - это обусловлено устойчивой взаимосвязью между национальными и наднациональными правовыми системами, а также международным правом.

Название документа