Правовой статус главы государства во французской правовой системе

(Захарова М. В.) ("Конституционное и муниципальное право", 2006, N 6) Текст документа

ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ

М. В. ЗАХАРОВА

Захарова М. В., научный сотрудник Управления научных исследований МГЮА, кандидат юридических наук.

На протяжении длительной истории развития и становления французской конституционно-правовой мысли правовое положение главы государства претерпевало значительные динамические изменения, причины которых кроются, прежде всего, в изменениях внутри самого конституционного строя этой страны. На французской политической арене, последовательно сменяя друг друга, реализовались конституционно-правовые доктрины и концепции пяти республик. В представленной ниже статье мы не ставили себе в качестве основной задачи анализ правового статуса главы государства с момента его ab incunabulis, то есть основания (как говорили древние). Предметом нашего исследования станет лишь современный этап развития конституционного права Франции, начавшийся в связи с принятием Конституции 1958 г. - Конституции V Республики <*>. -------------------------------- <*> Следует заметить, что во Франции к настоящему времени появляются научные доктрины, ставящие под сомнение сам факт дальнейшей пролонгации действия V Республики и направленные на изменение конституционного строя и учреждение в стране VI Республики. См.: La VI-e Republique? // Droit public 1/2, 2002.

Порядок избрания главы государства

Принятие Конституции 1958 г. во Франции, которая в материальном смысле этого слова представлена тремя актами: собственно Конституцией 1958 г., преамбулой к Конституции 1946 г. и Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., - привело к изменению формы правления в этой стране. В соответствии с Конституцией 1946 г. Франция представляла собой парламентарную республику, а ее глава на основе ст. 29 Конституции избирался на семь лет Парламентом; при этом переизбираться он мог только один раз. В дополнение к ст. 29 Конституции во Франции был издан Закон от 8 декабря 1953 г. N 53-214 "О способе избрания Президента Республики", который был формально выражен всего в одной статье, которая, в частности, закрепляла, что "Президент Республики избирается без дебатов, тайным поименным голосованием, абсолютным числом поданных голосов" <*>. -------------------------------- <*> Journal Official. Lois et decrets, 9 decembre 1953. P. 10942.

Статья 6 Конституции 1958 г. (в своей первоначальной редакции) также не предусматривала возможность прямых выборов главы государства. В соответствии с данной статьей Конституции Президент Республики избирался сроком на семь лет коллегией выборщиков (члены Парламента, представители региональных властей, в том числе и заморских территорий Франции). Однако в результате крупной конституционной реформы 1962 г., которая была связана с именем генерала де Голля и ознаменовала собой новый виток в развитии Французской республики <*>, на референдуме 28 октября 1962 г. была принята новая редакция Конституции 1958 г. Изменения коснулись и порядка избрания главы государства. Отныне Президент Республики избирался на семь лет путем всеобщего и прямого голосования. Последние изменения в ст. 6 Конституции Франции были внесены в связи с принятием Закона от 2 октября 2000 г. В соответствии с этим нормативно-правовым актом мандат Президента на осуществление своих полномочий сократился на два года и составил пять лет. Что касается определения правовых основ переизбрания главы государства на новый срок, то в отличие от ст. 29 ранее действовавшей Конституции 1946 г., в которой прямо закреплялась возможность только однократного переизбрания, ныне действующая Конституция Франции подобный вопрос вообще не оговаривает. Из этого следует (и в этом вопросе мы полностью разделяем позицию авторов учебника по конституционному праву зарубежных стран под ред. Б. А. Страшуна), что перевыборы Президента могут иметь место неограниченное количество раз. -------------------------------- <*> Как отмечают исследователи, "1962 год стал для нового режима годом коронации". См. подробнее: Разделение властей. М., 2004. С. 254.

Часть 2 ст. 6 Конституции Франции 1958 г. гласит, что "условия применения настоящей статьи устанавливаются и ограничиваются законом". На сегодняшний день во Франции таких Законов было принято несколько. 1. Органический Закон от 6 ноября 1962 г. N 62-1292 (с соответствующими изменениями на 18 июня 1976 г., 13 января 1988 г., 10 мая 1992 г., 19 января 1995 г. и 20 января 1995 г.). А также Декрет от 14 марта 1964 г. N 64-231 "О порядке применения Закона N 62-1292" (с изменениями на 4 августа 1976 г., 21 января 1981 г., 6 января 1988 г. и 8 августа 1994 г.). 2. Органический Закон от 31 января 1976 г. N 76-97 "О выборах Президента Республики гражданами, находящимися за ее пределами". 3. Декрет от 8 августа 1994 г. N 94-674 "О финансовой гласности избирательной кампании Президента Республики". Доктринальный анализ указанных выше законодательных актов, а также ст. 7 Конституции Франции 1958 г. позволяет говорить о следующем порядке избрания Президента. 1. Избрание нового Президента Франции происходит не менее чем за 20 и не более чем за 35 дней до истечения срока полномочий Президента, состоящего в должности, - конкретную дату выборов назначает Правительство. В случае открытия досрочной вакансии выборы проводятся в те же сроки после открытия досрочной вакансии. 2. Списки кандидатов в Президенты публикуются в Journal official. Обнародует эти списки Конституционный совет, который во Франции выступает в роли Центральной избирательной комиссии по выборам Президента. 3. Потенциальный кандидат в Президенты обязан собрать подписи лиц, обладающих определенным выборным мандатом. В соответствии со ст. 3 Закона N 62-1292 к таковым лицам относятся члены Парламента, Высшего совета французов, проживающих за границей, представители территориальных собраний заморских территорий и мэры. 4. Кроме сбора подписей для получения статуса кандидата в Президенты соответствующее лицо должно представить в Конституционный совет декларацию о своем имущественном положении (потенциальный кандидат на занятие должности главы государства также берет на себя обязательство при избрании его Президентом и после истечения президентского мандата представить в Конституционный совет аналогичную декларацию). 5. Избирательная кампания по выборам главы государства в соответствии со ст. 9 Декрета от 14 марта 1964 г. N 64-231 начинается с момента публикации списка кандидатов в Президенты и заканчивается в последнюю пятницу недели, предшествующей официальной дате выборов. 6. Органом, контролирующим законность проведения избирательной кампании, является Конституционный совет. В данном случае Конституционный совет при осуществлении своей деятельности руководствуется не только Конституцией и указанной группой нормативно-правовых актов, но и Избирательным кодексом, введенным в действие Ордонансом от 19 сентября 2000 г. N 2000-916. 7. На выборах Президента победившим считается кандидат, получивший абсолютное большинство поданных голосов. Если абсолютное большинство получено не было, то назначается второй тур, в котором участвуют только два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов и не снявшие свои кандидатуры. Конституционный совет может продлить сроки, в течение которых проходят выборы Президента, но не более чем на 35 дней - со дня принятия им соответствующего решения.

Полномочия Президента в сфере законодательной власти

Наиболее значимым полномочием Президента Республики в сфере законодательной власти является в соответствии с ч. 1 ст. 12 Конституции Франции его право на роспуск Национального Собрания. Данное правомочие глава государства может осуществлять после консультации с Председателем палат и с Премьер-министром. При этом само право роспуска нижней палаты Парламента ограничено только тремя условиями: роспуск невозможен в течение одного года после предыдущего роспуска (ч. 2 ст. 12 Конституции); роспуск невозможен во время чрезвычайного положения (ст. 16 Конституции); роспуск не может быть осуществлен председателем Сената или Правительством, когда они исполняют обязанности Президента (ч. 4 ст. 7 Конституции). Если сравнивать юридические основы претворения данного правомочия главы государства с аналогичными российскими конституционно-правовыми нормами, то следует заметить, что в Российской Федерации Президент также имеет право роспуска нижней палаты парламента. Такое право ему передано в соответствии с п. "б" ст. 84, а также ст. 109 и 111 Конституции РФ. Однако в отличие от Франции такие беспрецедентные меры политического воздействия на общественные процессы в стране глава государства может применить на практике в строго определенных случаях: когда Государственная Дума трехкратно отклонит кандидатуру Председателя Правительства, предлагаемого Президентом, согласно Конституции РФ <*> (ч. 4 ст. 111 Конституции); когда Президент, разрешая правительственный кризис (Государственная Дума выражает недоверие Правительству и требует его отставки), распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ). -------------------------------- <*> Толкование данной статьи Конституции дано в решении Конституционного Суда от 11 декабря 1998 г. N 28-П; в данном решении, в частности, указывается, что Президент РФ вправе предлагать как одного и того же кандидата на должность Председателя Правительства, так и разные кандидатуры.

Отсутствие в Конституции Франции юридических норм, устанавливающих обязательность наличия формальных поводов для роспуска нижней палаты парламента (при наличии таковых в российской Конституции), приводит и к неоднородной практике претворения указанных юридических норм в жизнь. На сегодняшний день роспуск парламента для России - это лишь потенциал, для Франции, напротив, реальность (в 1968 г. Шарль де Голль распустил Национальное Собрание, в 1981 г. - Франсуа Миттеран). К иным полномочиям главы государства в сфере законодательной власти следует отнести: - в соответствии со ст. 10 Конституции Франции Президенту Республики предоставлено право промульгации законов в течение 15 дней, следующих после передачи Правительству окончательно принятого закона <*>; при этом глава государства может потребовать от Парламента нового обсуждения закона или нескольких его статей; -------------------------------- <*> По сравнению с ранее действовавшей Конституцией Франции 1946 г. указанный срок на передачу закона Президенту увеличился на 5 дней - в соответствии со ст. 36 Конституции Франции 1946 г. он составлял 10 дней.

- статья 13 Конституции Франции гласит, что "Президент Республики подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров". Такая формулировка ст. 13 Конституции не дает однозначного ответа на вопрос о том, является ли указанное правомочие главы государства его правом или обязанностью. Ответ на этот во многом дискуссионный вопрос может быть дан путем анализа юридической практики. В истории Франции существовали примеры отказа главы государства от подписания ордонансов, принятых Советом министров. Так, в 1986 г. Франсуа Миттеран отказался подписать правительственный ордонанс, касающийся приватизации государственной собственности; - в соответствии со ст. 18 Конституции Франции Президент может обращаться к Парламенту с посланиями; - по общему правилу все акты Президента требуют контрасигнатуры Премьер-министра. Данное правило не распространяется на правовые акты главы государства о роспуске Парламента, передаваемые на референдум и принимаемые при чрезвычайных обстоятельствах.

Полномочия Президента в сфере исполнительной власти

Часть 1 ст. 8 Конституции Франции гласит, что Президент Республики назначает Премьер-министра; он прекращает его функции по заявлению последнего об отставке Правительства <*>. Однако сам факт назначения Премьер-министра Президентом вовсе не означает подчинения Правительства только главе государства. Краеугольный принцип построения конструкции смешанной республики во Франции проявляется в том, что Правительство несет ответственность за свою деятельность в соответствии со ст. 20 Конституции и перед Парламентом. Если Правительство получит неодобрительную оценку своей деятельности в нижней палате Парламента - Национальном Собрании (либо в случае принятия большинством голосов Национального Собрания "резолюции порицания" в отношении Правительства, либо неодобрения его общеполитической декларации), то Президент обязан в силу ст. 50, 49 и 8 принять отставку Правительства. -------------------------------- <*> Следует учитывать также тот факт, что практика политической жизни во Франции сложилась таким образом, что Президент при формировании Правительства всегда должен учитывать результаты парламентских выборов в стране. В истории Франции можно найти ряд политических казусов, при которых Премьер-министр и Президент Республики принадлежали к различным политически блокам (в президентство Франсуа Миттерана Премьер-министром стал лидер правых партий Ж. Ширак).

В Российской Федерации Правительство также может уйти в отставку, если не получит одобрения своей деятельности в Государственной Думе (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ), но в данном случае последнее слово уже принадлежит Президенту - он либо распускает Государственную Думу соответствующего созыва, либо объявляет об отставке Правительства. Помимо назначения на должность Премьер-министра Президент Республики участвует также и в формировании государственного аппарата страны. Часть 2 ст. 13 Конституции устанавливает, в частности, что Президент назначает на гражданские и военные должности. При этом конкретной качественной характеристики этих государственных должностей в статьях французской Конституции не дается.

Полномочия Президента в сфере судебной власти

В соответствии со ст. 35 ранее действовавшей Конституции Франции 1946 г. за Президентом Республики было закреплено только одно полномочие в сфере осуществления судебной власти - право помилования. Анализ статей ныне действующей Конституции Франции позволяет говорить о расширении полномочий в данной сфере государственного властвования. На сегодняшний день участие Президента Республики в осуществлении судебной власти не ограничивается только правом помилования. В соответствии с Конституцией он является также председателем Совета Магистратуры.

Ответственность Президента

Правовые основы института политической ответственности главы государства закреплены в ст. 68 Конституции Франции. Данная статья, в частности, устанавливает, что Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные им при исполнении своих обязанностей главы государства, только в случае совершения государственной измены. В данном случае обвинение ему может быть предъявлено только обеими палатами Парламента абсолютным числом голосов. Непосредственное рассмотрение дела о привлечении Президента к уголовной ответственности осуществляет Высокая палата правосудия <*>. -------------------------------- <*> В соответствии со ст. 67 Конституции Франции в состав Высокой палаты правосудия входят представители обеих палат Парламента.

Подобная формулировка ст. 68 Конституции не позволяет сделать вывод о том, какие действия составляют объективную сторону юридического состава государственной измены. В связи с этим во Франции появляются высказывания о том, что следует внести изменения в ст. 68 Конституции. Так, сенатор Этьен Дели считает, что надо в самой ст. 68 определить качественную составляющую тех противоправных действий, которые следует определять как государственную измену главы государства. В частности, к таковым действиям Президента, по ее мнению, следует относить "измену интересам Франции со стороны главы государства в случае возникновения внешнеполитической угрозы; осуществление Президентом Республики тех полномочий, которые не предусмотрены Конституцией" <*>. В любом случае, как совершенно справедливо отмечают авторы учебника по конституционному праву зарубежных стран под редакцией Б. А. Страшуна, данную статью Конституции Франции можно толковать весьма расширительно, включая в юридический состав государственной измены и убийство, и взяточничество, и необоснованный отказ Президента промульгировать закон и т. д. -------------------------------- <*> Code constitionnele. P., 2001. P. 623.

Некоторые французские исследователи в данной связи вообще ставят вопрос об отсутствии у Президента Республики в период действия его мандата политической, уголовной и гражданской ответственности. По нашему мнению, данная позиция не может быть поддержана в силу прежде всего того факта, что в Конституцию включена ст. 53-2, предусматривающая возможность действия юрисдикции Международного уголовного суда на территории страны <*>. Статья 28 Статута Международного уголовного суда гласит, что его положения распространяют свое действие на всех граждан стран - участниц Статута независимо от их правового статуса. -------------------------------- <*> Ратификация Статута Международного уголовного суда во Франции датируется 9 июня 2000 г.

Таким образом, формально Президента Республики можно привлечь к уголовной ответственности как на основании ст. 68 Конституции (хотя сделать это довольно сложно, так как дефиниция государственной измены в данной статье не дана), так и в рамках процедур международно-правовой судебной юрисдикции (подобное развитие ситуации возможно в силу ст. 5 Статута Международного уголовного суда при совершении главой государства геноцида, военных преступлений и преступлений против человечества).

Подводя общие итоги, можно отметить следующее. Французская V Республика прошла достаточно длительный путь конституционного строительства <1>. Ее возглавляли, последовательно сменяя друг друга, человек "18 июня" <2>, или "республиканский монарх", как называли его современники, генерал де Голль, его соратник (бывший Премьер-министр Правительства де Голля) Ж. Помпиду, лидер партии правых В. Жискар д'Эстен, лидер социалистов Ф. Миттеран, нынешний Президент Франции Ж. Ширак. Конструкция смешанной республики приобретала с приходом к власти каждого президента все новые оттенки. Одни, как де Голль, пытались склонить чашу весов в сторону президентского правления. Примечательно в данной связи следующее высказывание генерала де Голля: "Уже почти век республиканская Франция является телом без головы. Такой головой и должен стать Президент... Франция нуждается в монархии, но не наследственной, исходящей из божественного права, а в монархии избирательной. Я выполняю функции монарха во имя Франции" <3>. Другие, как, например, Ж. Ширак, напротив, выступали за расширение полномочий Парламента. По его мнению, Парламент осуществляет недостаточный контроль за правительственной деятельностью <4>. Однако общая конструкция полупрезидентской республики, при которой принцип сдержек и противовесов между Парламентом и Президентом реализуется наиболее полным образом, сохраняла актуальность своего действия в стране. -------------------------------- <1> Конституция 1958 г. изменялась 15 раз. <2> Эта дата считается переломной в истории Франции XX в. В этот день 1940 г. де Голль выступил по лондонскому радио с обращением к соотечественникам не прекращать сопротивления, ведя борьбу с нацизмом до конца. "Франция проиграла сражение, но она не проиграла войну", - сказал генерал. <3> Молчанов Н. Н. Де Голль. М., 2003.С. 423. <4> La documentation francaise document d Etudes. Droit constitionnele et institution politique. N 104 Edition 1986 // Constitution francaise du 4 octobre 1958. P. 30

В данном отношении, на наш взгляд, России следует ориентироваться на опыт конституционного строительства Франции. И дело здесь даже не в чисто формальном закреплении положений о политической ответственности Правительства перед Парламентом (аналогично ст. 20 Конституции Франции), а именно в практике политической деятельности, в реально действующем механизме властвования. Власть Президента в Российской Федерации для многих граждан будет по-прежнему восприниматься в качестве авторитарной, пока не будет реально действовать институт недоверия Государственной Думы Правительству (формально закрепленный в Конституции РФ!), а результаты выборов в нижнюю палату парламента не будут напрямую влиять на перемену политического курса в нашей стране.

Название документа