Рассмотрение территориальных претензий Японии к России с точки зрения международного права

(Симкин В. С., Люксембург А. В.)

("Международное публичное и частное право", 2006, N 3)

Текст документа

РАССМОТРЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРЕТЕНЗИЙ ЯПОНИИ К РОССИИ

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

В. С. СИМКИН, А. В. ЛЮКСЕМБУРГ

Во время своего официального визита в Японию 20 - 22 ноября 2005 г. Президент России В. В. Путин на межгосударственных переговорах, беседуя с премьер-министром этой страны Дзюнъитиро Коидзуми, совершенно правильно и с точки зрения международного права заявил, когда речь зашла о требовании Японии о передаче Россией под юрисдикцию Японии части Курильских островов, что итоги Второй мировой войны не подлежат пересмотру!

Основными союзниками по Второй мировой войне, с одной стороны, США, Великобританией и Советским Союзом и представителями других стран, а с другой - представителями Японии в результате победы, одержанной союзниками над милитаристской Японией, был подписан 2 сентября 1945 г. Акт о безоговорочной капитуляции. Советский Союз в результате одержанной победы над милитаристской Японией и согласно закону статус-кво получил под свою юрисдикцию Южную часть острова Сахалин и прилегающие к нему острова и Курильские острова, полностью согласовав свои действия с главными своими союзниками по Второй мировой войне США и Великобританией, притом такое предварительное согласие было зафиксировано в основополагающих для мирового сообщества и международного права в бессрочных Ялтинском 1945 г. и Потсдамском 1945 г. соглашениях, не подлежащих пересмотру и никаким ревизиям согласно принципу необратимости исторических событий и времени.

Так уж получилось, что Япония на протяжении всего XX в. находилась в постоянном конфликте с нашей страной и иногда этот конфликт перерастал в войны. Более того, территориальные претензии к нашей стране со стороны Японии продолжаются более полувека - возвращение "северных территорий", а под "северными территориями" понимается следующее: официальные японские требования таковы - передать Японии четыре Курильских острова, а максимальные неофициальные требования - все Курильские острова, Южную часть острова Сахалин и часть территории Камчатки. И такие территориальные претензии существуют в настоящее время и будут продолжаться в будущем, если дипломатия, руководство и общественность нашей страны не примут серьезных профилактических шагов, нейтрализующих японские территориальные претензии к России. В противном случае продолжение территориальных претензий последует!

21 января 2006 г. посол Японии в России, выступая по всероссийской радиостанции "Маяк", заявил о том, что после подписания мирного договора Японии с Россией будет решен и спорный территориальный вопрос, в трактовке Японии, между нашими странами.

В начале двадцатых чисел января 2006 г. в Южно-Сахалинске проходила встреча японской общественной организации "Лига солидарности за возвращение "северных территорий" и общественных организаций Сахалинской области, где обсуждались территориальные претензии Японии к России.

Исторические факты

В 1904 - 1905 гг. Русско-японская война.

В 1918 - 1922 г. оккупация Японией нашего Дальнего Востока и части Сибири.

В 1938 г. агрессия Японии против СССР у озера Хасан.

В 1939 г. японские войска вторглись на территорию союзной СССР Монголии у реки Халхин-Гол.

В 1940 г. оформился военный блок Германии, Италии и Японии за установление нового мирового порядка на основаниях фашизма и милитаризма. В замыслы японских милитаристов входило создание так называемой великой восточноазиатской сферы сопроцветания. Особое место в этих планах занимал захват дальневосточных территорий Советского Союза.

На протяжении всей войны Советского Союза с Германией и ее союзниками с 22 июня 1941 г. и по 9 мая 1945 г. Япония постоянно совершала различные вооруженные и иные провокации против нашей страны, неоднократно готовилась нанести военный удар по территории нашей страны на Дальнем Востоке, и для этих целей у нее была хорошо подготовленная миллионная Квантунская армия. Поэтому для отражения возможной агрессии руководство Советского Союза вынуждено было постоянно держать в постоянной боевой готовности от 32 до 59 дивизий на Дальнем Востоке нашей страны.

Учитывая, что милитаристская Япония на протяжении всего периода Второй мировой войны воевала с нашими основными союзниками, и поэтому для обеспечения своей безопасности, и по логике развития самой Второй мировой войны, и для обуздания японского агрессора, и для ускорения окончания Второй мировой войны, и в согласии со своими союзническими обязательствами с США и Великобританией Советский Союз досрочно расторгнул Советско-Японский пакт о нейтралитете 1941 г., при этом уведомив об этом правительство Японии, и, более того, следует заметить, что этот Пакт утратил свое первоначальное значение в связи с коренным изменением международной обстановки и постоянными почти не прекращающимися провокационными действиями Японии против нашей страны, и согласно Закону войны открыл Второй союзный фронт на Дальнем Востоке 8 августа 1945 г.

Нужно констатировать, что, по существу, Советский Союз имел на своих дальневосточных границах, особенно начиная с 22 июня 1941 г., как бы в ждущем режиме, второй фронт, который не сегодня, так завтра вот-вот откроется из-за постоянно готовящихся и проводимых агрессивных действий японского милитаризма против нашей страны.

Советский Союз, развернув и введя в военные действия Второй союзный фронт, с 8 по 23 августа разгромил Квантунскую армию численностью 881 тысяча человек, освободил южную часть острова Сахалин и прилегающие к нему острова и Курильские острова ко 2 сентября 1945 г., захваченные Японией у России в ходе Русско-японской войны 1904 - 1905 гг., что и ускорило и вынудило подписать Японию Акт о безоговорочной капитуляции.

Более того, в ходе военных действий Советский Союз освободил Северную Корею, Маньчжурию, некоторые районы Китая от японской оккупации.

Основными победителями во Второй мировой войне для рассмотрения и международного осуждения агрессивных действий милитаристской Японии и наказания главных виновников - организаторов агрессии и военных преступлений и определения военных преступников был создан в 1946 - 1948 гг. Токийский трибунал. Токийский трибунал, в частности, осудил агрессию как величайшее преступление и приговорил семерых военных преступников к смертной казни, шестнадцать военных преступников - к пожизненному заключению, а остальных военных преступников - к длительным срокам тюремного заключения.

В Токийском трибунале отмечалось, что внешняя и внутренняя политика предвоенной и военного времени Японии была направлена на подготовку, развязывание и ведение агрессивных войн. Японские милитаристы совместно с гитлеровской Германией и фашистской Италией стремились к установлению мирового господства, к порабощению народов Китая, СССР, США, Великобритании и других стран.

О законе статус-кво, о международном праве

Статус-кво как основной закон дипломатии и международных отношений сформулирован и формализован авторами данной статьи так: "Победитель в войне, или победившее восстание, определяет свой Закон, свое Право, свои Условия и свой порядок". Так было в истории, так есть и так будет, пока мир не перейдет на интеллектуальные основания деятельности, на законы научного знания и их юрисдикцию как на государственном, так и на международном уровне.

И отсюда следует, что никаких претензий к победителям со стороны побежденных, как и новых претензий к побежденным со стороны победителей или потерпевших, быть не может, и любые претензии не могут быть даже обсуждаемы. И только на этих условиях может быть обеспечена международная стабильность, безопасность и реальная предсказуемость на международном уровне.

Основополагающими документами современности международного права являются законы и принципы научного знания, а также документы Тегеранской конференции 1943 г., Ялтинской конференции 1945 г., Потсдамской конференции 1945 г. и Хельсинкский акт 1975 г., подтвердивший законность документов перечисленных Конференций, и закон статус-кво как закон, являющийся теоретической основой международного права, наряду с принципами международного права, и только на их основании может быть оказано международное противодействие сепаратизму и его лидерам, противодействие национализму, политическому, экономическому, юридическому и религиозному экстремизму, необоснованным территориальным претензиям и чрезвычайно опасному и постоянно действующему и воздействующему на людей во всех странах мира информационному экстремизму и обвинению настоящего историей.

Поэтому основной международный закон статус-кво является не только обязательным для исполнения всеми странами мира, но и является разграничительной демаркационной чертой и границей между прошлым и настоящим.

Сан-Францисский мирный договор 1951 г. с Японией, подписанный нашими основными союзниками по антигитлеровской коалиции и другими странами и в котором была осуществлена попытка ревизии итогов Второй мировой войны по ущемлению законных прав и интересов СССР, следует считать нелегитимным, следует квалифицировать как преднамеренный сговор, как юридически несостоятельный сепаратный договор, разработанный без приглашения к обсуждению проекта договора официальных представителей СССР (любое сепаратное соглашение не признается международным правом и рассматривается как тайный сговор или заговор одних государств против других), как несостоятельный международный юридический казус, и поэтому Советский Союз Сан-Францисский мирный договор, естественно, не подписал.

Более того, следует иметь в виду, что к моменту заключения Сан-Францисского мирного договора существенно изменилась международная обстановка - в мире началась "холодная война", когда межгосударственные отношения между бывшими союзниками: СССР, с одной стороны, и США и Великобританией - с другой, обострились и стали крайне враждебными, то есть произошло коренное изменение международной обстановки, что не могло не отразиться в итоговом сепаратном договоре и тем более что бывшими союзниками СССР существенно были нарушены права основного победителя - СССР, когда США и Великобритания фактически отказались от своих обязательств по подтверждению ранее достигнутых соглашений и договоренностей, то есть вышли из режима предсказуемости по ведению международных дел, в частности по установлению границ Советским Союзом на Дальнем Востоке.

Следует заметить, что поскольку Советский Союз не подписал сепаратный Сан-Францисский мирный договор 1951 г., поэтому ссылаться на его статьи, особенно гражданам России, лишено смысла как с юридической точки зрения, так и с научной.

Но вызывает удивление, что некоторые историки, философы, политологи, общественные и государственные деятели и даже дипломаты и другие деятели нашей страны постоянно ссылаются на статьи Сан-Францисского мирного договора 1951 г., что является полным абсурдом, потому что глава нашей делегации А. А. Громыко от имени Советского Союза не подписал этот договор! И правильно сделал - нельзя подписывать сепаратные договоры!

Следовательно, и де-факто, и де-юре ссылки на Сан-Францисский мирный договор 1951 г. несостоятельны и нелегитимны, особенно для граждан России!

Современная российская дипломатия не имеет права втягиваться в переговорный процесс и пересматривать результаты и итоги Второй мировой, нарушать суверенитет и территориальную целостность в вопросах, которые окончательно и устойчиво решены Второй мировой войной. Действительно, никак нельзя отменить Вторую мировую войну, ее итоги и результаты, как и не может быть отменен закон статус-кво, нельзя отменить Хельсинкское совещание 1975 г., которое подтвердило статус-кво, а значит, и невозможность обращения к ранее бывшим декларациям и претензиям, не исключая Сан-Францисский мирный договор 1951 г. и Московскую Советско-японскую декларацию 1956 г., которая не приняла форму договора между Японией и СССР и, следовательно, может выполняться, как может и не выполняться, декларация на то и есть декларация, а не международный договор.

Более того, указанная Декларация противоречит основам международного права и поэтому не имеет ни юридической, ни дипломатической силы, хотя она и была ратифицирована 8 декабря 1956 г. Председателем Верховного Совета СССР К. Ворошиловым и Секретарем Президиума Верховного Совета СССР А. Горкиным, то есть не высшим законодательным органом страны - Верховным Советом, а его Президиумом, что формально явно превысило его права и полномочия, хотя и у Верховного Совета СССР таких прав и полномочий просто не было и не могло быть по определению, а значит, ратификация указанной Декларации является нелегитимным указом, и тем более такие действия были проведены на основании волюнтаристского решения и без уведомления общества и институтов власти.

Особенно следует заметить, что декларация согласно международному праву и есть заявление о своей позиции по конкретным вопросам, и не более того. Отсюда следует, что Московскую Советско-японскую декларацию 1956 г. всерьез и рассматривать даже нельзя с позиции международного права и тем более выполнять, а надо отвергнуть раз и навсегда и к этому вопросу больше никогда не возвращаться, так как эта Декларация противоречит основам международного права, закону статус-кво, современным научным установлениям, принципам международного права, Конституции Российской Федерации.

Опять же, вызывает удивление, что некоторые наши историки, философы, политологи, общественные и государственные деятели и даже дипломаты постоянно ссылаются на нелегитимную с точки зрения международного права Московскую Советско-японскую декларацию 1956 г. либо, принимая ее отдельные статьи, но отвергая статью, где речь идет о передаче двух Курильских островов под юрисдикцию Японии, рассматривают упомянутую Декларацию как якобы состоявшийся международный договор, равносильный заключению мирных отношений между нашими странами. И такие ошибочные суждения и основанные на них действия в отношениях между нашей страной и Японией продолжаются уже не одно десятилетие.

Следует отметить, что Московская совместная декларация СССР и Японии 1956 г. находится в явном противоречии с международным правом и принята в нарушение закона статус-кво и Актов о безоговорочной капитуляции, под которыми стоят подписи стран-участниц и которые не могут ни при каких обстоятельствах быть пересмотрены, аннулированы и денонсированы ни международным мнением, ни Организацией Объединенных Наций, ни современностью, ни будущим.

Вторая мировая война не закончилась поражением Германии и ее союзников в Европе, она закончилась 2 сентября 1945 г. поражением Японии и подписанием основными победителями и Японией Акта о безоговорочной капитуляции, а основные победители СССР, США и Англия прекратили состояние войны и установили состояние мира и мирного времени, что равнозначно заключению мирного договора, а сам мирный договор можно заключать и подписывать, а можно и не заключать и не подписывать, так как Акт о безоговорочной капитуляции Японии в данном случае взял на себя функции мирного договора и сам есть мирный договор!

Отсюда с предельной ясностью следует, что не нужен никакой мирный договор России с Японией, на котором так настаивает Япония, так как подписанный Акт о безоговорочной капитуляции между Японией и победителями во Второй мировой войне по определению и сути вещей исключает такую необходимость.

Никакое правительство, никакое официальное государственное лицо, даже высшее верховное лицо государства, никакая государственная организация не имеют права собственности на территорию страны, как и Организация Объединенных Наций, а руководство страны имеет право и обязанность на ее защиту, но не обладают правом и полномочиями нарушать границы, суверенитет и территориальную целостность государства.

Действительно, утрата даже части территории есть утрата органического фрагмента своего существования и создает прецедент и плацдарм для новой агрессии против России, и поэтому втягивание в переговоры о границах, как и согласие на такие переговоры, уже есть нарушение статус-кво и условий безоговорочной капитуляции и должно быть юридически наказуемо согласно международному праву и тем более по статьям Конституции России.

Государство обязано защищать свои завоевания любыми допустимыми средствами в соответствии с международным правом и законом статус-кво и отстаивать свой суверенитет и суверенитет других стран, не признавать и противостоять тенденциям сепаратизма, национализма и проявлениям религиозного экстремизма и учитывать несоизмеримые утраты и потери Советского Союза не только на своей территории, но и на территориях других государств, которые освобождал Советский Союз, и в целом все потери, обусловленные фактом агрессии, доказанным, в частности, Нюрнбергским трибуналом 1945 - 1946 гг. и Токийским процессом 1946 - 1948 гг., а передачи части своей территории иностранному государству следует рассматривать и квалифицировать как некомпетентные и не имеющие мотивов оправдания, как безусловно подсудные нарушения и как действия, направленные против сохранения международной безопасности и поэтому не имеющие срока давности по определению нарушения и отмене противоправных решений.

Если бы Германия и Япония победили во Второй мировой войне, тогда они установили бы свои законы в завоеванных странах, свое право, свои порядки, свои условия и устанавливали бы границы по своему усмотрению, но миру известно, какой порядок устанавливали на захваченных и оккупированных территориях Германия, Япония и их союзники и каков был бы порядок в мире, если бы они победили, но они не победили, и мировой порядок на своих условиях установили победители, и так всегда было в истории и так будет, пока мир не перейдет на интеллектуальные основания логического суждения, деятельности и отношений.

Но результаты и последствия могли быть иными при другом ходе Второй мировой войны, и были бы другие победители и побежденные, и были бы другие международные трибуналы, и другие обвиняемые, и другой был бы мировой порядок, а не тот, который устанавливали результаты Второй мировой войны, установили победа одних и поражение других, устанавливает право победы как свершившаяся, бесспорная и необратимая данность, даже если кому-то и хотелось бы, чтобы был другой результат, и потому те, кому хотелось бы других результатов Второй мировой войны, возбуждают информационную войну, ставя задачу пересмотра итогов Второй мировой войны и даже итогов Истории, что как раз и требует привлечения к ответственности нарушителей мирового порядка, условий капитуляций, условий мирного времени и права Победы, а также наказания.

Непривлечение к ответственности нарушителей мирового порядка и условий мирного времени, закона статус-кво, бессрочных основополагающих для мирового сообщества договоров и соглашений ведет к новым конфликтам, к новым претензиям и к враждебности как во внутригосударственных общественных отношениях, так и в международных.

Более того, закон статус-кво невозможно произвольно или метафорически истолковывать, и поэтому закон статус-кво - особо значим для мировой цивилизации, и только на его основании возможно обеспечение и сохранение мира между народами.

Закон статус-кво может выступать и выступает и как интеллектуальный термин, не имеющий другого значения и синонима для государственной и международной деятельности и согласно которому должна отменяться дипломатическая казуистика.

Именно закон статус-кво препятствует сохранению произвольной и софистической деятельности правительств и дипломатов, но он и не ставится на ратификацию Организации Объединенных Наций, как и не устанавливаются регламент и процедура для современной государственной и дипломатической деятельности, а в настоящем продолжают сохраняться исторический архаизм понимания государственной власти и архаическая традиция дипломатического образования.

Организация Объединенных Наций как международный институт права не осуществляет контроль за нарушениями права, за уровнем образованности представителей государств, не учитывает кардинального различия между ненаучной образованностью девятнадцатого века и требованием научной образованности для современности и потому не предотвращает усиления ни индивидуализма, ни сепаратизма, ни национализма как проявления крайних форм отклоняющегося поведения, не предупреждает и не предотвращает нарушений бессрочных договоров, соглашений и обязательств, условий капитуляций, условий сокращения и ограничения вооружений.

Организация Объединенных Наций не пресекла и не пресекает территориальные притязания Японии к нашей стране на протяжении почти полувека и ее информационно-агрессивную деятельность, но это не внутреннее дело двух стран, а вопрос международного права, так как Акты о безоговорочной капитуляции являются официальными документами Организации Объединенных Наций и не могут нарушаться ни одним государством и никакими двухсторонними отношениями государств или сепаратными переговорами, так как любые сепаратные переговоры и соглашения не признаются международным правом и квалифицируются как сговор или заговор одних государств против других, так и распространяемая ими информация рассматривается как провокационная и дезинформационная. За такое агрессивное деяние по отношению к нашей стране Япония подлежит привлечению к Суду Организации Объединенных Наций, но ни подача иска, ни привлечение к Суду Японии не осуществлено по неизвестным и скрытым от мирового сообщества обстоятельствам, что не снимает ответственности за неисполнение своих полномочий с Организации Объединенных Наций и что требует ее эффективного и неукоснительного вмешательства для восстановления и установления международной законности и мировой стабильности.

Такое положение не может далее и более сохраняться, иначе и Россия, и другие страны мира утрачивают основания самосохранения и развития, а значит, и основания безопасности, логические основания предсказуемости, образовательной критичности и образовательного здравомыслия, но когда еще сохраняются мотивы и мотивировки созерцательного и повседневного восприятия, здравомыслия, созерцательной и чувственной адекватности, которая также может утрачиваться, и тогда общество подойдет к состоянию немотивированного и жестокого поведения, которое часто и проявлялось в истории, в истории войн, в истории власти послушания и подчинения.

Великая Победа во Второй мировой войне теряет свой смысл и превращается в одну из тысяч бывших в истории побед одних и поражения других, а не в Великую эволюционную, прогрессивную и жизнеутверждающую Победу всего человечества и для всего человечества, потому что 3 сентября 1945 г. как день окончания Второй мировой войны и переход мирового сообщества к мирному времени должен отмечаться и праздноваться всеми странами мира ежегодно, и потому не только надо обязательно отмечать и праздновать Победу над фашизмом и милитаризмом во Второй мировой войне, но и обязательно защищать Победу, признавать право Победы, так же как и защищать знания науки, потому что если нет условий для умственного и эмоционального морально-нравственного развития, которые задают наука и научно-образовательная система, если нет знания законов, норм и правил логического суждения, то нет и развития, нет и будущего у человечества.

Праздник Победы 3 сентября 1945 г. - это общемировой праздник и общемировое торжество избавления не только от фашизма и милитаризма, но и начало интенсивного освобождения и от колониализма, расизма и индивидуализма и признание общности человечества, его разумности и здравомыслия, его познавательных возможностей и способностей, позволивших создать современную науку и научно-образовательную систему, без которых не может быть ни прогресса, ни знания, ни понимания того, что делать и даже что и как праздновать.

Исходя из изложенного, и по сути вещей, и для утверждения исторической справедливости, нами и предлагается исправить историческую несправедливость, историческую ошибку: внести в Федеральный закон "О днях воинской славы (Победных днях) России" и считать дату 3 сентября днем Победы во Второй мировой войне, днем Победы над милитаристской Японией.

Этот вопрос надо поднять и потому, что 2 февраля 2006 г. исполнилось 60 лет со дня образования Сахалинской области.

Но России уже давно пора за необоснованные территориальные претензии по отношению к нашей стране привлечь Японию к Суду Организации Объединенных Наций, но ни подача иска, ни привлечение к Суду Японии не осуществлены по неизвестным и скрытым от мирового сообщества обстоятельствам, что не снимает ответственности за неисполнение своих полномочий и с российской дипломатии, и лично с министра иностранных дел России, и с Организации Объединенных Наций. Установление справедливости и пресечение территориальных претензий Японии к России требуют быстрого, эффективного и неукоснительного вмешательства Организации Объединенных Наций для восстановления и установления международной законности и мировой стабильности.

Название документа