Национальная безопасность и национальные интересы Российской Федерации в контексте миграционных процессов

(Балашова Т. Н.) ("Миграционное право", 2006, N 1) Текст документа

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Т. Н. БАЛАШОВА

Балашова Т. Н., заведующая кафедрой гражданского права и процесса Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, кандидат юридических наук, доцент.

Крупнейшие геополитические изменения, социальные кризисы, межэтнические вооруженные конфликты, столкновения на территории бывшего СССР вызвали крупномасштабные вынужденные перемещения населения на всем постсоветском пространстве, включая Россию. Можно сказать, что российской миграции в полной мере присущи закономерности, определяющие в последние десятилетия международную миграцию населения. Россия оказалась в сложном положении в связи с резко обострившимися как за ее пределами, так и внутри нее национальными конфликтами, чрезмерными политическими амбициями определенных политических кругов практически всех бывших союзных и ряда автономных республик. В результате такой политики - миллионы русских и других граждан бывшего СССР, оказавшихся в роли своеобразных заложников в этих государствах, тысячи вынужденных мигрантов, потоки которых в России нарастают. Учитывая специфику сложившейся миграционной ситуации в России, можно выделить три основных вида миграционных потоков: вынужденная миграция, трудовая или социально-экономическая миграция, нелегальная миграция. В связи с изменением социально-экономической обстановки в стране акцент в миграционной политике государства в настоящее время объективно сместился в сторону противодействия нелегальной миграции и ее негативных последствий, тогда как в начале 1990-х гг. основной проблемой государства в миграционной сфере являлось обеспечение прав вынужденных мигрантов. Каждый из названных видов миграции является составляющей проблемы обеспечения национальной безопасности в России. При этом существующая парадигма исследуемой проблемы позволяет рассматривать миграцию в различных аспектах обеспечения безопасности - военном, экономическом, международном, социальном, демографическом, культурном, этническом, эпидемиологическом и др. Это объясняется значительной детерминированностью процессов миграции от направлений развития общества и государства в целом, причем зачастую не одного государства, а сразу нескольких. Кроме того, следует учитывать, что сама связь миграции и безопасности носит двусторонний характер: это не только безопасность общества и государства, затрагиваемых миграционными процессами, но и безопасность самих мигрантов, которая во многом зависит от вида перемещения (миграции) и его оснований. Основной проблемой в области миграции, создающей угрозу национальной безопасности, продолжает оставаться существование в стране большого числа нелегальных мигрантов. Все еще значительны потоки нелегальной иммиграции в Россию из государств с нестабильной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой. Нелегальные мигранты не только сами не могут пользоваться предоставленными правами, но и в то же время не могут быть привлечены к выполнению обязанностей, установленных государством. При этом связь незаконной миграции и терроризма, организованной преступности становится очевидной для всего мирового сообщества. Рассматривая миграционную ситуацию в России, необходимо раскрыть ее криминогенную составляющую, поскольку именно на уровне последней ярче всего проявляется связь этого явления с проблемой обеспечения национальной безопасности. Криминальную миграцию следует рассматривать не только в уголовно-правовом срезе, но и в политическом, экономическом, национально-этническом, социально-демографическом и иных аспектах. В политическом срезе криминальная миграция сопряжена с влиянием геополитических факторов (с экспансией внешнего влияния отдельных государств на внутреннюю политику определенных стран; преступники-мигранты становятся своеобразным авангардом, который используется в качестве средства уточнения политических устремлений тех или иных социальных групп или государств). С социально-экономической точки зрения криминальная миграция является неотъемлемой частью инфраструктуры криминального бизнеса, а поэтому перемещения правонарушителей сказываются на состоянии всей системы экономических отношений. С национально-этнической точки зрения криминальная миграция выражается в территориальном перемещении тех наций и этнических групп, которые отличаются повышенной мобильностью в криминальном плане. Криминальная миграция тесно связана с трансграничной преступностью, которая в настоящее время обрела шесть основных отличительных признаков: а) функционирование устойчивых международных преступных групп, специализирующихся на совершении особо опасных преступлений (наркобизнес, торговля оружием и т. д.); б) коррупция, с помощью которой создается система защиты от закона и власти; в) легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем; г) межклановая борьба с применением террора за передел собственности и сфер влияния; д) преступная деятельность как бизнес под прикрытием легальных коммерческих структур; е) тесная, "генетическая" связь международных преступных групп с криминальной миграцией преступного элемента и преступных технологий. Кроме криминогенной составляющей миграционной ситуации необходимо рассматривать ее экономическую и демографическую стороны. В условиях системного кризиса российской экономики без глубокой проработки актуальных идей и целей миграционной политики Российской Федерации остается реальной угроза не контролируемого государством процесса "утечки умов". Законодательно не обозначив концептуальные идеи и цели миграционной политики России, Правительство РФ искусственно "замораживает" сложившуюся на сегодняшний день нетерпимую миграционную ситуацию, при которой из России ежегодно эмигрируют до 100 тысяч высококлассных специалистов, в том числе около двух тысяч ученых-интеллектуалов. На фоне этого Россию наводняют малограмотные мигранты из стран ближнего зарубежья, значительная часть которых не является русско-культурными и основной целью которых является незаконная, нелегальная или преступная экономическая деятельность. Потери России из-за "утечки умов" в последнее десятилетие, по мнению специалистов, превысили сумму в 50 млрд. долларов США. Как образно в свое время высказывался Паскаль, "может случиться так, что достаточно будет уехать 300 интеллектуалам - и Франция превратится в страну идиотов", а из России за 10 последних лет уже выехало около 70 тысяч специалистов в области обороны и военно-промышленного комплекса и около 800 тысяч ученых, число занятых в науке в 90-е гг. сократилось в три раза <*>. -------------------------------- <*> Миграционные процессы и российский научно-технический потенциал. Социально-экономические последствия миграции научных кадров: Научный доклад. М., 2002. С. 30.

Ни одна страна в мире, которая заботится о своей экономической безопасности, на законодательном уровне не допускает утечки из страны основных факторов производства, и особенно элементов, в совокупности образующих национальный капитал. Основное достоинство мирового рынка состоит как раз в том, что его механизм позволяет любой стране с максимальной экономической выгодой обменивать одни факторы производства на другие, чаще всего недостающие в данной конкретной стране. В связи с этим суть рынка состоит в том, чтобы одни экономические и производственные факторы обменивать на другие, а не в том, чтобы невосполнимые и жизненно необходимые ресурсы страны безвозвратно и практически беспрепятственно "утекали" из страны без эквивалентного обмена. Когда же происходит невосполнимая утрата новейших технологий и квалифицированных кадров, то речь надо вести о безвозвратных потерях капитала, которые рано или поздно приведут экономику страны к полному краху. Пора наконец проявить здоровый национальный эгоизм. Страна и ее народ должны богатеть, а не разоряться. В целом необходимо проведение качественной переработки законодательства в области миграционных отношений с целью создания более действенных механизмов контроля над миграционными процессами, прежде всего пресечение незаконной иммиграции, а также незаконного вывоза российских граждан за пределы территории государства; интеграция мигрантов в социальные и экономические условия жизни страны, оптимизация внутренних миграционных потоков, вхождение России в международный рынок труда и регулирование экономической миграции. Помимо законодательных необходимы также меры экономического и организационного характера: полная демаркация государственных границ, поддержание и оборудование границ, разрешение территориальных споров с пограничными государствами, налаживание системы кадровой подготовки специалистов миграционных служб и др.

Название документа