Выступление по теме: "Различные аспекты международного сотрудничества по управлению кризисными ситуациями"

(Стерник А. В.)

("Право и политика", 2006, N 4)

Текст документа

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ: "РАЗЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ КРИЗИСНЫМИ СИТУАЦИЯМИ"

А. В. СТЕРНИК

Стерник Александр Вадимович - начальник отдела Совета Безопасности и политических вопросов Генеральной Ассамблеи ООН Департамента международных организаций МИД России.

Российское сотрудничество с иностранными партнерами, а также с многосторонними международными механизмами во многом схоже с тем, что нам сейчас рассказали наши французские коллеги. Действительно глобализация привела к тому, что угроза терроризма перешагнула через границы национальных государств и представляет собой универсальную угрозу. Террористы эффективно пользуются достижениями глобализации, что делает крайне затруднительным для одного отдельно взятого государства контролировать эту ситуацию. Поэтому залог успеха такого сотрудничества мы видим на основе сочетания национальных возможностей и потенциала международных организаций, способных координировать усилия государств на глобальном уровне.

Основой такого сотрудничества на международном уровне являются 12 международных антитеррористических конвенций. Россия является участницей 11 из них и до конца этого года Правительством Российской Федерации поставлена задача присоединиться к последней 12-й конвенции по маркировке пластиковых веществ с целью их обнаружения. Осенью этого года в Нью-Йорке в рамках саммита ООН, в котором примет участие и Президент Российской Федерации, к подписанию будет открыта Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма, принятая по инициативе России в начале этого месяца.

Другим важным элементом правовой основы сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом являются обязательные для всех государств резолюции Совета Безопасности ООН. Россия предпринимает шаги к тому, чтобы адаптировать эти конвенции и резолюции Совета Безопасности под российское законодательство и ответственно выполнять содержащиеся в них положения. Другой блок резолюций Совета Безопасности также является очень важным с точки зрения успеха наших национальных усилий по нейтрализации террористической угрозы. Это, прежде всего, резолюции, вводящие санкции в отношении талибов и "Аль-Каиды", а также связанных с ними лиц и организаций. В рамках этих резолюций введен тотальный режим санкций в отношении указанных лиц. Регулярно обновляются санкционные списки, в которые включены порядка двухсот лиц и около ста организаций. Удалось заморозить порядка 120 миллионов финансовых активов, принадлежавших этим лицам. Эта сумма весьма существенная, если принять во внимание то, что для организации проведения теракта, как правило, требуется всего лишь несколько тысяч долларов.

Одновременно по линии российских спецслужб и при координирующей роли Министерства иностранных дел ведется регулярный обмен информацией с экспертами ООН для уточнения этого списка, а также его пополнения. В результате такой работы в этот список включен ряд чеченских террористов и организаций. Однако, после того как "Аль-Каиде" был нанесен серьезный удар, встает острый вопрос о том, как распространить санкции на те организации и лица, которые напрямую не связаны с "Аль-Каидой" и талибами. Здесь мы сталкиваемся с большой проблемой. До сих пор в международном праве отсутствует единое определение терроризма, которое позволяло бы квалифицировать то или иное действие как террористический акт, а значит, распространять на него режим санкций.

Трудно сказать, когда это определение будет согласовано, прежде всего, в силу особой позиции арабских государств, которые стремятся выгородить или оправдать национально-освободительные движения, прибегающие к тактике индивидуального террора. Однако в отсутствии такого определения было бы оправданным включать в уже имеющийся антитеррористический список те лица и организации, которые разделяют идеологию "Аль-Каиды", действуют ее методами.

Подводя итог сказанному, я хотел бы обратить внимание на тот новый феномен, который возник в конце прошлого года в результате стихийного бедствия, которое постигло Южно-азиатские прибрежные государства. Стихия принесла вместе со смертью и разрушением весьма специфические последствия. Эта информация требует еще дополнительного уточнения и анализа, но возникает впечатление, что население в страхе перед повторным ударом стихии стало активней обращаться к вере, к религии, ища в ней защиту. Отчасти это связано с тем, что помощь по линии государства или международного сообщества поступала не вовремя и не в достаточных объемах.

Такой ситуацией при определенном стечении обстоятельств могут воспользоваться те, кто способен направить чувства верующих в опасное неправильное русло, вербуя среди них пособников экстремизма различных мастей. В этом контексте особую актуальность приобретает работа на опережение, на раннее обнаружение и предупреждение о надвигающихся стихийных бедствиях и катастрофах, особенно в этом регионе земного шара, населенном преимущественно мусульманами. На наш взгляд, серьезного изучения заслуживает идея, в свое время выдвинутая министром по чрезвычайным ситуациям С. Шойгу, о создании по всему миру региональных центров раннего обнаружения и предупреждения о стихийных бедствиях. Она позволила бы нам иметь своего рода страховочную сетку, которая помогла бы избежать тяжелых осложнений по результатам стихийных бедствий.

Благодарю вас за внимание.

Название документа