Становление и развитие международно-правового регулирования торговли услугами

(Дубинкина С. Н.) ("Право и политика", 2006, N 2) Текст документа

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ

С. Н. ДУБИНКИНА

Дубинкина Светлана Николаевна - аспирант Института государства и права РАН, главный юрисконсульт ЗАО "Славия +".

Интенсивное развитие международной торговли во второй половине XX века, обусловленное процессом интернационализации, вызвало к жизни новые формы и методы ее правового регулирования. Многостороннее международно-правовое регулирование торговли на региональном уровне стало дополняться универсальным регулированием международных торговых отношений, что дало начало процессу формирования общемирового правового пространства в рассматриваемой сфере. Историю его формирования можно вести с момента вступления в силу ГАТТ-47, все участники которого взяли на себя обязательство применять ч. II Соглашения, содержащую кодекс правил международной торговли, в максимально полном объеме. Это влекло за собой процесс "приспособления" национального внешнеторгового законодательства к нормам ГАТТ, и тем самым достигалась совместимость национальных систем регулирования внешней торговли, устранялись многие барьеры в международной торговле. Несмотря на происходящие изменения в структуре международной торговли за счет стремительного увеличения доли услуг, торговля услугами осталась за рамками регулирования ГАТТ. Это было обусловлено прежде всего разнообразием услуг <*>, их разнохарактерностью и многоплановостью, сложностью унифицированного подхода к регулированию их ввоза и вывоза, к применению в отношении торговли услугами общепринятых норм международной торговли, в частности режима наибольшего благоприятствования и национального режима <**>. -------------------------------- <*> Например, в соответствии с классификатором услуг, подготовленным Секретариатом ГАТТ на базе единого классификатора ООН, насчитывается более 30 видов транспортных услуг, более 20 видов услуг связи и т. д. <**> Дюмулен И. И. Международная торговля услугами. М.: Издательство "Экономика", 2003. С. 5.

До середины 90-х годов прошлого века международная торговля отдельными видами услуг регулировалась в основном двусторонними соглашениями, а на многостороннем уровне такое регулирование осуществлялось отраслевыми межгосударственными соглашениями и соглашениями, действующими в рамках интеграционных объединений. В наибольшей степени либерализации услуг удалось добиться в рамках таких интеграционных объединений, как ЕС, НАФТА, ОЭСР. Между тем интенсивный рост торговли услугами, превращение их в составной элемент внутрипроизводственной деятельности ТНК, их тесная взаимосвязь с товарами, торговля которыми уже регулировалась в рамках ГАТТ, протекционистская политика в сфере услуг со стороны государств поставили вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на универсальном уровне. Большую роль в развитие торговли услугами внесла Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в рамках которой международные операции по предоставлению услуг впервые стали рассматриваться с точки зрения их влияния на международную торговлю в целом <*>. -------------------------------- <*> См.: Викторов С. В. Услуги торговли и торговля услугами. Внешняя торговля России на рубеже веков. М.: "Издательство "Экономика", 2001. С. 138.

США, являясь лидером международной торговли услугами, выступили с инициативой о включении вопроса международно-правового регулирования сферы услуг в предмет многосторонних переговоров. В 1987 году в ходе восьмого раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ, открывшегося в 1986 году в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) и завершившегося 15 апреля 1994 года подписанием Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации, получили обоснование следующие принципы, регулирующие торговлю услугами: рыночная конкуренция; режим наибольшего благоприятствования; специфическое и дифференцированное отношение к развивающимся странам. В 1990 году был подготовлен проект, 15 апреля 1994 года принято, а с 1 января 1995 года вступило в действие Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreement on Trade in Services - GATS). ГАТС наравне с другими многосторонними соглашениями, заключенными в рамках ГАТТ и в ходе "Уругвайского раунда" вошло в качестве неотъемлемой и составляющей части в пакет документов о создании ВТО. Нужно отметить, что соглашение об образовании этой организации повлекло за собой создание новой договорно-правовой системы регулирования торговли. Если ГАТТ-47 требовало от государств-участников, чтобы его нормы были максимально совместимы с внутренним законодательством, т. е. действовал принцип приоритета норм внутреннего права, то в системе ВТО действует принцип приоритета международно-правовых норм и государства-участники обязаны привести свое внутреннее право в соответствие с международно-правовым режимом, действующим в системе этой организации. Членство в ВТО автоматически означает для государств принятие на себя в полном объеме всего пакета соглашений и договоренностей "Уругвайского раунда" (кроме четырех соглашений, имеющих ограниченное число участников), в том числе и ГАТС. С момента вступления в силу ГАТС можно говорить о многостороннем регулировании практически всей сферы торговли услугами на универсальном (глобальном) уровне. Таким образом, в настоящее время в зависимости от источника можно выделить следующие формы международно-правового регулирования торговли услугами: 1) двустороннее регулирование, выражающее согласованную волю двух государств в отраслевых и торгово-экономических соглашениях (Договор о принципах отношений между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии от 9 ноября 1992 г. <*>; Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о торговле и экономическом сотрудничестве от 25 августа 1993 г. <**>; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Грузия о координации деятельности железнодорожного транспорта от 15 сентября 1995 г. <***> и др.); -------------------------------- <*> Договор ратифицирован Российской Федерацией Постановлением ВС РФ от 29 апреля 1993 г. N 4897-1 <**> Договор ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 17 декабря 1994 г. N 62-ФЗ. <***> Текст Соглашения опубликован в Ведомственном приложении к "Российской газете" от 14 октября 1995 г., в Бюллетене международных договоров, 1995 г., N 12, стр. 42.

2) многостороннее регулирование: - выражающее согласованную волю группы государств, чаще одного экономического региона, в отраслевых соглашениях (Соглашение о проведении согласованной политики в области определения транспортных тарифов от 17 января 1997 г. <*>; Соглашение о международном прямом смешанном железнодорожно-водном грузовом сообщении (МЖВС) от 14 декабря 1959 г. <**> и др.); -------------------------------- <*> Соглашение вступило в силу 22 июня 1998 г. Текст Соглашения опубликован в Ведомственном приложении к "Российской газете" от 1 февраля 1997 г. <**> Утверждено Советом Министров СССР 19 февраля 1960 г. Текст Соглашения опубликован в Сборнике действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1967 г. Вып. XXI. С. 429.

- выражающее согласованную волю группы государств в рамках интеграционного объединения (гл. 3 Римского договора и др.); - выражающее согласованную волю большинства государств, представляющих основные правовые системы мира (международного сообщества в целом) и охватывающее круг специфичных вопросов (Чикагская конвенция о гражданской авиации 1944 г. и др.) или всю сферу услуг (Генеральное соглашение по торговле услугами). Международно-правовое регулирование торговли услугами выступает в качестве предпосылки для возникновения различных отношений в сфере услуг, участниками которых могут быть как государства, так и иные субъекты международного общения, суверенной властью не обладающие. Многообразие международных общественных отношений в сфере услуг обусловливает невозможность их регулирования какой-либо одной системой права: международно-правовое регулирование, имеющее объектом межвластные (публичные) отношения, дополняется национально-правовым регулированием, которое имеет объектом частноправовые отношения по торговле услугами и обслуживающие их публично-правовые отношения (лицензирование, сертификация и т. д.). Предметом международных соглашений в сфере международной торговли услугами являются обязательства государств по обеспечению этой торговли в целях ее расширения при одновременном обеспечении экономической безопасности государств-участников. Между тем развитие международной торговли услугами и тем самым реализация интересов источников регулирования зависит от эффективной деятельности поставщиков услуг. Поэтому международно-правовое регулирование торговли услугами направлено также на реализацию позитивных интересов и иных субъектов международно-правового общения, прежде всего физических и юридических лиц, вступающих в отношения по торговле услугами. Например, в п. 1 ст. 2 части 2 Генерального соглашения по торговле услугами предусмотрено предоставление режима наибольшего благоприятствования для услуг и поставщиков услуг в отношении любой меры, охватываемой Соглашением. С другой стороны, эффективная деятельность поставщиков услуг может иметь место при условии достаточной либерализации сферы услуг. Однако процесс либерализации международной торговли услугами имеет определенные сложности, о которых уже говорилось выше и которые являются препятствиями для полноценного международно-правового регулирования сферы услуг. Негативное влияние здесь оказывает также отсутствие гармонизированной системы классификации услуг и статистики по их структуре и объемам. Это обусловлено тем, что зачастую нелегко отделить поставку услуг от поставки товаров, выделить стоимость фирменного обслуживания из стоимости проданной бытовой техники. Часто происходит размывание границ между отдельными видами услуг, например, в случае, когда банк выполняет функции транспортного агента. В международном обороте под услугой принято понимать такую деятельность, которая, как правило, не воплощается в материальном продукте, а проявляется в некотором полезном для потребителя эффекте, удовлетворении конкретной потребности получателя услуги. Кроме этого, момент потребления услуг, как правило, совпадает с моментом их производства. Анализ классификатора услуг, подготовленного Секретариатом ГАТТ на базе единого классификатора ООН, позволяет сделать вывод, что в международной торговле услугами нет разграничения понятий "услуга" и "работа", как это встречается в законодательстве некоторых государств. В соответствии с классификатором все услуги подразделяются на 12 секторов: - деловые (46 видов); - строительные и инжиниринговые услуги (5 видов); - услуги связи (почтовые, курьерские, телекоммуникационные и др., всего 25 видов); - дистрибьюторские услуги (услуги торговых агентов, розничная и оптовая торговля, франчайзинг); - транспортные услуги (более 30); - финансовые услуги (17 видов); - общеобразовательные услуги (5 видов); - услуги здравоохранения и социальные (4 вида); - организация досуга, культуры и спорта (5 видов); - туризм и путешествия (5 видов); - услуги по охране окружающей среды (4 вида); - прочие. Следует отметить, что указанная классификация услуг по видам деятельности не является единственной в сфере международной торговли. Например, в соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса все торгуемые услуги подразделяются на 11 видов, в рамках которых существуют подвиды: 1) транспорт (грузовой, пассажирский); 2) поездки (деловые, личные); 3) связь (почтовая, курьерская, телефонная и т. п.); 4) строительство; 5) страхование (рисков, личное); 6) финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют); 7) компьютерные и информационные услуги; 8) роялти и другие лицензионные платежи; 9) другие бизнес-услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные); 10) лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки); 11) правительственные услуги. В рамках МВФ существует и упрощенная классификация, в соответствии с которой вся торговля услугами подразделяется на четыре вида: 1) фрахт; 2) остальные транспортные услуги; 3) туризм; 4) прочие услуги. В Системе национальных счетов (СНС) услуги подразделяются на: 1) потребительские (туризм, гостиничные услуги); 2) социальные (образование, медицина); 3) производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги); 4) распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые). В литературе также встречаются различные взгляды на классификацию услуг, входящих в сектор международной торговли. Например, В. М. Шумилов подразделяет все услуги на: а) услуги, которые связаны с дополнительными издержками по товарам, включая транспортировку и страхование; б) услуги по обмену технологий, включая капитальное строительство, техническое сотрудничество, управленческие услуги, телекоммуникации, инженерно-консультационные услуги; в) услуги по организации туризма и деловых поездок; г) банковские услуги, лизинг, платежи, связанные с доходами на капитал; д) услуги, в которых предметом нетоварной коммерческой сделки является труд, рабочая сила (по зарплате, пособиям, вознаграждению иностранным работникам) <*>. -------------------------------- <*> В России в октябре 1990 г. был принят Временный классификатор услуг (ВКУ ВЭД), в который включены услуги, являющиеся предметом внешнеэкономической деятельности.

Сферу услуг обслуживают различные виды договоров. Наиболее распространенными из них являются: договор подряда, которым опосредуется широкий круг хозяйственных работ, посреднические соглашения (договор комиссии, поручения и др.), договоры хранения, страхования, аренды, международной перевозки грузов, транспортно-экспедиторские договоры, договор о предоставлении туристических услуг, договоры по международным расчетам. Все эти виды договоров объединяет то, что их предметом являются не объекты материального мира, а деятельность, осуществляемая исполнителем, - работа, выполняемая подрядчиком в договоре подряда, услуги, предоставляемые по договорам комиссии, поручения и т. д. При этом результат исполнения таких договоров может быть и овеществлен (например, появление новой вещи, изменение вещи). Сложность международно-правового регулирования торговли услугами заключается также в том, что оценить качество услуги до того, как она будет предоставлена, в большинстве случаев невозможно. А это в свою очередь обусловливает определенные требования государства к производителю данной услуги и всем ее свойствам, прежде всего в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья потребителей услуги и населения в целом. Таким образом, более тесная по сравнению с товарами связь услуг с человеком также является препятствием для того, чтобы осуществить либерализацию торговли услугами в той же степени, как торговли товарами <*>. При этом оказание ряда услуг без непосредственного контакта потребителя и поставщика услуги представляется невозможным, что требует свободы перемещения как поставщиков, так и потребителей. -------------------------------- <*> M. Van Empel, "The visible hand of the invisible trade", 1990/2, LIEI 26 - 27, 38 - 39.

Кроме того, для осуществления международной торговли услугами зачастую необходимо открытие за рубежом постоянных представительств, что в большой степени зависит от благоприятного инвестиционного режима и возможности репатриации капиталов. Таким образом, услуги зачастую не могут существовать без их производителей, сопровождаются инвестированием, прежде всего в форме создания предприятий, зависят от валютного порядка. Как отмечается в литературе, "невозможно эффективно обеспечить на международном уровне свободу оказания услуг, не обеспечив при этом свободы платежей, свободы инвестиций, свободы миграции людей" <*>. -------------------------------- <*> Вельяминов Г. М. Международное экономическое право и процесс. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 210.

Можно отметить, что благодаря деятельности МВФ удалось обеспечить свободу платежей, касающихся торговли услугами, на универсальном уровне <*>. Что касается либерализации режима пребывания на территории государства иностранных лиц, предоставляющих услуги, свободы и защиты инвестиций, то значительного прогресса в решении этих вопросов удалось достичь в рамках интеграционных объединений, прежде всего в ЕС. На универсальном уровне эти вопросы требуют своего решения. -------------------------------- <*> Подробнее см.: Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право: Учебник / Пер. с франц. В. П. Серебренникова, В. М. Шумилова. - М.: Междунар. отношения, 2001. С. 280 - 282.

Как уже отмечалось, у каждой отрасли, подотрасли, института международного права имеется свой метод или набор методов, в которых учитывается специфика регулируемых отношений <*>. -------------------------------- <*> См.: Шумилов В. М. Международное экономическое право. Ростов н/Д, 2003. С. 20.

В рамках системы международного права, где международное торговое право выступает в качестве подотрасли международного экономического права, международно-правовое регулирование торговли услугами представляет собой соответственно институт международного экономического права, при этом исключительно сложный, комплексный институт: в его составе находятся такие самостоятельные образования (субинституты), как, например, правовое регулирование международной торговли финансовыми услугами, транспортными услугами и др. Многие из них также носят комплексный характер, что обусловлено, прежде всего, разнообразием услуг. Помимо этого, часть норм, входящих в рассматриваемый институт, входит одновременно в международно-правовые институты, включаемые в состав иных отраслей международного права. Например, режим рынка услуг в области авиаперевозок устанавливается международным воздушным правом. Отсюда вытекает и большое разнообразие методов международно-правового регулирования торговли услугами. Между тем международно-правовое регулирование торговли услугами не является исключением при использовании императивного и диспозитивного метода с сочетанием таких основных способов правового регулирования, как запрещение, дозволение, обязывание. Например, запрещена дискриминация иностранных услуг и их поставщиков, однако допускается различное отношение к услугам при условии, что это не является результатом конкуренции <*>. В секторах, где приняты специфические обязательства, каждый член обеспечивает, чтобы все меры общего применения, влияющие на торговлю услугами, применялись разумным, объективным и беспристрастным образом (п. 1 ст. VI ГАТС). -------------------------------- <*> Лукашук И. И. Указ. соч. С. 187.

Особенностью международно-правового регулирования торговли услугами является институциональный подход, то есть осуществление регулирования при помощи различных межправительственных организаций, первые из которых были созданы еще во второй половине XIX века <1>. Наибольшее количество международных организаций было создано для регулирования сферы транспортных услуг (Международная морская организация (ИМО) <2>, Международная организация гражданской авиации (ИКАО) <3>, Международный союз железных дорог <4>, Международный союз автомобильного транспорта <5> и др.). -------------------------------- <1> В 1865 г. был создан Всемирный телеграфный союз, в 1884 г. - Всемирный почтовый союз и Международная ассоциация железнодорожных конгрессов. <2> Создана в 1948 г. <3> Создана в 1944 г. <4> Создан в 1922 г. <5> Создан в 1948 г.

В сфере торговли услугами роль национально-правового механизма реализации международно-правовых норм весьма значительна. Реализация осуществляется не только благодаря совокупности уже существующих норм национального права (например, конституционных норм), но также путем создания норм права специально в целях выполнения государством взятых на себя обязательств в соответствии с тем или иным международным соглашением. Услуги не проходят таможенный контроль, и в связи с этим регулирование этой сферы имеет свою специфику и на внутригосударственном уровне. Государство имеет в своем арсенале различные инструменты государственного регулирования международной торговли услугами. Оно посредством административного, таможенного, финансового, налогового и иного законодательства устанавливает правовые режимы торговли услугами, статус лиц, осуществляющих поставку услуг, условия доступа услуг и их поставщиков на внутренний рынок, принципы расчетов и т. д. На национальном уровне сфера услуг защищается в большей степени, чем торговля товарами. Государство использует такие защитные меры, как количественные ограничения импорта услуг, лицензирование, тарифы, дискриминационные налоги, специальные процедуры оформления паспортов и виз и т. д. Часто государство резервирует за собой ту или иную сферу обслуживания внешнеэкономических связей (например, вводит обязательное страхование импорта национальными предприятиями через национальную государственную страховую фирму). Некоторые государства не допускают иностранных поставщиков услуг в банковскую сферу, не допускают конкуренции в области связи и при предоставлении транспортных услуг. Помимо защитных мер, государства применяют инструменты государственного регулирования, направленные на либерализацию торговли услугами, если это отвечает их интересам. Государства создают территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для организаций, занимающихся продажей финансовых, страховых и иных видов услуг (сервисные зоны). В наиболее распространенных сервисных зонах - налоговых (вольных) гаванях и оффшорных зонах создается льготный валютно-финансовый, фискальный режим, пользоваться которым могут только нерезиденты государства оффшорной зоны, не извлекающие прибыль на ее территории. Как отмечает проф. Шумилов В. М., государство может заложить во внутренний правовой режим политику протекционизма или открытой экономики, может предусмотреть определенные льготы и преференции в импортном режиме для той или иной группы государств <*>. -------------------------------- <*> Шумилов В. М. Международное публичное экономическое право. М.: НИМП, 2001. С. 36.

Стоит отметить, что в связи с развитием науки и техники появляются новые явления, которые требуют правового урегулирования как на национальном, так и на международном уровне. В частности, это относится к электронной торговле услугами. Такая торговля в настоящее время свободно осуществляется консалтинговыми, дизайнерскими, дистрибьюторскими, посредническими и иными услугами. Большое развитие получила электронная торговля финансовыми и телекоммуникационными услугами. При этом возникают определенные проблемы как публично-правового характера (например, нарушение законодательства), так и частноправового характера (например, сложности с доказательством факта получения услуги). В то же время, как отмечается в литературе, любые попытки отдельного государства самостоятельно регулировать Интернет, характеризующийся внетерриториальностью, является спорным с точки зрения юрисдикции государства <*>. -------------------------------- <*> Мозолина О. В. Вопросы международно-правового регулирования Интернета. МЖМП. N 4. 2004.

Таким образом, эту проблему необходимо решать с помощью международно-правового регулирования и унификации соответствующего законодательства. Работа по подготовке документов, направленных на создание правовой базы использования электронных средств в процессе осуществления международной торговли, в частности конвенции, регулирующей вопросы электронного заключения договоров в настоящее время ведется в рамках ЮНСИТРАЛ. Отдельные элементы регулирования электронной торговли услугами содержатся в Генеральном соглашении по торговле услугами. Как уже отмечалось выше, многообразие международных общественных отношений в сфере услуг обусловливает невозможность их регулирования какой-либо одной системой права: международно-правовое регулирование, имеющее объектом межвластные (публичные) отношения, дополняется национально-правовым регулированием, которое имеет объектом частноправовые отношения по торговле услугами и обслуживающие их публично-правовые отношения (лицензирование, сертификация и т. д.). Но поскольку эффективность международно-правового регулирования торговли услугами во многом зависит от имплементации (реализации) международно-правовых норм во внутреннем праве государств, большое внимание уделяется достижению единообразия национального правового регулирования посредством международной унификации. Под унификацией в литературе понимается "создание при помощи международных договоров единых норм, подлежащих инкорпорации в систему применяемых государством правовых предписаний и обеспечивающих преодоление различий в регулировании определенного рода отношений" <*>. -------------------------------- <*> Бахин С. В. К вопросу о пределах сближения национальных правовых систем. Российский ежегодник международного права, 2003. С. 73

Как отмечает С. В. Бахин, при унификации в международный договор включаются нормы, рассчитанные на их прямое применение во внутригосударственных отношениях, в то время как при гармонизации международным договором определяются лишь общие параметры будущих правовых предписаний, а их конкретное содержание формулируется заинтересованными государствами самостоятельно <*>. -------------------------------- <*> Там же.

Проф. Г. М. Вельяминов понимает под правовой унификацией "согласование и облигаторное введение в действие в двух и более государствах идентично-одинаковых правовых норм", а под гармонизацией - согласование норм и правил, "которые государства вольны вводить в свой правопорядок полностью, частично или не вводить вообще" <*>. -------------------------------- <*> Вельяминов Г. М. Международное экономическое право и процесс. М.: Клувер, 2004. С. 277

На наш взгляд, понятие унификации охватывает не только включение в международный договор норм, рассчитанных на прямое применение во внутригосударственных отношениях, но и те нормы, которые содержат обязательства государств урегулировать те или иные отношения определенным образом. Вопрос скорее не в том, как эти нормы реализуются (прямо или опосредованно, путем принятия соответствующих норм национального законодательства), а в том, каково их содержание, т. е. предусматривают ли они конкретные обязательства по урегулированию тех или иных отношений определенным образом, или определяют лишь общие параметры регулирования. В связи с этим представляется правильным выделение прямой и косвенной унификации. Отмечается, что "при косвенной унификации создается несколько единообразных норм внутригосударственного права, в то время как при прямой унификации возникает единая, но международная норма" <*>. -------------------------------- <*> Бахин С. В. Там же. С. 50.

Следует отметить, что в сфере международной торговли услугами, в отличие от торговли товарами, как правило, осуществляется так называемая "косвенная унификация" <*>, при которой в международном договоре фиксируется не сама норма, подлежащая применению при регулировании конкретных отношений внутри государства, а определенные обязательства государств урегулировать те или иные отношения определенным образом. Государства осуществляют реализацию этих договорных норм путем принятия соответствующих норм национального права. Тем не менее при регулировании торговли услугами в отдельных секторах (например, в транспортном секторе) имеет место и прямая унификация, рассчитанная на непосредственное применение конвенционных норм в случае включения их в правовую систему государств. Прежде всего это касается урегулирования частноправовых отношений в сфере международной торговли услугами. -------------------------------- <*> Маковский А. Л. Вопросы теории международно-договорной унификации права и состав международного частного права // Материалы секции права Торгово-Промышленной палаты СССР. Вып. 34. М., 1983. С. 28 - 29.

Что касается публично-правовых отношений, предметом которых являются правовые режимы торговли услугами, доступа на внутренний рынок, защиты рынка, использование различных мер регулирования внешней торговли, правовой статус частных лиц, осуществляющих ВЭД, принципы расчетов и др., то здесь регулирование осуществляется соответствующими нормами административного (таможенного, финансового, налогового) и других отраслей национального права, благодаря которым государство выполняет свои международные обязательства, предусмотренные международным договором <*>. -------------------------------- <*> О классификации методов унификации и гармонизации см.: Вельяминов Г. М. Международное экономическое право и процесс. М.: Клувер, 2004. С. 280 - 199. Автор, в частности, выделяет: А.1. Двух - и многостороннюю облигаторную унификацию (международные соглашения, обязывающие государства либо инкорпорировать в свою национальную правовую систему соответствующее соглашение с приданием ему силы закона, либо принять внутренний закон, воспроизводящий нормы данного соглашения и международные соглашения, обязывающие государства-участники ввести в свое законодательство нормы, соответствующие положениям, обусловленным в данных соглашениях, но не обязательно текстуально идентичные); А.2. Одностороннюю факультативную унификацию (издание, промульгация государством в одностороннем порядке национального законодательного акта, инкорпорирующего положения международного унификационного документа).

Особенностью сферы услуг является то, что одним международным договором может осуществляться регулирование как публичных, так и частноправовых отношений. Например, вступившая в силу 5 сентября 2003 г. Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок регулирует прежде всего частноправовые отношения между авиаперевозчиками и пассажирами или грузоотправителями (ответственность перевозчика, заключение и оформление договора воздушной перевозки и т. д.). Однако в то же время Конвенция предусматривает право государства-участника требовать от перевозчиков, осуществляющих полеты над его территорией, надлежащего страхования ответственности, обеспечивающего возмещение возможного вреда (ст. 50 Конвенции). Кроме того, указанная Конвенция применяется как к перевозкам, совершенным частными лицами, так и к перевозкам, совершенным государством или "другими юридическими лицами публичного права" (п. 1 ст. 2 Конвенции). Посредством унификации снижается или устраняется необходимость обращения к коллизионным нормам международного частного права государства-участника договора. Благодаря унификации норм международного права все больше отношений в сфере международной торговли услугами начинает регулироваться не внутренним правом государств, а международно-правовыми нормами, инкорпорированными в правовые системы государств-участников соответствующих соглашений. Как отмечает Бахин С. В., совершенно очевидно, что в будущем основной нормативный массив предписаний, направленных на регулирование частноправовых отношений, будет постепенно все больше перемещаться из внутригосударственного права в международное <*>. -------------------------------- <*> Бахин С. В. Указ. соч. С. 63.

Стоит отметить, что в этом случае реализация международно-правовых норм становится в наибольшей степени зависима от внутригосударственного механизма. Как отмечает проф. И. И. Лукашук, не утрачивая свойств, присущих нормам международного права, унифицированные нормы, будучи включены в правовую систему государства, приобретают новое юридическое качество в связи с конституционными и законодательными гарантиями их реализации <*>. В связи с этим можно согласиться с предложением рассматривать унифицированные нормы как особую категорию норм международного права, специально создаваемых для регулирования определенных отношений в тех государствах, которые решат присоединиться к данному международному соглашению <**>. -------------------------------- <*> Лукашук И. И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1997. <**> Бахин С. В. О правовой природе унифицированных норм. Российский ежегодник международного права. 1998 - 99. С-Пб, 2003. С. 62

В литературе отмечается дуалистическая сущность международно-правовых норм, прямо рассчитанных на урегулирование международных частноправовых отношений и международно-правовых норм, рассматриваемых в качестве применимых для регулирования публично-правовых отношений. Как отмечает проф. Г. М. Вельяминов, с одной стороны они сохраняют все изначальные свойства норм международного права и к ним применимы все общие нормы (принципы) этого права. С другой стороны, они, будучи рецепированы в национальные правопорядки, действуют в качестве национальных норм, но норм "автономных", "связанных", иммунных (однако нельзя сказать, что необратимо иммунных) от произвольных изменений национальными властями <*>. -------------------------------- <*> Вельяминов Г. М. Соотношение международного права и международного частного права (Часть 2. Окончание). Московский журнал международного права. 2005. N 2.

Международными договорами, содержащими унифицированные нормы, регулируются различные секторы услуг. Если в международном договоре какой-либо вопрос, касающийся деятельности в сфере торговли услугами, остается неурегулированным, подлежит применению соответствующая норма внутреннего права. Наибольшее количество договоров, содержащих унифицированные нормы, регулирует торговлю услугами в сфере перевозки пассажиров и багажа. Среди них необходимо выделить: - Конвенцию о международных перевозках по железным дорогам, принятую в г. Берне 9 мая 1980 г. (с Приложениями А и В); - Конвенцию о статусе и международном устройстве железных дорог, подписанную в Женеве 9 декабря 1923 г., унифицирующую организационные вопросы международного сообщения по железным дорогам; - Таможенную конвенцию от 15 января 1959 г. о международных перевозках грузов с применением книжки TIR; - Варшавскую конвенцию от 12 октября 1929 г. для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, дополненную Гаагским протоколом 1955 г., Гватемальским протоколом 1971 г. и Монреальскими протоколами 1975 года; - Конвенцию 1961 г. об унификации некоторых правил, касающихся международных перевозок воздушным транспортом, осуществляемых лицами, не являющимися перевозчиками по договору; - Чикагскую конвенцию от 7 декабря 1944 г. о международной гражданской авиации, регулирующую административные вопросы воздушного транспорта; - Конвенцию об унификации некоторых принципов, касающихся ответственности при столкновении речных судов, подписанную в Женеве 15 марта 1960 г.; - Гамбургскую конвенцию ООН от 1978 года о морской перевозке грузов; - Брюссельскую конвенцию об унификации некоторых принципов, касающихся коносаментов 1924 г., с Протоколами от 23 февраля 1968 г. и от 21 февраля 1979 г.; - Брюссельскую конвенцию об унификации некоторых принципов, касающихся ограничения ответственности владельцев морских судов с Брюссельским протоколом от 23 февраля 1979 г.; - Афинскую конвенцию от 13 декабря 1974 г. по перевозке морем пассажиров и багажа; - Конвенцию об ограничении ответственности по претензиям на определенные участки моря от 19 ноября 1976 г.; - Барселонскую конвенцию 1921 года о свободе транзита; - Монреальскую конвенцию для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 г. Сюда же можно отнести Всемирную почтовую конвенцию с текстами 1989 г. и 1994 г. Что касается иных секторов услуг, то подавляющее большинство вопросов остается до сих пор неурегулированным. Помимо этого, те немногочисленные многосторонние конвенции, которые были приняты, имеют, как правило, очень небольшое количество участников. Например, вступившая в силу в 1976 г. Конвенция о контрактах на путешествие, имеет только пять участников: Италию, Аргентину, Бенин, Камерун и Того. Вступившая в силу в 1988 г. подписанная 14-ю государствами Конвенция о международном факторинге ратифицирована только тремя государствами, а Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, вступившая в силу в 1995 г., ратифицирована пятью государствами, в т. ч. Россией. Нужно отметить, что конвенции часто используются де-факто при заключении международных договоров, несмотря на отсутствие соответствующих ратификаций. Как уже указывалось выше, в сфере торговли услугами большое значение имеет инвестиционный режим. Регулированию в данном случае подлежат не только сами инвестиции, но и условия связанной с иностранными инвестициями деятельности субъектов. Большинство международных договоров о взаимной защите инвестиций под связанными с инвестициями видами деятельности понимают, например, такие, как арендные услуги, маркетинг товаров и услуг, в том числе путем рекламы и прямых контрактов, проведение конъюнктурных исследований, заем средств. Помимо имеющих важное значение двусторонних договоров об избежании двойного налогообложения, можно выделить следующие многосторонние договоры: - Вашингтонскую конвенцию 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами; - Сеульскую конвенцию 1985 г. "Об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций". Международный договор является основной, но тем не менее не единственной формой унификации международно-правовых норм. В литературе отмечается, что "форма современных действующих унификаций может быть весьма разнообразна и включать международные нормы как договорного, так и обычно-правового происхождения. При этом не исключается и оценка предписаний рекомендательного характера, исходящих от международных экономических организаций универсального и национального уровня" <*>. Таким образом, унификация может быть осуществлена и посредством общепринятого в международном обороте обычая или обычая международной торговли, содержащего общие материальные нормы и получившего признание или применение в различных государствах <**>. -------------------------------- <*> Нешатаева Т. Н. Иностранные предприниматели в России. Судебно-арбитражная практика. <**> См.: Лунц Л. А. Курс международного частного права. В 3-х т. Общая часть. М., 1973. С 26 - 27.

Что касается предписаний рекомендательного характера, то большое значение имеют, например, Принципы международных коммерческих контрактов, разработанные УНИДРУА, Условия международного договора подряда в сфере строительства и Условия международного контракта на инженерно-строительные работы, разработанные Международной федерацией инженеров-консультантов (FIDIC), разработанные Международной торговой палатой Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, Унифицированные правила по инкассо, Унифицированные правила для договорных гарантий, Унифицированные правила по гарантиям по первому требованию, Банковские гарантии в международной торговле, Руководство Международной торговой палаты по международному межбанковскому переводу средств и компенсаций 1990 г. Также представляют интерес типовые законы, разработанные Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), например, Типовой закон об электронной торговле 1996 г., Типовой закон о международных кредитовых переводах 1992 г. Безусловно, указанные документы не являются источниками международного права, но будучи востребованы национальными правовыми системами способствуют его гармонизации и могут оказать существенное влияние на реализацию международно-правовых норм при помощи внутригосударственного механизма и на развитие международно-правового регулирования торговли услугами в целом. Следует отметить, что отсутствие однозначного подхода к понятию "услуги" влечет определенные трудности, которые заключаются прежде всего в различном регулировании однородной деятельности национальным правом государств. В частности, те отношения, которые охватывают одновременно как торговлю товарами, так и торговлю услугами (например, опосредуемые договорами на поставку комплектного оборудования, включающими условия о монтаже, техническом обслуживании оборудования и др. аналогичные условия), могут рассматриваться как единые, но могут рассматриваться и как включающие в себя обязательства различных видов (смешанные договоры). Вопрос о характере отношений решается на основе норм применимого национального законодательства, а в национальных системах подход к таким договорам различен. Определенный интерес в этом ракурсе представляет обращение к Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г. В соответствии со ст. 3 Конвенции ее применение ограничивается, в том числе, следующим критерием: она не применяется к договорам, в которых обязательства стороны, поставляющей товары, заключаются в основном в выполнении работы или в предоставлении иных услуг. В результате отсутствия однозначного подхода к понятию услуги одни и те же международно-правовые нормы, будучи инкорпорированы в национальные правовые системы различных государств, могут на практике регулировать различные отношения и, наоборот, одни и те же отношения могут быть урегулированы теми или иным международно-правовыми нормами, что говорит о незавершенности международно-правового регулирования торговли услугами и преобладающей роли национального права в механизме международно-правового регулирования торговли услугами.

Название документа