Договоры на приобретение товаров, выполнение работ и оказание услуг при проведении нефтяных операций в Республике Казахстан

(Новицка М. М.) ("Энергетическое право", 2007, N 2) Текст документа

ДОГОВОРЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ И ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НЕФТЯНЫХ ОПЕРАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

М. М. НОВИЦКА

Новицка М. М., соискатель кафедры гражданского права и гражданского процесса АЮ-ВШП "Эдiлет".

Нефтяная индустрия делится на стадии: апстрим (upstream) - разведка и добыча; мидстрим <1> (midstream) - транспортировка; даунстрим (downstream) - переработка и реализация. Из них upstream - одна из ключевых стадий, существенно модернизованная в современном мире <2>. Модернизация касается нефтяного сектора в целом, в результате чего в этом секторе доминируют вертикально интегрированные транснациональные компании, занимающиеся извлечением, очисткой, переработкой нефти, а также дистрибуцией нефтегазовых продуктов <3>. Однако, несмотря на это, указанные субъекты, как правило, реализуют на основании договоров большинство работ и услуг, требуемых для разведки и разработки месторождения, а также для доставки нефти и газа <4>. Среди заключаемых договоров особое место занимают именно те, реализация условий которых имеет существенное значение для осуществления права на проведение нефтяных операций, условно названные нами "договоры на приобретение товаров, выполнение работ и оказание услуг при проведении нефтяных операций". -------------------------------- <1> В частности, организации по стандартизации нефтяного сектора включают транспорт в стадию даунстрим (downstream), различая только две сферы нефтяной промышленности: апстрим (upstream) и даунстрим. <2> Шмелева Д. Н. Правовой режим сооружений обустройства месторождений нефти и газа: Автореф... канд. юрид. наук. Тюмень: РАН, Сибирское отделение; Тюменский научный центр, 2004 // http://orel3.rsl. ru/ от 14.02.2006. С. 4. <3> Грей Ф. Добыча нефти. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2003. С. 45. <4> Zarilla S. Energy Services in International Trade: Development Implications // http://www. dundee. ac. uk/ от 25.09.2003.

Право на проведение нефтяных операций - это особое право, особенность которого связана с тем, что недра, согласно п. 3 ст. 6 Конституции Республики Казахстан, а также в силу воспроизводящей эту норму ст. 193 ГК РК, находятся в государственной собственности <5>. Следует подчеркнуть, что "в настоящее время право народов и наций на владение, пользование и распоряжение природными богатствами своей страны, и в частности недрами и их ресурсами, рассматривается как неотъемлемый элемент суверенитета каждого государства. Это положение стало уже общепризнанной международной нормой" <6>. В итоге государство как собственник природных ресурсов обладает правомочиями владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, поскольку ГК имеет специальную норму о праве государственной собственности на природные ресурсы (п. 1 ст. 188, ст. 193) <7>. И именно осуществляя правомочие распоряжения недрами, государство предоставляет право на проведение нефтяных операций, т. е. на проведение работ по разведке, добыче, строительству и (или) эксплуатации подземных хранилищ и резервуаров нефти, проводимых на суше, в пределах рек, озер и иных внутренних водоемов, а также разведке и добыче, осуществляемым на море (п. п. 20, 21 ст. 1 Закона РК от 28.06.1995 N 2350 "О нефти" <8>). -------------------------------- <5> Мухитдинов Н. Б., Мороз С. П. Горное право Республики Казахстан: Учебное пособие. Алматы: Юрист, 2004. С. 101 - 119. <6> Вещные права в Республике Казахстан / Отв. ред. М. К. Сулейменов. Алматы: Жетi Жаргы, 1999. С. 245. <7> Вещные права в Республике Казахстан / Отв. ред. М. К. Сулейменов. Алматы: Жетi Жаргы, 1999. С. 211. <8> Закон РК "О нефти" от 28.06.1995 N 2350 // Ведомости Верховного Совета РК. 1995. N 11. Ст. 76.

Исходя из сказанного и учитывая значимость нефтегазового комплекса для экономики Казахстана в целом, в качестве приоритетных направлений развития республики определяется, в частности, обеспечение необходимого законодательства для привлечения инвестиций и развитие нефтегазового машиностроения, сервисных услуг и научно-технического обеспечения. Выпуск товаров и оказание услуг, отвечающих современным требованиям, планируется осуществлять путем применения высоких технологий и привлечения капитала. Республика нацелена на привлечение инвестиций для создания совместных предприятий по производству нефтегазового оборудования, а также отечественных компаний и специалистов для максимального содействия дальнейшему росту взаимовыгодных отношений и обеспечения стимулирования развития малого и среднего бизнеса <9>. Наряду с этим условия реализации объектов, необходимых для осуществления права недропользования, являются важным элементом, который учитывается недропользователем при принятии решения о реализации инвестиций в естественно-ресурсные проекты. Отсюда следует, что среди целей, к которым стремятся субъекты, осуществляя инвестиции в нефтяной сектор, выделяются: максимизирование свободы осуществления операций, минимизирование операционных расходов и политических рисков, а также обеспечение устойчивости инвестиций <10>. -------------------------------- <9> Школьник В. С. Приоритеты дальнейшего развития // Нефтегазовая вертикаль. 2005. N 13 (http://www. ngv. ru/ от 31.03.2006); Школьник В. С. Развитие нефтегазовой отрасли // Промышленность Казахстана. 2002. N 10. С. 22 - 25. <10> Pritchard R. Before You Venture Forth - A Checklist of Legal Safeguards for Foreign Investment in Energy and Natural Resources Projects // http://www. dundee. ac. uk/ от 25.09.2003; Onorato W. T. Legislative Frameworks Used to Foster Petroleum Development. Policy Research Working Paper. The World Bank Legal Department. Washington, 1995 // http://www-wds. worldbank. org/ от 19.02.2004. С. 8.

Все указанное обосновывает актуальность анализа правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые обслуживают проведение нефтяных операций. Тем более что в их развитии намечается усиление непосредственного участия государства в предпринимательской деятельности недропользователей, а также деятельности их контрагентов, предоставляющих соответствующие товары, работы и услуги при проведении нефтяных операций. Нововведения могут казаться спорными, поскольку, несмотря на определенную специфику договоров на приобретение товаров, выполнение работ и оказание услуг при проведении нефтяных операций, их гражданско-правовой характер уже на первый взгляд не вызывает никаких сомнений: равноправные стороны, находящиеся вне отношений власти и подчинения, соглашаются по поводу взаимных имущественных прав и обязанностей. В то время, когда в сферу регулирования отношений, возникающих на основании рассматриваемых договоров, введена обязанность публичного характера, являющаяся элементом понятия "казахстанское содержание" <11> (п. 15 ст. 1 Закона РК от 27.01.1996 N 2828 "О недрах и недропользовании" <12>), по которой нефтяная компания (подрядчик) должна заключать их преимущественно с местными контрагентами. -------------------------------- <11> Об актуальности проблемы местного содержания по контрактам на проведение нефтяных операций, причем проблемы мирового характера, свидетельствует также организованная в Лондоне 26 - 27.10.2006 Международная конференция, посвященная этим вопросам (Global local content, Summit for Oil and Gas 2006. Build long-term measurable strategies for sustainable growth). <12> Закон РК "О недрах и недропользовании" от 27.01.1996 N 2828 // Ведомости Верховного Совета РК. 1996. N 2. Ст. 182.

Именно в этом выражении "при проведении нефтяных операций" заключаются не только характерные признаки реализуемых на основании этих договоров объектов, но и суть самих договоров. Определение "при проведении нефтяных операций" указывает на существенную взаимосвязь, в какой объекты этих договорных правоотношений, а также их содержание остаются с осуществлением права на проведение нефтяных операций, сводящуюся к тому, что реализуемые объекты, права и обязанности напрямую связаны с конкретными нефтяными операциями и необходимы для их осуществления (необходимы для непосредственного использования при проведении нефтяных операций). А это значит, что здесь налицо сложная структура договорных связей. Указанный признак обладает и тем особенным значением, что позволяет отличить рассматриваемые договоры от договоров, предметом которых является выполнение отдельных видов работ, связанных с проведением нефтяных операций (п. 3 ст. 40 Закона "О нефти"), от обычного сервисного контракта на оказание услуг <13>, а также каждого другого общегражданского договора, заключаемого нефтяной компанией вне непосредственной связи с осуществлением ею права на проведение нефтяных операций. Тем более что подрядчик обязан приобретать товары, работы и услуги "в процессе осуществления контракта", а не широко понимаемой предпринимательской деятельности, что также подчеркивает специфику объекта анализируемых правоотношений в целом (ст. 41 Закона "О нефти"). -------------------------------- <13> Басин Ю., Сулейменов М., Осипов Е., Ченцова О. Контракты на недропользование: проблемы юридической квалификации и систематизации // Invest Kazakhstan. 2004. N 1. С. 88.

Обязательственные отношения, в основе которых лежат договоры на реализацию имущества при проведении нефтяных операций, производны от права на проведение нефтяных операций, но вполне самостоятельны. Их производность от права на проведение нефтяных операций не позволяет определить их в качестве дополнительных (придаточных) договоров. Судьба придаточного договора тесно связана с главным договором настолько, что при недействительности главного договора отпадает и дополнительный (придаточный) <14>. В то же время определенная связь между данными отношениями присутствует: рассматриваемые отношения обслуживают право на проведение нефтяных операций, опосредуя предоставление товара, выполнение работы или оказание услуги, содействующих исполнению контракта на проведение нефтяных операций. Указанное позволяет, на наш взгляд, называть договоры, которые порождают рассматриваемые обязательственные правоотношения, вспомогательными договорами. Ведь при их заключении должна учитываться та существующая между ними и контрактами на проведение нефтяных операций, как смежными (примыкающими) договорами, функциональная (целевая) взаимосвязь, объединяющая их в единую систему, а это означает, что условия договоров на реализацию имущества при проведении нефтяных операций должны полностью соответствовать связанным с ними условиям контрактов на проведение нефтяных операций <15>. -------------------------------- <14> Новицкий И. В., Лунц Л. А. Общее учение об обязательстве. М.: Юрид. лит., 1950. С. 137 - 138. <15> Сулейменов М. К. Структура договорно-хозяйственных связей (проблемы теории и практики). Алма-Ата: "Наука" Казахской ССР, 1980. С. 79.

Самостоятельность названных отношений обосновывается и тем, что, исходя из принципа свободы договора, их участниками могут выступать любые субъекты, необязательно субъекты прав на проведение нефтяных операций. Причем, вступая в договорные отношения по реализации объектов, необходимых при проведении нефтяных операций, недропользователь будет выступать соответственно как субъект, приобретающий соответствующее имущество, и не исключено, что так же, как предоставляющий товар, выполняющий работу или оказывающий услугу в связи с широко практикуемым сотрудничеством при проведении нефтяных операций между недропользователями, особенно в плане совместного использования объектов производственной инфраструктуры <16>. Более того, поскольку отличительным признаком этих договоров является условие о предмете, мы считаем, что договорами на приобретение товаров, работ и услуг при проведении нефтяных операций следует также называть договоры, заключаемые между контрагентом, предоставляющим недропользователю имущество, необходимое для проведения нефтяных операций, и привлеченным им для осуществления принятого на себя обязательства субисполнителем. Естественно, следствием этого условия чаще будет требование специальной правоспособности сторон договоров (в первую очередь связанной с наличием лицензии), однако это связано с тем, что возникающие из анализируемых договоров правоотношения производны от права на проведение нефтяных операций. -------------------------------- <16> Сафинов К. Б., Лебедь В. И. Комментарий к Указу Президента Республики Казахстан, имеющему силу закона, "О недрах и недропользовании". Алматы: Юрист, 2003. С. 178.

Следующая особенность рассматриваемых договоров связана с тем, что осуществление нефтяных операций ввиду их высокозатратного характера обусловливает потребность использования необходимых для их реализации наиболее конкурентоспособных по ценовым и качественным показателям товаров, работ и услуг. Основой для заключения договора на таких условиях служат торги, поскольку их цель - вызвать конкуренцию. В итоге одной из характеристик обязательственных правоотношений по приобретению товаров, выполнению работ и оказанию услуг при проведении нефтяных операций является то, что они, как правило, возникают из сложного юридического состава: проведения тендера, условия реализации которого регулируются ГК и/или специальным законодательством, и заключенного на основе его результатов договора. Для разграничения отдельных видов договоров определенную роль играют понятия типа разновидности и смешанного договора <17>. Однако, несмотря на определенные отличительные черты договоров на приобретение товаров, работ и услуг при проведении нефтяных операций, невозможно выявить специфику опосредствуемых ими материальных отношений либо круг юридических условий, объективно необходимых для образования данных договорных обязательств, позволяющих в итоге определить их в качестве отдельного типа (вида) гражданско-правового договора. Сложность проектов по разработке нефтяных месторождений опосредует изобилие взаимоотношений, требующих договорного закрепления. Однако множество и разнообразие этих договорных правоотношений не делает еще само по себе целесообразным стремление выделить круг юридических условий, необходимых для образования их в качестве отдельного договорного вида. Тем более что, на наш взгляд, такой круг объективно не существует. Возникающие в результате заключения рассматриваемых договоров самостоятельные правоотношения различны, хотя и производны от права на проведение нефтяных операций, из чего следует их определенная специфика. Тем не менее приведенное является недостаточным для определения договоров на реализацию имущества при проведении нефтяных операций в качестве отдельного договорного типа (вида) и не требует установления для них специального правового режима, тем более что возможным является поместить их в систему существующих типов гражданско-правовых договоров. -------------------------------- <17> Иоффе О. С. Обязательственное право. М.: Юрид. лит., 1975. С. 37 - 38.

Наиболее распространенная классификация гражданско-правовых договоров дифференцирует все эти договоры, выделяя в них четыре группы: договоры на передачу имущества; договоры на выполнение работ; договоры на оказание услуг; договоры, направленные на учреждение различных образований <18>. Отнесенные к этим первым трем группам договоры охватывают движение в гражданском обороте всего набора объектов гражданских прав, что позволяет утверждать, что вся масса гражданско-правовых договоров может быть в полной мере уложена в рамки указанной триады, а "сама она как таковая оказывается достаточной для признания ее первой ступенью классификации гражданско-правовых договоров" <19>. Именно принятое нами определение "договоры на приобретение товаров, выполнение работ и оказание услуг при проведении нефтяных операций" вписывает совокупность договоров, объединенных этим определением, в классификационную триаду гражданско-правовых имущественных договоров, в целом охватывающих сферу обмена всеми видами объектов гражданских прав, подтверждая, что это разные договоры. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского "Договорное право. Договоры о передаче имущества" (Книга 2) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (издание 4-е, стереотипное). ------------------------------------------------------------------ <18> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. 2: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2000. С. 7 - 8. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского "Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг" (Книга 3) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (издание дополненное, исправленное). ------------------------------------------------------------------ <19> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. 3: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2003. С. 6.

Существует, однако, возможность объединить рассматриваемые договоры в одну группу предпринимательских договоров. Несмотря на то что ГК исключает выделение предпринимательских договоров в отдельную, самостоятельную и независимую от гражданско-правовых договоров группу, можно говорить об особенных признаках этих договоров, связанных с характером самой предпринимательской деятельности, таких как прибыльность и коммерческий характер сделки. Названные признаки вытекают из цели предпринимательских договоров, заключающейся в получении чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары, работы и услуги, т. е. предпринимательские договоры заключаются в сфере производственной деятельности или торговых целях <20>. Среди других признаков <21> предпринимательских договоров обозначаются наличие хотя бы с одной стороны специального субъекта - предпринимателя, действующего в любой, законом установленной, организационно-правовой форме в сфере предпринимательской деятельности, а также установление более жестких правил к предпринимателю, включая повышенную ответственность за нарушение договорных обязательств и ограничение в ряде случаев свободы воли субъекта <22>. В итоге договоры на реализацию имущества при проведении нефтяных операций являются предпринимательскими, поскольку их стороны - это предприниматели, которые самостоятельно и по своей инициативе вступают в названные договорные отношения с целью получения дохода. -------------------------------- <20> Ахмадиева Г. Д. Правовое регулирование внешнеэкономических контрактов в Республике Казахстан: Дис... канд. юрид. наук. Алматы: Ин-т гос-ва и права АН РК, 1996. С. 23, 67 - 68. <21> Одновременно отмечается, что нет единственного критерия, который мог бы являться основой понятия предпринимательской сделки. <22> Куанышбаева С. О. Предпринимательские сделки по законодательству Республики Казахстан: Автореф... канд. юрид. наук. 07.07.04. Алматы: КазГЮУ, 2004. С. 16.

Мы разделяем точку зрения, согласно которой предпринимательский договор выступает как комплексный институт гражданского права, расположенный в иной дополнительной плоскости, чем институты основной структуры права <23>. Это объясняется тем, что в качестве предпринимательского договора может выступить гражданско-правовой договор, делимый на определенные виды, однако который заключается при осуществлении предпринимательской деятельности <24>. Значит, это договор, который классифицируется прежде всего по субъектам (т. е. договор между предпринимателями), а затем также по дополнительному критерию цели (обслуживание предпринимательской деятельности) <25>. В итоге предпринимательский договор - это отраслевой комплексный институт, существование которого основано на принципе удвоения структуры права: через реальную структуру обязательств по основным юридическим типам проступает вторичная структура, которая и охватывается понятием "предпринимательский договор" <26>. -------------------------------- <23> Естественно, что особое отношение к пониманию сущности предпринимательского договора высказывают сторонники предпринимательского права как самостоятельной отрасли права. Основывая, как правило, понятие этого договора на общем понятии гражданско-правового договора, они стараются выделить его особенности для обоснования самостоятельности этого договора. В частности, они стараются поместить в рамки договора публично-правовые начала, а также представить его не только как правовую форму имущественных отношений, но и средство их организации. См.: Мороз С. П. Инвестиционное право: Учебное пособие. Алматы: Юрист, 2003. С. 109 - 110. <24> Право и внешнеэкономическая деятельность в Республике Казахстан / Отв. ред. М. К. Сулейменов. Алматы: КазГЮА, 2001. С. 30 - 32, 38. <25> Сулейменов М. К. Структура договорно-хозяйственных связей (проблемы теории и практики). Алма-Ата: "Наука" Казахской ССР, 1980. С. 164 - 167; Масевич М. Г., Покровский Б. В., Сулейменов М. К. Правовые формы хозяйственного расчета производственных объединений и предприятий. Алма-Ата: "Наука" Казахской ССР, 1975. С. 188. <26> Сулейменов М. К. Структура договорно-хозяйственных связей (проблемы теории и практики). Алма-Ата: "Наука" Казахской ССР, 1980. С. 160 - 164.

Вывод о предпринимательском договоре как о комплексном институте в системе права распространяется на дальнейшее деление этих договоров, на классификацию институтов отдельных договоров. В первую очередь договорные институты в системе права должны строиться на основе классификации договорных обязательств по видам деятельности, т. е. как обязательства, направленные на передачу имущества, выполнение работ и оказание услуг. Вместе с тем в законодательной практике должна использоваться параллельная, дополнительная система в виде построения институтов по экономическим сферам, в результате применения которой создаются нормативные акты по отдельным видам предпринимательских договоров, а на этой основе формируются договорные институты права, обслуживающие определенную отрасль народного хозяйства. Таким образом, в системе права должны применяться две взаимно пересекающиеся классификации институтов предпринимательских договоров: основная - по видам деятельности и дополнительная - по экономическим сферам. Но эти классификации должны применяться не одновременно, не в одной плоскости, а как параллельные, самостоятельные системы, что вытекает из общих положений о наличии в системе права комплексных институтов. Из ряда возможных классификаций лишь они обладают настолько существенными признаками, чтобы оказаться достаточными для формирования соответствующих институтов системы права <27>. -------------------------------- <27> Покровский Б. В., Сулейменов М. К., Наменгенов К. Н. Правоотношения производственных объединений и предприятий в сфере хозяйственного оборота. Алма-Ата: "Наука" Казахской ССР, 1985. С. 100 - 102.

Для создания самостоятельного правового института должны существовать системообразующие факторы, внешние для системы, в которой они применяются, и основывающиеся на объективных признаках, определяющихся в данном случае общественными отношениями, регулируемыми правом. Они должны быть достаточно существенными, чтобы базирующаяся на них система отражала глубинные, существенные признаки объекта <28>. Поскольку на основе параллельной классификации формируются договорные институты права, обслуживающие определенную отрасль народного хозяйства, в зависимости от экономической сферы деятельности, предпринимательские договоры можно подразделить на инвестиционные, внешнеэкономические, банковские и т. д. Следовательно, на наш взгляд, учитывая значение нефтедобывающей отрасли для экономики Казахстана, можно говорить о существовании системообразующих факторов, которые основываются на объективных признаках, определяющихся в данном случае регулируемыми правом общественными отношениями, возникающими в процессе организации и осуществления приобретения товаров, работ и услуг при проведении нефтяных операций. Факторы эти позволяют выделить рассматриваемые нами договоры в качестве субинститута предпринимательского права. -------------------------------- <28> Сулейменов М. К. Структура договорно-хозяйственных связей (проблемы теории и практики). Алма-Ата: "Наука" Казахской ССР, 1980. С. 169 - 170.

В итоге договоры на приобретение товаров, выполнение работ и оказание услуг при проведении нефтяных операций отражаются в классификационной триаде гражданско-правовых договоров по видам деятельности как договоры на: передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг. В то же время субъектный состав рассматриваемых договорных обязательств, а также их экономическое содержание, которое составляет предпринимательская деятельность, позволяют объединить разные договоры на реализацию имущества при проведении нефтяных операций в одну группу предпринимательских договоров. Учитывая, что правовые институты могут не только входить один в другой, но и перекрещиваться между собой <29>, особенности договоров на приобретение товаров, выполнение работ и оказание услуг при проведении нефтяных операций позволяют определить их в качестве субинститутов предпринимательского договора как комплексного института гражданского права. В свою очередь, эти договоры включаются в договоры поставки, договоры подряда и договоры возмездного оказания услуг как самые распространенные типы договоров на передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, выступая в виде: договора поставки на приобретение товаров при проведении нефтяных операций, договора подряда на выполнение работ при проведении нефтяных операций и договора возмездного оказания услуг при проведении нефтяных операций. Хотя, учитывая сложность проектов по проведению нефтяных операций, они будут также выступать в виде смешанных договоров, содержащих элементы различных договоров, предусмотренных законодательством. В итоге, признавая гражданско-правовую природу рассматриваемых договоров, полагаем, что это особая группа договоров, объединяющая договоры разного типа, выделяемые по экономической сфере их применения (при проведении нефтяных операций), которые, в свою очередь, включаются в общегражданские договоры. -------------------------------- <29> Сулейменов М. К. Структура договорно-хозяйственных связей (проблемы теории и практики). Алма-Ата: "Наука" Казахской ССР, 1980. С. 168.

------------------------------------------------------------------

Название документа