Проблемы правового регулирования расчетов по инкассо

(Никулина И. А.) ("Налоги" (газета), 2006, N 7) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСЧЕТОВ ПО ИНКАССО

И. А. НИКУЛИНА

Никулина И. А., начальник юридического отдела Главного управления Банка России по Мурманской области.

Из четырех форм расчетов, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), расчеты по инкассо наиболее всего затрагивают интересы банков и их клиентов, так как для клиента осуществление в отношении его инкассовой операции означает лишение его имущества, причем далеко не всегда по решению суда, а для банка - возможность наступления гражданско-правовой ответственности перед клиентом в случае необоснованного списания, а также ответственности перед лицами, предъявляющими расчетные документы "на инкассо". Часть вторая ст. 854 ГК РФ устанавливает, что без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. Параграф 4 гл. 46 ГК РФ "Расчеты по инкассо" содержит всего три статьи: ст. 874 "Общие положения о расчетах по инкассо"; ст. 875 "Исполнение инкассового поручения", ст. 876 "Извещение о проведенных операциях". Статья 874 ГК РФ определяет общие положения о расчетах по инкассо следующим образом: "При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. Банк-эмитент, получивший поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения иной банк (исполняющий банк). Порядок осуществления расчетов по инкассо регулируется законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк-эмитент несет перед ним ответственность по основаниям и в размере, которые предусмотрены главой 25 Кодекса. Если неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения клиента имело место в связи с нарушением правил совершения расчетных операций исполняющим банком, ответственность перед клиентом может быть возложена на этот банк". Сразу же отметим, что закон, регулирующий осуществление расчетных правоотношений, не принят. Из анализа ст. 874 ГК РФ можно сделать вывод о том, что расчеты по инкассо предполагают участие четырех лиц: клиент банка-эмитента, банк-эмитент, плательщик, исполняющий банк (банк, обслуживающий плательщика). Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке) (п. 8.2 Положения Банка России от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации"). Реализуя свои полномочия по регулированию безналичных расчетов, Банк России помимо уже упомянутого Положения принял ряд нормативных актов, устанавливающих порядок совершения расчетов по инкассо. Это Положение от 26 марта 2003 г. N 221-П "О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями - физическими лицами", а также Положение Банка России от 1 апреля 2003 г. N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации". При этом обратим внимание, что в преамбуле Положения Банка России N 221-П сделана ссылка на ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а в преамбуле Положения N 222-П указано, что оно разработано в соответствии с нормами Гражданского кодекса. Регулирование инкассовых операций содержится также в документах, посвященных международной банковской практике, например в Унифицированных правилах по инкассо (УПИ) <*>. -------------------------------- <*> Публикация МТП N 322, Правила вступили в силу с 1 января 1979 г.; опубликованы в качестве приложения N 18 к Инструкции Внешторгбанка СССР от 25 декабря 1985 г. N 1 "О порядке совершения банковских операций по международным расчетам". М.: Финансы и статистика, 1986.

Указанные Правила были разработаны Международной торговой палатой, впервые одобрены в 1956 г. и в дальнейшем неоднократно пересматривались с учетом тенденций развития и потребностей делового оборота (в частности, изменения и дополнения вносились в 1976, 1978 и 1995 гг.) <*>. -------------------------------- <*> Публикация МТП N 522, Правила вступили в силу с 1 января 1996 г. // Информационно-правовая система "КонсультантПлюс".

В соответствии со ст. 2 УПИ (публ. N 522) инкассо представляет собой операции с финансовыми и (или) коммерческими документами, осуществляемые банками на основании полученных инструкций в целях: - получения платежа и (или) акцепта; - выдачи коммерческих документов против платежа и (или) акцепта; - выдачи документов на других условиях (например, против гарантийного письма о принятии обязательств). К числу финансовых документов, выставляемых на инкассо, Правила относят документы, которые используются для получения денежного платежа (переводные и простые векселя, чеки, платежные расписки и др.). Коммерческими же документами являются транспортные, товарораспорядительные, страховые документы, счета-фактуры, документы о праве собственности и другие подобные документы, не относящиеся к финансовым. В зависимости от вида инкассируемых документов выделяются чистое и документарное инкассо. Первая из указанных разновидностей определяется в Правилах как инкассо исключительно финансовых документов (например, чека), не сопровождаемых коммерческими документами. К числу же документарного инкассо Правила относят либо инкассо коммерческих документов, сопровождаемых финансовыми (например, выставление продавцом при расчетах за продукцию, поставленную по коммерческому кредиту, на инкассо товарных документов и переводного векселя, выписанного на имя покупателя и подлежащего предъявлению для акцепта и последующей оплаты), либо инкассо исключительно коммерческих документов. Российское законодательство не разграничивает чистое и документарное инкассо, а также не допускает работу банков с товарами в рамках инкассовых операций. В соответствии со ст. 874 ГК РФ в рамках расчетов по инкассо банк обязуется совершить по поручению и за счет клиента действия, направленные исключительно на получение от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. Таким образом, действия по выдаче документов против платежа и (или) акцепта, а также на других условиях исключены из содержания инкассовых операций. Отечественное законодательство в соответствии с международными правовыми тенденциями предусматривает возможность использования при расчетах по инкассо векселей и чеков. В частности, возможность их инкассирования установлена ст. 882 ГК РФ и п. 18 Положения о переводном и простом векселе, утвержденного Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. N 104/1341 и применяемого на территории России в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ. В Положении Банка России "О безналичных расчетах в Российской Федерации" содержание инкассовых операций сужено в сравнении не только с Унифицированными правилами, но и с нормами ГК РФ. Так, в силу п. 8.1 и 8.3 части первой Положения Центрального банка РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в РФ" инкассовые расчеты сведены лишь к совершению банком-эмитентом по поручению и за счет клиента действий, направленных исключительно на получение платежа. При этом к документам, выставляемым на инкассо, отнесены только платежные требования и инкассовые поручения, которые представляются в банк-эмитент вместе с реестром расчетных документов. Таким образом, в Положении о безналичных расчетах из содержания инкассовых операций исключены действия по получению от плательщика простого акцепта (без требования о платеже). Кроме того, Положение не предусматривает возможность инкассирования векселей и чеков - в силу п. 4.1 Положения о безналичных расчетах из перечня возможных обязательств банка-эмитента исключены действия по оплате, акцепту и учету переводных векселей, что противоречит нормам ст. 867 ГК РФ <*>. -------------------------------- <*> Либерман С. В. Инкассовая форма безналичных расчетов: международно-правовой и национальный режимы // Международное публичное и частное право. 2002. N 5.

Причиной такого сужения можно считать то обстоятельство, что получение акцепта, учет документов, которые используются для получения денежного платежа (переводные и простые векселя, чеки, платежные расписки и др.), непосредственно к области безналичных расчетов не относится, поскольку безналичного перечисления денежных средств при этом не происходит. На наш взгляд, основной особенностью российского законодательства является распространение норм об инкассовой форме расчетов не только на правоотношения гражданско-правового характера, но и на публичные правоотношения (в части бесспорного списания средств со счета по исполнительным документам и инкассовым поручениям контролирующих органов). Это расширительное толкование приводит к возникновению на практике проблем и судебных споров. Напомним, что ст. 854 ГК РФ устанавливает, что "без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом". Эти же основания для списания со счета без распоряжения клиента предусмотрены п. 12.2 Положения Банка России N 2-П, принятого, как указано в его преамбуле, на основании Гражданского кодекса РФ, где указано, что инкассовые поручения применяются: 1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции; 2) для взыскания по исполнительным документам; 3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения. Представляется, что в действительности расчеты по инкассо имеют место только в последнем из указанных трех случаев и частично в первом. Другими словами, расчеты, осуществляемые посредством инкассовых поручений, не всегда являются расчетами по инкассо, а обращение взыскания на счет налогоплательщика, должника по исполнительному листу, лица, на которое наложено административное взыскание, вообще находится за рамками гражданско-правовых отношений. Ряд признаков указывает на то, что банк должника (налогоплательщика, лица, привлекаемого к административной ответственности, лица, в отношении которого вынесено решение о взыскании денежных средств) выполняет другую функцию, не связанную с осуществлением расчетов по инкассо. Рассмотрим более подробно каждый из случаев применения инкассовых поручений в соответствии с п. 12.2 Положения о безналичных расчетах. Среди органов, выполняющих контрольные функции, наиболее часто взыскание денежных средств со счетов клиентов банков практикуют налоговые органы. В соответствии со ст. 46 Налогового кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента. То есть непосредственно Налоговым кодексом установлен иной порядок осуществления расчетной операции, не соответствующий требованиям ст. 874 ГК РФ. На наш взгляд, в связи с употреблением термина "инкассовое поручение" возникает ошибочное представление о применении при принудительном взыскании в порядке ст. 46 НК РФ расчетов по инкассо. Полагаем, что это не так, и списание со счета налогоплательщика не является расчетным правоотношением в смысле гражданско-правового регулирования. Действительно, налоговый орган не руководствуется при осуществлении бесспорного списания статьями ГК РФ: он не предъявляет инкассовое поручение в банк-эмитент (у налогового органа и нет банка-эмитента, так как он имеет лицевой счет распорядителя бюджетных средств в учреждении Федерального казначейства), а направляет свое инкассовое поручение непосредственно в банк налогоплательщика; банк налогоплательщика не имеет возможности осуществить действия по проверке этого инкассового поручения, как это предусмотрено гл. 12 Положения "О безналичных расчетах"; срок исполнения инкассового поручения налогового органа установлен "немедленно", за неисполнение инкассового поручения налогового органа к банку может быть применена административная, а не гражданско-правовая ответственность; инкассовое поручение подписывается только руководителем налогового органа или его заместителем, подпись главного бухгалтера не предусмотрена. Административная ответственность за нарушение установленного срока исполнения инкассового поручения налогового органа предусмотрена ст. 15.8 КоАП РФ. Наряду с налоговыми органами полномочиями по обращению взыскания на счет плательщика обладают таможенные и иные контролирующие органы. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. При взыскании по исполнительным документам складывается следующая ситуация. Статья 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривает, что исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств, либо судебному приставу-исполнителю, если такими сведениями он не располагает, для исполнения в порядке, предусмотренном настоящим федеральным законом. Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя. Положение Банка России 2-П (п. 12.5) устанавливает, что при взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату выдачи исполнительного документа, его номер, номер дела, по которому принято решение, подлежащее принудительному исполнению, а также наименование органа, вынесшего такое решение. В случае взыскания исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем инкассовое поручение должно содержать указание на взыскание исполнительского сбора, а также ссылку на дату и номер исполнительного документа судебного пристава-исполнителя. Инкассовые поручения на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата. Пункт 12.6 устанавливает, что банки не принимают к исполнению инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке, если прилагаемый к инкассовому поручению исполнительный документ предъявлен по истечении срока, установленного законодательством. Исполнительный документ, взыскание денежных средств по которому произведено или прекращено в соответствии с законодательством, возвращается исполняющим банком заказной почтой с уведомлением в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ. При этом исполняющий банк делает на исполнительном документе отметку о дате его исполнения с указанием взысканной суммы или дате возврата с указанием основания прекращения взыскания (номер и дата заявления взыскателя, определения суда (арбитражного суда) или иного документа). Как мы видим, этот порядок исполнения также не соответствует установленному ГК РФ порядку и понятию расчетов по инкассо, так как расчеты производятся без участия банка-эмитента. Интересно, что между исполняющими банками и судебными приставами-исполнителями регулярно возникают судебные споры по причине отказа судебных приставов предоставить в банк инкассовое поручение либо подлинный исполнительный документ. При этом банки указывают на невозможность нарушения требований Положения о безналичных расчетах при принятии инкассовых поручений к исполнению, при этом никто не обращает внимания на то обстоятельство, что порядок предъявления требований к счету должника в корне отличается от установленного ст. 874 ГК РФ и, собственно говоря, расчетом по инкассо не является. Видимо, именно по этой причине в преамбуле Положения Банка России N 221-П содержится ссылка на Федеральный закон "Об исполнительном производстве". В качестве расчетного документа при расчетах по инкассо с участием физических лиц также используется инкассовое поручение (п. 5.1 Положения N 222-П). Положение N 222-П в части, касающейся расчетов по инкассо, подлежит применению для взыскания по исполнительным документам, в случае их предъявления через банк, обслуживающий взыскателя, т. е. банк-эмитент (абз. 2 п. 5.2). Однако при этом необходимо учитывать два исключения: - если в качестве взыскателя выступает юридическое лицо, то подлежит применению Положение Банка России от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в РФ" (п. 5.4); - если исполнительный документ предъявляется непосредственно в банк, обслуживающий должника, что имеют право делать взыскатели - физические лица, то должно применяться Положение Банка России от 26 марта 2003 г. N 221-П "О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями - физическими лицами". На практике списание по исполнительным документам выполняется не только не в соответствии с требованиями ГК РФ о расчетах по инкассо, но и без соблюдения порядка, предусмотренного Положением Банка России N 2-П. Основываясь на ст. 6 Закона "Об исполнительном производстве", ни взыскатели, ни судебные приставы-исполнители не прилагают к исполнительному документу инкассовые поручения. Между тем гл. 12 Положения о безналичных расчетах устанавливает, что инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. В связи с этим возникает вопрос: является ли списание средств по решению суда расчетами по инкассо и регулируются ли эти отношения нормами гражданского законодательства? Постановлением от 29 марта 2002 г. N 10103/01 <*> Президиум ВАС РФ оставил без изменения решение от 1 августа 2001 г. и Постановление апелляционной инстанции от 20 августа 2001 г. Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-3895/01-15-169 и Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 сентября 2001 г. о взыскании с нижегородского коммерческого банка "Радиотехбанк" подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по вине банка, в соответствии со ст. 91 Федерального закона "Об исполнительном производстве". -------------------------------- <*> Вестник ВАС РФ. 2002. N 8.

Взыскателем в банк был направлен исполнительный лист с сопроводительным письмом о его исполнении. Банк возвратил исполнительный лист без исполнения, предложив взыскателю, ЗАО "Юридический центр "Практика", оформить инкассовое поручение. Ссылаясь на ст. 5, 6, 91 Закона "Об исполнительном производстве", взыскатель обратился с иском в арбитражный суд. Арбитражным судом были отклонены доводы банка о необходимости предъявления вместе с исполнительным листом инкассового поручения на том основании, что Закон "Об исполнительном производстве" по сравнению с Положением Банка России "О безналичных расчетах в РФ" обладает большей юридической силой. Судом был сделан вывод, что предъявление исполнительного листа без инкассового поручения не освобождает банк от обязанности по исполнению исполнительного документа. В Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 мая 2002 г. по делу N А56-12512/01 по аналогичному делу содержится прямо противоположный вывод о неправомерном взыскании с банка штрафа за неисполнение исполнительного листа в связи с непредставлением взыскателем инкассового поручения. Судом указано, что отсутствие в ст. 6 Закона "Об исполнительном производстве" непосредственного указания на представление инкассового документа значения не имеет. Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не регулирует порядок исполнения банками, не являющимися органами принудительного исполнения (ст. 5), исполнительных документов в части списания денежных средств со счетов должников. Операция по списанию денежных средств со счета клиента без его распоряжения, обеспечивающая совершение исполнительных действий, совершается в рамках расчетов по инкассо (ст. 874 - 876 Гражданского кодекса Российской Федерации), предполагающих осуществление банком действия по получению от плательщика платежа на основании инкассового поручения. В соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации" к компетенции названного банка отнесено установление правил осуществления расчетов в Российской Федерации, проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы. В соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в банках основанием для списания денежных средств со счета клиента является расчетный документ. Положением Банка России "О безналичных расчетах в Российской Федерации" предусмотрен порядок, в соответствии с которым при взыскании денежных средств по исполнительным документам в банк должно быть представлено инкассовое поручение с приложенным исполнительным документом. В то же время в соответствии с п. 2.1 Положения Банка России N 2-П банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов, которые представляют собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа: - распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств; - распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем). Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств, либо судебному приставу-исполнителю, если такими сведениями он не располагает. Таким образом, взыскатель вправе, не возбуждая исполнительного производства, самостоятельно получить присужденные денежные средства. На практике реализация этого права сталкивается с необходимостью соблюдения ряда дополнительных условий, не предусмотренных законом. Отмеченное ограничение прав взыскателя уже было предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в 1999 г. В вынесенном по делу решении указывалось, что возложение на взыскателя обязанности представить в банк инкассовое поручение не может быть признано правильным, поскольку такой нормы в законе не содержится, вследствие чего п. 283, 285, 286 действовавших тогда Правил безналичных расчетов в народном хозяйстве были признаны недействительными (незаконными) <*>. -------------------------------- <*> Решение Верховного Суда РФ ГКПИ 99-282 от 5 июля 1999 г.

Требование о представлении инкассового поручения в основном создавало препятствия для взыскателя-гражданина, в том числе обязывая его использовать специальные технические средства при заполнении инкассового поручения. Введенное в действие с 1 апреля 2003 г. Центральным банком Положение N 221-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" значительно упростило для физических лиц процедуру оформления инкассового поручения (вплоть до оформления его банком по поручению физического лица), при этом, как указано в преамбуле этого Положения, оно разработано не на основании ГК РФ, а в соответствии с положениями Закона "Об исполнительном производстве". Инкассовые поручения на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата. Исчерпывающий перечень исполнительных документов содержится в ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Согласно процедуре, предусмотренной Положением Банка России N 222-П, физическое лицо может обратиться для взыскания по исполнительному листу в свой банк, где имеется его текущий счет, тогда взыскание осуществляется через банк-эмитент и в этом случае процедура взыскания соответствует "расчетам по инкассо", предусмотренным ГК РФ. Однако порядок осуществления взыскания по исполнительным листам юридическими лицами продолжает регулироваться Положением N 2-П. По нашему мнению, при осуществлении принудительного взыскания со счета должника по исполнительному документу реализуется ст. 5 "Иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов" Федерального закона "Об исполнительном производстве", устанавливающая, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями, причем указанные органы не являются органами принудительного исполнения. При этом Закон "Об исполнительном производстве" принят в развитие положений раздела 7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР. То есть в этом случае отношения по взысканию не регулируются гражданским законодательством, в частности его нормами о расчетах по инкассо, а являются частью гражданского процесса. Право списания со счета без распоряжения владельца счета может быть предоставлено банку также договором банковского счета. Списание денежных средств в бесспорном порядке в случаях, предусмотренных договором клиента банка с третьим лицом, осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о списании денежных средств в бесспорном порядке, при этом плательщик должен предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), имеющем право выставлять инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке, обязательстве, по которому будут производиться платежи, а также о реквизитах договора (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право бесспорного списания). Отсутствие условия о списании денежных средств в бесспорном порядке в договоре банковского счета либо дополнительного соглашения к договору банковского счета, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате инкассового поручения. Инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату, номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право бесспорного списания. Из указанных случаев списания со счета плательщика в порядке расчетов по инкассо на основании договора можно выделить случаи, когда возможность безакцептного списания установлена законом. В частности, безакцептный порядок списания денежных средств предусмотрен Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4725-1 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий", Указом Президента Российской Федерации от 18 сентября 1992 г. N 1091 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса". Указанные нормативно-правовые акты применяются с учетом положений ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации". Согласно п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 19 апреля 1999 г. N 5 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковского счета" арбитражным судам при рассмотрении споров, касающихся бесспорного или безакцептного списания, рекомендовано принимать во внимание, что, когда нормативными актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принятыми до введения в действие части второй ГК РФ, и применяемыми на территории Российской Федерации постановлениями Правительства СССР по вопросам, которые согласно части второй ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, установлен бесспорный или безакцептный порядок списания денежных средств, указанные нормативные акты на основании ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" подлежат применению впредь до принятия соответствующего закона по данному вопросу. Обратим внимание на то обстоятельство, что указанные случаи взыскания могут иметь место только при наличии между сторонами договорных обязательств по договорам соответствующего вида. Таким образом, этот случай бесспорного списания является частным случаем взыскания задолженности по договору, но право бесспорного списания предоставлено взыскателю не договором с потребителем его услуг, а законом. В обоих вышеуказанных случаях списание со счета связано с гражданско-правовыми отношениями сторон и осуществляется в соответствии с требованиями ГК РФ о расчетах по инкассо. Подводя итоги всему вышесказанному можно сделать следующие выводы. Не во всех случаях осуществления списания со счета клиента без его распоряжения, предусмотренных ч. 2 ст. 854 ГК РФ, можно говорить об осуществлении расчетов по инкассо. В частности, при осуществлении списания налоговыми и иными контролирующими органами по основаниям, установленным соответствующими законами, имеют место не гражданско-правовые, а налоговые правоотношения. При этом процедура списания, предусмотренная ст. 874 - 876 ГК РФ и требованиями разделов 8 и 12 Положения Банка России "О безналичных расчетах", не применяется. Следовательно, указанные случаи взыскания неправомерно перечислены в п. 12.1 Положения Банка России N 12-П. Необходимо разработать специальное положение об осуществлении расчетов на основании инкассовых поручений указанных органов, где урегулировать насущные практические вопросы - о порядке проверки подлинности выставленных инкассовых поручений налоговых и иных органов, осуществляемой в банке налогоплательщика, о правилах документооборота между банками и налоговыми органами при осуществлении этих действий. Аналогичным образом должен быть урегулирован порядок взыскания по исполнительным документам, предъявляемым юридическими лицами в банк должника на основании ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве", так как в отношении взыскателей - физических лиц такой порядок Банком России уже разработан. Кроме того, правильно было бы в целях развития гражданского оборота дополнить отечественные банковские правила, а именно - устранить с учетом в том числе и правил международных расчетов пробелы по вопросам выставления на инкассо векселей, инкассирования процентов, акцепта документов. Кроме того, потребностью дня является устранение выявленных противоречий между нормами законодательства и банковскими правилами (особенно в части определения содержания инкассовых операций и допустимости инкассирования векселей). Кроме того, необходимо откорректировать п. 8.8 Положения о безналичных расчетах, в соответствии с которым исполняющему банку предоставляется право возврата расчетных документов по инкассо без предоставления получателю срока для устранения недостатков, что противоречит требованиям п. 1 ст. 875 ГК РФ.

Название документа