Законы Европейского союза о банковском деле

(Кашкин С. Ю., Трушина Н.)

("Законодательство и экономика", 2006, N 2)

Текст документа

ЗАКОНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА О БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ

С. Ю. КАШКИН, Н. ТРУШИНА

Кашкин С. Ю., заведующий кафедрой права Европейского союза Московской государственной юридической академии, доктор юридических наук, профессор.

Европейский сектор финансовых услуг стремительно развивается. Происходящими процессами затронуты универсальные и инвестиционные банки, страховые компании, банковско-страховые конгломераты, эмитенты банковских карточек и платежные системы, операционные отделы банков и дилерские отделы. При этом темпы изменений ускоряются. Одной из движущих сил происходящих изменений является новая европейская валюта - евро, являющаяся предметом многочисленных споров и даже насмешек. Как бы ни относились к евро агенты по обмену иностранной валюты, влияние, оказанное ею на финансовый сектор, глубокое и необратимое. Несомненно, наряду с евро движущими силами изменений являются новые технологии и процесс глобализации. Для Европы, однако, евро является уникальным дополнительным фактором.

Поскольку валюты, ранее находившиеся в обращении на территории нынешней зоны евро, с 1 января 1999 г. были трансформированы в единую валюту посредством деноминации, евро захватила около 40% международного рынка облигаций. Рыночная стоимость облигаций, выпущенных в частном секторе, быстро повышается, и в 1999 г. прибыль компаний-новичков на европейских рынках превысила 130 млрд. евро, что более чем в два раза превышает аналогичный показатель 1998 г. Все эти изменения требуют соответствующего пересмотра закона ЕС о банковском деле.

В мае 1999 г. Европейская комиссия представила целый ряд амбициозных плановых задач и конкретных мер, призванных в ближайшие годы усовершенствовать концепцию единого рынка финансовых услуг на территории ЕС. Комиссия подчеркивает огромное значение выполнения данного плана действий на рынке финансовых услуг до 2005 г., особенно в свете результатов недавнего исследования, свидетельствующего о том, что интеграция финансовых рынков может способствовать ежегодному приросту ВВП ЕС на 0,5 - 0,7%. Члены Комиссии также утверждают, что единый сбалансированный внутренний рынок сможет повысить конкурентоспособность поставщиков услуг из стран ЕС на мировом рынке, а также будет способствовать привлечению зарубежных инвесторов. Кроме того, он укрепит роль евро на международном рынке.

Помимо упомянутого законодательного требования государства-члены направили в Комиссию просьбу о приведении данной директивы в соответствие с "Сорока рекомендациями" Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания капиталов (ФАТФ) в отношении отмывания денег. Таким образом, упомянутое предложение Комиссии, вероятно, затронет финансирование террористических организаций, деятельность "банков-оболочек", а также вопросы о передаче лиц в другую юрисдикцию, о политически уязвимых лицах, регистрации клиентов, степени прозрачности и доверительном управлении. "Сорок рекомендаций" содержат положения о процедуре предварительной идентификации клиентов и ведении соответствующего учета, в частности предусматривающие требования о том, что финансовые учреждения не имеют права регистрировать анонимные счета либо счета под явно вымышленными именами. В них также содержится требование о том, чтобы государства-члены привели свои законы в соответствие с Конвенцией ООН по организованной преступности, принятой в 2000 г. в Палермо - документом, подписанным представителями всех стран ЕС, но до сих пор не ратифицированным некоторыми государствами-членами.

ФАТФ является межправительственным органом, устанавливающим международные стандарты в отношении отмывания денег. В число 33 ее участников входят все пятнадцать стран - "ветеранов" ЕС, а также Европейская комиссия. Первый список рекомендаций, разработанный этой организацией в 1990 г., в первую очередь касался отмывания денег, полученных от незаконного оборота наркотиков. Однако после 11 сентября 2001 г. в область деятельности ФАТФ был включен и терроризм. Новые рекомендации, принятые в 2003 г., получили от ФАТФ определение "всеобъемлющей программы по борьбе с отмыванием денег и финансированием террористических организаций".

Целый ряд изменений, произошедших в финансовой и политической обстановке, побудил Комиссию несколько пересмотреть свою стратегию и потребовать более жесткого регулирования в Европе. Сентябрьские террористические атаки на США потрясли сектор страхования и заставили задуматься о том, являются ли действующие правила ЕС о платежеспособности страховых компаний достаточными для защиты интересов страхователей. Финансовые скандалы, преследовавшие США в последние годы, например крах компаний "Enron" и "WorldCom", послужили стимулом к возникновению требований о разработке более жесткого европейского законодательства, дабы избежать аналогичных инцидентов по эту сторону Атлантики.

Достижение соглашения по поводу новой усовершенствованной директивы о выпуске проспектов для выхода на фондовую биржу заняло больше времени, чем предполагалось ранее - частично по причине озабоченности в том, что предложенный законопроект может оказаться слишком либеральным. Ожесточенные политические дебаты между министрами финансов затрудняют работу. В частности, недавние скандалы, имевшие место в финансовом секторе США, способствовали смене контекста данных дебатов и заставили таких влиятельных политиков, как Ганс Айхель, министр иностранных дел Германии, требовать, чтобы новая директива содержала более жесткие законы, защищающие интересы мелких инвесторов.

По мнению Совета адвокатов и адвокатских объединений Европейского союза (CCBE), высказанному его спикером 22 июня, со стороны Комиссии было бы более разумно провести оценку эффекта, оказанного Директивой-2001, прежде чем вносить дальнейшие изменения. Адвокатские круги достаточно критично настроены в отношении второй директивы по причине слишком широких возможностей для различного ее толкования государствами-членами.

Спикер добавил, что многие требования директивы, касающиеся обязательств по отчетности, идут вразрез с правом клиентов на конфиденциальность в отношениях с юридическими консультантами. Он подчеркнул, что CCBE, проводивший совместные совещания с Комиссией по вопросу о третьей директиве, не планирует поднимать эти вопросы в новом предложении. Организация все еще проводит оценку того, являются ли требования ФАТФ по отчетности о подозрительных операциях более строгими, чем аналогичные требования Директивы-2001. Законы ЕС недвусмысленно разрешают адвокатам сохранять профессиональную тайну в работе с клиентами, которых они защищают в ходе судебного разбирательства.

Европейская комиссия упомянула два взаимосвязанных проекта в своем Сообщении от 29 марта 2004 г., принятом в ответ на взрывы в мадридских поездах, организованные террористами 11 марта. Первый из них - это проведенное в 2004 г. исследование о необходимости разработки законов ЕС, обязывающих государства-члены вести отчетность обо всех банковских счетах. Второй из проектов касается дискуссии, которая также была запланирована на 2004 г., по вопросу о прозрачности работы юридических лиц, чтобы предупредить их использование террористами или организованными преступными организациями.

Новая директива, заменяющая две предыдущие, была вынесена на обсуждение в мае 2001 г. Она ставит своей целью упростить привлечение иностранного капитала путем предоставления единого паспорта ЕС и отмены требования к компаниям о публикации отдельных проспектов (документов об эмиссии акций, содержащего всю информацию, необходимую для того, чтобы инвесторы провели точную оценку активов и пассивов облигаций и акций, котирующихся на бирже) на рынках каждой из стран ЕС.

До конца 2004 г. Европейская комиссия намеревалась представить проект нового закона об информации, которую должны предоставлять компании, зарегистрированные на бирже. Содержание данного предложения было заимствовано из двухраундовых консультаций, недавно проведенных Комиссией. Фриц Болкештайн, комиссар ЕС по внутренним рынкам и финансовым услугам, полагает, что в свете скандала с компанией "Enron" необходимость повышения прозрачности рынка для инвесторов является настоятельной.

Комиссия надеялась, что новая директива о рыночных злоупотреблениях будет принята до конца 2002 г. В мае 2001 г. она представила на рассмотрение новые предложения по директиве в отношении незаконных операций с ценными бумагами на основе внутренней информации о деятельности компании-эмитента, а также рыночных манипуляций, излагая общие правила борьбы с рыночными манипуляциями в странах Европы, направленные на укрепление доверия инвесторов к этим рынкам. 14 мая 2001 г. Европейский парламент представил свое Заключение по проекту данной директивы, а 19 июля 2002 г. Совет ЕС принял единую позицию.

Планируется, что новая директива заменит предыдущую директиву о незаконных операциях с ценными бумагами на основе внутренней информации о деятельности компании-эмитента, принятую более десяти лет назад. Комиссия утверждает, что новые правила необходимы, потому что соответствующие законы некоторых государств - членов ЕС недостаточно проработаны либо вовсе отсутствуют, что приводит к разноголосице в местных правилах и препятствует созданию единого финансового рынка.

Комиссия планирует представить на рассмотрение свои предложения по существенному пересмотру действующей директивы об инвестиционных услугах, основанные на результатах широкомасштабных консультаций, проведенных ею за два последних года. Пересмотр коснется двух ключевых вопросов: обеспечения более высокой степени защиты инвесторов и гарантий предоставления трансграничных услуг инвестиционными компаниями.

Комиссия представит Совету доклад о том, как прошла реализация директивы о завершенности расчетов, вступившей в силу 11 декабря 1999 г., и Комиссия утверждает, что к настоящему времени все государства-члены привели ее в исполнение. Директива имеет своей целью снизить систематические риски, связанные с системами платежей и расчетов по ценным бумагам. В связи с этим данная директива содержит положения о трансграничных заказах, процедурах банкротства и имущественном обеспечении.

Уже почти 14 лет Комиссия работает над созданием новой директивы о поглощении компаний путем покупки акционерного капитала, но до сих пор сталкивается с трудностями. Последняя редакция директивы о поглощениях была представлена Комиссией в ноябре 1997 г. и исправлена Согласительным комитетом в июне 2001 г. Данная директива устанавливает критерии однородной конкурентной среды для сделок поглощения в государствах - членах ЕС. Кроме того, она нацелена на защиту акционеров, и в этих целях устанавливает минимальные требования к проведению таких сделок. Однако некоторые государства-члены, особенно Германия, настаивают на большей гибкости таких мер по защите, которые могут быть использованы компаниями для срыва операций поглощения.

Под давлением Германии в июле 2001 г. Европейский парламент отклонил компромиссное соглашение по директиве о поглощениях. После того как члены Европейского парламента приняли это неожиданное решение, была создана группа экспертов для обсуждения условий нового компромиссного соглашения, которое удовлетворило бы все заинтересованные стороны. В начале 2002 г. Группа представила свой первый доклад по директиве о поглощениях. В ней были рассмотрены такие вопросы, как трансграничное голосование, обеспечение капитала и функционирование компаний. Комиссар Фриц Болкештайн надеется, что вскоре после следующего доклада экспертной группы он сможет выступить с пересмотренным предложением.

Европейской комиссии пришлось столкнуться с некоторыми трудностями в работе над принятием новой директивы о международном поглощении компаний, но после того как в 2000 г. был принят Устав Европейской компании, появилась надежда, что решение проблемы может быть найдено.

Еще в 1985 г. на обсуждение было вынесено предложение по новой директиве, призванной содействовать трансграничным слияниям с участием акционерных компаний, учрежденных в различных государствах-членах (так называемая десятая директива об акционерных компаниях). Однако на долгие годы это предложение было заблокировано из-за вопроса об участии работников в управлении. Комиссия предполагает вынести на обсуждение новое предложение, которое учитывает решения, согласованные на саммите в Ницце, состоявшемся в декабре 2000 г., в отношении Устава Европейской компании.

Комиссия планирует представить на рассмотрение предложение по четырнадцатой директиве об акционерных компаниях. В этой директиве речь пойдет о перемещении зарегистрированных штаб-квартир компаний в другие страны-участницы. Она будет основываться на данных доклада группы высокопоставленных экспертов по акционерному праву и на решениях Европейского Суда.

Комиссия сохраняет оптимизм в отношении того, что до конца года Совет и Европейский парламент примут новую директиву о профессиональных пенсиях. Целью директивы, вынесенной на рассмотрение в октябре 2000 г., является создание пруденциальной основы, обеспечивающей высокий уровень защиты прав будущих пенсионеров. Принципиально новым элементом такого предложения является то, что профессиональные пенсионные учреждения смогут учитывать трансграничные схемы. Принимая во внимание уроки скандала с компанией "Enron", 4 июня 2004 г. министры финансов достигли политического соглашения по поводу новой директивы.

В апреле 2001 г. Комиссия издала Сообщение об устранении налоговых препятствий для трансграничной выплаты профессиональных пенсий, призывающее все государства-члены устранить дискриминацию в отношении схем выплаты профессиональных пенсий, принятых в других странах ЕС. В частности, Комиссия намерена прекратить практику двойного налогообложения либо двойного освобождения от налогов. Такие условия могут сложиться, когда гражданин ЕС работает на территории одного государства-члена, а выходит на пенсию на территории другого. В такой ситуации гражданин может обнаружить, что, еще работая, он облагается налогами - отчислениями в пенсионный фонд, а затем - налогами на доходы, получаемые после выхода на пенсию.

После прошедшего лета Комиссии пришлось заняться вопросом о том, какие меры должны быть приняты, для того чтобы сделать более эффективными процедуры клиринга и расчетов. Решение данного вопроса будет основываться на широкомасштабных консультациях.

Клиринг и расчеты - процедуры, посредством которых завершается оформление операций с ценными бумагами и их производными инструментами. Комиссия полагает, что эффективные процедуры клиринга и расчетов имеют огромное значение для более эффективных действий участников на едином финансовом рынке ЕС. Комиссия обозначила две основные задачи: устранение барьеров для завершения отдельных трансграничных операций и устранение каких бы то ни было нарушений свободы конкуренции, которые могут препятствовать рыночным силам в создании более эффективной инфраструктуры для трансграничной деятельности.

Началась реализация усовершенствованной версии системы внесудебного разрешения споров (FIN - N ET), введенной в действие 1 февраля 2001 г. FIN - N ET - это сеть, состоящая из 35 национальных органов для урегулирования споров, деятельность которых главным образом осуществляется в банковском и страховом секторах. Главная задача данной сети - разрешать как можно больше коммерческих споров во внесудебном порядке, особенно в случаях, когда поставщик услуг учрежден на территории иного государства-члена, чем его клиент. Такая усовершенствованная версия программы включает в себя публикацию и распространение брошюры, предназначенной для подробного информирования широкой общественности, дальнейшее расширение географического и отраслевого охвата и усовершенствование информационного обмена между разными системами.

В начале 2006 г. года Комиссия планирует представить свои предложения по новым требованиям ЕС к объему капитала (каким, по мнению регулирующих органов, должен быть объем капитала финансовых учреждений для того, чтобы в достаточной мере покрывать риски, которым они могут быть подвержены, с перспективой реализации данного предложения к концу 2006 г.). Комиссия планирует осуществлять дальнейшее исследование эффекта данной реформы, введенной в действие с октября 2002 г. Публикация третьего консультационного документа была запланирована на лето 2003 г.

Комиссар ЕС полагает, что требования ЕС к объему капитала должны быть пересмотрены, потому что существующие правила все хуже справляются с функцией нейтрализации рисков, которые принимают на себя банки и инвестиционные фирмы, а также потому, что действующий режим не смог создать эффективные стимулы для пруденциального управления рисками. Комиссия надеется сфокусировать требования к размещению капитала исключительно на рисках, при этом поддерживая минимальный уровень капитализации и продолжая стимулирование конкурентного равенства.

Европейская гармонизация является наиболее существенным фактором, влияющим на систему международных банковских операций в ЕС. Согласование банковских стандартов, правил контроля, требований к обеспечению и спецификаций на продукцию не только служат импульсом к изменению существующих систем и структур, но и побуждают к международным сопоставлениям. А это создает базовые возможности для клиентов, заинтересованных в международной деятельности, а, кроме того, открывает весь рынок для трансграничных операций купли-продажи.

Новейшие технологии (телефонизация банковской деятельности и использование Интернета), несомненно, сыграли ключевую роль в развитии законодательства о банках. Признание операций, осуществляемых по телефону, в течение последних пяти лет сократило количество операций, осуществляемых филиалами. А Интернет в ближайшие пять лет полностью устранит национальные ограничения банковских рынков. Такая прозрачность, предусмотренная новой директивой, даст клиенту ясное представление о том, что сейчас выставлено на продажу, и предоставит возможность свободного доступа к интересующим его ресурсам, в то же время обеспечивая строгий контроль за использованием денежных средств. Это, в свою очередь, послужит причиной значительного конкурентного давления на банки, которые ранее работали в национальном масштабе, а теперь будут вынуждены расширять свою деятельность до международного уровня.

Необратимое движение в сторону интернационализации рынка создаст ряд новых возможностей эффективной деятельности и еще более усугубит положение слабых участников рынка. Участники рынка, не обладающие достаточными возможностями для занятия устойчивой международной позиции, неизбежно будут страдать от ограниченного признания за рубежом и от более высоких издержек, чем их конкуренты-"международники". Такая рыночная обстановка наверняка создаст предпосылки для второго раунда вытеснения слабых игроков.

Вексельные брокеры банковского сектора, которые предлагают ограниченный перечень услуг по проведению операций, должны задаться вопросом: как они будут получать добавленную стоимость? Внедрение современных и безопасных операционных механизмов, осуществляемых через Интернет, служит хорошей заменой таким брокерам по причине снижения затрат на их услуги. Успешные участники данного сектора рынка должны учитывать эту новую форму конкуренции, и в интересах выживания приспособиться к ней. Централизованный орган управления обладает преимуществом в виде удачного сочетания его компактного масштаба и возможности согласованно регулировать деятельность всей системы из одной точки. Возможность расположения в районе с низкой стоимостью жизни поможет сократить расходы, а централизованное управление - повысить прибыльность. Однако такая стратегия отдаляет банки от их зарубежных клиентов.

Одной из важнейших проблем интернационализации являются законы об охране информации, принятые в каждой отдельной стране. До того как Директива 95/45/EU вступила в полную силу, количество информации, передаваемой из страны в страну, было ограниченным. Поэтому принципы новой директивы обсуждались в надежде на то, что они сменят национальные законы на действительно европейском уровне. Обработка информации в третьей стране также может стать препятствием для повышения прибыльности, и в ожидании прогрессивных изменений в бюрократической машине лучшим выходом является использование новейших технологий. Компания "Citibank", например, могла обрабатывать все данные по операциям с карточками "European Visa" в Южной Дакоте (США) на основе контрактного соглашения, обеспечивающего защиту информации.

Комиссия надеется на то, что вслед за политическим соглашением, достигнутым между министрами финансов ЕС, Парламент и Совет ЕС без труда смогут официально принять директиву о финансовых конгломератах, таких, как банковско-страховые группы. Новая директива призвана устранить существующие противоречия между отраслевыми финансовыми законами, которые открывают лазейки и возможности обходить установленные правила. С ее помощью будут внедрены новые пруденциальные правила регулирования деятельности кредитных учреждений, страховых компаний и инвестиционных фирм, являющихся частью финансовых конгломератов, штаб-квартиры которых расположены на территории ЕС.

В настоящее время Комиссия работает над созданием новой правовой системы, регулирующей платежеспособность страховых компаний. Первый этап пересмотра правовой основы платежеспособности страховых компаний (так называемая Платежеспособность-I) был направлен на усовершенствование действующих правил расчета требования о пределе платежеспособности. В контексте Платежеспособности-I в феврале 2005 г. Совет принял две новые директивы, направленные на укрепление гарантий для страхователей путем ужесточения требований о пределе платежеспособности для компаний по страхованию жизни и компаний по страхованию ущерба.

Второй этап (Платежеспособность-II), который в данный момент находится в процессе разработки, является более широкомасштабным, в процессе его проведения применяются более усовершенствованные подходы к платежеспособности. Среди прочего он предполагает рассмотрение следующих вопросов: правила управления активами и пассивами страховых компаний, выравнивание активов с пассивами, подготовка мероприятий по перестрахованию, а также принципы учетной и страховой политики. Основной задачей является более тщательное выравнивание требований о платежеспособности с действительными рисками, которым подвержены страховые компании, а также поощрение страхователей в оценке рисков и их управлении.

Принятие более строгих правил в отношении страховых компаний считается необходимым для реагирования на непредсказуемые события, такие, как террористические атаки 11 сентября. Несмотря на то что страховые фирмы обычно откладывают разумно обоснованную сумму для покрытия возможных убытков, такие суммы могут оказаться недостаточными при обстоятельствах, когда претензии являются намного более высокими, чем предполагалось. Предел платежеспособности предусматривает дополнительные источники капитала, который поможет справиться с неожиданными событиями и, таким образом, защитить непосредственных страхователей.

Кроме того, Комиссия ищет возможность создания гармонизированной системы надзора за сектором перестрахования, что предусматривает сближение с требованиями предложения Платежеспособность-II. Соответствующее исследование было начато в начале 2000 г. и продолжалась вплоть до 2003 г. Комиссия подчеркивает огромную важность четкой системы надзора в секторе перестрахования в свете террористических атак 11 сентября.

Кроме того, планировалось, что до конца 2004 г. Совет и Парламент ЕС примут новую директиву о едином рынке и страховом посредничестве. Основная задача такой директивы - предоставить гарантию в том, что страховой посредник, зарегистрированный на территории одного государства, сможет предоставлять свои услуги на территории другого государства - члена ЕС, и в этих целях устанавливаются общие правила регистрации.

Реализация Плана действий по предупреждению мошенничества и подделок в ходе безналичных расчетов началась в феврале 2001 г. и продолжается в настоящее время. После завершения реализации Комиссия подготовит отчет и при необходимости предложит дальнейшие меры.

В данном Плане действий содержится требование к мелким страховым компаниям о разработке более тщательной защиты своих веб-сайтов от хакерского вторжения с целью хищения информации, рекомендация о введении бесплатного телефонного номера, по которому можно оперативно сообщить об утере или краже платежных инструментов, а также призыв сетевых администраторов к разработке систем, оповещающих владельцев электронных платежных инструментов об их несанкционированном использовании.

В законодательство ЕС уже включены две директивы о противодействии отмыванию денег. Задачей Директивы 91/308/EEC является предупреждение умышленного использования банков и других финансовых учреждений для отмывания криминальных денег, полученных главным образом от незаконного оборота наркотиков. Директива 2001/97/EC расширяет действие положений, изложенных в первой директиве. Помимо незаконного оборота наркотиков она охватывает более широкий спектр серьезных уголовных преступлений, в том числе терроризм, торговлю оружием, людьми, антиквариатом и человеческими органами, проституцию, мошенничество, подпольный игорный бизнес, похищение заложников, шантаж и ограбления. Данная директива также охватывает дополнительны виды деятельности и профессии, которые могут не быть связанными с финансовым сообществом, - управление игорными заведениями, аудит, а также фирмы по торговле недвижимостью и посреднические юридические фирмы, осуществляющие финансовые операции от имени своих клиентов.

Другим усовершенствованным условием оптимального единого финансового рынка, упомянутым в промежуточном отчете FSAP, является "многострадальная" директива о налогообложении доходов по сбережениям. Первое предложение о налогообложении сбережений представлено на рассмотрение в 1989 г. и было направлено на введение единой суммы, удерживаемой в счет налога. В дальнейшем это предложение было отклонено в пользу предложения-1998, предусматривавшего поиск такой модели сосуществования, согласно которой государства-члены имели бы право выбора: либо назначить сумму, удерживаемую в счет налога, либо обмениваться информацией о доходах, полученных владельцами банковских счетов, в частности нерезидентами. Этот подход также был отклонен.

В 2001 г. Совет министров финансов и экономики выступил с компромиссным предложением, в котором остался без внимания только вышеупомянутый вопрос о сумме, удерживаемой в счет налога. Главной темой последнего предложения стал обмен информацией между государствами-членами о доходах от сбережений, полученных нерезидентами. Однако данная директива не предусматривает семилетний переходный период, в течение которого Австрия, Бельгия и Люксембург могут назначать рассматриваемую сумму, удерживаемую в счет налога. По истечении данного периода все государства-члены должны внедрить систему обмена информацией. Все налоги взимаются на территории страны проживания.

До недавнего времени широко применяемым подходом, особенно на рынке ценных бумаг, был так называемый "обычный ход деятельности". Масштабы деятельности были национальными, не считая немногочисленных "вылазок" на мировую арену, и при этом считалось, что европейский рынок лишь раздражает и отвлекает внимание. Скорость изменений, затронувших системы обмена (в частности, системы расчетов), развенчала данное предположение и вынудила регулирующие органы прилагать огромные усилия для наверстывания упущенного. Кроме того, многие участники частного сектора рынка были разочарованы препятствиями, которые национально ориентированные правила устанавливают на пути трансграничных видов деятельности, а также изобилием конкурирующих и пересекающихся надзорных органов, перед которыми необходимо отчитываться.

Прежде чем развивать эту тему, необходимо упомянуть еще один внушающий беспокойство аспект надзорной деятельности. На международном уровне работа форума по вопросам финансовой стабильности была отражена в докладах об учреждениях со значительными долговыми обязательствами, о передвижении капитала, а также об офшорных финансовых центрах, главными темами которых были более строгие правила касательно передачи информации и повышения прозрачности (особенно в отношении риска ликвидности государственного и банковского секторов в отношении краткосрочного движения капитала). На европейском уровне министры финансов, побуждаемые Европейским парламентом, также приняли решение о том, что в условиях стремительных изменений оправданно снова обратиться к механизмам кризисного регулирования, для того чтобы справиться с систематическими рисками на едином европейском финансовом рынке. Согласно их выводам в системе не было обнаружено никаких значительных пробелов, хотя в представленном ими докладе ("Докладе Броувера") поднимался один спорный вопрос - потенциальная роль Европейского Центрального банка (ЕСВ) в качестве последней кредиторской инстанции. В целом исследования по данной теме свидетельствуют о том, что в настоящее время интеграция европейских финансовых рынков не несет в себе новых заметных систематических рисков, а также о том, что в данной сфере Европа должна идти в ногу с глобальными тенденциями.

Вместе с тем данное исследование подчеркнуло огромную важность налаженной рыночной инфраструктуры для обеспечения эффективного рыночного распределения капитала, основанного на достоверных ценовых сигналах и доброкачественной информации. Новая директива высветила необходимость разработки четких правил в отношении ответственности различных надзорных структур как внутри стран ЕС, так и в ходе трансграничного сотрудничества. По двум последним вопросам европейские страны должны в самое ближайшее время принять соответствующие решения.

Название документа