Опубликование судебных актов: российские проблемы в свете международных стандартов

(Автономов А. С.)

("Государственная власть и местное самоуправление", 2006, N 3)

Текст документа

ОПУБЛИКОВАНИЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ: РОССИЙСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

В СВЕТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

А. С. АВТОНОМОВ

Автономов А. С., заведующий сектором сравнительного правоведения Института государства и права РАН, руководитель российской группы экспертов по созданию Конституционного акта Союзного государства, член Комитета ООН, доктор юридических наук, профессор.

Понятие международных стандартов

Под международными стандартами понимают принципы международного права, относящиеся к той или иной сфере правового регулирования. Принципы международного права как наиболее общие правила поведения участников международного общения в качестве таковых оказывают определенное влияние на установление международно-правовых норм как более конкретных правил поведения. Тот или иной принцип не только может предопределить возникновение более конкретных правил поведения, но и подчиняет их себе, что находит выражение в том, что более конкретные правила поведения согласуются между собой и в то же время согласуются с принципом как более общим правилом поведения.

Нормы международного права закрепляют как принципы, так и конкретные правила поведения. При этом конкретные правила поведения всегда оформляются в виде норм международных актов или обычаев, а каждый принцип может быть сформулирован в каком-либо международном акте в виде некоторой нормы, но может и не получить четкой формулировки и проявляться в совокупности норм, изучение которых в комплексе позволяет судить об их соответствии определенному принципу. Именно поэтому часто разделяют нормы и принципы международного права, хотя, как уже говорилось, принципы находят свое проявление в нормах в виде непосредственной их фиксации или в следовании норм предписаниям, вытекающим из того или иного принципа.

Основой обязательной силы международного права является добровольное ясно выраженное или молчаливое общее или отдельное соглашение государств по поводу установления определенных правил международного общения, правил, соответствующих современному правосознанию народов. Необходимость такого соглашения и соблюдения установленных им конкретных норм определяются объективными закономерностями общественного развития, порождающими потребности регулирования разнообразных отношений между участниками международного общения. Именно в силу того, что исполнение положений международных актов опирается на добровольное согласие государств на их применение, большое значение имеют не только обязательные, но и рекомендательные международные документы. Обязательные для исполнения нормы содержатся в двусторонних и многосторонних международных договорах (которые могут иметь различные наименования - договоры, соглашения, пакты, конвенции и т. д.) и обычаях международного права. Обязательными для исполнения могут быть и предписания, содержащиеся в актах, издаваемых определенными органами, создаваемыми на основе международных договоров, в том числе и отдельные органы некоторых международных организаций (например, резолюции Совета Безопасности ООН). Рекомендательные акты могут приниматься на различных международных конференциях и иных форумах, а также органами, образуемыми на базе международных договоров. К примеру, рекомендательный характер носят резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Несмотря на то что рекомендательные акты формально не имеют обязательной юридической силы, государства все же не могут полностью игнорировать содержащиеся в них положения, поскольку они сами либо непосредственно участвовали в их разработке и принятии на каких-либо международных конференциях или иных форумах, либо являются сторонами в международном договоре, предусматривающем создание органов, компетентных принимать рекомендательные решения по тем или иным вопросам. Известны случаи, когда суды различных государств использовали положения международных документов, носящих рекомендательный характер, в качестве дополнительного обоснования их решений. Если государства в течение достаточно долгого времени придерживаются положений тех или иных рекомендательных решений, то такие положения могут превратиться в нормы международно-правового обычая.

Ввиду того что государства в той или иной мере сами участвуют в разработке и принятии международных документов, содержащих определенные стандарты поведения, такие стандарты не могут рассматриваться как нечто навязанное извне. И как раз потому, что такие стандарты вырабатываются в результате согласования позиций различных государств, указанные стандарты представляют собой набор минимально необходимых правил поведения, с соблюдением которых согласны государства, принимавшие участие в их разработке и одобрении. Естественно, государствам, которые в результате исторического развития ближе друг к другу по правосознанию, легче выработать одинаковые и детально проработанные правила поведения. Поэтому универсальные стандарты (т. е. стандарты, зафиксированные в документах, к которым присоединились государства, существующие на различных континентах, и в идеале могут присоединиться все государства мира) имеют обычно более общий характер по сравнению с региональными международными стандартами (т. е. стандартами, содержащимися в документах, к которым присоединяются государства, располагающиеся в рамках того или иного географического региона). Отдельные стандарты могут уже использоваться всеми государствами, другие стандарты некоторым государствам еще предстоит воплотить в практику своей внутренней жизни, а иные стандарты для определенных государств являются уже давно пройденным этапом, и во внутренней жизни они руководствуются гораздо более высокими мерками. Так, отдельные институты исторически появились и какое-то время существовали только в одном или в весьма ограниченном круге государств, прежде чем распространились по другим странам и превратились в международно признанные стандарты. Поэтому, конечно же, международные стандарты нельзя воспринимать как нечто стоящее неизмеримо выше любых правил, действующих в каждом отдельно взятом государстве, но такие стандарты служат ориентирами при определении направления развития государства (в данном случае в сфере обеспечения избирательных прав граждан, организации и проведения выборов).

Обратим также внимание на то, что согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 15), "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". При этом "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

Опубликование актов судебной власти

согласно международным стандартам

В международных стандартах опубликование актов судебной власти в Интернете не упоминается. Вместе с тем доступность всех лиц к судебным решениям по конкретным делам рассматривается в международно-правовых документах как составная часть права на публичность оглашения судебного решения. А публичность оглашения судебного акта рассматривается в качестве одного из факторов, содействующих вынесению справедливого и беспристрастного решения. В п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах содержится положение, согласно которому "любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми". Пунктом 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод также установлено, что "судебное решение объявляется публично". В решении от 8 декабря 1983 г. Европейского суда по правам человека по делу Претто и другие против Италии подчеркивается, что публичность судебных актов призвана "обеспечить проверку общественностью тщательности рассмотрения дела судебным органом с целью гарантированности права на справедливое судебное разбирательство". В указанном деле рассматривалась ситуация, когда кассационный суд не огласил публично вынесенное им решение по гражданскому делу. Между тем Европейский суд по правам человека не усмотрел нарушения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку полный текст решения кассационного суда, хотя и не был полностью зачитан на судебном заседании, был абсолютно доступен в канцелярии данного суда для каждого, кто хотел бы с ним ознакомиться.

Правовые основы опубликования судебных решений в печатных

изданиях и в Интернете в зарубежных государствах и в России

Толкование публичности оглашения судебных актов в качестве обеспечения доступности к текстам таких актов устоялось во многих развитых зарубежных странах. Как уже упоминалось выше, в Италии судебные решения доступны всем в канцелярии суда (имеются исключения, связанные с обеспечением поддержания общественной морали и интересов несовершеннолетних). Но не только в Италии созданы условия для доступности судебных решений. Фактически во всех современных развитых (европейских, североамериканских и южноамериканских, азиатских) государствах граждане имеют доступ к судебным решениям. Причем такая практика сложилась еще в XIX в. Кстати, видимо, именно поэтому публичность оглашения судебных актов трактуется прежде всего как обеспечение доступности любого гражданина к тексту судебного решения после того, как указанное решение было вынесено.

Для доступа граждан к актам судебной власти (приговорам по уголовным делам и решениям по гражданским делам) в развитых зарубежных государствах достаточно закрепления в соответствующем процессуальном законе принципа публичности объявления судебных актов. В России данный принцип также зафиксирован. Например, ч. 8 ст. 11 Арбитражного процессуального кодекса РФ устанавливает, что "судебные акты арбитражным судом объявляются публично", ч. 8 ст. 10 Гражданского процессуального кодекса РФ - "решения судов объявляются публично, за исключением случаев, если такое объявление решений затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних", ст. 310 Уголовно-процессуального кодекса РФ также предусматривает открытое провозглашение приговора. При этом в Гражданском процессуальном и Арбитражном процессуальном кодексах четко зафиксировано, что принцип публичности оглашения приговора является составляющей принципа гласности судебного разбирательства. В ныне действующем Уголовно-процессуальном кодексе РФ принцип гласности судебного разбирательства непосредственно не обозначен (хотя он присутствовал в действовавшем до 1 июля 2002 г. Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР), однако в некоторых научных трудах и учебных изданиях о нем продолжают говорить как о важном принципе судопроизводства. Таким образом, и в России, и в иностранных государствах принцип гласности судебного разбирательства и являющийся его составляющей принцип публичности оглашения судебных актов нашли сходное закрепление в процессуальном законодательстве. Но на этом сходство между Россией и другими государствами заканчивается. В нашей стране публичность оглашения судебного акта понимается крайне узко, лишь как произнесение этого акта вслух в зале судебного заседания. Дошло даже до того, что в 2002 г. в одном из районных судов города Москвы истцу по гражданскому делу в канцелярии отказались выдать копию решения суда. Мотивировался такой отказ тем, что истец дело "выиграл" и слышал об этом во время провозглашения решения в зале суда и, значит, копия решения ему не нужна, поскольку подавать жалобу в кассационную инстанцию незачем. Истец объяснял, что суд удовлетворил не все его требования, поэтому он, возможно, и подаст жалобу в кассационную инстанцию. При этом истец справедливо полагал, что копия решения ему нужна в любом случае. Однако получить копию решения он смог только после того, как написал жалобу в Судебный департамент. Лично мне известен только один такой случай (при этом у истца сохранились и копии его жалоб на отказ в выдаче ему копии решения суда), однако в канцелярии суда уж очень уверенно отрицали необходимость получения истцом копии решения, поэтому можно предположить, что поступали так к тому моменту неоднократно.

Возможно, именно узкая трактовка принципа гласности потребовала специального включения в текст Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ст. 78 об опубликовании решений Конституционного Суда РФ несмотря на то, что в указанном Федеральном конституционном законе содержится ст. 31, посвященная гласности конституционного судопроизводства, причем гласность упоминается также среди других принципов деятельности Конституционного Суда России в ст. 5 упомянутого Федерального конституционного закона. Введение статьи, специально посвященной опубликованию решений Конституционного Суда РФ, позволяет не ставить под сомнение необходимость размещения в официальных изданиях судебных актов, постановленных указанным органом. А опубликование само по себе открывает возможность размещения таких судебных актов в сети Интернет.

При этом некоторые судебные акты, постановленные и судами общей юрисдикции, и арбитражными судами, все же публикуются. Так, в 2003 г. был выпущен трехтомник, содержащий избранные решения Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, посвященных защите прав местного самоуправления. Отдельные российские суды в начале XXI в. постепенно осваивают Интернет. Например, у Свердловского областного арбитражного суда есть свой сайт в Интернете, имеется база данных судебных решений. Тридцать один суд общей юрисдикции в России также имеет свой сайт в Интернете. Все это не потребовало изменения действующего законодательства. Однако приведенные примеры являются исключением из правила, а исключения, как известно, подтверждают правило. Вместе с тем наличие у того или иного суда сайта в Интернете вовсе не означает, что этот суд размещает на указанном сайте постановленные им судебные акты или хотя бы обзор практики. На сайтах часто размещается иная информация: состав суда, телефоны, правила поведения в суде и в зале заседаний и пр.

За рубежом принцип публичности провозглашения судебного акта понимается существенно шире, чем в России. Любой публично оглашенный судебный акт в большинстве европейских и американских государств становится доступным для любого лица именно в силу принципа гласности судопроизводства и принципа публичности оглашения судебных актов. Такая трактовка указанных принципов открывает все акты, оглашенные на открытых для публики заседаниях суда. Во многих государствах для облегчения доступа физических и юридических лиц к судебным актам они издавна публикуются в печатном виде, а с появлением Интернета стали размещаться на соответствующих сайтах. Однако делается это не на основе каких-либо специальных законодательных актов, а в силу небольших по объему положений процессуальных законов (по формулировкам совпадающих с приведенными выше положениями российских процессуальных законов), закрепляющих принцип гласности судебного разбирательства и принцип публичности оглашения судебных актов. По форме такие положения иностранного законодательства аналогичны российским, но, как уже отмечалось, в почти идентичные российские и зарубежные формулировки вкладывается в России и в других государствах различный смысл, что позволяет за рубежом размещать судебные акты в Интернете, а в России - отрицать правомерность подобных действий без какого-либо дополнительного (к существующим процессуальным законам) специального законодательного регулирования. При этом в иностранных государствах различно относятся к регулированию доступа к публично оглашенным судебным актам и актам, принятым органами и должностными лицами административно-исполнительных органов. Если для опубликования (в том числе размещения в сети Интернет) первых считается достаточным наличия одной-двух коротких статей в процессуальном законе, то для обеспечения доступа ко вторым требуется более детальная регламентация. Ведь судебный акт, будучи оглашенным публично, уже стал достоянием гласности, как полагают в зарубежных странах, значит, он уже не может считаться секретным или конфиденциальным и должен быть свободно доступен каждому. Иное дело - акты органов и должностных лиц исполнительного аппарата. На существенное различие обеспечения доступа к официальным документам судебной и законодательной власти, с одной стороны, и исполнительной власти - с другой, указывается и в Рекомендации N (2002) 2, принятой Комитетом министров Совета Европы 21 февраля 2002 г.

В странах, относящихся к англосаксонской правовой семье (Англия, Уэльс, Ирландия, США в целом и 49 штатов, Канада и большинство ее провинций, кроме Квебека, Австралия, Новая Зеландия, Индия и другие), доступность граждан к текстам судебных актов имеет особое значение, поскольку в упомянутых государствах судебный прецедент служит одним из важнейших источников права. В качестве источника права используется судебный прецедент также в Швеции, Норвегии и некоторых иных государствах. Ввиду особой значимости доступа граждан к судебным актам в странах, в которых активно применяются судебные прецеденты, в этих странах они издавна публикуются в официальных сборниках. Опубликование судебных актов в сборниках также помогает систематизировать их определенным образом.

В зарубежных государствах, в которых уже давно обеспечивается свободный доступ граждан к полным текстам судебных актов, размещение таких судебных актов в сети Интернет не потребовало принятия каких-либо дополнительных законодательных актов. Сеть Интернет рассматривается как дополнительное средство для распространения судебных актов наряду с бумажными носителями, а вовсе не как совершенно самостоятельный путь размещения информации. Естественно, потребовалось принятие определенных технических мер для защиты информации, чтобы граждане были уверены, что они на определенном сайте или портале могут получить аутентичный текст судебного акта без каких-либо искажений, которые могли бы внести сторонние лица. Однако такие технические меры не потребовали одобрения каких-либо специальных законодательных актов.

Название документа