Территория государства как дефиниция конституционной теории и практики

(Анненкова В. Г.) ("История государства и права", 2006, N 3) Текст документа

ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА КАК ДЕФИНИЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

В. Г. АННЕНКОВА

Анненкова В. Г., кандидат юридических наук, доцент, директор филиала Саратовской государственной академии права в г. Балаково.

Элементами, составляющими государство, как известно, являются территория, население и публичная власть. Еще Г. Еллинек писал: "Чтобы избегнуть юридических фикций, необходимо признать естественное бытие государства в одном из его составных, реально существующих элементов. Эти элементы суть территория, народ, властитель" <*>. Многие исследователи среди указанных элементов государства приоритетным считают территорию. Л. Дюги в свое время отмечал: "Коллективность может быть государством только тогда, когда она осела на территории с определенными границами" <**>. Без территории "публично-властным образом организованный народ" перестает быть государством. Среди современных ученых аналогичную точку зрения высказывал С. Н. Бабурин: "Феномен фиксации населения на определенной территории еще в догосударственные времена стал основой новой социальной организации, в которой человеческие сообщества дифференцировались по территориальному критерию..." <***>. -------------------------------- <*> Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. С. 103. <**> Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. М., 1908. С. 128. <***> Бабурин С. Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997. С. 15.

В истории правовой теории следует выделить несколько значимых подходов к пониманию территории. Наиболее известны объектная теория, патримониальная доктрина и концепция лимитированного пространства. Согласно постулатам объектной теории государственная территория является объектом права собственности и выступает как его земельное выражение. Территория понимается не только в качестве элемента государства, но и его объекта. В той мере, в какой гражданско-правовые сделки по поводу земли допустимы между гражданами, они допустимы и между государствами. Этой концепции свойственно низведение отношений по поводу государственной территории до уровня публично-вещного права. Одним из первых ее представителей был К. Л. Галлер, который обосновывал право монархов на государственную территорию <*>. -------------------------------- <*> См.: Галлер К. Л. Restauration der Staatswissenschaft. М., 1972. С. 14.

Сторонник объектной государственной теории в России государствовед Б. Н. Чичерин писал: "Принадлежность целой области целому государству по публичному праву совместна с принадлежностью частной собственности. Отдельное лицо может распоряжаться своею собственностью для всех своих частных целей, государство же распоряжается своею собственностью для целей общественных. Эти два права могут прийти в столкновение: в таком случае частная собственность должна уступить" <*>. -------------------------------- <*> Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. М., 1894. С. 53.

Во многом сходна с объектной и патримониальная концепция, представитель которой - Л. Оппенгейм - рассматривал государственную территорию как объект реального права собственности. В соответствии с этой доктриной государственная территория является объектом не государственной, а международно-правовой собственности. Отсюда способность государства свободно распоряжаться территорией. Л. Оппенгейм различает публично-правовое понятие собственности и его гражданско-правовой синоним: "Государственная территория называется также территориальной собственностью ("territorial property") государства. Однако надо иметь в виду, что "территориальная собственность" - это термин публичного права, который не следует смешивать с частной собственностью. Территория государства не является собственностью монарха, или правительства, или даже народа данного государства" <*>. -------------------------------- <*> International Law. A Treatise / By L. Oppenheim. Sixth Edition. London; New York; Toronto, 1947. P. 408.

Известный советский ученый Ю. Г. Барсегов, анализируя еще в середине 1950-х гг. вопрос соотношения государственной публичной власти и права частной собственности, отмечал: "Территориальное верховенство входит в сферу публичного права, тогда как собственность входит в сферу частного права, и, следовательно, эти два рода государства над земной поверхностью не совпадают друг с другом" <*>. -------------------------------- <*> Барсегов Ю. Г. Территория в международном праве. М., 1958. С. 22.

В советской юридической литературе 1960-х гг. подчеркивалось, что государство, осуществляющее передачу части своей государственной территории другому государству, выступает как политический суверен, но не как собственник земли, поскольку это право никому не может быть передано <*>. -------------------------------- <*> См.: Турубинер А. М. Право государственной собственности на землю в Советском Союзе. М., 1958. С. 35.

Теория лимитированного пространства сводила территорию к сфере пространственной компетенции государства. В отличие от патримониальной концепции пространственная теория отрицает вещный характер государственной территории. Сторонники пространственной теории Г. Еллинек, Л. Шалланд, К. Фрикер, Н. Коркунов, Ф. Кокошкин, В. Незабитовский исходили из того, что "управление... не означает материального владения территорией. Оно означает управление людьми, которое немыслимо без территории. Но государство властвует не как частное лицо, а как публично-правовая власть. Территория, следовательно, является не реальным объектом, а пространственным пределом власти" <*>. К. Фрикер, родоначальник пространственной теории в Германии, писал: "Когда мы говорим о государственной территории, то понимаем под этим само государство в пространственном ограничении. Государство - это не что иное, как на основе права организованный в пределах определенного пространства народ" <**>. -------------------------------- <*> Цит. по: Трайнин И. П. Вопросы территории в государственном праве // Изв. АН СССР. 1947. N 4. С. 225. <**> Цит. по: Трайнин И. П. Указ. соч. С. 225.

Советское право критически отнеслось к "буржуазным" концепциям, и в частности к теории так называемых элементов государства, под которыми "буржуазная наука понимает обычно территорию, население и власть". Концепция триединства была объявлена несостоятельной. "Хотя государство и немыслимо вне территории, характеризуется оно отнюдь не территорией как частью физической природы, а общественными отношениями людей, складывающимися на этой территории, регулируемыми и охраняемыми государством - политической организацией господствующего класса", - полагал В. С. Шевцов <*>. -------------------------------- <*> Шевцов В. С. Суверенитет Советского государства. М., 1982. С. 94.

В современной российской науке понятие "территория" разработано достаточно глубоко <*>. Большая Советская энциклопедия определяет территорию как "пространство, в пределах которого государство осуществляет свой суверенитет, где господствующий класс осуществляет свою государственную власть, распоряжаясь, в частности, и самой территорией и организуя ее в административном отношении в соответствии со своими интересами" <**>. Безусловно, такое определение сегодня не может удовлетворить ни теоретиков, ни практиков. Современное понимание государственной территории выводится из ее определения как пространства, на которое распространяются правовые установления данного государства, где органы государственной власти обладают правом на законное принуждение к соблюдению и исполнению правовых норм. Среди существующих определений государственной территории преобладает понимание ее как "земного пространства, в пределах которого действует присущее государству свойство верховенства (территориального верховенства), иными словами, пространства, в пределах которого государство осуществляет верховную власть и которым оно распоряжается, организуя его в административном (для целей управления) отношении и устанавливая его правовой режим (в целом и в части)" <***>. -------------------------------- <*> Особого внимания заслуживают монографические исследования: Бабурин С. Н. Территория государства: Правовые и геополитические проблемы. М., 1997; Он же. Территориальные режимы и территориальные споры. М., 2001; Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000; Доленко Д. В. Политика и территория: Основы политического регионоведения. Саранск, 2000. <**> Территория // БСЭ. М., 1946. Т. 54. С. 178. В последующих изданиях БСЭ дает сходные, хотя и более научно корректные определения (см.: Территория // БСЭ. 2-е изд. М., 1956. Т. 42. С. 360; Территория государственная // БСЭ. 3-е изд. М., 1976. Т. 76. С. 509). <***> См., напр.: Ушаков Н. А. Международное право: основные термины и понятия. М., 1996. С. 38.

Полагаем, что указанное определение нуждается в существенном дополнении. Во-первых, в состав государственной территории входят как земное пространство, так и воздушное пространство, внутренние воды. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., определяя юридический статус и устанавливая правовой режим всех морских пространств (а также дна и недр морей и океанов и воздушного пространства над ними), выделила два вида морских пространств: входящие в состав государственной территории и находящиеся за пределами действия исключительной юрисдикции государства <*>. -------------------------------- <*> См.: Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // СЗ РФ. 1997. N 48. Ст. 5493.

Современные ученые трактуют территорию государства по-разному. И. Н. Барциц и И. В. Левакин определяют ее как признак и часть государственной организации, которая представляет собой пространство, где юридически оформленная в суверенное государство общность людей (социально дифференцированный народ) осуществляет свою власть <*>. По мнению М. Ф. Орловой, территория государства является своего рода материальной базой любого государства, без которой оно не может существовать. Будучи пространственной сферой осуществления государственной власти, указывает она, территория государства предполагает территориальное верховенство его власти, то есть исключительное право государственной власти распространять свое действие на людей, предприятия, учреждения и организации в пределах территории государства. Таким образом, по ее мнению, территория как признак государства представляет собой пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть <**>. -------------------------------- <*> См.: Барциц И. Н., Левакин И. В. Указ. соч. С. 14. <**> См.: Орлова М. Ф. Территория и границы субъекта Российской Федерации: На примере Астраханской области: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 14.

В Конституции РФ неоднократно упоминаются термины "территория" (ч. ч. 1, 2, 3 ст. 4, ч. 1 ст. 68, п. "б" ст. 71), "целостность Российской Федерации" (ч. 5 ст. 13), "территория Российской Федерации" (ч. 1 ст. 67, ч. 1 ст. 74) и "территории ее субъектов" (ч. 1 ст. 67), "целостность и неприкосновенность... территории" (ч. 3 ст. 4), "территориальные органы" (ч. 1 ст. 78), "государственная целостность" (ч. 2 ст. 80), "целостность государства" (ч. 1 ст. 82), "границы территорий" (ч. 2 ст. 131). Непосредственное понятие государственной территории раскрывается ч. 1 ст. 67 Конституции России: "Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними". Следует обратить внимание, что Конституция РФ, фиксируя составные части государственной территории Российской Федерации, не включает в ее состав недра. "Под сухопутной и водной территорией расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает", - пишет И. С. Яценко <*>. Тем не менее, как верно указывает М. В. Баглай, по сложившемуся обычаю до технически доступной глубины они тоже входят в понятие государственной территории <**>. Федеральный закон о недрах от 21 февраля 1992 г. в ст. 1.2 "Собственность на недра" устанавливает, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью <***>. -------------------------------- <*> Яценко И. С. Конституционное право Российской Федерации. М., 2003. С. 260. <**> См.: Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С. 296. <***> Закон РФ от 21 февраля 1992 г. (в ред. от 1995 г. с послед. изм. и доп.) "О недрах" // ВВС РФ. 1992. N 16. Ст. 834; СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.

Кроме того, Российская Федерация также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ч. 2 ст. 67 Конституции РФ). Таким образом, изучив элементный состав территории РФ, можно констатировать, что территорию Российской Федерации образуют: а) сухопутная территория Российской Федерации (17075,4 тыс. кв. км); б) водная территория, включающая установленную Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. 12-мильную зону территориальных вод; в) земные недра в пределах сухопутной и водной территории; г) воздушное пространство до его границы с космосом.

Название документа