Украина по-европейски

(Трусов А.)

("Внешнеторговое право", 2006, N 1)

Текст документа

УКРАИНА ПО-ЕВРОПЕЙСКИ

А. ТРУСОВ

Сложившаяся на Украине в результате президентских выборов ситуация наглядно показала, что по большому счету речь идет не о политическом противостоянии, которому в определенной мере пытались придать региональный, криминальный или в самой незначительной степени национальный оттенок. Скорее всего, речь в данном случае с большой долей вероятности может идти о конфликте капиталов, интересы которых с той и другой стороны вынуждены были отстаивать студенты, пенсионеры и коллективы промышленных предприятий. Естественно, баланс в противовесе внутренних финансовых интересов определенных группировок в немалой степени зависит от того коллектива, который будет стоять у власти и решать вопросы внешней и внутренней политики, в том числе связанные и с переделом собственности. Как следствие - действия региональных властей уже в первые дни противостояния показали их готовность принимать решения, противоречащие интересам государства. В том числе и относительно прекращения перечислений средств в государственный бюджет. Уже тогда, по мнению ведущих украинских политиков, подобные действия угрожали не только потерей значительных вливаний в экономику Украины со стороны международных инвесторов и крупных финансовых организаций, но и перспективой развала страны по аналогии с развалом СССР, начало которому положил "бюджетный сепаратизм, когда республики считали, что слишком много перечисляют в государственный бюджет, и решали все оставлять у себя".

К большому сожалению, раскол украинского государства на два противоборствующих лагеря высветил значительную заинтересованность в разрешении конфликта в ту или иную пользу и внешних кругов. Метания Украины между ВТО и ЕЭП уже задолго до выборов показали, что она является зоной повышенного интереса как Запада, так и Востока. Конфликт экономических целей Европейского экономического сообщества и России в Украине существовал давно, но именно в результате ноябрьских событий проявился так наглядно.

История знает немало примеров, когда экономика вершила политику, причем далеко не всегда мирным путем. Иракский конфликт - наглядное тому подтверждение. Но гораздо больший интерес может представлять война Франции и России в 1812 г. Немногие знают, что одной из причин этой кровавой страницы отечественной истории стало стремление французской промышленной буржуазии заставить Россию замкнуть экономическую блокаду против Англии и вытеснить ее с европейских рынков, а другой - введение Россией нового таможенного тарифа в 1810 г., увеличившего пошлины на вина и предметы роскоши, т. е. на те товары, которые составляли основу французского экспорта в Россию. Преследование находившейся под Наполеоном Европой прежде всего экономических целей привело тогда к сотням тысяч погибших. Причем, если бы не твердая позиция Кутузова не решать европейские интересы русской кровью, отстаивавшего план "золотого моста" для отступающей наполеоновской армии и принявшего на себя основной удар ненависти и непонимания царя, дворянства и даже своего ближайшего окружения, на алтарь европейской экономики была бы принесена еще не одна сотня тысяч жизней. Для той же Англии возможность уничтожения Наполеона за счет России была весьма выгодной перспективой.

Прошло почти два столетия, и снова Европа наглядно показывает свою заинтересованность в восточном рынке. Ситуация с ориентацией Украины в ее отношениях со своими ближайшими соседями и торговыми партнерами беспокоит Евросоюз ничуть не меньше, чем ее непосредственные отношения с Россией.

Еще во время переговорного процесса по поводу создания Единого экономического пространства (ЕЭП) председатель Комитета Европарламента по связям с Украиной Ян-Маринус Вирсма заявил, что участие Украины в Едином экономическом пространстве и таможенном союзе с Россией, Украиной, Казахстаном и Беларусью может усложнить отношения Киева с Европейским Союзом, поскольку "эти страны не являются членами ВТО и не применяют принципы настоящей свободной торговли". Аналогично высказался и спикер комиссара Европейского Союза по внешним отношениям Диего де Охеда: "Если соглашение о Едином экономическом пространстве Украины с Россией, Беларусью и Казахстаном будет претворено в жизнь, у Украины возникнут проблемы со вступлением во Всемирную торговую организацию и с приближением к ЕС,.. это может быть несовместимо с провозглашенными ранее намерениями Украины вступить в ВТО и ЕС". По итогам второго этапа выборов в Украине глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Дурау Баррозу недвусмысленно заявил, что отказ официального Киева пойти навстречу требованиям о пересмотре результатов выборов может привести к "негативным последствиям" и отрицательно сказаться на политических и торговых отношениях Украины с Евросоюзом. По его словам, только в этом случае сложившаяся на Украине ситуация никак не повлияет на отношения страны с Евросоюзом. Кроме того, председатель Еврокомиссии Баррозу перед саммитом Россия - ЕС дал понять, что Киев ждут "последствия" не только в его политических, но и в торговых отношениях с Евросоюзом. По комментариям информационных агентств, "Украина рискует полутора миллиардами долларов, которые европейцы выделяли или пообещали выделить украинцам в качестве экономической и иной помощи в течение последних 13 лет".

Конкретные санкции, которые могут быть введены против Украины, обозначены не были. Однако, если внимательно изучить практику введения санкций Евросоюзом в отношении отдельных государств, можно составить примерный перечень мер, принятие которых может угрожать украинской экономике.

К таким мерам, право выбора которых, как правило, оставляется за правительствами европейских государств, можно отнести:

- запрещение банкам корреспондентских отношений с украинскими банками;

- ограничение, обложение дополнительными налогами или запрет сделок компаний с украинскими предприятиями и гражданами;

- требование изменения законодательства путем введения запрета пользоваться оффшорами или уплату ежегодных штрафов за скрытые экспортные субсидии в виде оффшорной налоговой экономии;

- рекомендации банкам о соблюдении осторожности при сделках с фирмами из Украины, чтобы не быть вовлеченными в отмывание денег;

- запрет организациям из стран ЕС создавать в Украине дочерние компании, филиалы или представительства либо иметь корреспондентские счета;

- торговые санкции в виде таможенных пошлин на продукцию украинского экспорта с возможным ежемесячным увеличением;

- ужесточение требований банков к отчетности или введение обязательной отчетности перед финансовой разведкой обо всех денежных операциях, совершаемых с Украиной;

- полная экономическая блокада (отмечается, что может применяться только в отношении стран, которые открыто отказываются бороться с отмыванием денег).

С другой стороны, ЕС предлагает Украине активное содействие в вопросах получения членства во Всемирной организации торговли, совместное изучение перспектив более широкого использования европейской валюты в Украине, практическую помощь в обустройстве государственной границы Украины.

Что же представляет собой Евросоюз в настоящее время? Родоначальником идеи единения Европы с полным основанием можно назвать Уинстона Черчилля, который, выступая в 1946 г. в Цюрихе, предложил создать "Соединенные Штаты Европы", возглавляемые так называемым Советом Европы. В мае 1949 г. десять европейских государств - Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швеция и Великобритания подписали договор о создании Совета Европы со штаб-квартирой в Страсбурге (Франция).

Европейское Экономическое Сообщество преобразовалось на сегодняшний день в государственное образование, которое было утверждено в 1992 г. подписанием Маастрихтских соглашений, под названием Европейский Союз. На сегодняшний день в него входят практически все наиболее развитые страны Западной Европы. В декабре 2001 г. в Ницце был подписан договор, предусматривающий включение в состав Евросоюза нескольких государств Центральной Европы (Чехия, Польша и т. д.). Страны, входящие в Евросоюз, руководствуются в отношениях между собой четырьмя принципами свободного перемещения внутри Союза: свободы перемещения трудящихся, свободы перемещения граждан, свободы перемещения предоставляемых услуг и товаров, свободы перемещения капиталов. Государства - участники Евросоюза придерживаются общего направления во внешней и внутренней политике, имеют общую валюту, общую торговую, сельскохозяйственную, социальную и региональную политику, стремятся к унификации законодательства в самых различных областях.

Право Европейского Союза основано на принципах и правилах, заложенных в договоре об учреждении Европейского объединения угля и стали, Римском договоре 1957 г. о создании ЕЭС и договоре об учреждении Европейского Сообщества по атомной энергии. Впоследствии договор об учреждении Европейского Сообщества по атомной энергии и договор о Сообществе угля и стали утратили свое интеграционное значение. Последний договор прекратил свое действие в 2001 г. Интеграционные процессы были продолжены подписанием Маастрихтских соглашений 1992 г., которые и учредили Европейский Союз.

Маастрихтские соглашения провозгласили две области сотрудничества и интеграции в Европе. Во-первых, это предусмотренная договором экономическая и социальная политика, например региональная или сельскохозяйственная политика. Эти области сотрудничества полностью находятся в юрисдикции Европейского Союза, и только эти сферы общественных отношений регулируются непосредственно европейским правом. Второй областью являются внешняя политика и политика безопасности. Общественные отношения в этой области регулируются международно-правовыми нормами и не являются предметом регулирования европейского права, а решения принимаются странами - участницами Евросоюза на договорной основе.

До ноября 2004 г. Украина двигалась в Европейское сообщество "медленно, но уверенно". В 1994 г. законом Украины было ратифицировано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейскими Сообществами и их государствами-членами, которым, в частности, было предусмотрено, что "поддержка независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины способствует укреплению мира и стабильности в регионе Центральной и Восточной Европы и на Европейском континенте в целом". Спустя 10 лет, когда территориальная целостность Украины была поставлена под угрозу отнюдь не внешними, а внутренними силами, подобное положение звучит довольно зловеще.

Данным Соглашением были закреплены и определенные принципы в торговле товарами между договаривающимися сторонами. Так, было предусмотрено, что стороны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования в торговле согласно п. 1 ст. 1 ГАТТ, за исключением льгот, предоставленных с целью таможенного союза или зоны свободной торговли, в соответствии с ГАТТ и с другими международными договорами, обеспечивают неограниченный транзит через свою территорию товаров, происходящих с таможенной территории или предназначенных для таможенной территории одной из сторон, освобождают друг друга от налогов на импорт и пошлин на временно ввозимые товары, не применяют количественные ограничения на импорт товаров, происходящих из Украины или Европейского Сообщества, не облагают товары, происходящие с территории одной из сторон и импортируемые на территорию другой стороны, внутренними налогами, превышающими налоги, которые применяются к подобным отечественным товарам, осуществляют торговлю по рыночным ценам.

Пожалуй, основным документом, ориентирующим украинское законодательство на европейский уровень, на сегодняшний день является Закон Украины "Об общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза", которая определила механизм достижения Украиной соответствия третьему Копенгагенскому и Мадридскому критериям получения членства в Европейском Союзе. Целью адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза является достижение соответствия правовой системы Украины acquis communautaire с учетом критериев, предъявляемых Европейским Союзом к государствам, намеревающимся в него вступить. При этом адаптация законодательства Украины к законодательству ЕС является приоритетной составляющей процесса интеграции Украины к Европейскому Союзу, что, в свою очередь, является приоритетным направлением украинской внешней политики. Таким образом, государство на законодательном уровне определило первоочередную ориентацию внешних политических интересов Украины на Европейский Союз.

Приоритетными сферами, в которых осуществляется адаптация законодательства Украины к европейскому законодательству, определены таможенное и банковское право, законодательство о компаниях, бухгалтерский учет, налоги, интеллектуальная собственность, охрана труда, здоровья и жизни людей, животных и растений, финансовые услуги, правила конкуренции, госзакупки, транспорт и ряд других.

Проекты законов Украины и иных нормативно-правовых актов, которые по предмету правового регулирования относятся к сферам, правоотношения в которых регулируются правом Европейского Союза, в обязательном порядке должны проходить экспертизу на соответствие acquis communautaire. Экспертизу этих проектов осуществляет уполномоченный центральный орган исполнительной власти, а экспертизу проектов нормативно-правовых актов министерств, других центральных органов исполнительной власти - соответствующие подразделения органов, которые издают акт. Нормативно-правовые акты, противоречащие acquis communautaire, могут приниматься только при наличии достаточного обоснования необходимости принятия такого акта и на определенный в самом акте срок.

Уже на основе данного нормативного документа был создан Координационный совет по адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза, утверждены Положение о Координационном совете, Порядок подготовки и реализации ежегодного плана мер по выполнению Общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза, Государственные программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и информирования общественности в сфере европейской и евроатлантической интеграции Украины на 2004 - 2007 гг.

По мнению ряда специалистов, с целью европейской интеграции Украина прежде всего должна получить статус ассоциированного члена ЕС, достигнуть соответствия торгового режима нормам Евросоюза и создать на этой основе зоны свободной торговли, войти в единый Таможенный союз с ЕС, а со временем и в валютный союз, привести налоговое законодательство в соответствие с требованиями ЕС. Как следствие - Украине необходимо решить и проблемы, связанные со вступлением во Всемирную торговую организацию, в результате чего возможно снижение тарифных и нетарифных ограничений на доступ украинских товаров на мировой рынок, увеличение объемов инвестиций и валютных поступлений, научно-технического и промышленного перевооружения украинской промышленности.

Между тем все эти благие начинания оказываются под реальной угрозой срыва их осуществления и камнем преткновения в диалоге России и Запада. Впрочем, несмотря на повышенный интерес к позиции России по отношению к украинскому политическому кризису, некоторые представители зарубежных средств массовой информации пытались выяснить, почему Россия занимала "столь пассивную позицию по Украине на фоне активности других стран". На это Президент России Владимир Путин, выступая на саммите Россия - ЕС, заявил, что "все вопросы, связанные с выборной ситуацией Украины, должны решаться исключительно в рамках действующей Конституции, по закону... Я глубоко убежден, что мы не имеем морального права толкать крупное европейское государство к массовым беспорядкам. Мы вообще не должны вводить в практику международной жизни способы решения споров подобного рода через беспорядки на улице. Мы должны сами научиться тому, чтобы подобные споры решались конституционным путем. Я глубоко убежден в том, что такие проблемы на Украине конечно же могут быть решены".

Цивилизованным путем должны решаться и возможные проблемы в отношениях между Украиной и Европейским Союзом. Введение санкций в отношении страны, с которой не можешь договориться, - наверняка не самый лучший и перспективный способ. В любом случае в стране, через которую пролегла граница, разделившая Европу на Восток и Запад, должны восторжествовать мудрость и выдержка. Ведь в конечном итоге судьба Украины должна решаться ее народом, а не на международных саммитах.

Название документа