Регулирование денежного обращения в международных отношениях эпохи эллинизма

(Митина С. И.) ("Внешнеторговое право", 2006, N 1) Текст документа

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

С. И. МИТИНА

Денежное обращение и операции банков составляют, пожалуй, наиболее сложную сферу регулирования международных экономических отношений для любой эпохи развития цивилизованного общества. Надо учитывать, что право и возникло, собственно говоря, как институт защиты собственности, а следовательно, регулирования экономических отношений между различными субъектами. Во всяком случае, в отношении античного общества, на основе которого в последующем сложилась так называемая западная цивилизация, этот тезис, безусловно, верен. Ситуация усложняется, когда речь заходит о восточных государствах, или, что еще более проблематично, об эллинистических, которые по сути своей являлись порождением сразу двух культур: античной и азиатской. С точки зрения восточного менталитета право не может быть самостоятельным регулятором, оно лишь инструмент в руках государства, которое является вседовлеющей и всепроникающей силой. Именно государство контролирует все, что связано с собственностью, а следовательно, и с экономикой. Оно же выбирает и регуляторы соответствующих отношений. Таким образом, можно предположить, что эллинистическое общество являло собой образец некоего подобия социально-экономического эксперимента, предполагавшего сочетание элементов рыночного саморегулирования и одновременно жесткого контроля государства в наиболее важных сферах экономической жизни. Первый вопрос, который возникает: откуда появился огромный по объему первоначальный капитал, который составил основу экономики молодых эллинистических государств? Конечно, первым и основным источником была война. Азиатский поход Александра Великого принес значительный доход не только ему самому, но и всему его войску. Диадохам досталась существенная часть военной добычи. Помимо этого, головокружительные суммы приносил выкуп пленников, что опять же можно считать военной прибылью. Добавим к этому потенциальные финансовые поступления от эксплуатации захваченных территорий. Богатая торговая аристократия финикийских городов Тира, Сидона, Берита, бывших опорными пунктами караванной торговли, по-прежнему поддерживала коммерческий оборот с Ираном, Китаем, Индией. В Египте, как и многие столетия, продолжалась эксплуатация феллахов, работа которых на полях, как и столетия до того, составляла основу государственной экономики. Немногим уступали им по предприимчивости сирийские землевладельцы <*>. Экономическая жизнь на просторах Азии не прекратилась в результате войны, хотя и должна была претерпеть серьезные новации. -------------------------------- <*> Bengtson H. Die Diadochen: Die Nachfolger Alexanders (323 - 281 v. Chr.). Munchen, 1987. S. 82, 90.

Несмотря на стремление государства поставить все сферы экономической деятельности под свой жесткий контроль, это ни в коей мере не препятствовало росту ростовщического капитала, набиравшего обороты по мере расширения торговли. И именно ростовщический капитал, привлекавший желающих быстро разбогатеть, в конечном итоге "проложил путь римской дипломатии и римскому оружию" <*>. -------------------------------- <*> Сергеев В. С. История Древней Греции. СПб., 2002. С. 504.

До V в. до н. э. деньги помимо своих непосредственных функций играли роль товара, предназначенного в том числе для вывоза в другие государства. Однако со временем ввиду истощения запасов металлов и стремления полисов к протекционизму наметилась тенденция на ограничение их свободного вывоза, установление официального курса. Это стало определенным подготовительным этапом к возрастанию роли денег в общественных отношениях. В эллинистический период в финансовой сфере происходят серьезные изменения. Во-первых, почти все коммерческие операции стали осуществляться посредством использования денег. При этом эллинистический мир оказался перед необходимостью более или менее унифицировать денежное обращение. Этому в немалой степени способствовал фактически единый для всех государств источник драгоценных металлов, разграбленная казна Ахеменидов. Надо отметить, что до завоеваний Александра Великого Ближний Восток был слабо знаком с чеканкой денег. Даже в Тире и Сидоне монеты не использовались до IV в. до н. э. Персидские дарики, которые не употреблялись греческими купцами, в большом количестве накапливались в сокровищницах персидских царей. После кампании Александра огромная масса золота и серебра из персидских запасов была отчеканена или перечеканена в греческие монеты. В результате, как подчеркивает М. Кэри, денежная экономика вводилась во всех завоеванных государствах. Количество денег, находящихся в обращении, возросло в огромной степени после того, как Александр установил чеканку монеты, имевшей хождение по всей его державе <*>. -------------------------------- <*> Cary M. A history of the Greek World from 323 to 146 B. C. London, 1932. Р. 299 - 300.

А. Хойсс замечает весьма важный факт, что монета Александра получила наибольшее распространение уже после его смерти, что, безусловно, сопряжено с экономическим интересом и потребностью в единой валюте <*>. -------------------------------- <*> Heuss A. Stadt und Herrscher des Hellenismus // Klio. Beiheft XXXIX. Leipzig, 1937. S. 198 - 199.

В III в. до н. э. доминировали две монетные системы: драхма Александра, которая была тождественна аттической, и этим стандартом пользовались в Афинах, Македонии и зависимых от нее областях, в державе Селевкидов и странах Востока, Пергаме, Вифинии, Каппадокии, и финикийская система, которой пользовались Птолемеи и к которой присоединился Родос <*>. Конечно, еще сохранялись в отдельных местах собственные старые стандарты, но они постепенно вытеснялись. -------------------------------- <*> Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949. С. 226 - 227.

Отдельные государства, руководствуясь определенными интересами, старались держаться в рамках какой-либо из этих систем. При этом большинство из них самостоятельно занималось чеканкой, что неизбежно вело к варьированию стандарта. Наиболее устойчивыми были денежные единицы Египта, Родоса, Сирии, Пергама, что объясняется значительным запасом драгоценных металлов этих государств. Однако в период заката ведущих эллинистических династий и усиления сепаратизма в данных государствах наблюдалась четко выраженная тенденция со стороны отдельных городов и полузависимых областей не только политически обособиться от центра, но и создать, по выражению Б. Тураева, автономные монеты. Так, финикийские города, соперничая друг с другом, использовали различные типы чекана. Арад придерживался денежной системы Селевкидов, Мараф - Птолемеев. Летописи, или точнее - звездные эфемериды, вавилонских жрецов-астрономов включают информацию экономического характера, из которой можно почерпнуть сведения и о местном денежном обращении. В документе, датированном 37 г. эры Селевкидов, упоминается об установлении в Вавилоне тарифа по греческой валюте <*>. -------------------------------- <*> Тураев Б. История Древнего Востока. Минск, 2002. С. 704, 708.

К. Карттунен обращает внимание на то, что некоторые греческие меры веса, типы статеров, драхм, оболов использовались на северо-западе Южной Азии, о чем свидетельствуют надписи из Таксилы и нумизматические находки, сделанные еще археологами британской Индии. Бактрия, во всяком случае, в первый период эллинизма придерживалась аттического стандарта. Большими новаторами оказались Агафокл и Антимах, использовавшие в Паропамисаде и Арахосии индийский стандарт. Причем Агафоклу или Деметрию II принадлежала идея чеканить монету с греческой легендой на лицевой стороне и индийской легендой на оборотной. Однако и к югу от Гиндукуша индо-греческими царями также активно применялся в чеканке аттический стандарт. Влияние греческих монетных стандартов в Иране и Индии было столь велико, что в некоторой степени сохранилось даже при парфянах. Как выражается поэтому поводу К. Карттунен, это была своего рода загробная жизнь греческого языка на монетах Востока <*>. -------------------------------- <*> Karttunen K. India and the Hellenistic World // Studia Orientalia / Ed. by Finnish Oriental Society. Helsinki, 1997. Vol. 83. Р. 295, 300, 305.

Птолемеи, пользуясь своим политическим доминированием, в одностороннем порядке потребовали от крупных финикийских городов Сидона, Тира, Библа монетного устава для себя, как в царских столицах. Безусловно, в этом сказывалось влияние сиюминутной политической потребности. В свое время Александр, как известно, для потребностей собственной армии во время осады Тира и Сектора Газа приказал чеканить в Сидоне золотые статеры, а в Аке серебряные драхмы. Позже эти города вернулись к собственным монетным уставам. Антигон Гонат после Хремонидовой войны временно в Афинах чеканил монеты от своего имени. Атталиды, наоборот, воздерживались от чеканки собственных монет вне Пергама. Милеет, хотя и находился долгое время под контролем у Птолемеев, однако всегда имел собственные деньги. Города в государстве Лисимаха, несмотря на жесткую зависимость от царской власти, не были лишены собственных монетных уставов <*>. -------------------------------- <*> Heuss A. Op. cit. S. 196 - 197.

Денежное обращение в целом не отличалось стабильностью. Причиной этого было непосредственное хождение на рынке в качестве денежных единиц все тех же драгоценных металлов. Как обычно бывает в таких ситуациях, деньги очень быстро оседали у частных лиц, становясь предметом накопления. Это, в свою очередь, стимулировало постоянный отток золота и серебра из казны государств, вело к изменению денежного номинала, усложняло общую экономическую ситуацию. Весьма показателен в этом отношении Египет. До эллинизма он вообще обходился без собственной монетной системы. Известно, что монеты иностранные и местные циркулировали в стране, однако использовались в основном верхушкой египетского общества и иностранцами. Среди основной массы местного населения использовался бартер. После завоевания Александра употребление денег начинает замещать бартер. А уже Птолемей I Сотер с 305 г. до н. э. стал чеканить золотые статеры, серебряные тетрадрахмы и медные оболы, благодаря чему Египет вышел из эпохи меновой торговли <*>. Гордые своим денежным обращением и уверенные в своих богатствах и власти Птолемеи, не колеблясь, делали шаг за шагом к отделению от остального эллинистического мира. Они хотели превратить свою империю в целостное государство с унифицированной административной организацией и автономной денежной системой. Эта тенденция к унификации и самодостаточности была обозначена различными мерами. Подобно Афинам в прошлом, Птолемеи попытались сделать собственные эксклюзивные деньги и в этом отличались от своих соседей Селевкидов. Первым их шагом было распространение своей денежной системы в собственных иностранных доминионах. Денежное обращение Птолемеев было инструментом внешней политики и коммерческих дел с их провинциями по всему эллинистическому миру <**>. -------------------------------- <*> Левек П. Эллинистический мир. М., 1989. С. 66. <**> Rostovtzeff M. The Social and Economic History of the Hellenistic World. Oxford, 1941. Vol. I. Р. 401.

Но постепенное уменьшение золотого запаса привело к изменению весового значения монет. Египет перешел на более легкий стандарт - серебро, что, впрочем, было характерно и для остальных государств. Порча монеты, начавшаяся с 234 г. до н. э. во время правления Птолемея Эвергета, происходила такими темпами, что уже через двадцать лет золотые и серебряные монеты практически исчезли из международной торговли. Твердая денежно-кредитная монополия Птолемеев с полным исключением иностранной валюты из обращения в Египте стала ретроградным шагом по сравнению с валютной политикой Александра Великого. Пока Селевкиды допускали хождение иностранных денег того же стандарта, что и их собственный, Птолемеи приняли определенные меры по исключению не только иностранных денег с египетского рынка, но и любой частной инициативы в финансовой сфере. В Египте не было частных менял, не было частных и даже царских банков, которые поддерживали бы эти операции. Весь бизнес концентрировался в Александрии в руках специальных царских чиновников. Подобные меры были неизвестны греческому миру в прошлом. Такое ограничение свободы торговли, усугубляемое тотальной бюрократизацией, которая замедляет процесс обмена и обновления чеканки монет, делает его нерегулярным, естественно, пробуждало негодование иностранных торговцев <*>. -------------------------------- <*> Ibid. Р. 402.

В противоположность Египту остальные эллинистические государства, даже отдельные города, активно участвовали в международных финансовых операциях. Известны случаи заключения соглашений между городами, например Калхедоном и Византием, имевшими тесные экономические связи, о выпуске монет союзной чеканки. Поскольку такие монеты употреблялись лишь для внутрисоюзного пользования, то и чеканились они в целях экономии из меди. Для торговли с другими государствами употреблялись серебряные монеты. Кстати, на примере Византия видно, как небольшие государства пытались приспособить свои денежные единицы к известным в регионе стандартам и типам монетного чекана. Так, византийские золотые и серебряные статеры чеканились с именем Лисимаха, несмотря на то что Византий отказался войти в его государство и даже заключить с ним союз. В. П. Невская отмечает, что это делалось из торговых соображений, так как статеры Лисимаха стали с III в. до н. э. специфической торговой монетой Причерноморья. Византийские статеры Лисимаха были широко распространены по всему Черноморскому побережью, а особенно в его северо-восточной части - в Крыму и на Кавказе. Более того, заинтересованность государств в сотрудничестве приводила к тому, что символика одного государства заимствовалась в чекане другого государства, как это сделали боспорские правители со своими статерами, поместив на них византийский символ - трезубец <*>. -------------------------------- <*> Невская В. П. Византий в классическую и эллинистическую эпохи. М., 1953. С. 124 - 125.

Позже главным аккумулятором денежных богатств стала Италия. Кроме того, денежная наличность рассеивалась в результате обширной пограничной торговли - от Северного Причерноморья до Персидского залива. На всем протяжении азиатских караванных маршрутов активно обращались монеты восточно-средиземноморской чеканки. Так же как и на европейской территории, вплоть до границ современной Польши, использовались монеты греко-бактрийских царей, отчеканенные в самом сердце Азиатского континента. Бактрийские правители также активно использовали для этого золото и особенно серебро <*>. -------------------------------- <*> Левек П. Указ. соч. С. 214 - 215.

Конечно, не только Птолемеи, но и другие эллинистические монархи пытались контролировать финансовую ситуацию. В государстве Селевкидов монета всегда выпускалась от имени правившего царя как единственного носителя государственной власти. Однако, по меткому выражению Р. Пельмана, "неуверенность в области правовых отношений, постоянные перевороты в сфере имущественных и добывающих соотношений должны были ослабить торговлю и взаимообщение городов" <*>, что, в свою очередь, неизбежно сводило все правительственные мероприятия на нет. -------------------------------- <*> Пельман Р. Очерк греческой истории и источниковедения. СПб., 1999. С. 310.

Основной проблемой для денежного обращения, конечно, были непрерывные войны. Именно они мешали созданию единой сбалансированной финансовой политики государств. Надо иметь в виду, что сама денежная единица частенько использовалась в качестве орудия политической борьбы. Подделка, порча монеты, причем в весьма значительных масштабах, часто осуществлялись целенаправленно для подрыва экономики противника. А правовые варианты борьбы с подобным злом носили лишь внутригосударственный характер. Полиэн сообщает: "Пердикка, испытывая затруднение в серебряных монетах в войне с халкидцами, отчеканил монеты из сплава олова и меди и ими стал расплачиваться с воинами. Купцы также принимали царские монеты; но, поскольку они не ценились за пределами Македонии, они брали взамен местные плоды" (Polyaen. Strat. IV. 10. 2). Одним из способов воздействия на финансовую ситуацию было стимулирование развития банковского капитала, как государственного, так и частного. Уже в классическую эпоху была развита практика обращения к банкам за процентными ссудами под обеспечение грузов. Подобного рода ссуды свободно предоставлялись лицам, не имевшим гражданских прав, но владевших достаточным состоянием. Деньги предоставлялись под залог груза с платой до 36%. Кстати, при морских перевозках процент всегда был значительно выше, чем при сухопутной торговле. Практиковалась так называемая бодмерея, которая фактически сводилась к ипотечному кредитованию. Суть ее состояла в том, что для снаряжения морского торгового предприятия деньги брались под проценты, превосходившие все принятые в государстве по другим видам обязательств. Залогом служили сам корабль и груз, находящийся на его борту. Таким образом, кредитор страховал себя за повышенный риск, связанный с морской торговлей. Он финансировал торговое предприятие в оба конца маршрута. Инициатива снарядителя корабля, то есть должника, не могла выходить за рамки договорных условий, иначе к нему могли быть применены заранее предусмотренные штрафы. В случае несостоятельности должника на момент расплаты по долгу начинали действовать правила ипотеки: он терял право собственности на корабль и груз, которые переходили кредитору. Кроме того, кредитор имел право на все имущество должника. В случае причинения убытков кредитору из-за обстоятельств, не зависящих от должника, например из-за стихии, он обязан был принять на себя убытки, и в качестве частичной компенсации получал за это остатки груза или корабля <*>. -------------------------------- <*> Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. В 3 томах. М., 2001. Т. 1. С. 521 - 522.

Поскольку в подобных договорах зачастую участвовали иностранцы, это со временем повлекло за собой изменение и процессуальной практики. Например, в Афинах сделки, заключавшиеся с участием иностранцев, получили исковую защиту <*>. -------------------------------- <*> Глускина Л. М. Проблемы кризиса полиса // Античная Греция. Проблемы развития полиса / Под ред. Е. С. Голубцовой, Л. П. Маринович, А. И. Павловской, Э. Д. Фролова. М., 1983. Т. 2. С. 39.

Капитал накапливался банкирами, предоставлявшими деньги под имущественный залог, или под расписку, написанную на папирусе, или под вексель, начертанный на двойной навощенной дощечке и снабженный подписями свидетелей. Особенностью эллинистического периода стало широкое распространение особого типа финансиста. Как правило, это были весьма уважаемые люди, договора с ними заключались без свидетелей и основывались на доверии. У них на хранение оставляли заемные письма, при них заключали и расторгали контракты. Несмотря на то что поручительством при получении ссуды служила чаще всего простая долговая расписка, это был весьма надежный вариант финансовой операции, так как опирался на весьма строгие законы <*>. -------------------------------- <*> Левек П. Указ. соч. С. 76; Любкер Ф. Указ. соч. Т. 3. С. 422.

Капитал накапливался банкирами, среди которых было немало предприимчивых афинян, по какой-либо причине оказавшихся за пределами своей общины. Именно оторванность от коллектива стимулировала развитие частной инициативы. Уже тогда четко действовало правило: спрос рождает предложение. Бурно развивавшаяся транзитная торговля и создание единого восточно-средиземноморского рынка определяли этот спрос. Услугами банкиров пользовались не только частные граждане, но и целые городские общины, различные корпорации и даже монархи. Некоторые из городов, например Делос, Византий, Милет, обзавелись собственными банками. Появились даже страховые компании, первую из которых организовал в 324 г. до н. э. Антимен Родосский. Она за премию в восемь процентов гарантировала хозяев от потерь в случае бегства рабов <1>. Все это служило появлению специального слоя бюрократии, занимавшейся управленческой деятельностью в сфере экономики и финансов. Особой популярностью пользовались банки Родоса - как наиболее надежные и защищенные. Кроме того, банковскими операциями занимались и храмы. П. Левек считает, что именно жрецам крупных храмов первым пришло в голову извлекать выгоду из священных богатств <2>. Еще в классическую эпоху в Дельфийском и Тегейском храмах хранились капиталы состоятельных спартиатов. Делосский храм под проценты ссужал деньги иностранцам, причем его процентная ставка не менялась веками. Видимо, в стабильности и заключалась привлекательность для клиентов <3>. В эллинистическую эпоху наиболее знамениты подобными операциями были делосские храмы и анатолийские в Эфесе и в Сардах. После получения автономии от царей их примеру последовали и египетские жрецы. Причем банки были даже в деревнях. Однако на данный момент у исследователей нет достаточно ясного представления об истинном значении самого понятия банк. Для его обозначения применялось слово трапеза, под которым также могла подразумеваться и сокровищница <4>. -------------------------------- <1> Дюрант В. Жизнь Греции / Пер. с англ. В. Федорина. М., 1997. С. 569. <2> Левек П. Указ. соч. С. 67. <3> Лурье С. Я. История Греции. СПб., 1993. С. 587. <4> Cary M. Op. cit. Р. 300.

Основными операциями банков были: обмен денег, кредитование под проценты, держание счетов клиентов, осуществление денежных переводов, работа с кредитными письмами, чеками и векселями. Правда, наличие последних в эллинистический период по-разному оценивается учеными. Учетные ставки по займам варьировались в зависимости от местоположения и финансовых способностей банков. Так, на Родосе или Делосе они составляли 10%, в Египте - 24%. Однако и они не были постоянными. Приток восточных богатств в III в. до н. э. на некоторое время понизил процентные ставки до 7% <*>. В. Тарн считает, что для всего III в. до н. э. нормой были 10%, хотя встречались и 8% и 6%, что он объясняет льготой политического характера <**>. -------------------------------- <*> Левек П. Указ. соч. С. 67; Дюрант В. Указ. соч. С. 569. <**> Тарн В. Указ. соч. С. 121.

Определенное международное значение имела деятельность даже внутригосударственных полисных банков. Их операции по авансированию денег на непредвиденные расходы страховали полис от неприятных хлопот с внешними займами. В. Тарн следующим образом реконструирует процедуру подобных операций: "У города не было бюджета; некоторые получения были связаны с известными расходами; непредвиденные выдачи, хотя бы небольшого размера, означали новый налог или подписку, что отнимало время, и полис просто ради удобства занимал эту сумму и возвращал ее потом в удобное для себя время" <*>. -------------------------------- <*> Там же. С. 122.

Политическая конъюнктура накладывала отпечаток и на эту сферу банковской деятельности. По рассказу Полибия, приенийцы приняли на хранение от Ороферна, когда тот был еще во власти, четыреста талантов денег. Немного позже Ариарат, возвратившись на царство, потребовал деньги обратно. Приенийцы отвечали, что, пока Ороферн, передавший им деньги, жив, они не отдадут их никому другому. Полибий отмечает, что, по мнению многих, Ариарат был неправ, когда требовал чужой вклад себе. Все-таки до тех пор, пока он довольствовался просьбами, можно еще было извинять его, ибо он полагал, что деньги принадлежат его царству; но когда в гневе своем и упорстве он пошел дальше, никто не мог подыскать для его действий оправдания. Ариарат выслал отряд к Приене, которую опустошил. Понеся большие потери людьми и скотом, причем трупы валялись у самых стен города, приенийцы не в силах были сопротивляться дальше и отправили послов к родосцам, а также искали помощи у римлян. Но Ариарат не внимал никаким заявлениям. Таким образом, приенийцы, возлагавшие большие надежды на эти деньги, испытали одни невзгоды: вклад они возвратили Ороферну, а от царя Ариарата незаслуженно понесли из-за него тяжкие обиды (Polyb. XXXIII. 6. 1 - 9). Варьировалось и значение отдельных функций банков. Так, по мнению М. Кэри, эллинистический период отличало то, что обмен денег утратил свое былое значение, а вот получение их на хранение (депозит) играло все большую роль в банковской деятельности. С развитием путешествий необходимость доверять денежные запасы финансовым дилерам становится неизбежной. Операции с займами не претерпели особых изменений по сравнению с классическим периодом. Индустрия, мануфактуры требовали малого капитала, и, как можно судить по сохранившимся займовым актам из Египта, земледельцы при необходимости пополнения фондов обращались за помощью к мелким ростовщикам. Однако с увеличением объема торговли количество денег, употребляемых в займах, должно было расти пропорционально. Родосские банкиры ссужали свои запасы эгейским зерновым дилерам, александрийские - купцам в Красном море <*>. -------------------------------- <*> Cary M. Op. cit. Р. 301.

В Египте, где главными владельцами финансовых средств были цари, именно они ссужали деньги и внутри страны, и за ее пределами. Известна просьба Карфагена Птолемею Филадельфу о займе двух тысяч талантов. Исходя из содержания опубликованного папируса, относящегося к корреспонденции Зенона, М. Ростовцев делает вывод, что иностранные денежные трансакции Птолемеев осуществлялись царским банком в Александрии, являвшимся одновременно сокровищницей царя, которую следует отличать от царской финансовой администрации, включавшей казну. Недостаток денежных расчетов в Египте сказывался на высоких банковских тарифах, составлявших 24%. О руководстве этого банка известно из фрагмента специального закона, регулировавшего банковское дело в стране. Это был "Закон о доходах" Птолемея Филадельфа. Все виды банковских операций царскими банками Египта велись на сравнительно высоком уровне: обмен, различные типы депозита, текущие счета, займы иностранных монархов, переводы кредитов, платежи в деньгах, все виды операций, какие известны по Афинам четвертого века, строго регулировались царскими указами. Царские банки Египта - уникальный феномен в истории Древнего мира, представляющий собой пример дуализма в экономике и социальной структуре страны. Одной из наиболее важных новелл в практике греческих банков был полный переход от устного управления (частично применявшегося в греческих городах) к письменному руководству банковскими делами. Усовершенствованный расчет, базировавшийся на четко определенной профессиональной терминологии, заменял примитивный расчет Афин IV в. до н. э. Царские банкиры были главными менеджерами царских денег, агентами царя <*>. -------------------------------- <*> Rostovtzeff M. Op. cit. Р. 404 - 405.

Эллинистические банки достигли значительных успехов в технике платежей по приходным книгам трансферных денег. Греки не пользовались специальным законом об обмене, и нет доказательств их знакомства с банковскими чеками. Но они употребляли банковский порядок платежей по долгам наличным и безналичным (на расстоянии) <*>. -------------------------------- <*> Cary M. Op. cit. Р. 301.

Тем не менее в исследовательской литературе все-таки существует мнение, что в Греции банки не играли большой роли и никогда не достигали такого значения, как римские банки. М. Кэри также считает, что, хотя деловое сотрудничество регулярно использовалось эллинистическими предпринимателями для сбора пошлин, для создания банков, для гарантирования морских перевозок, нет доказательств, что они объединялись в долговременные акционерные компании, наподобие римских публиканов. Эллинистические ремесленники и торговцы следовали древнему обычаю объединения в союзы. Возможно, в Египте члены гильдий наделялись специальными правами и обязанностями, а сами союзы создавались принудительно правительством. Тем не менее расширение эллинистической коммерции и рост возможностей циркуляции денег отразились на тенденции складывания общего уровня цен. Эллинистический рынок стал особой стадией в прогрессе от районной к мировой экономике <*>. -------------------------------- <*> Тарн В. Указ. соч. С. 121; Cary M. Op. cit. Р. 302.

Качество и легальность банковских операций обеспечивались прежде всего за счет добросовестной конкуренции внутри самой банковской системы. Следует также добавить фактор религиозного авторитета храмовых банков и бюрократический контроль за банками полисов, находившихся под юрисдикцией монархов. Можно констатировать, что к моменту появления в Восточном Средиземноморье римских банкиров здесь давно уже существовала отрегулированная банковская система. Рим мог противопоставить эллинистической финансовой системе достаточно развитый банковский аппарат, находившийся под покровительством государства. Общественные банкиры (mensarii или nummularii) вели частные дела, осуществляли комиссию, а также следили за перемещением общественных денег. Особую категорию финансистов составляли argentarii. Будучи частными менялами, они принимали на себя поручения по торговым и денежным делам: занимались разменом иностранных денег, осуществляли денежные переводы на имя знакомого банкира в другой город, выступали в роли депозитариев и кредиторов, участвовали в торговых операциях в качестве маклеров. Даже составляя замкнутую коллегию, эта категория римских банкиров представляла собой серьезную конкуренцию для эллинистических коллег. Однако только жесткое военное давление и прямая экспансия позволили римскому капиталу вытеснить эллинистических конкурентов и закрепить свой статус за счет прямого уничтожения или силового давления на последних. Таким образом, эллинистическая эпоха создала благоприятную почву для государственной и частной инициативы в сфере международных экономических отношений и в силу этого стимулировала развитие их регуляторов. В том и состоит уникальность эллинистического общества, что оно, несмотря на разноликость субъектов международного общения, оказалось способно достичь высоких темпов развития благодаря эффективному регулированию экономических отношений.

Название документа