Современное состояние рынка инвестиций в ЮАР

(Кочетова О.) ("Внешнеторговое право", 2006, N 1) Текст документа

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ИНВЕСТИЦИЙ В ЮАР

О. КОЧЕТОВА

Кочетова О., Центр глобальных и стратегических исследований, Институт Африки РАН.

В настоящее время курс реформ, начатых Правительством ЮАР, нацелен на привлечение дополнительных иностранных инвестиций, так как они являются одним из ключевых факторов экономического роста страны и условием для вхождения в международное экономическое сообщество. В настоящее время для достижения стабильного экономического роста основными задачами Правительства являются: - создание благоприятного инвестиционного климата; - повышение эффективности и роста производства. В 2004 г. Правительством была поставлена цель достичь 25% годового роста ВВП к 2014 г. В январе 2005 г. рейтинговое агентство Moody's присвоило ЮАР инвестиционный рейтинг Ваа1, агентства Standard & Poor и Fitch также оценивают инвестиционный климат ЮАР как благоприятный. Правительство страны способствует развитию внутренней и внешней торговли путем снижения различных тарифов и сборов, а также через упразднение большинства налогов на импорт и таможенных сборов. Министр торговли и промышленности представил точку зрения Правительства на привлечение иностранных инвестиций: "... Мы искренне надеемся на повышение интереса к нашей стране со стороны мирового экономического сообщества, что, по нашему мнению, будет способствовать экономическому росту страны. Мы собираемся достичь устойчивого роста в коммерческой и производственной сферах, обеспечить рост занятости населения". В продолжении речи министр подчеркнул, что с началом новой эры демократического правительства в 1994 г. Южная Африка эффективно придерживалась обозначенных перед выборами целей и принципов. За прошедшее десятилетие была образована сильная предпринимательская культура, и сейчас местные предприниматели готовы к сотрудничеству с международными партнерами. Кроме того, в ЮАР имеются передовые технологии и разработки, которыми она готова поделиться со своими деловыми партнерами. В настоящее время привлечение иностранных инвестиций ведется во все секторы экономики, для этого не требуется получения согласований от правительства ЮАР, и практически не существует ограничений по видам инвестиционных проектов. Информация о динамике развития экономики ЮАР ("Investor's Handbook") регулярно публикуется Торгово-промышленным департаментом. Экономическая и политическая стабильность, достигнутая за последнее десятилетие, создает предпосылки для развития отечественных и вхождения на рынок иностранных предприятий. Во всех секторах экономики имеются проекты, требующие значительных инвестиций, и предполагающие высокую доходность. Южноафриканское агентство торговли и инвестиций (ЮАТИ) предоставляет информационные и организационные услуги инвесторам, реализующим проекты в ЮАР. В число услуг ЮАТИ входят: - сбор и издание информации по секторам экономики и отраслям производства; - создание совместных предприятий с иностранными компаниями и управление инвестиционными проектами и др.; - логистические услуги. В целях привлечения инвестиций в различного вида производства местные власти также создают благоприятные условия для инвесторов: идут на снижение арендной платы за землю и строения, покрывают часть расходов компании на передислоцирование производств и сотрудников, предоставляют жилье представителям компаний-инвесторов и т. д. Однако внешняя политика ЮАР и многочисленные регулирующие структуры зачастую служат препятствием новым инвестициям и ограничивают рост доходов фирм, уже работающих в ЮАР. До недавнего времени иммиграционное законодательство являлось пережитком эры апартеида и не принимало во внимание политические и экономические изменения и открытие южноафриканского рынка. В мае 2002 г. Парламент одобрил новый закон об иммиграции физических и деятельности иностранных юридических лиц в ЮАР, соответствующий современной политической ситуации в стране. Финансовый сектор в Южной Африке развит, единственной проблемой для иностранных инвесторов является преобразование и передача капитала. Товарооборот на южноафриканском валютном рынке значителен и достигает в среднем 1 млрд. долл. ежедневно (данные за май 2003 г.). Для иностранных фирм, желающих вложить капитал в акционерные общества, не существует никаких ограничений. При получении прибыли иностранное юридическое лицо-нерезидент обязано представить в соответствующие органы контроля справку из налоговых органов их страны о том, что налог на полученную в ЮАР прибыль был уплачен в соответствии с законами той страны, чьими резидентами они являются. Валютный контроль в Южной Африке осуществляет Отдел валютного контроля Южноафриканского Резервного Банка (ЮАРБ) через коммерческие банки, которые являются уполномоченными валютными дилерами. Также ведется учет капитала, ввезенного в ЮАР. Банки обязаны предоставлять информацию по каждой крупной сделке, совершенной с иностранными компаниями, в случае, если деньги поступают на счет южно-африканских фирм. Для получения ссуд от организаций, не входящих в единую валютную зону, южноафриканским жителям требуется получение одобрения Департамента валютного контроля. Как правило, одобрение предоставляется, если срок погашения ссуды составляет не менее одного месяца, а процентная ставка является средней по рынку. Прогресс либерализации валютного контроля начался в 1994 г., и многие средства контроля капитала нерезидентов были упразднены в 1995 г. В июне 1997 г. был принят закон, значительно смягчающий контроль над доходами резидентов, в том числе был снят контроль над операциями по текущему счету. С 1 июля 1997 г. граждане ЮАР, достигшие 18 лет, и налоговые резиденты получили возможность вкладывать капитал за границей в размере до 500000 рэндов. В настоящее время сумма увеличена до 750000 рэндов. Лица, желающие вывезти более 750000 рэндов, после согласования данной операции в Отделе валютного контроля резервного банка ЮАР будут обязаны заплатить пошлину в размере 10% от суммы вывозимого капитала. В октябре 2004 г. министр финансов в Плане бюджета на среднесрочную перспективу объявил об ослаблении контроля над инвестиционной деятельностью внутри международных корпораций. Ранее максимальная сумма офшорных инвестиций в проект составляла 2 миллиарда рэндов для проектов в Африке и 1 миллион рэндов для проектов в других странах. В результате изменений корпорации получили право осуществлять прямые иностранные инвестиции в проекты за границей, а физические лица - право на участие в формировании уставного капитала и финансировании заграничных компаний, зарегистрированных на Южноафриканской бирже. Однако, несмотря на отсутствие ограничений размеров прямых иностранных инвестиций, южноафриканские корпорации обязаны получить разрешение резервного банка на вывоз капитала. Изменения не затронули пенсионные фонды, страховые компании, взаимные фонды (доверительные паевые фонды), а также физических лиц. По расчетам снижение государственного регулирования инвестиций и ослабление валютного контроля позволят к 2014 г. достичь уровня инвестиций в размере 25% от ВВП.

Таблица 1. Средний курс доллар/рэнд <*>

1999 2000 2001 2002 2003

6.11 6.94 8.60 10.52 7.56

Таблица 2. ВВП (в миллиардах рэндов) и ПИИ в процентах от ВВП <*>

1999 2000 2001 2002 2003

ВВП 813.68 922.15 1020.01 1164.94 1251.47

ПИИ 39.2 35.7 36.3 22.0 24.3 (%)

Таблица 3. Приток ПИИ в ЮАР по странам/регионам (в миллиардах рэндов и долларов США) <*>

Регион/ 2002 2003 2002 2003 страна Рэндов Рэндов $ $

Европа 211.2 245.8 20.1 32.5 Велико - 158.2 188.4 15.0 24.9 британия Германия 22.1 22.9 2.1 3.0 Швейцария 6.0 6.1 0.6 0.8 Нидерланды 12.8 16.1 1.2 2.1 Франция 3.6 4.1 0.4 0.5 Италия 1.4 2.0 0.1 0.3 Северная 25.1 32.1 2.4 4.2 и Южная Америка США 23.9 29.5 2.3 3.9

26 февраля 2003 г. министром финансов был озвучен дальнейший план по ослаблению валютного контроля. Изменения включали в себя прежде всего увеличение лимитов финансирования заграничных проектов южноафриканскими компаниями, в том числе расширение сфер вложения прямых иностранных инвестиций. После выборов в апреле 2004 г. Правительство ЮАР обнародовало планы по реструктуризации принадлежащих государству предприятий и приостановления процесса приватизации. Эти меры принимаются для достижения двух целей: сокращения безработицы и достижения экономического роста. На различных уровнях приватизации находятся основные игроки: Eskom (генерация и распределение электроэнергии), Denel (оборона), Transnet (транспортировка) и Telkom (телекоммуникации). Компания Eskom производит почти 94% электричества Южной Африки, получает существенную прибыль и имеет товарооборот почти 30 миллиардов рэндов ежегодно. Transnet доминирует в транспортном секторе и производит больше чем 3% ВВП ЮАР. Холдинг Transnet состоит из 13 компаний, вовлеченных в многомодульный транспорт, и включает железные дороги, авиалинию, порты и трубопровод. Transnet сообщил, что они смогут удержать только четыре направления. До мая 2002 г. согласно южноафриканскому законодательству компании Telkom была предоставлена монополия на определенные международные и отечественные телекоммуникационные линии. В настоящее время правительство находится на заключительной стадии формирования альтернативной компании - оператора телекоммуникаций, однако есть большие сомнения в том, что она сможет конкурировать с Telkom. В 2004 г. Консорциум Thintana, образованный США и Малайзией, продал свой 30-процентный пакет акций в Telkom, который был приобретен ими в 1997 г. почти за 2 млрд. долл. По оценкам Правительства, прибыль от продажи активов государственных предприятий будет ниже, чем в предыдущие годы. Среди компаний для приватизации присутствуют в основном компании, не связанные с крупнейшими игроками, в том числе Южноафриканская управляющая компания аэропортов (ACSA), которая управляет девятью основными аэропортами Южной Африки. В среднесрочных планах на приватизацию стоят компании Sentech (радиокомпания), Safcol (лесоводство), Почтовое отделение ЮАР и Denel (исследования, развитие и производство в оборонной промышленности), по расчетам Правительства эти компании могут представлять интерес и для вложения иностранного капитала. Что касается прав собственности на производственные активы и на землю, можно смело утверждать, что это один из наиболее проработанных в законодательном плане аспектов. В частности, с 1924 г. не зарегистрировано ни одного акта о конфискации или национализации инвестиций в Южной Африке. Согласно Закону о Конфискации от 1975 г. и Поправке к Закону о Конфискации от 1992 г. государство вправе конфисковать собственность для удовлетворения общественных потребностей. Решение о конфискации принимается местной администрацией. Компенсация за конфискованное имущество определяется в размере цены объекта, по которой он мог быть продан в условиях свободного рынка. Неравномерное распределение активов - одно из наиболее очевидных последствий апартеида - особенно касается собственности на землю. В целях защиты интересов черного населения ЮАР в рамках Программы развития сельского хозяйства была принята реформа по обеспечению населения землями сельскохозяйственного назначения. Реформа проходит успешно, и Правительство регулярно сообщает об оперативном обеспечении доступа исторически угнетенных расовых групп к сельскохозяйственным землям. В случаях, где имела место конфискация, потери землевладельцев были полностью компенсированы. Все соглашения, касающиеся оплаты прав использования ноу-хау, патентов, торговых марок, авторских прав и пр., проходят согласование в органах валютного контроля. Различие сделано между товарами народного потребления и средствами производства. Для товаров народного потребления размер лицензионного платежа составляет до 4% фабричной отпускной цены. Для регистрации средств производства лицензионный платеж может составлять до 6%. В целом процедура создания и деятельность коммерческих предприятий в ЮАР регулируются Актом о Южно-африканских компаниях от 1973 г. Основным же правовым регулятором внешней торговой деятельности предприятий, зарегистрированных на территории ЮАР, является Акт о регулировании внешней торговли от 2002 г. В Акте прописан порядок расчета таможенных сборов, а также анти-демпинговые и компенсационные меры. Согласно данному Акту был создан Комитет по управлению внешней торговой деятельностью. Комитет осуществляет контроль над деятельностью предприятий, ведущих торговлю с иностранными предприятиями, в целях предотвращения демпинга, неправомерного использования льгот на уменьшение налога на импорт и т. п. Комитет также ведет информационную работу с коммерческими предприятиями: выпускает информационные бюллетени об изменениях в правовой и налоговой базах. Согласно Акту о Южноафриканских компаниях от 1973 г. любая организация со штатом сотрудников более 20 человек должна быть зарегистрирована как компания, что подразумевает наличие всех прав и ответственности, включая налогообложение и финансовую отчетность, и отсутствие льгот, предоставляемых индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям. Это относится и к иностранным юридическим лицам, за исключением того, что они имеют право выбирать вид регистрации: можно зарегистрироваться в ЮАР или вести деятельность как "иностранная компания". Юридически права "иностранной компании" не отличаются от прав южноафриканской компании. Формально для регистрации иностранной компании как юридического лица не требуется прохождения дополнительных согласований, кроме тех, которые предписаны для других юридических лиц. Однако, чтобы зарегистрировать свое представительство на территории ЮАР, иностранная компания обязана прибегнуть к помощи компании - консультанта по правовым вопросам и аудиту. Разрабатывается план работы, заполняются необходимые формуляры, после этого следует регистрация в налоговых органах, и через 21 день компания получает право начать свою деятельность на территории ЮАР. Иностранные компании могут осуществлять деятельность в любой провинции ЮАР и практически в любом секторе экономики. Как правило, запреты и ограничения по ведению операций в том или ином секторе экономики одинаковы для иностранных и южноафриканских коммерческих компаний. Очень немногие ограничения применяются исключительно к иностранным компаниям. Например, иностранный банк, открывающий представительство в ЮАР, для получения банковской лицензии обязан принять на работу определенное количество местных жителей. Ограничения существуют относительно собственности иностранных компаний на недвижимость. Иностранные компании обязаны зарегистрироваться в ЮАР как компании-нерезиденты, прежде чем недвижимое имущество сможет быть зарегистрировано на их имя. Все компании, будь то малое предприятие или крупный промышленный холдинг, обязаны получить от местных властей лицензию на ведение бизнеса. Лицензия не теряет своей силы в случаях перемещения производства, смены адреса или при смене владельцев. Для получения лицензии компания должна подать документы в Региональный совет, Министерство труда, в государственную службу контроля над доходами и в Управление таможенных пошлин и акцизных сборов. Владельцы патентов и торговых марок могут получить лицензию на них, но в случаях, когда это влечет за собой осуществление платежей лицензиару-нерезиденту, соглашение о лицензионном платеже должно быть одобрено DTI. Патенты предоставляются на срок 20 лет, обычно без возможности продления. Лицензии на использование торговых марок действительны в течение периода 10 лет и могут быть продлены на любое количество периодов сроком по 10 лет. Держатель патента или торговой марки платит ежегодный сбор для сохранения права использования патента или торговой марки. Немаловажным фактором, повышающим уровень иностранных инвестиций в страну, является сформировавшийся рынок финансовых услуг. Банки Южной Африки работают в соответствии с международными банковскими стандартами и образуют одну из самых сложных банковских систем в развивающихся странах. Политические преобразования в Южной Африке наряду с ослаблением валютного контроля и либерализацией экономической системы означают, что в настоящее время у южноафриканских банков есть ресурс для обеспечения глобальных услуг через представительства за границей, также есть предпосылки для увеличения присутствия иностранных банков в Южной Африке. Рынок финансовых услуг в Южной Африке характеризуется тесными взаимосвязанными отношениями между крупными банками и страховыми компаниями. Также хорошо развит рынок ценных бумаг, за последние несколько лет резко увеличилось число нерезидентов, участвующих в операциях с ценными бумагами. У Южной Африки подписаны двусторонние инвестиционные соглашения с Аргентиной, Австрией, Бельгией, Канадой, Чили, Чехией, Финляндией, Францией, Германией, Грецией, Маврикием, Нидерландами, Южной Кореей, Испанией, Швецией, Швейцарией, Турцией и Великобританией. С января 2001 г. в ЮАР действует система налогообложения, когда резиденты уплачивают подоходный налог по месту жительства (регистрации), вне зависимости от того, в какой стране мира доход получен. Ставка подоходного налога для юридических лиц составляет 35%. Также в ЮАР применяется налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 14%. В целях создания благоприятных условий для деятельности иностранных компаний в феврале 2003 г. министр финансов подписал несколько постановлений об освобождении компаний от уплаты налогов, в том числе о применении ускоренной амортизации для производственных активов, также в соответствии с практикой других стран налогооблагаемая база компаний снижается в случаях, когда доходы от продажи активов компании повторно инвестируются в течение 18 месяцев. Также в 2003 г. были впервые приняты меры для привлечения инвестиций в городское хозяйство. Было объявлено, что инвестиции в восстановление исторически ценных зданий и в новое строительство будут давать право на определенные налоговые льготы. При этом срок амортизации отреставрированных зданий составляет пять лет, а списание вновь построенных производится по следующей схеме: 20% в течение первого года и по 5% в течение последующих 16 лет. Данная схема выгодна как для собственников зданий, так и для инвесторов. В целях поддержания инфраструктуры отстающих провинций правительством разработаны дополнительные меры по привлечению инвестиций. Как правило, они включают в себя освобождение от налога на прибыль в течение определенного периода времени (в зависимости от вида объекта инвестиций). Статистические данные о прямых иностранных инвестициях (ПИИ) являются общедоступной информацией, но данные зачастую различаются в зависимости от источников информации и методов расчета. Поскольку статистические данные ЮАРБ предоставляют только общие цифры для объединенных потоков из всех стран, наблюдатели также часто консультируются с более точной и обновленной информацией, полученной от "Деловой Карты" (Business Map). Немаловажным аспектом при привлечении ПИИ является борьба Правительства ЮАР с коррупцией. Закон Южной Африки о борьбе с коррупцией предусматривает судебное преследование правительственных чиновников, которые требуют или принимают взятки. Наказание за предложение или принятие взятки может быть административным, в виде уплаты штрафа или уголовным для граждан ЮАР, иностранные граждане могут быть высланы из страны. В Южной Африке работает не менее десяти антикоррупционных организаций. Некоторые из них, такие, как Комиссия по вопросам обслуживания населения, Управление аудита и Управление общественных защитников, считают борьбу с коррупцией только частью своих обязанностей. Другие организации, такие, как Антикоррупционное управление полиции ЮАР и Управление по спецоперациям (более известное как "Скорпионы"), занимаются исключительно борьбой с организованной преступностью и коррупцией. Президент Мбеки подписал "Акт о мерах предотвращения и борьбы с коррупцией" 28 апреля 2004 г. В Акте приведен список действий, подпадающих под определение коррупции, также обозначена ответственность для лиц, причастных к коррупции, в том числе конфискация необъясненного дохода. За 10 лет после ликвидации апартеида проведена огромная работа по созданию новой экономической и политической структуры государства, по установлению качественно новых взаимоотношений с мировым экономическим сообществом и по регулированию внешней экономической деятельности. В настоящее время Правительством страны проводится успешная политика по созданию благоприятного инвестиционного климата, ведущие рейтинговые агентства оценивают его как благоприятный. Создана законодательная база, регулирующая деятельность инвесторов на территории ЮАР. Таким образом, ожидается приток иностранного капитала в экономику ЮАР, который будет использован практически во всех отраслях экономики, в том числе в сфере строительства новых промышленных объектов и организации производств, в строительстве качественного жилья и объектов инфраструктуры.

Название документа