Что заставляет латиноамериканцев объединяться? Образование Южноамериканского Общего рынка и его развитие

(Беликова К. М., Безбах В. В.) ("Внешнеторговое право", 2006, N 1) Текст документа

ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ ЛАТИНОАМЕРИКАНЦЕВ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ? ОБРАЗОВАНИЕ ЮЖНОАМЕРИКАНСКОГО ОБЩЕГО РЫНКА И ЕГО РАЗВИТИЕ

К. М. БЕЛИКОВА, В. В. БЕЗБАХ

Безбах В. В., научный руководитель, профессор, доктор юридических наук.

МЕРКОСУР - Южноамериканский Общий рынок, основные положения которого закреплены в Асунсьонском договоре, подписанном в 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем. Этот договор определил порядок и сроки объединения этих государств с целью установления зоны свободного перемещения товаров, услуг, факторов производства (капитала, рабочей силы) на их территории, основные органы Общего рынка и их компетенцию <*>. -------------------------------- <*> http://www. mercosur. org. uy.

Идея объединения стран Латинской Америки зародилась в начале XIX в. в виде романтической мечты лидера антиколониального движения С. Боливара о едином континенте с его неповторимой судьбой. Колонизация Американского континента в XV - XVI в. осуществлялась Испанией и Португалией согласно Торассильясскому договору 1494 г., установившему границы между португальскими (Бразилия) и испанскими (остальная часть Латинской Америки) колониями. В процессе захвата, обращения в католическую церковь и порабощения коренное население в некоторых частях материка было практически полностью уничтожено и впоследствии пополнялось европейцами и завозимыми с Африканского континента рабами. Это привело к формированию нового типа народонаселения, приверженного католической вере и говорящего на испанском или португальском языках - латиноамериканцев - потомков европейцев, африканцев и коренного населения. Социально-экономическое своеобразие развития Латинской Америки обусловлено не столько различиями между колонизаторами, находившимися в тот период на стадии становления и развития монархической формы правления, сколько трехсотлетней длительностью колонизации, а также природно-климатическими и социально-демографическими особенностями колонизированных территорий. Эта специфика развития к началу XIX в. заключалась в том, что объем производства экспортной продукции и разделение труда на континенте достигли таких масштабов, что требовали для дальнейшего развития независимости от колониальных административных и таможенных ограничений. Вместе с тем колонизация сформировала диспропорции в экономике, выразившиеся в слабой развитости сектора, направленного на удовлетворение первоочередных нужд населения, и затормозила социально-политическое развитие региона, оставаясь в рамках сословного патерналистско-кланового правосознания <*>. -------------------------------- <*> Марчук Н. Н. Новая история стран Европы и Америки. Первый период. М.: Высшая школа, 1997. С. 260 - 280; Жидков О. А. История государства и права стран Латинской Америки. М.: Изд-во УДН, 1967.

Властные экономические и политические амбиции лидеров антиколониального движения привели к распаду испанских колоний и образованию в 1810 - 1830 гг. на их месте национальных государств. В этот период Латинская Америка попала в сферу экономических и политических интересов динамично развивающихся США <*>. Пришедшие к власти либералы, ориентирующиеся на успех США, на волне антииспанизма пустили на континент иностранный капитал, призванный развить национальную инфраструктуру образованных государств, который подавил недостаточно развитые к тому моменту неэкспортные секторы экономики и вступил в противоречие с национальным капиталом. Это привело к власти консерваторов, пытавшихся развивать национальную экономику с помощью займов, чем было положено начало большому внешнему долгу и новой - экономической - форме зависимости латиноамериканских стран <**>. -------------------------------- <*> Хачатуров К. А. Латиноамериканские уроки для России. М.: Международные отношения, 1999. С. 184 - 210. <**> Слезкин Л. Ю. Новая история стран Европы и Америки. Второй период. М.: Высшая школа, 1998. С. 202 - 215.

С 20-х гг. XX в. и начала развития идеологического противостояния Востока и Запада США, используя патерналистко-клановое правосознание (вождизм-каудилизм), в целях манипуляции правительствами насадили в латиноамериканских странах милитаризм в виде военных диктатур, выражавшийся в готовности общества воспринимать военных не только как защитников, но и как носителей национальных интересов, выступающих в качестве арбитров при решении внутриполитических вопросов, и ставший важной правовой спецификой латиноамериканского общества <1>. Таким образом, развитие демократических форм правления в латиноамериканских странах было подавлено, но была достигнута их консолидация с США в военно-политической области. Под влиянием социалистических идей СССР в Латинской Америке зародился новый феномен - популистский милитаризм как продукт борьбы средних городских слоев с традиционной земельной олигархией, которая велась при поддержке армии, чьи лидеры опирались на профсоюзы. В результате этой борьбы государственный сектор экономики был дополнительно увеличен. В Аргентине таким военным лидером стал Х. Д. Перон, а в Бразилии - Ж. Д. Варгас <2>. В годы Второй мировой войны, используя в качестве предлога угрозу нацистской агрессии, США под флагом "континентальной солидарности" резко усилили военно-политическое присутствие в Латинской Америке, осуществив тотальную милитаризацию этих стран, взяв под контроль их вооруженные силы, включая подготовку офицерского корпуса, подготовку оружия и снаряжения, создав цепь американских военных баз. После Второй мировой войны в противовес идеологическому противостоянию Востока и Запада, выразившемуся в холодной войне, руководители латиноамериканских стран основу национальной безопасности видели в развитии импортозамещающей промышленности национальных экономик и региональной интеграции по примеру Европы, приступившей к образованию Общего рынка в 1957 г. В этот период Кубинская революция и последовавший за ней Карибский кризис начала 60-х гг. под лозунгом искоренения "подрывных элементов" и модернизации экономики на базе современных научно-технических достижений с привлечением технократов из США привели к власти в Аргентине, Бразилии, Боливии, Уругвае, Чили на смену диктаторам-популистам военных диктаторов-десаррольистов (от исп. desarrollo - развитие). В 1960 г. Аргентина, Бразилия, Мексика, Уругвай, Чили, Парагвай и Перу подписали Договор Монтевидео <3>, предусматривавший создание в течение 12 лет зоны свободной торговли, учредив Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (ЛАСТ). В 1961 г. к Договору присоединились Колумбия и Эквадор, в 1966 г. - Венесуэла и в 1967 г. - Боливия. Согласно Договору при установлении тарифа на товары действовал режим наибольшего благоприятствования, автоматически распространявшийся на всех участников ЛАСТ. В период развития национальных импортозамещающих экономик это положение явилось препятствием на пути урегулирования вопроса о тарифах в целом, а также сделало невозможным осуществление более ограниченных по масштабам интеграционных проектов. На практике страны перестали предлагать своим приоритетным региональным партнерам товары по льготным тарифам, поскольку этим наносился ущерб национальным экономикам со стороны конкурирующих производителей третьих стран, из-за того, что все они обладали сходной на тот момент структурой внешней торговли. Развитие национальных экономик сопровождалось повышением импортных таможенных пошлин, что привело к самоизоляции латиноамериканского рынка и обусловило отставание развития экономики и снижение темпов ее роста на фоне мирового экономического подъема <4>. В отличие от Западной Европы, у границ и на территории которой противостояли войска ядерных сверхдержав США и СССР, в Латинской Америке отсутствовала достаточная политическая мотивация, способная преодолеть ради интеграции существующие торгово-экономические ограничения. В то время как в Западной Европе экономический подъем, вызванный разгаром холодной войны, привел к созданию к 1968 г. таможенного союза, ЛАСТ оказалась малоэффективной. Разразившийся в 1973 г. мировой экономический кризис и кризис валютной системы усугубили замкнутость и отставание в развитии экономик латиноамериканских стран, что привело к пересмотру концепции развития, ориентирующегося на собственные силы, на концепцию тесного регионального взаимодействия экономик. В 1980 г. в Монтевидео страны - участницы ЛАСТ пересмотрели условия договора Монтевидео 1960 г., подписав договор, который допускал заключение странами-участницами соглашений частичного охвата с другими странами или интеграционными блоками, права и обязанности по которым возникали только для государств, их подписавших или присоединившихся к ним, и установление между ними преференционного таможенного режима, поскольку признавалось, что общее снижение тарифов не служит целям латиноамериканской интеграции, которая должна углубляться постепенно. В рамках новой концепции "открытого регионализма" такие соглашения частичного охвата рассматривались как "строительные блоки" для полного снятия тарифов в будущем между всеми членами вновь созданной организации - Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ), сменившей ЛАСТ <5>. -------------------------------- <1> Хачатуров К. А. Указ. соч. С. 89 - 100; А. Н. Глинкин, О. А. Жирнов, Н. М. Исакова и др. Латинская Америка: гонка вооружений и проблемы безопасности. М.: Наука, 1990. <2> Строганов А. И. Новейшая история стран Латинской Америки. М.: Высшая школа, 1995. <3> http://www2.uol. com. br/actasoft/actamercosul/espanhol/acuerdos_y_tratados. htm. <4> До Рего Баррос С. Основы южноамериканской интеграции // Латинская Америка. 1996. N 5. С. 20 - 28. <5> Капустин А. Я. Международно-правовые проблемы латиноамериканской экономической интеграции: Учебное пособие. М.: Изд-во УДН, 1986; Клаверен В. А. Латинская Америка на пути к открытому регионализму // Латинская Америка. 1997. N 6. С. 4 - 15; Carmona P. Objetivos у contenido de la integracion regional: politicas de convergencia у efectos del ajuste // Documentos de Trabajo Publicados por CEFIR, 1993 // http://www. cefir. org. uy/dt01-toc. htm.

Мировой экономический кризис 70-х гг. привел к тому, что начиная с 80-х гг. латиноамериканские страны оказались не в состоянии выплачивать внешние долги из-за возросших в этот период процентных ставок. Во избежание социальных потрясений и нарастания на этом фоне коммунистического влияния в латиноамериканских странах США сменили стратегию политической и экономической поддержки диктаторских режимов в них на предоставление этим странам займов МВФ под лозунгом "кредиты в обмен на реформы". Это позволило им осуществить демократизацию общества путем перехода к представительной демократической форме правления. Таким образом, общенародные президентские выборы, проведенные в Аргентине в 1983 г., в Бразилии и Уругвае с 1985 г., в Парагвае, Чили, Боливии с 1989 г., ознаменовали переход от авторитарных режимов к правовому государству и гражданскому обществу. Этот переход сопровождался либерализацией экономики, выразившейся в приватизации государственной собственности, привел к реструктуризации внешних долгов путем конверсии краткосрочных долговых обязательств в долгосрочные и обмена долговых обязательств стран на акции приватизированных предприятий, и завершился проведением конституционных реформ <*>. -------------------------------- <*> Дупас Ж. Новые дилеммы государственности, управления и интеграции с точки зрения логики глобализации // Латинская Америка. 2001. N 6. С. 50 - 59; Романова З. И. Финансовый рынок в условиях глобализации // Латинская Америка. 2000. N 9. С. 4 - 16; Ивлева Т. Н. Как бороться с финансовыми кризисами: три подхода // Латинская Америка. 2001. N 3. С. 4 - 13.

Реформирование латиноамериканских государств происходило одновременно с новой интеграционной политикой на континенте, которая дала весьма положительные результаты. В экономических отношениях между наиболее развитыми странами региона, например Бразилией и Аргентиной, Колумбией и Венесуэлой, усилилась роль торгового обмена и создались условия для подписания субрегиональных соглашений. В 1985 г. Аргентина и Бразилия подписали "Декларацию Игуасу", целью которой являлось снижение политического недоверия друг к другу путем принятия совместных усилий в противостоянии общим экономическим и политическим проблемам, возникающим при укреплении демократической системы, и учреждение для интеграции Совместной комиссии на высшем уровне <*>. -------------------------------- <*> Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учебное пособие / Под общ. ред. В. В. Безбаха и В. К. Пучинского. М.: МЦФЭР, 2004. С. 74 - 75.

На фоне стремительного развития интеграционного процесса в Европе, декларировавшей в 1986 г. создание к 1992 г. Европейского Союза (ЕС), Аргентина и Бразилия в 1986 г., действуя в рамках Договора Монтевидео 1980 г., активизировали взаимное экономическое сотрудничество и подписали соглашение, содержащее Программу экономической интеграции и сотрудничества в различных отраслях национального хозяйства. В 1988 г. Уругвай, а в 1990 г. Парагвай, основываясь на существующих двусторонних договорах с Аргентиной и Бразилией, присоединились к процессу региональной экономической интеграции. В 1989 г. был активизирован интеграционный процесс в Андской группе, созданной еще в 1969 г. в рамках ЛАСТ в составе Боливии, Венесуэлы, Эквадора, Перу, Колумбии и преобразованной в Андское сообщество наций <*>. В 1990 г. США выдвинули "Инициативу для Америк", заключающуюся в создании к 2005 г. Всеамериканской зоны свободной торговли (АЛКА). -------------------------------- <*> Лавут А. А. Андская группа: от застоя к модернизации? // Латинская Америка. 1997. N 3. С. 11 - 17.

Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай 26 марта 1991 г. подписали Асунсьонский договор, положивший начало созданию Южноамериканского Общего рынка - МЕРКОСУР, в котором внутренняя отмена таможенных пошлин осуществлялась путем их регулярного снижения каждые шесть месяцев в течение короткого переходного периода - с момента его подписания до 31 декабря 1994 г. Вступление в МЕРКОСУР стран, имеющих совершенно разные стартовые возможности, обусловленные значительной разницей в уровне модернизации социально-экономических структур и степени проведения реформ, послужило мощным стимулом для развития экономик на основе их дополняемости и роста взаимной торговли. Создание в 1992 г. Европейского Союза (ЕС) активизировало интеграционные процессы не только в Южной, но и в Северной Америке, где в декабре 1992 г. США, Канадой и Мексикой было подписано соглашение о создании с 1 января 1994 г. Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). Подводя итоги переходного периода в декабре 1994 г. в Оуро-Прето, руководители стран - участниц МЕРКОСУР констатировали, что к 1 января 1995 г. в экономической сфере были созданы зона свободной торговли, распространявшаяся на 90% товаров согласованной таможенной номенклатуры, и таможенный союз, распространявшийся на 85% товаров. В целях создания условий для свободного перемещения рабочей силы: заключены четырехсторонние соглашения о взаимном признании аттестатов, дипломов и других документов о начальном, среднем, высшем и постуниверситетском образовании; существенно упрощены пограничные формальности для перемещения физических лиц на территории стран-участниц; разработан и введен с 1995 г. в Уругвае единый паспорт для граждан стран-участниц, обеспечивающий правовой статус и гарантирующий беспрепятственный выезд за пределы стран МЕРКОСУР. В целях ускорения и углубления процесса интеграции руководители стран-участниц установили, что распространение режима свободной торговли на 100% внутризонального товарообмена должно осуществиться к 2000 г., а принятие общего внешнего тарифа на все виды продукции для Аргентины и Бразилии - к 2001 г., а для Уругвая и Парагвая - к 2006 г. Одновременно было принято решение о расширении интеграционных процессов на политическую, военную и гуманитарную сферы. В гуманитарной сфере интеграционные процессы нашли свое отражение в развитии сотрудничества университетов стран-участниц и расширении культурного и информационного обмена, в военной - в проведении с 1996 г. регулярных совместных военных учений <*>. -------------------------------- <*> Cronologia do Mercosul (1985 - 1999): Centra Brasileco de Documentaciуn у Estudios de Bacia do Prata (CEDEP), Universidad Federal de Rio Grande do Sul (UFRGS) // http://www. cedep. ifch. ufgrgs. br/cronologia_mercosul.

Начало консолидации внешней и внутризональной политики стран - участниц МЕРКОСУР было положено на Сан-Луисском форуме в 1996 г. подписанием Президентской Декларации о демократических гарантиях. В ней утверждалось, что действие в полном объеме демократических институтов является основным условием кооперации в рамках МЕРКОСУР, а их изменение представляет собой непреодолимое препятствие на пути этой кооперации, поэтому в случае нарушения конституционного порядка в одной из стран - участниц МЕРКОСУР против нее предусмотрено введение санкций. Побудительным мотивом разработки механизма, призванного содействовать развитию демократии в регионе, послужила политическая нестабильность в странах МЕРКОСУР, вызванная протестными выступлениями населения, связанными с ростом безработицы, удешевлением рабочей силы, снижением социальных гарантий в области медицины и образования. Была принята "Мальвинская декларация", подтвердившая признание всеми членами МЕРКОСУР законности прав Аргентины на суверенитет над Мальвинским архипелагом в Южной Атлантике, и Декларация о провозглашении территории стран - участниц МЕРКОСУР зоной мира, в которой ни при каких обстоятельствах не будут допущены гонка вооружений или военные приготовления, угрожающие сохранению мира <*>. В 1998 г. положение о демократических гарантиях в странах МЕРКОСУР было развито "Протоколом Ушуая", ставшим неотъемлемой частью Асунсьонского договора <**>. -------------------------------- <*> Mercosur/CMC X/Acta N 1/96 // www. mercosur. org. uy. <**> Mercosur/CMC XIV/Acta N 1/98 http://www. mercosur. org. uy.

Позиция внешней политики МЕРКОСУР стала формироваться под влиянием процесса образования АЛКА в рамках "Инициативы для Америк" и развития отношений со странами Андского сообщества, Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), ЕС и НАФТА <*>. -------------------------------- <*> Hansen-Kuhn K. Free Trade Area of the Americas // http://www. foreignpolicy-infocus. org.

Изначально, с 1990 г., интеграционный процесс объединения Северной и Южной Америк характеризовался концептуальными разногласиями <*> между позицией США, поддерживаемой другими членами НАФТА и Чили, и позицией Бразилии и стран - участниц МЕРКОСУР, а позднее и участницы Андского сообщества - Венесуэлы. США, заинтересованные в защите своих производителей сельскохозяйственной и металлургической продукции и распространении ТНК и ТНБ на Южный континент, настаивали на присоединении к НАФТА других стран региона в индивидуальном порядке и заключении соглашений по секторам экономической деятельности, при этом Конгресс США отказался ратифицировать соглашение о принятии в НАФТА Чили. Влияние США на страны Латинской Америки всегда носило характер избирательного экономического давления, а в период демократических преобразований в них должно было поддержать и ускорить эти преобразования. Практически такая политика привела к дискриминации торговли с Бразилией и протекционизму в отношениях с Аргентиной. По этой причине Бразилия, имевшая вследствие сокращения экспорта в 1989 - 1992 гг. на 20% наименее тесные экономические связи с США, отвергла настойчивое требование Вашингтона создать АЛКА на неравноправных условиях - под главенством НАФТА. Бразилия предложила всемерное укрепление и развитие региональных интеграционных объединений и их поэтапное слияние: на первом этапе - сближение МЕРКОСУР с Андским сообществом; на втором - ассоциация с Центральноамериканским общим рынком (ЦАОР); на третьем - с Общим рынком стран Карибского моря (КАРИКОМ); на четвертом - с НАФТА. В 1993 г. Бразилия выступила с предложением создания Южноамериканской зоны свободной торговли (АЛКАС), предусматривающей объединение МЕРКОСУР с Чили (АТР) и странами Андского сообщества. Учитывая трудности, которые Чили встретила на пути вступления в НАФТА, две из трех стран Андского сообщества - Венесуэла и Колумбия, планировавшие в начале 90-х присоединиться к НАФТА, приняли решение о сближении с МЕРКОСУР, в том числе по причине тесных экономических взаимосвязей с Бразилией, принимающей активное участие в развитии энергетической и транспортной инфраструктуры этих стран. На правах ассоциированных членов в 1995 - 1996 гг. к МЕРКОСУР присоединилась Боливия - участница Андского сообщества, а в 1994 - 1996 гг. Чили, Перу, еще одна участница Андского сообщества, в 1992 г. приостановила свое членство в сообществе, а в 1997 г. заявила о выходе из него и решении присоединиться к МЕРКОСУР. В 1998 г. было подписано рамочное соглашение МЕРКОСУР с Андским сообществом о создании зоны свободной торговли. -------------------------------- <*> Flynn М. Brazil Increasingly Unenthusiastic about U. S. FTAA Proposals. Has Bush's "Century of the Americas" already come and gone? February 1, 2002; Gudynas E. El MERCOSUR ante el ALCA: Nuevas tensiones у Nuevas opciones, 29 de octubre de 2003: Flynn М. Bush and Lula: A Collision of Two Worlds, July 10, 2003. http://www. americaspolicy. org.

В 1992 г. установлены официальные отношения МЕРКОСУР с ЕС, оформленные в 1995 г. рамочным соглашением о создании к 2005 г. зоны свободной торговли на территории ЕС и МЕРКОСУР <*>. -------------------------------- <*> Kinoshita F. Mercosur у Union Europea: consideraciones sobre na zona de libre comercio intercontinental // http://www. europa. eu. int.

Развитие координированной внешней и внутренней политики стран МЕРКОСУР свидетельствует о формировании к 1998 г. политико-экономического блока в рамках МЕРКОСУР, в котором, однако, мировой финансовый кризис 1998 - 1999 гг. повлек за собой кризис интеграционных процессов, вызванных последовавшими друг за другом девальвацией почти на 70% бразильского реала, кризисом экономики Аргентины в виде свертывания ряда аргентинских предприятий и введения протекционистских мер, в результате чего аргентино-бразильский товарооборот сократился к 2000 г. на 20% по сравнению с 1998 г. Кризис в Аргентине усугубился с падением начиная с 2000 г. курса доллара, что фактически означало девальвацию жестко связанного с ним аргентинского песо по отношению к реалу и евро. Поскольку экономический кризис происходил на фоне смены политического руководства в Аргентине и Бразилии, инфляции, наличия долгов, роста безработицы и социального недовольства реформами, эффект от экономической интеграции был существенно снижен и поставил под вопрос сам факт существования МЕРКОСУР. Однако страны - участницы МЕРКОСУР, и прежде всего Бразилия, с пониманием отнеслись к кризису в Аргентине и оказали помощь в его преодолении. Политическая воля нового руководства стран и глубокая дополняемость экономик Аргентины и Бразилии привели в 2000 г. к решимости "перезапуска МЕРКОСУР", продолжения и углубления интеграции и, учитывая отмену Аргентиной привязки своей валюты к доллару, приступили к выработке концепции создания единой валюты МЕРКОСУР и единой социальной программы <*>. -------------------------------- <*> IDB-INTAL MERCOSUR Report N 7, 2000 - 2001 // http://www. iadb. org/intal; 10 лет Меркосур // Латинская Америка. 2001. N 7. С. 19 - 38.

Американской стратегии разобщения латиноамериканских стран в процессе переговоров о создании АЛКА в 1998 - 2002 гг. Бразилия противопоставила активную политику укрепления сотрудничества южноамериканских стран путем развития региональной инфраструктуры, особенно энергетики, и создания АЛКАС, что встретило поддержку 11 южноамериканских государств. В 2002 г. МЕРКОСУР и Андское сообщество подписали соглашение о создании зоны свободной торговли между блоками к концу 2003 г. на основании договоров о тарифных преференциях, заключаемых странами МЕРКОСУР со странами Андского сообщества индивидуально <*>. В 2003 г. после непростых переговоров ассоциированным членом МЕРКОСУР стало Перу. Восьмая конференция министров торговли государств западного полушария, состоявшаяся 20 - 21 ноября 2003 г., едва не закончилась провалом из-за стремления США во что бы то ни стало "продавить" свою модель создания АЛКА. Решение о продолжении переговоров и их завершении к 1 января 2005 г. было принято после достижения консенсуса относительно новой стратегии создания АЛКА. Суть изменения состоит в том, что отныне каждая страна самостоятельно, а не как участница какого-либо регионального объединения будет определять степень своего участия в соглашении, а ее права будут зависеть от взятых на себя обязательств. -------------------------------- <*> Глинкин А. Н. Соглашение по АЛКА: за год до финиша // Латинская Америка. 2004. N 1. С. 4 - 21; Романова З. И. Региональная интеграция - новые вызовы // Латинская Америка. 2003. N 8. С. 4 - 16.

На фоне выработки приемлемых решений между США и странами Латинской Америки происходят активные переговоры о расширения сотрудничества, особенно экономического, между ЕС и МЕРКОСУР. С этой целью в 1999 г. в Рио-де-Жанейро состоялась первая встреча лидеров всех стран, на которой было принято решение начать переговоры о создании зоны свободной торговли к 2005 г. В соответствии с этим решением в 2001 г. между ЕС и МЕРКОСУР произошел обмен предложениями об уровне снижения тарифов на различные группы товаров. На встрече министров ЕС и МЕРКОСУР в июле 2002 г. завершение переговоров было намечено на конец 2003 г. Дальнейшее развитие МЕРКОСУР в рамках проектов АЛКА, АЛКАС и объединения с ЕС многовариантно и зависит от политических и экономических факторов. Прогнозы развития МЕРКОСУР описаны в многочисленных работах; какой вариант развития возобладает, покажет время <*>. В настоящее время переговоры с ЕС не завершены, а США высказывают серьезные опасения относительно реализации проекта АЛКА из-за разногласий с латиноамериканскими странами по ключевым положениям соглашения <**>. -------------------------------- <*> Реса F. Reflexiones sobre el Mercosur у su futuro, Septiembre 2002; Реса F. Does Mercosur have future? May 2003; Реса F. Asimetrias у medidas de convergencia structural: enfoques у propuestas para un Mercosur solidario, Marzo 2004. http://www. mercosur. org. uy; 10 лет Меркосур // Латинская Америка. 2001. N 7. С. 19 - 38. <**> EE. UU. acusa a MERCOSUR de trabar creaciуn del ALCA // Cadena Global/AP 19 de noviembre del 2004; Dura respuesta del MERCOSUR a acusaciones de EE. UU // Diario HOY, 20 de noviembre del 2004; EE. UU. у Brasil difieren en temas relacionados con el ALCA // Prensa Latina, 27 de octubre del 2004; Rio Group not too enthusiastic about FTAA // Mercopress, Saturday, 6 November // http://www. alcaabajo. cu/sitio/alternativas_al_alca/articulos; D. Montero. Elecciones-Uruguay: Camino despejado para Mercosur politico, Politica-MERCOSUR: Elecciones uruguayas ajustan convergencia // http://www. ipsenespanol. net.

Название документа