Модель клерикализма в Иорданском Хашимитском Королевстве: историческая эволюция и конституционное оформление

(Новиков М. В.) ("Актуальные проблемы российского права", 2013, N 7) Текст документа

МОДЕЛЬ КЛЕРИКАЛИЗМА В ИОРДАНСКОМ ХАШИМИТСКОМ КОРОЛЕВСТВЕ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ И КОНСТИТУЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

М. В. НОВИКОВ

Новиков Марк Владимирович, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).

В статье исследован процесс исламизации региона, а также историческая динамика правового положения религиозных организаций в стране. Проблема клерикализации Иордании рассмотрена через призму особенностей ее исторического пути.

Ключевые слова: юриспруденция, новейшие конституции, Иордания, клерикализм, Ближний Восток, "Арабская весна", "Братья Мусульмане", исламизация, Хашемиты, религия.

The clerical model in the Hashemite Kingdom of Jordan: historical evolution and constitutional provisions M. V. Novikov

Novikov Mark Vladimirovich - postgraduate student of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Kutafin Moscow State Law University.

The article is devoted to the process of Islamisation of the region, as well as the historical dynamics of the legal position of the religious organizations in a state. The problem of clericalisation of Jordan is viewed through the prism of specific features of its historical path.

Key words: jurisprudence, the newest Constitutions, Jordan, clericalism, the Middle East, the Arabian Spring, the Muslim Brothers, Islamisation, Hashemite, religion.

Как самостоятельное государство Иордания появилась лишь в XX в. До этого страна государственной независимости не имела. С VII в. территория современной Иордании входила в состав Арабского халифата (в этот период здесь начал быстро распространяться ислам), а в 1516 - 1918 гг. - стала частью Османской империи (т. н. Дамасский вилайет). В 1920 г. Иордания перешла под контроль Великобритании, которая в 1921 г. выделила ее в особую подмандатную единицу - эмират Трансиордания во главе с эмиром Абдаллой <1>. Территория Иордании, как и территория иных стран ближневосточного региона, исторически служила местом расселения общин, принадлежавших к разным религиозным направлениям. "В результате исторического развития, - пишут Е. Орлов и Н. Сашко, - территория современной Иордании стала центром нескольких религий" <2>. -------------------------------- <1> Иорданское Хашимитское Королевство (справочная информация) // Министерство иностранных дел РФ [официальный сайт] // URL: http://www. mid. ru/ ns-rasia. nsf/ (последняя дата обращения: 16.04.2013). <2> Орлов Е., Сашко Н. Государственный строй Иордании. М.: Госюриздат, 1961. С. 5.

В настоящее время 92% иорданцев исповедуют ислам (подавляющее большинство - сунниты), около 8% населения - христиане различных церквей <3>. -------------------------------- <3> Конституции государств Азии: В 3 т. Т. 1: Западная Азия. М.: Норма, 2010. С. 145.

Первый конституционный акт был принят в подмандатный период, после создания эмирата Трансиордании. Конституция (Основной Закон) 1928 г. отражала содержание межгосударственного договора между Великобританией и иорданским правительством Хасана Халеда Абу Аль-Худы, который был заключен 28 февраля 1928 г. <4>. -------------------------------- <4> Аль-Шабатат М. А. Становление и развитие независимого государства Иордании в XX в.: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 22.

17 июня 1928 г. Исполнительный совет Трансиордании принял Закон о выборах в Законодательный совет. В этом Законе нашло отражение стремление к учету разделения населения на этнорелигиозные общины. Избирательный закон предусматривал двухступенчатое голосование: избрание выборщиков и избрание выборщиками депутатов законодательного органа. Закреплялась следующая норма этнорелигиозного представительства в Законодательном совете Трансиордании: арабов-мусульман должны были представлять 9 депутатов, арабов-христиан - 3 депутата, черкесов - 2 депутата, бедуинов - 2 депутата <5>. Однако не все племена и общины были представлены в соответствии с этой нормой, что вызвало их недовольство <6>. Как видно, в данном акте получило юридическое признание значительная роль религиозного фактора в жизни страны и его учет при осуществлении управления. -------------------------------- <5> Новейшая история стран Азии и Африки, XX в.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. / Под ред. А. М. Родригеса. Ч. 1: 1900 - 1945. М., 2010. С. 284. <6> Котлов Л. Н. Иордания в новейшее время. М., 1962. С. 43.

Следующий этап конституционного развития страны связан с провозглашением в 1946 г. Трансиордании независимым королевством. 25 мая 1946 г. Законодательный совет принял решение о переименовании Трансиордании в Иорданское Хашимитское Королевство. Новая Конституция была обнародована 1 февраля 1947 г. Ключевым элементом системы соотношения религии и государства в данном акте был следующий. В ст. 2 Конституции Иордании 1946 г. указывалось, что Иорданское Хашимитское Королевство - независимое суверенное государство, религией которого является ислам <7>. В предыдущем конституционном акте - Основном Законе Трансиордании 1928 г. - положения об исламе как государственной религии не было. Закреплялась новая норма соотношения представительства в нижней Палате парламента Иордании (Палате депутатов) этнических и религиозных групп: из 20 членов Палаты 12 должны были представлять мусульман, 4 - христиан, 2 - черкесов и 2 - чеченцев <8>. -------------------------------- <7> Аль-Шабатат М. А. Указ. соч. С. 41. <8> Орлов Е., Сашко Н. Указ. соч. С. 32.

8 января 1952 г. королем была утверждена новая Конституция, принятая парламентом в 1951 г. и действующая с поправками до сих пор. Одна из наиболее важных конституционных поправок связана с утверждением в декабре 1990 г. Национальной хартии, которая открыла дорогу для участия в политической жизни страны всем партиям, в том числе оппозиционным. В 1992 г. был также принят новый Закон о выборах. В нем была немного увеличена норма представительства в парламенте этнических и религиозных меньшинств. В частности, за христианами теперь закреплялось 9 депутатских мест <9>. -------------------------------- <9> Аль-Шабатат М. А. Указ. соч. С. 103.

Рассмотрим далее те положения этой Конституции, которые характеризуют взаимоотношения государства и религии. Отметим предварительно, что в конституционном законодательстве Иордании сосуществуют элементы как секуляризации, так и клерикализации государственных институтов и общества. К элементам секуляризации в конституционном законодательстве Иорданского Хашимитского Королевства относят следующие <10>: -------------------------------- <10> Конституции государств Азии: В 3 т. Т. 1: Западная Азия. С. 154 - 180.

- ч. 1 ст. 6 Конституции 1952 г.: устанавливается равенство иорданцев перед законом и запрет их дискриминации по мотиву религиозной принадлежности. "Однако влияние ислама, - пишет М. А. аль-Шабатат, - обусловливает почти повсеместную непоследовательность в регламентации принципа равенства, что наиболее реально проявляется в неравенстве женщины и мужчины... Согласно Корану, "мужья стоят над женами из-за того, что Аллах дал одним преимущество перед другими". Женщины получают лишь половину той наследственной доли, которую получают мужчины. В суде показания двух женщин приравниваются к показаниям одного мужчины. Акцент в мусульманском праве делается не на права человека, а на его обязанности перед Аллахом и общиной правоверных" <11>; -------------------------------- <11> Аль-Шабатат М. А. Указ. соч. С. 56 - 57.

- ч. 1 ст. 24 Конституции 1952 г. закрепляется, что нация является источником власти. Можно отметить, что нормы, закрепляющие определенную степень секуляризации, немногочисленны, особенно по сравнению с количеством норм, обусловливающих клерикализацию Иордании. К этим нормам, или элементам клерикализации, относится следующее <12>: -------------------------------- <12> Конституции государств Азии: В 3 т. Т. 1: Западная Азия. С. 154 - 180.

- ст. 14 Конституции 1952 г. гарантируется свобода отправления любых культов и религиозных верований согласно существующим в Королевстве обычаям при условии, что они не нарушают публичный порядок и не противны добрым нравам; - п. "е" ст. 28 Конституции 1952 г.: трон Королевства может занимать только мусульманин, рожденный законной женой от родителей-мусульман; - в судебной системе Иордании функционируют религиозные суды (аль-махаким ад-динийя) (п. 2 ст. 99 Конституции 1952 г.); религиозные суды подразделяются на суды шариата и советы иных (немусульманских) религиозных общин (ст. 104 Конституции 1952 г.); судьи в шариатские суды назначаются из числа улемов - мусульманских богословов <13>; решения шариатских судов первой инстанции могут быть обжалованы в шариатских апелляционных судах, а решения последних - в Высшем суде Иордании; -------------------------------- <13> Орлов Е., Сашко Н. Указ. соч. С. 54.

- сфера исключительной компетенции судов шариата устанавливается ст. 105 Конституции Иордании; суды шариата рассматривают дела, связанные с разрешением следующих вопросов: вопросы личного статуса мусульман; вопросы выкупа за кровь (ад-дийя) в случаях, когда обе стороны являются мусульманами либо когда лишь одна из сторон является мусульманином, но обе стороны согласны на рассмотрение дела шариатским судом; вопросы, относящиеся к мусульманским вакфам (аль-авкааф аль-исламийя), под которыми понимается движимое и недвижимое имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные, благотворительные, общественные цели; - сфера исключительной компетенции советов религиозных немусульманских общин, выступающих в качестве судебной инстанции для своих членов, аналогична указанной выше сфере компетенции судов шариата; однако, для того чтобы совет обладал судебными полномочиями, он должен быть учрежден законом, а община должна быть признана правительством (ч. 1 ст. 109 Конституции); религиозные советы есть, например, у греческой православной, римской католической общин и др.; специальный закон устанавливает процессуальные нормы, которыми должны руководствоваться при рассмотрении дел советы. Следует также учитывать, что в усилении влияния религиозных норм на иорданское государство немаловажную роль играет институт монархии. Как справедливо подчеркивалось в литературе, представление о монархе в Иордании как о потомке пророка Мухаммеда обеспечивает социальный мир и авторитет власти <14>. При этом "власть монарха в иорданском королевстве в полной мере опирается не только на основополагающие законодательные акты - Конституцию и Национальную Хартию, но также на традицию в форме верности исламу и идее арабского единства" <15>. -------------------------------- <14> Аль-Шабатат М. А. Указ. соч. С. 64. <15> Абу С. А. Значение института монархии для общественного развития Иорданского Хашимитского Королевства: Дис. ... канд. истор. наук. М., 2001. С. 164.

За усиление влияния религии на государство выступают и некоторые политические партии, существующие в Иордании. Среди элементов политической системы Иордании, стремящихся к дальнейшей клерикализации, следует выделить партию "Фронт исламского действия" (Джахабат аль-Амиль аль-Исламий). Эта самая крупная партия в Королевстве представляет собой отделение "Братьев-мусульман" - суннитского египетского политического движения. Отметим, что помимо легально действующей политической партии, представляющей интересы "Братьев-мусульман", на территории Иордании действует и отделение их подпольной боевой организации Хамас. "Организация "Братья-мусульмане" - наиболее ранний и сильный представитель исламской традиции в Иордании. Иорданский режим в 50-е годы способствовал этому движению и, в отличие от запрета на другие политические партии, предоставил ему широкий ряд религиозных, политических и экономических свобод. Это было сделано для того, чтобы противопоставить движение другим нелегальным политическим партиям, отрицавшим саму легитимность "иорданской сущности" <16>. Идеологическое обоснование активной поддержки "Братьями-мусульманами" правящего режима в Иордании можно найти в следующем высказывании одного из лидеров этого движения Хамзы Мансура: "Стабильность любой исламской общины является необходимым условием для противостояния западным и иным враждебным устремлениям, нацеленным на ослабление исламских обществ и ислама как такового через разжигание волнений и подрыв спокойствия. Иордания - это мусульманское общество, чьи стабильность и безопасность должны быть сохранены" <17>. Таким образом, клерикальный характер иорданского государства признается организацией, рассматривающей как свою задачу-максимум построение "всемирного халифата", то есть клерикализацию по исламскому образцу всех остальных государств мира. -------------------------------- <16> Баазова Л. Х. Новый король Иордании Абдалла и иордано-израильские отношения // Ближний Восток и современность. Вып. 8. М., 1999. С. 40. <17> Цит. по: Хамзин К. З. Иорданские "Братья-мусульмане": опыт взаимодействия исламистов и власти // Ближний Восток и современность. Вып. 13. М., 2002. С. 150.

Впоследствии, однако, "Братья-мусульмане", в том числе представлявшая их партия "Фронт исламского действия", оказались в оппозиции. Более того, досрочные парламентские выборы, проходившие 23 января 2013 г., Фронт исламского действия бойкотировал, требуя увеличения квот в парламенте для партийных кандидатов <18>. Можно сделать вывод, что политическая обстановка, сложившаяся с началом т. н. Арабской весны, может привести к дальнейшей клерикализации иорданского политического режима, и, более того, - к построению исламистского государства, к чему стремятся, в частности, "Братья-мусульмане". -------------------------------- <18> В парламенте Иордании существуют квоты представительства для религиозных и этнических меньшинств. Эти квоты существовали на протяжении всей истории Иордании, сохранились они и в новом избирательном законодательстве, вступившем в силу в 2013 г.

Влияние религии на иорданское государство также находит отражение в законодательстве, регулирующем деятельность средств массовой информации (СМИ). К преступлениям, направленным против внутренней или внешней безопасности государства, относится, помимо прочих, публикация сведений, разжигающих конфессиональную ненависть, оскорбляющих религиозные чувства <19>. Так, закон запрещает любую "диффамацию Пророка, совершенную в письменной форме, в форме иллюстрации, фотографии, символа или при помощи любого другого выразительного средства" <20>. -------------------------------- <19> Байрамова Э. К. Функционирование СМИ арабских стран в условиях различных политических систем (на примере Иордании, Ливана и Сирии): Дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2010. С. 146. <20> Цит. по.: Байрамова Э. К. Указ. соч. С. 150.

Влияние исламских религиозных норм на уголовное право Королевства проявляется и в иных направлениях. Это особенно заметно в преступлениях против личности <21>. -------------------------------- <21> Аль Халаса А. Понятие преступления по уголовному праву Иордании: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 23.

Итак, хотя и в меньшей степени по сравнению с рядом арабских стран (Йеменом, Суданом и др.), в Иордании влияние ислама на государственный механизм и правовую систему является весьма заметным и многоаспектным.

Библиография:

1. Конституции государств Азии: В 3 т. Т. 1: Западная Азия. 2. Иорданское Хашимитское Королевство (справочная информация) // Министерство иностранных дел РФ: [официальный сайт] // URL: http://www. mid. ru/ns-rasia. nsf/. 3. Абу С. А. Значение института монархии для общественного развития Иорданского Хашимитского Королевства: Дис. ... канд. истор. наук. М., 2001. 4. Аль Халаса А. Понятие преступления по уголовному праву Иордании: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 5. Аль-Шабатат М. А. Становление и развитие независимого государства Иордании в XX в.: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 6. Баазова Л. Х. Новый король Иордании Абдалла и иордано-израильские отношения // Ближний Восток и современность. Вып. 8. М., 1999. 7. Байрамова Э. К. Функционирование СМИ арабских стран в условиях различных политических систем (на примере Иордании, Ливана и Сирии): Дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2010. 8. Новейшая история стран Азии и Африки, XX век: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. / Под ред. А. М. Родригеса. Ч. 1: 1900 - 1945. 9. Орлов Е., Сашко Н. Государственный строй Иордании. М.: Гос. изд-во юрид. лит-ры, 1961. 10. Хамзин К. З. Иорданские "Братья-мусульмане": опыт взаимодействия исламистов и власти // Ближний Восток и современность. Вып. 13. М., 2002.

References (transliteration):

1. Konstitutsii gosudarstv Azii: V 3 t. T. 1: Zapadnaya Aziya. M., 2010. 2. Iordanskoe Khashimitskoe Korolevstvo (spravochnaya informatsiya) // Ministerstvo inostrannykh del Rossiyskoy Federatsii: [ofitsial'nyy sayt] (data obrashcheniya: 16.04.2013). 3. Abu S. A. Znachenie instituta monarkhii dlya obshchestvennogo razvitiya Iordanskogo Khashimitskogo Korolevstva: Dis. ... kand. istor. nauk. M., 2001. 4. Al' Khalasa A. Ponyatie prestupleniya po ugolovnomu pravu Iordanii: Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2003. 5. Al'-Shabatat M. A. Stanovlenie i razvitie nezavisimogo gosudarstva Iordanii v XX v.: Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2004. 6. Baazova L. Kh. Novyy korol' Iordanii Abdalla i iordano-izrail'skie otnosheniya // Blizhniy Vostok i sovremennost'. Vyp. 8. M., 1999. 7. Bayramova E. K. Funktsionirovanie SMI arabskikh stran v usloviyakh razlichnykh politicheskikh sistem (na primere Iordanii, Livana i Sirii): Dis. ... kand. polit. nauk. SPb., 2010. 8. Noveyshaya istoriya stran Azii i Afriki, XX vek: Ucheb. dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy: V 2 ch. / Pod red. A. M. Rodrigesa. Ch. 1: 1900 - 1945. 9. Orlov E., Sashko N. Gosudarstvennyy stroy Iordanii. M.: Gos. izd-vo yurid. lit-ry, 1961. 10. Khamzin K. Z. Iordanskie "Brat'ya-musul'mane": opyt vzaimodeystviya islamistov i vlasti // Blizhniy Vostok i sovremennost'. Vyp. 13. M., 2002.

Название документа