Организационные и юридические вопросы научно-технического сотрудничества с Китаем
(Нырова Н. Н.)
("Законодательство и экономика", 2005, N 12)
Текст документа
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С КИТАЕМ
Н. Н. НЫРОВА
Н. Н. Нырова, китаист, кандидат юридических наук (ООО "Агентство международных экономических и правовых поверенных", г. Хабаровск).
Международное научно-техническое сотрудничество является не веянием моды, но требованием современной экономики в условиях глобализации науки и техники и усиления международного разделения труда. Однако сотрудничество с разными странами имеет свои особенности. Чтобы правильно выбрать форму сотрудничества, необходимо ставить четкие цели, понимать способы их достижения, знать правовую среду страны партнера.
Китай, как ни одно из государств мирового сообщества, стремится совершить качественный скачок в научно-технической сфере и за счет этого выйти в экономические и политические лидеры. Его активность (а порой и агрессивность) в получении зарубежной научной продукции уже "прочувствована" мировым научным сообществом, бизнесом и спецслужбами разных стран.
Российские научно-исследовательские и инновационные организации воспринимают представителей бизнеса, науки и административных структур КНР в качестве крупного покупателя научной продукции, инвестора. Однако некоторые успехи в области продаж российской военной продукции и сырья не ликвидируют определенные диспропорции в нашем стратегическом сотрудничестве. Данное сотрудничество носит политический характер, но не предоставляет эксклюзивные экономические права. (Например, китайцы заявляют об установлении отношений стратегического партнерства и с основными странами Евросоюза - Францией и Германией.) Конкуренция экономических интересов, а порой их полная противоположность требуют разумной осторожности в построении научно-технического сотрудничества, тем более в условиях экономической слабости России. В первую очередь эту осторожность должны проявлять руководители российских организаций и компаний, стремящихся выйти на международный рынок научно-технической продукции.
Уважая право государства охранять свои секреты, внимание российского научного сообщества должно быть направлено на формирование штата собственных специалистов по международному научно-техническому менеджменту. Они должны активно действовать на "поле кооперации" с Китаем, умело и своевременно защищать российские разработки (отечественные "ноу-хау"), "узнавать чужие" в интересах развития российской экономики, науки и техники. Кто в этой игре окажется более умным, умелым и сообразительным, тот и победит в экономическом соревновании. Так действуют многие страны, в том числе Китай, главной задачей которого является получение научной продукции со всего мира для развития собственной экономики.
Направления научно-технических интересов Китая определены рядом руководящих программных документов:
- Всекитайской технической инновационной программой на десятую пятилетку (документом Государственного комитета КНР по экономике и торговле N 388/2002 г.);
- документом Государственного комитета КНР по экономике и торговле от 17 апреля 2002 г. "Об использовании высоких и передовых прикладных технологий для реконструкции и развития традиционной промышленности" (с приложением "Главные направления использования высоких и передовых прикладных технологий");
- Государственной промышленно-технической политикой (документ N 444 принят Госкомитетом экономики и торговли КНР совместно с Министерством финансов, Министерством науки и техники и Главным налоговым управлением КНР 21 июня 2002 г.).
Анализ этих и других документов показывает, что руководство КНР уделяет постоянное внимание развитию научно-технического потенциала страны, подготовке кадров; своевременно корректирует политические решения и направляет законодательную работу.
Планируя сотрудничество с Китаем, российской стороне необходимо знать:
- основное содержание нормативных документов, которыми руководствуются китайские партнеры в построении международного сотрудничества;
- виды научной продукции, в которой заинтересовано китайское государство;
- виды научно-технической деятельности, которые будут поддерживаться Китаем в первую очередь;
- разрешенные формы осуществления научно-технической и коммерческой деятельности на территории Китая.
Другие направления сотрудничества, которые не поддерживаются властями КНР, китайские партнеры будут больше осуществлять на свой страх и риск, внося в них элементы авантюризма, необязательности, тратя напрасно силы и время российской стороны.
Основные направления промышленно-технического развития КНР (стратегия, цели, задачи, формы и методы) сформулированы в тезисах "Государственной промышленно-технической политики". В приложении "Главные направления использования высоких и передовых прикладных технологий..." скрупулезно показано, что именно интересует китайское государство в сфере достижений науки и техники. Выдержки из текстов документов постоянно популяризируются в китайских СМИ. Благодаря этому китайские предприниматели видят перспективные направления приложения своих сил, заполучив эксклюзивную технологию, "ноу-хау" и проч. Если же у китайской компании возникнут какие-либо трудности, на помощь придет государство. Любой китаец (включая "хуацяо" - зарубежных китайцев) быстро понимает, что может принести пользу своей исторической родине, и это будет оценено.
По мнению китайских аналитиков, в течение десяти предстоящих лет Китай сконцентрируется на развитии следующих направлений: информационные технологии и телекоммуникации; биотехнологии; индустрия новых материалов.
В области информационных технологий основное внимание будет уделено разработке и изготовлению системных чипов, что должно привести к прорыву в сфере производства интегральных микросхем и развитию смежных отраслей. Кроме того, китайцы считают перспективным развитие мобильных коммуникаций - SCDMA, 3G, WLAN ("беспроводные локальные сети"). Большое внимание планируется уделить развитию технологий OLED ("органические светоизлучающие диоды") и технологий цифровой передачи данных, их сжатия и расшифровки.
В области биотехнологий китайские специалисты основное внимание будут уделять развитию биокатализа и биомутаций, что повлечет развитие смежных отраслей. Особое внимание будет обращено на ускоренное развитие биотехнологий в сельском хозяйстве для создания высокопродуктивных трансгенных сортов и пород.
В сфере новых материалов китайские специалисты нацелены на разработку видов стальных материалов с высокими функциональными характеристиками и с низкой себестоимостью, отвечающих требованиям защиты экологии, экономии природных и энергетических ресурсов, предназначенных для строительных конструкций, автомобилестроения, авиастроения, трубопроводов и многого другого. Большое внимание будет уделяться измерительным технологиям, диагностике и проверке материалов. Все это, по мнению экспертов, должно стимулировать дальнейшее развитие национальной экономики.
В последнее время в руководящих документах КНР утверждается тезис об "архиважности" создания "национальной и независимой" интеллектуальной собственности (далее - ИС), формирования собственных (отечественных) интеллектуальных прав. Говорится о необходимости усиления "национальных" фундаментальных и прикладных исследований, стратегических высокотехнологичных и других научных разработок. В докладе компании Deloitte & Touch за сентябрь 2004 г. указывается, что если китайские предприятия начнут уделять больше внимания обладанию собственными патентами, то уже во второй половине века Китай сможет стать мировым лидером в этой области. Китайские специалисты также отмечают, что у КНР, например, есть все шансы стать страной, имеющей набольшее количество патентов в области технологий беспроводных локальных сетей (WLAN).
Таким образом, участие россиян в научно-техническом сотрудничестве с китайцами столкнется с усилением борьбы китайцев за "национальную" интеллектуальную собственность. Вступление КНР в ВТО, наступление на рынки Евросоюза, США и Японии обострило конкурентную борьбу Китая за роль "всемирной фабрики" высокотехнологичной, а не низкотехнологичной продукции. Антидемпинговая политика Запада, его боязнь научно-технической экспансии Китая, нежелание передачи китайцам "ключевых" технологий изменило отношение китайцев к стратегической ценности интеллектуальной собственности на государственном уровне. Если раньше вопросы интеллектуальной собственности были внутренним делом предприятия, отдельных субъектов бизнеса, то сейчас они приобрели государственное значение.
В первую очередь Китай начал пересмотр своей внутренней политики, ревизию деятельности совместных предприятий (далее - СП). Ранее при создании СП китайцы мало уделяли внимание ИС. Они вносили свою долю правами на землю, рабочей силой, низкотехнологичным оборудованием, старались, чтобы иностранный инвестор вносил большую материальную долю. Китайцев больше интересовало распределение прибыли, а не принадлежность ИС. Стимулируя ввоз современных технологий, они получали возможность их использовать и считать своими. В странах, где ИС плохо защищается, можно не бояться преследований со стороны подлинного собственника. Поэтому китайцы безбоязненно наращивали производство продукции, стремясь ее удешевить в целях конкурентной борьбы.
Спохватились они только после вступления в ВТО. Оказалось, что во многих случаях иностранная сторона крепко держит право ИС в своих руках; новые, совместно разработанные технологии бесплатно может использовать только иностранная сторона, так как первая подала заявку на патент.
Свои ошибки китайцы видят и намерены их исправлять.
Например, ранее в Китае практически не оценивалась ИС инвестированных или уступленных технологий. Предприятия не готовили китайских специалистов, доверив контроль и управление ИС иностранцам. Все это, по мнению китайцев, приводило к утечке государственных нематериальных активов.
Не уделялось должное внимание защите прав отечественных изобретателей, исследователей и разработчиков, развитию системы премирования сотрудников за научные результаты. Заявки на патенты часто подавались от имени иностранной стороны.
Иностранная сторона не принуждалась к передаче "ключевых" технологий (ноу-хау), что позволяло ей откупаться второстепенными патентами. Такая практика, по мнению китайцев, вынуждала их закупать иностранное оборудование и материалы, делая национальное производство зависимым от иностранцев.
Необдуманно закупались дополняющие технологии, что приводило к уплате роялти чужому государству.
Многие известные торговые марки товаров, производимых в Китае, на самом деле оказывались брендами транснациональных корпораций, а старинные национальные торговые марки оттеснялись на задний план. После истечения срока деятельности совместных и кооперационных предприятий иностранцы увозили всю ИС, при этом "щедро" оставляя оборудование для производства продукции. Но при попытке продолжить производство китайцы получали предупреждения за нарушение патентных прав.
Увлекшись привлечением капиталов, китайцы теряли приоритет на собственные традиционные технологии. Например, технологии китайской эмали, высококачественной бумаги и др. оказались не запатентованными в Китае, а также в основных странах, куда эта продукция экспортировалась.
Поэтому следует ожидать, что в отношении россиян китайцы начнут действовать жестко, возможно, с некоторым перегибом: им надо наверстывать упущенное по приобретению ИС.
Усиливая охрану интеллектуальной собственности, декларируя повышение ее безопасности на территории КНР, китайцы по-прежнему не будут "слишком строги" к приобретению чужой ИС, насколько это возможно. Уже сейчас продвигается лозунг, гласящий, что "слишком строгая система охраны ИС - это выбивание лестницы прогресса из-под ног развивающегося государства".
Один из способов развития национального научно-технического потенциала китайцы видят в осуществлении разнообразных форм интеграции и кооперации с зарубежными высокотехнологичными компаниями и научно-исследовательскими учреждениями. Различные международные ассоциации, совместные институты и проекты, совместные и кооперационные предприятия служат каналами поступлений передовых технологий и разработок, их "переваривания" в интересах национального рынка, потребностей общества и государственной безопасности. В поисках новых возможностей научно-технического сотрудничества китайцы уделяют внимание даже самым малым инициативам, учитывающим местные особенности и преимущества.
По мере укрепления экономической мощи в целях получения передовых технологий китайские компании пробуют скупать не только зарубежные высокотехнологичные компании, попавшие в затруднительное финансовое положение, но и приобретать отдельные структуры транснациональных гигантов высокотехнологичного бизнеса (например, недавнее приобретение китайской компанией LEN OVO подразделения IBM по производству персональных компьютеров).
При осуществлении любой совместной деятельности сразу возникает вопрос: на чьей территории совместно работать - "вы к нам или мы к вам"? Любой выбор имеет плюсы и минусы, которые нужно тщательно учитывать.
Относительно серьезные инвестиции в сотрудничество на территории России китайский партнер будет вкладывать, если увидит возможность оказаться "мышью в амбаре". В первую очередь его интересует возможность получения ценной информации, а также создание позиций для продвижения китайской высокотехнологичной продукции на российский и западный рынки. Такие проекты должны быть одобрены правительственными структурами КНР. В большинстве случаев Китай будет стремиться вести научно-техническое сотрудничество на территории России с наименьшими для себя затратами, без больших инвестиций, используя заинтересованность малых и средних предприятий и "инициативу масс". Китай охотно будет поставлять китайское оборудование (особенно вспомогательное), а также расходные материалы, станет направлять в Россию свою "рабочую силу" (в основном практикантов, стажеров из числа молодых ученых, студентов и проч.), так как остро нуждается в подготовке высококвалифицированных кадров. Под видом развития инновационной деятельности Китай начнет продвигать собственные технологии, особенно в сфере производства товаров народного потребления. Подобные производства обычно создаются на зарубежной территории в случае, когда в эту страну затруднен экспорт готовой продукции или с целью последующего экспорта в третьи страны (особенно в Европу или США). Также интерес для китайцев представляет создание производств, потребляющих ценные виды российского сырья. Но в этом случае китайская сторона будет стремиться к производству полуфабрикатов, с тем чтобы основная доля добавленной стоимости приходилась на производство в Китае.
Для российского менеджмента представляют большой интерес вопросы организации совместной научно-исследовательской деятельности (в том числе ее производственных и торговых составляющих) на территории Китая. Эти вопросы, как и выбор оптимальной формы сотрудничества, должны быть изучены и оценены заблаговременно, а не после того, как китайскому партнеру будут даны какие-либо обязательства.
В Китае научно-техническое сотрудничество на уровне отдельных компаний и организаций может осуществляться как посредством создания отдельного юридического лица, так и без него. Можно создать предприятие со 100%-ным иностранным капиталом, либо предприятие с совместными капиталами, либо кооперационное предприятие. Также можно осуществлять совместные НИОКР силами специалистов двух стран на базе уже существующего юридического лица на основании договора либо создав обособленное подразделение или специальный отдел. Для выбора формы сотрудничества, позволяющей проявить деловые способности и хозяйственную инициативу, необходимо ставить четкие цели, понимать способы их достижения, иметь план действий и разбираться в тонкостях законодательства обеих стран.
В 1997 г. в КНР было принято Временное положение о создании китайско-иностранных научно-исследовательских структур с совместным капиталом и китайско-иностранных научно-исследовательских кооперационных структур.
Этот нормативный документ разрешил китайским НИИ и вузам (государственным учреждениям) создавать на территории страны совместно с иностранцами совместные научно-исследовательские учреждения как со статусом юридического лица на базе совместных капиталов, так и без образования оного на основе договора кооперации или совместной деятельности. Главное - чтобы иностранец инвестировал денежные средства, современное оборудование, передовые научно-технические достижения, направлял в Китай высококвалифицированных научно-технических работников для участия в совместных исследованиях и разработках. При создании китайско-иностранного научно-исследовательского учреждения с совместным капиталом доля иностранного инвестора должна быть не менее 25% общей суммы инвестиций. Однако размеры уставного капитала такого совместного учреждения не были однозначно зафиксированы и отдавались на решение провинциям. Денежные барьеры, а также особые условия государственного регулирования той или иной отрасли делают разрешительный процесс гибким, позволяющим отбирать лучшие варианты. Порой совместные учреждения создаются для обучения и подготовки высококвалифицированных национальных кадров - они могут выполнять функции аспирантуры и докторантуры, претендовать на получение государственных премий КНР, участвовать в научно-технических проектах государственного уровня. В свое время российские ученые и разработчики начали активно сотрудничать с китайскими научными учреждениями, быстро превратив этот процесс в "отхожий промысел в сезон безденежья".
Оценив инновационный потенциал международного сотрудничества на базе научных и образовательных учреждений, китайские власти в "добровольно-приказном порядке" стали привлекать к нему китайские предприятия. В первую очередь к участию в таком сотрудничестве стали стимулировать предприятия с иностранным капиталом, чтобы заинтересовать их в постоянном совершенствовании технологий, ввезенных в Китай. Уже в 2000 г. иностранцам было законодательно разрешено создавать так называемые центры по исследованиям и разработкам. Сами китайцы считают, что для иностранных бизнесменов создание подобных центров является важной формой инвестирования.
Центры могут создаваться в форме китайско-иностранных предприятий с совместным капиталом, китайско-иностранных кооперационных предприятий, предприятий со 100%-ным иностранным капиталом. Подобные центры также могут создаваться в форме структур и отделов уже созданных предприятий с иностранными инвестициями или в форме филиалов таких компаний.
Центры исследований и разработок с участием иностранных инвесторов, созданные на базе совместного капитала или кооперации, могут заниматься исследованиями, разработками и промежуточным экспериментальным производством в области естественных наук и сопутствующих им научно-технических отраслей. Данные работы могут включать фундаментальные, прикладные исследования, исследования в области высоких технологий и другие общественно значимые исследования, которые не запрещены Руководящим перечнем использования иностранных инвестиций в промышленности. Таким центрам запрещено заниматься торговлей технологиями (результатами НИОКР) не по профилю и не собственными. Им также запрещено заниматься производственной деятельностью (за исключением необходимого промежуточного и экспериментального производства).
Совместные научно-исследовательские центры могут переуступать свои результаты НИОКР, развивать кооперацию в области научных исследований и разработок с китайскими НИИ на основе договоров поручения или договоров о совместной деятельности.
Для создания в КНР подобных совместных научно-исследовательских центров китайские власти требуют соблюдения следующих условий:
1) наличие четко определенных направлений, целей исследований и конкретных проектов. Центр должен иметь конкретное местонахождение, необходимое оборудование, приборы и условия для проведения научно-исследовательских работ;
2) наличие управленческого и научно-исследовательского персонала (количество высококвалифицированных специалистов, непосредственно занятых научно-исследовательской деятельностью, должно составлять не менее 80%);
3) размер инвестиций, направляемых на научно-исследовательскую деятельность, должен быть не менее 2 млн. долл. США.
Создание совместных научно-исследовательских центров в КНР, как и создание "разрешенных и поощряемых" совместных предприятий, не имеет особых бюрократических преград, однако четко регулируется с точки зрения пользы для государства. Создание указанных центров в форме юридических лиц утверждается государственными органами провинциального уровня.
Создание центров в форме внутренних структур (отделов, служб) предприятий с иностранными инвестициями утверждается органами, которые в свое время разрешили создание основного предприятия. При этом в учредительные документы вносятся соответствующие изменения или дополнения с их последующей регистрацией.
В заявке о создании такого центра необходимо указывать:
- сведения о направлениях научных исследований, поставленных задачах и планах реализации;
- информацию о сотрудниках и условиях работы;
- источники поступления денежных средств, бюджет организации;
- перечень оборудования, образцов, химических препаратов, комплектующих, которые ввозятся в Китай в пределах суммы инвестиций или на собственные средства для собственных производственных нужд;
- разъяснения, показывающие передовой характер исследований и разработок, а также принадлежность результатов НИОКР.
Государство целенаправленно регулирует деятельность совместных научно-исследовательских центров:
- оборудование и материалы, ввозимые в пределах суммы инвестиций для собственного использования, освобождаются от уплаты импортных таможенных пошлин и НДС. Однако данное оборудование не должно входить в Перечень товаров, не освобождаемых от взимания импортных таможенных пошлин (такие, как самолеты, корабли, особые виды транспортных средств и механизмов и т. д.). Также ограничивается объем ввоза оборудования, чтобы экспериментальное производство не превратилось в масштабное;
- оборудование и материалы, ввозимые на собственные средства и используемые для технической реконструкции предприятия в пределах разрешенной хозяйственной деятельности, при соблюдении вышеуказанных ограничений также освобождаются от уплаты импортной пошлины и НДС;
- доход от переуступки (передачи) самостоятельно разработанной технологии (от продажи результатов НИОКР) освобождается от налога на хозяйственную деятельность;
- действуют другие льготы, установленные местными программами стимулирования и регулирования научно-исследовательской деятельности, а также государственными программами, разработанными для стимулирования определенных отраслей промышленности.
Название документа