Проблемы безопасности и сотрудничества в Северо-Восточной Азии

(Серегин Н. С.)

("Право и политика", 2005, N 12)

Текст документа

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВА

В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Н. С. СЕРЕГИН

Серегин Николай Сергеевич - кандидат исторических наук, редактор журнала "Государство и право".

Проблемы безопасности и развития Северо-Восточной Азии (СВА) не всегда оказываются в центре внимания средств массовой информации, которые гораздо большее внимание уделяют злободневным событиям, происходящим в Европе, на Ближнем Востоке, в Африке, в Северной Америке, Латинской Америке и Азии. Между тем, регион СВА имеет чрезвычайно важное значение в плане обеспечения геостратегической стабильности на нашей планете. Здесь в тугой узел переплелись интересы шести государств: России, США, Северной Кореи (КНДР), Южной Кореи (Республика Корея), Китая и Японии. Иначе говоря, затрагиваются существенные интересы трех из пяти стран - постоянных членов Совета Безопасности ООН - России, Канады, США; интересы самой крупной в мире по территории страны - России; интересы самой населенной в мире страны - Китая, интересы двух ведущих в экономическом отношении государств мира - США и Японии.

В центре множественных и противоречивых отношений, характерных для СВА, находится Корейский полуостров, с расположенными на нем двумя государствами: КНДР и Республикой Корея.

Освобождение Корейского полуострова от колониального гнета в период после окончания Второй мировой войны сопровождалось расколом корейской нации на два независимых государства. Между ними сразу же возникли острые антагонистические противоречия, которые привели к военному столкновению. КНДР получила значительную помощь СССР и КНР, а Южная Корея - помощь США и ряда других стран - членов ООН. Война приобрела необычайно ожесточенный характер и грозила перерасти в третью мировую войну с применением ядерного оружия. Она велась с переменным успехом для каждой из сторон в период с 1950 по 1953 г. В конечном счете возобладали доводы рассудка, и между воюющими сторонами было заключено перемирие, причем Северная Корея и Южная Корея фактически сохранили за собой ту территорию, которой они владели до начала военных действий.

В последующие два десятилетия, 60-е и 70-е годы, в отношениях между странами сохранялась высокая напряженность, они сопровождались многочисленными неурядицами, трениями и мелкими стычками. Однако начиная с 80-х годов XX в. постепенно межкорейские отношения начинают улучшаться. В 90-е годы происходит заметное улучшение и начинают разрабатываться программы мирного объединения нации. Но начало нового века принесло народу Корейского полуострова новые испытания. Потепление, прежде всего в политических отношениях, вновь сменилось похолоданием. В немалой степени этому способствовали внешнеполитические факторы. В частности, США открыто назвали КНДР "источником нестабильности" в регионе, причем в военных кругах этой страны стали раздаваться голоса о необходимости "преподать урок Пхеньяну, такой же, какой был преподан Багдаду в ходе Иракской войны".

В ответ на эти угрозы КНДР активизировала свою ядерную программу.

Северная Корея присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия в 1985 году. В 1992 году возник острый кризис в отношениях Пхеньяна с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), которое обвинило северокорейцев в том, что они не соблюдают некоторые важнейшие положения Договора о ядерном нераспространении. КНДР весной 1990 года заявила о своем намерении выйти из этого Договора. В этот момент значительную активность проявили дипломаты США, которые в ходе переговоров склонили северокорейцев к компромиссу. В октябре 1994 г. бывший президент США Дж. Картер нанес визит в Пхеньян, где встретился с северокорейским лидером Ким Ир Сеном. Вскоре США и КНДР подписали документ, получивший название "Рамочное соглашение". В соответствии с этим соглашением Северная Корея согласилась заморозить свою ядерную программу в обмен на поставки нефти и отмену экономических и политических санкций. Вскоре, однако, обе стороны стали обвинять друг друга в нарушении достигнутых соглашений.

10 января 2003 г. КНДР официально уведомила Совет Безопасности ООН о своем выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия.

Были попытки многосторонних переговоров с целью урегулирования этого вопроса. Первый раунд шестисторонних переговоров - США, Китай, Северная Корея, Южная Корея, Россия, Япония - был проведен в период с 27 по 29 августа 2003 г. Затем, в период с 25 по 28 февраля 2004 г., состоялся второй раунд переговоров. Сложились условия для принятия компромиссного решения. Однако в результате жесткой позиции Вашингтона и Пхеньяна переговоры зашли в тупик.

В августе 2004 г. Северная Корея объявила об отказе от участия в шестисторонних переговорах вследствие "враждебного отношения" Вашингтона. (Особенно резко против переговоров с КНДР выступали министр обороны США Д. Рамсфелд, вице-президент Д. Чейни и зам. госсекретаря Дж. Болтон.)

В сентябре 2004 г. Северная Корея ясно дала понять, что она обладает ядерным оружием, а в феврале 2005 г. официально заявила об этом. В настоящее время в ее ядерном арсенале, по оценкам экспертов, находится от 2 - 3 до 8 - 10 ядерных бомб. Одновременно КНДР совершенствовала средства доставки ядерного оружия. Пхеньян располагает ракетами "Таэпотонг-1", которые способны достигать цели в любой части Японии и американских баз на острове Гуам, а также ракетами "Таэпотонг-2", которые способны поразить объекты на Гавайях и Аляске.

В ответ на многочисленные угрозы со стороны американских "ястребов" правительственная северокорейская газета "Минчжу Чосон" заявила: "Америка должна понять, что право нанесения превентивного удара есть не только у нее".

В сложившихся условиях совершенно очевидно, что путь силового решения проблем региона СВА неизбежно обернется тяжкими потерями и утратами. Иными словами, политика силового давления неэффективна.

Необходимо придать новые импульсы переговорному процессу. Это особенно важно потому, что от позитивного развития отношений в СВА во многом будут зависеть многосторонние отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в целом на планете.

Вот почему проблемам Северо-Восточной Азии в последнее время уделяется повышенное внимание на международных форумах, примером чего стала представительная конференция, состоявшаяся в Москве в период с 26 по 28 мая 2005 г. Работа международной конференции по теме "Новые подходы к миру и стабильности в Северо-Восточной Азии: проблемы мира и стабильности на Корейском полуострове" проходила в Федерации мира и согласия.

Инициаторами и соорганизаторами стали: Российская Ассоциация политической науки и Межрегиональная и международная федерация "За мир во всем мире".

В организации и проведении конференции также приняли участие: Федерация мира и согласия, Центр Евроатлантической безопасности, Центр исследований Восточной Азии и ШОС Научно-информационного Совета по международным исследованиям МГИМО (У) МИД РФ, Центр корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, Всемирная неправительственная организация Федерация женщин за мир во всем мире (США).

На открытии конференции 26 мая (четверг) 2005 г. с вступительным словом к участникам международного форума обратился президент Российской ассоциации политической науки, директор Центра политических и международных исследований, профессор МГИМО А. И. Никитин. Он поблагодарил иностранных участников и российских специалистов за готовность принять участие в конференции и дал краткий, но емкий обзор вопроса, вынесенного на обсуждение. В последнее время внимание России, США, КНР, Японии, а также ряда других государств к Корейскому полуострову заметно возросло, сказал он. В немалой степени это связано с нарастанием напряженности в регионе, обусловленным испытанием новых ракетных систем Северной Кореей, а также сообщением Пхеньяна, что он стал обладателем ядерного оружия. Таким образом, оказался под угрозой Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и возникли условия нарушения сложившегося баланса сил в регионе и серьезного обострения напряженности. Взаимные выпады и обвинения, которыми обменялись США и КНДР, еще больше усложнили ситуацию.

В сложившихся условиях необходимо заинтересованное обсуждение назревших проблем и выдвижение обоснованных предложений, направленных на преодоление взрывоопасных тенденций.

Россия всемерно поддерживает усилия по возможному объединению Северной Кореи и Южной Кореи. Мы считаем, что необходимо при содействии международного сообщества преодолеть изоляцию КНДР. Вместе с тем, Россия выступает за усиление контроля за распространением ракетной техники и ракетных технологий, а также за строгий контроль за ядерными объектами. Мы также выступаем за пролонгацию пакта о запрете ядерных испытаний. Россия, как и многие другие страны, выступает за то, чтобы сдерживать ядерное распространение и всячески способствовать тому, чтобы Корейский полуостров стал безъядерной зоной. Важную роль в этом призваны сыграть международные организации, в первую очередь ООН.

Председатель Межрелигиозной и международной федерации "За мир во всем мире" Квак Чон Хван подчеркнул, что крупные азиатские страны - Китай, Япония, Корея - на протяжении многих лет поддерживали многосторонние связи с Россией. В настоящее время от развития и совершенствования этих связей в немалой степени зависит дальнейшее расширение диалога между Востоком и Западом. В этом году Россия вместе с представителями всех прогрессивных сил мира отметила 60-летие выдающейся Победы в годы Второй мировой войны.

Для Кореи важнейшей датой стал день 16 августа 1945 г. - день освобождения от колониального гнета. К великому сожалению, эта дата связана также с началом раскола страны. 9 сентября 1948 г. этот раскол был окончательно оформлен и на Корейском полуострове образовались 2 государства: КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика) и Республика Корея (Южная Корея).

25 июня 1950 г. между Северной Кореей и Южной Кореей разразилась ожесточенная война, в которую оказались вовлечены Китай, США, Россия и ряд других стран. Военные действия завершились 27 июля 1953 г., однако напряженность между Севером и Югом сохранялась на протяжении ряда десятилетий. Только с конца 90-х годов XX века наметились определенные позитивные моменты в развитии диалога между Пхеньяном и Сеулом. Однако многие вопросы до сих пор остаются нерешенными. Вот почему мы с большой заинтересованностью отнеслись к участию в этой конференции, посвященной рассмотрению вопросов стабильности в Северо-Восточной Азии.

Мы собрались вместе, чтобы попытаться найти ответы на наиболее острые проблемы, с которыми приходится сталкиваться странам региона. Необходимо, по нашему мнению, способствовать развитию диалога между Севером и Югом на Корейском полуострове путем реализации нескольких важнейших принципов:

1. Добиваться примирения путем диалога.

2. Участвовать в диалоге, демонстрируя благорасположение.

3. Всячески развивать меры по развитию доверия.

4. Поддерживать межрегиональные отношения по самым разным направлениям: торговля, туризм, культурный обмен и т. д.

5. Способствовать развитию институтов гражданского общества.

6. Формировать совместные экономические межрегиональные программы.

7. Способствовать распространению образовательных программ.

Нельзя забывать о том, что культура и религия играют очень важную роль в развитии отношений между различными странами. В настоящее время мы испытываем определенную озабоченность в связи с интенсивным освоением Северной Кореей своей ядерной программы.

В этой связи мы считаем, что надо осуществить комплексную программу действий, направленную на преодоление международной изоляции КНДР и вовлечение Северной Кореи в более обширные связи с соседними странами.

Необходимо продолжать дипломатические переговоры с Пхеньяном. Следовало бы склонить Северную Корею к участию в работе региональной торговой ассоциации. Необходимо всячески поощрять КНДР к участию в различных гуманитарных проектах. Весьма желательным было бы принятие программы "От семьи к семье" - организации поездок семей из КНДР на Юг и из Республики Корея на Север. Следует организовать многостороннюю гуманитарную помощь Северной Корее.

Очень нужными и важными были бы меры по развитию совместных энергетических проектов. Международные миротворческие организации могли бы направить посланников мира в КНДР. Кроме того, очень важное значение имело бы проведение крупного международного форума по проблемам мира и безопасности в СВА.

Заместитель директора 1-го Департамента Азии МИД РФ А. А. Тимонин отметил, что в современной международной политике регион Северо-Восточной Азии (СВА) занимает особое место. Это узел крупнейших транспортных путей, это перекресток важнейших океанских и морских магистралей, наконец, это сгусток торговых и промышленных центров. Проблемы интеграции различных частей региона в современных условиях приобретают первостепенную значимость. Ситуация на Корейском полуострове является определяющей. Необходимо способствовать как односторонним переговорам (КНДР - Ю. Корея), так и многосторонним, с участием таких государств, как Россия, Монголия, Япония, Китай и т. д.

Интеграционные процессы в Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) оказывают заметное воздействие на Северо-Восточную Азию. Проблема стратегической безопасности заслуживает особого внимания. Хотя существуют и другие проблемы долговременного характера - борьба против терроризма, ликвидация эпидемий и техногенных катастроф, сдерживание распространения ядерного оружия и т. д.

Очень важно добиться того, чтобы была преодолена ситуация "замкнутости" или изоляции КНДР. Надо вовлекать эту страну в различные формы торговли, партнерства, сотрудничества, диалога. Чрезмерно идеологизированные подходы к "проблеме КНДР" не дают должного эффекта. Надо подходить к Северной Корее как к равноправному партнеру, а не "стране-изгою". В конечном счете любые формы диалога и сотрудничества будут выгодны всем странам-участницам, а не только КНДР.

Сотрудник отдела политических проблем штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке А. Н. Ильичев рассказал собравшимся об усилиях Организации Объединенных Наций, направленных на нормализацию отношений на Корейском полуострове и стабилизацию положения в СВА.

Директор программы по Корейскому полуострову организации "Международное действие" Карлос Квинонс (США) подчеркнул, что администрация Дж. Буша не имеет четкого подхода к проблеме КНДР. Идет борьба между "ястребами", т. е. сторонниками жесткого подхода, и "голубями", т. е. сторонниками мягкого подхода. "Ястребы" пытаются подтолкнуть Совет Безопасности ООН к принятию жесткой декларации, направленной против КНДР и ее ядерной программы. "Голуби", в свою очередь, убеждены, что необходимо осуществлять "тихую дипломатию" - меньше шумихи, побольше непосредственных контактов, пусть малозаметных, но реальных, ощутимых.

Администрация Буша пытается склонить Пекин к тому, чтобы он оказал давление на КНДР с целью замораживания ее ядерной программы. Буш подвергается жесткой критике внутри Республиканской партии, которая провела его в президенты. Он пытался склонить Японию и Ю. Корею к совместным экономическим санкциям, направленным против Северной Кореи. Однако в Токио прямо заявили, что Япония не станет поддерживать американскую "экономическую блокаду" КНДР. Каким в ближайшее время окажется курс США в отношении Северной Кореи, удастся ли отойти от навязываемых "ястребами" методов прямой конфронтации, сказать довольно трудно. Однако позитивное воздействие международного сообщества на ситуацию на Корейском полуострове, вероятно, окажет определенное влияние на администрацию Буша.

Профессор Университета "Сан-Мун" (Республика Корея), госпожа Чанг Ок Ним отметила, что КНДР поначалу соблюдала все требования Международной организации по атомной энергии (МАГАТЭ). Однако после того, как США в одностороннем порядке попытались оказать давление на КНДР, Пхеньян вышел из Договора по ядерному нераспространению и стал форсированно разрабатывать свою ядерную программу как противовес на прямые угрозы со стороны США.

В настоящее время, по оценке некоторых экспертов, КНДР обладает 6 - 8 ядерными зарядами (боеголовками). Для Северной Кореи основной фактор - проблема выживания. КНДР никогда не откажется от своей ядерной программы, но Пхеньян, безусловно, заинтересован в налаживании диалога с Соединенными Штатами. Ядерное оружие - это единственная серьезная карта в политической игре Северной Кореи. К сожалению, и в США, и в КНДР в политике доминируют "ястребы", поэтому шансов на улучшение ситуации в ближайшей перспективе очень мало.

В налаживании диалога с КНДР особая роль принадлежит Китаю. Пекин держит в своих руках ключ к ядерной проблеме КНДР. Япония в основном следует в фарватере США. Россия имеет ограниченные возможности для воздействия на Пхеньян. Улучшение отношений и расширение торгово-экономического партнерства между Россией и Южной Кореей очень не нравится КНДР.

В США то и дело слышатся призывы к введению санкций против Северной Кореи. Однако это абсолютно контрпродуктивный путь. Наилучшим методом диалога с Пхеньяном в сложившихся условиях является "тихая дипломатия".

Азиатские страны могут выработать согласованный курс действий по отношению к Северной Корее (с упором на "тихую дипломатию"), и этот курс может оказать сдерживающее влияние на амбиции США.

Директор Центра проблем войны и мира МГИМО(У) МИД РФ Ю. Е. Федоров высказал пессимистическую точку зрения (свою личную) по поводу возможности быстро добиться хороших результатов в диалоге с Пхеньяном. Шестисторонние переговоры (США, Россия, Япония, Китай, Ю. Корея - КНДР) потеряли свою динамику.

1 февраля 2005 г. КНДР официально объявила о том, что является ядерной державой. Идет подготовка к ядерным испытаниям. Одновременно КНДР совершенствует свои ракетные системы доставки ядерного оружия. Нарастание ядерной угрозы со стороны КНДР может вынудить Японию встать на путь ядерного вооружения. Режим ядерного нераспространения оказался подорванным. Вашингтон угрожает Пхеньяну военным вмешательством, однако последствия такого вмешательства могут оказаться катастрофическими для всего региона СВА и, не исключено, окажут очень негативное воздействие на Соединенные Штаты.

Северная Корея нуждается в гарантиях безопасности. В противном случае она будет безостановочно "гнать" (наращивать) свою ядерную программу. Международное сообщество должно выступить единым фронтом. Необходимо дать понять Пхеньяну, что если он пересечет условную "красную линию", то подвергнется согласованным международным санкциям. Прежде всего речь идет о санкциях по отношению к правящей элите этой страны.(Например, замораживание счетов в некоторых банках и т. д.) Кроме того, могут быть взяты под жесткий контроль все "наркокоридоры", поскольку КНДР значительную часть валюты получает за счет участия в нелегальном наркотрафике (транспортировке наркотиков).

Директор Центра корейских исследований Дальневосточного государственного университета И. А. Толстокулаков подчеркнул, что, по его мнению, ключевую роль в урегулировании конфликта на Корейском полуострове могут сыграть США и КНР. США стремятся сохранить свое воздействие на Ю. Корею, а последняя склонна демонстрировать все большую самостоятельность.

Угрозы США нанести превентивные удары по КНДР совершенно контрпродуктивны. Подобные угрозы вынуждают не только КНДР, но и многие другие страны в регионе Северо-Восточной Азии, а также в других регионах интенсифицировать свои разработки ядерного оружия.

Советник премьер-министра Монголии Ват Эрзен Батбайяр назвал Северную Корею наиболее потенциально опасной точкой земного шара после Ирака. Он подчеркнул, что несколько лет назад существовали довольно благоприятные условия для ведения переговоров с целью урегулирования ситуации на Корейском полуострове. Однако после того, как администрация Дж. Буша объявила КНДР страной, входящей в "ось зла", ситуация резко изменилась. Под давлением внешней угрозы Пхеньян значительно усилил свою ядерную программу, усматривая в ней единственное средство защиты от американской угрозы. В настоящее время Китай пытается разрядить предгрозовую атмосферу. В этом плане политика КНР все больше пересекается с политикой США и Японии. Однако Китай не может контролировать ситуацию в КНДР, где в силу очень сложных экономических проблем могут произойти серьезные социально-политические потрясения.

Зам. председателя ФМС, кандидат политических наук В. И. Камышанов остановился на вопросах использования в СВА опыта интеграционных процессов в Европе. Глобализация экономических процессов требует новой парадигмы политического мышления. Несмотря на наличие единственной супердержавы - США, мир не может быть однополярным. Многополярность отражает естественную множественность факторов, интересов, соотношения сил. В настоящее время в различных регионах наблюдается конфронтация интеграционных процессов и национальных интересов. Преодолеть такие трения можно с помощью укрепления международных организаций, а также объединения усилий многочисленных неправительственных организаций. Особая роль в поддержании мира с устойчивой стабильностью принадлежит ООН.

Старший научный сотрудник Института по объединению Северной и Южной Кореи Пак Янг Хо остановился на вопросах развития межкорейских отношений. Он отметил, что в Азии стремятся использовать опыт интеграционных процессов, накопленный европейцами (например, опыт объединения ФРГ и ГДР). Однако существуют очень большие различия культурного, этнического, социально-экономического плана и др. Ю. Корея предпринимает последовательные усилия для расширения связей с КНДР. В 2004 г. около 25 тыс. южнокорейских граждан посетили Северную Корею. Товарооборот в экономических связях двух стран в 1989 г. составлял 1,8 млн. долл., а в 2003 г. превысил 700 млн. долл. В течение ряда лет КНДР была "непроницаемой страной". Сейчас положение изменилось. С 2003 г. в Пхеньяне впервые стали использовать слово "реформа". Появилось множество новых рынков. Постепенно в КНДР происходят важные экономические реформы. Одновременно Пхеньян дает понять, что он заинтересован в расширении политического диалога со всеми заинтересованными странами, в том числе и с США. Политика угроз в этой связи представляется особенно одиозной.

Глава московского представительства Центра оборонной информации И. А. Сафранчук затронул вопрос о специфике политического режима в Северной Корее. Он отметил, что развитие свободного предпринимательства исподволь размывает закрытые, авторитарные режимы изнутри. Он обратил внимание на то обстоятельство, что руководство КНДР (Ким Чен Ир) проявляет особый интерес к двум моделям социально-экономического развития - шведской и таиландской. Это не случайно. Обе модели действуют очень успешно, но в обеих странах сохраняется монархия. Выступающий проанализировал ситуацию, связанную с приобщением КНДР к ядерному клубу держав. Ядерная программа используется КНДР как гарантия сохранения суверенитета, как ответ на непрекращающиеся внешние угрозы. Стоит вопрос об объединении Северной и Южной Кореи. Интеграционный процесс имеет долговременный характер. Тем не менее уже сейчас можно предположить, что объединенная Корея станет ядерной державой. Между тем, в интересах всего мирового сообщества было бы установление на Корейском полуострове безъядерной зоны.

Профессор Сиболдского университета (Нагасаки, Япония) Ву Чжай-Сунг (Ю. Корея) выразил сожаление по поводу того, что на конференции отсутствует представитель КНДР. Он подчеркнул, что для дальнейшего развития межкорейского диалога необходимо расширение экономических и культурных связей. Республика Корея увеличивает поставки КНДР минеральных удобрений, отправила 500 тыс. тонн нефти-сырца, расширяется культурный обмен. Очень важное значение имеет развитие межгосударственных институтов и межрегиональных организаций. Это вопрос политической воли.

Профессор кафедры внешнеполитической деятельности России Российской академии государственной службы при Президенте РФ А. Н. Михайленко отметил, что необходимы новые инновационные подходы к решению проблем Корейского полуострова. Интеграционные процессы в Германии и Вьетнаме могут служить хорошими примерами для извлечения необходимого опыта. В настоящее время сложность объединительных тенденций связана не только с различиями военно-политического и идеологического плана, но и с глубокой экономической дифференциацией: валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения в Республике Корея составляет 19200 долларов, в Северной Корее - 1400 долларов. Тем не менее переговорный процесс следует усиливать и расширять. Россия, как и многие другие страны, в этом заинтересована. В 2004 г. объем торговли между Россией и Республикой Корея составил 4 млрд. долларов. Казалось бы, довольно хороший показатель, однако это составляет лишь 1% от совокупного внешнеторгового оборота Ю. Кореи, равняющегося 400 млрд. долларов. Дальнейшее развитие торгово-экономических связей, а также многосторонних культурных отношений послужило бы интересам всех стран региона СВА.

Директор программы по Северо-Восточной Азии Международной группы по предотвращению кризисов (Crisis group) Петер Бек отметил, что эта организация имеет свои отделения во многих странах, в том числе офисы в Москве, Сеуле, Сингапуре. Он подчеркнул значимость развития многостороннего сотрудничества в регионе, однако заметил, что Северная Корея очень неохотно идет на контакты. КНДР нужен "свой Горбачев". Выступающий предупредил об опасностях распространения в СВА националистических настроений. Это ящик Пандоры: если силам зла удастся вырваться, загнать их обратно будет практически невозможно.

КНДР переживает серьезные экономические трудности, но мы должны понимать, что полный крах хозяйства этой страны никому не принесет блага. Следует оказывать этой стране многостороннюю помощь и одновременно добиваться от нее определенных шагов навстречу.

Старший советник Департамента стран АСЕАН и общеазиатских проблем МИД РФ А. Ф. Мочульский обратил внимание на то, что экономические отношения составляют основу стабильности развития любого региона, включая СВА. Однако экономическое давление может оказаться контрпродуктивным. Необходимо использовать привлекательные стимулы. Следует продолжать шестисторонние переговоры. Однако желательно установление консультативного формата переговорного процесса. Необходимо полностью отказаться от практики давления, угроз, запугивания и т. д. Расширение экономического взаимодействия в регионе по всем направлениям может иметь благотворные последствия. В этом плане примечателен пример развития экономических контактов между КНР и Тайванем. В настоящее время только в городе Шанхае функционирует свыше 400 тыс. тайваньских предприятий.

Директор Центра восточно-азиатских исследований МГИМО(У) МИД РФ А. В. Лукин подчеркнул, что на проводимой конференции следует обсуждать не только теоретические схемы, но и разрабатывать практические предложения. Северная Корея нуждается в социально-экономических реформах. Предлагая различные варианты их осуществления, нельзя не учитывать интересов и потребностей самой С. Кореи. Процесс должен быть постепенным, поэтапным, контролируемым. КНДР, безусловно, проявляет определенный интерес к опыту реформ, проводимых в Китае. Соседи должны проводить курс на постепенное вовлечение КНДР в региональную сеть экономических отношений.

Профессор Института статистической и промышленной экономики Китайской академии социальных наук Линь Дэчжень подчеркнул, что развитие ядерной энергетики должно осуществляться на благо человечества. Между тем, в настоящее время накоплены такие запасы ядерных вооружений, которых хватило бы на то, чтобы несколько раз уничтожить все живое на Земле. В этой связи на первый план выступают проблемы морали и нравственности, духовности, высокого интеллектуального развития и гуманизма. Нельзя забывать об уроках истории. В историческом прошлом Корейский полуостров более чем 300 раз подвергался нашествиям чужеземцев. В то же время корейцы никогда в своей истории не нападали на зарубежные государства. Мы должны отчетливо осознавать, что добиться успехов и благосостояния народов можно только путем сотрудничества.

Неверие - это духовная пустыня. Если мы не будем верить в возможность достижения прогресса на переговорах, в возможность достижения нового уровня в развитии экономического и социально-политического сотрудничества в регионе, в Азии и в целом на планете, то мы ничего не добьемся. Следует развивать шестисторонний переговорный процесс. Северная Корея нуждается в серьезных экономических, хозяйственных реформах. Международное сообщество может и должно оказать необходимую помощь. Необходимы терпение, добрая воля, сотрудничество всех заинтересованных государств и неправительственных общественных организаций.

В ходе обсуждения доклада китайского профессора состоялся заинтересованный диалог на китайском языке между Линь Дэчженем и А. Ф. Мочульским (выступления на конференции осуществлялись на двух языках - английском и русском с обеспечением синхронного перевода).

Старший помощник Генерального секретаря ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности) В. Н. Земсков рассказал участникам конференции о системе безопасности в Северо-Восточной Азии и о позициях стран - участниц ОДКБ по отношению к проблемам обеспечения безопасности в Азии. Важнейшей из задач выступающий назвал укрепление режима нераспространения ядерного оружия, в том числе путем создания безъядерной зоны на Корейском полуострове. В регионе СВА, как и в Азии в целом, существует целая группа военно-политических организаций. Нередко они дублируют друг друга, поскольку между ними почти нет связей, нет партнерских отношений. В то же время крупные проблемы - борьба против международного терроризма, обуздание наркомафии и организованной преступности - требуют согласованных действий. Выступающий подробно осветил цели и задачи ОДКБ, а по окончании своего выступления ответил на многочисленные вопросы участников конференции. В частности, он сообщил, что ОДКБ предпринимала шаги по установлению тесных связей с НАТО, но пока что не получила благожелательного отклика.

Отвечая на вопрос о структуре ОДКБ, ее главных органах, В. Н. Земсков сообщил, что главным органом организации является Совет коллективной безопасности (сессии этого органа, представленного главами стран-участниц, осуществляются один раз в год).

Работают также Советы министров иностранных дел и министров обороны, а также Комитет секретарей Советов безопасности стран-участниц. Кроме того, действует Постоянный совет, возглавляемый Генеральным секретарем ОДКБ, а также Секретариат (в количестве 40 человек). ОДКБ осуществляет тесное сотрудничество с Межпарламентской ассамблеей СНГ, с такими организациями, как ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и др. Докладчик подчеркнул, что ОДКБ выступает против концепции "превентивных ударов", разрабатываемой в некоторых западных государствах политическими "ястребами".

Стажер Американского университета (г. Вашингтон) Тамотсу Накано (Япония) в своем выступлении основное внимание уделил осуществлению стратегии мира в регионе. Он подчеркнул, что при этом должны соблюдаться 4 важнейших условия: 1) региональная стабильность; 2) баланс сил; 3) коллективная безопасность; 4) региональное сотрудничество. Необходимо отказаться от политических штампов: "Северная Корея - империя зла". Политика санкций и давления вряд ли принесет благоприятные результаты. Порой складывается впечатление, что США заинтересованы в поддержании известной напряженности в СВА, в частности для оправдания своего рекордного военного бюджета и военного присутствия в регионе. Необходимо предпринять все возможные усилия, чтобы ядерная программа КНДР вновь попала под контроль МАГАТЭ.

Заместитель управляющего делами Уполномоченного по правам человека в РФ, бывший посол в Республике Корея Г. Ф. Кунадзе остановился на перспективах развития переговорного процесса между Северной Кореей и Южной Кореей. В настоящее время озабоченность международной общественности вызывает ядерная программа КНДР. Однако предлагаемые силовые методы воздействия, в том числе некий проект нанесения превентивного удара по 500 важнейшим промышленным, военным и другим объектам в КНДР - это химера. Последствия такого удара были бы катастрофическими для всего региона СВА и, возможно, для США. Нельзя забывать о том, что КНДР имеет целый ряд подземных военных объектов, поразить которые с помощью "хирургических ударов" практически невозможно. Необходимо расширение диалога, развитие "тихой дипломатии". Попытки разрешения проблем Корейского полуострова с помощью силы могут привести к самым негативным последствиям.

Доктор политических наук, директор Института международных отношений Владивостокского государственного университета экономики, председатель Приморской краевой организации Российской ассоциации политических наук (РАПН) М. Ю. Шинковский основное внимание в своем выступлении посвятил проблемам развития отечественного Дальневосточного региона. Обеспечение этому региону динамического и гармонического развития, подчеркнул он, - "одна из важнейших общенациональных задач России в первой половине ХХI века. Нынешнее отставание этого региона от ближайших зарубежных соседей по темпам экономического роста, особенно с учетом процесса постепенной депопуляции его населения, способно создать здесь зону нестабильности с самыми серьезными внутриполитическими и международными последствиями".

Структуру политической организации на российском Дальнем Востоке обусловливают географические, зональные, климатические дифференциации, однако в наибольшей мере она является производной от демографических и экономических факторов. Структурообразующим же стержнем здесь выступает ось "центр - регионы", для которой в нашей стране характерна явная асимметрия.

Ключевой политической целью становления, развития и совершенствования трансграничной региональной деятельности на российском Дальнем Востоке должно стать создание единого пространства с экономикой сопредельных территорий Северо-Восточной Азии.

Абсолютно необходимое условие успешного развития трансграничного регионального сотрудничества - его институализация. Речь идет как о создании региональных организаций, которые ориентировали бы этот процесс, так и системы специализированных международных организаций, дополняющих соответствующие мировые институты. На российском Дальнем Востоке, к сожалению, сколько-нибудь отчетливых форм подобной институализации пока нет. Такое положение вещей в значительной степени объясняется объективными причинами. Они заключаются прежде всего в том, что эта огромная территория представляет собой единое образование только географически (и то с большими, как было показано выше, натяжками). Дальний Восток не имеет единой энергосистемы... Между тем, учитывая разницу во времени, за счет перетоков энергии можно было бы экономить огромные средства, которые ежегодно затрачиваются на приобретение топлива для электростанций. Продавать излишки сибирского электричества за рубеж более выгодно, чем вести сеть ЛЭП к Тихому океану.

Российский Дальний Восток лишен и единственной транспортной системы. Железнодорожная сеть проложена только на юге, нет связанной системы автомобильных дорог. Авиационный транспорт, который в советское время в какой-то мере покрывал транспортные потребности огромной территории, переживает тяжелый и затяжной кризис: в региональных и муниципальных бюджетах не хватает средств для поддержания наземной инфраструктуры авиации, стареет парк ближнемагистральных самолетов, новые же отечественной промышленностью не выпускаются, а иностранные машины слишком дороги.

В итоге, субъекты российского Дальнего Востока очень слабо связаны друг с другом, но при этом каждый из них в отдельности чрезвычайно зависит от федерального центра. При этом в отношениях, которые складываются между дальневосточным образованием и Москвой, наличествуют две опасности. С одной стороны, центру подчас не хватает гибкости и тонкости... С другой - органы власти субъектов Федерации в своей международной деятельности руководствуются скорее экономическими, чем геополитическими соображениями, так как именно с ними связывают решение проблем своего жизнеобеспечения. В подобной ситуации особенно продуктивным может оказаться сетевое сотрудничество, отвечающее логике глобализации и регионализации.

Следует констатировать, что нам необходима такая политическая стратегия федерального центра и такая система на местах, которые обеспечили бы российскому Дальнему Востоку стабильную геополитическую атмосферу. У нашей страны есть 30 - 40 лет, чтобы превратить этот регион в имманентную российскую составляющую взаимовыгодного сотрудничества в Северо-Восточной Азии и в АТР. Названного срока вполне достаточно, чтобы Россия стала необходима своим соседям и на территории Дальнего Востока сформировался геополитический и геоэкономический регион.

Наша страна должна развернуться на Восток, где сосредоточены ее основные богатства. Предстоит преодолеть устаревший стереотип, в соответствии с которым европейская часть России - ее "сердце", а азиатская часть - лишь "окраина". Пора признать, что геополитический центр России постепенно смещается на восток от Уральских гор.

С большим вниманием собравшиеся выслушали доклад директора филиала ЗАО "Интер РАО ЕЭС" по развитию международных связей В. Н. Монакова, который сопровождался демонстрацией слайдов, наглядных схем и статистических выкладок. Выступающий всесторонне осветил энергетические проблемы СВА, в том числе вопрос обеспечения электроэнергией КНДР и Южной Кореи. Такое обеспечение может осуществляться по нескольким вариантам: а) строительство атомных станций; б) строительство собственных электростанций; в) строительство тепловых станций; г) обеспечение электроэнергией за счет ее поставок по линии электропередачи с Дальнего Востока.

Первые три варианта требуют значительных финансовых затрат и связаны с проблемами. Южная Корея, например, уже в настоящее время до 40% электроэнергии получает за счет атомных станций. Их дальнейшее строительство в этой стране просто невозможно по причине экологической безопасности. Тепловые станции требуют очень больших финансовых затрат. Строительство гидроэлектростанций может затянуться на годы. Проект переброски чистой энергии с Дальнего Востока на Корейский полуостров может быть очень выгоден.

Протяженность трассы по территории Российской Федерации - 250 км, по территории Северной Кореи - 130 км. Общая стоимость проекта 160 - 180 млн. долларов. Срок строительства - 3 - 4 года, срок окупаемости - 8 - 10 лет. (Для сравнения - нереализованный проект строительства американцами атомной электростанции для КНДР оценивался в 6 млрд. долларов.)

Участие международных организаций, привлечение частного капитала - все это могло бы способствовать решению грандиозного проекта по обеспечению электроэнергией всего региона СВА. Зарубежные участники конференции попросили предоставить им этот доклад на английском языке с целью его дальнейшего изучения.

Кандидат политических наук, доцент, зав. кафедрой политологии и связей с общественностью Владивостокского государственного университета экономики и сервиса В. А. Бурлаков отметил, что значимость региона Северо-Восточной Азии определяется концентрацией здесь двух из пяти мировых политических центров (Россия и Китай), четырех наиболее влиятельных мировых экономик (Китай, Япония, Южная Корея и Тайвань) и наличием устойчивой заинтересованности со стороны США в сохранении своего присутствия в регионе. Внутрирегиональные отношения очень часто приобретают глобальный характер, а проблемы региона могут в перспективе перерасти в конфликты мирового уровня.

Выступающий подчеркнул, что для нормализации отношений в регионе необходимо сделать упор прежде всего на региональном экономическом сотрудничестве. В этой связи были упомянуты три основные модели развития региона Желтого моря и Бохайского залива.

Первая модель ("жемчужины") предусматривает создание цепи из 27 приморских городов Японии, Китая, Северной и Южной Кореи, в которых должны быть созданы зоны свободной торговли и зоны техноэкономического развития, а между ними развернута сеть морских и авиационных линий.

Вторая модель ("маяки") предусматривает образование свободных экономических зон в девяти городах Японии, Северной и Южной Кореи и Китая.

Третья модель ("коридор") представляет собой строительство единой железнодорожной магистрали, охватывающей все свободные зоны региона.

Докладчик напомнил, что в конце февраля 2001 г. во время визита в Республику Корея В. В. Путин высказался в поддержку строительства Транскорейской магистрали с выходом ее на Транссиб. В марте того же года в Пхеньяне состоялись двусторонние российско-северокорейские переговоры, на которых обсуждались всевозможные варианты реализации данного проекта. 14 августа министр путей сообщения России и министр железных дорог КНДР подписали соглашение, декларирующее намерение строительства Транскорейской магистрали по транспортному коридору Сеул-Пхеньян-Вонсан-Туманган-Хасан-Транссиб. Уже через месяц Северную Корею посетила группа специалистов МПС и ДВЖД, которая провела инспекцию железнодорожного хозяйства страны и оценила необходимый объем работ.

Параллельно шел процесс потепления межкорейских отношений. Стал возможным, например, первый с момента разделения Кореи на два государства визит президента Корейской Республики Ким Дэ Чжуна в Пхеньян, состоялись встречи родственников, проживающих в разных корейских государствах. При этом вопрос о строительстве Транскорейской магистрали решался достаточно быстро, и уже весной 2002 г. была проведена торжественная церемония соединения железных дорог Северной и Южной Кореи в районе демаркационной линии.

Значительную активность в решении вопроса о строительстве магистрали проявил и глава КНДР Ким Чен Ир, который дважды в 2001 и 2002 гг. совершил визиты в Россию. При этом визит 2001 г. стал его первой зарубежной поездкой.

Процесс реализации проекта магистрали замедлился лишь с ужесточением позиции США по вопросам северокорейской ядерной программы. КНДР снова оказалась в дипломатической изоляции. Между тем, создание такой транспортной артерии могло бы значительно облегчить сообщения как Южной Кореи, так и Японии со странами Европы. Был бы создан трансконтинентальный коридор, в котором так сильно нуждаются страны Северо-Восточной Азии и прежде всего Япония. Разумная эксплуатация коридора способна принести многомиллионные прибыли. Северная Корея может занять одно из ключевых мест в проекте, что, с одной стороны, принесет ей значительные дивиденды, а с другой - поможет найти выход из политической изоляции и экономического тупика.

Доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, профессор МГИМО (У) МИД РФ В. Е. Петровский в своем выступлении отметил, что ситуация на Корейском полуострове решающим образом влияет на характер международных отношений как в Северо-Восточной Азии, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. Неурегулированность отношений двух корейских государств, чрезвычайно высокая концентрация вооруженных сил и вооружений на небольшой территории создают высокий потенциал региональной и субрегиональной напряженности. В этой связи режим транспарентности и мер укрепления доверия на Корейском полуострове и вокруг него приобретает особую актуальность.

"Политическую и договорно-правовую основу режима транспарентности и мер доверия на Корейском полуострове составляют Протокол о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах между Севером и Югом от 13 декабря 1991 г. и согласованные в сентябре 1992 г. положения Соглашения о взаимном ненападении".

Реализация мер транспарентности и военного доверия на Корейском полуострове невозможна без конструктивного участия заинтересованных региональных держав, прежде всего США, России, Китая и Японии, что делает этот режим подлинно международным и региональным по значению.

Интересы безопасности каждой из четырех держав, а также будущей объединенной Кореи требуют не наращивания военного потенциала на Корейском полуострове и вокруг него, а укрепления мер военно-политического доверия, глубокого и пропорционального сокращения вооруженных сил и вооружений в Северо-Восточной Азии и АТР в целом.

"Политико-дипломатический опыт прошлых десятилетий, связанный с урегулированием ситуации вокруг Корейского полуострова, несомненно включает в себя также опыт и уроки вьетнамского и германского объединения, а также исторический опыт европейской интеграции..."

В этой связи, отметил в заключение своего выступления В. Е. Петровский, возможна разработка Пакта стабильности для Северо-Восточной Азии (по образцу аналогичного Пакта, предложенного ЕС для Юго-Восточной Европы).

С большим интересом собравшиеся выслушали доклад президента региональной общественной организации "Генералы за демократию и гуманизм", генерал-майора в отставке, доктора философских наук Ю. Я. Киршина. Основное внимание он уделил урокам Корейской войны, в развязывании которой определенная доля вины лежит на Советском Союзе и лично И. В. Сталине. С 1946 по 1950 г. СССР полностью вооружил и оснастил армию Северной Кореи. После возникновения в 1950 году военного конфликта Советский Союз оказывал КНДР массированную военную помощь. Свыше 200 советских генералов и офицеров находились в военных частях и штабах КНДР в качестве военных советников. В боях принимал участие советский 64-й авиационно-истребительный корпус. В Северную Корею в качестве консультанта был направлен прославленный воздушный ас, трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб. Активное участие в боях приняли китайские народные добровольцы. Армию Ю. Кореи поддерживали США. Война нанесла огромный материальный ущерб корейскому народу, региону в целом. Эта война одновременно была гражданской войной для корейцев. Преодолеть возникший в те годы духовный раскол не удается до сих пор.

Главный урок войны: решить проблему объединения Северной и Южной Кореи насильственным путем нельзя.

На конференции также выступили: Антонио Бетанкур - региональный секретарь латиноамериканского направления Межрелигиозной и международной федерации "За мир во всем мире"; Пак Хьюнг Сун - профессор-стажер Университета Южной Калифорнии; Е. Мэррилл - старший экономист Государственного счетного управления США и др. Общий тезис их выступлений: необходимы систематические усилия, направленные на развитие диалога, необходима "тихая дипломатия", любые попытки решить спорные вопросы с помощью угроз и силы обречены на провал.

В заключение участники конференции сфотографировались для группового снимка на память.

Конференция прошла в очень откровенной, теплой, дружественной атмосфере и оставила практически у всех ее участников самое хорошее впечатление.

Название документа