Международно-правовые основы ШОС как инструмента стабильности и развития в Центрально-Азиатском регионе СНГ
(Саматов О. Ж.) ("Право и политика", 2005, N 12) Текст документаМЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ШОС КАК ИНСТРУМЕНТА СТАБИЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ СНГ
О. Ж. САМАТОВ
Саматов Орозбай Жусупбаевич - кандидат юридических наук, докторант Института государства и права Российской академии наук.
Международно-правовую основу Шанхайской Организации Сотрудничества SHANGHAI ORGANISATION OF COOPERATION (далее - ШОС) <1> составили государства-члены так называемой "Шанхайской пятерки": Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, которые после распада СССР унаследовали нерешенные проблемы бывшей советско-китайской государственной границы. В связи с этим 9 октября 1992 г. государствами - членами СНГ подписано первое многостороннее Соглашение о сотрудничестве государств Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах <2>. Затем, через год, 24 декабря 1993 г., главы государств: России, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана подписали Меморандум о сотрудничестве по охране внешних государственных границ <3>. В данном документе отмечено, что "в условиях открытости границ между подписавшими государствами охрана их внешних границ является их общим делом и должна осуществляться согласованными совместными усилиями" <4>. -------------------------------- <1> Автор статьи принимал непосредственное участие в переговорных процессах в Москве в январе 1997 г. в составе делегации государств - участников СНГ и КНР. ШОС возникла на основе так называемой "Шанхайской пятерки". Первыми документами, заложившими основу сотрудничества пяти государств, стали: Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы, подписанное 26 апреля 1996 г. в Шанхае, и Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, подписанное 24 апреля 1997 г. в Москве (См.: Барков А. В. ШОС // Московский журнал международного права. N 1. 2003/49. С. 262 - 305). <2> Дипломатический вестник. 1992. N 19 - 20. С. 6 - 8. Международно-правовой статус границ стран СНГ определен и в Соглашении о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. В ст. 5 данного документа стороны признали неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества, а также гарантировали их открытость, свободу передвижения граждан и передачи информации. Соглашение об учреждении СНГ не ставило цели решить вопросы о международно-правовом закреплении государственных границ. <3> Дипломатический вестник. 1994. N 1 - 2. С. 37. <4> Там же. С. 37.
СССР оставил образовавшимся на его территории новым независимым государствам (СНГ) в целом неплохой багаж в области межгосударственных отношений с Китаем. Последний советский лидер М. С. Горбачев, во внешней политике явно отдававший приоритет нормализации и развитию международных отношений с Западом, одновременно полагал, что "уход от застарелого конфликта" с крупнейшим после СССР социалистическим государством мира послужит интересам "мирового социализма". Он с интересом относился к китайским экономическим реформам, которые некоторые его советники и эксперты представляли как возможный пример для СССР <*>. Кроме того, политика М. С. Горбачева сама собой ликвидировала так называемые "три больших препятствия", стоявшие, по мнению Пекина, на пути нормализации двусторонних отношений. Вывод советских войск из Афганистана и Монголии, прекращение поддержки провьетнамского режима в Кампучии, сокращение военной группировки на китайской границе не были уступками Пекину, эти меры органично вписывались в общую стратегию руководства Советского Союза. Курс на улучшение отношений с КНР был важен для Горбачева еще и потому, что с внутриполитической точки зрения он был беспроигрышным и мог быть представлен как важнейшее достижение. -------------------------------- <*> См.: Alexander Lukin. The Initial Soviet Reaction to the Events in China in 1989 and the Prospects for Sino-Soviet Relations // The China Quarterly. N 125. March 1991. P. 119 - 136.
В отличие от горбачевской политики в отношении Запада, которую многие рассматривали как ведущую к сдаче позиций и односторонним уступкам, восстановление нормальных отношений с Пекином по разным причинам поддерживали практически все силы внутри страны. В результате процесс нормализации двусторонних отношений, начавшийся еще в первой половине 80-х годов XX века, к 1990 г. практически завершился. Нормализация была формально закреплена обменом визитами лидеров двух стран. В мае 1989 г. в Пекине побывал советский президент, и его принял неформальный руководитель КНР Дэн Сяопин, а в следующем году СССР посетил премьер Госсовета КНР Ли Пэн. Потепление во взаимных отношениях дало толчок переговорам по пограничным вопросам. В апреле 1990 г. СССР и Китай заключили Соглашение о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укреплении доверия в военной области в районе советско-китайской границы, в котором стороны приняли обязательство "...осуществить взаимные сокращения вооруженных сил и укрепление доверия в военной области..." в районе границы, определив конкретные подлежащие сокращению виды вооруженных сил и вооружений в ходе последующих переговоров <*>. В мае 1991 г., всего за несколько месяцев до исчезновения СССР с политической карты мира, СССР и КНР подписали Соглашение о советско-китайской государственной границе на ее восточной части, тем самым завершив переговорный процесс по этой части границы, начавшийся еще в 1964 г. <**>. -------------------------------- <*> Сборник российско-китайских договоров. 1949 - 1999. М., 1999. С. 81. <**> Там же. С. 117 - 125.
"Шанхайский процесс" стал продолжением советско-китайских переговоров, проводившихся по двум направлениям. Во-первых, были продолжены переговоры о конкретизации мер доверия и практическом сокращении вооружений вдоль границы, которые теперь уже велись совместно Россией, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, с одной стороны, и КНР - с другой. Во-вторых, продолжились переговоры и собственно о границе, прежде всего в ее западной части, которую унаследовали все четыре бывшие советские республики. Режим прозрачности границ действует в отношениях между государствами - участниками СНГ, в соответствии с Декларацией о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств Содружества <*> (от 15 апреля 1994 г.) и Концепцией охраны внешних границ Пограничными войсками государств - участников СНГ, принятой главами государств СНГ в 1995 г. Последним документом введены в оборот два специальных понятия: внешние границы СНГ и внутренние границы СНГ. К числу первых отнесены границы СНГ по общему внешнему периметру границ государств-участников с сопредельными государствами - неучастниками СНГ или с международной территорией общего пользования (открытым морем). Внутренними в данном случае являются границы между самими государствами-участниками. Привлекают особое внимание и другие новые документы, имеющие принципиальное значение. -------------------------------- <*> Бюллетень международных договоров. 1994. N 7. С. 9 - 10.
Переговоры по мерам доверия привели к двум соглашениям между членами "пятерки": Соглашение между РК, РФ, КР, РТ и КНР об укреплении доверия <*> в военной области в районе границы от 26 апреля 1996 г. и Соглашение между РК, РФ, КР, РТ и КНР о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы 24 апреля 1997 г. В указанных документах стороны соглашались принять широкий круг мер в районе границы, в частности: обмениваться информацией о согласованных компонентах вооруженных сил и пограничных войск; не проводить учений, направленных против другой стороны, и ограничить учения в целом; сократить вооруженные силы в 100-километровой зоне по обе стороны границы до оговоренных предельных уровней; не размещать в ней речные корабли ВМФ; взаимно приглашать наблюдателей на войсковые учения и т. д. -------------------------------- <*> См.: Айманбетова А. С. Меры доверия в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организации договора о коллективной безопасности и Шанхайской Организации Сотрудничества // Международное публичное и частное право. 2005. N 6. С. 26 - 32.
Роль основных принципов международного права в укреплении меры доверия убедительно раскрывает Э. С. Кривчикова. Давая им определение, она отмечает: "Меры укрепления доверия - это специальные организационно-технические меры, направленные на достижение взаимопонимания, уменьшение военного противостояния, предотвращение внезапного нападения или несанкционированного конфликта, в том числе ядерного" <*>. -------------------------------- <*> Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М., 2000. С. 393.
Именно в апреле 1996 г. на встрече в верхах в Шанхае "впервые появился" и сам термин "Шанхайская пятерка". Проблемам сотрудничества в рамках СНГ в деле обеспечения безопасности их границ посвящено подписанное 20 марта 1992 г. Соглашение об охране государственных границ и морских экономических зон государств Содружества <*>. -------------------------------- <*> Бюллетень международных договоров. 1994. N 4. С. 40 - 42. Также был принят Протокол о рассмотрении вопроса вновь образовавшихся государственных границ государств СНГ // Там же. С. 42 - 43.
Параллельно шло рассмотрение нерешенных вопросов пограничного разграничения, доставшихся в наследство от прошлого. В сентябре 1994 г. Россия и Китай подписали Соглашение о российско-китайской государственной границе на ее западной части. В статье 6 подписанного в 2001 г. главами России и КНР Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве стороны впервые в истории двусторонних отношений констатировали отсутствие взаимных территориальных претензий, а также провозгласили приверженность международно-правовым принципам территориальной неприкосновенности и нерушимости государственных границ. Стороны обязались продолжить переговоры для разрешения вопросов о прохождении линии российско-китайской границы на еще не согласованных ее участках в соответствии с Соглашением 1991 г., причем до разрешения этих вопросов было решено соблюдать на них статус-кво <1>. В сентябре 2003 г., отвечая на вопрос журналистов в связи с предстоящими российско-китайскими переговорами по вопросам границы, заместитель министра иностранных дел России А. П. Лосюков отметил: "У России с Китаем нет спорных участков прохождения российско-китайской границы... Что касается двух несогласованных участков границы, составляющих менее 2% от общей ее протяженности, то обе стороны нацелены на выработку оптимального, взаимоприемлемого варианта разграничения в этих районах" <2>. Вскоре такой вариант был найден. Во время визита Президента РФ В. В. Путина в Китай в октябре 2004 г. министрами иностранных дел двух стран было подписано дополнительное соглашение о российско-китайской границе на ее восточной части, что, по словам китайского лидера Ху Цзинтао, "обозначает окончательное урегулирование пограничных вопросов между двумя странами" <3>. В. В. Путин дал следующий комментарий: "Сделан важнейший политический шаг: поставлена точка в пограничном вопросе между нашими государствами. Мы шли к решению этого вопроса 40 лет. Россия и Китай проявили государственную мудрость и вышли на сбалансированное, отвечающее взаимным интересам решение. Впервые в истории российско-китайских отношений граница на всем ее протяжении будет юридически оформлена и установлена на местности" <4>. -------------------------------- <1> http://asiapacific. narod. ru. <2> http://www. ln. mid. ru. <3> http://president. kremlin. ru. <4> Там же.
Соглашением, подписанным в апреле 1994 г., и дополнительными Соглашениями 1997 и 1998 гг. были урегулированы пограничные вопросы между Китаем и Казахстаном. Как отмечал Председатель КНР Цзян Цзэминь, в результате два государства решили все пограничные проблемы и получили мирную и дружественную границу, способную стимулировать совместное процветание <*>. В ноябре 1999 г. в совместном китайско-казахстанском коммюнике стороны заявили о полном и окончательном разрешении пограничных вопросов. В мае 2002 г. министры иностранных дел Китая и Казахстана Тан Цзясюань и К. Токаев подписали в Пекине Протокол о демаркации границы. В ходе переговоров было заявлено, что подписанный протокол означает "полное урегулирование пограничных проблем в интересах китайского и казахского народов" <**>. Пограничные вопросы между Китаем и Кыргызстаном были разрешены в двустороннем Соглашении о границе 1996 г. и в дополнительном Соглашении 1999 г. В августе 1999 г. лидеры Китая, Кыргызстана и Казахстана заключили Соглашение о точке стыка государственных границ трех стран. В том же месяце было подписано Соглашение о таджикско-китайской границе, а в июле 2000 г. в Душанбе - Соглашение о точке стыка государственных границ между Китаем, Кыргызстаном и Таджикистаном. Таким образом, вопросы прохождения государственной границы между бывшими республиками СССР и Китаем, несмотря на неоднозначную реакцию общественного мнения в некоторых из них на ряд конкретных решений и сохранение некоторых несогласованных участков, были в целом разрешены. -------------------------------- <*> Жэньминь жибао. 05.07.1998. <**> Цит. по: http://www. caspian. ru.
Решив вопросы, непосредственно продолжавшие тенденции, сложившиеся еще при существовании СССР, члены "Шанхайской пятерки" пошли дальше. Осознав необходимость расширения сотрудничества, они сформировали новую региональную организацию - ШОС. Оказалось, что государства региона имеют и другие общие интересы. Постепенно члены новой международной организации перешли от решения пограничных проблем к совместному рассмотрению широкого круга проблем безопасности, экономического и культурного сотрудничества, то есть нашли сферу общих интересов, выходящих далеко за рамки первоначальных задач "пятерки". Вступление в ШОС Узбекистана в Шанхае в июне 2001 г., не граничащего с Китаем, - яркое тому подтверждение. Таким образом, ШОС <*> была основана в июне 2001 г. в результате преобразования "Шанхайской пятерки" после вступления в нее шестого участника - Узбекистана. Второй саммит прошел 24 апреля 1997 г. в Москве, третий - в июле 1998 г. в Алма-Ате, четвертый в августе 1999 г. в Бишкеке, пятый - в июле 2000 г. в Душанбе, шестой - в июне 2001 г. вновь в Шанхае, седьмой - в июне 2002 г. в Санкт-Петербурге и так далее. По итогам проводившихся встреч был подписан ряд важных документов <**>. -------------------------------- <*> Общая площадь шести стран составляет 30188 тыс. кв. км, то есть 3/5 всей территории Евразийского материка, а численность их населения достигает 1465 млн. человек, или 25% населения земного шара. <**> Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы (Шанхай, 26 апреля 1996 г.); Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (Москва, 24 апреля 1997 г.); Итоговое совместное заявление, подписанное министрами иностранных дел в июле 1998 г. в Алма-Ате, в котором поддержано предложение Казахстана о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии; Декларация об основных направлениях стратегического партнерства (Бишкек, август 1999 г.); Душанбинская декларация, в которой одобрено новое название "пятерки" - "Шанхайский форум" (Душанбе, июль 2000 г.): Декларация о создании Шанхайской Организации Сотрудничества (Шанхай, июнь 2001 г.); Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.); Хартия Шанхайской Организации Сотрудничества (7 июня 2002 г.) // Бюллетень международных договоров. 2004. N 1. С. 29 - 36.
Декларацией о создании ШОС предполагается тесное взаимодействие государств-участников в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, в том числе путем учреждения региональной антитеррористической структуры. Этот документ также ориентировал государств-участников на разработку соответствующих многосторонних документов о сотрудничестве в пресечении незаконного оборота оружия и наркотиков, незаконной миграции населения и других видов преступной деятельности. С декабря 1999 г. работу на этом направлении стала координировать так называемая "Бишкекская группа" руководителей правоохранительных органов и спецслужб, заседания которой регулярно проходят в столице Кыргызстана. По всем признакам ШОС можно классифицировать как региональную международную структуру, находящуюся на начальном этапе своего становления. В декларации, принятой по итогам встречи, главы государств заявили о намерении превратить ШОС в региональную структуру многостороннего сотрудничества. Было также признано необходимым дополнить саммиты встречами глав правительств и ежегодными совещаниями министров иностранных дел (СМИД). Обозначенные в Душанбе перспективы институционализации шанхайского процесса привели к появлению нового термина - "Шанхайский форум". Причем последний активно используется Россией и ее центрально-азиатскими партнерами, в то время как руководство Китая сначала проявило нежелание официально использовать данный термин (в том числе по лингвистическим соображениям, так как в переводе на китайский язык слово "форум" имеет подтекст "говорильня"). Одновременно с созданием ШОС был образован и начал действовать ее основной рабочий орган - Совет Национальных Координаторов (СНК), взявший на себя общую организацию и координацию повседневного функционирования ШОС. Основной целью ШОС было провозглашено "упрочение всестороннего взаимодействия между государствами-участниками по вопросам безопасности, обороны, правоохранительной работы, внешней политики, охраны окружающей среды, включая использование водных ресурсов, культуры". Приоритетное внимание, как зафиксировано в Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, подписанной 15 июня 2001 г. в Шанхае, государства - участники ШОС уделяют борьбе с международным терроризмом, наркобизнесом и незаконным оборотом оружия. В преамбуле Конвенции говорится, что Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан приняли Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, руководствуясь целями и принципами Устава ООН, прежде всего касающимися поддержания международного мира и безопасности; осознавая, что терроризм, сепаратизм и экстремизм представляют угрозу международному миру и безопасности; признавая, что указанные явления серьезно угрожают территориальной целостности и безопасности сторон, а также их политической, экономической и социальной стабильности; руководствуясь принципами Алма-Атинского совместного заявления от 3 июля 1998 г., Бишкекской декларации от 25 августа 1999 г., Душанбинской декларации от 5 июля 2000 г., Декларации о создании "Шанхайской Организации Сотрудничества" от 15 июня 2001 г., будучи твердо убеждены в том, что терроризм, сепаратизм и экстремизм, как они определены в Конвенции, вне зависимости от их мотивов не могут быть оправданны ни при каких обстоятельствах, а лица, виновные в совершении таких деяний, должны быть привлечены к ответственности в соответствии с законом. В развитии многостороннего сотрудничества между государствами - участниками ШОС в обеспечении мира и безопасности, а равно в целях поддержания гражданского мира и межнационального согласия согласно ст. 18 центральные компетентные органы сторон могут заключать между собой соглашения, более детально регламентирующие порядок исполнения вышеназванной Конвенции. В соответствии с этим документом образована и действует Региональная антитеррористическая структура (далее - РАТС) <*> ШОС, значение и сфера деятельности которой выходят за границы Центральной Азии. -------------------------------- <*> Соглашение между государствами - членами Шанхайской Организации Сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре. (Подписано в г. Санкт-Петербурге 7 июня 2002 г.) // Бюллетень международных договоров. 2005. N 3. С. 35 - 41.
Штаб-квартира РАТС расположена в Ташкенте. При необходимости Совет глав государств - членов ШОС может учреждать отделения РАТС на территориях сторон (ст. 2). Статус отделения РАТС и работающих в нем лиц определяется соглашением между ШОС <*> и правительством государства пребывания. Четкая позиция ШОС, выступающей за многополярный мир, за сохранение решающей роли в международных делах ООН и ее Совета Безопасности, вызывает интерес и уважение во многих государствах мира. Международные контакты ШОС в настоящее время осуществляются на основе "Временной схемы взаимоотношений Шанхайской Организации Сотрудничества с другими международными организациями и государствами", принятой министрами иностранных дел государств-членов в ноябре 2002 г. Схемой предусматривается возможность приглашения представителей государств, не являющихся членами ШОС, а также международных организаций в качестве гостей на заседания Совета министров иностранных дел государств - членов ШОС (СМИД), на межмидовские консультации по политическим вопросам, а также участие ШОС в мероприятиях, проводимых другими международными объединениями. Согласно схеме, на международной арене ШОС представляет действующий председатель СМИД или СНК. -------------------------------- <*> РАТС является постоянно действующим органом ШОС и предназначена для содействия координации и взаимодействию компетентных органов сторон в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, как эти деяния определены в Конвенции.
В 2003 г. ШОС была представлена на ряде крупных международных форумов. В частности, национальный координатор в ШОС от Казахстана А. Е. Кожаков (действовавший председатель СНК) принял участие в заседании Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН 6 марта 2003 г., а также во встрече партнеров ОБСЕ по сотрудничеству в Вене 1 апреля 2003 г. Министр иностранных дел Казахстана К. К. Токаев (действовавший председатель СМИД) участвовал в 5-й встрече высокого уровня между ООН и региональными организациями в Нью-Йорке 29 - 30 июля 2003 г. Посол КНР в Португалии по взаимной договоренности государств-членов представлял ШОС на совещании в рамках ОБСЕ по предупреждению и противодействию терроризму 1 - 2 сентября 2003 г. в Лиссабоне. Интерес к установлению контактов с ШОС проявляется рядом государств и международных организаций. В частности, к перспективам взаимодействия с ШОС в различном формате уже проявили заинтересованное отношение такие страны, как Монголия, Индия, Пакистан, Афганистан, Иран, США. В церемонии по случаю официального начала работы Секретариата ШОС в январе 2004 г. в Пекине приняли участие министр иностранных дел Монголии Л. Эрдэнэчулун и представители таких авторитетных международных организаций, как ООН, ОБСЕ, ЕС, СНГ. Для участия в заседании Совета глав государств ШОС 17 июня 2004 г., проходившем в Ташкенте, в качестве гостя Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова был приглашен глава переходной администрации Афганистана Х. Карзай. Исполнительный секретарь ШОС Чжан Дэгуан регулярно проводит официальные встречи с представителями государств, не являющихся членами ШОС, а также руководством ряда международных структур. По инициативе российской стороны к Ташкентскому саммиту было подготовлено обращение глав государств - членов ШОС к международным организациям и форумам АТР с предложением о формировании в регионе партнерской сети многосторонних объединений. Хартией ШОС предусмотрено также учреждение института партнеров ШОС по диалогу и возможность приема новых членов. К расширению же ШОС в государствах-членах относятся осторожно. В частности, в России и Китае считают, что для принятия новых членов пока не пришло время, сначала нужно полностью закончить организационное оформление, отладить механизмы сотрудничества внутри организации, найти свое лицо в регионе. В ряде государств - членов ШОС вообще выступают против расширения, утверждая, что "всякое расширение состава организации будет, очевидно, приводить к политико-организационному усложнению", может "размывать основы, нивелировать сущность и ослаблять миссию этой организации" и будет "приближать ее к несостоявшейся модели СВМДА (Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии)". Евразийское измерение ШОС делает закономерным поиск путей к взаимодействию с многосторонними механизмами сотрудничества как в Европе, так и в Азии. С общим повышением роли региональных международных организаций в мире приходит и укрепление авторитета ШОС. С другой стороны, успешная трансформация механизма регулярных многосторонних встреч лидеров России, Китая и государств Центральной Азии в рабочие механизмы полноформатной международной организации притягивает внимание к ШОС со стороны мирового сообщества. Взаимосвязь между ШОС и другими международными организациями объективно предопределена и тем, что все страны - члены организации в той или иной форме уже участвуют в многосторонних объединениях глобального и регионального уровня. Так, Россия и Китай являются Постоянными членами Совета Безопасности ООН. В практике каждого из членов ШОС - разноплановый формат участия в таких институтах международного сотрудничества, как ОБСЕ; форум "Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество" (АТЭС); СНГ; ЕврАзЭС; ОДКБ <*>; Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Асеановский региональный форум по безопасности (АРФ), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и др. -------------------------------- <*> См.: Устав ОДКБ. Официальный Internet-сайт ОДКБ: http://www. dkb. gov. ru.
В Секретариате ШОС в Пекине за несколько месяцев успели побывать с визитами порядка тридцати представителей международных организаций. Нарастают признаки встречного интереса друг к другу между ШОС и АСЕАН, ШОС и АРФ. Состоялись первые рабочие контакты ШОС и ЭСКАТО. С деятельностью ШОС соотносится многое из того набора идей, которые в настоящее время в рабочем порядке прорабатываются по линии диалогового форума СВМДА. Широкий потенциал сотрудничества ШОС с другими международными организациями имеет хорошие шансы на успешное раскрытие, поскольку зиждется на неконфронтационной, неблоковой основе. Ведь главный смысл того, с чем Организация обращается к мировому сообществу, весьма прост - принять путь универсального международного сотрудничества, уйти от инерции конфронтационного мышления. Это предполагает избежание политизации, деления по географическому признаку, подходов по принципу "свой - чужой". Возможности такого сотрудничества четко очерчены в Хартии и в Декларации о создании ШОС, в основополагающих политических документах встреч 2002 - 2005 гг. в верхах. Наибольшее значение, пожалуй, имеет неоднократно высказывавшееся на самом высоком уровне желание Индии принять участие в работе ШОС. Подключение столь крупной державы могло бы сделать ШОС одной из влиятельнейших международных организаций, способной реально поспорить за влияние на международной арене с любыми другими альянсами. Кроме того, Индия - естественный партнер ШОС в области борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Здесь невольно вспоминается идея об оси Россия - Китай - Индия <*>, высказанная несколько лет назад Е. М. Примаковым, но тогда не воспринятая достаточно серьезно. Интересно, что сегодня инициатива исходит от самого Дели, в то время как внутри ШОС существуют различные мнения: ведь Индия не только крупная страна, но и страна с крупными проблемами. Ряд экспертов считает, что, приняв Индию, необходимо было бы принять и Пакистан. А это означало бы привнести в ШОС конфликты, существующие между этими странами. Впрочем, в последнее время в отношениях между Индией и Пакистаном наметился серьезный прогресс, Исламабад переходит от политики молчаливого поощрения исламского фундаментализма к активной борьбе с ним, что сближает Пакистан с центрально-азиатскими членами ШОС. -------------------------------- <*> 3 июня 2005 г. во Владивостоке состоялась встреча министров иностранных дел России, Индии и Китая. Воплотилась в жизнь давняя идея Е. М. Примакова, мечтавшего о создании "стратегического треугольника". Одной из важнейших задач подобного альянса станет противодействие США. Последние события в Узбекистане были одной из основных тем, обсуждавшихся на владивостокской встрече глав МИД, а также эти же "узбекские события" обсуждались и на прошедшем в Астане заседании секретарей Совета безопасности стран - членов ШОС // Известия. 2005. 3 июня.
Улучшаются и отношения Индии с Китаем. Кроме того, принятие в ШОС Пакистана вместе с Индией не представляется столь уж обязательным. В любом случае преимущества от членства Индии в ШОС настолько очевидны, что они должны рано или поздно преодолеть все сомнения. Возможно, на первом этапе вопрос мог бы быть решен в рамках утвержденного в Ташкенте Положения о статусе наблюдателя при ШОС, в соответствии с которым такой статус уже был предоставлен Монголии. В целом, несмотря на проблемы роста, ШОС медленно, но верно превращается в реально действующую, авторитетную международную организацию. Большинство стран дорожат сотрудничеством с Западом и понимают, что задачи экономического развития без такого сотрудничества не решить. Но всем им комфортнее в мире, где существуют альтернативные центры силы и где действуют организации, в которых их коренные проблемы понимаются лучше, более глубоко, чем на Западе. Те же соображения и даже само существование серьезной международной организации, среди рабочих языков которой есть русский и китайский, но нет английского, притягивают к ШОС все больше и больше новых заинтересованных партнеров из других регионов мира. Объединение стран, каждая из которых в отдельности, даже со статусом Постоянного члена Совета Безопасности ООН, не настолько мощна, чтобы занимать ключевое место в мировых делах, в своей совокупности способно выступать самостоятельным полюсом с собственным гравитационным полем. ШОС в этом плане не исключение. Очевидно, что ШОС остается организацией развивающейся, по многим параметрам не определившейся, но с перспективным зарядом привлекательности. Вероятнее всего, впереди у нее продолжительный период самоадаптации и осознания создаваемой общности. В ней у каждого члена своя роль, и эти роли будут разными. Соответственно, участие в интеграции каждого будет определяться разноскоростным режимом. Станет ли ШОС международной организацией нового типа, в которую будет делегирована часть суверенитета государств-членов, останется ли в реальности форумом самостоятельных или коллективных идей, покажет практика. Тем не менее, в целом у ШОС хорошие перспективы, и ниша для ее деятельности в мировой политике, очевидно, существует, ее лишь необходимо более активно занимать. В послании Чжан Дэгуану Президент В. В. Путин отметил: "Убежден, что ШОС исторически призвана стать своего рода трансконтинентальным мостом, органически связующим Европейский и Азиатский континенты. Такое предназначение обусловлено уникальным геополитическим положением государств - членов Организации, исповедуемой ШОС философией уважения многообразия культур, верований и традиций, открытостью и нацеленностью на широкое международное сотрудничество" <*>. -------------------------------- <*> О послании Президента России В. В. Путина исполнительному секретарю ШОС Чжан Дэгуану. 15.01.2004. http://www. ln. mid. ru.
Таким образом, процесс наращивания совместного институционального механизма ШОС идет полным ходом. За несколько лет, истекших с момента создания ШОС, идея этого форума из плоскости "договоренности о намерениях" вышла на уровень практической работы. В центре Евразии развивается новое гармоничное международное объединение, охватывающее около пятой части населения планеты и включающее в себя такие глобальные страны, как Россия и Китай, которые при этом вошли в новый век стратегическими партнерами. В Декларации руководителей государств "шестерки" о создании ШОС зафиксирован открытый характер этой организации. В настоящее время и на обозримую перспективу налицо общая заинтересованность государств - участников ШОС в тесном и эффективном взаимодействии с другими государствами, а также с международными и региональными структурами. Несмотря на неполную скоординированность ШОС (не завершено формирование организационных структур, не преодолены разногласия в рамках ее центрально-азиатской "четверки"), в российско-китайской "связке" этого форума заложен солидный потенциал в плане решения российских стратегических задач в Центральной Азии. России, очевидно, следует активнее задействовать фактор по-прежнему численно значимой центрально-азиатской русской общины (в 2001 г. - 6,5 млн. человек, или 11,7% населения региона) как естественного этнополитического союзника России и эффективный канал российского влияния. Эволюционный путь развития Шанхайского процесса привел его участников к формированию новой модели безопасности и взаимодействия в Евразии. Запущен эффективный механизм мер доверия в военной области. В целом удалось урегулировать пограничные вопросы. Налаживание системы регулярных многосторонних встреч и консультаций позволило выйти на относительно высокий уровень внешнеполитической координации. Созданы международно-правовые основы для активизации экономического и культурного сотрудничества. Таким образом, можно говорить о генезисе новой региональной международной организации, значение которой особенно актуально на фоне многочисленных этнотерриториальных, пограничных и иных новых конфликтов и противоречий и низкого уровня взаимного доверия на Азиатском континенте. Активное сотрудничество между государствами СНГ и КНР является решающим фактором успешного развития деятельности ШОС, но оно не представляется возможным без совместных позитивных усилий всех участников Шанхайского процесса. На современном этапе усилия России и Китая направлены, прежде всего, на скорейшее преобразование ШОС в многопрофильный диалоговый механизм, позволяющий максимально эффективно реализовывать ряд совпадающих российско-китайских геостратегических задач в рамках расширяющегося центрально-азиатского геополитического пространства. Интересы государств - членов ШОС в Центральной Азии во многом совпадают, особенно в деле поддержания политической стабильности в регионе (в связи с последними событиями в Узбекистане) и обеспечения государственного единства и территориальной целостности. Перед странами ШОС стоят общие проблемы обуздания сил, использующих Центральную Азию в качестве базы расширения и углубления национального сепаратизма, религиозного экстремизма и международного терроризма. Механизм взаимодействия в рамках ШОС жизнеспособен и призван обеспечить превращение этого форума во влиятельную геополитическую и геоэкономическую силу в региональном, а впоследствии, возможно, и в глобальном масштабе, о чем свидетельствует саммит ШОС с 2002 - 2005 гг. На сегодня ШОС готова развивать сотрудничество в любых формах с государствами и соответствующими международными и региональными организациями. Данное положение может стать катализирующим фактором интеграционных процессов государств СНГ в области обеспечения коллективной безопасности, с учетом того, что существует общность целей, поставленных перед ОДКБ и ШОС в сфере безопасности на региональном уровне. Практический опыт сотрудничества государств ШОС может быть применен в рамках ОДКБ и наоборот. Таким образом, целесообразно определить круг совпадающих целей и задач и приступить к совместному сотрудничеству этих названных организаций, занимающихся вопросами обеспечения безопасности своих членов.
Название документа