Правовое положение беженцев по законодательству ФРГ

(Антонов И. П.) ("Международное публичное и частное право", 2005, N 6) Текст документа

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БЕЖЕНЦЕВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ФРГ

И. П. АНТОНОВ

Антонов И. П., кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права Всероссийской академии внешней торговли.

On analyzing the accordance of German legislation with the International law sources regulating questions concerning the right of sanctuary, the receiving of the status of refugee and the opportunity of appealing against a decree of State Federal authorities in court, the author considers the denoted matter by the example of the Federal Republic of Germany.

En analysant la conformitе de la lеgislation de l'Allemagne aux sources du droit international qui rеglent des questions concernant le droit de reguge, la rеcеption d'un statut de rеfugiе et la possibilitе du recours de la dеcision des institutions fеdеrales de l'autoritе publique dans la cour, l'auteur examine le problеme mentionnе sur l'exemple de la RFA.

Общество XXI в., охваченное процессами глобализации, сталкивается с проблемами, которые создает международная миграция. По экономическим, политическим, религиозным и другим причинам многомиллионные потоки людей, пересекающие национальные границы (легально и нелегально), образуют рынки труда, этнические и религиозные общины, политические партии, преступные сообщества. Как правило, перемещение населения происходит из стран с низким уровнем жизни в более развитые в экономическом отношении государства. Категория беженцев в международной миграции ежегодно составляет около 20 млн. человек <*>. Беженцы - это лица, покинувшие страну, в корой они постоянно проживали (чаще всего страну своего гражданства), в результате преследований военного характера или иных чрезвычайных обстоятельств (политических, национальных и религиозных репрессий). В международное право это понятие проникло после Первой мировой войны. Как известно, доктрина международного права не рассматривает физических лиц как субъектов данной отрасли права. Однако это не означает, что оно никак не затрагивает права различных категорий населения. Существует ряд международно-правовых норм, договорных и обычных, прямо или косвенно относящихся к индивидам, в частности, по вопросам защиты прав человека, приобретения и утраты гражданства, режима иностранных граждан, предоставления политического убежища и другие. Правовой основой регулирования правоотношений между отдельными категориями лиц, составляющих население государства, являются Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколы к ней, Декларация ООН о территориальном убежище 1967 г. и Нью-Йоркский протокол 1967 г., Шенгенское соглашение и Дублинская конвенция 1990 г., Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 г. и другие. В системе ООН для содействия решения вопросов, связанных с правовым статусом беженцев, образовано Учреждение по делам беженцев (Устав Управления принят Резолюцией ГАООН 428 (V) от 14 декабря 1950 г.) <**>. -------------------------------- <*> www. unhcr. de; Atlas der Globalisieruny. Berlin, 2003. <**> См., например: Действующее международное право. В 3 т. Т. 1 / Сост.: Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М., 1996.

Проблемы беженцев не обошли и такое высокоразвитое государство - члена Европейского Союза, как Германия. По масштабам экономики она занимает первое место в Европе, по объему экспорта - второе место в мире, все еще оставаясь одной из самых богатых стран по доходам на душу населения <1>. Но меняется и страна. Из 82,4 млн. человек <2> число легальных мигрантов, прибывших на постоянное место жительства, составляет более 7 млн. человек <3>. Кроме натурализованных выходцев из Турции, стран бывшей Югославии, африканских государств здесь проживают 2 млн. этнических немцев, выехавших в последнее десятилетие XX в. из республик бывшего СССР <4>. Более 10% населения исповедует ислам. Мечети стали таким же неотъемлемым элементом городского ландшафта, как кирхи. В знак покаяния за геноцид еврейского народа в годы Второй мировой войны Германия на льготных условиях принимает на постоянное место жительства евреев из всех стран мира. -------------------------------- <1> См., напр.: Зарицкий Б. Е. Экономика Германии: путь по лестнице, ведущий вниз. М., 2003. <2> Gruner W. D., Woyke W. Europa - Lexikon - Munchen, 2004. J. 141; Schley N., Busse S., Brokelmann S. J. Handbuch Europa. Munchen, 2004. S. 233. <3> Шалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. М., 2001. С. 36; Лопатников Д. Л. Экономическая география и регонамистика: Учеб. пособие. М., 2004. С. 62. <4> Об этнических немцах в Германии см., напр.: www. mng. rusdentsch. ru.

Для того чтобы получить статус беженца в ФРГ, необходимо с учетом международно-правовых норм вышеназванных международных договоров и правовых норм немецкого законодательства, в частности Основного закона ФРГ 1949 г. (абз. 1 ст. 16-а) и Закона об иностранцах 1965 г. (с последующими изменениями), привести доказательства о фактах политического преследования. Если таких доказательств недостаточно, но имеются факты о нарушениях прав человека, нормы права Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. предусматривают предоставление "гуманитарного убежища". В случае отказа заявителю о предоставлении статуса беженца он: а) должен быть выслан с территории ФРГ в страну пребывания; б) может временно (до одного года) проживать в Германии (статус Duldung - букв. 1) допущение, терпимость; 2) претерпевание) и свободно перемещаться только в пределах федеральной земли, на территории которой он проживает. Как правило, этот статус предоставляется лицам, которые по различным причинам не могут быть высланы из страны в сроки, установленные по решению суда (напр., из-за отсутствия необходимых документов, в случае угрозы заявителю смертной казни или пыток). Трудоустройство таким лицам запрещено или существенно ограничено. Согласно законодательству ФРГ заявитель может получить статус лица, ищущего убежище (Asylsuchede), если для него не существует "альтернативы внутреннего бегства", т. е. возможности изменить место жительства внутри страны происхождения и тем самым избежать преследований. Территорией "альтернативы внутреннего бегства", по решению Верховного Суда ФРГ (Bundesgerichtshot), считается территория, где заявитель защищен от политических преследований, если он не будет подвергаться там серьезным опасностям (таким, как угроза смерти от голода, отсутствие средств к существованию, пребывание в регионе с высоким уровнем смертности из-за отсутствия медицинской помощи), если ему не придется жить в палатке или в развалинах, если на новом месте его не ожидают те же опасности, что и в регионе исхода. Анализ немецкой юридической литературы свидетельствует о том, что ФРГ, подобно другим европейским государствам, не берет на себя ответственность за рассмотрение заявления о предоставлении убежища в том случае, если заявитель обратился с подобной просьбой в государственные органы "безопасной страны" по пути следования в Германию. Заявление лица, просящего об убежище, примут к рассмотрению в случае, если заявитель: - имеет визу, выданную посольством ФРГ; - приехал в ФРГ из государства проживания или "безопасной страны". "Безопасными странами" считаются все граничащие с Германией государства (Польша, Чехия, Швейцария, Франция, Бельгия, Австрия, Нидерланды, Люксембург и Дания), а также Норвегия и остальные страны - члены Европейского Союза. Однако, как свидетельствует практика, если заявитель приехал в ФРГ из Польши или Чехии, полиция предпримет все меры для его обратного выдворения. Аналогичная ситуация произойдет, если полиция найдет у заявителя документы, билеты, вещи, свидетельствующие о его транзите через Польшу или Чехию, если заявитель проезжал через другие государства - члены ЕС или приехал в Германию с визой посольства одной из стран ЕС, то на основании норм права Дублинской конвенции именно эта страна будет ответственной за рассмотрение заявления о предоставлении убежища, и компетентные органы ФРГ имеют право депортировать заявителя. Как правило, в таких случаях обращаются к адвокату или в неправительственную организацию, оказывающую консультации для лиц, ищущих политическое убежище. Право убежища - общественный институт конституционного права ФРГ, который нашел признание и поддержку в международном праве. Политическое убежище (Asyl) в Германии могут получить лица, которые имеют доказательства преследования по политическим мотивам (т. е. не экономические причины или гражданские войны) в стране происхождения, при этом проводится специальное расследование согласно законодательству, на основании которого принимается решение либо о высылке, либо о предоставлении статуса политического беженца, либо о предоставлении временного разрешения на пребывание в ФРГ. При этом он может рассчитывать на получение места в общежитии, получение пособия (около 180 евро), возможно получение языковых курсов от благотворительных организаций (например, Caritas). Asylbewerber не имеет разрешения на работу, но периодически может выполнять общественную работу, которая является неквалифицированной и символически оплачивается (1 евро в час). Asylbewerber не имеет права выезжать за пределы 30-километровой зоны от места регистрации и выезжать на родину. Рассмотрение дела в суде может продолжаться несколько лет, и пока решение не принято, Asylbewerber обязан придерживаться этих правил. Германские власти особенно строго следят за соблюдением закона со стороны просящих о политическом убежище. Любое правонарушение, будь то мелкая кража в магазине или участие в запрещенной политической демонстрации, влечет за собой немедленное выдворение из страны. Информация о выдворяемом будет внесена в общеевропейскую базу данных, что делает невозможным его въезд в страны Шенгенской зоны. Политический беженец (Asylberechtigte) (от 3 до 5% обратившихся) <*> получает бессрочный вид на жительство, право на посещение курсов немецкого языка, профессиональных курсов, право на социальное жилье и пособие. -------------------------------- <*> www. refugeenet. org.

Согласно Закону об иностранцах в ФРГ супругу иностранца, получившего политическое убежище, и его не вступавшим в брак несовершеннолетним детям может предоставляться вид на жительство (§ 17.3); лицо, признанное политическим беженцем, может получить право на пребывание, если оно в течение пяти лет имело вид на жительство (§ 27.3.3). Право на пребывание отменяет временные и территориальные ограничения на проживание в Германии; лицо, признанное политическим беженцем, может быть выслано из Германии только по причинам общественной безопасности и порядка (§ 48.1.6); иностранец, подавший ходатайство о предоставлении политического убежища, может быть выслан только при условии, если дело о предоставлении политического убежища завершено и не подлежит пересмотру, и он не был признан политическим беженцем (§ 51.1). Это положение не применяется, если иностранец представляет угрозу для безопасности Германии или угрозу для общества, так как он был осужден по приговору суда из-за совершения особо опасного преступления (§ 51.3). При выдворении иностранца, жизни или свободе которого угрожает опасность, обязательным является предупреждение о выдворении и назначение соразмерного срока. В предупреждении должны быть указаны те государства, в которые иностранец может быть выдворен (§ 51.4); иностранец не может быть выдворен в государство, в котором для этого иностранца существует опасность быть подвергнутым пыткам (§ 53.1); иностранец не может быть выдворен в государство, если это государство разыскивает данное лицо и угрожает смертной казнью. В этих случаях применяются соответственно предписания о выдаче лиц (§ 53.2); иностранец не может быть выдан другому государству до принятия решения о выдаче при наличии формального прошения о выдаче либо прошения другого государства об аресте, в сочетании с уведомлением прошения о выдаче (§ 53.3); иностранец не может быть выдворен, если из применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. следует, что выдворение недопустимо (§ 53.4), если существует общая опасность, что иностранцу в другом государстве может угрожать уголовное преследование и наказание, и если абз. 1 - 4 § 53 не содержат ничего иного, конкретная опасность законного наказания согласно правопорядку другого государства не препятствует выдворению (§ 53.5); выдворение иностранца в другое государство может быть отменено, если там для него существует опасность для здоровья, жизни и свободы. Опасности в этом государстве, которым в общем подвергаются население или группа населения, к которой относится иностранец, учитываются при принятии решения согласно § 54 об отсрочке выдворения (§ 53.6); высший орган власти федеральной земли может по международно-правовым или гуманитарным причинам либо во имя политических интересов Германии распорядиться об отсрочке выдворения иностранцев, определенных государств или группы иностранцев, определенной иным способом, на срок не более шести месяцев. Для унификации действий федеральных земель данное распоряжение должно быть согласовано с Министерством внутренних дел ФРГ в случае, если выдворение должно быть отсрочено на срок, превышающий шесть месяцев (§ 54). Заявитель может обжаловать решение Федерального ведомства в суде. Апелляция в судебные инстанции может подавать как лицо, ищущее убежище, так и федеральный представитель (Bundesbeauftragter fur Asylangelegeenheiten). Однако, так как федеральный представитель подчиняется МВД Германии, положительных случаев обжалования не было за время существования этой должности. В качестве суда первой инстанции выступает Административный суд (Verwaltungsgericht), следующей инстанцией может быть Высший административный суд земли (Oberverwaltungsgericht), затем Федеральный административный суд (Bundesverwaltungsgericht) и последней инстанцией - Федеральный конституционный суд (Bundersverfassungsgericht). Если ходатайство о предоставлении убежища было отвергнуто как "очевидно необоснованное", апелляция в Административный суд, обжалующая это решение, должна быть подана в течение одной недели. Одновременно должно быть подано и ходатайство о приостановлении действия вынесенного решения, чтобы избежать депортации. Если эта апелляция не будет удовлетворена, заявитель должен покинуть Германию в течение одной недели. Если ходатайство о предоставлении убежища получает просто отказ (предпоследний вариант), апелляция в Административный суд должна быть подана в течение двух недель. Лицо, ищущее убежище, может оставаться в Германии на время судебного процесса. Возможно предоставление на рассмотрение суда новых фактов или показаний (документы, свидетельства) до того, как будет назначено время слушания в суде. От заявителей требуются доказательства того, что они раньше подвергались преследованиям в будущем. Спустя несколько месяцев (или лет) дело будет рассмотрено в суде. Обычно его ведет один судья, и он может попросить ходатайствующего о предоставлении убежища еще раз рассказать ему, почему это лицо уехало из своей страны и попросило убежище в Германии. Если Административный суд не удовлетворит апелляцию, у заявителя есть возможность обжаловать его решение в течение двух недель после того, как было вынесено решение суда. В период рассмотрения дела заявитель может оставаться в Германии. Анализ немецкой юридической литературы и отдельных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с правовым положением беженцев, режима иностранных граждан и получением политического убежища, свидетельствует о том, что в будущем можно ожидать ужесточения государственной политики в отношении лиц, претендующих на политическое убежище в ФРГ. Представители различных партий немецкого государства высказываются за принятие законов, которые бы предусматривали квоты или существенно ограничили количество иностранцев, получающих или желающих получить политическое убежище.

Название документа