Тенденции развития международного права окружающей среды
(Соколова Н. А.) ("Юрист-международник", 2005, N 4) Текст документаТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Н. А. СОКОЛОВА
Н. А. Соколова, доцент кафедры международного права Московской государственной юридической академии, кандидат юрид. наук.
Международное право окружающей среды (далее - МПОС), будучи частью системы международного права, эволюционирует в русле его развития. Актуальные проблемы, которые обсуждаются в доктрине международного права (к примеру, ограничение суверенитета нормами международного права, основания применения силы в международных отношениях, международная правосубъектность физических лиц, круг источников и др.), имеют, в конечном итоге, отношение к структурным элементам его системы. Необходимость утверждения примата права в современных международных отношениях, все более тесное взаимодействие международного права с правом внутригосударственным, активизация нормотворческой деятельности международных организаций для решения глобальных проблем - эти и другие вопросы, связанные с ролью международного права в современном мире и определяющие его функции, влияют на развитие его отраслей, включая МПОС. При этом усиливающаяся интенсивность взаимодействия человека и окружающей природной средой находит проявление не просто в механическом создании правовых норм, направленных на регулирование международных экологических отношений, но и во все более сложной систематизации таких норм. Декларация тысячелетия ООН <*> указывает на то, что уважение к природе в качестве одной из фундаментальных ценностей будет иметь существенно важное значение для международных отношений в XXI веке. В данном контексте в экологической деятельности международное сообщество будет стремиться придерживаться новой этики бережного и ответственного отношения к природе (п. 23). Такая этика предполагает более активные усилия, направленные на полную реализацию международных соглашений; преодоление нерациональной эксплуатации водных ресурсов при помощи разработки стратегии водохозяйственной деятельности, способствующей справедливому доступу к воде и ее достаточному предложению; активизацию сотрудничества в целях сокращения количества и последствий стихийных бедствий и антропогенных катастроф. Именно этика бережного и ответственного отношения к природе должна стать определяющей для развития МПОС. -------------------------------- <*> Утверждена Резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 г.
Анализ тенденций международно-правового регулирования отношений в сфере использования и охраны окружающей среды позволяет решать не только теоретические задачи, но и имеет практическое значение с учетом того, что международное право является одним из необходимых инструментов для решения экологических проблем. Такие теоретические и практические задачи весьма тесно взаимно связаны. Рассмотрение тенденций развития МПОС относительно необходимости решения указанных задач касается в том числе: - определения стратегии международно-правового регулирования в сфере охраны окружающей среды; - прогнозирования развития институтов МПОС; - определения направлений правотворческой деятельности в сфере охраны окружающей среды как в плане создания новых норм, так и изменений и дополнений действующих международных соглашений, что в свою очередь требует модернизации нормотворческих процессов; - выявления пробелов в международно-правовом регулировании как собственно в сфере природопользования и охраны окружающей среды, так и в сферах, с ними непосредственно связанных; - содействия в разрешении спорных ситуаций. Известно, что эволюция любого явления выдвигает императив рассмотрения многих процессов именно в качестве тенденции, которые могут быть более или менее ясными, существовать на краткосрочную или долгосрочную перспективы, обусловливаться разного рода факторами. Уже в рамках определенных тенденций развития МПОС можно рассматривать их проявления, следуя в данном случае от общего к частному. Доминирующая тенденция развития МПОС состоит в том, что происходит фактическое расширение предмета правового регулирования, которое очевидно отражается в международной практике. Это проявляется в намерении или стремлении к правовому регулированию международных отношений по поводу использования и охраны новых природных объектов. Так, например, проблема сохранения всех типов лесов <*> и устойчивого развития требует выработки правовых подходов к ее решению. При этом вопрос о том, какой в большей степени масштаб присущ данной проблеме - национальный, региональный или (в некотором смысле) глобальный, - остается открытым в плане поиска правовых решений. Существуют и иные проблемы, относительно которых нормативное регулирование на международном уровне становится более отчетливым. Генеральная Ассамблея ООН призывает государства принять юридические обязательства по охране коралловых рифов, поскольку их исчезновение исключает возможность жизни многих биологических видов, для которых такие рифы являются местом обитания, и нарушает экологический баланс, оказывая негативное влияние на экосистему Мирового океана в целом <**>. -------------------------------- <*> Принципы для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов 1992 г. // Московский журнал международного права. 1992. N 4. <**> Например, А/RES/57/141 Мировой океан и морское право от 12 дек. 2002 г.
Расширение предмета правового регулирования МПОС во многом происходит также за счет объективного интегрирования экологических интересов в комплекс проблем социального и экономического характера. Это проявляется в повышении внимания к экологическим аспектам при решении экономических, продовольственных и иных проблем, когда государства содействуют проведению политики в названных областях таким образом, чтобы она соответствовала устойчивому развитию. Так, государства учитывают экологические интересы в ходе выработки и осуществления их энергетической политики, уделяя особое внимание повышению энергоэффективности, освоению и использованию возобновляемых источников энергии, поощрению применения более чистых видов топлива и использованию технологий и технологических средств, снижающих загрязнение <*>. Координация политики в сфере торговли и охраны окружающей среды находит отражение в положениях многосторонних торговых договоров, требующих установления налогов для достижения экологических целей и определяющих экологические требования, относящиеся к продуктам, включая стандарты и технические условия, упаковку, возможности переработки. В программе Европейского Союза (далее - ЕС) 2002 г. по окружающей среде <**> подчеркивается, что чистая и здоровая окружающая среда необходима для благополучия и процветания общества, а непрерывный рост производства и потребления будет приводить к продолжающемуся давлению на окружающую среду. Поэтому потребление ресурсов и сопутствующие ему воздействия не должны превышать текущих возможностей окружающей среды и в то же время негативно влиять на зависимость между экономическим ростом и использованием ресурсов. -------------------------------- <*> Договор к Энергетической хартии от 17 декабря 1994 г. Ст. 19. <**> Шестая программа действий Сообщества в области окружающей среды была утверждена решением Европейского парламента и Совета N 1600/2002/ЕС от 22 июля 2002 г.
Следовательно, обеспечение охраны окружающей среды в свою очередь требует, чтобы сами задачи такой охраны рассматривались на более широком фоне проблем в области торговли, финансов, а также социальной сферы. Иными словами, нельзя механически применять экологические критерии, не проводя одновременно корреляции с иными общественными интересами. При данном подходе экологические критерии учитываются не идеально и не изолированно, а таким образом, когда их применение координируется с реализацией экономических, а также других интересов. Таким образом, речь идет о согласованности в процессе преодоления проблем окружающей среды с другими проблемами, что неизбежно должно вести к комплексному правовому регулированию. Принимая во внимание изложенное ранее, необходимо заметить, что потребность в учете экологических аспектов при правовом регулировании различных проблем будет неуклонно возрастать. Необходимо обратиться к примеру, связанному с работой атомных электростанций. Атомные станции обладают повышенным экологическим риском, связанным с появлением в биосфере техногенных радионуклидов, радиоактивным загрязнением отдельных территорий и необратимыми последствиями катастроф. Поэтому государства заинтересованы в развитии также иных видов использования энергии, в частности гидрогенерации, которая в плане сохранения природной среды является более щадящей. Итак, система отношений по решению как собственно экологических, так и других связанных с ними проблем интегрируется в более общую систему общественных отношений, в рамках которой данные проблемы также находятся во взаимозависимости. Думается, что предпочтительной итоговой формой установления режима использования и охраны тех или иных природных объектов и ресурсов с точки зрения международного права является международный договор. Обеспечение взаимосвязи действующих конвенций по охране окружающей среды, прямо и косвенно регулирующих вопросы в данной области, может быть осуществлено при помощи принятия универсального соглашения о принципах и общих обязательствах в указанной сфере. Вместе с тем комплексный характер экологических проблем свидетельствует о том, что предпосылки для заключения такого договора окончательно еще не сложились. Однако его концепция настоятельно требует обсуждения. В какой бы степени не разнились конкретные обязательства на уровне отдельных государств и в отношении тех или иных природных объектов, общее обязательство по охране окружающей среды должно признаваться всеми государствами. Исключительно техническое решение задач в сфере охраны окружающей среды в итоге окажется неэффективным, если не будет адекватной стратегии, которую обозначит соответствующее соглашение, устанавливающее общие положения и предмет будущих переговоров по отдельным вопросам. Причем заключение такого договора имеет смысл, даже если он будет носить рамочный характер, поскольку он уже будет юридически осязательным и очертит, пусть и весьма широкие, пределы дозволенного международным правом. Именно с обозначенной ранее тенденцией тесно связано продолжающееся интенсивное развитие МПОС, о чем свидетельствуют экологические "обременения" норм, входящих в состав других отраслей международного права. Это, к примеру, находит свое отражение в усилении защиты природной среды в период вооруженных конфликтов. Природная среда рассматривается как специальный гражданский объект, который находится под защитой норм международного гуманитарного права. В случае международного вооруженного конфликта окружающая среда защищается непосредственно, а в ситуации вооруженного конфликта немеждународного характера косвенно при помощи выдвижения требования о защите объектов, необходимых для выживания населения. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в отношении других отраслей международного права, когда создаются международно-правовые нормы, направленные на защиту морской среды, космического пространства, на противодействие загрязнению атмосферного воздуха. Инкорпорирование норм по защите окружающей среды в пределах той или иной отрасли придает таким нормам сложный характер, позволяя рассматривать их, с одной стороны, в качестве необходимого структурного элемента режима функционирования того или иного природного комплекса, который подлежит экономическому использованию, научно-техническому освоению. В этом случае принятие правовых норм по охране соответствующих природных объектов представляет собой процесс отражения экологических требований в соответствующих отраслях. С другой стороны, такие нормы - необходимый системный элемент МПОС. Учет экологических интересов в рамках различных отраслей международного права, возможно, имеет серьезные теоретические последствия, поскольку усложняет характер международных договоров, кодифицирующих ту или иную отрасль, что поднимает вопрос относительно подходов к системе современного международного права, в частности критериев выделения отраслей. Особое значение в качестве тенденции развития МПОС имеет формирование отраслевых (специальных) принципов, чья система приобретает все более завершенный характер. Так, многие международные соглашения и документы настаивают на имплементации принципа предосторожности при развитии подходов к защите здоровья людей и окружающей среды. Европейский Союз в качестве одной из основных задач и приоритетных сфер действий в международных отношениях в области окружающей среды определяет важность интенсификации усилий по достижению консенсуса относительно методов оценки рисков для здоровья и окружающей среды, а также подходов к управлению рисками, включая принцип предосторожности (ст. 9). Договор Энергетической хартии 1994 г. закрепляет принцип "загрязнитель платит", который нашел отражение в иных международных соглашениях <*>. В своей политике и действиях каждая Договаривающаяся Сторона стремится принимать меры предосторожности в целях предотвращения или сведения к минимуму деградации окружающей среды. Стороны соглашаются с тем, что виновник загрязнения на территории соответствующего государства должен, в принципе, нести расходы в связи с загрязнением, включая трансграничное загрязнение, учитывая общественные интересы и не допуская диспропорций в инвестициях в энергетическом цикле или международной торговле <**>. -------------------------------- <*> Например, Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г., Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г. <**> Договор Энергетической хартии от 17 декабря 1994 г. Ст. 19.
Вместе с развитием специальных принципов МПОС в некоторых доктринальных и учебных источниках по международному праву <*> указывается на становление принципа охраны окружающей среды в качестве одного из основных принципов международного права. Известно, что основные принципы - это идейные начала, которые являются базой международного правопорядка и определяют ключевые обязательства субъектов международного права, в том числе и новых государств; на них "настраиваются" остальные международно-правовые нормы, их нарушение влечет особый режим ответственности, они регулируют различные международные отношения, являющиеся предметом той или иной отрасли международного права. Формой существования основных принципов являются международные договоры и обычаи. Устав ООН 1945 г. и Заключительный акт СБСЕ (далее - ЗА СБСЕ) 1975 г. рассматриваются как международные соглашения, закрепляющие систему основных принципов. Это общепризнано. Однако разумно предположить, что идейная основа международного правопорядка неизбежно будет усиливаться в контексте появления новых глобальных угроз и проблем, решение которых затрагивает интересы всего международного сообщества. В данном смысле принцип охраны окружающей среды должен определять основы межгосударственных отношений по защите и сохранению физической среды жизнедеятельности человечества. В Консультативном заключении Международного Суда по ядерному оружию признается, что окружающая среда не является абстракцией, а представляет собой жизненное пространство, необходимое для обеспечения условий достойной жизни и здоровья человечества, включая будущие поколения <**>. -------------------------------- <*> Международное публичное право. Учеб. / Под ред. К. А. Бекяшева. М., 1999. С 76 - 78. Тимошенко А. С. Глобальная экологическая безопасность - международно-правовой аспект // Советское государство и право. 1989. N 1. С. 88 - 89. <**> ICJ, Nuclear Weapons case, Advisory Opinion, 8 July 1996, § 29.
Получив закрепление в Уставе ООН и ЗА СБСЕ, впоследствии многие принципы находят свое отражение в отдельных универсальных и региональных договорах, а также подтверждаются на двустороннем уровне. В настоящее время, по-видимому, нет необходимости принимать универсальный договор, который бы реставрировал систему основных принципов. Поэтому, несмотря на традиционный путь формирования новых основных принципов, а именно обычно-правовой и договорный, доказательство особого статуса таких норм основных принципов и соответственно норм jus cogens осложняется. В любом случае общепризнанность той или иной нормы международного права не является автоматическим свидетельством того, что такая норма имеет характер нормы jus cogens. Еще одна тенденция развития МПОС заключается в принятии рамочных конвенций и соглашений, устанавливающих правовые и политические основы дальнейших действий субъектов международного права, которые конкретизируются в протоколах, посвященных специальным вопросам в русле более общей проблемы. Среди протоколов, принятых относительно недавно, можно отметить Киотский протокол 1997 г. к Рамочной конвенции об изменении климата 1992 г., Картахенский протокол по биобезопасности 2000 г. к Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г., Протокол по стратегической экологической оценке 2003 г. к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г. Общий позитивный эффект в случае осуществления положении таких протоколов помимо выполнения установленных конкретных обязательств, направленных на оптимальную реализацию общих норм по охране окружающей среды, приводит также к дополнительным положительным результатам, таким как: - сокращение загрязнения окружающей среды; - уменьшение опасности заболеваемости населения; - снижение риска деградации экосистем; - внедрение достижений научно-технического прогресса. Договорное развитие МПОС при помощи принятия протоколов, безусловно, будет продолжаться, что объясняется возрастанием научно-технического потенциала и осложнением экологической ситуации, когда требуется дополнительное правовое регулирование. Данное развитие также связано с потребностью в реальных и более мобильных инструментах для достижения тех общих целей, которые формулируют рамочные международные договоры и гибко учитывают интересы различных государств. Следующая тенденция развития МПОС видится в более последовательном решении вопросов ответственности за сохранение окружающей среды в широком смысле слова, включая ответственность за выполнение обязательств, предупреждение трансграничного ущерба и ответственность за причинение ущерба окружающей среде (в случае совершения международного правонарушения). Внимание на международном уровне ко всем указанным аспектам отражает понимание сложности восстановления ущерба, причиненного окружающей среде как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. На современном этапе развития международных отношений комплексное решение вопросов ответственности находит проявление в следующем. Во-первых, в установлении дифференцированной ответственности, что свидетельствует о стремлении учесть неодинаковые возможности государств разного уровня развития по охране окружающей среды. Например, в ст. 10 Киотского протокола 1997 г. говорится о том, что "все стороны, принимая во внимание свою общую, но дифференцированную ответственность и свои особые национальные и региональные приоритеты, цели и условия в области развития,.." подтверждают существующие обязательства по преодолению изменений климата и продолжают содействовать их осуществлению. Различный уровень развития отражает не только разные способности по охране, но и различную степень воздействия на окружающую среду. С одной стороны, государства справедливо полагают, что развитые государства в процессе своей деятельности оказывают более сильное давление на окружающую среду, однако с другой - воздействие развивающихся государств (особенно в плане эксплуатации природных ресурсов) может быть не менее разрушающим. Поэтому преимущественным фактором дифференцированного подхода к ответственности должны быть разные технические, финансовые возможности государств и их различные предметные интересы в сфере использования и охраны окружающей среды. Во-вторых, в процессе разработки общих положений об ответственности государств и международных организаций. Основанием ответственности является нарушение норм международного права, направленных на рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды. При реализации международно-правовой ответственности особый интерес представляют вопросы возмещения экологического ущерба пространствам, которые находятся за пределами национальной юрисдикции и бенефициариями, в отношении эксплуатации и сохранения которых потенциально выступают все государства. Что касается отдельных договоров, то установление в них основ публичной ответственности, прежде всего государств, сочетается с обязанностью обеспечивать, чтобы в соответствии с правовыми системами последних имелась возможность обращаться за получением надлежащего возмещения <*>. -------------------------------- <*> Конвенция ООН по морскому праву. 10 декабря 1982 г. Ст. 235.
Признание нормы по охране окружающей среды в качестве императивной нормы общего международного права приведет к тому, что грубое или систематическое невыполнение установленных ею обязательств будет считаться серьезным нарушением <*>. Таким образом, классические условия, определяющие возникновение международно-правовой ответственности и пути ее осуществления применимы и в сфере охраны окружающей среды. -------------------------------- <*> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 56/83 от 12 декабря 2001 г. "Ответственность государств за международно-противоправные деяния" // Документ ООН А/RES/56/83. Ст. 40.
В-третьих, в стремлении к кодификации норм о предупреждении трансграничного ущерба окружающей среде в результате правомерной деятельности. Особенности такого предупреждения отражены в Проекте статей, разработанном Комиссией международного права ООН <*>. Появление и применение новых технологий (при прочих равных условиях) повышает риск возможного ущерба окружающей среде за пределами национальной юрисдикции. Разработанный Комиссией международного права ООН Проект статей, касающийся предотвращения трансграничного вреда от опасных видов деятельности, подтверждает принцип постоянного суверенитета государств над природными ресурсами в пределах их территории или иным образом находящиеся под их юрисдикцией или контролем. Следующее далее указание на то, что свобода государств осуществлять или разрешать виды деятельности на их территории или иным образом под их юрисдикцией или контролем не является неограниченной, только подтверждает действительный смысл осуществления суверенитета, устанавливая имманентно присущие ему границы реализации. -------------------------------- <*> Draft on Prevention of transboundary harm from hazardous activities. A/CN/4/L.601. 1 Aug. 2001.
Согласно статье 3 Проекта государство происхождения принимает все надлежащие меры для предотвращения значительного трансграничного вреда или в любом случае минимизации его риска. Известно, что вероятность причинения ущерба в результате правомерной деятельности того или иного рода может быть различной. Естественный интерес одного государства все же осуществлять такую деятельность, а также законный интерес иных государств и международного сообщества избежать серьезных негативных последствий такого рода деятельности требуют смириться с возможными потерями при соблюдении определенных условий, а именно: - наличия информации о возможно опасных для состояния окружающей среды проектов или, другими словами, проектов, способных вызвать трансграничный ущерб; - принятия необходимых предварительных мер и учет возможностей преодоления неблагоприятных последствий; - ограниченности возмещения причиненного материального ущерба. Именно в этом ключе положения, разработанные Комиссией международного права ООН, настаивают на наличии факторов справедливого баланса интересов, включая риск причинения значительного вреда окружающей среде и доступность средств - предотвращения такого вреда или минимизации его риска либо восстановления окружающей среды. Изложенное ранее позволяет сделать вывод, что в дальнейшем развитие норм международного права по вопросам ответственности, в частности, оценки и возмещения ущерба окружающей среде, урегулирования связанных с этим споров, а также направленных на выработку критериев и процедур выплаты надлежащего возмещения, будет продолжаться. Еще одна явно выраженная тенденция - активное региональное развитие МПОС, прежде всего на европейском уровне. Определяющими факторами реализации регионального сотрудничества становятся не только объекты, вокруг использования и охраны которых объединяются государства, осуществляя международно-правовое регулирование, но и усиливающееся интеграционное взаимодействие, которое требует синхронизации усилий при проведении политики государств в различных областях. На региональном уровне взаимодействие государств все более четко ориентируется на скорейшую ратификацию, эффективную согласованность и обеспечение принудительной силой международных конвенции и соглашений в сфере окружающей среды. Региональные конвенции и соглашения по охране окружающей среды играют важную роль в качестве своеобразного переходного этапа между национальным и глобальным уровнями вследствие: - взаимодополняемости, существующей между универсальными и региональными организациями в гетерогенном (гибридном) международном сообществе; - лучшего понимания ответственности, которую несут региональные и субрегиональные учреждения за обеспечение соответствующей экологической обстановки в регионе, поскольку именно региональные организации могут в наибольшей мере учитывать специфику экологического развития, особенно в плане общности региональных экосистем; - того, что рамки реальной самостоятельности, в том числе и в принятии экологических решений в определенном объеме, сместились с национального уровня на региональный. Юридическим результатом региональной практики договорного регулирования в сфере охраны окружающей среды становится унификация, в частности, норм об ответственности в национальном законодательстве. Так, в рамках Совета Европы были приняты Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный деятельностью, опасной для окружающей среды 1993 г., Конвенция о защите окружающей среды посредством уголовного законодательства 1998 г. Одной из серьезных причин принятия Конвенции 1998 г. послужила убежденность в том, что введение уголовных или административных мер воздействия, в том числе в отношении юридических лиц, может служить эффективным средством предотвращения действии, наносящих вред окружающей среде. Рамочное решение Совета ЕС 2003/80 от 27 января 2003 г. об уголовно-правовой охране окружающей среды принято как доказательство обеспокоенности Европейского Союза ростом экологических преступлений и их последствиями, которые все чаще распространяются за пределы государства, в котором преступление совершается. Данная ситуация требует решения вопроса о том, что "государства-члены должны обладать широкой юрисдикцией в отношении упомянутых преступлений во избежание уклонения физического или юридического лица от ответственности по факту того, что преступление совершено не на его территории" (п. 9). Подобное расширение юрисдикции в отношении экологических преступлений, вероятность распространения их последствий за пределы национальной юрисдикции - возможные причины для заключения соглашения, объединяющего усилия государств в борьбе с такими преступлениями, которые в этом случае будут рассматриваться в качестве преступлений международного характера. Стремление к проведению единой национальной политики прослеживается также в согласовании мер по доступу к информации о состоянии окружающей среды, которые должны приниматься на национальном уровне. В Проекте статей, касающемся предотвращения трансграничного вреда от опасных видов деятельности, Комиссия международного права ООН специально сделала акцент на информировании населения. Вероятность того, что население может быть затронуто деятельностью, подпадающей под сферу применения настоящих статей, обусловливает со стороны заинтересованных государств при помощи надлежащих средств предоставление соответствующей информации о возможной или осуществляемой деятельности, сопряженном с ней риске и вреде, который может быть причинен, выясняя при этом мнение населения (ст. 13). На региональном уровне вопросы, касающиеся доступа к информации, могут решаться более конкретно. Одной из причин принятия соответствующих актов являются различия в национальном законодательстве относительно доступа к информации о состоянии окружающей среды, способные создать неравенство в отношении получения необходимой информации и/или в отношении условий конкуренции. Важнейшим из нормативных актов европейского права по этому вопросу является Директива 90/313/ЕЭС о свободе доступа к информации об окружающей среде от 7 июля 1990 г. В 1998 году была заключена Конвенция по доступу к информации о состоянии окружающей среды и участии общественности в принятии решений, а также о доступе к правосудию. Доступ к информации способствует обеспечению иных экологических прав и повышает защиту окружающей среды. В целом нормы МПОС, согласованные на региональном уровне, могут учитываться при заключении универсальных соглашений и оказывать влияние на национальное право. Таким образом, определение тенденций развития международно-правового регулирования в сфере окружающей среды позволяет оптимально использовать ресурсы МПОС в качестве одного из средств предотвращения или разрешения различного рода конфликтов, источником которых становится нехватка природных ресурсов, нерациональное их использование, истощение, неравный доступ к таким ресурсам. В настоящее время все чаще происходит исключительно быстрое нарастание того или иного негативного процесса в окружающей среде, то есть некое увеличение негативных эффектов в геометрической прогрессии, которое все равно обладает эффектом неожиданности. При этом, естественно, речь не идет о стохастических (вероятностных) явлениях, которые для природы могут оказаться даже полезными <*>. Поэтому в рамках тенденций развития МПОС должны ставиться задачи такого преобразования, которое возникает в качестве некой идеи, как намерение соответствующих действий международного сообщества, способствующее созданию или непосредственно переходящее в плоскость международно-правовых норм. Последние должны быть направлены не только на обслуживание текущих международных отношений в их определенном объеме, но и на регулирование ситуации, которая может возникнуть в будущем (в чем и состоит особая сложность задачи). Это необходимо для того, чтобы если не предотвратить негативное развитие событий, то минимизировать отрицательные эффекты и обладать правовым механизмом, при помощи которого будет возможно осуществлять управление ситуацией. -------------------------------- <*> Кузнецов Г. А. Экология и будущее: анализ философских оснований глобальных прогнозов. М., 1988. С. 112, 125.
Название документа