Перспективы развития

(Винник В. В.)

("ЭЖ-Юрист", 2005, N 42)

Текст документа

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Подписанное 3 марта 2004 года Соглашение между СНГ и Евразийским экономическим сообществом о выполнении Экономическим Судом СНГ функций Суда ЕврАзС открыло новый этап в деятельности единственного на постсоветском пространстве международного судебного органа. О роли суда, его значении с точки зрения органа, рассматривающего и разрешающего международные споры, рассказывает Владимир Владимирович Винник, главный советник международно-правового отдела Экономического Суда СНГ.

Напомним, что Соглашением от 3 марта 2004 года Экономический Суд наделен полномочиями по разрешению межгосударственных споров экономического характера, возникающих при применении Договора об учреждении ЕврАзЭС.

Суду также предоставлено право толкования положений действующих международных договоров в рамках ЕврАзЭС при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам государств - членов ЕврАзЭС, Межгосударственного совета, Межпарламентской ассамблеи и Интеграционного комитета сообщества.

Расширение полномочий

Действующий Статут Суда Евразийского экономического сообщества устанавливает, в свою очередь, довольно узкую компетенцию Суда. Инициатором расширения полномочий Суда ЕврАзЭС выступил Интеграционный комитет ЕврАзЭС. В обоснование приводился тот факт, что в рамках ЕврАзЭС отсутствует механизм защиты интересов хозяйствующих субъектов в случае нарушения их прав, вытекающих из международных договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС, и решений, принятых органами ЕврАзЭС. Экономическому Суду СНГ было предложено высказать свое мнение в части:

придания ему права разрешать споры экономического характера, сторонами которых являются предприниматели, по вопросам, связанным с реализацией действующих в рамках ЕврАзЭС международных договоров и решений органов ЕврАзЭС;

определения четкой юрисдикционной компетенции Суда ЕврАзЭС в отношении того, что его решения должны иметь обязательную юридическую силу и исполняться в порядке, предусмотренном в отношении исполнения решений судов иностранных государств и международных судов;

установления упрощенного порядка взаимодействия Суда ЕврАзЭС с компетентными органами Сторон по делу.

Экономический Суд поддержал инициативу Интеграционного комитета ЕврАзЭС о внесении изменений и дополнений в Статут Суда ЕврАзЭС в целях расширения компетенции Суда Сообщества, поскольку анализ поступающих в Экономический Суд обращений в рамках СНГ подтверждает наличие проблем по разрешению целой категории споров.

Наделение субъектов хозяйствования правом на обращение в Суд сообщества было бы оправданным и с материально-правовых позиций, и с точки зрения экономии сил и времени для эффективного обеспечения судебной защиты прав и интересов как субъектов хозяйствования государств - членов ЕврАзЭС, так и самих государств.

Это позволило бы также решить проблему упрощения взаимодействия Суда со сторонами по делу, поставленную органами ЕврАзЭС.

Наряду с этим Суд предложил, помимо обязательной юрисдикции, предполагающей рассмотрение споров по одностороннему заявлению, предусмотреть в Статуте Суда ЕврАзЭС и факультативную юрисдикцию, ссылаясь при этом на то, что в Экономическом Суде СНГ имеются необходимые предпосылки и условия для третейского (арбитражного) разбирательства споров.

Предоставление Суду Сообщества правомочий на разрешение споров субъектов хозяйствования соответствует сложившейся международной практике, в том числе европейских сообществ.

Исполнение решений

Решение вопросов расширения компетенции Суда Сообщества носит комплексный характер и включает в себя и проблему исполнения решений Суда сообщества. В этой связи предполагается закрепить, что государства - члены ЕврАзЭС, принимая все необходимые меры для своевременного и полного исполнения решений Суда Сообщества, устанавливают в этих целях упрощенный порядок взаимодействия Суда сообщества с компетентными за исполнение судебных решений органами, обязанными принимать к исполнению решения Суда сообщества по обращениям заинтересованных лиц (взыскателей). При этом основанием для возбуждения исполнительного производства могли бы быть заявления взыскателей и решения Суда сообщества по установленной форме.

Актуальность данного вопроса подтверждает практика исполнения решений судов государств - участников СНГ по экономическим спорам на территориях государств Содружества, показывающая недостаточную эффективность многостороннего Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 года. В этом отношении может быть использован позитивный опыт регулирования данного вопроса в двусторонних договорах о правовой помощи и правовых отношениях.

Примирительные процедуры

Предложение о дополнении Статута Суда положением о предоставлении Суду правомочий на осуществление примирительных процедур обусловлено необходимостью максимально эффективного использования потенциала Суда Сообщества в том числе и для осуществления альтернативных способов разрешения споров применительно к практике, сложившейся в рамках европейских сообществ.

Кстати, содействие развитию примирительных процедур в Европейском союзе ведется в рамках решения проблемы обеспечения лучшего доступа граждан и организаций к правосудию. Как известно, развитость примирительных процедур разгружает судебную систему. Кроме того, они существенно увеличивают шанс сторон добиться реализации своих интересов на консенсуальной основе и без задействования достаточно негибких и медлительных судебных механизмов. ЕС прежде всего стремится к тому, чтобы у граждан и организаций при возникновении правового конфликта был реальный выбор органов и процедур его урегулирования.

14 июня 2005 года принято Постановление МПА ЕврАзЭС "О предложениях по расширению компетенции Суда ЕврАзЭС", которым:

поддержано предложение Секретариата Интеграционного комитета ЕврАзЭС и Экономического Суда СНГ, выполняющего функции Суда ЕврАзЭС, по расширению компетенции Суда Евразийского экономического сообщества в части предоставления хозяйствующим субъектам права обращения в Суд ЕврАзЭС;

рекомендовано Интеграционному комитету ЕврАзЭС совместно с Экономическим Судом СНГ внести в установленном порядке на рассмотрение органов ЕврАзС предложения по изменению Статута Суда Евразийского экономического сообщества;

постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС по правовым вопросам поручено принять участие в совершенствовании организационно-правовой основы деятельности Суда сообщества.

Во исполнение Постановления Бюро Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС от 14 июня 2005 г. N 6 Судом был подготовлен проект предложений Экономического Суда СНГ, выполняющего функции Суда ЕврАзЭС, о внесении изменений и дополнений в Статут Суда ЕврАзЭС с соответствующим обоснованием. При разработке данных документов были учтены, кроме первоначальных, последующие предложения Интеграционного комитета ЕврАзЭС, обусловленные целями и задачами ЕврАзЭС, тенденциями дальнейшего сотрудничества государств - членов ЕврАзЭС, а также международная судебная практика и опыт Экономического Суда СНГ.

Подводя итог вышесказанному, можно сформулировать основные направления, по которым осуществляется работа по предоставлению дополнительных правомочий Суду ЕврАзЭС:

1.1 расширение предметной юрисдикции Суда;

1.2 рассмотрение споров экономического характера на основе арбитражной оговорки;

1.3 расширение субъектной юрисдикции Суда;

1.4 упрощение порядка взаимодействия Суда с органами государств - членов ЕврАзЭС, компетентными принимать к исполнению решения Суда сообщества;

1.5 наделение Суда правом принятия решений в преюдициальном порядке;

1.6 осуществление Судом примирительных процедур по урегулированию споров.

Сформулированные предложения о внесении изменений и дополнений в Статут Суда ЕврАзЭС предполагается рассмотреть в ходе заседания высшего органа Экономического Суда СНГ - Пленума и в дальнейшем направить в соответствии с установленным порядком на рассмотрение высших органов ЕврАзЭС.

Подготовил Михаил Чеботарев,

корреспондент "ЭЖ-Юрист"

Название документа