Лицо, пользующееся международной защитой, как потерпевший от преступления, предусмотренного ст. 360 УК РФ

(Дробот С., Куличков А.) ("Уголовное право", 2013, N 4) Текст документа

ЛИЦО, ПОЛЬЗУЮЩЕЕСЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТОЙ, КАК ПОТЕРПЕВШИЙ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 360 УК РФ

С. ДРОБОТ, А. КУЛИЧКОВ

Сергей Дробот, доцент юридического факультета Южно-Уральского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

Алексей Куличков, преподаватель Курганского пограничного института ФСБ России.

Российская Федерация является участницей Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14 декабря 1973 г. (далее - Конвенция 1973 г.) <1>. Положения данного документа имплементированы в УК РФ, где выделен самостоятельный состав преступления (ст. 360). Рассматриваемое посягательство характеризуется специальным потерпевшим - лицом, пользующимся международной защитой. Нападения на таких лиц совершаются и на территории России, однако практика привлечения виновных по ст. 360 УК РФ не сформирована. В качестве причины видится крайне высокая степень бланкетности диспозиции ч. 1 ст. 360 УК РФ, лишь в общем виде определяющей круг потерпевших: представители иностранных государств и сотрудники международных организаций, пользующиеся международной защитой. При этом понятие "международная защита" ни действующие международные акты, ни российское законодательство не раскрывают. -------------------------------- <1> Действующее международное право. М., 1997. Т. 3. С. 18 - 23.

Прежде всего, необходимо указать на то, что термин "международная защита" не исчерпывается лишь правовыми гарантиями и должен трактоваться достаточно широко. Весьма показательно в этом плане мнение, согласно которому существуют два аспекта такой защиты: внешний и внутренний. В свою очередь, мероприятия, предпринимаемые международными организациями и государствами, делятся на правовые и организационные <2>. -------------------------------- <2> См.: Кургузова Я. С. Функциональная защита международных организаций: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 180.

Отметим нетождественность понятий "право на международную защиту" как совокупность определенных преимуществ и собственно "международная защита" как процедура их реализации. Разработчики уголовного закона при конструировании диспозиции ч. 1 ст. 360 использовали словосочетание "международная защита". Но в этой случае наблюдается определенное терминологическое несоответствие между законодательной конструкцией ст. 360 УК РФ, с одной стороны, и конвенционными нормами - с другой. Анализ диспозиции ст. 360 УК РФ позволяет утверждать: для признания лица потерпевшим от данного преступления необходимо установить, что оно в момент нападения пользовалось международной защитой. Иными словами, к моменту начала посягательства право на такую защиту должно находиться в процессе реализации. В то же время п. 1(b) ст. 1 Конвенции 1973 г. говорит о том, что лицо должно лишь иметь право на специальную защиту во время совершения преступления. Именно поэтому подход разработчиков текста Конвенции 1973 г., основанный на использовании понятия "право на специальную защиту", представляется более удачным. Исходя из этого, законодателю надлежит привести отечественную уголовно-правовую норму ст. 360 УК РФ в соответствие с требованиями указанной Конвенции. В самом общем плане право на защиту основано на определенной совокупности привилегий и иммунитетов. В науке международного права данные категории интерпретируются по-разному. В настоящей статье отметим лишь то, что понятие "иммунитет" является собирательным, включающим в себя совокупность привилегий и иммунитетов в строгом смысле этих терминов. Поэтому в дальнейшем при использовании термина "иммунитет" мы будем исходить из его широкого толкования. При решении вопроса о субъектном составе круга потерпевших необходимо отталкиваться от положений, закрепленных в п. 1 ст. 1 Конвенции 1973 г. В их число входят: "a) глава государства, в том числе каждый член коллегиального органа, выполняющего функции главы государства согласно конституции соответствующего государства, или глава правительства, или министр иностранных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровождающие члены его семьи; b) любой представитель или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, или иной агент межправительственной международной организации, который, во время, когда против него, его официальных помещений, его жилого помещения или его транспортных средств было совершено преступление, и в месте совершения такого преступления имеет право в соответствии с международным правом на специальную защиту от любого нападения на его личность, свободу и достоинство (выделено нами. - С. Д., А. К.), а также проживающие с ним члены его семьи". Из сказанного следует, что для определения круга потерпевших требуется установить, во-первых, каких конкретно лиц и в каком объеме международная практика, конвенционные нормы и положения национального законодательства наделяют иммунитетами; во-вторых, какие именно из предоставленных преимуществ гарантируют специальную защиту. Как видно, Конвенция 1973 г. разделяет потерпевших на две группы, в первую из которых входят глава государства, глава правительства, министр иностранных дел и сопровождающие их члены семьи. В теории международного права их принято рассматривать наряду с парламентом в качестве внутригосударственных органов внешних сношений, представляющих свою страну в межгосударственных отношениях ex officio (по должности) и пользующихся в этой связи правом на полные дипломатические привилегии и иммунитеты <3>. По смыслу ст. 1 Конвенции 1973 г. единственным основанием признания за указанными лицами права на международную защиту является факт нахождения их в момент нападения на территории именно иностранного государства. Следовательно, для применения положений ст. 360 УК РФ в указанном случае требуется, чтобы они были представителями любой зарубежной страны. -------------------------------- <3> См., напр.: Сандровский К. К. Право внешних сношений: Учебник. Киев, 1986. С. 64.

Итак, прежде всего в число потерпевших входит глава государства, пользующийся в международном праве "иммунитетом суверена". Содержание данного иммунитета составляют: право на уважение, свобода сношений со своей и другими странами шифром и курьерами, личная неприкосновенность, изъятие из юрисдикции, неприкосновенность личных вещей и помещений <4>. Под главой государства в данном случае по смыслу п. 1(a) ст. 1 Конвенции 1973 г. следует понимать: 1) единоличного монарха (наследственного или выборного); 2) единоличного президента (выборного или пожизненного); 3) главу коллегиального органа, выполняющего функции главы государства, а также каждого члена данного органа; 4) лицо, временно исполняющее функции президента или монарха (регент; член регентского совета; лицо, замещающее вакансию поста президента; член коллегиального органа, выполняющего аналогичные функции); 5) лицо, фактически выполняющее функции главы государства и соответствующее признакам данного института, т. е. "подлинный" глава государства; 6) лицо (член коллегиального органа), узурпировавшее полномочия в стране и властвующее на нелегитимной основе (при условии признания его принимающей страной в этом официальном качестве). -------------------------------- <4> Блищенко И. П., Дурденевский В. Н. Дипломатическое и консульское право. М., 1962. С. 71.

Наряду с главой государства важнейшее место в системе органов власти занимает правительство, которое наделено широкими исполнительно-распорядительными полномочиями, в том числе по разработке и ведению курса внутренней и внешней политики страны. Это обстоятельство, по-видимому, явилось причиной закрепления в п. 1(a) ст. 1 Конвенции 1973 г. такого потерпевшего, как глава правительства. Важно учитывать, что конкретная трактовка этого термина хотя и зависит во многом от определенной конституционно закрепленной и практически реализуемой формы правления в государстве, но должна основываться исключительно на анализе особенностей конституционной модели разделения властей, совокупности законно установленных функций соответствующего лица. Следующий потерпевший, входящий в первую группу, - министр иностранных дел. Иногда функции министерства иностранных дел могут выполнять другие ведомства, наделенные правами осуществлять внешнеполитические связи <5>. В такой ситуации правоприменителю при установлении потерпевшего необходимо исходить из его конкретных функций и полномочий, закрепленных в конституции, законах и подзаконных актах иностранного государства. -------------------------------- <5> Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Г. М. Мелков. М., 2009. С. 253.

К упомянутым потерпевшим п. 1(a) ст. 1 Конвенции 1973 г. добавляет сопровождающих их членов семьи. Однако правовой статус и круг последних международными документами не раскрываются. В теории и практике международных отношений ответ на этот вопрос также не нашел однозначного решения. При установлении рассматриваемого круга потерпевших, безусловно, необходимо отталкиваться от положений действующего российского законодательства. Однако в отечественных правовых актах отсутствует единый подход к пониманию семьи и ее членов. Это обусловлено тем, что смысл данных терминов раскрывается исходя из конкретных целей правового регулирования в каждой отрасли законодательства - семейного, жилищного, военного и пр. Полагаем, что определение перечня членов семьи, как потерпевших от анализируемого преступления, должно иметь определенные особенности, продиктованные спецификой общественных отношений, охраняемых нормой ст. 360 УК РФ. Вряд ли оправданно ограничивать состав семьи лишь супругами и несовершеннолетними детьми рассматриваемой категории лиц. Исходя из этого, к пользующимся международной защитой в соответствии с п. 1(a) ст. 1 Конвенции 1973 г. членам семьи главы государства (главы правительства, министра иностранных дел) нужно относить: сопровождающих его на территории иностранного государства, не являющихся гражданами данного государства, совместно проживающих и ведущих с ним совместное хозяйство лиц, состоящих с ним в родстве (родственников, в том числе близких) и (или) свойстве (свойственников). Обращает на себя внимание тот факт, что законодатель при конструировании диспозиции ч. 1 ст. 360 УК РФ, несмотря на прямое указание Конвенции 1973 г., обошел стороной членов семьи лица, пользующегося международной защитой, как потерпевших от изучаемого преступления. Между тем подобные посягательства не редкость. Вторая группа потерпевших представлена достаточно широким кругом лиц, в число которых в первую очередь входят сотрудники дипломатических (в том числе торговых) представительств. В соответствии со ст. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. (далее - Венская конвенция 1961 г.) сотрудниками представительства являются его глава и члены персонала (дипломатического, административно-технического и обслуживающего) <6>. Глава представительства и члены дипломатического персонала объединены общим термином "дипломатические агенты". -------------------------------- <6> Действующее международное право. М., 1996. Т. 1. С. 510 - 524.

На основании норм международного и национального права дипломатические представительства и их сотрудники пользуются иммунитетами, которые можно классифицировать на два вида: 1) привилегии и иммунитеты представительства в целом как органа аккредитующего государства <7>; 2) личные иммунитеты и привилегии дипломатического персонала и членов их семей. -------------------------------- <7> Их системное исследование в настоящей статье не проводится как излишнее по отношению к основной задаче работы.

Рассмотрим иммунитеты второй группы. Для беспрепятственного выполнения своих обязанностей дипломатическим агентам гарантируется личная неприкосновенность, логичным дополнением которой выступает иммунитет от юрисдикции (уголовной, гражданской, административной) страны пребывания, в том числе освобождение от обязанности давать показания в качестве свидетеля <8>. Дипломаты ни при каких обстоятельствах не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Неприкосновенность гарантируется дипломату в отношении всех действий, осуществляемых "им от имени направившего его государства и в интересах последнего, а также и в делах личного характера" <9>. Кроме того, государство пребывания обязано "относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство" (ст. 29 Венской конвенции 1961 г.). Возложенная обязанность исполняется государствами как с помощью системы административных мероприятий (в частности, специальной охраны), так и с помощью установления весьма суровых мер ответственности в отношении лиц, совершающих подобные посягательства. -------------------------------- <8> См.: статьи 29, 31 Венской конвенции 1961 г.; ст. 13 Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории Союза Советских Социалистических Республик, утвержденного Указом Президиума ВС СССР от 23 мая 1966 г. N 4961-VI (далее - Положение 1966 г.) // СПС "КонсультантПлюс". <9> Вуд Дж., Серре Жан. Дипломатический церемониал и протокол. М., 1976. С. 72.

Помимо дипломатического персонала иммунитетами пользуются также некоторые другие лица: 1) члены семей дипломатических агентов; 2) дипломатические агенты, проезжающие через территорию третьих государств, и члены их семей (с целью занятия своего поста или возвращения на этот пост или же в свою страну); 3) члены административно-технического персонала (заведующий канцелярией, бухгалтеры, переводчики, делопроизводители, работники связи и охраны и др.); 4) члены обслуживающего персонала представительства (врачи, повара, водители, курьеры, швейцары, дворники и т. п.); 5) домашние работники сотрудников представительства (неграждане государства пребывания, не проживающие в нем постоянно); 6) члены обслуживающего персонала из числа граждан государства пребывания; 7) дипломатические курьеры (в том числе специальные, ad hoc). Особое внимание следует уделить статусу дипломатов, не аккредитованных в России, но пребывающих на ее территории. В ст. 18 Положения 1966 г. не ограничиваются цели поездки такого дипломатического агента лишь интересами службы, например занятием своего поста. Это обстоятельство, по всей видимости, послужило основанием для предоставления иностранным дипломатам, въезжающим в Российскую Федерацию с дипломатическими паспортами, дипломатической въездной визы, а следовательно, и иммунитетов вне зависимости от целей прибытия <10>. Думается, приведенный подход не лишен некоего рационального начала. Однако при этом важно учитывать безусловный приоритет правил международного договора России над национальным законодательством - в нашем случае Венской конвенции 1961 г. над Положением 1966 г. Конвенция регулирует вопросы двусторонней, а не многосторонней дипломатии. Поэтому, следуя логике этого документа, неверно признавать потерпевшим от изучаемого преступления не аккредитованного в России иностранного посла, проезжающего через территорию нашей страны, в иное государство, скажем, с целью проведения там отпуска в случае нападения на него на российской территории. Представляется, что аналогично должно обстоять дело и с теми дипломатическими агентами, которые приезжают в Российскую Федерацию по частным делам (на отдых, в туристических целях, для посещения родственников и т. п.). Во всяком случае правоприменителю при решении вопроса о потерпевшем надлежит сделать соответствующий запрос в МИД России для уточнения особенностей статуса последнего, что в общем согласуется с требованиями ч. 2 ст. 3 УПК РФ. -------------------------------- <10> См.: Блищенко И. П. Дипломатическое право: Учеб. пособие. М., 1990. С. 176.

Следующая группа потерпевших - члены специальных миссий. Специальная миссия (ad hoc) относится к так называемым временным зарубежным органам внешних сношений <11>. В международной практике существуют различные виды специальных миссий: наблюдатели на переговорах, международных конференциях; специальные дипломаты; дипломатические представители; частные агенты главы государства и т. д. <12>. -------------------------------- <11> См.: Конвенция о специальных миссиях от 8 декабря 1969 г. // Международное публичное право. Сборник документов. М., 1996. Т. 1. С. 209 - 221. <12> Блищенко И. П. Указ. соч. С. 145 - 146.

Как известно, государства поддерживают дипломатические отношения не только между собой, но и с международными организациями. С этой целью они создают постоянные представительства при международных организациях и направляют делегации для участия в их работе. Представители государств также пользуются правом на международную защиту. В общем виде иммунитеты указанных лиц были сформулированы в п. п. 1 и 2 ст. 105 Устава ООН <13>, а впоследствии детализированы в Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г. и в Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 21 ноября 1947 г. <14>. Свое дальнейшее развитие и наибольшую концептуальную завершенность правовой статус представительств и делегаций получил в принятой 14 марта 1975 г. Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера <15>. -------------------------------- <13> Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г.) // СПС "КонсультантПлюс". <14> Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. С. 237 - 241, 279 - 300. <15> Там же. С. 300 - 322.

Помимо рассмотренных выше в число зарубежных органов внешних сношений входят консульские учреждения, работникам которых также предоставляется право на специальную защиту. Основополагающим международным документом, регулирующим данный вопрос, является Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. (далее - Венская конвенция 1963 г.) <16>. В соответствии с ней персонал консульского учреждения разделяется на следующие группы: 1) консульские должностные лица; 2) консульские служащие; 3) работники обслуживающего персонала. Консульским должностным лицам предоставляется довольно ограниченная личная неприкосновенность, иммунитет от юрисдикции в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций ("функциональный иммунитет"). Консульским служащим и работникам обслуживающего персонала Венская конвенция 1963 г. личную неприкосновенность не гарантирует. В ст. 43 речь идет лишь о так называемом служебном (функциональном) иммунитете от юрисдикции консульских служащих. Кроме того, важнейшую роль в обеспечении международной защиты данной категории лиц играют многочисленные двусторонние консульские конвенции, положения которых отличаются большим разнообразием и в вопросе классификации консульских работников, и в объеме гарантируемых преимуществ. -------------------------------- <16> Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. М., 1991. С. 124 - 147.

Специальной защитой пользуются также сотрудники международных организаций: 1) персонал ООН. Некоторым сотрудникам предоставляется право на служебный иммунитет (члены Международного Суда, эксперты в командировках по делам Организации Объединенных Наций). Генеральный секретарь Организации, его помощники, а также их жены и несовершеннолетние дети пользуются дипломатическим иммунитетом; 2) сотрудники специализированных учреждений ООН: МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО, МВФ, МБРР и т. д.; 3) сотрудники организаций, связанных с ООН: ВТО, МАГАТЭ, организации по договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, организации по запрещению химического оружия; 4) должностные лица ряда региональных международных организаций, участницей которых является Россия: Совет Европы, ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС и др.; 5) служащие международных организаций, в которых Российская Федерация не принимает участия: Европейский инвестиционный банк, Европейское космическое агентство, организации экономического сотрудничества и развития. Защита им предоставляется на основе двусторонних соглашений; 6) персонал международных судебных органов, как самостоятельных, так и входящих в состав международных организаций: ранее упомянутый Международный Суд ООН, Международный уголовный суд, Европейский суд по правам человека, Международный трибунал по морскому праву, Международные трибуналы по Югославии и Руанде, Специальный суд по Сьерра-Леоне, Чрезвычайные палаты в судах Камбоджи, Межамериканский суд по правам человека, Экономический суд СНГ, Суд Европейского союза, а также Суд ЕврАзЭС (при условии подписания и последующей ратификации Россией их учредительных документов). На основании изложенного необходимо сформулировать следующие выводы. Международная защита представляет собой комплексную категорию, определяющую особый правовой статус потерпевшего в сравнении с иными лицами. Можно вести речь о двух ее аспектах - правовом и организационном. Первый из них характеризуется: а) предоставлением лицу совокупности преимуществ; б) установлением повышенных мер ответственности за посягательства на него. Совокупность привилегий и иммунитетов, конституирующих правовой аспект, составляют: личная неприкосновенность, неприкосновенность частной резиденции, иммунитет от юрисдикции страны пребывания, поскольку именно они могут гарантировать защиту от нападения на личность, свободу и достоинство соответствующего лица, как того требует п. 1 ст. 1 Конвенции 1973 г. Организационный аспект международной защиты заключается в системе защитных административных мер, осуществляемых компетентными органами государства или международной организацией и направленных на реализацию закрепленных в международном праве гарантий безопасности тех или иных лиц. Если представители первой группы потерпевших имеют право на абсолютную и безусловную защиту во время пребывания на территории любого иностранного государства, то применительно ко второй группе необходимо учитывать "пределы международной защиты". Под ними мы понимаем границы, рамки, определяемые временными и содержательными показателями и условиями, оказывающие непосредственное влияние на признание лица потерпевшим. Это означает, что нападение на лицо, пользующееся, к примеру, функциональной защитой, надлежит квалифицировать по ст. 360 УК РФ лишь в том случае, если преступление было совершено во время исполнения им своих должностных обязанностей. Косвенно данный вывод следует из указания в п. 1(b) ст. 1 Конвенции 1973 г. на время действия специальной защиты. Формулировку диспозиции ч. 1 ст. 360 УК РФ едва ли можно признать удачной, поскольку термин "представитель иностранного государства" в большей мере применим к лицам, осуществляющим функции официального представительства своей страны в международных отношениях. В строгом смысле к ним относятся лишь дипломатические агенты; члены дипломатического персонала специальных миссий, представительств и делегаций государств в международных организациях; консульские должностные лица. Получается, что все иные довольно многочисленные сотрудники органов внешних сношений фактически выпадают из перечня потерпевших от анализируемого посягательства. Неслучайно п. 1(b) ст. 1 Конвенции 1973 г. четко разграничивает "любого представителя" и "должностное лицо" государства. На наш взгляд, в качестве практических предложений, несомненно, актуальными будут: 1) объединение в диспозиции ч. 1 ст. 360 УК РФ терминов "представитель иностранного государства" и "сотрудник международной организации" в общее понятие "лицо, пользующееся международной защитой" <17>; -------------------------------- <17> См.: Сухарев Д. Л. Уголовная ответственность за нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой: Дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2003. С. 85.

2) использование термина "лицо иностранного государства" вместо "представитель иностранного государства"; 3) дополнение ст. 360 УК РФ примечанием следующего содержания: "Примечание. Лицом, пользующимся международной защитой, признается глава иностранного государства, правительства, иное лицо иностранного государства или сотрудник международной межправительственной организации, а равно члены семей указанных лиц, пользующиеся в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации личной неприкосновенностью, неприкосновенностью частной резиденции и (или) иммунитетом от юрисдикции Российской Федерации". Предложенная редакция ст. 360 УК РФ представляется оптимальной с позиции положений, закрепленных в международно-правовых источниках.

Пристатейный библиографический список

1. Блищенко И. П. Дипломатическое право: Учеб. пособие. М., 1990. 2. Блищенко И. П., Дурденевский В. Н. Дипломатическое и консульское право. М., 1962. 3. Вуд Дж., Серре Жан. Дипломатический церемониал и протокол. М., 1976. 4. Действующее международное право. М., 1996. Т. 1. 5. Действующее международное право. М., 1997. Т. 3. С. 18 - 23. 6. Кургузова Я. С. Функциональная защита международных организаций: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 7. Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Г. М. Мелков. М., 2009. 8. Сандровский К. К. Право внешних сношений: Учебник. Киев, 1986. 9. Сухарев Д. Л. Уголовная ответственность за нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой: Дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2003.

Название документа