Преступность как глобальная угроза

(Квашис В.)

("Юридический мир", 2005, N 10)

Текст документа

ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ УГРОЗА

XI КОНГРЕСС ООН ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ

И УГОЛОВНОМУ ПРАВОСУДИЮ

В. КВАШИС

Квашис В., профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России.

Прошедший в Бангкоке XI Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию совпал с двумя юбилейными датами. Во-первых, прошло ровно 50 лет с тех пор, как был учрежден и состоялся самый первый Конгресс ООН (Женева, 1950 год). Во-вторых, Конгресс проходил на фоне приближавшегося 60-летнего юбилея создания самой ООН, который только что отметило мировое сообщество.

Конгрессы ООН по предупреждению преступности издавна относятся к числу уникальных институтов и важнейших инструментов разработки стратегии и тактики борьбы с многообразными проявлениями преступности, интегрирующих опыт, накопленный национальными правоохранительными органами. Конгресс уже давно стал общепризнанным и самым авторитетным международным органом, деятельность которого сосредоточена на решении многоаспектных проблем в сфере борьбы с преступностью.

В работе Конгресса приняли участие представители более 130 стран, а общее число участников составило около 3 тысяч человек, включая руководителей ряда государств и высших должностных лиц системы уголовной юстиции. С российской стороны в работе Конгресса участвовали представители МИДа, МВД, ФСБ, а также ученые-криминологи Ю. В. Голик, В. Е. Квашис - в качестве эксперта, приглашенного генеральным секретарем Конгресса, и А. И. Коробеев.

В качестве основных пунктов повестка дня Конгресса включала:

1) эффективные меры по борьбе с транснациональной организованной преступностью; 2) международное сотрудничество в борьбе с терроризмом и связи между терроризмом и другой преступной деятельностью; 3) коррупция: угрозы и тенденции в XXI веке; 4) экономические и финансовые преступления: вызовы устойчивому развитию; 5) обеспечение действенности стандартов: пятьдесят лет деятельности по установлению стандартов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия.

Кроме того, в ходе работы Конгресса проходили шесть с практической точки зрения крайне важных семинаров-практикумов по таким темам, как: а) расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере, включая меры по выдаче; б) активизация реформы системы уголовного правосудия, включая реституционное правосудие; в) стратегия и самые эффективные методы предупреждения преступности, в частности, применительно к преступности в городах и к молодежи, составляющей группы риска; г) меры по борьбе с терроризмом согласно международным конвенциям и протоколам; д) меры борьбы с экономическими преступлениями, включая отмывание денег; е) меры борьбы с преступлениями, связанными с использованием компьютеров.

Важными ориентирами в работе Конгресса являлись опубликованные накануне два крупных документа - доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам "Более безопасный мир: наша общая ответственность" (А/59/565) и доклад генерального секретаря ООН "При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех" (А/59/2005). В последнем документе, значимость которого особенно отмечали многие делегаты, говорится о проблеме укрепления верховенства права, демократии и уважения к правам человека в их практическом достижении для каждого жителя планеты.

Борьба с транснациональной организованной

преступностью (ТОП)

Транснациональная организованная преступность бросает открытый вызов правоохранительным органам. В разных частях света преступные группы имеют возможность поддерживать связь и координировать свои действия, несмотря на расстояния; их не останавливают государственные границы и они зачастую пользуются новейшими технологиями, которые помогают избегать перехвата и контроля со стороны правоохранительных органов. Нараставшая интенсификация товарных и информационных потоков создала новые возможности для организованных преступных групп, которые используют их для расширения своей противоправной деятельности. Преступным группам стало легче использовать легальную экономику для сокрытия своих операций и быстрого перевода преступных доходов с целью избежать преследования правоохранительных органов. При этом для отмывания "грязных денег" преступные группы широко используют глобальный характер транснациональной системы финансирования. Тем самым организованная преступность обеспечивает себе приток наличных финансовых средств и инвестиционных капиталов. К концу ХХ века масштабы и угрозы ТОП приобрели глобальный характер.

Об опасности транснациональной организованной преступности для национальной экономики любой страны и мирового сообщества говорилось еще на V Конгрессе ООН по предупреждению преступности (Милан, 1975 год). Напряженная работа, которая велась ООН, достигла кульминации к середине 90-х годов, когда были приняты Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (резолюция 55/25 Генеральной Ассамблеи), Конвенция против организованной преступности, а также Протоколы о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее; против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху; против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия. На X Конгрессе ООН (Вена, 2000 год) проблема транснациональной преступности в повестке дня стала главной и определила весь последующий ход работы по организации эффективного международного сотрудничества в этой сфере. Как отмечалось на этом Конгрессе, транснациональные организации действуют таким образом, что совершаемые ими преступления становятся все более многогранными и взаимосвязанными. Поэтому расширение спектра криминального поведения, который охватывается транснациональной преступностью, вызывает серьезную обеспокоенность во всем мире. Вступление в силу 29 сентября 2003 года Конвенции против транснациональной организованной преступности и Протокола о пресечении торговли людьми явилось исторической вехой в борьбе международного сообщества с ТОП. Ожидалось, что реализация этих международно-правовых документов приведет к существенным изменениям в национальных правовых системах и даст новый импульс международному сотрудничеству, что в свою очередь будет стимулировать выработку более четких представлений об эффективности путей и средств борьбы с различными проявлениями ТОП. XI Конгресс ООН подтвердил справедливость этих ожиданий - большинство стран-участниц продемонстрировали реальные изменения в своих подходах к проблеме, которые нашли отражение в серьезной трансформации законодательства и стремлении к укреплению международного сотрудничества в борьбе с ТОП.

На Конгрессе активно обсуждались две основные тенденции глобального развития ТОП. Главный тренд - ее растущая диверсификация. Вторая тенденция - появление фактически новых видов криминальной деятельности ТОП. Речь идет прежде всего о торговле людьми, ставшей бизнесом с миллиардным оборотом; о разных формах мошенничества в сфере высоких технологий; о контрабандном провозе мигрантов; о гигантских масштабах хищения и контрабанды оружия, культурных ценностей и природных ресурсов. Повышенная общественная опасность этих преступлений очевидна, поражает их распространенность и темпы роста. Эксплуатация жертв торговли людьми, как правило, принимает форму рабства на основе кабального договора, а из способов эксплуатации самым распространенным стала насильственная проституция. (Еще на X Конгрессе ООН отмечалось, что только в Европейском союзе в индустрии сексуальных услуг занято свыше 500000 женщин, которые не являются гражданами государств - членов ЕС; за прошедшие пять лет этот показатель, как и в других регионах мира, значительно вырос). Контрабандный провоз мигрантов подрывает иммиграционную политику страны назначения и неразрывно связан с серьезными нарушениями прав человека. Масштабная торговля людьми и контрабанда мигрантов стали главными источниками доходов ТОП.

За последние 10 - 15 лет в деятельности ТОП произошли существенные изменения организационного и структурного плана, совершенствовались и менялись методы криминальной деятельности. Все более очевидным становится переход от крупных иерархических структур к небольшим группам или к специализированным сетевым структурам (он отражает общую тенденцию изменений в организации управления). Процессы глобализации сопровождаются резким ростом числа сетевых структур ТОП, их организационной гибкости и мобильности, интернационализации и кооперации, расширением географии, все более широким использованием новых технологий, расширением видов криминальной деятельности. Ясно, что потребность в консолидации усилий международного сообщества в борьбе с этим явлением растет. Сегодня Конвенцию ООН против ТОП уже ратифицировали более 100 стран. Основная задача состоит в том, чтобы обеспечить эффективную реализацию Конвенции и протоколов к ней.

Об угрозе компьютерной преступности начали говорить 15 лет назад (еще на IX Конгрессе ООН в Гаване). За эти годы стали стремительно распространяться новые технологии, и ситуация во всем мире кардинально изменилась. В Японии, например, за последние 7 лет такого рода преступления выросли в 6 раз; в России их число в последние годы ежегодно растет в 1,5 - 2 раза, а за последние 5 лет их регистрация выросла почти в 10 раз. И так в большинстве стран. Не случайно уже на X Конгрессе ООН стали говорить о растущей киберугрозе, а на XI Конгрессе - о качественно новом явлении - о киберпреступности. Традиционные представления о территориальной юрисдикции, об административных границах и т. п. применительно к киберпространству во многом вообще теряют смысл. Преступникам уже нет нужды физически находиться в определенной юрисдикции, чтобы воспользоваться лазейками в ее законодательстве. Новые технологии совершенствуются так быстро, что кибератаку можно начать мгновенно, не обнаруживая ни себя, ни свое местонахождение, и возможность засечь его ничтожно мала. Многообразие такого рода преступлений и сложность борьбы с ними растут. Распространение информационных технологий и стремительное развитие новых систем телекоммуникационных и компьютерных сетей сопряжено с их неправомерным использованием в преступных целях. Возможности такого использования ныне резко возросли. Отсюда и рост распространенности детской порнографии, использования новых графических и принтерных технологий для подделки документов, незаконного подключения к компьютерным сетям, вымогательства, уничтожения информационных систем, проникновений в эти системы с целью хищения или мошенничества и т. д. Поэтому и в резолюции Генеральной Ассамблеи (58/ 199), и в документах XI Конгресса речь шла о неэффективности традиционных подходов в борьбе с такими преступлениями, о создании глобальной культуры безопасности и защите информационных инфраструктур, о дальнейшем развитии международного сотрудничества в этой сфере.

Борьба с терроризмом

Терроризм представляет глобальную угрозу международной безопасности, он сеет безадресное насилие, подрывающее веру в способность государств защитить своих граждан. Поскольку терроризм выходит за рамки национальных границ, постоянно меняя свою тактику, методы действий и направления ударов, ни один регион и ни одна страна не могут считать себя полностью застрахованными. Понятно, что отсюда во весь рост встает проблема эффективного укрепления международного сотрудничества.

Предпринимаемые на международном уровне меры борьбы с терроризмом приобретают все более комплексный характер - они включают в себя меры в политической, правоохранительной, коммуникационной, финансовой и военной сферах.

Эффективность борьбы с терроризмом предполагает единое толкование этого феномена, однако международное сообщество его до сих пор не выработало. Этот вопрос вновь активно дебатировался на прошедшем Конгрессе. Накануне его открытия Генеральный Секретарь ООН Кофе А. Аннан в своем докладе (п. 91) подчеркнул необходимость такого определения терроризма, "которое давало бы ясно понять, что терроризм - это не только действия, уже запрещенные существующими конвенциями, но и любое действие, которое направлено на то, чтобы сеять смерть или тяжелые увечья среди мирных жителей или некомбатантов с целью запугать людей или заставить правительство или международную организацию делать или не делать что-то". Как известно, сейчас основу международного сотрудничества в борьбе с терроризмом составляют 12 международно-правовых документов - конвенций и протоколов, которые считаются универсальными инструментами предупреждения и пресечения терроризма. В середине сентября 2005 года на юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН Президент России первым подписал еще одну конвенцию - о борьбе с ядерным терроризмом, инициированную Россией. Но во всех этих документах универсальной трактовки терроризма, как уже отмечалось, пока нет. Сейчас интенсивно готовится всеобъемлющая конвенция против терроризма, где единое определение, похоже, будет наконец выработано.

Характерными особенностями современного терроризма являются:

количественный рост террористических акций с многочисленными жертвами и растущим материальным ущербом; реальная угроза использования террористическими организациями средств массового поражения (ядерный, химический и бактериологический терроризм); укрепление устойчивых связей между террористическими организациями и организованными преступными сообществами, особенно с такими, которые специализируются на наркоторговле и торговле оружием; размывание границ между внутренним и международным терроризмом, а также связь международного терроризма с наемничеством; расширение масштабов финансирования террористической деятельности международными экстремистскими организациями; использование террористических группировок в качестве средства реализации замыслов некоторых государств по расширению сферы своего геополитического влияния.

Тенденции развития организованной преступности, как уже отмечалось, следует рассматривать прежде всего в контексте все более опасной взаимосвязи организованной преступности и терроризма. Масштабный всплеск терроризма в разных странах вызывает большую озабоченность мировой общественности. Террористические акты, как правило, направлены против государства или гражданского общества и его институтов, они угрожают безопасности граждан, правопорядку и поддерживающим его многим социальным структурам. Опыт борьбы с терроризмом, накопленный за последние годы, показывает, что террористические акты совершаются не только "политическими" группами; иногда они используются в качестве тактического оружия для достижения преступных целей. Известно множество примеров, когда организованные преступные группы совершали акты насилия в политических целях или же для того, чтобы помешать осуществлению правосудия. Известно также много других случаев, когда группы, которые по своему характеру считались террористическими, на самом деле совершали банальные преступления с тем, чтобы добывать средства для финансирования своей деятельности или достигнуть цели, поставленные этими группами (достаточно вспомнить, например, многообразие криминальной активности уже забываемой за пределами Японии секты "Аум Сенрике"). Одним словом, налицо многообразие самых различных комбинаций преступной активности тех и других групп, взаимопроникновение форм и методов их деятельности, постоянная и взаимная финансовая подпитка.

Опыт расследования такого рода преступлений показал, что расширение взаимосвязей между транснациональной организованной преступностью и международным терроризмом, помимо всего прочего, требует укрепления международного сотрудничества, где еще достаточно остро ощущается отсутствие согласованности и даже несовместимости между национальными правовыми системами, а также несовместимости между такими системами и международными соглашениями, которые призваны обеспечить функционирование механизмов международного сотрудничества в области уголовного правосудия. В итоге эффективность такого сотрудничества резко снижается, а в ряде случаев вообще оказывается проблематичным.

Борьба с коррупцией

Коррупция является одной из наиболее серьезных проблем глобального характера, которая угрожает социально-экономическому и политическому развитию, подрывает демократические и моральные устои общества. В рамках реализуемой ООН глобальной программы борьбы с коррупцией принято выделять три уровня (вида) этого явления. Первый - это коррупция в сфере государственной администрации, которая связана главным образом с представлениями граждан и опытом их взаимоотношений с государственными учреждениями, местными органами власти, полицией, таможней и т. д. Второй вид - коррупция в сфере коммерческой деятельности, связанная с опытом работы средних фирм и предприятий розничной торговли, а также с представлениями предпринимателей; такая коррупция нарушает рыночные процессы и связи и может способствовать образованию монополий и усилению нечестной конкуренции. Наконец, третий вид - это коррупция на высоком уровне в финансовых, политических и административных коридорах власти. Это наиболее разрушительный вид коррупции, который может создавать серьезные проблемы в международных экономических и политических отношениях. Понятно, что ценность такой классификации видов коррупции весьма относительна - на самом деле все виды проявления коррупции весьма тесно переплетаются, и между ними не может быть "китайской стены"; соответственно относительной является ценность выявляемых с помощью такой методологии масштабов коррупции в той или иной стране.

Так или иначе коррупция, несомненно, несет огромный ущерб и все более опасные угрозы мировому сообществу. Сегодня каждая социально-экономическая система являет миру свою модель коррупции, и практически нет ни одной такой системы, в той или иной степени не зараженной коррупцией. В странах с разным уровнем развития распространенность и характер коррупции различны (в бедных странах масштабы коррупции, как правило, значительно шире), а главное, существенно различны ее последствия. В развивающихся странах и в странах с переходной экономикой коррупция резко тормозит их социально-экономическое и политическое развитие; общественные ресурсы здесь используются неэффективно, растет недоверие населения к политическим институтам, соответственно, снижается производительность, эффективность административной деятельности, идет подрыв авторитета и законности политической системы. Торможение экономического развития ведет к политической дестабилизации, к деградации общественной инфраструктуры, систем образования, здравоохранения и многих других социальных услуг. В развитых странах коррупция подрывает этические принципы, нарушает принципы конкуренции (что сказывается на качестве продукции и услуг), способствует сохранению неравенства в обществе. Кроме того, повышается дефицит национального бюджета, а предписания, призванные повышать социальную ответственность корпораций, не выполняются.

Понятно, что последствия коррупции для первой группы стран куда более тяжелые и носят они долговременный характер. По данным "Transparency International", Россия по масштабам коррупции среди 133 изученных стран занимает 87 место, рядом с Малави, чье географическое местонахождение мало кому известно. Недавно опубликованные результаты исследования Фонда ИНДЕМ, кажется, прошли незамеченными ни властями, ни широкой общественностью страны. Между тем, по данным этого фундаментального исследования, в объеме коррупционного делового рынка России на долю исполнительной власти приходится 87,4% взяток (на долю законодательной и судебной власти - соответственно 7,1% и 5,5% взяток). Рынок деловой коррупции в стране за последние 4 года вырос в 9 раз. Общая сумма взяток сегодня в 2,6 раза превышает бюджет России, а средний размер одной взятки чиновнику составляет 135,8 тысячи долларов! Цифры поражают воображение.

Давно известно: чем выше в экономике страны сырьевая доля, тем выше коррупция. Экономический потенциал развитых стран на 64% формируется человеческим капиталом и лишь на 20% - сырьевым. В России, наоборот, 72% приходятся на сырьевой фактор и лишь 14% - на человеческий капитал. Ориентация экономики страны на интеллектуальный труд увеличивает долю зарплаты в ВВП, повышает уважение к личности и значительно снижает коррупционный риск. И наоборот, ориентация на природные ресурсы приводит к низкой зарплате, к обострению социальных проблем и служит благодатной почвой для расцвета коррупции.

Серьезным препятствием для реализации антикоррупционных мер является коррупция в самой системе юстиции. Она означает, что правовые механизмы борьбы с коррупцией никогда не будут работать в полную силу.

Необходимыми предпосылками успешной борьбы с коррупцией являются наличие политической воли и, конечно, готовность самого общества. И здесь решение проблемы невозможно без ломки стереотипов, без поворота и адаптации массового правосознания к потребностям, в корне меняющим вектор экономического и демократического развития общества. Без этого даже самые суровые меры репрессии не решат проблему. Это, похоже, осознали и в Китае, где до сих пор в массовом порядке проводятся показательные казни чиновников-взяточников. Кстати, на Конгрессе именно представитель Китая заявил, что борьба с коррупцией в XXI веке - дело молодежи, имея, вероятно, в виду, что у нее еще не выработались стереотипы атрибутивного восприятия взяточничества.

Известно, что коррупция служит питательной средой для конфликтов и способствует их разжиганию. Поэтому борьба с коррупцией и главное - ее профилактика должны рассматриваться в качестве ключевых элементов урегулирования конфликтов. В противодействие коррупции ООН за последнее десятилетие проделана значительная работа, разработан и принят ряд крупных международно-правовых документов, в которых речь так или иначе идет о стратегии и тактике борьбы с коррупцией (в том числе уже упомянутая Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности). Особое значение в свете вышеизложенного имеет принятая Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года Конвенция против коррупции (резолюция 58/4), которая ныне интенсивно ратифицируется многими странами. Кстати, представители ряда стран уже в ходе работы Конгресса заявили о сдаче в ООН ратификационных документов.

Конвенция против коррупции предусматривает признание в качестве уголовно наказуемых целого ряда деяний и принятие комплекса мер по их предупреждению. При этом разработка эффективных стратегий по предупреждению коррупции в Конвенции рассматривается в качестве ключевого элемента борьбы с этим явлением. Среди принципиально новых и наиболее перспективных компонентов Конвенции следует выделить положения о взыскании и возвращении активов, о технической помощи и механизмах их осуществления. Причем возвращение активов в Конвенции рассматривается в качестве фундаментального принципа борьбы с коррупцией. Большое внимание в этом прорывном документе уделено и процедурным проблемам расследования коррупции. Конвенция содержит, в частности, специальные положения о мерах поощрения заявителей, а также о защите свидетелей и лиц, сообщающих информацию (ст. 32 - 33).

Практика показывает, что коррупция нередко содержит транснациональные элементы (когда взяточники действуют в разных юрисдикциях). Поэтому так важно укреплять международное сотрудничество в сфере правосудия, реализуя такие предусмотренные конвенцией меры, как выдача, передача осужденных, взаимная правовая помощь, передача уголовного производства, укрепление сотрудничества правоохранительных органов (ст. 44 - 49).

Борьба с экономическими и финансовыми преступлениями

Высокая прибыль от различных финансовых и экономических преступлений в современном глобальном контексте не может не привлекать внимания хорошо подготовленных организованных преступных групп. Рост экономических и финансовых преступлений - и их количества, и тяжести их последствий - является следствием развивающихся процессов глобализации и интеграции мировых финансовых рынков, что способствует проведению не только легальных, но и противоправных сделок. В свою очередь рост мировых финансовых рынков означает, что кумулятивные последствия экономических и финансовых преступлений редко ограничиваются одной страной. За последнее десятилетие по известным делам о крупном мошенничестве в банковской системе (например, по делу о Международном кредитно-коммерческом банке) последствия имели действительно глобальный характер, затронув интересы инвесторов из различных стран и нанеся ущерб банковским системам ряда развивающихся стран.

Транснациональным преступным группам стало легче использовать легальную экономику для сокрытия своих противоправных операций и быстрого перевода преступных доходов с целью избежать расследования правоохранительных органов. Новые достижения в области информационных технологий и связанный с ними процесс глобализации не только расширили возможности для экономических и финансовых преступлений, но и значительно осложнили работу по сдерживанию их негативных последствий. От экономической преступности может пострадать неизмеримо большее число людей, национальная экономика стран и глобальная финансовая система.

Термин "экономическая и финансовая преступность" в широком смысле означает ненасильственные преступления, которые причиняют финансовый ущерб, хотя этот ущерб может быть и скрытым. Этим термином сегодня в разных странах по-разному охватывается широкий спектр преступных деяний и потому почти четверть века его концептуальное, и сколь-либо четкое определение на международном уровне сформировать пока не удается. Ориентиром служит сформулированное еще в 1981 году Комитетом министров Совета Европы (рекомендация N R (61) 12) определение 16 видов экономических правонарушений. Это, в частности, мошенническая практика и злоупотребление экономическим положением со стороны многонациональных компаний; получение обманным путем государственных субсидий международных организаций или злоупотребление субсидиями; хищения компьютерных данных; нарушения коммерческой тайны; создание фиктивных фирм; обман кредиторов (банкротство, нарушение прав на промышленную или интеллектуальную собственность); обман потребителей; нарушение налоговых правил и т. д. Выработка единого понятия и оценка реальных масштабов этих преступлений осложняется стремительным развитием новых технологий, открывающим новые возможности для противоправной деятельности и еще больше расширяющим перспективы их диверсификации. Поэтому противодействие такого рода преступлениям чаще всего запаздывает.

К таким преступлениям относятся также мошенничество с кредитными карточками, изготовление фальшивых банкнот, хищение документов, удостоверяющих личность. В США, например, несмотря на общее снижение числа краж (за 10 лет оно снизилось на 55%), головной болью для полиции стал резкий рост краж документов, удостоверяющих личность, и кредитных карточек. Год назад жертвами таких преступлений стали около 10 млн. американцев. Жертвами мошенничества могут одновременно оказаться тысячи людей как в странах с развитыми финансовыми системами, так и в странах, в которых отсутствуют эффективно действующие регулятивные, правовые и судебные структуры.

Широкие возможности для расширения подобной преступной деятельности открыли быстрое развитие сети Интернета и рост электронных банковских операций. Подделка кредитных и дебетовых карточек стала серьезной международной проблемой, ибо путем мошенничества преступники могут получать в глобальном масштабе значительно более высокую прибыль, чем от изготовления фальшивых денег. Интернет стал эффективным инструментом распространения целого набора мошеннических операций, благодаря которому можно получать всю необходимую информацию о физических лицах и компаниях, представляющих интерес, и с помощью которого можно провести множество мошеннических операций. По мнению экспертов, доходы от такого рода преступной деятельности будут постоянно возрастать, а объем незаконной прибыли может приблизиться к доходам от оборота наркотиков.

Организованные преступные группы используют транснациональный характер глобальной системы финансирования для "отмывания денег", когда преступные доходы маскируются в целях сокрытия их подлинного происхождения и обеспечения в будущем видимости их легитимного использования. Таким путем "отмывание денег" обеспечивает для целей организованной преступности приток наличности и инвестиционных капиталов. Как известно, после трагических событий 11 сентября 2001 года международное сообщество приняло решение бороться с "отмыванием денег" и финансированием терроризма в комплексе, т. к. эти два вида преступной деятельности тесно взаимосвязаны (в обоих случаях используются те же схемы, хотя, конечно, деньги террористам могут поступать и из других источников).

Как отмечалось на Конгрессе, уже в ближайшей перспективе число экономических и финансовых преступлений и соответственно объемы преступных доходов скорее всего будут расти. Эта реальная угроза повышает остроту проблемы для всего международного сообщества, вынуждает к поиску механизмов, в которые должны встраиваться соответствующие правила и гарантии с целью предотвращения такого рода преступлений. Противодействие экономическим и финансовым преступлениям, как показывает отечественная и зарубежная практика, все больше становится неотъемлемым элементом эффективной борьбы с угрозами безопасности на глобальном уровне.

В ходе работы Конгресса удалось выработать целый ряд материалов и документов, формирующих своего рода законодательную базу, поскольку многие из них содержат общеприменимые нормативные стандарты. В связи с этим на Конгрессе было признано, что наличие достаточно солидной нормативной основы для борьбы с транснациональной организованной преступностью, терроризмом, коррупцией и другими наиболее опасными явлениями актуализирует задачу ее эффективного использования.

Конгресс констатировал активную работу большинства государств по имплементации международно-правовых документов ООН в национальное законодательство, их влияние на совершенствование уголовного правосудия, укрепление принципа верховенства права, на рост всеобщего уважения норм поведения, свобод и общечеловеческих ценностей. Похоже, что в силу глобального характера проблематики преступности такого рода тенденция конвенциального развития правосудия по уголовным делам в ближайшей перспективе будет еще более интенсивной. Залогом такого развития должна стать все большая согласованность усилий мирового сообщества в сфере борьбы с преступностью.

Название документа