Правовое обеспечение и организация работы органов местного самоуправления по защите прав потребителей на территории муниципального образования

(Карташова Т. Е.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2007, N 8) Текст документа

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. Е. КАРТАШОВА

Карташова Т. Е., ведущий специалист по защите прав потребителей Администрации города Абакана.

В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление согласно ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Федерации самостоятельное и под свою ответственность решение населением и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций <1>. -------------------------------- <1> См.: Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во "Проспект", 2006. С. 672.

Вопросы местного значения согласно законодательству о местном самоуправлении затрагивают все основные области жизнедеятельности населения городских, сельских поселений и других муниципальных образований. Органы местного самоуправления обладают полномочиями, связанными с осуществлением ими защиты прав потребителей услуг (работ), оказываемых на территории муниципального образования независимо от форм собственности, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Согласно Федеральному закону Российской Федерации N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" среди вопросов местного значения нет функции по защите прав потребителей <2>. Кроме того, вследствие внесенных изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" органы местного самоуправления утратили право приостанавливать или прекращать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) до предоставления соответствующей информации в случаях, если выявлено, что их продажа не сопровождается достоверной и достаточной информацией или товары продаются с просроченными сроками годности или без срока годности, если установление этих сроков обязательно <3>. Также отменен пункт, в соответствии с которым для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления могут самостоятельно формировать соответствующие структуры. -------------------------------- <2> Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 10 мая 2007 г.). <3> Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (ред. от 21 декабря 2004 г.).

Таким образом, в настоящий момент Закон как не запрещает, так и прямо не обязывает органы местного самоуправления реализовывать функцию по защите прав потребителей. Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ <4>. Правительство Российской Федерации Постановлением от 30 июня 2004 г. N 322 утвердило Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в соответствии с которым данная служба осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе контроль за соблюдением правил продажи отдельно предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ и оказания услуг <5>. Национальная политика в сфере защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социальных и экономических преобразованиях нашей страны. Она осуществляется во взаимосвязи с общим курсом экономических и правовых реформ с учетом их влияния на экономическое положение граждан на потребительском рынке товаров, работ и услуг. Политика в сфере защиты прав потребителей призвана в полной мере способствовать достижению стратегической цели социально-экономической программы Правительства Российской Федерации до 2010 года - повышению уровня жизни населения <6>. -------------------------------- <4> Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 23 декабря 2005 г., с изм. от 27 марта 2006 г.). <5> Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (ред. от 23 мая 2006 г.). <6> Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 717 "О Федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)" (ред. от 3 декабря 2004 г., с изм. от 7 июля 2005 г.).

Несмотря на неопределенную позицию законодателя в отношении защиты прав потребителей, муниципальные власти по-прежнему реализуют эту функцию. Сегодня структуры по защите прав потребителей существуют практически во всех городах: в Красноярске (отделы по защите прав потребителей администраций районов), Тюмени (Управление по защите прав потребителей, рынку товаров и услуг Администрации города), Туле (Комитет по защите прав потребителей Администрации города), Новосибирске (Комитет по защите прав потребителей Администрации города), Самаре (отделы по защите прав потребителей администраций районов города), Свердловске (отдел по защите прав потребителей Администрации города), Абакане (отдел развития предпринимательства и потребительского рынка Комитета муниципальной экономики Администрации города). Несмотря на ограничения контрольных функций органов муниципальной власти в сфере торговли, оказания услуг и выполнения работ, наиболее социально востребованные функции оставлены без изменений. Согласно п. 2.2 Методических рекомендаций для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей (разработаны Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на основании ст. 44 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей") органы местного самоуправления: 1) рассматривают письменные и устные обращения и заявления потребителей; 2) консультируют их по вопросам защиты прав потребителей; 3) оказывают помощь потребителям в восстановлении их нарушенных прав, в том числе и при составлении исков в суды; 4) анализируют договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями, с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей; 5) обращаются в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей). Так, в Республике Хакасия отделы по защите прав потребителей сформированы не только при администрациях городов, но и в районных центрах. В Республике Хакасия на сегодняшний день функционирует 10 подразделений по защите прав потребителей при органах местного самоуправления. Естественно, что для Республики в целом этого недостаточно, но сделанная работа по защите прав потребителей оправданна. По статистике большинство обращений граждан носит устный характер. Специалисты по защите прав потребителей консультируют по вопросам защиты прав потребителей как на личных приемах, так и по телефону. Необходимо отметить участие специалистов по защите прав потребителей в досудебном урегулировании споров между потребителями и продавцами (изготовителями, исполнителями). По Республике Хакасия в 2006 г. в отделы по защите прав потребителей обратилось 2367 граждан. Наиболее распространенные жалобы касались реализации товара ненадлежащего качества, наличия неполной и недостоверной потребительской информации, нарушения при гарантийном обслуживании, при предоставлении потребительского кредита. Зачастую владельцы известных товарных знаков или фирменных наименований не контролируют добросовестность действий их концессионеров или франчайзеров. Таким образом, наибольшее количество нарушений прав потребителей выявляется в сферах, представляющих жизненный интерес для человека, а именно торговля, бытовое обслуживание, услуги транспорта, связи, коммунальные, медицинские, образовательные, страховые, туристические услуги. В 2006 г. по Республике Хакасия в досудебном порядке было разрешено более 70% конфликтов. Органы местного самоуправления вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей), т. е. подавать исковые заявления в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов. В 2006 г. работниками местных администраций Республики Хакасия было подготовлено 76 исковых заявлений. Процент удовлетворения исков по защите прав потребителей составил 95%. Специалисты по защите прав потребителей органов местного самоуправления регулярно повышают свой профессиональный уровень. Его росту во многом способствуют стажировки в Управлении Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия, участие в семинарах и конференциях в соответствующих учебных заведениях по подготовке кадров. Органы местного самоуправления являются необходимым звеном национальной системы защиты прав потребителей, поскольку действуют на муниципальном уровне, наиболее приближенном к населению. Деятельность муниципальных образований направлена на решение тех потребительских проблем, которые являются актуальными именно для данной территории. Если проверкой по жалобе потребителя будут установлены факты продажи товаров ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, органы муниципальной власти вправе направить полученные материалы в территориальное управление Роспотребнадзора. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека инициирует вопросы, связанные с необходимостью укрепления взаимодействия между территориальными управлениями Службы и органами местного самоуправления. Руководители управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека заключают с главами муниципальных образований соглашения о взаимодействии сторон в области совместных контрольно-проверочных мероприятиях и информационного обмена в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в целях защиты потребительского рынка от некачественной, фальсифицированной и контрафактной продукции. Таким образом, органы местного самоуправления являются одной из составляющих национальной системы защиты прав потребителей. Поскольку именно органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации решают вопросы местного значения, постольку они, используя полномочия, предоставленные Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", могут обеспечить оперативную защиту интересов потребителей по месту жительства на основе безвозмездности, беспристрастности и индивидуального подхода к каждому потребителю.

------------------------------------------------------------------

Название документа